Так попытки латинян завладеть святыми местами окончились неудачно... Злоба их на Кирилла Лукариса еще более возросла. Они не могли стерпеть своего поражения, а так как виновником его был Кирилл Лукарис, оказавший значительное денежное пособие Иерусалимскому престолу, то они решились во что бы то ни стало низложить его с патриаршей кафедры. «Неусыпная заботливость папистов скоро нашла орудие для выполнения своего коварного замысла – Афанасия Критского, епископа Фессалоникского, известного великому визирю Зафири 472 . Новый претендент на патриарший престол – «поставленник и сын духовный Кирилла Лукариса и родиною одною с ним города» 473 и «советник его» 474 был человеком не без достоинств. «Писатель XVII века Димитрий Прокопиу Мосхополит из Македонии (в перечне греческих ученых) называет его, – по словам Мафы, – философом, филологом, поэтом, прекрасно владевшим греческим и латинским языками, и отличнейшим проповедником». Но мудрый в слове Пателларий оказался на деле тщеславным человеком и из честолюбия готовым попирать божественные каноны церкви» 475 . «В марте 1643 года, – рассказывает Смит, – Афанасий Пателларий, критянин, архиепископ Фессалоникский, призванный самим Кириллом на архиепископство, увлеченный ласкательствами латинян, к которым он был весьма расположен, забыв о неудаче, которая недавно постигла Веррийского, и, обольщая свою честолюбивую душу глупою надеждою на более счастливый исход своего дела, за 50 тысяч долларов (ибо турки не хотели ни на один аспер уменьшить платы) покупает патриаршество» 476 ... Кирилл Лукарис был сослан в заточение на остров Тенедос 477 . Но патриаршество Афанасия было очень кратковременно: «через 40 дней по вступлении на кафедру он, – по словам Мелетия Афинского, – был насильственно удален с неё в великий пяток страстной седмицы и опять отправлен в Фессалонику, избежав заточения благодаря сильным своим покровителям» 478 . Но и при таком кратковременном патриаршествовании он «учинил великой церкви многие убытки – более пятидесяти тысяч ефимков» 479 . Изгнанный Кирилл Лукарис, заплативши благодаря содействию митрополитов 480 и при помощи своих друзей 481 условленную сумму турецкому правительству, снова возвратился в свою патриархию. Обрадованная паства в светлый праздник Христова Воскресения с торжеством встретила своего возвращавшегося из незаслуженной ссылки любимого архипастыря 482 ... Но скоро тяжкие бедствия опять постигли Константинопольскую церковь , так как иезуиты снова воздвигли новые жестокие гонения на Кирилла Лукариса!..

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

4 . Елисей Лавришевский, знатный Литовец по происхождению, основавший около 1225-го года упраздненный Лавришевский монастырь, который находился в Новогрудском уезде Минской губернии, скончавшийся около 1250-го года от руки убийцы. Празднование ему было установлено митр. Иосифом Солтаном на соборе 1514-го года 459 . 5 .      Афанасий Берестейский или Брестский, по фамилии Фелиппович, игумен упраздненного Брестского Симеоновского монастыря, который находился в городе Бресте-Литовском Гродненской губернии, потерпевший мученическую смерть от католиков 5-го Сентября 1648-го года. Когда установлено празднование Афанасию, сказать не можем, но как будто не особенно в давнее время 460 . 6 . Афанасий Пателар или Пателларий, патриарх Константинопольский, скончавшийся на возвратном пути из Москвы домой в Лубенском Мгарском, Полтавской губернии, монастыре (находящемся не в самом городе Лубнах, а в 5-ти перстах от него, на реке Суле, при селе Мгари) 5-го Апреля 1654-го года. Установлено было празднование ему вслед за открытием его мощей, которое имело место в 1662-м году, митрополитом Польской Украины Иосифом Нелюбовичем Тукальским, занимавшим кафедру с 1664-го года по 1676-й год 461 . Патр. Афанасий весьма известен тем, что мощи его, представляя единственный у нас и необычайный