Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «В СКОРБЕХ И ПЕЧАЛЕХ УТЕШЕНИЕ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 19 нояб.), происходит из афонского Свято-Андреевского скита; прославилась многочисленными чудесами. Икона (не сохр.) представляла собой створчатый складень размером 40 ´ 31 см. В центре складня - поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, Которым предстоят св. Иоанн Предтеча и ап. Иоанн Богослов. Христос правой рукой благословляет, в левой держит скипетр. Внизу - преподобные Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный и Онуфрий. На створках складня помещены образы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского на конях, а также святителей Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского. Ризы Богоматери и Богомладенца чеканные золоченые. Венцы золотые, венец Божией Матери был украшен жемчугом. На окладе над Богородицей были изображены 2 ангела, держащих венец. В иконе хранились частицы св. мощей архидиак. Стефана, прп. Григория Синаита, преподобномучеников Михаила, Игнатия Нового, Евфимия и Акакия Афонских; «стиль письма указывал на многовековую древность этой иконы» (Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «В скорбех и печалех Утешение»//Наставления и утешения св. веры христианской. 1898. 12. С. 1108). Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» По преданию, икона принадлежала свт. Афанасию III Пателларию , патриарху К-польскому, владельцу кельи Серай. После смерти святителя в 1654 г. она перешла старцу, жившему на покое в Ватопедском мон-ре. В день открытия Андреевского скита (22 окт. 1849) митр. Григорий подарил икону первому игумену скита Виссариону (Толмачёву). В авг. 1853 г. икону послали морем в Одессу, а оттуда почтой в С.-Петербург иером. Феодориту (Крестовникову), собиравшему в России средства для обители. В нояб. он получил икону со значительными повреждениями и, вероятно, в июле 1859 г., вернувшись на Афон, возвратил ее в обитель. Перед кончиной в 1862 г. игум. Виссарион передал икону братии с пророческими словами: «Да будет она вам отрадою и утешением в скорбех и печалех».

http://pravenc.ru/text/155570.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРЕЯ АПОСТОЛА СКИТ [Сераион; греч. Ανδρου ποστλου σκτη, Σεργιον], на г. Афон, в 500 м к северо-западу от Кареи (Протата). До XV в. здесь находился Ксистский мон-рь, принадлежавший Ватопедскому мон-рю . Еп. Порфирий (Успенский) сообщает, что с давних времен на этом месте была келья с ц. во имя прп. Антония Великого, называемая Руэн-ду (албан.- пастырь), к-рую построил предположительно монах-пастух из Албании и к-рая принадлежала к числу наемных келий Карейской лавры. Во 2-й пол. XVII в. келья была перестроена для вышедшего на покой в 1652 г. К-польского Патриарха свт. Афанасия III (Пателлария) . После его смерти в течение 107 лет келью занимали снимавшие ее у протата монахи. В 1766 г. К-польский Патриарх Серафим II , будучи на покое, приобрел келью и окружавший ее участок земли. По его просьбе мон. Пахомием, зодчим-хиосцем, там был заложен храм в виде башни с нижней ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и верхней - во имя ап. Андрея Первозванного, впосл. переосвященной греками во имя прп. Антония Великого, также был построен 4-этажный корпус, получивший название Серай (тур.- дворец). В нижнем ярусе корпуса размещались кладовые, в 1-м - хозяйственные службы, во 2-м - кельи и трапезная, в верхнем - Патриаршие покои и обширная б-ка. Патриарх Серафим прожил в обители 2 года, состоя в духовном общении с прп. Паисием Величковским , основателем скита Илии пророка. После смерти Патриарха старший архидиакон, его ученик, заведовавший хозяйством Серая, переселился в Ватопедский мон-рь, к-рому передал Серайскую келью. После греч. восстания 1821 г. Ватопед не смог более поддерживать Серай, и келья, переходившая из рук в руки, пришла в запустение. Ап. Андрей Первозванный и прп. Антоний Великий с видом скита ап. Андрея на Афоне. Литография К. Белера. 1869 г. (ЦАК МДА) Ап. Андрей Первозванный и прп. Антоний Великий с видом скита ап. Андрея на Афоне. Литография К. Белера. 1869 г. (ЦАК МДА) Основание А. а. с.

