Кафоликон Большого Метеорского мон-ря. 1387-1388 гг., реконструкция сер. XVI в. Кафоликон Большого Метеорского мон-ря. 1387-1388 гг., реконструкция сер. XVI в. В мон-рях на севере Г. был распространен афонский вариант крестово-купольной постройки. Храм этого типа с 4-колонным купольным лити возведен в св. Варлаама мон-ре в Метеорах (1541-1542). Этот афонский тип принят за основу при реконструкции кафоликона (1387-1388) Большого Метеорского мон-ря в сер. XVI в. Иконография 2-купольной церкви с экседрами по поперечной оси большого купола, венчающего наос, отражена в архитектуре кафоликона мон-ря св. Стефана в Метеорах (1798). Вост. рукав кафоликона мон-ря Преображения Господня трактован в виде граненой экседры, выступающей из объема алтарной части, а присутствие на ней аркатуры и окон в гранях связывает эту форму с куполом. Крестово-купольный триконх лег в основу композиций и др. мон-рей Фессалии, напр. вмч. Пантелеимона в Айе (1580), где и был создан тип монастырского кафоликона с 3 экседрами, примыкающими к сторонам однонефного купольного зала, как, напр., в ц. Живоносного Источника близ Месениколаса (XVI-XVII вв.). На Афоне традиц. с X в. тип собора возродился при строительстве ряда новых кафоликонов мон-рей: Дохиар (XVI в.), Филофей (1746), Эсфигмен (1806-1810), вмч. Пантелеимона (1812-1821) и др. Монастырские комплексы Афона являются образцами градостроительного искусства той эпохи. Почти независимое развитие этих мон-рей внутри Османской империи, достигнутое благодаря дипломатии афонских монахов, привело в XV-XVI вв. к тому, что территория полуострова застраивалась церковными, жилыми и хозяйственными помещениями с плотным рядом многоэтажных домов вдоль крепостных стен. Живописная застройка вокруг мощенного плитами двора, посреди к-рого кроме собора располагаются и малые формы архитектуры, и неск. древних деревьев - кипарисов, магнолий - определяют художественные особенности замкнутого монастырского пространства, напоминающего снаружи укрепленную крепость с высоким центральным купольным храмом. Важнейшей малой формой архитектуры этих ансамблей являются ротондальные фиалы - водосвятные колодцы, традиция возведения к-рых восходит к средневизант. периоду. Обычным в архитектуре фиалов было использование мраморных резных сполий - плит древних алтарных преград и колонн.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Вид города Скиаво на острове того же имени. Вид крепости Воло в Фессалии. Развалины церкви св. Параскевы и циклопической стены в Гардикии. Вид г. Лариссы и горы Оссы. Вид монастыря св. Стефана с северо-западной стороны. Утесы Метеорской горы Куклюли у монастыря св. Стефана. Вид церквей монастыря св. архидиакона Стефана с южной стороны. Внутренний вид монастыря св. Стефана на Метеорской горе Куклиоли в Фессалии. Снимок с литургии Преждеосвященных даров 1404 года (на прозрачной бумаге красками). Вид монастыря св. Троицы на отдельном утесе Метеорской горы Куклиоли; – снят с вершины противоположного ему утеса. Общий вид Метеорских утесов и монастырей: Преображенского, Варлаамского, Русанского, Агиамонийского, Никольского и Предтеченского. Общий вид Метеорских утесов и монастыря Русаны (в Фессалии). Виды Фессалийских монастырей: Предтеча, Анапавса (св. Николай), Агиамони, Метеоро, Ипсилотера, Варлаам. Метеорская кукла. Вид Метеоро-Преображенского монастыря с северной стороны (в Фессалии). Вид Метеоро-Преображенского монастыря с восточной стороны. Внутренний вид Преображенского монастыря на столпе Метеорском. ‘ γιος Γεργιος χαπαδξ, γιος Διμτριος μγας δοξ, и γιος Μην ς, – изображены в алтаре соборного храма Преображения Господня в Метеорском монастыре (сняты красками). Вид Варлаамского монастыря. Св. Прокопий, св. Иаков Перс, св. Говдела Перс, – изображены в монастыре Всех Святых на Метеорском столпе Варлаама (сняты красками). Пещера под монастырем Варлаама. Виды на Метеорских горах: Варлаам, Сурлути, Крокос, Кубышки, Русана, базальтовые столбики. Вид монастыря св. Димитрия. Вид Сретенского монастыря. – " Yπαπντη. Вид Фессалийских монастырей: Св. Георгия и Пандократора на утесе Дупиании. План Стагонского кафедрального собора (базилики без купола) во имя Успения пресв. Богородицы с мраморным высоким амвоном в середине XII века. Вид горы Олимпа из села Литохоро. Внутренний вид монастыря св. Дионисия на горе Олимпе. Вид монастыря пресвят. Богородицы Олимпийской близ города Елассона; вдали Олимп.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

чудотворца Дамиана и три посоха от того куста, от которого Моисей взял жезл; Царице образ мученицы Екатерины, мощи Св. мученика Кирика. Архимандрит Синайский Паисий, при представлении получил обычное жалованье, камку смирную, один сорок соболей в двадцать пять рублей и двадцать пять рублей деньгами, и Государь приказал отпустить с ним милостыни на Синайскую гору пятьдесят рублей и двести руб. для вечного поминовения своего родителя. (Связка 14-я) 1637 В 1637 году, в Сентябре месяце, приехали в Путивль Греческие старцы из города Трикалы, Дымнова монастыря Преображения архимандрит Парфений и Метеорского скита архидиакона Стефана архимандрит Гавриил. Парфений привез с собою четыре листа от нового Константинопольского Патриарха Неофита, вступившего в Июне 1636 года на патриаршую кафедру, и от братии монастырской к Государю и Патриарху Иоасафу, а Гавриил еще от бывшего Патриарха Кирилла. Патриарх Неофит отзывался, в грамоте своей, о Преображенском монастыре, что от наругания иноплеменных, от гонения, обид, тесноты и насильства и от всяких убытков впал в великий долг; отцы мучатся и не имеют чем пособить, Агаряне же грабят и чинят всякие обиды. Уже братия хотела покинуть монастырь и разбрестись, и если не будет к ним царской милости и призрения, то в конец погибнут и монастырь опустеет; но слыша о царской щедрой милостыни, послали архимандрита своего Парфения просить помощи. Тоже писал Патриарх и к Московскому Первосвятителю, и игумен Иоаким, со всем монастырским собором, слезно плакались в грамоте своей пред Царем и Патриархом, чтобы не оставили их обители. (Связка 15-я 3) С другой стороны, старцы Метеорского скита писали, с игуменом своим Митрофаном, к Царю: «куда нам бедным прибегнуть, православным Христианам, в нынешния времена? невозможно уже терпеть долее от Агарянских рук; они мучат нас и сего ради молим и покланяемся до лица земли: да сотворите вторую милостыню и освободится святой монастырь, чтобы ему в конец не погибнуть, ибо не имеем чем пособить от умножившихся долгов своих.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

П.В. Безобразов Константинопольскому посольству от 8 мая 1859 г. По благословению святейшего правительствующего синода путешествуя по Востоку и отыскивая в тамошних библиотеках рукописные экземпляры Священного Писания Ветхого Завета на греческом языке для крайне надобного сличения их как с славянским текстом сего писания, так и с теми греческими текстами оного, которые напечатаны на Западе, хотя не совсем верно, однако распространены на Севере и Востоке, я нашел в книгохранилищах афонских монастырей несколько таких экземпляров и уведомил об этом духовное начальство. Но все они, к сожалению, не полны. В них нет самой важной и существенной части ветхозаветного писания, именно, всех пророчеств (Προφητολγιον). Эта часть отыскана мною в