пример, «почивают не во гробе, но в креслах» (Ист. Uep. V, 25 ), т. е. что мощи его не положены (ни лежат; в гробе или в раке, но посажены (сидят) в креслах, почему и рака, в которой помещаются сидящие в креслах мощи, имеет вид не гроба, а киота (шкафа или футляра) и почему пародом усвояется ему самому название «Афанасия сидящего» 462 . Мощи Афанасия почивают не в гробе, а в креслах потому, что в таком именно виде он был погребен, т. е. что в каком виде он был погребен и в каком виде были обретены его мощи, в таком виде и оставлены были и остаются последние до сих пор. Что же касается до погребения Афанасия не лежащим во гробе, а сидящим в креслах, то, как объяснил еще автор Истории иерархии, он был так погребен «по обыкновению восточных церквей» (Ист. Uep. V, 25 ). В 1672 году игумен Мгарского монастыря передавал посланцу царя Алексея Михайловича о погребении Афанасия: «(после того, как патриарх преставился) сослужебники его патриарши, по своему извычаю, как архиереов довлеет погребать, тело святейшего патриарха нарядили в священные ризы, и посох в руку его вложили, и посадили в кресла, и с креслами сидячею вложили в каменную гробницу и погребли его в церкви Преображения Господня пред царскими враты» 463 (подразумевается-под полом церкви): как, по сообщению игумена, погребен был Афанасий, так на Востоке вообще погребаются архиереи 464 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Четвертый период патриаршества Кирилла Лукариса продолжался только год и два месяца 487 и наполнен непрерывною его борьбою с иезуитами. Низложенный Афанасий не хотел расстаться с патриаршей кафедрой. Из Фессалоники он, по словам Мелетия Афинского, «намереваясь отправиться в Рим, бежал в Анкону Италийскую и оттуда отправил своего приверженца – Адрианопольского епископа Каллиста – с письмом к Римскому папе, обещаясь ему прибыть в Рим и прося его об утверждении за собою титула константинопольского патриарха (номинального). Папа ответил ему, что он согласен дать ему 73-е место в ряду кардиналов, если он подпишет латинский символ веры . Не решившись на это, он поспешно удалился из Анконы в Молдаво-Влахию, оттуда прибыл в Константинополь, где при содействии некоторых лиц (вероятно, иезуитов) 488 опять сделался патриархом» 489 . Невинный Кирилл Лукарис был сослан в заточение 490 на остров Хиос 491 . Но и это патриаршествование Афанасия, «льстившего, – по замечанию Мафы, – своим покровителям иезуитам, по крайней мере, по наружности " 492 , было непродолжительно. «В одном поучении, произнесенном на день святых апостолов, Афанасий объяснял слова «ты еси Петр» и т. д. несколько неправильно и превратно, относя их косвенно к преимуществам римской кафедры как кафедры первопрестольного престола. Но тогда явился некто Афанасий и обличил патриарха в приверженности к папизму и даже напечатал свое обличение. Вследствие этого Пателларий, патриаршествовавший около года, был низведен с престола и заточен на остров Родос сильным пашею Ибрагимом» 493 . На его место тем же пашею был опять возведен на патриарший престол Кирилл Веррийский, заплативший 50 тысяч талеров 494 . Кирилл Лукарис, едва избежав казни 495 , был предан анафеме 496 и сослан из Хиоса в новое место заточения – на остров Родос 497 . Находясь в этом изгнании благочестивый патриарх, – по словам Филиппа Кипрянина, – «занимался чтением священного писания и отеческих толкований на него, молитвой и благочестивыми размышлениями приготовлялся к мученичеству, так как он видел, что латиняне жаждут его крови» 498 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

