Рака свт. Афанасия III Пателлария. Литография. 1868 г. (РГБ) Рака свт. Афанасия III Пателлария. Литография. 1868 г. (РГБ) В 1672 г. известие об обретении нетленных мощей А. П. и о происходивших от них чудотворениях было получено в Москве. Для проведения расследования царь Алексей Михайлович немедленно отправил на Украину подьячего М. Савина. Встретив в Батурине игум. Лубенского мон-ря Макария (Русановича), Савин узнал от него о посмертной судьбе А. П. и о 4 случаях чудотворений, все это Савин описал в донесении царю (АЮЗР. Т. 9. С. 600-606). В XVIII в. в Лубенском мон-ре хранились рукописные житие святителя и канон, ему служились молебны. В 1818 г. Полтавский еп. Мефодий (Пишнячевский) ходатайствовал перед Святейшим Синодом о канонизации А. П. (внесении его памяти в месяцесловы и публикации жития и канона). Ходатайство Полтавского архиерея было отклонено, однако почитание святителя и запись происходивших по молитвам к нему чудес продолжались. В 60-х гг. XIX в. А. Н. Муравьёв составил новое житие А. П. с указанием чудес, совершавшихся при мощах. Окончательно почитание А. П. было принято в РПЦ в кон. XIX в. после работ Е. Е. Голубинского, к-рый доказал, что почитание святого было впервые установлено между 1672 и 1676 гг. митр. Киевским Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским). Служба святителю была напечатана в Синодальной типографии в 1901 г. В 30-х гг. ХХ в., после упразднения Мгарского Преображенского мон-ря, мощи А. П. были перевезены в Харьков и с тех пор покоятся в харьковском Благовещенском кафедральном соборе. С именем А. П. связана чудотворная икона Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех утешение». Лит.: Муравьев А. Н. Житие святителя Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. СПб., 1863; Пичета И. , свящ. Святой патриарх Афанасий Пателарий, Лубенский чудотворец, и современное ему состояние Церкви Константинопольской//Полтавские ЕВ. 1883. 21. С. 1018-1044; 22. С. 1075-1095; 23. С. 1121-1145; Каптерев Н. Ф. Приезд бывшего Константинопольского Патриарха Афанасия Пателара в Москву в 1653 г.//ЧОЛДП. 1889. 10. С. 358-385; Историко-статистический очерк Лубенского Мгарского Преображенского мон-ря. Од., 1894; Ильминский Я. Святитель Христов Афанасий сидящий, патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец. Полтава, 1913; он же. Свт. Афанасий III, Патриарх Константинопольский, Пателарий: Ист.-биогр. исслед. К., 1915; Hofmann G. Griechische Patriarchen und Römische Päpste, II 2: Patr. Athanasios Patellaros//Och. 1938. T. 19; Ammann A. M. Athanase III Patellaros, Patriarche de Constantinople, ex-catholique et saint russe//Revue des Etudes Slaves. 1951. Vol. 28. P. 7-16; Афанасий Пателар в Москве и на Украине//Греческие документы и рукописи, иконы и памятники прикладного искусства московских собраний. М., 1995. С. 24-29.