http://pravenc.ru/text/115350.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший ( между 1401 и 1412/14, К-поль), прп. (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых), 1-й игум. серпуховского мон-ря в честь Зачатия Богородицы «на Высоком» (см. Высоцкий серпуховской мон-рь ), ученик прп. Сергия Радонежского . Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского мон-ря. 1648 г. (СГИХМ. 1673. Л. 10). Фрагмент Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского мон-ря. 1648 г. (СГИХМ. 1673. Л. 10). Фрагмент Основными источниками сведений об А. В. являются житие прп. Сергия и летописи. В 1697 г. в Чудовом московском мон-ре было написано «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого» (РГБ. Унд. 288), в мае следующего года переписанное в Высоцком мон-ре (СГИХМ. КП 1692/СТ 78). В «Слове» сообщаются дополнительные сведения об А. В., в значительной своей части ошибочные, напр., А. В. отождествляется с К-польским Патриархом свт. Афанасием III Пателларием . «Слово» заканчивается виршами, и на этом основании исследователи делали вывод, что автор его - Карион (Истомин) . Однако подобное утверждение нуждается в дополнительных аргументах. Согласно «Слову», А. В. в миру носил имя Андрей, был сыном свящ. Авксентия и происходил из Обонежской пятины Новгородской земли, его мать звали Марией. Неизвестно, когда он пришел в мон-рь прп. Сергия. В одной из старших редакций жития прп. Сергия об А. В. сказано: «Бе бо мужь благоразумен, Божественых писаний исполнен, и многи книги писания руки его и доныне зело красны сведетелствуют, обретаются в похвалу чюдному и добродетелному житию его и мнозей мудрости» ( Тихонравов. С. 132). В 1374 г. прп. Сергий помог кн. Владимиру Серпуховскому (Храброму) основать близ Серпухова Высоцкий мон-рь, «състави общее житие зело благоразумне» и благословил на игуменство А. В. (ПСРЛ. Т. 15. Рогожский летописец. Стб. 107). Ок. 1381/82 г. некий «игумен Афанасий» (большинство исследователей считают, что это был А. В.) обратился к митр. свт. Киприану с просьбой прокомментировать правила монашеского общежития и ответить на вопрос, можно ли мон-рю принять село от жертвователя. Видимо, тогда же (во всяком случае не позднее 1382) были написаны «Ответы» свт. Киприана (РИБ. СПб., 1908. Т. 6. Стб. 243-270).

http://pravenc.ru/text/76986.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОЛЬШОЙ МОСКОВСКИЙ СОБОР 1666-1667 гг. самый представительный по числу участников за всю предшествующую историю РПЦ; проходил в 2 этапа: заседания, на к-рых присутствовало только рус. духовенство (29 апр.- сент. 1666), и Собор с участием как рус., так и греч. духовных лиц (28 нояб. 1666 - февр. 1667). Источники До наст. времени дошел сложный комплекс документов, отражающих период подготовки Собора, его проведение и сопутствующие события. Офиц. обработкой материалов Собора является Книга соборных деяний, заверенная подписями греч. и рус. участников (ГИМ. Син. 314) и опубликованная сразу же после окончания соборных заседаний (Служебник. М., 1668). Этот документ был создан в ходе Собора или сразу по его завершении, однако его нельзя считать протоколом заседаний. В Книгу деяний входят сгруппированные отчасти по темам, отчасти по хронологии решения Собора (они представлены как отдельные заседания, но это едва ли точное воспроизведение реальной хронологии), вопросы вост. Патриархам и их ответы, нек-рые дополнительные тексты, напр. соч. Афанасия Пателлария о чине литургии. В Книге деяний отсутствует изложение заседаний, посвященных суду над Патриархом Никоном , и описание избрания Патриарха Иоасафа II , не упоминается вызвавший острые дискуссии на Соборе вопрос о соотношении царской и первосвятительской власти и т. п. Симеон Полоцкий. Гравюра Н. Сополова. Нач. XIX в. (РГБ) Симеон Полоцкий. Гравюра Н. Сополова. Нач. XIX в. (РГБ) Не ранее сент. 1667 г. Симеон Полоцкий создал лит. обработку деяний Б. М. С.- «Сказание о святом Соборе», к-рое также содержит далеко не полную и, кроме того, не во всем достоверную информацию. Симеон Полоцкий заменил речь царя Алексея Михайловича к Собору собственным риторическим сочинением, вместо ответа царю Новгородского митр. Питирима на открытии Собора 29 апр. сделал пометку: речь митрополита написать «или вместо ея сей ответ». Автор «Сказания» изменил хронологию событий, зачастую объединяя неск. заседаний в одно; он указал, что последнее заседание состоялось 2 июля, однако в тексте упоминаются заседания, проходившие 12, 17 июля, а также в авг. и в кон. сент. Симеон Полоцкий ничего не сообщает о большинстве допросов и решений по поводу Соловецкого мон-ря , в частности о покаянии архим. Никанора и др. соловецких иноков (кроме Герасима (Фирсова) ), о посылке на Соловки ярославского архим. Сергия с увещеванием и т. п.,- эти события известны по др. источникам. В ряде статей оставлены пробелы для числа и месяца.

