Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Слово в неделю 25-ю по сошествии Св. Духа. М., 1743 г. Титульный лист (РГБ) Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Слово в неделю 25-ю по сошествии Св. Духа. М., 1743 г. Титульный лист (РГБ) С 1729 г. служил преподавателем словесности низшего отд-ния Киево-Могилянской академии, с 1731 г.- среднего отд-ния. В 1732 г. от имени академии И. приветствовал нового Киевского архиеп. Рафаила (Заборовского) поэмой собственного сочинения «Брань честных седьми добродетелей с седьми грехами смертными...». Поэма написана образным языком, в котором чувствуется влияние народной украинской речи. С 13 сент. 1734 г. принимал экзамены у буд. молодых священников перед посвящением их в сан. 8 нояб. того же года в киевском Златоверхом во имя архангела Михаила монастыре архиеп. Рафаилом И. был рукоположен во иерея и 23 нояб. переведен в киевский кафедральный Софийский собор. Вскоре определен членом Киевской духовной консистории. В 1735-1737 гг. по поручению Киевского архиеп. Рафаила И. периодически совершал поездки по Малороссии, собирая пожертвования на академию. 24 июня 1737 г. И. был возведен в сан игумена и по настоянию архиеп. Рафаила вопреки собственному желанию назначен настоятелем Мгарского в честь Преображения Господня монастыря . 7 июля того же года прибыл на новое место служения. 10 сент. 1742 г. отправился в Москву и С.-Петербург для сбора средств на благоустройство обители, сильно пострадавшей при пожаре 1736 г. и не имевшей даже ограды. И. привлек своих родственников, а через них и др. состоятельных людей к оказанию материальной помощи мон-рю. Вскоре был выстроен большой каменный братский корпус. 28 нояб. 1742 г. в Москве в присутствии имп. Елизаветы Петровны И. произнес проповедь о любви к Богу и ближнему. В С.-Петербурге через знакомых представил свою сборную книгу императрице, и она распорядилась выдать 2 тыс. р. на восстановление монастырского храма. 16 авг. 1744 г. И. вернулся в обитель. Проявил себя как строгий постник, неутомимый молитвенник и деятельный восстановитель монастыря, при том что страдал от хронического заболевания (предположительно от туберкулеза). Судя по автобиографии И. («Путешествие в свете сем грешника Иоасафа, игум. Мгарского»), серьезные обострения болезни относились к периодам с 16 авг. 1737 по янв. 1738 г., с 27 сент. 1740 по февр. 1741 г., с 4 апр. по кон. мая 1746 г. В автобиографии И. также записал вещие сны, в к-рых ему являлся почитаемый им свт. Афанасий III Пателларий, погребенный в Мгарском мон-ре. В сент. 1742 г. явившийся в тонком сне Киевский архиеп. Рафаил возвестил И.: «Будешь архимандритом». 10 янв. 1744 г. монастырская братия подала прошение митр. Рафаилу об учреждении в обители архимандрии и о возведении И. в сан архимандрита. Прошение подписали наместник обители иером. Наркисс, 3 иеросхимонаха, 6 иеромонахов, 3 иеродиакона, 3 монаха. 14 сент. того же года по указу имп. Елизаветы Петровны в Киеве митр. Рафаил возвел И. в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/578038.html

Настоятель (1658-1663) игум. Виктор (Загоровский) активно сотрудничал с рус. правительством. Уже 4 авг. 1658 г. он докладывал патриарху и боярам о своей беседе с гетманом И. Е. Выговским. В 1659 г. бывш. гетман Выговский с призванными татарами и поляками разорял Полтавщину, и рус. полководец кн. Г. Г. Ромодановский с войском двинулся к Лубнам, из к-рых бежал полковник Степан Шамрицкий. В ходе наступления, как писал С. В. Величко, Ромодановский «удался по чиемусь извету до монастыря Мгарского Лубенского, где на винограде многих заможных (состоятельных) людей скарбец замурованный, войско, знайшедши, между собою розраховало (т. е. поделило.- В. П.)». Игум. Виктор считался духовным наставником Я. С. Сомко, наказного гетмана Левобережной Украины, к-рый покровительствовал обители. 