другом месте, именно, в ставропигиальном и патриаршем монастыре Преображения Господня, называемом Метеоро и находящемся в епархии стагонского епископа, подведомого ларисскому митрополиту, в Фессалии, близ города Стагона (ныне Калабака). Метеорский текст пророчеств и исторических книг Библии, писанный на бумаге in folio в два столбца, инде красными чернилами, немного подмоченный, в чернокожаном переплете, этот текст есть завидная редкость и неоцененное сокровище. Он переписан был в XIV или XV веке с древнейшего ученого издания Библии. Я просил игумена Метеорского монастыря отца Каллиника выдать его мне под расписку сроком на год и поставлял ему на вид, что наш агент в Лариссе Григорий Хаджи Лазару поручится в том, что эта рукопись по истечении года будет возвращена в свое место в неповрежденной целости. Достопочтенный игумен этот соглашался на мою просьбу с тем условием, чтобы ларисский митрополит, как епитроп Метеорского монастыря, письменно дозволил ему выдать мне просимую рукопись на определенный срок. Но этот митрополит, несмотря на усердное ходатайство помянутого агента нашего, не решился кончить это дело домашним образом и объявил, что если угодно мне или г. Хаджи Лазару, то он будет писать об этом вселенскому патриарху, от которого непосредственно зависит Метеорский монастырь, и как скоро получит от него разрешение выдать нам желанную рукопись, немедленно представит ее в нашу агенцию в Лариссе.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Стенопись собора делится на 4 пояса. В нишах и верхней части стен изображены сцены из жизни Иисуса Христа. В центре ниш фигуры пророков. В нижней части — фигуры святых. В куполе помещено изображение Христа Пантократора в окружении ангельских сил, Богоматери и Иоанна Предтечи. В следующей полосе — пророки. В восточном углу Христос в вере, в западном — Престол уготованный, в южном — Спас Нерукотворный. Под сводами храма изображена Небесная литургия. В нише святилища — Вознесение. Справа и слева восточной стены архангел Гавриил и Благовещение Богородицы. В южном помещении изображено Сретение, избиение младенцев царём Иродом. Ниже — Тайная вечеря, Молитва в Гефсимании и Предательство Иуды. В нише северной части — явление Христа ученикам, Рождество, Преображение, Христос перед синедрионом. Над сводом ниши западной части — раскаяние и самоубийство Иуды и Пилат даёт Иосифу Аримафейскому разрешение похоронить Христа. Ниже — Распятие. В следующем поясе Успение Богоматери, внизу стены фигуры Иоанна Дамаскина , Космы Маюмского и сцены Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Отречение Петра, Суд Пилата, Бичевание Христа. В нише северо-западной угловой части изображены сцены Исцеления слепого и Встреча Христа с самаритянкой. Ни куполе — Вознесение Святого Креста. На северной стене — Святые Константин, Елена и Евстафий. В следующем поясе — Шествие Пилата, Перенос Креста. Нижний пояс укрывают фигуры святых, архангел Михаил, Феодор Стратилат, Мина, Иаков Персянин и Меркурий Кесарийский. На юго-восточной колонне изображен основатель монастыря Нектарий Апсар, его брат Феофан Апсар показан на северо-западной колонне. Наряду с Феофаном изображена фигура святого Иоанна из Яннины. Этот святой был замучен в Константинополе в 1526 году в возрасте 18 лет. Икона Иоанна в Соборе Всех Святых указывает на тесную связь метеорского монастыря и Янины. Несмотря на то, что имя иконописца не отмечено в надписи создателей обители, исследователи узнают руку знаменитого живописца XVI века Франко Кателано из города Фивы, основателя так называемой «школы Северо-Западной Греции».

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Варл...

