В Бельгии распространено предание о том, что крестоносцы еще в 1099 году перенесли основную часть мощей свт. Василия Великого из Кесарии во Фландрию, где они появились сначала в храме св. Василия в городе Брюгге. Во второй половине XV века мощи святого были перенесены в церковь св. Донатиана, а в первой половине XIX века – в собор Спасителя Согласно «Описи реликвий города» (Reliquarum Urbis Indiculo) честная глава и рука Василия Великого находились и в римской церкви Марии Траспонтины В Венеции можно услышать рассказ о том, что в местной церкви св. Георгия Греческого хранятся мощи (одна из рук) Святого Василия, привезенные сюда из Константинополя. Германский электронный ресурс сообщает, что мощи святителя находятся и в Неаполе, не указывая при этом, в какой именно церкви. Паломникам Большого Метеорского монастыря в Греции монашествующие показывают реликварий с частью руки свт. Василия Великого. Неожиданные сведения о существовании так называемой баварской части мощей святителя удалось получить в конце декабря 2011 года в уже упомянутом Архиве католического архиепископства Мюнхена и Фрайзинга. В вышедшем в 1881 году в Аугсбурге журнале (N 8) Исторического общества Швабии и Ноубурга рассказывалось о путешествии в 1611–1613 гг. в Регенсбург, Мюнхен и другие баварские города некоего паломника Филиппа Хайхофера, видевшего мощи многих святых, выставленные в реликвариях в церкви св. Михаила в Мюнхене. Другой датированный 1888 годом мюнхенский журнал, принадлежавший одному из обществ, занимавшихся историей Баварского искусства, повествовал на своих страницах о некоторых бесследно исчезнувших сокровищах из той же церкви св. Михаила. На страницах этих журналов и других книг об истории ордена иезуитов в Баварии встречаются изображения нескольких реликвариев. Среди них – рисунок и большого настольного реликвария с крупными костными останками: св. Василия Великого и св. Паулина (какого именно – пока неизвестно. – Прим. авт.) с подробным описанием размеров и материалов, из которых он был изготовлен в 1750 году. Об этом реликварии упоминается и в одном из современных источников, рассказывающем об иезуитской церкви св. Михаила в Мюнхене

http://bogoslov.ru/article/2364186

3-го гласа     (только в славянских); канон, составленный гимнографом Иосифом, с акростихом Μλπειν σε Μρτυς προσθτω Θες χριν. Ιωσφ (Пети тя, мученице, да приложит Бог благодать. Иосифов) 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Μαρτρων περιφανς λαμπρτησι περιαστρπτουσα (Мученическою яве светлостию облистающи); цикл стихир-подобнов; седален (разные в греч. и слав. Минее); светилен (только в греческой). По рукописям известны песнопения И., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, составленный Георгием Никомидийским, с алфавитным акростихом плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Αγγελοι ορανθεν (Ангелы с неба) (AHG. T. 4. P. 520-529); анонимный канон без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Δετε, πιστο (Придите, верные) со 2-й песнью (Ibid. P. 530-536); кондак с икосом (Ibid. P. 525-526); седален (Ibid. P. 522). Иконография На одном из древних образов И., к-рый сохранился в катакомбах св. Ианнуария в Неаполе (VII-IX вв.?) святая представлена с мученическим венцом на голове. В визант. период И. изображали в мафории, покрывающем голову, в правой руке у нее, как правило, был крест. Одно из самых ранних изображений святой сохранилось фрагментарно на фресках каппадокийской ц. Эль-Назар в Гёреме (X в.). Образ И. входил в иконографические программы мн. визант. храмов (напр., погрудно - на мозаичном медальоне в нартексе греч. мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.); в рост - на сев. стене нартекса в ц. св. Николая Каснициса в Кастории, посл. треть XII в.; в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (Ераки) (кон. XIII - нач. XIV в.); в церкви близ сел. Цопакас на п-ове Мани. В рукописных минологиях, как правило, изображалось усечение головы И.: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 261, 1-я четв. XI в.); в Минологии кон. XI в. (Vat. gr. 1156, fol. 272); в Минологии 1327-1340 гг. (Bodl. F.1. Fol. 22). Сцены мучения святой представлены в ряде настенных фресковых минологиев палеологовского времени: в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318); в нартексе собора Вознесения в Дечанах (1350); в ц. Св. Троицы мон-ря Козия (ок. 1386). И. в зеленом мафории оплечно изображена в греко-грузинской рукописи (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58, кон. XV в.) среди наиболее почитаемых св. жен (Л. 63) и еще раз 21 дек., в день памяти, в рост, в красном мафории и голубом платье (Л. 91). В румынском монастыре Хумор (1535) И. изображена как патрицианка в лоратной далматике с широкими рукавами, с венцом на голове, надетом поверх белого плата, и с крестом в руке. В искусстве поствизант. времени мучение И. представлено в настенных минологиях собора Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря, собора мон-ря Дионисиат; в экзонартексе мон-ря Филантропинон на острове оз. Памвотида (Янина) (1560).