http://pravenc.ru/text/149721.html

Делегация Русской Православной Церкви прибыла на Афон 10 августа 2013 г. 09:25 8 августа 2013 года на Святую Гору прибыла паломническая делегация Русской Православной Церкви, направленная решением Священного Синода для участия в торжествах по случаю престольного праздника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. В ее составе — митрополит Томский и Асиновский Ростислав  (глава делегации), архиепископ Харьковский и Богодуховский Онуфрий , епископ Борисовский Вениамин и сотрудник  Отдела внешних церковных связей  иеромонах Стефан (Игумнов). Вместе с ними на Святую Гору для участия в праздновании прибыл генеральный консул Российской Федерации в Салониках А.А. Попов. Накануне, 7 августа, паломники из Русской Православной Церкви посетили Салоники, где поклонились святыням северной столицы Греции; члены делегации побывали в монастырях святой великомученицы Анастасии Узорешительницы и преподобной Феодоры Фессалоникийской, в катакомбах святого Иоанна Предтечи в историческом центре города, в кафедральном соборе святителя Григория Паламы и в базилике святого Димитрия Солунского. По прибытии в Свято-Пантелеимонов монастырь гости были встречены у врат обители ее игуменом архимандритом Иеремией с братией. Они поклонились честным мощам святого великомученика Пантелеимона. Преосвященный митрополит Ростислав поблагодарил братию за прием и передал теплые слова приветствия от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В тот же день делегация посетила Андреевский скит и монастырь Кутлумуш и ознакомилась с ходом восстановительных работ в обители Старый Русик. Архиепископ Онуфрий передал в дар братии Андреевской обители икону святителя Афанасия Пателлария с частицей его святых мощей. Святитель Афанасий, живший в XVII веке, в бытность архиепископом Солунским часто посещал Святую Гору и основал келью с храмом святого Антония, на месте которой позже возник Андреевский скит. Впоследствии святитель Афанасий стал Патриархом Константинопольским, а затем удалился с Патриаршего престола. Окончить земной путь ему было суждено в России, где святой Афанасий почил преподобнической кончиной в Лубенском Преображенском монастыре. Его святые мощи были обретены нетленными в сидячем положении, в котором он был погребен по древней греческой традиции. Прославленный в лике святых, он известен на Руси как святитель Афанасий Лубенский Сидящий, Патриарх Константинопольский. Ныне мощи святого почивают в кафедральном Благовещенском соборе города Харькова. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru    Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3155651.ht...