Частицы мощей Л. включены в ковчеги, находящиеся в Даниловом монастыре, в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге и в Кийский крест патриарха Никона в ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках. Иконы с мощами Л. известны в позднем средневековье. Они восходят к к-польским образцам эпохи Палеологов, в к-рых списки почитаемых в визант. столице икон Божией Матери или Спасителя сопровождались полуфигурами избранных святых на полях и выемками-ковчегами, в которые вкладывались мощи именно этих святых (напр., диптих Марии Палеологины в соборе Куэнки или икона Божией Матери в Большом Метеорском мон-ре). Из личной иконной казны царицы Прасковьи Иоанновны Салтыковой, супруги царя Иоанна V Алексеевича (выявлено Т. Е. Самойловой), происходят 3 иконы-реликвария (кон. XVI в., ГММК), образующие своеобразный «деисус» по сторонам иконы «Не рыдай Мене, Мати». На иконе скорбящей Богоматери в верхнем левом углу находится полуфигура Л., ниже к-рой - отверстие неправильной формы, напоминающее небольшую кость ( Самойлова Т. Е. Царские иконы-мощевики кон. XVI в.//Московский Кремль XVI в.: Сб. ст. М., 2014. Кн. 2. С. 264). Подобного же типа икона с изображением крылатого Иоанна Предтечи, с мощевиками и избранными святыми на полях (в т. ч. Л.) хранится в Национальном музее в Бухаресте. Лит.: Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858-1860. 2 т.; Успенский А. И. Церковно-археологическое хранилище при Моск. дворце в XVII в.//ЧОИДР. 1902. Т. 202. Кн. 3. Отд. 1. С. III-VI, 7-92; Massi P. Luca, Evangelista: Il Culto//BiblSS. 1966. T. 8. Col. 196-201; Woods D. The Date of the Translation of the Relics of Saints Luke and Andrew to Constantinople//VChr. 1991. Vol. 45. P. 286-292; Христ. реликвии в Московском Кремле. М., 2000; Костина И. Д. Серебряные напрестольные кресты XVIII в. с вкладными надписями в собр. Музеев Моск. Кремля//Ставрографический сб. 2003. Вып. 2. С. 257-281; она же. Произведения моск. серебряников 1-й пол. XVIII в.: Кат. М., 2003. С. 90-92, 104-105, 134-135, 153-154, 160, 203, 244-245, 260, 335, 339, 439.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

П.В. Безобразов Графу А. П. Толстому от 27 мая 1859 г. 224 Путешествие мое в Фессалии продолжалось 56 дней (с 31 марта по 26 мая). Оно было благополучно. Тамошние архиереи, ларисский, гардикийский, триккский и стагонский, настоятели Метеорских и Олимпийских монастырей и христиане в городах и селениях принимали меня искренно, почтительно и доверчиво. Все они любят Север и оттуда ожидают избавления от вялого владычества турок, решаясь к прежним жертвам своим присовокупить новые, лишь бы соединиться с расцветающими свободно эллинами. Это ожидание их усилено было знаменательным пребыванием в Афинах нашего маленького моряка с Августейшими родителями его. На метеорских столпах, в Темпейской долине, в лесистых ущелиях Олимпа, на цветущих равнинах Фессалии, всем отрадно было видеть в этом отроке будущее политическое спасение свое. Общая расположенность к нему пособляла мне достигать целей путешествия моего в этой малоизведанной стране. Мне открыты были ризницы, библиотеки и те тайники, в которых хранятся царские и патриаршие грамоты и разные деловые записи. Тут я почерпнул верные сведения о прошедшем и настоящем состоянии митрополии, епископий, монастырей и училищ в Фессалийской области. Кроме сего приобретены мною одиннадцать древних рукописей на пергамине. Самые драгоценные из них суть: 1) Минеи в двух огромных фолиантах с нотами и чтениями из Ветхого и Нового Завета, XII–XIII века, и 2) такие же чтения во весь круглый год в особой книге того же века. В библиотеке главного