36 Однако для Никифора эта физиология – не главное в духовной жизни; психофизиологический метод – только одно из средств для достижения «внимания »или «хранения сердца », что хотя и является необходимым условием истинной молитвы, не есть все же ни сама ее сущность, ни ее высшая цель. Христианская исихастская молитва в этом радикально отличается от техники индусской йоги и мусульманской дхикр, которые более или менее автоматически приводят к желаемому мистическому состоянию. В XIII в. между христианскими монахами и мусульманами часто бывали личные контакты. Множество примеров тому приводят такие тексты, как жития святых или сочинения Филофея и. Григория Паламы . Молитва божественного Имени, связанная с дыханием, была настолько распространена в мусульманских кругах, что отрицать взаимопроникновение этих двух духовных путей никто не может. 37 Но эта параллельность только подчеркивает контраст между магометанским использованием и христианской интерпретацией одного и того же психологического явления. У христианских монахов – несмотря на неизбежные в народной среде искажения и смешения – молитва , связанная с дыханием, неотделима от сакраментальной мистики и богословия благодати. Многие византийские трактаты о духовной жизни, написанные в XIII-XIV вв., с некоторыми вариантами содержат те же указания, что и у Никифора. Мы находим их в «Методе священного внимания», труде анонимного автора, неверно приписываемом Симеону Новому Богослову , а также у св. Григория Синаита , Каллиста и Игнатия Ксанфопулос. Кроме того, Палама утверждает, что их рекомендовали своим ученикам два великих учителя конца XIII в.: патриарх Афанасий I и Феолипт, митрополит Филадельфийский. 38 Это показывает, насколько распространено было влияние исихастской духовности, а также раскрывает истинную ее природу. Феолипт и Афанасий не были ни отшельниками, ни монастырскими затворниками, ни пустынниками; наоборот, оба они связаны с социальными и духовными реформами христианского общества, и вся их деятельность была направлена на поощрение в Византии церковной общинной жизни и сакраментального духа. Таким образом, и они сами, и их преемники показали, что исихазм в XIV в. был не только движением индивидуальной мистики, но и духовным возрождением, основанным на святоотеческой традиции. Через таких людей, как Афанасий и Феолипт, христоцентрическая мистика Иисусовой молитвы распространялась на всю Церковь . В трудах Паламы она обретет свое богословское осмысление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Достойно будет закончить разговор каким-нибудь выводом. Вывод мы возьмем из сочинений прп. Иоанна Синаита. Вот какими должны быть начало, середина и конец боголюбезной молитвы: " Начало доброй молитвы – решительное изгнание с первых же слов нападений и наветов злого помысла. Середина молитвы – соединение ума со словами и мыслями молитвы, чтобы ум не думал ни о чем, кроме Бога. А конец молитвы – восхищение ума и всецелое его восхождение к Богу. Тогда молитва становится совершенной и благодатной». Пусть наша душа наслаждается этой богоугодной молитвой. Будем горячо просить Господа каждый день даровать нам молитву как драгоценный дар, могучее оружие и бесценное воинское подкрепление в духовных битвах. Γлава 5. События бытия Вочеловечение Спасителя согласно святителю Афанасию Великому Таинство яслей вновь являет перед нами, при всей своей удивительной простоте, бездонную таинственную глубину и Божественное величие. В то время как сердце радостно стучит ввиду сего чуда Божественной любви, помысел, заходясь любопытством, желает проникнуть глубже в сверхприродное событие и исследовать неисследимое. Таинство не терпит излишней пытливости, поэтому человек быстро сложит оружие, признав свое поражение. Но люди великой духовной силы, такие как святые отцы нашей Церкви, напрямую приняли благодать своим просвещенным разумом во освящение сердца, чтобы восторженно вступить в область честного таинства Рождества Христова. Одним из прекраснейших наставников всех верных христиан был святитель Афанасий Великий . Несокрушимый столп православной веры, свт. Афанасий был самым героическим из святых и самым святым из героев нашей Церкви. Он благородно перенес пять изгнаний ради истины Христовой. Что он скажет нам? Возьмем несколько златых чешуек из сокровищницы его драгоценных изречений ради нашего духовного домостроительства. Богословские предпосылки вочеловечения. Чтобы помочь нам понять, как Бог вочеловечился, свт. Афанасий сначала обращает нас к первоначальному состоянию человека, после говорит о скорбных последствиях грехопадения и, наконец, подводит нас к выводу, что только пришествие Бога к людям могло вывести людей из нравственного тупика. Там, где, казалось, выхода уже нет, вдруг забрезжил свет вифлеемской звезды.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zhi...