2287 Положим, такой отзыв нельзя назвать вполне беспристрастным; но несомненно он верно намечает основные черты, из которых слагается интеллектуальный образ Кирилла. Другой тоже, как мы сказали, иностранный писатель так пишет о Кирилле: «он понимал высокое значение народного греческого языка, он дал возбуждение к тому, чтобы св. Писание чрез перевод его на новогреческий язык сделать общедоступным для народа; горячая и сильная борьба, которая ознаменовала его жизнь, дала его сочинениям (?) искренность и глубину, которых до сих пор здесь не знали». 2288 Но перечислим других патриархов того же века, на которых нужно смотреть как на лиц, выдающихся по своей образованности. Современник Кирилла Лукаря Афанасий Пателларий вызвал у Μ. Гедеона следующего содержания отзыв: Афанасий, родом из Крита, «был муж образованный, знаток эллинского (т. е древнего) и латинского языка, проповедник слова Божия, философ, филолог и поэт». 2289 К сожалению, эта очень лестная характеристика Пателлария основывается на несколько мутном источнике – на Димитрии Прокопии, знания которого были очень огра- —467— ничены и отзывы которого ничем не подкреплены серьезно. 2290 Но мы не станем на этот раз спорить ни с Гедеоном, ни с Прокопием, из опасения лишиться и последних своих руководителей при изучении темноватого XVII века. 2291 Затем, от начала XVII века перенесемся прямо к его концу. Здесь встречаем троих патриархов, которым следует дать место в нашем исчислении просвещеннейших патриархов. И прежде всего скажем о патриархе Дионисии IV Музелиме-Комнине. Он был родом из Константинополя, учился в патриаршей академии, считался мужем просвещенным. Он славился в качестве проповедника, не отпускавшего без поучения народ во все праздничные дни. Дионисий собрал хорошую библиотеку, которую пожертвовал при жизни в Иверский монастырь на Афоне. 2292 – Каллиник II, Акарнанский. Родившись в селении близ Аграфы, он получил образование под руководством славного в то время наставника Евгения Этолийского. О Каллинике, как человеке просвещенном, есть некоторые подробности у Димитрия Прокопия, но ими не решается пользоваться Гедеон, а еще меньше склонны к тому же мы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

328 См.: Мальцев А., прот. Чины погребения и некоторые особенные и древние церковные службы Православно-Кафолической Восточной Церкви (нем. и церк-сл.). Берлин, 1898. 331 Павлов Василий Иванович (1879–1955), протоиерей. Родился в г. Колпино Санкт-Петербург­ской губ. В 1902 г. рукоположен в сан диакона, затем иерея. Служил в церкви Вознесения в Колпине. Арестовывался в 1917, 1924, 1927, 1932 гг. До 1935 г. настоятель Духовской церкви Алексан­дро-Невской лавры. В 1935 г. арестован, выслан на 5 лет в Астрахань. В 1937 г. арестован, приго­ворен к 10 годам лагерей. В 1945 г. вернулся в Ленинград. Служил в церквах на Большеохтинском, затем на Волковом кладбищах, с 1946 г. в Троицкой церкви «Кулич и Пасха». В 1946 г. сослан в Псков, где служил в Казанском храме. В 1953 г. ему было разрешено вернуться в Ленинград. Слу­жил в церкви вмч. Димитрия Солунского в Коломягах. Похоронен на Шуваловском кладбище, напротив церкви. 335 См.: Георгий, Затворник Задонский. Передаю вам слово души моей: Сб. писем. М.: Изд-во Сре­тенского монастыря, 2008. 338 Речь идет о Марии Васильевне Николя, племяннице епископа Николая (Налимова). Прожива­ла в Ленинграде. Скончалась 4 ноября 1961 г. См. о ней: наст. сб., кн. 1. 339 Н. Г. Грумм-Гржимайло ошибочно считает, что святитель Афанасий принял монашеский по­стриг с именем в честь святителя Патриарха Афанасия I Константинопольского. Его небесный покровитель святитель Афанасий III (Пателларий) Сидящий; 1597–1654), патриарх Константи­нопольский, Лубенский и Харьковский чудотворец. Скончался в г. Лубны по время путешествия в Россию. Память 2(15) мая. 342 Вениамин (Федченков Иван Афанасьевич; 1880–1961), митрополит. В 1919 г. хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. В 1919–1920 гг. епископ армии и флота войск Юга России. В 1920 г. эмигрировал. Член Всезаграничного Карловацкого Церков­ного Собора 1921 г. В 1927 г. воссоединился с Московской Патриархией. С 1933 г. управляющий приходами Московского Патриархата в США. В 1947 г. возвратился в СССР. С 28 ноября 1955 г. митрополит Саратовский и Балашовский. Скончался на покое в Псково-Печерском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Впоследствии эта книга под названием Молитвослов стала основной «литургической» книгой русских людей, молитвы которой заменили древние уставные последования. 