Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД [румын. David] (Зуграв), румын. иконописец XVI в. (Валахия), предположительно был в монашеском сане. В творчестве Д. соединены черты и влияния разных художественных школ и направлений. Вместе с сыном Радуславом расписал больничную церковь мон-ря Козия в Валахии (1542). Экспрессивная манера письма Д. с характерной уверенной линией рисунка свидетельствует о македонском и серб. влиянии на его творчество, колорит росписей роднит их с фресками Метеорского мон-ря Анапавса, созданными иконописцем Феофаном Критским († 1559). В небольшом интерьере храма иконописцы разместили неск. циклов, среди к-рых - «Страсти Христовы», «Акафист Богоматери» и «Житие св. Иоанна Крестителя»; композициям присуща повествовательность. В ктиторском портрете валашского господаря Раду Паисие (1535-1545), изображенного вместе с семьей, сказалось влияние мастера Добромира из Тырговиште, автора росписей в Куртя-де-Арджеш (1526). Образ спэтара Строе - один из первых портретов в средневек. румын. искусстве, созданных в реалистической манере. Лит.: Dr gu V. Dicionar enciclopedic de art medieval româneasc. Bucur., 1976; Dumitrescu C. L. Pictura mural din ara Româneasc în sec. al XVI-lea. Bucur., 1978. P. 72-74; Arta cretin în România. Bucur., 1989. Vol. 5. P. 236-244; P curariu. IBOR. Vol. 1. P. 561. Свящ. Александру Морару Рубрики: Ключевые слова: ПАФНУТИЙ [Пырвеску; Пырву Муту, Пырву Зуграв], известный румын. иконописец (1657 - авг. 1735), прп. (пам. румын. 7 авг.) Румынской Православной Церкви (РумПЦ)

http://pravenc.ru/text/168500.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРФЕНИЙ МЕТЕОРСКИЙ Анфология письма иером. Парфения Метеорский с его изображением. 2-я пол. XVIII в. (Meteor. Metamorph. 329. Fol. 116) Анфология письма иером. Парфения Метеорский с его изображением. 2-я пол. XVIII в. (Meteor. Metamorph. 329. Fol. 116) [Греч. Παρθνιος Μετεωρτης] († 1807), игумен Б. Метеорского мон-ря, греч. мелург. В певч. рукописях он обычно упоминается с прозвищем Μετεωρτης (см.: Χαλδαικης. 2014), но часто - только по имени, вероятно, для того, чтобы его невозможно было перепутать с такими мелургами или кодикографами посл. четв. XVIII в.- 1807 г., как Парфений Милеос (муз. кодекс его письма указан в изд.: Πολτης, Πολτη. 1994. Σ. 601; он известен и как автор славословия 1-го плагального гласа (Ath. Cutl. 418. Fol. 95-99), с обозначением макама «адзем асиран» рядом с мартирией ) и живший немногим ранее иером. Парфений Византийский из мон-ря Каракал (известен как автор херувимской 1-го гласа (Ath. Doch. 399. Fol. 76v-77, сер. XVIII в., автограф) и ряда кратких седмичных причастнов (Ath. Gregor. 20. Fol. 127-130v; Ath. Iver. 952. Fol. 267, автограф; и др.); еще 2 его автографа указаны в изд.: Πολτης, Πολτη. 1994. Σ. 600 (один из них - Athen. Bibl. Nat. 2218 - датирован 1782 г., см. описание: Πολτης, Πολτη. 1991. Σ. 249), однако здесь ошибочно указано, что одну из этих рукописей выполнил не иером. Парфений Византийский, а иное лицо). В сер. XVIII - нач. XIX в. жили еще 2 автора муз. рукописей с тем же именем: иером. Парфений Хиосский (описание его автографа см.: Πολτης, Πολτη. 1994. Σ. 602; он известен и как мелург: в ркп. сер. XVIII в. Ath. Cutl. 447 (P. 654 sqq.) помещено его великое славословие на глас πρωτβαρυς) и иером. Парфений Георгиадис с Лесбоса (см.: Πολτης, Πολτη. 1994. Σ. 598). Еще один Парфений - иеродиакон - написал в 1786-1792 гг. Пападики (Athen. Bibl. Nat. 972 - см.: Στθης. 2006. Σ. ξθ, ποσημ. 13) скорее всего за пределами обл.