http://pravenc.ru/text/1237851.html

Вызывает интерес публикация, в которой речь идет о преп. Иоасафе (Иоанне Уроше, 1422/23), последнем представителе Сербской династии Неманичей, ктиторе Большого Метеорского монастыря в Греции. Среди крупных церковных деятелей, которым в 25-м томе отведены большие статьи, заслуживают особого упоминания два Предстоятеля Русской Православной Церкви XVII века — Патриархи Московские и всея Руси Иоасаф I ( 1640) и Иоасаф II ( 1672). С ними соседствуют материалы о таких видных иерархах Русской Церкви, как Иоасаф (князь Оболенский), бывший архиепископ Ростовский и Ярославский (1513 г.), крупный древнерусский книжник и меценат; Иоасаф (Кроковский), митрополит Киевский Галицкий и всея Малыя России (ок. 1648 -1718 гг.); Иоасаф, епископ Кодьякский (1761-1799 гг.), видный миссионер и просветитель Северной Америки, утонувший в при крушении судна в Охотском море). Обширен комплекс материалов о святых, иерархах, церковных деятелях по имени Иов. Среди них центральное место занимают весьма значительные по объему публикации о св. Иове, первом Патриархе Московском и всея Руси (1607), преподобных Иове, игумене Почаевском (1551-1651), Иове (в схиме – Иисусе) Анзерском, основателе Голгофо-Распятского скита на о. Анзер (Соловецкий архипелаг). Множество новых фактов из истории восстановления Киевской митрополии после Брестской унии 1596 г. представлено в обширной статье, повествующей о митрополите Киевском, Галицком и всея Руси Иове (Борецком, 1631 г.). Далее 25-й том представляет не менее обширный комплекс статей, персонажами которых стали подвижники и деятели, носившие имя Иона. Среди русских святых, имевших это имя, наиболее примечательны: св. Иона, Митрополит Киевский и всея Руси (1461 г.), при котором Русская Церковь стала автокефальной. В 25-м томе содержится комплекс статей, посвященных святым и церковным деятелям по имени Иосиф. Этот ряд открывает знаменитый библейский персонаж — св. Иосиф Прекрасный, ветхозаветный патриарх. Среди святых Русской Церкви, носивших это имя, наибольшую известность получили: преп. Иосиф (Санин), игумен Волоцкий (1439-1515 гг.), выдающийся подвижник монашеской жизни, основатель Иосифо-Волоцкого монастыря.

http://pravenc.ru/shop/657836/

искусстве известен как «Преображение Господне со всходники», см., напр., храмовую икону Никольской ц. казанского Спасо-Преображенского монастыря в изд.: Невоструев К. И. Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. Каз., 1877. С. 26). Неклассические тенденции проявляются в композиции «Воскрешение прав. Лазаря»: острые концы драпировок, невесомые, летящие фигуры, оторванные от позема; симметрия и гармония нарушаются избыточным количеством фигур апостолов и жителей Иерусалима. К этим иконам стилистически близки иконы «Рождество Пресв. Богородицы», «Вход Господень в Иерусалим» и «Христос Пантократор» (кон. XV - нач. XVI в.). В 1538 г. по заказу прота Серафима в Сев. Греции или на Афоне были выполнены иконы «Христос Пантократор» и Божия Матерь (типа «Киккская») (Αγιον Ορος. 2006. Σ. 95, N 41); при этом иконографический извод и художественные особенности на иконе Спасителя восходят к образцам критских изографов XV в.- Ангелоса Акотантоса, Андреаса Рицоса, Андреаса Павии. Как и во многих мон-рях Св. Горы, критские иконописцы создавали для храма Протата в К. иконописные ансамбли. Напр., деисусный чин (1542), состоящий из 7 икон большого размера (Ibid. Σ. 124-125, N 2. 47 - 2. 53; Αγιον Ορος. 2006. Σ. 90-91, N 32-36), который предназначался для иконостаса храма Протата, искусствоведы единодушно приписывают Феофану Критскому и его сыновьям. Поясные изображения производят монументальное впечатление, а сплавленное вохрение личного без резких белильных оживок напоминает образы классического визант. искусства до эпохи исихазма. Еще М. Хадзидакис отметил в исполнении икон деисусного чина из храма Протата приметы стиля мастера Зорзиса Критского, писавшего иконы для кафоликонов Большого Метеорского монастыря, афонских монастырей Дохиар и прп. Дионисия ок. сер. XVI в. Христос Царь царем (Великий Архиерей) со святыми. Икона. XVI, XVIII вв. Иконописец Феофан Критский (Протат) Христос Царь царем (Великий Архиерей) со святыми. Икона. XVI, XVIII вв. Иконописец Феофан Критский (Протат) В этот же период XVI в., когда интенсивно украшалось большинство монастырей Св.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