http://pravenc.ru/text/76940.html

15-19 нояб. 1927 г. в московском Донском мон-ре состоялся съезд епископов ВВЦС, в к-ром Б. принимал участие (неясно, в качестве полноправного участника или наблюдателя). На съезде предполагалось рассмотреть вопрос об укр. Церкви, однако неизвестно, состоялось ли обсуждение и были ли приняты какие-либо постановления, поскольку материалы съезда не сохранились. В григорианский раскол перешел глава харьковских булдовцев Иоанникий Соколовский, к-рому была «поручена» Симбирская «кафедра» и пожалован титул «митрополита». Это дало возможность Б. переместить центр своей «автокефалии» в харьковскую Мироносицкую ц., куда он перевез из Мгарского мон-ря мощи свт. Афанасия III Пателлария (в наст. время почивают в харьковском кафедральном Благовещенском соборе); в колокольне церкви расположилось «епархиальное управление». Б. часто приезжал в Лубны, служил в своем «кафедральном» соборе, в доме при соборе проходили «соборы» булдовцев. В 1927 г. (вероятно, в самом его конце) Б. созвал в Лубнах очередную «сессию собора епископов Украины», на к-рой он был избран председателем и «возведен в сан архиепископа». В 1928 или 1929 г. Б. созвал «собор», провозгласивший его «митрополитом». В Харькове (после отхода Погорилко от лубенщины, а также и от церковной деятельности) Б. именовал себя «архиепископом Харьковским и Ахтырским, митрополитом всея Украины». Феофил (Булдовский), лжемитрополит. Фотография. Кон. 20-х — нач. 30-х гг. ХХ в. Феофил (Булдовский), лжемитрополит. Фотография. Кон. 20-х — нач. 30-х гг. ХХ в. Весьма неприязненно к появлению «лубенской автокефалии» отнеслись «липковцы», видевшие в Б. и его «иерархах» конкурентов своей УАПЦ. Липковский неоднократно заявлял, что Б. действует под покровительством ГПУ, что было недалеко от истины (впрочем, ГПУ поддерживало и «самосвятскую» УАПЦ, видя в ней средство борьбы с канонической Церковью). Впосл. власти, убедившись в слабой эффективности такой борьбы с «тихоновцами», перешли к политике репрессий и по отношению к раскольникам. В результате репрессий число приходов, состоявших под началом Б., в 30-х гг. резко сократилось, центр лубенского раскола и резиденция его главы к 1937 г. были перенесены в Ворошиловград (ныне Луганск). В 1939 г. в Ворошиловграде был закрыт последний храм, принадлежавший лубенцам, в кон. 1940 г. Б. переехал в Харьков, где проживал как частное лицо.

http://pravenc.ru/text/153631.html

В. Шапран Рака с мощами свт. Афанасия III Пателлария. Благовещенский кафедральный собор Харькова Рака с мощами свт. Афанасия III Пателлария. Благовещенский кафедральный собор Харькова Иконография. Наиболее ранние сохранившиеся иконы А. П. относятся ко 2-й пол. XVIII в. В иконописном подлиннике кон. XVIII в. под 17 мая о святителе сказано: «Сед, брада шире Власиевой, в шапке и в сакосе, в стуле сидя, во Псковском [так!] монастыре на Манагарской горе…» (БАН. Строг. 66. Л. 107об.); в подлиннике сер. XIX в.: «Сед, брада аки Власиева шире, на главе шапка патриаршая, ризы святительския, саккос и омофор» (РНБ. Собр. СПбДА. A.II.54. Л. 28). Известны 2 варианта изображений мощей А. П.- извод краткий и развернутый. О характере развернутого извода дает представление икона кон. XVIII - нач. XIX в. (ГИМ), где находилась частица мощей святителя, также икона кон. XVIII - нач. XIX в. в серебряном окладе московской работы 1809 г. (собрание банка Амбровенето. Виченца). Гробница с мощами А. П. помещена в интерьер трехнефного храма, причем над ракой под балдахином на тонких колонках он стоит, «аки жив», в богослужебном святительском облачении, с благословляющей десницей и жезлом в левой руке, с седой окладистой бородой (по-видимому, изображена икона или портрет святителя), вверху - неск. ангелов, поддерживающих балдахин и с рипидами, 2 ангела с посохами в руках стоят на пюпитрах по сторонам от сени. На литографии 1876 г., выполненной в мастерской П. А. Глушкова (РГБ), вокруг раки изображены духовенство и молящиеся. Краткий извод получил широкое распространение в небольших паломнических иконах, как, напр., икона нач. XIX в. из собрания Н. В. Покровского (ГРМ), иконы 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР, ГИМ), где на подножии представлена рака барочных форм (иногда видны клейма с датой «1819», «года» и монограммой «АПК» в раме с архиерейскими атрибутами), в к-рой под сенью с открытыми «окошками» покоятся в сидячем положении мощи А. П. в архиерейском облачении, с митрой на голове, видимой остается часть лика, облачений и руки. Подобные воспроизведения св. мощей известны, напр., в XVII-XIX вв. в греч. и южнослав. иконах и гравюрах свт. Спиридона , еп. Тримифунтского; эта иконография могла повлиять на тип изображения А. П. На иконе кон. XIX - нач. XX в., принадлежавшей свт. Афанасию (Сахарову) , А. П. изображен в рост, в саккосе, омофоре, с панагией на груди, благословляющей десницей и жезлом в левой руке, рядом - рака святого под сенью с колоннами. Возможно, образ выполнен на основе хромолитографии 1887 г. (изд. в Полтаве; РГБ), где также совмещаются изображения святителя и его мощей.

