Во время нападения турок на Афонскую Гору Каллист бежал со святым Григорием в Адрианополь, а в 30-х годах XIV столетия окончательно эмигрировал с ним в Парорию 300 . В свою очередь преподобный Григорий, питая к святому Каллисту отеческую любовь, поверял ему тайны своего созерцания 301 . Он видел прозорливо неоценимую пользу общения Каллиста с вышеупомянутым смиренным Марком Клазоменским и благословил Марку и Каллисту жить в одной келии в единодушной братской любви. «Находясь вместе, – говорил им преподобный, – вы не лишитесь Царства и славы Христовой». По иноческому обычаю Каллист и Марк, слыша это завещание своего учителя, пали ему в ноги и просили о себе его отеческих молитв. Вслед за тем они 28 лет жили неразлучно в таком духовном единении, что, казалось, в двух телах этих подвижников была одна душа. Случалось нередко даже так: звавший Каллиста слышал ответный голос Марка и спрашивавший что-либо у Марка получал ответ из уст Каллиста. Во время одной сильной болезни Марка, постигшей его уже после кончины преподобного Григория, Каллист привел его для лечения из пустыни в Лавру Святого Афанасия 302 и здесь открыто являл крайне трогательную заботу о нем. Кроме Каллиста и Марка у Григория Синаита были также еще ученики, о которых, за исключением их имен, не сохранилось других биографических сведений. Из числа их следует упомянуть епископа Иакова, управлявшего некоторое время Сервионской епископией, и иноков Моисея, Лонгина, Корнилия и Исаию. Сравнительно более известны из биографических свидетельств другие два сподвижника Синаита по безмолвию – это слепец Аарон и инок Климент. Слепец Аарон, принятый преподобным под отеческое свое крыло из сострадания, как-то раз услышал от него, что лишение телесных очей не связано с потерей духовного зрения. Напротив, утверждал преподобный, бережное ношение в душе света вечного и искренняя надежда на Бога, соединенная с неусыпной молитвой, способствуют просвещению и слепца изначальным божественным светом. На благодатную почву пали эти указания Григория Синаита .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Не имея средств к жизни, он, однако, не испытывал с двумя сопровождавшими его учениками никакой нужды в питании. По устроению промысла Божия пища аккуратно доставлялась ему неизвестными людьми. Густое население Константинополя, конечно, не могло в своей среде совершено скрыть Григория Синаита от взоров благочестивой константинопольской знати. Царский брат, инок Афанасий Палеолог, сообщил о преподобном самому василевсу – Андронику Палеологу Старшему (1282−1328) 313 . Тот часто приглашал к себе Синаита, много раз предлагал ему высокое церковное положение, но всегда встречал с его стороны категорический отказ. Через шесть месяцев пребывания в Константинополе святой Григорий на корабле переправился в пределы Болгарии. Влекомый внезапной морской бурей, его корабль непредусмотренно был занесен на западный берег Черного моря, в городок Созополь. Отсюда преподобный с учениками перешел в Ракию и здесь, в Парорийской пустыне, покрытой холмами и дремучим лесом, решил обосноваться для подвигов 314 . Наиболее дикая и непроходимая часть Парории носила название Месомилия. В ней тогда подвизался в строгом безмолвии один монах, по имени Амирали, с несколькими учениками. Григорий Синаит устроил себе и своим спутникам жилище вблизи келии старца. Амирали с глубокой завистью смотрел на новых парорийских обитателей. Он даже перенес от их построек свою келию и келии учеников на расстояние 125 шагов, или 625 футов. Ореол блестящей славы, окружавшей личность Синаита, был небезызвестен Амирали, и ему было весьма нежелательно утратить личный авторитет среди своих учеников. Сильная антипатия самолюбивого парорийского отшельника к преподобному Григорию создала сгущенную атмосферу отношений между туземными и пришлыми обитателями Месомилии и в конце концов разрешилась бурею. Некто монах Лука, состоявший еще на Афоне учеником святого Григория, а затем избравший старцем Амирали, однажды, иронизируя над преподобным, при встрече с ним вдруг выхватил из-под одежды спрятанный там меч и бросился на своего бывшего старца, чтобы умертвить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