II. Препп. Нектария и Феофана , родных братьев, ктиторов монастыря Варлаама метеорского. Служба издана на греческом языке в 1863 г. V. Ираклия, Павла, Венедима . Маз. Мед. Тур. (18 мая). Петра, Андрея, Павла, Дионисия, Христины . Шиф. (18 мая). Двух Александров и Дионисиев, Агапия, Тимолая, Ромула и Плесия . МГр. 1817 (15 мар.). Кодрата муч. и дружины. Бодлеян. Ч. М. (10 мар.). Солона . Иер. Екл. Антон. Акад. (23 мая МГр.). Кодрата апост. 1621 (21 сент.). Епафродита из 70. Мед. Сирм. Дом. (8 дек.). Софии . Син. 1. (22 мая М. Гр.). Феодора , папы римского. Мед. (18 мая МГр.). Феодорита , пресвитера антиохийского. Мед. Дом. (8 мар.). Марка ев. Неап. (25 апр.). Прор. Амоса . Ап. 346 (15 июня). Сожженных при Валенте . 240 (5 сент.). Мартиниана в Ариобиндовых. Мед. (18 мая МГр.). 7 дев с Феодотом. Мед. (18 мая). Явление нерукотворенной иконы в Камулианах . МГр.1817 (15 мая). Св. прор. Захарии . Типогр. Ев. 17 (8 февр.). Пр. Адриана ондрусовского. 209 авг. 26). 18 I. Св. муч. Феодота анкирского и 7 мучениц св. дев: Текусы, Александры, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии в Анкире в 303 году, (после муч. Сосандра). Петр. 43. Коал. 2. Мст. Тер. Хил. и др. М. Р. Тип. М. XIV. Соф. М. 1463. Канон Иосифа. Служба. (Вас. Иер. Кал. Флор. 1. 43. Мст. и др. М 12 в. июня 7 †. Мед. 17 мая. Мак. 4 нояб. Син. 1 и 1621 дек. 12. Сн. еще 7 июня, 6 и 7 ноября. Феодот † 7 июня, девы 18 мая). Свв. мучч. Симеона, Исаака и Вахтисия при Сапоре II от меча. 243. Мак. (Вас. и др. 15 мая. 1370, МГр. 16 мая). Свв. мучч. Петра, Дионисия, Андрея, Павла и Христины в Лампсаке при Декии. Иер. Акад. оба. Вен. Шиш. МКр. М. 11 и 12 в. Канон Иосифа по греч. М. 1870, что и у нас. Служба. М. Р. Иерон. А. У. Н. (Вас. 240. 1370. 1429 мая 15 ф. Шиф. 17 мая). Свв. мучч. Ираклия, Павлина и Венедима в Афинах, † в разженной пещи. Маз. М. 11 и 12. Служба. Она соединена со службою Петру, Дионисию и дружине лампсакийским. (Пролог 13 мая. 1345 и др. 14 мая. Вас. 1370 мая 15. Шиф. и Сирм. 16 мая. Маз. Мед. Тур. 17 мая. 724 июня 13. Белоз. 493 и 1345 втор. 14 июня).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