http://pravenc.ru/text/76940.html

История этой древней келлии была связана с Россией и в прежние времена: в ней по очереди проживали два Константинопольских патриарха, любивших Россию и окончивших свои дни в русском Дубенском монастыре: в 1660-х гг. Афанасий III (Пателларий) 1144 и в 1760-х Серафим II (Анина). 1145 Патриарх Афанасий сыграл определенную роль в русской реформе исправления церковных книг, проходившей при царе Алексее Михайловиче и Святейшем патриархе Никоне , по просьбе которого составил чин архиерейской службы по греческой традиции. По его кончине последовало прославление его в лике святых, чему предшествовали многочисленные чудеса от мощей святителя, у которых столетием позже упокоился другой константинопольский патриарх – Серафим, вынужденный в 1772 г. во время русско-турецких войн просить защиты и помощи русского государства, поскольку его приверженность России была известна турецким властям; он был вывезен с Афона русским флотом и с почетом принят императрицей Екатериной II. Получению обителью скитского статуса непосредственно предшествовало прочтение ее насельниками надвратной надписи на греческом языке, подтверждавшей устное предание о том, что некогда келлия «праздновала апостолу» Андрею. Надпись гласила: «Серафим, бывший Цареградский Патриарх, преемник св. Стахия, ученика Христова, того, которого апостол Андрей Первозванный хиротонисал первым византийским епископом. Поэтому Его Святейшество именуется Вселенским Патриархом, как продолжатель неустанных трудов Первозванного Андрея. Этот Патриарх Серафим назывался Хаоневс Ипиротис. Сначала он епископствовал во Фракии, впоследствии оставив с почетом Патриаршество, он пришел сюда, на Святую Гору, и в целях уединения купил эту келью, посвященную св. Антонию, из лучших первую. Тут он хотел жить до конца своих дней. Приобретенную келью он от основания перестроил, воспользовавшись для сего знаниями и вкусом архитектора Пахомия, родом из Хиоса. Так пустынное убогое безмолвище стало прекрасным, искусно устроенным зданием с церковью во имя Андрея Первозванного и преп. Антония Великого . Тех молитвами да получим милость Божию и в сем веке и в будущем. 1768 года, с марта 1-го дня». 1146 Ктитор обители Андрей Николаевич Муравьев, первым разобравший вышеприведенную греческую надпись, сказал насельникам скита: «Братия, знаете ли, что доселе сами того не зная, жили под сенью Первозванного, и отныне вам должно достойно чтить его имя». 1147

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 8 марта 1841 г. И. был утвержден, 3 апр. наречен, 6 апр. того же года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. Хиротонию в Великой ц. Киево-Печерской лавры совершили митр. Киевский Филарет, еп. Вологодский Иннокентий (Борисов) и бывш. еп. Смоленский Иосиф (Величковский). Став ближайшим помощником митр. Филарета (Амфитеатрова), пользовался уважением и монашествующих и профессуры. Совершил постриг, рукоположил во иерея св.  Феофана Затворника , рукоположил в сан иерея буд. митр. Московского  Макария (Булгакова) .  Согласно запискам И., однажды в сонном видении ему открылось, что надлежит «зажечь свечку» в темном храме - возглавить новую епархию (Предуказания свыше//ДБ. 1866. 43. С. 295). 2 янв. 1843 г. по рекомендации митр. Киевского Филарета И. возглавил новооткрытую Кавказскую и Черноморскую епархию. Выехав из Киева 19 марта, И. посетил  Мгарский в честь Преображения Господня муж. мон-рь , где поклонился мощам особо чтимого им К-польского свт.  Афанасия III Пателлария . По прибытии 10 апр. в Ставрополь первые 2 года проживал в доме купца И. Волобуева, где устроил домовую ц. в честь Воздвижения Креста Господня. Впосл. купец передал под архиерейское подворье свою усадьбу на Кузнечной ул. (ныне ул. Г. Голенева).  Основное внимание И. уделял христ. просвещению, что было невозможно без подготовленного к миссионерской деятельности духовенства. В 1844 г. выступил с инициативой преобразования Екатеринодарского ДУ в уездное училище, которое состоялось лишь в 1858 г., при еп. Кавказском свт.  Игнатии (Брянчанинове) . Уже в кон. 1843 г. И. направил в Синод предложения об учреждении на Кавказе ДС. 13 нояб. 1846 г. она открылась в Ставрополе, причем архиерей тайно пожертвовал на выплату стипендий семинаристам ок. 10 тыс. р. серебром. По указанию И. торжественное открытие семинарии было приурочено ко дню памяти свт. Иоанна Златоуста. В сент. 1846 г. митр. Московский свт.  Филарет (Дроздов)  направил И. письмо, в котором горячо поддержал его просветительские начинания. В 1847 г. в память о своих родителях, Иоанне и Марии, в 3 верстах от Ставрополя устроил Иоанно-Мариинскую жен. общину (см.  Ставропольский Иоанно-Мариинский жен. мон-рь ). Проявляя заботу о нуждающихся клириках, И. при поддержке купца Гониловского построил обширный 2-этажный каменный дом для общежития беднейших детей кавк. духовенства. По инициативе И. был возведен новый кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери (1845) в Ставрополе, отремонтирован старый Троицкий собор, построено 12 храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