    2 поколение: 1. Преподобная Евфросиния Полоцкая, Преподобный Петр Дамаскин, Святой Леонтий, Патриарх Иерусалимский, Николай, игумен Странтский. 2. Киев, Русь, Палестина (Юг Италии). 3. Житие Преподобной Евфросинии Полоцкой, Творения Преподобного Петра Дамаскина, Житие Святого Леонтия Иерусалимского, Путешествие Фоки Творения Николая, игумена Странтского.     3 поколение: 1. Преподобные Кирилл и Лаврентий, епископы Туровские, Преподобный Симеон Сербский, Преподобный Савва Сербский, Николай Странтский. 2. Киевская Русь, Афон, Палестина, Юг Италии. 3. Печерский Патерик, Творения и молитвы Преподобного Кирилла Туровского, Житие Преподобного Симеона и Преподобного Саввы Сербского, Творения Николая Странтского (Гидрутского). XIII ВЕК     1 поколение: 1. Преподобные Авраамий Смоленский и Савва Сербский. 2. Киев, Русь, Афон, Сербия. 3. Житие Преподобного Авраамия Смоленского. Житие и творения Преподобного Саввы Сербского.     2 поколение: 1. Преподобный Мелетий Галасийский, Арсений (наставник Преподобного Григория Синаита, Арсений, Патриарх Константинопольский, Мученики из-за унии (на Афоне и др.). Святой князь Александр Невский. 2. Малая Азия (Галасийская обл.), Афон, Северная Русь. 3. Творения Преподобного Мелетия Галасийского («Восторгнутые Класы» в сборнике Паисия (Величковского)). Житие Преподобного Григория Синаита, Святого Александра Невского, сведения о Патриархе Арсении Константинопольском в Византийской Истории и др., Афонский Патерик.     3 поколение: 1. Святой Феолипт филадельфийский, Святой Афанасий, Патриарх Цареграда, Святитель Петр, Митрополит Московский, Преподобный Петр Ордынский. 2. Константинополь, Афон, Малая Азия, Галасийский монастырь, Ростов. 3. Творения Преподобного Феолипта Филадельфийского (Добротолюбие), Житие Святого Афанасия, Патриарха Цареградского (и его письма), Житие Петра Ордынского, Житие Святителя Петра Киевского и Московского. XIV ВЕК     1 поколение: 1. Преподобный Максим Капсокаливский, Преподобный Григорий Синаит и его ученики, Святые Сербские: Даниил, Стефан и др., Святой Петр, Митрополит Киевский и Московский. 2. Афон, Сербия, Ростов (средняя и северная Россия). 3. Житие Григория Синаита и его творения, Житие Преподобного Максима Капсокаливского, Житие Святителя Петра Московского (написанное Прохором Ростовским).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2. Киевская Русь, Афон, Палестина, Юг Италии. 3. Печерский Патерик, Творения и молитвы Преподобного Кирилла Туровского, Житие Преподобного Симеона и Преподобного Саввы Сербского, Творения Николая Странтского (Гидрутского).   XIII ВЕК 1 поколение: 1. Преподобные Авраамий Смоленский и Савва Сербский. 2. Киев, Русь, Афон, Сербия. 3. Житие Преподобного Авраамия Смоленского. Житие и творения Преподобного Саввы Сербского. 2 поколение: 1. Преподобный Мелетий Галасийский, Арсений (наставник Преподобного Григория Синаита, Арсений, Патриарх Константинопольский, Мученики из–за унии (на Афоне и др.). Святой князь Александр Невский. 2. Малая Азия (Галасийская обл.), Афон, Северная Русь. 3. Творения Преподобного Мелетия Галасийского («Восторгнутые Класы» в сборнике Паисия Величковского). Житие Преподобного Григория Синаита, Святого Александра Невского, сведения о Патриархе Арсении Константинопольском в Византийской Истории и др., Афонский Патерик. 3 поколение: 1. Святой Феолипт филадельфийский, Святой Афанасий, Патриарх Цареграда, Святитель Петр, Митрополит Московский, Преподобный Петр Ордынский. 