[македон., болг. Кирил] (Пейчинович) (ок. 1771, с. Теарце близ Тетова, совр. Республика Македония - 12.03.1845, мон-рь свт. Афанасия, близ с. Лешок, там же), болг. иером., книжник. О молодых годах жизни К. сведений не сохранилось. Возможно, он был учеником Иоакима Кырчовского . К. принял монашеский постриг в Хиландарском мон-ре на Афоне вместе со своим отцом Пейчином (в монашестве Пимен) и дядей (в монашестве Далмат) и впосл. жил в мон-ре Пресв. Богородицы в Кичеве. В 1801-1818 гг. он был игуменом Маркова мон-ря во имя вмч. Димитрия Солунского близ Скопье. Восстановил мон-рь после разграбления и возродил в нем духовную жизнь. Здесь в традициях болг. дамаскинов на простом болг. языке он составил «Зерцало, написанное для использования на простейшем и некнижном языке болгарском Нижней Мёзии» (Огледало: Описася ради потребы и ползования препростейшим и не книжним языком болгарским долния Мисий. Будим, 1816), в которое включил различные проповеди, поучения, нравственные наставления, толкования библейских чтений, молитвы и оригинальное «Поучение каждому христианину, как следует отмечать праздники Господские и в честь святых и как подобает причащаться Святым Причастием». «Поучение...» получило широкое распространение в болг. книжности XIX в. В 1818 г. стал игуменом мон-ря во имя свт. Афанасия Александрийского (см. Лешокский мон-рь ), к-рым управлял до 1830 г., а после жил в нем как простой монах. Основал при обители келейное уч-ще, собрал богатую б-ку (сейчас рукописи из ее собрания хранятся в архивах Москвы, Белграда, Софии и др.) и планировал открыть типографию. В 1831 г. К. составил «Книгу глаголемую утешение грешным», к-рая была напечатана в Фессалонике (Солуни) в 1840 г. в типографии Феодосия Синаита (автограф хранится в НБКМ). Также К. написал Краткое житие кн. Лазаря и ряд записок летописного, исторического (в основном об истории мон-ря свт. Афанасия) и автобиографического характера, сохранившихся на полях рукописных и печатных книг (напр., Кичевского сборника (ГИМ. Хлуд. 123), Цветной триоди 1488 г. (София. БАН. 46), Сборника с творениями Псевдо-Дионисия Ареопагита 1553 г. (НБКМ. 1032) и др.). На надгробной плите К. выбита написанная им краткая автобиографическая стихотворная эпитафия, к-рая считается ранним образцом болг. поэзии периода Возрождения. Имя К. носят 3 средние школы в Республике Македонии.