    Отец Феодох на звоннице у входа в Андреевский собор. До революции в скиту насчитывалось до 800 монахов, находилась типография, аптека и кузница, которые обслуживали не только монахов обители, но и всю Святую Гору. Сравнивая, например, русских монахов Пантелеимонового монастыря и Андреевского скита, П. Троицкий пишет: «Андреевца легко можно было отличить даже по внешнему виду от пантелеймоновца. Монахи Пантелеймонова монастыря носили по греческому обычаю более подходящие по природным условиям ботинки, монахи Андреевского скита – привычные для русских сапоги». (Троицкий П. История русских обителей Афона в XIX–XX веках)     За кафоликоном, в самом дальнем углу комплекса, находится усыпальница скита, где хранятся главы его насельников. В отдельном, пышно оформленном киоте, глава «монаха-миллионера», как его называли в печати, Иннокентия (Сибирякова), пожертвовавшего свое гигантское состояние на строительство Андреевского собора и больничного крыла.         +   И вторая статья:   Память Святого Апостола Андрея Первозванного всегда с особой любовью чтили иноки Святой Горы Афон. Особенно глубоким его почитание было среди русских святогорцев, посвятивших в честь первого Апостола Христова целую отдельную обитель на Афоне. Расположена она в самом центре Святой Горы, близ афонской столицы – Кареи. Величественный Свято-Андреевский собор обители, построенный в нехарактерном для Афона русском стиле, по сей день продолжает восхищать взоры многочисленных паломников из разных стран мира. Он является самым крупным храмом на всей Святой Горе, свидетельствуя о былом величии Русского Афона. Хоть сам Свято-Андреевский скит был создан в середине XIX в., однако история его своими корнями уходит в глубокую древность. По преданию на его месте с Х в. располагалась уединенная отшельническая келлия, а позже и Ксистский монастырь, просуществовавший до XV в. Позже здесь действовала келлия, где в сер. XVII ст. подвизался святитель Афанасий III (Пателларий, 1597-1654), Патриарх Константинопольский и Лубенский чудотворец (похоронен в Мгарском монастыре на Украине, где впоследствии его нетленные мощи прославились многими чудотворениями).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2785

Архит. комплекс Г. с., сложившийся к кон. XIX в., разделялся на 3 части: центр., вост. и зап. В центре располагалась Успенская ц. с пристроенной к ней деревянной колокольней (1850), игуменским корпусом и 2-этажными покоями митр. Филарета. На колокольне находились часы с надписью: «Кто тя может убежати, смертный час?» Широкая аллея объединяла храм с 2-этажной трапезной церковью. Верхний престол ее освятил 27 сент. 1853 г. свт. Филарет во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских, нижний - 27 сент. 1860 г. во имя свт. Филарета Милостивого. Вост. часть скита занимало братское кладбище с каменной ц. Воскресения словущего, освященной 27 сент. 1853 г. прп. Антонием (Медведевым). Железный иконостас храма был выполнен в виде пальмовых деревьев, знаменующих победу Христа. В зап. части скита помещались хозяйственные постройки. С 3 сторон Г. с. окружала деревянная ограда с кирпичными столбами, с сев. стороны - пруд. Деревянный мостик соединял берега пруда и позволял перейти из скита в его Пещерное отд-ние. Над юж. линией скитской ограды, обращенной к дороге в город и Вифанский монастырь , возвышалась высокая каменная арка св. врат с колокольней за ними (1871-1873). В 1898 г. вместо деревянной построили каменную ограду с башнями и св. вратами. Собор в честь Черниговской иконы Божией Матери. Интерьер. Фотография. 2005 г. Собор в честь Черниговской иконы Божией Матери. Интерьер. Фотография. 2005 г. В Успенском храме хранились привезенные А. Н. Муравьёвым частицы Креста Господня, камня от гробницы Богородицы в Гефсиманской пещере, список с Иорданской иконы Божией Матери и др. святыни из Св. земли. На юж. стене находилась икона прп. Сергия Радонежского, в к-рую был вложен деревянный крест с частицами мощей мн. святых, а также икона свт. Афанасия III Пателлария с частицей мощей. На аналое находилась греч. икона Успения Богородицы - дар наместника Иерусалимского патриарха Кирилла II, митр. Петра (Мелетия). Убранство украшали также иконы, принесенные из ризницы Успенского собора Московского Кремля, и 6 икон из перламутра.