http://pravenc.ru/text/2579116.html

Разделы портала «Азбука веры» Минея, 20 Апреля, Канон преподобнаго, егоже краегранесие: Пою и славлю Иоасафа мудраго Глас 2 Песнь 1 Ирмос: Во глубине постла иногда/фараонитское всевоинство преоруженная сила,/воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть:/препрославленный Господь славно бо прославися.  Припев: Преподобне отче Иоасафе, моли Бога о нас. Преподобне отче Иоасафе,/даждь ми слово, недостойному рабу твоему,/да возмогу достойно воспети святую память твою.  Припев: Преподобне отче Иоасафе, моли Бога о нас. Отче Иоасафе,/ты на земли равноангельно пожил еси,/равноангельную же честь достойно получил еси/и ныне со всеми Ангелы Богу предстоиши.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Юность твоя чиста, житие же твое светло,/яко правило известно в тебе, отче, Божественныя добродетели показася.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Покров Божественный, тихое пристанище,/Пречистую Деву Марию, вернии, песньми похвалим, Богоматерь обрадованную,/всех же верных Предстательницу.  Песнь 3 Ирмос: Процвела есть пустыня, яко крин, Господи,/языческая неплодящая, Церковь/пришествием, Твоим,/в нейже утвердися мое сердце.  Припев: Преподобне отче Иоасафе, моли Бога о нас. Ихже око не виде, ни ухо слыша,/ни на сердце человека взыдоша,/яже уготована Богом Того возлюбльшим,/сих ты возжелел еси, Иоасафе Богодохновенне.  Припев: Преподобне отче Иоасафе, моли Бога о нас. Сошедшеся днесь, чтуще любовию память твою, Иоасафе премудре,/молим тя прилежно:/моли о нас, верно празднующих честную память твою.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ликуя со Ангелы на Небесех, не забуди нас, преподобне отче,/но присно молися ко Господу/даровати миру мир и всем скорбящим утешение.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Рясны златыми украшена, Владычице,/яко Царица предстоиши ныне одесную Царя и Бога,/молящи о рабех Твоих.  Седален, глас 8

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Св. муч. Диомида врач- при Диоклитиане. Конат. 421 – – М. Р. МКр. М. 11 и 12 М. – – Пр. Хе- – II в. а Египте. Сирл. Мак. 1422. Память – – Божия, егда – – безбожные агаряны при Льве Исавре, в 716 г. Пролог. Муз. 13. Петр. Екл. Нан. 2. 240 и др. (МГр. 15. Сирм. 17. Враги осадили Царьград 15 августа и чрез год отступили 15 августа). II. Нерукотворенного образа на Керамии (на кирпиче или черепице). Импер. Никифор Фока в 965 по Мелетию, по другим в 968 году пренес в Царьград нерукотворенный образ Спасителя, отпечатлевшийся на черепице в Иераполе, когда Анания, несший образ Спасителя Авгарю, скрыл его вне Иераполя в черепицах. Никод. Сн. 9. 11 авг. Истощание и снова наполнение св. воды в храме живоносного источника. 1370. (Сн. 9 июля МГр.) Муч. Алкивиада в огне. Никод. В древних прологах нет и западным неизвестен. Память страшного труса . Петр. 240. МГр. 1595. Неизвестно, когда был сей трус. В июле и августе были язва и трус в Царьграде при Иустиниане. Bandur. Anmiq. 79. Св. преподобномуч. Никодима метеорского, пострадавшего в 1551 году ( νεν Μαρτυρολγιον). Св. муч. Стаматия из Вола пострадавшего в Царьграде в 1680. (Солов. 15 авг.). III. Пр. Иоакима осоговского. Из болгар при Осоговской горе при р. Скупище в XI в. вероятно. Рум. 319. У. 1610. 1639 и др. Иоакима сардипольского. Серб. трефолой XVI в. у Хлуд. Иоакима сарандапорского, Лавр. св. 366. I. садуноподского. Св. муч. Мемсамбия . Древние груз. памятники. IV. Пр. Еглона . 1146. 1345. 1429. и др. (Сирм. 17). Пр. о. Онисима . 51. 1621(14. июля). V. Мучч. 33 из Палестины. Сирл. Шиф. (12 авг. МГр.). Муч. Мирона . Вас. (17 авг.). Фирса, Левкия (Леонтия), Короната и дружины . 240. Мед. Дом. и др. (17 авг. и 14 дек.). Муч. Лукия . 724. (МГр. 14). Явление Феодоровской иконы Божией Матери в Костроме на Запрудне из Городца. (14 марта). Пр. Равулы . Сирл. Сирм. 1429. Печ. Пролог. (19 февр.). 17 I. Св. муч. Мирона пресвитера при Декии в Кизике. Кал. Флор. 1. Акад. 1. Вен. Готф. Терн. М. Р. М. 11 и 12 в. Канон Иосифа. Служба. (М. М. 13 авг. Вас. 240 авг. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Владыка Афанасий был истинным воплощением смирения В православной аскетической традиции смирение называется матерью всех добродетелей. В то время как мы в большинстве своем не воспитываем в себе смирение и даже порой не можем дать ему точное определение, владыка Афанасий был его истинным воплощением. Каждый, кто хоть раз видел Его Преосвященство, может засвидетельствовать, что он всегда ставил других выше себя (иногда к моему сожалению). При первой нашей встрече с ним епископ Афанасий повез меня, чтобы показать одну из своих миссий. Владыка посадил меня на переднее сиденье своей машины, а сам, сильно сгорбившись, еле-еле втиснулся с тремя другими людьми и козой на заднее сиденье. Кем бы вы ни были, вы точно знали, что владыка Афанасий в прямом смысле положил свою жизнь за свою любимую паству. Фото: Orthodox Africa Истина православного христианства распространяется через любовь и жертву – так было и так будет всегда. И каждый раз, когда вспоминаю жизнь преосвященного Афанасия, я вспоминаю любовь и жертву, изливавшиеся из поистине смиренного сердца. Недавно вышел документальный фильм о Православной Церкви в Конго, в котором были приведены последние слова одного из выдающихся православных миссионеров на африканском континенте недавнего времени, отца Харитона (очевидно, имеется в виду архимандрит Харитон (Пневматикакис). – Д.Л. ): «Непрестанно “звоните” в “колокола” православного христианства в каждом уголке Африки» . Епископ Афанасий, как истинный миссионер, внял этому завещанию и громко «звонил в колокола» Православия во многих местах по всей территории «Черного континента», а особенно в епархии, в создании которой Господь призвал его принять участие. Он громко «звонил в колокола» Православия по всей территории «Черного континента» Благодаря его трудам и усилиям тех, кто трудились до него, сегодня безмерное число тронутых его любовью и жертвенностью людей по-новому «зазвонят в колокола Православия» на африканской земле. Что касается меня, я не сомневаюсь, что Его Преосвященство сможет сказать вместе с апостолом Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4: 7–8).