Метеорского монастыря я нашел неизданное творение царя Льва Мудрого σκητικ ψυχν ποτπωσις, о совершенстве (врачевании) душ, и рукописную Библию на греческом языке, содержащую исторические книги и пророчества, кроме Даниила. Текст ее переписан был в XIV или XV веке с древнего ученого издания Библии. На полях его указаны разные чтения Акилы, Симмаха и других толковников; а после каждого пророчества написано краткое житие составившего оное пророка. За эту рукопись я давал в монастырь большой вклад деньгами, но игумен не уступил ее мне и даже не решился выдать под расписку нашего консульского агента в Лариссе сроком на один год.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (ок. 1520, дер. Ихтис, ном Коринфия (ныне Псари) - 14.02.1554), нмч. Коринфский (пам. греч. 14 февр.). Мученичество Н. в 1558 г. составил Дамаскин Студит . Отца Н. звали Иоанн, мать - Кали. Это была небогатая, но набожная христ. семья, родители наставляли сына в вере. В 12 лет Н. остался сиротой. Он уехал из деревни и пошел на службу к купцу во фракийском г. Силиврия. Проработав неск. лет, переехал в К-поль, женился, в семье родились дети. Н. занимался торговлей, строго соблюдая христианские заповеди. Соседи по торговым рядам на рынке позавидовали успехам Н. и оклеветали его: они утверждали, что святой возносил хулу на прор. Мухаммада. Н. схватили и пытали, заставляя отречься от Христа, но он отказался. На суде он открыто исповедал имя Христово, после чего его побили палками и вырвали ему ногти на ногах. Затем Н. отправили в тюрьму, где он снова исповедовал Христа и молился в течение 4 дней. В одну из ночей ему явился Христос в необычно ярком свете и утешил его. Когда Н. вновь отвели к турецкому судье, тот безуспешно пытался прельстить святого деньгами. Н. завернули в набитый соломой тюфяк, обвязали цепями и доставили на ипподром, где уже был разведен костер. Палачи начали постепенно прижигать горящими головнями из костра разные части тела Н., продолжая призывать к отречению от веры. Н. отказался. Его пытали до тех пор, пока он, обессиленный, не упал. Тогда палач потянул за цепь на шее и удавил его. Турки сожгли тело Н. вместе с трупами кошек и собак, чтобы нельзя было обнаружить мощи, но одному христианину удалось выкупить честную главу святого за 20 золотых монет. Впосл. глава была передана Большому Метеорскому монастырю . От нее совершаются чудеса. Лит.: Ακολουθα του Αγου Νεοφανος Μρτυρος Νικολου του εξ Ιχθος της Κορινθας μετ προλεγομνων/υπ του μητροπολτου Θεσσαλιτιδος και φαναριοφερσλων Ιεζεκιλ του απ Βελανιδις. Αθνα, 1930. Σ. 14-19; Περαντνης. Λεξικν. 1994. Τ. 3. Σ. 384-386; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 359; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 3. С. 674. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2565906.html

Я же ограничился тем, что набрал из воды несколько голышей до того округленные водоворотным катаньем по стремнинам, что имели вид как-бы обточенных машиной. Чай мы пили на балконе, имея перед собою картину, которой позавидовал бы любой пейзажист. Тут же расположились и ночлегом, завесившись с подветренной стороны рогожкой 288 Ο τε πρςχριν, ο τε πρς πχθειαν ξβημεν τς ληθεας… Кант. Ч. III. Стр. 364. Бон. изд. 289 ωννης Καντακουζινς, λεμων κα δικαιτατος. Каталог Императоров Константинопольских Matthaei Cigala. Помещен у Бандури: Imperium orientale. Parisiis. 1711. 1. pag. 246. 