http://pravenc.ru/text/164929.html

Афанасия III Пателлария. 1653 г. (ГИМ. Син. греч. 245 (Вл. 266). Л. 5 об.) После вторичного низложения Кирилла I (1635) А. П. уехал в Италию, где жил в Анконе и Венеции и получил от папы предложение стать кардиналом в том случае, если подпишет католич. символ веры. Вскоре А. П. был призван своими сторонниками в К-поль, где в 1637 г. Патриархом вновь стал Кирилл Лукарис. После его мученической кончины (26 июня 1638) А. П. был претендентом на Патриарший престол; в авг. 1639 г. новый Патриарх Парфений I (1639-1644) потребовал от него отречься от Патриаршего титула и вернуться на Фессалоникийскую кафедру. За долги митрополии А. П. пришлось претерпеть заключение; в это время он дважды обращался за милостыней к рус. царю. В 1643 г. А. П. отправился в Россию, но по дороге заболел и остановился в Молдавии у господаря Василия Лупу, откуда вновь обратился в Москву с просьбой о милостыне. В г. Галац он устроил обитель св. Николая в качестве подворья Синайского мон-ря вмц. Екатерины. Тогда же он написал «Гимн Пресвятой Богородице», а также энкомий, посвященный Василию Лупу. В 1652 г. А. П. вернулся в К-поль и вторично занял Патриарший престол. Пробыв на кафедре также всего неск. дней, в июле 1652 г. он добровольно отрекся от престола. Во время своего краткого Патриаршества А. П. произнес проповедь, в к-рой отмежевался от католичества. 8 окт. 1652 г. он навсегда покинул К-поль; побывав в Яссах у господаря Василия Лупу, затем в Чигирине у гетмана Богдана Хмельницкого, А. П. отправился в Москву с грамотами рус. царю от этих правителей. 16 апр. 1653 г. он прибыл в Москву и 22 апр. был принят царем Алексеем Михайловичем . В Москве он проживал на Кирилловском подворье, совершал богослужения в Новоспасском мон-ре, в Спасском соборе Теремного дворца; в июне 1653 г. посетил Троице-Сергиев мон-рь. Текст последнего послания свт. Афанасия III Пателлария царю Алексею Михайловичу, в котором он упоминает о «Слове понуждаемом», 22 марта 1654 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 513) Текст последнего послания свт.