8. Реформа богослужения во 2-й пол. XVII в. Литургическая деятельность Патриарха Никона . Несмотря на то что исправление книг началось задолго до Патриаршества Никона (1652–1658) и сам он не считал исправление книг и обрядов своим основным делом, переломный момент в деле книжной справы связан с его именем. Реформа богослужения по греческому образцу была задумана не Патриархом Никоном , а царем Алексеем Михайловичем, первые ее признаки видны уже в изданиях времени Патриарха Иосифа. Идейной основой преобразований послужила концепция «Москва – Третий Рим», согласно которой русский царь являлся наследником византийского василевса и должен был править не только Русью, но и православными христианами всего мира (см. Третий Рим, теория). Бывш. К-польский Патриарх Афанасий III Пателларий, находясь в 1653 г. в Москве, писал в челобитной Алексею Михайловичу, что он «ныне на земле царь учинился всем православным христианам», а «Святейшему Никону – освящать соборную апостольскую церковь Софии» (в К-поле) (цит. по: Макарий. Кн. 7. С. 74–75). Поскольку несоответствие русских и греческих обрядов могло помешать осуществлению этих планов, Афанасий призывал Никона к преобразованию русского богослужения. Кроме того, после воссоединения Украины с Россией (1654) возникла необходимость в создании общероссийской нормы богослужения и церковнославянского языка. Ориентация на греческий мир вела Русскую Церковь к принятию не московской, а южнорусской нормы, более соответствовавшей греческим текстам и традициям XVII в. Первым шагом Патриарха Никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления на Патриаршество, было сравнение текста Символа веры, изложенного в печатных русских книгах, с текстом Символа, начертанного на саккосе митр. Фотия (XV в.). Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и обрядов. Примерно через полгода после вступления на Престол Патриарх указал опустить в издании Следованной Псалтири (11.02.1653) главы о числе поклонов на молитве прп. Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении. Часть справщиков высказали свое несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иером. Иосиф (в миру Иван Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 г., Патриарх Никон разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. С этого времени началась как реформа, так и протест против нее – церковный раскол, организованный бывшими товарищами Патриарха протопопами Аввакумом Петровым и Иваном Нероновым.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

И на смену ей приходит совершенно другая концепция – это концепция константинопольской вотчины. Она была связана с тем, что в XVIII веке в константинопольской, в других восточных церквях возникает идея о том, что русское государство способно освободить их от османского владычества. Отголоском этой идеи является знаменитый сюжет уже болгарской письменности о Дядо Иване – белокуром богатыре, который придет с севера и спасет их от турок. Это естественно здесь рождалась идея панславизма будущего, идея покровительства России православным народам Османской империи. Мы это видим на примере огромного количества письменных источников. В 1655 году было создано так называемое «Слово понуждаемое» константинопольским патриархом Афанасием Пателларом, Афанасием Сидячим, его мощи сейчас находятся в Харькове. «Слово понуждаемое» – очень интересное произведение, там перечисляются скрупулезно все народы, которые знал Афанасий Пателлар и пишется о том, что главная цель Алексея Михайловича – это