http://pravenc.ru/text/1840337.html

1) Библиография. Прежде всего в отношении к древнехристианской литературе, – исключая конечно произведения, доселе остающиеся недоступными для пользования даже и европейским теологам, как изданный мехитористами комментарий на Деяния Св. Ефрема Сирина в армянском переводе, – автор вслед за своими иностранными руководителями, цитует всех, доселе изданных, впрочем весьма немногих, комментаторов книги: Златоуста, Икумения, Феофилакта и по Катенам Крамера – Аполлинария, Афанасия, Дидима, Кирилла Александрийского и др. Но преимущественным и превосходнейшим руководителем автора служит св. Златоуст. В качестве дефекта можно указать на отсут- —378— ствие некоторых древнегреческих толкований на отдельные места книги Деяний: Максима Исповедника на обращение Корнилия (Migne, 90, 352 sq), Исидора Пелусиота на 3, 22 (Migne 78, 797 sq). Василия Селевкийского на исцеление хромого (Migne 85, 253), Анастасия Синаита на 10, 35 (Migne 89, 708 sq); и древних латинских экзегетов: Евхерия, Аратора, Кассиодора, Августина на 10 гл. Деяний, Алульфа, Беды, Петра Дам., а также древне-отеческих толкований на приводимые в речах Ап. Петра места из ветхозаветных книг – псалмов и пророков: Евсевия, Феодора Мопс., Афанасия, Василия Великого , Златоуста, Кирилла Александрийского , Феодорита, Илария, Амвросия, Августина и др. Странною представляется цитация Евсевия Кесарийского по Blass’y (Acta Apostolorum) и Августина по Тишендорфу (стр. 32). Из новейшей литературы автору известны почти все русские труды, так или иначе относившиеся к его работе: Михаила, Полотебнова, Барсова, Николина, Олесницкого, Покровского, Норова, Красносельцева, Помяловского, Дмитриевского, Васильевского, Никанора, Ястребова, Богдашевского, Горского, Переферковича, Рыбинского, Арфаксадова, Комарова, Глубоковского и др. Но главный научный фонд книги г. Мищенко составляет иностранная, исключительно немецкая литература: экзегетическая: Bengel, De-Wette, Kuinoel, Olshausen, Lange-Lechler, Baumgarten, Overbeck, Zöckler, Stier, Köhler, H.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К 1903 г. на А. подвизались более 300 болг. монахов, из них ок. 200 чел.- в Зографе. Эта обитель, имевшая почти исключительно болг. братство, стала общежительной в 1849 г. и при постоянной помощи от рус. Пантелеимонова мон-ря пережила расцвет в сер.- 2-й пол. XIX в., имея 22 храма и параклиса, многоэтажные корпуса и обширные хозяйственные постройки. Нек-рое число болгар находилось в братстве Пантелеимонова мон-ря как в древности, так и в XIX - нач. XX в. Во время 1-й балканской войны в Зографе разместился отряд болг. армии. Во время 2-й балканской войны Зографский мон-рь был осажден греч. солдатами и монахами-ополченцами, игумен Зографа уговорил болг. солдат сдаться в плен, и это предотвратило кровопролитие. К 1965 г. на А. жили 17 болг. насельников, из них 11 - в Зографе. В 2002 г. в Зографе подвизались 10 монахов-болгар. Среди афонцев-болгар были великие подвижники, прославленные правосл. Церковью. Кроме весьма почитаемых 26 преподобномучеников Зографских (пам. 10 окт.) известны св. Иоанн Кукузель (XII в., пам. 1 окт.), прп. Косма, отшельник Зографский (кон. XIII - нач. XIV в., пам. 22 сент.), прп. Ромил (XIV в., пам. 16 янв.), нек-рое время подвизавшийся в скиту Мелана, мч. Иоанн Болгарин, инок Лавры прп. Афанасия, принявший мученическую кончину в К-поле в 1784 г. (пам. 5 марта), сщмч. Дамаскин (XVIII в., пам. 16 янв.), игум. Хиландара, пострадавший от турок в Болгарии, прмч. Онуфрий, подвизавшийся в Хиландарском мон-ре, принял мученическую кончину в 1818 г. на о-ве Хиос (пам. 4 янв.). Учеником прп. Григория Синаита был Климент Болгарин, в кон. XIII - нач. XIV в. нек-рое время подвизавшийся в скиту Морфону в пределах Лавры прп. Афанасия. В 1617-1618 гг. на А. подвизался книгописец и иконописец прп. Пимен Зографский . Сохранилась память о благочестивой жизни насельников Пантелеимоновой обители болгарах схимонахах Порфирии и Филарете. Болгарин иеросхим. Григорий († 1839), живший в местности Капсала, был общим духовником слав. иноков на А., в частности рус. старца иеросхим. Арсения. Своими добродетелями отличились настоятели скита Ксилургу болгары иеросхим. Никифор (40-е гг. XIX в.) и иеросхим. Прокопий († 1899). Также были известны в XIX в. болгары схим. Харалампий из скита Лак († 1845), схим. Василий, подвизавшийся поблизости от Зографа в каливе, схимонахи Иоанникий и Феодосий из Кавсокаливийского скита.