17 апр. 1662 г. Сомко подписал универсал о предоставлении мон-рю городищских мельниц. В 1663 г., после смещения и казни Сомко вслед. доносов и интриг, игум. Виктор также был смещен с должности настоятеля, обвинен в попытках склонить Сомко к измене государю, выслан сначала в Москву, а затем в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь . В 1663-1668 гг. М. м. возглавлял игум. Каллист (Балицкий), сторонник гетмана И. М. Брюховецкого. При нем в обители в 1663 г. проживал Ю. Б. Хмельницкий, сын Богдана Хмельницкого. 12 июня 1668 г. М. м. получил от гетмана П. Д. Дорошенко универсал о неприкосновенности владений обители. Уже ок. 1670-1671 гг. настоятелем М. м. снова являлся игум. Виктор (Загоровский), что фактически стало его реабилитацией после ссылки на Соловки. 12 янв. 1671 г. мещанин Георгий Русинович завещал мон-рю 2 тыс. злотых. В М. м. приняли постриг 2 его сына - иеромонахи Полиевкт и Макарий, который в кон. 1671 г. стал новым настоятелем обители. В период игуменства Макария (1671-1687) укреплялось материальное положение мон-ря. 11 окт. 1677 г. лубенский полковник Максим Ильяшенко отдал насельникам для пользования «в ключу Лубенском» с. Пески за р. Сулой. В 1678 г., перед нападением турок на Чигирин, игум. Макарий перенес в М. м. останки митр. Киевского и Галицкого Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) . Они были погребены, как указывается в описании обители, «на левой стороне в стене, в фрамуге такой, в якой с противной стороны святителя Афанасия Пателлария мощи находились, и к обоим им приходящие поклонники прикладывались» (в 1737, при замене гробницы митр. Иосифа, упоминалось, что истлела только крышка гроба, а сами останки оставались нетленными).

http://pravenc.ru/text/2562746.html

— Это относится только к западных святым? — Нет, бывает, что и к греческим. Например, к тексту о Константинопольском Патриархе Афанасии III Пателларии, который почитается также и в Русской Церкви (собственно, из Русской Церкви его почитание и пришло на греческий Восток: мощи святителя почивают ныне в Харькове), имеется примечание, где указано, что позиция этого Патриарха в отношении католичества была, в общем, двойственной: у святителя, несомненно, на определенном этапе были некоторые симпатии к «латинству». То есть подобные моменты не замалчиваются. Ни в русском, ни во французском издании вы не найдете жизнеописания Патриарха Кирилла Лукариса, которого недавно прославила как мученика Александрийская Православная Церковь , но который был известен своими, по сути, протестантскими воззрениями. Впрочем, во французском издании под соответствующим числом имеется примечание, сообщающее об этой сомнительной канонизации и о мотивах, по которым память Кирилла Лукариса не включена в афонский «Синаксарь». — А зачем давать такое примечание, если все равно не приводится текста жития? — Синаксарь имеет достаточно широкое распространение в африканских странах, которые входят в юрисдикцию Александрийской Церкви, поэтому совсем не сказать об этой канонизации было бы неправильно. — А «Синаксарь» отца Макария вообще, если можно так выразиться, пользуется популярностью? — Книгу используют, читают. В африканских странах текст ее звучит в радиопередачах. Во франкофонных православных монашеских общинах ее читают за трапезой. — А на Афоне? — На Афоне «Синаксарь» в новогреческом переводе используется довольно широко. Его читают за трапезой, например, в Ватопеде и некоторых других монастырях. Естественно, он служит и келейным чтением монахов. — Как Вы думаете, как будет воспринят в России русский перевод «Синаксаря»? — Трудно сказать. Но эта книга важна как первая попытка представить на русском языке достаточно большое число житий святых, прославленных в различных Православных Церквах. — Это похоже на то, что сделал в свое время святитель Димитрий Ростовский?

http://patriarchia.ru/db/text/1857386.ht...