завоевание этих народов. Завоевание и перекрещивание их в православие, и после этого, как известно, после того, как слово Божье будет проповедано по всей земле – наступит конец света. То есть, цель Алексея Михайловича – это крестить всех в православие, чтобы поскорее наступил конец света, и церковная история на этом бы завершилась. И эта идея находит отражение в других письменных источниках. Здесь очень важен сюжет, не будем вдаваться в подробности, сюжет в связи с присоединением Украины к России. Оно рассматривается, как воссоединение – это правда воссоединение, так его воспринимали современники, но это не воссоединение народов – это воссоединение православие. В акте земского собора 1653 года мы находим мотив «за православную Церковь», «за поруганную государеву честь», «за царский титул», но мы не находим никаких этнических мотивов вообще. Самое главное – это единение православия – это как раз есть отголосок этой возникающей концепции. Любопытно то, что первым послом от Богдана Хмельницкого – мятежного гетмана – к царю Алексею Михайловичу был иерусалимский патриарх Паисий, который побывал на Украине, потом приехал в Москву и он уговаривает Алексея Михайловича вступиться за казаков. Почему – потому что Алексей Михайлович – это новый Константин. Его главная цель – освободить православных и впоследствии распространить православие на территорию других стран.

http://academy.foma.ru/tag/fenomen-russk...

Патриарх Константинопольский Афанасий Пателларий приезжал в Россию за сбором подаяний и привез некоторые цареградские святыни (как полагают, Царскосельскую чудотворную икону Знамения Богоматери). Он скончался на обратном пути в Лубенском монастыре, где тело его при погребении не положили во гроб, а, как то делается в Константинополе при погребении патриархов, посадили на кафедре. Нетленные мощи его прославлены чудесами. В простонародье он называется (как уже сказано выше) «Афанасий сидячий». В монастыре Иоасаф нашел все в беспорядке. В соборе давно уже обвалился купол, в предшествующий год пожар истребил деревянные кельи. В средствах был недостаток. Требовалась усиленная деятельность, чтоб привести все в порядок. Между тем Иоасаф болел. Он сам пишет, что «августа 16-го 1737 года заболел крепко, с каковою болезнию боролся до месяца генваря 1788 года, и уже близ исхода обретался, но Божиею наказующею милостию пока здравием помилован, однако не первым, и всегда в слабости пребывал, и от тех времен час от часу ко исхождению шествую сию многопечальную жития моего стезю». Тем не менее, он много работал и, наконец, решился предпринять поездку в обе столицы, чтоб собрать средства на исправление храма. В Петербурге ему удалось представить просительную книгу самой императрице Елисавете Петровне. При этом вышло такое интересное обстоятельство. Перед тем императрица пожертвовала тысячу рублей на Николаевский монастырь и, при поднесении ей сборной книга Иоасафа, сказала, что она уже назначила тысячу рублей. Ей доложили, что то был Николаевский монастырь, а это другой Спасо-Преображенский. Императрица сказала: «Если Николаевскому выдано 1,000 рублей, то Спасовой обители выдать 2,000 рублей». Вообще сбор был очень удачен. Отчасти этому должно было способствовать родство о. Иоасафа с лучшими малороссийскими фамилиями. А в то время малороссы были сильны при дворе и в Петербурге чрез знаменитых Разумовских. С тех пор императрица Елисавета Петровна, отличавшаяся вообще глубокой набожностью и истинно русским сердцем — всегда сочувственно относилась к Иоасафу.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Свт. Афанасий III Пателларий (1597 — 5.04.1654) — Лубенский чудотворец (память 2 мая), Патриарх Константинопольский (1634 — 1652). В 1652 г. он навсегда покинул Константинополь и искал защиты " от обиды нечестивых агарян... от бусурманской обиды и многих налогов... " у русского царя Алексея Михайловича, " волею своею оставив свой патриаршеский престол... И ты, праведный государь... меня иностранца призрел... " Скончался свт. Афанасий в Мгарском Преображенском монастыре близ г. Лубны (совр. Полтавская обл.) и был погребен по восточному обычаю сидящим на троне. 