2. Константинополь, Афон, Малая Азия, Галасийский монастырь, Ростов. 3. Творения Преподобного Феолипта Филадельфийского (Добротолюбие), Житие Святого Афанасия, Патриарха Цареградского (и его письма), Житие Петра Ордынского, Житие Святителя Петра Киевского и Московского.   XIV ВЕК 1 поколение: 1. Преподобный Максим Капсокаливский, Преподобный Григорий Синаит и его ученики, Святые Сербские: Даниил, Стефан и др., Святой Петр, Митрополит Киевский и Московский. 2. Афон, Сербия, Ростов (средняя и северная Россия). 3. Житие Григория Синаита и его творения, Житие Преподобного Максима Капсокаливского, Житие Святителя Петра Московского (написанное Прохором Ростовским). 2 поколение: 1. Святой Григорий Палама, Преподобный Сергий Радонежский, Святые Филофей и Каллист, Патриархи Константинопольские. Святой Алексий, Митрополит Московский, Преподобный Савва (Афон), Нил Кавасила. 2. Афон, Константинополь, средняя Россия (Московский край).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Более серьезные аргументы Σκκος приводит, доказывая, что вторая глава «Путеводителя», так называемая «Книга определений», имеет другого автора и написана в другое время по сравнению с «подлинной работой Анастасия Синаита ». Исследователь приводит пять аргументов в пользу своей гипотезы. 106 Во-первых, «Книга определений» происходит из Liber de definitionibus, приписываемой свт. Афанасию Великому . 107 То, что в рукописях, которые содержат только «Книгу определений» (с 30 по 67 в описании Uthemann’a), 108 она приписывается Анастасию, Σκκος объясняет опиской, возникшей, возможно, при переписывании со слуха. Во-вторых, в заголовке этого собрания сказано, что это набор определений, почерпнутых у Отцов Церкви, в особенности у Климента (II, 1, 1–6; 158). В-третьих, составитель «Книги определений» ссылается на Прем.13:1 (II, 3, 22; 163). В «подлинной работе Анастасия Синаита » есть также ссылка на Прем.13:1 (VIII, 2, 1–15; 223–224). На основании того, что в VIII главе нет отсылки на то толкование, которое дано во II главе, но есть ссылка на некий Τμος πολογητικς, о котором не упомянуто во II главе, Σκκος делает вывод о разных авторах этих двух мест. В-четвертых, Анастасий в своей «настоящей работе» никогда не обращается к этимологии слов, в то время как для составителя «Книги определений» это имеет большое значение для догматических споров. Наконец, по мнению греческого исследователя, с точки зрения истории языка часть второй главы, как раз посвященная этимологии различных слов (II, 8, 1–100; 182–189), не могла быть создана ранее IX века, когда в Византии стал развиваться «итацизм». Так, Σκκος указывает, что при объяснении этимологии четырех слов, представленной в «Путеводителе»: δης – от δηλος δλος (ΙΙ, 8, 17; 183), λπη – от λεψει (ΙΙ, 8, 36; 185), γκλη – от νω ατς κολον (ΙΙ, 8, 50; 186) и κοιλα – от κειν τ λεα (II, 8, 53; 187), предполагается полная идентичность произношения следующих гласных и дифтонгов: η, υ, ει, οι. Σκκος указывает, что до IX века «итацизм» еще не получил распространения в Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Так как он почему-то замедлил с приездом на Святую Гору, то Каллист, не вынеся разлуки с любимым учителем, направился из Афона в Константинополь. Между тем наступила зима. Морское сообщение с Афоном надолго прервалось, и лишь весной следующего года преподобный с учениками мог прибыть на Афонскую Гору в Лавру Святого Афанасия. Вблизи от нее в совершенном уединении он и стал продолжать свой безмолвнический подвиг 317 . Приблизительно около 1333 года из пределов Византии отряды турок снова неожиданно перебрались на Афон в целях его опустошения 318 . Спасаясь от турецкого зверства, Григорий Синаит по необходимости укрылся в стенах Лавры Святого Афанасия, хотя тяготился пребыванием в иноческом обществе и не переставал думать об удалении отсюда в Парорию. Как