В 1650 г. игум. Каллистратом был основан полтавский в честь Воздвижения Креста Господня монастырь . В условиях войны туда перешла часть братии М. м. В Лубнах повстанцы Хмельницкого под рук. Максима Кривоноса сожгли замок Вишневецких, а также мон-рь бернардинов с костелом. Братия М. м. оказывала помощь всем пострадавшим вслед. казацкой войны, в т. ч. полякам. Это отмечали шляхтичи Г. Дамарацкий и С. Ф. Нагорецкий при оформлении для обители дарственной на свои имения от 8 сент. 1650 г. Они писали: «Игумен монастыря Мгарского со всеми живущими в этом монастыре монахами оказывал великую милость свою и чувство сострадания всем слугам князя его милости, остававшимся здесь все то время нынешней войны казачьей за Днепром». Следующий настоятель (1650-1658), игум. Петроний (Левкович), в 1652 г. обращался к царю с просьбой оказать денежную помощь братии. Гетман Хмельницкий универсалом от 22 дек. 1653 г. передал обители села Лука, Хитцы, Романковские рыбные ловли и мельницу в с. Тишки, а также с. Терны, к-рым при кн. И. Вишневецком завладел открытый им в Лубнах мон-рь бернардинов. 23 февр. 1654 г. по пути из Москвы в К-поль в обители остановился и после тяжелой болезни 5 апр. того же года скончался К-польский патриарх свт. Афанасий III Пателларий . По вост. обычаю, он был похоронен под амвоном деревянного Преображенского собора сидящим в кресле (1 февр. 1662 в присутствии посетившего обитель Паисия Лигарида состоялось обретение мощей патриарха Афанасия). Мгарский Преображенский мон-рь. Фотография. 2011 г. Мгарский Преображенский мон-рь. Фотография. 2011 г. В 1657-1658 гг. настоятелем обители был игум. Савватий (Вербицкий). После смерти своего отца, лубенского полковника Игнатия Вербицкого, он передал мон-рю 1/4 имения, по наследству полученную от отца в с. Березоточа и на Березоточской гребле на р. Суле. В этот период, в 1657-1658 гг. обитель была разорена во время восстания Я. Ф. Барабаша. 4 июня 1660 г. мещанин Георгий Русенович (Русинович), приближенный слуга в семье кн. И. Вишневецкого, подарил монастырю мельничное место на Лысогорской гребле на р. Суле.

http://pravenc.ru/text/2562746.html

После первого низложения с патриаршего престола, Афанасий Пателларий не хотел расстаться с титлом константинопольского патриарха; но увлеченный честолюбием, из Фессалоники он бежал сперва в Анкону, и отселе написал просьбу папе об утверждении за собою, по прибытии в Рим, титула константинопольского патриарха. 278 Папа отвечал Пателларию, что согласен дать ему 73-е место в ряду кардиналов, если он подпишет римский символ. Пателларий не согласился на это, и чрез Молдовлахию возвратился в Константинополь, 279 где, при помощи своих приверженцев успел низвергнуть с патриаршего престола Лукариса. Невинный страдалец был сослан на остров Хиос. 280 Афанасий Пателларий получил сан вселенского патриарха но только для того, чтобы передать его другому противнику Кирилла Лукариса – Кириллу Контарису: в одном поучении, произнесенном им на день св. Апостолов, он объяснял слова Спасителя: ты ecu Петр, и проч., неправильно, относя их косвенно к преимуществам римской кафедры, как кафедры первопрестольного Апостола. Но тогда же явился другой Афанасий, муж неустрашимый, и обличал патриарха в приверженности к латинству, и даже напечатал свое обличение. 281 Это самое произвело сильное возмущение православных против патриарха Пателлария; они думали заявлением своего недовольства низвести его с престола и возвратить достоуважаемого Лукариса; но на этот раз их надежда осталась напрасною. Кирилл Беррийский – Контарис, еще более приверженный к латинству, воспользовался недовольством православных; с кучею денег он явился к паше Ибрагиму, и – получил во второй раз патриарший престол. 