http://pravenc.ru/text/76940.html

Афанасия III Пателлария царю Алексею Михайловичу, в котором он упоминает о «Слове понуждаемом», 22 марта 1654 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 513) Несколько раз А. П. обращался к царю с челобитными о милостыне, и государь щедро одаривал святителя. А. П. оказал влияние на церковные исправления, к-рые проводил Патриарх Никон. По просьбе Патриарха он собственноручно написал «Чин архиерейского совершения литургии на Востоке» (греч. оригинал - ГИМ. Син. греч. 245; рус. пер.- ГИМ. Син. 670, XVII в.). «Чин» лег в основу рус. новоисправленного печатного «Чиновника архиерейского служения» (см. об этом в статьях Архиерейское богослужение , Чиновник архиерейский ). 13 окт. 1653 г. А. П., будучи на «отпуске» у государя, подал ему тетрадь, надписанную «Слово понуждаемое к... царю... Алексею Михайловичу...» (греч. подлинник, по-видимому, не сохранился; известны 3 списка XVII-XVIII вв. рус. перевода), где излагалась главная цель его приезда в Москву - побудить царя в союзе с Молдавией и Запорожским войском начать войну с турками, чтобы освободить порабощенные ими правосл. народы. После этого рус. царь должен был занять престол греч. правосл. императоров, а Московский Патриарх - кафедру Вселенских Патриархов. В конце дек. 1653 г. А. П. выехал из Москвы обратно в Молдавию, чтобы поселиться в Никольском мон-ре в Галаце. По дороге он гостил в Чигирине у Богдана Хмельницкого. В февр. 1654 г. он остановился в Мгарском Преображенском мон-ре близ г. Лубны (совр. Полтавская обл.), где в среду на Фоминой седмице преставился. Он был погребен игуменом мон-ря под амвоном Преображенского храма по вост. обычаю сидящим на троне. 1 февр. 1662 г. в присутствии посетившего Лубенскую обитель Газского митр. Паисия Лигарида , к-рому, по его словам, А. П. явился во сне, состоялось обретение нетленных мощей святителя. Святые мощи были облачены в новые ризы и помещены в специально сооруженную раку. После этого события А. П. стал являться многим во сне, благословляя, наставляя и исцеляя болящих; многочисленные исцеления происходили и от гробницы святого.

http://pravenc.ru/text/76940.html

В 1700 г. Берлюковское монастырище было приписано к угодьям Чудова мон-ря . Из Москвы перевели на жительство 2 семьи монастырских крестьян и неск. монахов, к-рые устроили конный и скотные дворы, а купец Вукол Мартынов в 1701/02 г. построил новый каменный Никольский храм. Строителем возрождающейся обители был определен иером. Никифор, ставленник опальной царицы Евдокии Лопухиной. Однако вскоре Никифор бежал, был схвачен в С.-Петербурге, заточен в Богословскую пуст. 27 янв. 1732 г. строителем Б. п. был назначен пострижник Саровской пуст. иером. Иосия (Самгин), братия состояла из ссыльных иеромонахов Иакова, Сильвестра, иеродиак. Боголепа и др. В 1733 г. по доносу Тайная канцелярия обнаружила в Б. п. списки сочинений опального архим. Маркелла (Радышевского) (в т. ч. «Возражение на Объявление о монашестве, на Регламент Духовный»). Указом Синода от 17 янв. 1734 г. иеромонахи Иосия, Иаков, Сильвестр и иеродиак. Боголеп были арестованы и 4 апр. 1734 г. отправлены в С.-Петербург. Среди обнаруженных в монастырской б-ке рукописей был уникальный список «Слова понуждаемого к ... царю ... Алексею Михайловичу ...» К-польского Патриарха Афанасия III Пателлария . Разбирательством лично занялся архиеп. Феофан (Прокопович) , обвинив братию в антиправительственном заговоре. Главой заговора посчитали действительного тайного советника, президента Коммерц-коллегии А. В. Макарова на том основании, что семья Макаровых исповедовалась у о. Иосии. Указом имп. Анны Иоанновны в дек. 1738 г. монахи Б. п. были расстрижены и сосланы на каторжные работы в Сибирь и Охотск, а иером. Иосия был бит кнутом, подвергся вырезанию ноздрей и был сослан на вечное поселение на Камчатку. Решением Святейшего Синода Б. п. подлежала закрытию, оставшиеся в ней насельники и имущество - переводу в др. мон-ри. В 1759 г. пустынь числилась среди действующих, по описи 1764 г. в ней находились каменный одноглавый двухпрестольный храм во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца, деревянная колокольня, 2 настоятельские кельи, «крытые дранью, при одной через сени - хлебня, при другой - клеть», 4 братские кельи с сенями, сенной и тележный сараи, 2 хлебных амбара, бревенчатая ограда со св. вратами. Рядом с оградой находились скотный двор, конюшня, деревянная изба для конюхов. Вся пустынь занимала 29 ´ 49 сажен земли. Братии вместе с настоятелем и священником было 8 чел. После представления настоятелем игум. Никоном в Московскую духовную консисторию записки о бедственном положении Б. п. 30 апр. 1770 г. обитель была упразднена, имущество передано подмосковному Екатерининскому мон-рю .

http://pravenc.ru/text/78164.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010