κτσθη μεγλη πλις ατη παρ Κωνσταντνου το μεγλου βασιλως· γνοντο δ τ γκανια μην μα ια, μρ β, ν τει εψλθ, νδικτινι ιβ. θεματσθη παρ Ολεντος βασιλως το στρονμου, το κρατσαντος τη ρς. Συνστανται δ πντα ατο [τ] τη ως Μιχαλ το Παφλαγνος ψπβ. γεννθη Κριος μν τους κατ ντιοχες π κτσεως κσμου ς· συνγεται γρ π δμ ως Φαλκ τη γ, κα π Φαλκ ως μβ τους τς βασιλεας Αγοστου τη βξζ. Κα λοιπν συνεστρφη τος νθρποις τη λγ, ς γνεσθαι π δμ ως τς Χριστο γεννσεως κα σταυρσεως τη ς πλρη. γρ Φαλκ, κατ τν προφητεαν Μωσως, τ μισυ λγεται το χρνου τς Χριστο πιφανεας· σπερ γρ νθρωπος τ κτ μρ πλασθες παρ το Θεο ππεσε τ μαρτ, οτως κα τ κτ μρ τς κτης χιλιδος π τς γς λθε κα σωσεν ατν· τοτο γρ δηλο κα Θεα Γραφ λγουσα· “μρα Κυρου ς χλια τη”. τινα κα Κλμης κα Θεφιλος κα Τιμθεος ο θεοφιλστατοι χρονογρφοι ξθεντο μοφωνσαντες, τι τ ς χιλιδι τν νιαυτν φνη Κριος, κατ τν ριθμν τν ς μερν τς πλσεως το δμ, υσμενος τ γνος τν νθρπων. τεροι δ φασν, τι τ εφ τει λθεν Κριος, λλ’ ο πολλο συμφωνοσιν ες τοτο. Ες τ ς τη πντες ο κριβες συγγραφες συμφωνοσι φανναι τν Κριον· ε γρ διαφωνοσι περ τοτου τινς, λλ’ προφητικ φων ληθεει μλλον, διδσκουσα ες τ ς τος φανναι τν Κριον. π δ τς Χριστο γεννσεως ως το μεγλου Κωνσταντνου βασιλως τη σνθ. Γεννται ον ντχριστος, κατ τν ποκλυψιν το θεολγου ωννου, τ ςφ τει, μετ α τη δηλοντι τς Χριστο γεννσεως, κα ν σχτοις καιρος ναδεκνυται κα λυμανεται τν κσμον τη τρα. Замечательная статья по подробности и отличительной особенности счисления времени! Счет годов тут двойной, от Адама и от Христа, как в метеорском Апостоле Иоанна Кулика. Составитель его имел под руками: а) вернейшее летосчисление антиохийское (6000 лет до Рождества Христова), которого я держусь, b) счет хилиастов и с) счет 5000 лет до Рождества Христова. Второй счет вам приятен, как малина! А что вы скажете о 196 годах императора и астронома Валента, которыми попрекает нас иудейская синагога, говоря, что нововведение сего царя не ладит с седьминами Даниила? Подходили вы к этому камню претыкания? Если подходили, то помогите мне совладеть с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Богородичен: Краснейшаго добротою родила еси, Всенепорочная,/Сего умоли избавити мя огня,/ибо житие мое все отягчися,/все поработися лютыми грехами,/аз же воспою к Нему:/пойте и превозносите во вся веки.  Песнь 9 Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь,/воплощся от Девы, нам явися,/омраченная просветити, собрати расточенная./Тем Всепетую Богородицу величаем.  Припев: Преподобне отче Иоасафе, моли Бога о нас. Ангелом сожитель быв,/яко в раи воздержания процвел еси/и, яко маслина, псаломски явился еси,/помазуя сердца наша елеем трудов твоих,/благочестно чтущих священную память твою.  Припев: Преподобне отче Иоасафе, моли Бога о нас. Глас Христа твоего послушав, закон Божий сохраняя невредимо,/чистоту и смиренномудрие от младенства имел еси,/и житие нескверно, и нрав милостивей, Иоасафе, отче досточудне.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Отче Иоасафе блаженне,/добродетельми богат быв,/исполнился еси светлостию жития/и преставился еси к Вышнему граду,/сего ради молим тя:/молися ко Господу избавитися от бед роду сербскому.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Отроковице Богоневесто,/из корене Иессеова Ты прозябла еси/и родила еси Корень, всех Царя, Христа Бога нашего,/от Негоже вси вернии прозябают и получают спасение./Тем непрестанно моли Его,/да спасет православный род сербский.  Светилен Светом Единосущныя Троицы озаряем,/возсиял еси светлыми зарями добродетельных подвигов твоих,/озари светлостию и весь православный род сербский, да вси взываем ти:/радуйся, отче Иоасафе, метеоритов похвале. Рекомендуем молитвы Четверг, 4 апреля 2024 г. (22 марта ст.ст.) Седмица 3-я Великого поста Глас 2, Великий пост. Горячая пища без масла сщмч. Василия, пресвитера Анкирскаго (362-363). мц. Дросиды Римской, дщери царя Траяна (104-117). прп. Исаакия, игумена Далматского (383). Самое популярное Сейчас в разделе 5377  чел.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Греции скончался митрополит Стагонский и Метеорский Серафим 19.03.2017 19 марта 2017 г., в Неделю Крестопоклонную, в кафедральный собор святого Виссариона Ларисского в Каламбаке доставлено тело скончавшегося накануне митрополита Стагского и Метеорского Серафима (Стефану) , сообщило греческое информационное агентство " Ромфея " . Гроб с телом почившего архиерея Элладской Православной Церкви встречали митрополит Янинский Максим и делегация клириков Стагской епархии во главе с канцлером митрополии архимандритом Нифонтом. Опечаленные кончиной своего архипастыря жителя города Каламбака прощаются с митрополитом Серафимом, избранным на Стагскую и Метеорскую кафедру в 1991 г., при котором в епархии были построены десятки новых церквей и часовен, рукоположено множество новых священников, в том числе - для отдаленных приходов. Прощание духовенства и мирян Стагской митрополии с почившим митрополитом Серафимом будет продолжаться до полудня понедельника, 20 марта, после чего состоится отпевание иерарха, которое возглавит Блаженнейший Архиепископ Афинский Иероним в сослужении многочисленных архиереев Элладской Православной Церкви. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 09.06.2017 18:54:52