http://pravoslavie.ru/118648.html

5:4). Сын и брат мой, тебя Бог призвал от утробы твоей матери, и я от многих слышал о тебе; да будешь ты отныне отцом и Игуменом братии, собранной Богом в обители Святой Троицы». Но Преподобный Сергий отказывался, указывая на свое не достоинство, на что Афанасий, исполнившись благодати Святого Духа, отвечал: «Возлюбленный! Все духовные дарования ты приобрел, а послушания не имеешь». Тогда отец наш Сергий поклонился и произнес: «Как Господу угодно, так пусть и будет, благословен Господь во веки!» — и все присутствовавшие сказали: «Аминь!»    Святитель Афанасий повелел клирикам идти в святой алтарь, сам же взял блаженного Сергия и вошел с ним в святую церковь. Там епископ облачился в богослужебные ризы и повелел блаженному Сергию произнести Символ святой веры: «Верую во Единого Бога...» После этого Сергий преклонил голову, святитель крестообразно осенил его и, сотворив молитву посвящения, поставил его в иподиакона, а затем в диакона, потом Афанасий совершил Божественную литургию, и они вместе причастились Божественного Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. На следующий день святитель рукоположил Сергия в священнический сан и повелел ему совершить святую литургию и своими руками принести Бескровную Жертву. Преподобный отец Сергий исполнил все повеления со страхом и духовной радостью.    После литургии наедине епископ Афанасий наставил Преподобного в правилах апостольских и святоотеческом учении о том, что нужно для исправления и спасения души, и беседовал с ним так: «Следует тебе, возлюбленный, как говорит апостол, сносить немощи бессильных, а не себе угождать. Каждый ближнему во благо к назиданию должен угождать (Рим. 15:1—2). И в Послании к Тимофею Павел говорит: »Это передай верным людям, которые были бы способны и других научить« (2 Тим. 2:2) и еще »Носите друг друга бремена и таким образом исполните закон Христов« (Гал. 6:2). Поступая так, ты спасешь и себя, и живущих с тобой». Сказав это и наделив Преподобного духовными дарами, епископ по-христиански поцеловал и отпустил его — истинного Игумена, пастыря, сторожа и врача духовной братии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