человек энергичный и смелый, он воспользовался первым благоприятным случаем покинуть Афон и через Адрианополь с Каллистом прибыл на парорийскую Обледенелую гору. Это вторичное поселение относится к 30-м годам XIV столетия. Молва о возвращении святого Григория в Парорию быстро разнеслась среди парорийских и афонских безмолвников. Они стеклись к нему и расселились вблизи его. Такое скопление учеников послужило для Синаита основанием к созданию четырех лавр. Одна из них – Великая – была устроена в Парорийской пустыне, остальные три – в пещерах Месомилии и местечке Пезувия 319 . Братство названных лавр составилось преимущественно из греков, сербов и болгар и проводило суровую аскетическую жизнь 320 . К сожалению, парорийские разбойники не переставали нарушать мирный характер жизни боголюбивых исихастов. Они постоянно тревожили их своими грабительскими нападениями. Чтобы хоть несколько обезопасить иноков от разбойнических шаек, Григорий Синаит , слыша о редкостной доброте и благочестии болгарского царя Иоанна-Александра, просил у него защиты. В ответ на просьбу Григория Иоанн-Александр приказал для охраны монастыря, где жил преподобный, построить пирг, или башню, придавший обители вид крепости и известный под именем пирга Синаита 321 . Разбойникам было официально объявлено, что в случае продолжения грабительств они будут караться неумолимо 322 . Внушительный указ возымел благотворное действие. Иные из них отказались от постыдного занятия, а другие даже вступили в число учеников святого Григория. Внешне обезопасив парорийские лавры, Иоанн-Александр по-царски обеспечил монастыри Синаита и в материальном отношении. Он пожертвовал им громадный денежный капитал, большие земельные владения, богатое рыбное озеро, значительные стада крупного и мелкого домашнего скота и, сверх того, на свои средства соорудил в Великой парорийской Лавре храм. Григорий, видя полное упорядочение жизни основанных им обителей, горячо благодарил Бога. Теперь устранились препятствия к тихой созерцательной жизни. Равно и совершенные из его учеников могли спокойно и безраздельно отдаться подвигу безмолвия.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Если принять во внимание предположение иеромонаха Амфилохия (Радовича) о том, что преподобный Афанасий Метеорский был ближайшим учеником святого Григория Молчаливого с. 132], то житие преподобного Афанасия может дать нам ряд дополнительных сведений о жизни и подвигах преподобного Григория Молчаливого. Из этого жития видно, что святой Григорий Молчаливый стал учеником преподобного Григория Синаита , когда тот был на Святой Горе Афон. После ухода учителя безмолвия с Афона преподобный Григорий остался там и долгое время подвизался с Моисеем – одним из учеников святого. К ним иеромонах Каллист направил преподобного Афанасия, с именем которого впоследствии будет связан расцвет знаменитого монашеского оазиса на Метеорах в Фессалии. Преподобный Афанасий Метеорский, лично знавший святого Григория Синаита и получивший от него первые наставления исихастского делания с. 298], дальнейшие свои духовные подвиги продолжал под руководством преподобного Григория Молчаливого с. 132], от которого и принял монашеское пострижение. Совместным подвигам Моисея и Григория Молчаливого препятствовали частые нападения на Афон разбойников, в особенности на то место, где они находились. Они вынуждены были расстаться. Моисей, взяв одного из послушников по имени Стефан, отправился в Иверский монастырь, в котором закончил свой земной путь. А святой Григорий Молчаливый с учениками Афанасием и Гавриилом отправился в Солунь и далее в Сербию, к ученику Синаита митрополиту Иакову Серскому. По совету и благословению митрополита они поселились в Метеорских горах в западной Фессалии на одной высокой и отвесной скале, где, кроме птиц, никто не обитал. Первое время преподобный