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Две последние аналогии приоткрывают значение именования Сына Словом, а третью Ипостась — Святым Духом. Но они не касаются объяснения вопроса, почему Бог Слово именуется Сыном. Это показывает аналогия с происхождением первозданных людей, Адама и Евы, и рождением от Адама сына — Сифа. Как сын, человеческий происходит от отца, так и Сын Божий рождается от Бога Отца. Как сын человеческий имеет ту же природу, что и его отец, подобен отцу, так и Сын Божий единосущен Отцу, является образом Его Ипостаси ( Евр.1:3 ). Такую аналогию встречаем, к примеру, в творениях преподобного Анастасия Синаита : «беспричинный и нерожденный Адам есть образ и изображение беспричинного Бога и Отца – Вседержителя и Причины всяческих, рожденный сын Адама предначертывает рожденного [от Отца] Сына и Слово Божие, а исшедшая Ева обозначает исшедшую Ипостась Святого Духа» 13 . Рассматривая эту аналогию, следует учитывать, что рождение от Адама сына и сотворение из его ребра Евы осуществились в условиях времени. До рождения сына Адам не был отцом. Бог Отец же рождает Сына вне условий времени, Он всегда был с Сыном, всегда был Отцом. Точно также и исхождение Святого Духа от Отца осуществляется вне условий времени. Иногда в иконографии для указания на Пресвятую Троицу может служить символика треугольника. Итак, все рассмотренные аналогии помогают лучше понять и усвоить догмат о Пресвятой Троице. Однако при их использовании следует брать от них только лучшее — то, что способствует правильному уразумению догмата, и отбрасывать то, что может исказить его внутренний смысл. Именно так и использовали эти аналогии святые отцы Церкви. Литература: 1 Фрагменты, сохранившиеся у св. Афанасия Великого в сочинении De sententia Dionysii . 2 Симфония по творениям святителя Григория Богослова . 3 Святитель Василий Великий. Письмо 38. 4 История развития формы креста . 5 Блаженный Аврелий Августин . О Символе Веры . 6 Фрагменты, сохранившиеся у св. Афанасия Великого в сочинении De sententia Dionysii . 7 Симфония по творениям святителя Григория Богослова .

http://azbyka.ru/analogii-presvyatoj-tro...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы ГРИГОРИЙ БЕЗМОЛВНИК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Григорий Ктитор. Афон, монастырь Григориат Свт. Николай Чудотворец, прмц. Анастасия Римляныня, прп. Григорий Новый, Афонский, Серб, ктитор. Икона (1990-е гг.) из монастыря Григориат, Афон Иером. Амфилохий (Радович) высказал предположение, что прп. Григорий Безмолвник является одним лицом со старцем Григорием, учителем прп. Афанасия Метеорского , хотя, по мнению Н. Вейса и др. исследователей, наставником Афанасия был прп. Григорий Синаит . Соглашаясь с иером. Амфилохием, ряд исследователей (архим. Иустин (Попович) , игум. Петр (Пиголь) ) дополнили биографию прп. Григория Безмолвника сведениями из Жития прп. Афанасия о том, что прп. Григорий Безмолвник познакомился с Григорием Синаитом и стал его учеником на Афоне. После ухода учителя он долгое время оставался на Св. Горе с одним из соучеников, Моисеем. Вскоре к ним присоединился Афанасий. В Житии несколько раз говорится о почтенном возрасте Григория Безмолвника в этот период. Из-за частых нападений разбойников монахи были вынуждены покинуть Афон и отправиться через Фессалонику в Веррию . По благословению Иакова, митр. Серрского , они поселились в Фессалии , около г. Стаги на высокой скале Стилос. Затем Афанасий переселился в др. место (ок. 1340) и впосл. основал Большой Метеорский монастырь, а прп. Григорий, прожив 10 лет в молитве и молчании, за что и был прозван Молчальником, вернулся в Фессалонику . В Житии св. Ромила Видинского Григорий сообщает о себе, что пришел из Константинополя в Парорию после повторного возвращения туда из Загоры Ромила (в середине или конце первой половины XIV в., когда там жил св. Феодосий Тырновский ). Вероятно, прп. Григорий пришел в Парорию, которая в 1340-х годах, при покровительстве болг. царя Иоанна Александра, переживала период расцвета, чтобы посетить места, связанные с именем его учителя Григория Синаита. Здесь он стал учеником мон. Илариона, учеником которого был и Ромил. Вскоре прп. Григорий перешел под начало Ромила и до его смерти почти неотступно пребывал с ним. Несколько раз автор подчеркивает греческое происхождение Ромила, что дает повод считать, что сам Григорий был славянином. После турецкого завоевания и запустения Парории они переселились в дальнюю пустыню в Загоре . Несколько раз посещали Тырнов . Потом Ромил тайно ушел на Афон , куда к нему вскоре отправился и Григорий.