17 . Яко рех: да не когда порадуютмися врази мои и проч. Другая причина терпения Давидова. Т.е. потому я так терплю, что с твердою уверенностию в спасении рех, т.е. просил, молил Тебя, Господи, дабы не злорадствовали враги мои, дабы не сделаться мне их посмешищем; и внегда подвижатися ногам моим, – когда колебались ноги мои на пути добродетели на мя велеречеваша, – по бл. Феодориту, «чтобы поражение мое не обратилось для врагов в повод к их высокомерию». Св. Афанасий: «надмеваться надо мною подал им повод грех, поколебавший ноги мои». С Евр.: «И я сказал: да не восторжествуют надо мною (враги мои); когда поколеблется нога моя, они величаются надо мною». 18 . Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Раны 250 – наказания, болезнь – страдание 251 , скорбь. Третия причина терпения. Т.е. потому я терплю злоречия врагов, что всецело предал себя воле Божией, врачующей меня несчастиями, а решимость эта во мне от того, что болезнь моя предо мною есть выну, – т.е. чувство скорби о грехе моем всегда присуще мне. – «Грех соделал меня достойным ран. Посему подвергаю себя наказаниям, ибо желаю уврачевания от болезней, которыми мучит меня грех» (Бл. Феод.). «Исповедует, что с готовностию приемлет наказание, обращающее на добрый путь» (Афанасий). 19 . Попекуся о гресе моем, т.е. позабочусь, постараюсь загладить грех мой. Св. Афанасий: «Для сего-то и делаюсь обвинителем самого себя, и приложу все попечение – возвратить себе здравие». С Евр.: «Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем». 20 . С Евр.: «А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящии меня безвинно». 21 . Оболгаху мя, зане гонях благостыню. Т.е. за то и позорят меня, клевещут на меня, что я преследовал, т.е. старался делать одно добро. С Евр.: «И воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру». 22 . С Евр.: «Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня». 23 . С Евр.: «Поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой»! 247 Лядвия φυαι – чресла. Vulg: lumbi. Так в Комплютен. издании LXX; но в других изданиях тех же LXX, напр. в Римском: ψυχη – душа. Так читают: Симмах, св. Амвросий Медиол., бл. Августин. Так в древних Латинских и Ефиопских Псалтирях. См. у Калм.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

(1) Слова Оригена : Я, хотя Бог и внял мне, по безумию моему не чувствую, что Он внял мне. Но кто простерся вперед и сделал уже успех, тот не бесчувствен в отношении ко вниманию или отвращению Божию. Потому-то и говорит: Ты внял мне, а в другом месте: для чего отвращаешь лице Твое от меня? Слова Афанасия и Евсевия: Псалом этот учит Идифума не думать, что Бог отстоит далеко от вопиющих к Нему, но что Он близок призывающим Его и что в тесных обстоятельствах должно прибегать к одному Богу и у Него находить утешение. Потому-то и в начале (псалма) говорит: голосом моим к Богу, и Он внял мне. Пс.76:3 .  В день скорби моея Бога взысках Речение: «взысках», выражает прилежное, усильное искание: я, говорит, искал Тебя, Господи, всем сердцем моим, чтобы Ты помог и утешил меня в скорби моей (1). (1) Слова Афанасия: Такая, говорит, скорбь окружила душу мою, что не только в продолжении дня занимаюсь молитвами, но и ночное время провожу в том же занятии. Рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых здесь подразумевается общий глагол: взыскал. Как же искать Бога? Руками, говорит, то есть, когда кто простирает руки свои в молитве, по словам Симмаха, притом в ночное время, когда т. е., по словам Феодорита, бывает тишина и свобода. Далее: пред Богом, т. е. пред тем, Который видит все. Некоторые под руками разумеют действия, под ночью – скрытность от людей, то есть, я взыскал Бога посредством добродетельных действий и скрытно, – так что не приметил сего ни один человек. Посему взыскав Бога таким образом, в надежде, что найду Его помощником себе, я не обманулся надеждою моею, и, по словам Афанасия, не напрасно трудился, т. е. не лишился желаемаго, но получил Его, как плод молитвы, по словам Феодорита (1). Слова сии приличны и народу иудейскому на время возвращения его из Вавилона в Иерусалим, и каждому христианину избавленному от опасностей (2). (1) Некоторые прилагают сии слова Давида к осязанию Фомы: осязав рукою бок Спасителя, он не обманулся, но удостоверился, что Он есть Господь и Бог его, и не кто другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