282 Тяжелое иго должна была нести теперь константинопольская церковь . Новый представитель ее не отличался ни строгим православием , ни хорошим поведением. Он был жесток для подчиненных, придавался праздности и грубому пороку – пьянству, чрез свое корыстолюбие грабил свою паству, и видимо склонялся на сторону латинян. Вследствие всего этого, иезуиты начали опять усиливаться в Константинополе. 283 Ко всему этому, Кирилл Контарис обнаруживал явную неприязнь к Кириллу Лукарису, и вместе с латинянами старался о совершенном уничтожении его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Последние действовали тогда в Константинополе еще не открыто и не прямо, но тем не менее соперничали с папистами в том, кому первому захватить в свою власть восточную Церковь , которая в то время казалась сиротствующею и невежественною и страшно угнетаемою под чужеземным владычеством 47 . Несмотря на это, всегда пребывающий, невидимый Жених и Царь сохранил ее невредимою. С появлением же кальвинистской книги под именем патриарха Кирилла произошло в Константинополе большое смятение и Кирилл снова обвинен пред правительством во франкской вере и измене и насильственно низведен с престола спустя 8 лет со времени вторичного вступления на него. На место Лукариса избран 1632 г. 185) Кирилл , епископ веррийский, по прозванию Контарис, достойнейшее орудие иезуитских козней. Но он был на кафедре только 6 дней (от 5 до 11 октября) и вслед за тем насильственно низвержен правительством и сослан в заточение в Тенедос. Вместо него опять приглашен славный Лукарис 1632 г. Кирилл , в третий раз и украшал престол полтора года. Но неусыпная заботливость папистов нашла другое орудие, – Афанасия критского, известного великому визирю (Зафири). Из-за него Кирилл опять был удален, а патриархом поставлен сам же критянин 1633 г. 186) Афанасий , по прозванию Пателларий, епископ фессалоникский. Писатель 17 века Димитрий Прокопиу Мосхополит из Македонии (в перечне греческих ученых) называет его философом, филологом, поэтом, прекрасно владевшим греческим и латинским языками и отличнейшим проповедником. Но мудрый в слове, Пателларий, оказался на деле тщеславным человеком и из честолюбия готовым попирать божественные каноны Церкви. К счастью, слабое патриаршествование его было непродолжительно: через 40 дней по вступлении на кафедру он был насильственно удален с нее в Великий Пяток и опять отправлен в Фессалонику, избежав заточения благодаря сильным своим покровителям. Отсюда тщеславный патриарх бежал в Анкону и написал просьбу папе об утверждении за собой, по прибытии в Рим, титула константинопольского патриарха (папа, как известно, имеет при себе номинальных патриархов восточной Церкви). Папа отвечал Пателларию, что согласен дать ему 73-е место в ряду кардиналов, если подпишет латинский символ веры . Несчастный Пателларий затрепетал, услышав о повелении державного папы! И хотя он дозволил уже себе сделаться нарушителем канонов, но быть к тому же изменником отеческому учению не решился. Поэтому он поспешно удалился из Анконы в Молдовлахию, откуда в последствии опять прибыл в Константинополь. По удалении его возвращен из заточения достославный 1633 г. Кирилл Лукарис, в четвертый раз. Он патриаршествовал 1 год и два месяца, после чего снова был изгнан врагами; и снова с помощью их восходит на престол 1634 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Афанасий , во второй раз (льстивший своим покровителям иезуитам, по крайней мере, по наружности). В одном поучении, произнесенном им на день святых апостолов, он объяснял слова: «ты еси Петр» и т. д. несколько неправильно и превратно, относя их косвенно к преимуществам римской кафедры, как кафедры первопрестольного Апостола. Но тогда явился другой Афанасий, муж неустрашимый, и обличил патриарха в приверженности к папизму и даже напечатал свое обличение. Вследствие этого бесславный и презренный Пателларий, патриаршествовавший около года, низведен с престола и заточен в Родос сильным пашой Ибрагимом, который вместо него опять возвел на патриарший престол Контариса 