Делегация Русской Православной Церкви прибыла на Афон Афон, 8 августа 2013 г. 8 августа 2013 года на Святую Гору прибыла паломническая делегация Русской Православной Церкви, направленная решением Священного Синода для участия в торжествах по случаю престольного праздника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . В ее составе — митрополит Томский и Асиновский Ростислав, глава делегации, архиепископ Харьковский и Богодуховский Онуфрий, епископ Борисовский Вениамин и сотрудник ОВЦС иеромонах Стефан (Игумнов). Вместе с ними на Святую Гору для участия в праздновании прибыл генеральный консул Российской Федерации в Салониках А.А. Попов. Накануне, 7 августа, паломники из Русской Православной Церкви посетили Салоники, где поклонились святыням северной столицы Греции; члены делегации побывали в монастырях святой великомученицы Анастасии Узорешительницы и преподобной Феодоры Фессалоникийской, в катакомбах святого Иоанна Предтечи в историческом центре города, в кафедральном соборе святителя Григория Паламы и в базилике святого Димитрия Солунского. По прибытии в Свято-Пантелеимонов монастырь гости были встречены у врат обители ее игуменом архимандритом Иеремией с братией. Они поклонились честным мощам святого великомученика Пантелеимона. Преосвященный митрополит Ростислав поблагодарил братию за прием и передал теплые слова приветствия от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В тот же день делегация посетила Андреевский скит и монастырь Кутлумуш и ознакомилась с ходом восстановительных работ в обители Старый Русик. Архиепископ Онуфрий передал в дар братии Андреевской обители икону святителя Афанасия Пателлария с частицей его святых мощей. Святитель Афанасий, живший в XVII веке, в бытность архиепископом Солунским часто посещал Святую Гору и основал келлию с храмом святого Антония, на месте которой позже возник Андреевский скит. Впоследствии святитель Афанасий стал Патриархом Константинопольским, а затем удалился с Патриаршего престола. Окончить земной путь ему было суждено в России, где святой Афанасий почил преподобнической кончиной в Лубенском Преображенском монастыре. Его святые мощи были обретены нетленными в сидячем положении, в котором он был погребен по древней греческой традиции. Прославленный в лике святых, он известен в России как святитель Афанасий Лубенский Сидящий, Патриарх Константинопольский. Ныне мощи святого почивают в городе Харькове. 10 августа 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/63360.html

Андрей Николаевич Муравьёв (12.05.1806–30.08.1874) Библейская история Воспоминания Жития святых История Древней Церкви История Поместных Церквей История религий История Русской Православной Церкви Литургика Основы православия Андрей Николаевич Муравьёв Духовный писатель, историк Церкви, паломник и путешественник; драматург, поэт. Биография Родился в семье Николая Николаевича Муравьёва и Александры Михайловны Мордвиновой (1768—1809). Его старшие братья — Михаил, Николай и Александр. Учился у Семёна Раича, в юности переводил «Энеиду» и фенелонова «Телемака». В службе с 5 (17) сентября 1823 года. После военной службы, сдав в апреле 1828 года экзамены при Московском университете, в августе того же года был определён в ведомство Коллегии иностранных дел. Во время Русско-турецкой войны 1828—1829 годов в Шумле познакомился с А. С. Хомяковым. В 1833 году был определён обер-секретарём в Святейшем синоде при обер-прокуроре С. Д. Нечаеве; летом 1836 года сыграл важную роль в смене его на графа Н. А. Протасова). С 1836 года — камергер российского императорского двора и почётный член Императорской академии наук. С 1842 года — член общего присутствия в Азиатском департаменте МИДа. В начале 1850-х переехал в Москву, поселившись во флигеле Останскинского дворца у Дмитрия Николаевича Шереметева. В 1854 году получил знак отличия за XXV лет беспорочной службы; с 17 (29) апреля 1855 года — действительный статский советник. Его хлопотами келия афонского Ватопедского монастыря близ Кареи (первоначально была местом жительства на покое Вселенского Патриарха Афанасия Пателлария) в 1849 году была преобразована в самоуправляющийся скит с русскими насельниками; в 1867 году там был заложен собор во имя Андрея