56 Иванский — муж сестры Глафиры Орестовны, Наталии Орестовны. Старец Амвросий видел, что он пытается обмануть Глафиру при покупке ее наследственной части имения Алехино, и заботился о том, чтобы этого не произошло. 57 Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова. Ч. 1 – 2. СПб., 1844. 58 Ин. 11, 49. 59 Примеч. авт. (зачеркнуто). 60 Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. 61 Пс. 142, 8. 62 Мф. 10, 37. 63 Пс. 90. 64 Наталья Орестовна Иванская – замужняя сестра Глафиры Орестовны 65 Мф. 10, 36. 66 Кольми паче (церк.-слав.) – тем более. 67 Пс. 33, 2. 68 Пс. 102, 1. 69 См. Мф. 11, 12: От дний же Иоанна Крестителя доселе Царство Небесное нудится, и нуждницы восхищают е... 70 Мухояр – старинная азиатская ткань (Даль В. И. Толковый словарь . Т. II. С. 363). 71 Пс. 39. 1 72 Поверить – проверить, чтобы убедиться на деле в верности. (См. Даль В. И. Толковый словарь... Т. III. С. 151.) 73 Презорство (церк.-слав.) – презирание, пренебрегание, непослушание, строптивость. 74 Первая настоятельница Шамординского монастыря схим. София (Астафьева-Болотова) († 24.01.1888). 75 Ср. Мк. 6, 56: ...которые прикасались к Нему, исцелялись. 76 См. Деян. 5, 15: ...выносили больных на улицы... дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. ...И исцелялись все. 77 Игумения Евфросиния (Розова), управляла монастырем с 1888 по 14.04.1904 г. 78 На этом рукопись обрывается. comments Комментарии 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

Современник Кирилла Лукариса Афанасий Пателларий вызвал у М. Гедеона отзыв следующего содержания: Афанасий, родом из Крита, «был муж образованный, знаток эллинского (т. е. древнего) и латинского языка, проповедник слова Божьего, философ, филолог и поэт».  К сожалению, эта очень лестная характеристика Пателлария основывается на несколько мутном источнике — на Димитрии Прокопии, знания которого были очень ограниченны и отзывы которого серьезно ничем не подкреплены. Но мы не станем на этот раз спорить ни с Гедеоном, ни с Прокопием из опасения лишиться и последних своих руководителей при изучении темноватого XVII в.  Затем от начала XVII в. перенесемся прямо к его концу. Здесь встречаем троих патриархов, которым следует дать место в нашем исчислении просвещеннейших патриархов. И прежде всего скажем о патриархе Дионисии IV Музелиме–Комнине. Он был родом из Константинополя, учился в патриаршей академии, считался мужем просвещенным. Он славился в качестве проповедника, не отпускавшего без поучения народ во все праздничные дни. Патриарх Дионисий собрал хорошую библиотеку, которую еще при жизни пожертвовал в Иверский монастырь на Афоне.  — Каллиник II, Акарнанский. Родившийся в селении близ Аграфы, он получил образование под руководством славного в то время наставника Евгения Этолийского. О Каллинике как человеке просвещенном есть некоторые подробности у Димитрия Прокопия, но ими не решается пользоваться Гедеон, и еще меньше склонны к тому же мы. Так кратки наши сведения о Каллинике, но еще короче они о Неофите IV. Неофит, поставленный в патриархи из митрополитов Адрианопольских, отличался своим образованием в сонме современных ему архиереев, но дальнейших подробностей мы не имеем.  История знает очень немногих патриархов XVII в., которых можно причислить к лицам образованным. Некоторым утешением в этом случае может служить то обстоятельство, что зато и упоминания о малообразованных Константинопольских иерархах XVII в. тоже очень редки. С полной ясностью в этом отношении говорится в источниках собственно об одном патриархе — Гаврииле II.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010