1635 г. Кирилла , в другой раз. Через год и 6 месяцев потерял свое место и сам Ибрагим, а вслед за тем и Контарис заточен в Родос, как человек корыстолюбивый и беспокойный. Тогда патриархом назначен 1636 г. 187) Неофит , до того времени гераклийский, которого неправедный Контарис незадолго пред тем насильственно изгнал из Гераклии. Но через год Неофит отказался от кафедры будучи не в силах поправить расстроенные дела патриархии, происшедшие от накопления большого долга. В продолжение 15 лет (1622–1637) двенадцать раз сменялись четыре патриарха (Лукарис, Контарис, Пателларий и наконец Неофит), отчего долг патриархии возрос до 100.000 пиастров. Заимодавцами были турки, французы, армяне и евреи, которые влачили по судам поручителей архиереев, требуя от них процентов или капитала. Такие страдания понесла Церковь по вине преимущественно двух пастырей, – Контариса и Пателлария. В последствии времени она подвергалась еще ужаснейшим страданиям. Происки лжебратий, вторгавшихся извне, постоянно вступавших в союз с самыми недостойными или самыми легкомысленными из архиереев, поджигали в них тщеславное искание патриаршества: а еретики, хотя и неразумно и тщетно, но все-таки надеялись с помощью преданных им патриархов действовать ко вреду догматов восточной Церкви. С другой стороны корыстолюбивое турецкое правительство легко принимало всякую клевету, смотря на смену патриарха как на средство получить деньги. Доблестные и добрые пастыри были лишаемы своих кафедр, будучи не в силах противодействовать ни ненасытному любостяжанию властей, ни наветам чужеземцев, которые при посредстве европейских посольств разжигали страсть к патриаршеству в тщеславных епископах. Церковь стенала, долг возрастал, патриархи менялись один за другим. После отречения Неофита снова назначен патриархом 1637 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В июне 1722 г. настоятелем обители стал насельник с.-петербургского Александро-Невского мон-ря игум. Иларион ( Рогалевский ; впосл. епископ Казанский и Свияжский). При настоятеле (1728-1729) игум. Георгии (Кувечинском) в 1728 г. из-за сильных дождей обвалился центральный купол Преображенского собора, после чего было решено полностью разобрать своды здания и частично некоторые стены. 22 апр. 1729 г. игум. Иларион (Левицкий) освятил начало восстановления Преображенского собора. В мае 1736 г. при настоятеле (1733-1737) игум. Феофане (Трофимовиче) в М. м. произошел пожар, разрушилась каменная надвратная Михайловская ц. (бывш. трапезный храм, выполнявший с кон. 20-х гг. XVIII в. функцию монастырского собора), сгорели деревянные колокольня с малым Георгиевским храмом, келейный корпус и хозяйственные постройки; обгорели каменный трапезный Благовещенский храм (1733) и строившийся Преображенский собор. Уцелели только каменная башня, в которой действовала Преображенская часовня, и 2-я, «каменно-деревянная» колокольня (нач. XVIII в.) обители. Свт. Афанасий I Пателларий, патриарх К-польский. Мозаика Мгарского Спасо-Преображенского мон-ря. Фотография. 2015 г. Свт. Афанасий I Пателларий, патриарх К-польский. Мозаика Мгарского Спасо-Преображенского мон-ря. Фотография. 2015 г. 24 июня 1737 г. иером. Иоасаф (Горленко) в Киеве был возведен в сан игумена и назначен настоятелем М. м. и прибыл в обитель 7 июля 1737 г. (что иногда ошибочно указывается как дата его назначения). В янв. 1740 г. игум. Иоасаф встречался с принцем Людвигом Вильгельмом Гессен-Хомбургским и убедил его продолжить оказание помощи в восстановлении обители. В 1742-1744 гг. настоятель объездил ряд мон-рей центральной части России, включая Москву, собирая пожертвования на «погорелый монастырь и упалую церковь каменную». 12 сент. 1743 г. указом митр. Киевского Рафаила (Заборовского) клирик обители иером. Иаков (Блоницкий), выпускник Киево-Могилянской академии, был делегирован в Москву для преподавания в Славяно-латинской академии.