Григорий Молчаливый жил с Афанасием. Вскоре к ним стали приходить люди, желавшие подвижнического жития. Видя духовный рост Афанасия, преподобный Григорий освободил его от обычного послушания и дал благословение на молитвенное уединение с. 302]. Место подвигов преподобного Григория Молчаливого представляло своего рода столп, на котором со временем образовался монастырь. Множество иноков проходило подвиги под мудрым руководством старца. Когда в новой обители установился строгий устав и стал не менее строго соблюдаться, Господь перевел Своего верного раба в другое место для создания новых духовных центров. Ими стали монастырь Григориат на Афоне и позднее обитель Горняк в Сербии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

Да вы же, государи, прислали десять полотен да пятнатцать платочков 2176 . И сие ваше святое подаяние да прострется по пути, вводяи в жывот 2177 вчный. Аминь. Рис. 26. Фрагмент письма патриарха Никона царский семье (по 14 февраля 1675 г). РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 155. Рис. 27. фрагмент письма патриарха Никона царской семье (до 14 февраля 1675 г.). РГАДА, ф. 27, оп. 1, л. 140а, ч. 4, л. 156. Примечания Л. 154 ...государыни царевн и великой княжн Феодор Алексевн... – Последний ребёнок, родившийся от брака царя Алексея Михайловича и Наталии Кирилловны Нарышкиной в сентябре 1674 г. (царевна скончалась в ноябре 1678 г.). Л. 155–156 Потир же и дискоси... и от всякого зла удержанию. – Как выглядела церковная утварь, присланная Никону царём Алексем Михайловичем, можно узнать из расписки игумена Ферапонтова монастыря Афанасия, составленной 7 июня 1676 г. при переводе патриарха Никона в Кирилло-Белозерский монастырь; документ опубликован: Дело 1897, 378–379 101). В рамках данного Примечания ссылки на этот источник даны в круглых скобках после цитации с пометой «Р». Символическое значение церковных вещей и священнических облачений патриарх Никон разъясняет, опираясь прежде всего на объяснения о церкви, литургии, церковной утвари, сделанные Григорием Синаитом , византийским писателем XIV в. В библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря, откуда патриарх Никон заказывал книги для чтения и богослужения, имелись рукописи с сочинениями Григория Синаита ; в настоящее время в Кирилле-Белозерском собрании РНБ сохранились два манускрипта XV–XVI вв. с творениями этого автора – РНБ, собр. Кирилло-Белозерского мон. 89/214 и 125/245; одна из рукописей – 89/214 – привлечена мной для сравнения текстов. Глава из обширного трактата Григория Синаита имеет название «О четырёх священноначалствиих и колижды свяшенноначальство глаголется и елижды разделяется» (л. 135об.–144об.) содержит толкования автором церковной утвари, которые имеют название «Что суть образы церковнаго священначялнаго устроения» (л. 144–144об.). К этому тексту Григория Синаита патриарх Никон добавляет сведения из других источников – из изданной в 1656 г. на московском Печатном дворе книги «Скрижаль» и толкования литургии Симеона Фессалоникийского ; при сравнении текстов в рамках данного Примечания ссылки на эти источники указываются после цитаты в круглых скобках с пометами: «ГС» – для рукописи с сочинением Григория Синаита; «С» – для книги «Скрижаль»; «СФ» – для толкований Симеона Солунского (мной используется текст, изданный в начале XIX в. – Симеон 1805).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Анастасия Синаита написано около 700 года 887 , такой же датировки сочинения придерживается и М. Ришар 888 . Ее же разделяет и К.