http://drevo-info.ru/articles/8184.html

Текстуальная критика в святоотеческой традиции Можно задаться вопросом: волновали ли отцов Церкви проблемы текстуальной критики? 177 Поскольку Православная Церковь называет себя не только «Апостольской Церковью», но и «Церковью отцов», этот вопрос довольно важен. Список актуальных вопросов велик: изучали ли отцы Церкви рукописи, с целью решить, какая из них самая надежная? Обсуждали ли они проблемы подлинности текста? Пытались ли они как можно точнее восстановить автограф? Обладали ли они научными критериями, подобными нашим, которые позволяют оценить свидетельства? Волновало ли их состояние и качество библейского текста, который они читали? Старались ли они получить надежный текст, пусть даже эклектичный? В 2009 году Эми Дональдсон в Нотр-Дамском университете (Индиана) завершила работу над докторской диссертацией под названием «Эксплицитные упоминания о новозаветных разночтениях у греческих и латинских отцов Церкви» (Variant Readings among Greek and Latin Church Fathers) 178 . В аннотации к ней она описывает состояние вопроса следующим образом: «В своем введении в новозаветную текстологию, Эберхард Нестле высказал пожелание, впоследствии повторенное Брюсом Мецгером: необходим сборник всех упоминаний отцов Церкви о свидетельствах новозаветных рукописей, систематизированный по датам и географическому положению. Нестле начал этот проект со списка ссылок; Мецгер продолжил его работу, изучив эксплицитные ссылки на разночтения у Оригена и Иеронима, и расширив список Нестле. Эта диссертация продолжает там, где закончил Мецгер, расширяя и оценивая список. Цель состоит в двояком вкладе в патристику и новозаветную текстуальную критику: (1) создать полезный каталог святоотеческих текстов, упоминающих о разночтениях; (2) проанализировать собранные данные, сосредоточив внимание на текстуально-критических критериях, использованных отцами» 179 . В своем обширном двухтомном исследовании Дональдсон дает очень важный анализ релевантных свидетельств в святоотеческих текстах. Она находит и цитирует тексты из следующих отцов Церкви и церковных авторов (и даже анонимных произведений): Епифания, Иеронима, Августина, Оригена , Маркиона, Тита Бострийского, Феодора Мопсуестийского, Петра Лаодикийского, Евсевия, Аполлинария, Макария Великого , Севера, Виктора Антиохийского, Ефрема Грека, Василия Великого , Анастасия Синаита , Илария, Иоанна Златоуста , Дидима, Евфимия Зигабена , Кирилла Александрийского , Аммония, «Пасхальной хроники», Феофилакта, Амвросиаста , Арефы Кесарийского , Псевдо-Афанасия, Пелагия, Феодорита, Акакия Кесарийского, Псевдо-Икумения, Псевдо-Иеронима, Руфина, Мария Викторина, Фотия, Афанасия, Диодора Тарсийского, Исидора, Сократа, Примасия, Андрея Кесарийского , Иринея, Тертуллиана .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Что касается якобы заимствования компилятором «Путеводителя» «Анастасием Аллегористом» II главы из Liber de definitionibus, приписываемой свт. Афанасию Великому , то заметим, что уже в патрологии Миня эта работа помещается в разряд spuria (подложных сочинений). Как замечает переводчик этой работы на русский язык В. В. Баскакова, не сомневающаяся в принадлежности ее преподобному Анастасию Синаиту или его окружению, «В кратком предисловии к нему (изданию в PG. – и. А.) издатели отмечали, что его подложность видна как из отсылки к святителю Григорию Нисскому , так и из стиля и особенностей употребления слов и выражений». 