http://pravenc.ru/text/2562746.html

Икона эта некогда принадлежала святителю Афанасию III (Пателларию); когда же он скончался в России, икона была передана на Афон в Ватопедский монастырь. В 1949 г. проживавший на покое в Ватопеде митрополит Адрианопольский Григорий при открытии Андреевского скита благословил этой иконой новопоставленного игумена о. Виссариона, который, в свою очередь, при своей кончине благословил ею братию скита со словами: «Да будет она вам отрадой и утешением в скорбях и печалех», после чего икону стали именовать – «В скорбех и печалех Утешение». В 1863 г., в настоятельство о. Феодорита, во время путешествия иконы по России для сбора средств на скит произошло чудесное исцеление в городе Слободском Вятской губернии: сын священника, молчавший на протяжении 6 лет, исцелился от немоты. За этим случаем последовало множество других исцелений. Четвертый игумен скита архимандрит Иосиф, сопровождавший икону по России в 1890 г., выпустил впоследствии книгу: «Описание чудес, совершившихся перед чудотворной иконой Божией Матери “В скорбях и печалех Утешение”». Другая древняя икона, принадлежавшая келье Серай, хранит на своем обороте табличку со следующей надписью: «Сия икона написана в 1660 г. афонским схимонахом Пахомием и до 1846 г. находилась в сем Андреевском новосозданном скиту, наместной в церкви св. апостола Андрея Первозванного. В 1846 г. 27 августа была дана сия святая икона игуменом сего скита Виссарионом на благословение достопочтенному благожелателю обители сей Павлу Сидоровичу Пономареву, который и взял ее с собою в Россию. Царице Небесной угодно было прославить ее многими чудесами и исцелениями в недугах, чему служат привески к иконе об исцелевших, серебряные знаки, и при одном из них Сама благоволила назвать сию икону “Скоропослушницей Афонскою”. Признательный к таким высоким милостям Царицы Нелесной Пономарев в 1858 г. возвратил сию чудотворную икону обители как неоценимое и неотъемлемое ее достояние». 1157 Одной из святынь собора была икона апостола Андрея Первозванного, принадлежавшая прежним настоятелям келлии Серай – Константинопольским патриархам Афанасию III (Пателларию), и затем Серафиму II (Анине).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

271 Французский посланник был вне себя от гнева, когда узнал об этом торжестве православных. Он не мог стерпеть поражения латинян, и решился еще раз низложить Кирилла Лукариса. Щедро посыпались клеветы на невинного патриарха и золото великому визирю; нашелся и епископ, желавший занять патриарший престол в Константинополе. Это был фессалоникийский епископ Афанасий, родом критянин, по прозванию Пателларий. Он был орудием латинян, и был известен великому визирю – Зафире; 272 а потому легко мог достигнуть патриаршего престола. Писатель XVII века Димитрий Мосхополит, в перечне греческих ученых, называет Пателлария философом, филологом, поэтом, прекрасно владевшим греческим и латинским языками и отличным проповедником. Но мудрый в слове, Пателларий оказался на деле тщеславным человеком и из честолюбия готовым попирать божественные каноны церкви. 273 При помощи латинян, он предложил правительству 60 тысяч долларов, и за эту огромную сумму получил право объявить себя патриархом. Кирилл Лукарис был удален на остров Тенедос. К счастью, слабое патриаршество Пателлария было непродолжительно. Чрез 40 дней по вступлении на кафедру, он был насильно удален с нее в великий пяток, и опять отправлен в Фессалонику, избежав заточения, благодаря сильным своим покровителям. 274 Гонимый патриарх Кирилл Лукарис снова возвратился к бедствующей своей пастве. На этот раз радость народа была неописанна: светлое торжество Пасхи слилось с торжеством возвращенного любимого им архипастыря. 275 Четвертый период патриаршества Кирилла Лукариса продолжался только один год и два месяца. 276 Деятельность его по отношению к своей пастве была все та же, как и в предыдущие периоды его патриаршества: он не переставал обращаться к России за милостынею, 277 и своими пастырскими наставлениями – предостерегать своих пасомых от врагов православия. Но в это же время для Лукариса готовились новые гонения; а константинопольскую церковь ожидали новые бедствия. Те же латиняне, по истечении года, снова подвергли Лукариса заточению и возвели на патриарший престол, во второй раз, Афанасия Пателлария.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010