Х. Утеманн, стараниями которого было подготовлено и увидело свет критическое издание антимонофелитских произведений Анастасия Синаита 889 , на которое мы и будем ориентироваться (указанный экскурс в данном издании на с. 55–62). Предварительно следует отметить два обстоятельства. Во-первых, «Третье слово» преп. Анастасия Синаита в рукописной традиции дано вкупе с «Двумя словами об устроении человека», и отсюда проистекает его название. Во-вторых, точно фиксировать дату написания этого произведения трудно, но несомненно, что оно было написано в период после 681 и до 701 года (дата смерти автора). Анастасий создал «Третье слово», когда, несмотря на торжество православного дифелитского учения, опасность монофелитства полностью не исчезла и данная ересь, бесспорно, еще имела много своих тайных и явных сторонников. Поскольку Анастасий Синаит был современником описываемых им событий, то его сообщение приобретает большую ценность. Поэтому необходимо обратиться к фактам, передаваемым им. Согласно преп. Анастасию, император Ираклий во время своей персидской кампании прибыл в Антиохию и здесь встретился с «неким Афанасием, именуемым патриархом ненавистной иерархии яковитов ( τς τν ακωβιτν μυσεραρχας)», который был искусен в речах и отличался присущим сирийцам зловредным коварством. И, вступая с ним в беседу относительно веры о двух природах Христа, царь обещал, что если Афанасий поддастся убеждению и признает святой Халкидонский Собор, то он сразу же поставит его патриархом Святой кафолической Церкви. Афанасий же, то ли из лицемерия, то ли по каким-либо другим соображениям, быстро признал Собор, исповедовав две соединенные природы во Христе. И когда это совершилось, он стал вопрошать царя относительно действий и воль, а именно: следует ли их считать двойственными или единичными ( διπλ μοναδικ) во Христе? Царь, смущенный новшеством этого вопроса (поскольку он никогда не ставился вплоть до нашего времени), написал свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

В дальнейшем Климент неоднократно видел необычайные переливы какого-то блестящего облака. Оно останавливалось над лаврой святого Афанасия чаще всего во время прославления Божией Матери песнопением Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим с. 53]. “Под мудрым руководством святого Григория преуспели в делании и видении, приобрели сами много учеников и мирно почили о Господе” 7-е изд., ч. 2, с. 460] афонские старцы Лонгин, Корнилий, Исайя и Моисей – это те монахи из скита Магула, которые до прихода в него преподобного Григория Синаита немного упражнялись в созерцании. Старец Моисей некоторое время подвизался в Милеа вместе с преподобными Григорием Молчаливым и Афанасием Метеорским с. 299; 34, с. 132]. Глава 5. Продолжатели духовных традиций преподобного Григория Синаита в Болгарии Одной из первых славянских стран исихазм восприняла Болгария. Распространение исихазма в этой стране началось с прибытием великого учителя безмолвия святого Григория Синаита , заложившего здесь основы умного делания. Четыре лавры, основанные им в Парории, в XIV веке стали очагами духовности не только для Болгарии, но и для всех южнославянских народов. Здесь преподобный собрал великое множество учеников, в основном славянского происхождения. Благочестивый царь Иоанн Александр, управлявший Болгарией с 1331 по 1371 год, много содействовал просвещению страны. Доныне сохранились многочисленные рукописи с иллюстрациями, подписанные лично царем. Под его покровительством находилась знаменитая Тырновская книжная школа. Основанная и возглавляемая ближайшими учениками преподобного Григория, такими, как святые Феодосии и Роман Тырновские, она оказала самое непосредственное влияние на распространение исихазма в славянских странах. Преподобный Феодосии Тырновский Большой вклад в дело распространения исихазма был осуществлен одним из ближайших парорийских учеников святого Григория Феодосией Тырновским. Он, можно сказать, был основным насадителем этого вида аскетизма среди болгар. Родился преподобный Феодосии около 1300 года в Виденском крае в благородной семье с.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010