290 γτε μηδν μελλσας, τν διγησιν εκθσομαι τν πραγμτων, τν ληθεας προτιμσας μηδν. Кант. Ч. 1. стр. 12 291 За собственное имя ктиториссы не ручаюсь. Может быть, я от себя прибавил его по догадке, так-как дело шло о сестре Иоанна-Иоасафа, в документе 20 и на другой иконе Богородичной именующей себя Марией. Но важно это предание монастыря о сестре ктитора, как монахини тем, что им устраняется возможность видеть в ней Ангелину, жену Деспота Эпирского Фомы, умершую не монахиней, а, следовательно, и в ее брате Дуке-Иоасафе, искомого нами Метеорского ктитора. Пуквилю Метеориты говорили, что некая Мария Палеологиня в 1436 г. выстроила женский монастырь (un antre couvent) во имя св. Троицы. 292 Начинается: πειδ ζλ θε κινηθες σιτατος ν ερομονχοις κρος Φιλθεο ς νεκαινασε τν… 293 И в этом акте тоже говорится о пожертвованных Угровлахийским воеводой монастырю св. мощах. При сем, воевода назван Ватиславом, а жена его Неаксией ( Νεαξας). 294 В 1637 г. монастырь был в долгу на 150 рублей. Игумен Митрофан послал к царю Михаилу Феодоровичу архимандрита Гавриила. Выдано 40 соболей и 30 рублей! 295 Любопытно это чинословие составлявших в старые времена местное церковное управление лиц и с распорядком их по служебным степеням. Странно, что нет между «официалами» нынешнего экдика. О прозвище: Бахифен не знаю, что сказать. 296 ... τν μβωνα προ τς θρας το βματος στασθαι.... Герман… μν πρ το βματος μβων… Симеон. 297 Павел Силенциарий. Известно его стихотворное описание церкви св. Софии в 1229 стихах. В виде прибавления к нему, есть особое описание амвона в 304-х стихах. В 52-м из них встречается выражение: πργος. И наш Стагийский тоже имеет фигуру шестиугольного столба, с ведущими на него двумя лестницами.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Монастырь в последнее время, говорят, еще поправился. Бывший перед о. Каллиником Игумен (теперешний Русанийский) довел дело его до полного запустения. Удивляться надобно, как еще уцелели его книжные и иные сокровища. Мы пожертвовали от своего страннического запаса в корван его лепту вдовицы (166 пиастров), поблагодарили старца за обязательную внимательность и доверчивость к нам, а братий за ласки и услуги, и направились к воротам или, все равно, к заменяющему их, филологически родственному с ними, вороту навесной комнаты. Куда девалось прежнее чувство страха? Я даже с каким-то неуместно-храбрым любопытством рассматривал все подробности подъемной машины, весело сел на разостланную на полу сетку, и чуть не напрашивался на критический момент, когда повисну над бездною. – Час вам добрый! – прогремел на прощанье о. Игумен, и я, стиснутый, сдавленный, скрюченный, едва успел промолвить: εχ σασ! как очутился в фатальном отверстии и пошел сперва кружиться, а потом плавно спускаться на дол земной. Имел дух уже не зажмуриваться и вглядывался во все. Ранее, чем ожидалось, мы из метеоритов обратились – сказать бы хоть – в троглодитов. Гигантские скалы, запиравшие собою со всех сторон небольшую площадку, действительно напоминали собою стенки пещеры, нагибаюшиеся к верху и оставлявшие по середине окошко для просвета и для ветра. Спустившийся прежде нас столпник развязал нас, попросил типически наших молитв, и пожелал нам счастливого пути. Что-то, отзывающееся благом, чуть не счастием, прошло по сердцу, когда я поднял глаза на ужасающую высь, и осознал себя не на ней... Нет, не всякий пригоден для довольствования тем порядком жизни, который стоит под рубрикою „отречения“ – в неисчислимой разновидности его, и в частности – отбытия, отшествия, отречения, так сказать, отсечения себя от целокупности природы, – всего привеченного, приуроченного, присвоенного сердцем! Отдыхая, я сделал для себя слабый набросок карандашом в записную книжку редкого и навсегда памятного зрелища Метеорского столба или и прямо: Метеора, как его зовет вчерашний Никодим.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010