Первозванного (освящён в 1900 году). Посетив в 1850 году пришедший в полное запустение бывший монастырь Новый Сион в Мирах (селение Демре округа Каш в Анатолийской Турции), где до 1087 года покоились мощи святителя Николая Чудотворца, инициировал работы по его восстановлению и возможному устройству там русского монастыря; впоследствии активное участие в проекте принимали граф Николай Игнатьев и Василий Хитрово. Его сочинения стали первыми на русском языке книгами духовного содержания, получившими распространение в среде высшего общества. Исследовал и ввёл в научный оборот судебное дело Патриарха Никона. Выйдя в отставку в 1866 году, поселился в Киеве, близ Андреевской церкви. В 1869 году вернулся на государственную службу в качестве директора Санкт-Петербургского попечительного о тюрьмах комитета. Умер в Киеве, погребён в крипте Андреевской церкви. Считался другом митрополита Московского Филарета (Дроздова), имел репутацию знатока и блюстителя богослужебного устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ РИТОР АФАНАСИЙ РИТОР (Ок. 1571, Константия, Кипр - 16.03.1663, Париж), греч. иером. и проповедник. Получил образование в К-поле. Был в числе приближенных Патриархов Неофита II (1602-1603; 1607-1612) и Тимофея II (1612-1620), к-рые благожелательно относились к католичеству. Неофит II сделал А. Р. своим протосинкеллом и познакомил с франц. иезуитами, чтобы он с их помощью смог закончить свое образование. Иезуиты направили его в Рим, но поступить в Греческую коллегию св. Афанасия он не смог. Между 1620 и 1630 гг. А. Р. переезжает во Францию, где знакомится с канцлером П. Сегье и кард. Дж. Мазарини. Они поручают ему приобрести на Востоке греч. рукописи. С этой целью А. Р. объехал Афон , Метеорские мон-ри , Македонию и Фракию, где собрал ок. 116 греч. рукописей и свыше 20 слав. (в наст. время - в Национальной б-ке в Париже; слав. также частично в РНБ). Между 1644 и 1650 гг. А. Р. активно проповедует на Востоке против кальвинизма, к-рому оказывал покровительство К-польский Патриарх Кирилл I Лукарис . К-польский Патриарх Парфений I (1639-1644) присвоил А. Р. титул дидаскала Великой ц., Патриаршего протосинкелла, и разрешил носить почти все епископские знаки отличия. Значительная часть сочинений А. Р. посвящена защите католич. догматов, напр. «Антипателларий» - ответ на несохранившуюся проповедь Афанасия III Пателлария , в к-рой тот отрицал примат папы Римского. После 1650 г. А. Р. вернулся в Париж, где и умер в нищете (его имущество было конфисковано по иску П. Сегье). Похоронен в ц. Сент-Этьен-дю-Мон. Личные бумаги А. Р. хранятся в Национальной б-ке в Париже (ркп. Supl. gr. 1014, 1026, 1027 и 1030). Соч.: Θιλοσοφικ συντγματα ττταρα. P., 1639 [Четыре философские трактата]; Αριστοτλης αυτν περ τς θανασας τς ψυχς διατρανν. P., 1649 [Аристотель, толкующий свои мысли о бессмертии души]; Αντιπατελλρος: Επιστολ περ νσεως τν κκλησων ... Συντετμημνος Αντικαμπανλλας. P., 1655 [Антипателарий: Послание об объединении Церквей]; Περ το περανεστηκτος π πσι κρτους το κρου ρχιερως... P., 1662 [О великом Понтифике]. Лит.: Legrand. Bibl. hell. XVII. T. 3. P. 417-426; Korolevskij C. Athanase le Rheteur//DHGE. T. 4. Col. 1394-1396; Μανοσακας Μ. Ι. Ανκδοτα πατριαρχικ γγραφα περ Αθανασου το Ρτορος//Επετηρς Μεσαιωνικο Αρχεου. 1940. T. 2. Σ. 134-151; Kn ö s. L " histoire. P. 434-435; Πατρινλης Χ. Γ. Αθανσιος Ρτωρ//ΘΗΕ. T. 1. Σ. 561-562; O " Meara D. J. The Philosophical Writings, Sources, and Thought of Athanasius Rhetor//Proc. of the American Philos. Soc. 1977. Vol. 121; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 191-193. И. В. Т. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77024.html