3 . Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне (в неразумие мне). «Должно читать, – говорит св. Афанасий, – с знаком препинания. Показывает же (т.е. Спаситель) нам, что плод молитвы не бесполезен; ибо сказано: не в безумие мне, т.е. знаю, что как скоро воззову, Он услышит». «День и нощь взывал Я непрестанно и не мог умолчать, а Ты не услышал, но предал страданию. Впрочем знаю тайну сего домостроительства. Ибо сие выражают слова: и не в безумие мне. Уразумел Я, что не напрасно отлагал Ты исполнение прошения, но домостроительствуя в страдании нечто великое и спасительное» (Бл. Феод.). С Евр.: «Боже мой! я вопию днем, – и Ты не внемлешь мне, ночью, – и нет мне успокоения» 153 . 4 . Ты же во святем живеши, хвало Израилево. «Т.е. – во святом теле. Всего же необычайнее то, что совершается страдание, тогда как Ты обитаешь во святом теле сем. Хвалою же Израилевою именует Его пророк, как восхваляемого и песнословимого собственными Своими служителями» (Бл. Феод.). «Обитая во святых, которых ум к Тебе устремлен, соделываешься их похвалою и славою» (Св. Афан.). С Евр.: «Но Ты, Святой, живешь среди славословий Израиля». 5 . С Евр.: «На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их». 6 . С Евр.: «К Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде». 7 . Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей. Т.е. я уничижен, как червь. Св. Афанасий и бл. Феодорит относят это к Спасителю. «Подобно червю, казался Я малозначительным и соделался предметом посмеяния» (Бл. Феод.). Св. Афанасий видит поношение и уничижение Иисуса Христа во время распятия Его на кресте. 8 . Вси видящии Мя поругашамися и проч. Все это исполнилось на Иисусе Христе при распятии. См. Мф. 27:39–47 . (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою». 9 . С Евр.: «Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему». 10 . Исторгий мя из чрева – т.е. чудесно, ибо сказано, что Сам Бог извел, а не по закону естества родился. «Ты создал меня в утробе и потом извлек из нее, и питаясь еще млеком, припадая к матерним сосцам, надежды мои возвергал я на Твою попечительность» (Бл. Феод.). «Единого Христа исторг Бог из Марии, прочие же люди не исторгаются, а исходят» (Св. Афан.). С Евр.: «Но Ты извел меня из чрева; вложил в меня упование у грудей матери моей».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

3 . Боже, отринул ны еси, и низложил еси нас, разгневался еси, и ущедрил еси нас. С Евр.: «Боже, Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам». По бл. Феод. – здесь Давид предсказывает плен, а потом Божию правдивость и человеколюбие. 4 . Стрясл еси землю, и смутил еси ю: исцели сокрушение ея, яко подвижеся. С Евр.: «Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ея, ибо она колеблется». – «Сим изобразил, – говорит бл. Феод., – нашествия Ассириян и Вавилонян; потому что, подобно землетрясению, истребили все до основания. Потом молит о человеколюбии». Св. Афанасий разумеет разрушение Иерусалима и храма. 5 . Показал еси людем Твоим жестокая – именно: напоил еси нас вином умиления 367 . С Евр.: «Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления». Вином умиления – вином огорчения. Акила перевел: «вином усыпления». «Вином усыпления, – говорит св. Афан., – Давид называет казни, предвозвещенные Евреям в Бож. Писании за нечестие их пред Христом»; по Вас. В. – «слово, которым ожесточенное сердце приводится в чувство». «Множеством бедствий, говорит пророк, как бы вином каким Ты привел нас в бесчувствие, и болезней исполнил души наши» (Бл. Феод. и св. Афанасий). 6 . Дал еси боящымся Тебе знамение, еже убежати от лица лука. С Евр.: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины». Сравнение взято от обычая ставить на горах знаки во время опасности от врагов. Т.е. как воинскими знаками предостерегают от опасности, при нашествии неприятелей: так и Ты, Господи, доселе явными знамениями Твоего человеколюбия предостерегал от лука или стрел вражиих, спасал от погибели. Под знамением бл. Феодорит разумеет «знамение Божественной благодати» (т.е. печать дара Духа Св.); св. Афанасий «то просвещение, при котором человек может различать духов, также добро и зло»; св. Вас. В. – «кровь непорочного Агнца, закланного за грехи мира». 7 . С Евр.: «Чтобы избавились возлюбленные Твои, спаси десницею Твоею, и услышь меня». 8 . Бог возглагола во святем Своем: возрадуюся, и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010