123 Важность III Приложения Uthemann’a 124 заключается в том, что он, безусловно, опроверг утверждения Σκκος’а, что Liber de definitionibus, приписываемая свт. Афанасию Великому , есть источник для «Книги определений». Исследуя манускрипты, Uthemann доказывает, что труд псевдо-Афанасия – это значительно сокращенный перифраз II главы «Путеводителя». Подлинным автором Liber de definitionibus является, по мнению Weiss’a, сам преподобный Анастасий Синаит 125 или же кто-то из его ближайшего окружения. 126 Редакторский и исследовательский труд Uthemann’a позволяет поставить точку в многовековом споре о датировке «Путеводителя». Несмотря на возражения Σκκος’а, Uthemann признал правоту версии Richard’a, который говорит о двух редакциях «Путеводителя». Основная часть труда была составлена в первые годы после Александрийского патриарха Кира (631–641). Вторую редакцию, в которой появились исправления, добавления и схолии, можно отнести ко времени после VI Вселенского Собора. Об этом говорит ссылка на секту армаситов. Более точную датировку окончательной редакции можно установить, исходя из полемики автора «Путеводителя» с феодосианским Александрийским патриархом Иоанном III (680–689), 127 отраженной в XV главе. В схолии говорится о послании Иоанна пятилетней давности (XV, 16–21; 321). Из смысла схолии видно, что Иоанн еще был жив, поэтому схолия могла быть вставлена между 686 и 689 годами, и тогда «Путеводитель» приобрел окончательный вид.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Преп. Афанасий Высоцкий проходил подвиг иночества под руководством св. Сергия Радонежского и был у него в совершенном послушании, а потому и сам приобрел способность руководить другими. Он основал Серпуховский Высоцкий монастырь и в это время был старцем преп. Никона Радонежского. Св. Афанасий был человеком книжным, переписывал книги и брал свои поучения из Василия Великого и из Исаака Сирина . Оставил игуменство «Бога ради», т.е. для «духовного делания». Сопровождая мит. Киприана в Царьград, он поселился в Предтечевом монастыре (Студийском) «яко един от убогих». Здесь он продолжал заниматься переписыванием книг. Так, им в 1401 г. было переписано и послано в Россию «Око Церковное» – устав. Его ученик, по его настоянию, в 1392 году переписал Сборник отеческих сочинений (400 глав преп. Марка, слово Симеона Нового Богослова , несколько слов Иоанна Златоустог о и Исаака Сирина ). «Пожив в молчании (исихия) со св. старцы преподобный в старости глубокой преставился Господу». У архим. Леонида, в его книге «Святая Русь» сказано, что св. Афанасий скончался и был погребен в бывшей Предтеченской обители в Константинополе, куда он удалился на покой в 1387 г. Преп. Арсений Коневецкий, новгородец по происхождению и медник по ремеслу, сначала проходит начальные ступени монашеского послушания и подвига в одной из новгородских обителей близ Хутынского монастыря в продолжении 11-ти лет. В 1373 году едет на Афон, откуда вынес общежительный устав и получил заповедь основать обитель на Дальнем Севере. Путешествуя по Северу, он был занесен бурею к острову Коневцу, где водрузил крест (1393 г.). Пять лет подвизался уединенно, а в 1398 году основал общежительный монастырь. После этого преп. Арсений еще раз путешествует на Афон. Такое дальнее и трудное путешествие могло быть оправдано только необходимостью получить духовные указания о внутреннем делании. В этот момент на Афоне был особенный расцвет заветов Григория Синаита и Григория Паламы . Преп. Савва Вишерский ушел на Афон приблизительно в 1411 г. Пробыл там около трех лет. «Из дальнейшей жизни преподобного, – говорит его житие, – видно, что впечатления Афона остались надолго в душе его». Вернувшись, поселяется на р. Вишере, потом на р. Соснице, но монастырь основывает на Вишере. Он подвизается на столпе. «К нему стекались иноки и миряне для духовной пользы». Другими словами – был старцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010