http://drevo-info.ru/news/22095.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Греческий архиерей выступил против рекламных щитов в Метеорах 03.07.2013 Митрополит Стагский и Метеорский Серафим (Стефану) , в юрисдикции которого находятся знаменитые Метеорские монастыри , направил письмо в министерство культуры Греции с требованием аннулировать решение Центрального археологического совета, разрешающее рекламу одного из энергетических напитков в этом святом и историческом месте. Митрополит Серафим назвал подобную рекламу кощунством и оскорблением Метеорского монашества. Следует отметить, что муниципальный совет близлежащего городка Каламбака выступил за разрешение рекламы в Метеорах, считая эту акцию крайне прибыльной из-за огромного числа посетителей этого природно-исторического памятника. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 03.07.2013 17:24:05

http://drevo-info.ru/news/15472.html

Кондак, глас 7 К служению Христову от чрева материя предизбранная,/праведная Матроно,/стезею скорбей и печалей шествующи,/твердую веру и благочестие явивши,/Богу угодила еси./Темже, почитающе память твою, молим тя:/помози и нам в любви Божии пребывати,/старице блаженная. Ин кондак, глас 3 Еще дышит святостью многострадальная Россия,/земля Русская, яко осьмый столп плодоносит,/тако тебе, блаженная мати Матроно,/праведный пастырь Иоанн Кронштадтский возносит,/ты явилася еси дивное излияние Святаго Духа,/и борясь за каждую приходящую к тебе душу,/претерпела еси множество гонений и страданий,/и по преставлении не оставлявши в болезнех и скорбех сущих. Величание Величаем тя,/святая праведная старице Матроно,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. 20/3 Преподобного Феодора Трихины (IV-IX). Мученика младенца Гавриила Белостокского (1690). Преподобного Александра Ошевенского (1479). Преподобного Иоасафа Сербского, Метеорского (XIV). Кипрской (392) и Кипяжской (992) икон Божией Матери. Тропарь преподобному Феодору Трихине 9 , глас 8 В тебе, отче, известно спасеся... (общий преподобному). Кондак, глас 4 Явился еси предивен житием,/Феодоре, мудре отче,/власяными изменив,/паче царских сокровищ,/яже на земли./Сего ради небесную одежду восприял еси,/присно моли о нас, преподобне. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Феодоре,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь мученику младенцу Гавриилу Белостокскому, глас 5 Святый младенче Гаврииле,/ты за Прободеннаго нас ради от иудей,/люте от онехже в ребра прободен был еси,/и, за Источившаго кровь Свою за нас,/все тело твое на источение крове/в лютыя язвы предал еси:/ныне же во славе вечней с Ним вселился еси./Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою,/прося нам здравие тел еси/и спасение душам нашим. Кондак, глас 6

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010