При Богдане Хмельницком Троицкий монастырь благоденствовал. Обитель стала одной из самых благоустроенных и процветающих на Украине. Посещали монастырь послы и духовные мужи, одаривали. Первоначально монастырь был мужским, в нём свой век доживали казаки, получившие увечья в сражениях. В 1654 г. монастырь посетил знаменитый святитель Христов Патриарх Константинопольский Афанасий III Пателларий (у нас его иногда называют «Афанасий сидящий»). Побывав в Москве, св. Афанасий приехал с миссией к Богдану Хмельницкому. Из Чигирина святитель отправил в Яссы милостыню, полученную им от царя Алексея Михайловича, а сам уехал в лубенский Мгарский монастырь, где после Пасхи преставился. Погребён был св. Афанасий по восточному обряду - сидящим на троне. Его мощи, обретённые нетленными, ныне почивают в Харьковском Благовещенском соборе. Афанасий Пателларий, находясь в 1653 г. в Москве, изложил царю Алексею Михайловичу свой грандиозный геополитический проект. Собственно, это и было главной целью его визита. Он предлагал русскому государю («словом понуждал») в союзе с Молдавским княжеством и Запорожским войском идти войной на турок и освободить из-под ига православные народы. По мысли св. Афанасия, русский царь должен будет занять престол греческих православных императоров, а Московский Патриарх - кафедру Вселенских Патриархов. Как известно, в последующем история не раз подталкивала Русь к осуществлению этого проекта. О пребывании св. Афанасия в Чигиринском монастыре известно, что он особенно любил молиться перед чудотворной Смоленской иконой Божией Матери Одигитрия. Между прочим, по молитве святителя в окрестных болотах лягушки, досаждавшие молитвеннику своим «пением», на века потеряли голос, что отмечалось монахами и через 250 лет. Монастырь стал женским в 1735 г., когда число вдов и невест, потерявших своих женихов в войнах, многократно превысило число мужской братии, которая не в силах была совладать с укреплением песчаных заболоченных грунтов монастыря. Лягушек можно было заставить умолкнуть молитвой, а наводнения следовало одолеть трудом. Монахиня Парфения, написавшая очерк о монастыре, изданный в Киеве в 1893 году, свидетельствует: «...всё здоровые обитательницы монастыря, после вечернего богослужения, переносят на своих плечах массы песка с возвышенных мест в монастыре для засыпки котловин и починки плотин...»

http://sobory.ru/article/?object=07338

Патриарх Константинопольский Афанасий III Пателларий († 1654 г.) родился в Рефимно (о. Крит), получил хорошее образование, подвизался на Св. Горе, рукоположен в митрополита Фессалоник, объехал многие края и скончался в России, где сочинял и переводил книги, проповедовал и благотворительствовал. Он упокоился в обители Преображения в Любне 496 . Св. Афанасий поддерживал реформаторскую деятельность великого Патриарха Московского Никона († 1681 г.) 497 . В работе по исправлению церковных книг ему помогали монах Дионисий Ивирит 498 и монах Арсений Грек 499 . В 1730 г. святогорский монах из России Пахомий принял мучение за Христа в Усаки под Филадельфией, там, где в юности отрекся от Него 500 . В 1742 г. принял мучение в Константинополе иеромонах из Новгорода Константий из святой афонской обители Великой Лавры, вскоре после своего отречения 501 . Митрополит Готфейский и Кефайский Игнатий († 1786 г.), родом грек, в юности подвизался в обители Ватопед на Афоне. Он проявил себя как новый Моисей, став в защиту своей паствы, руководство которой принял в 1769 г. В 1778 г. он осуществил труднейшую задачу по выводу притесняемых православных (около 50 тыс. человек) из-под ига татар-мусульман в христианское Приазовье, в Мариуполь, где святой иерарх и упокоился от многих трудов 502 . Видный старец Паисий Величковский († 1794 г.) родился в Полтаве на Украине в 1722 г. Едва ему исполнилось 15 лет, он пришел в Любечскую обитель, а затем в Великую Лавру Киева. В 1746 г. он прибывает на Св. Гору и основывает скит пророка Ильи. Там он начал делать переводы святоотеческих творений на славянский язык; после 17 лет пребывания на Афоне едет в Молдавию с несколькими монахами. Как игумен Нямецкой обители, он собрал под своим началом много монахов из России, Болгарии и Румынии. В Молдавии он продолжал трудиться над переводами аскетических трудов, особенно следует отметить издание им славянского «Добротолюбия» (1793). Прп. Паисий возродил монашеский дух в Румынии и России 503 . Он был ревностным приверженцем подлинно обновленческого движения святогорских колливадов 504 . Многие из его учеников после блаженной кончины старца распространяли его учение, а среди 50 лучших его последователей выделяются и несколько русских: продолжателями дела Паисия стали просвещенные монахи Оптиной пустыни 505 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010