О том, что в 1900 г. игум. Савва переложил мощи святого из гробницы в ковчег (размером 82×34 см) со стеклом в середине, свидетельствует надпись на ковчеге. Во время второй мировой войны он временно хранился в соборе г. Пожаревац. В 1977 и 1979 гг. иноки Горняка подарили 2 частицы мощей (часть главы и палец) мон-рю Григориат, о чем мон. Герасим Микраяннанит составил службу. Анализ Жития св. Ромила, написанного Г. Н., показывает, что автор имел хорошее образование, но не светское, а полученное у учителей-исихастов, знал греч. и слав. языки. Стиль и способ изложения Жития имеют сходство со стилем и способом изложения Житий преподобных Григория Синаита и Феодосия Тырновского, автором к-рых был К-польский патриарх Каллист I.   По словам Г. Н., он составил Житие в память об учителе и по обету о неоскудении духовного семени, данному им прп. Пахомию Великому. В конце он приводит правила подвижнической жизни иноков, к-рые соответствуют учению прп. Григория Синаита о 3 душевных силах, данных Богом человеку для спасения (словесной, яростной и желательной), и к-рые должны использоваться иноками по естеству, но в угоду Божию для борьбы со страстями и внушениями (прилогами). Г. Н. также приводит сведения по истории южнослав. монашества того периода, сообщает о тур. вторжениях в Византию, о нападении турок на Парорийскую обитель, о ее запустении, описывает природу, климат, нек-рые части Парории и Тырнова.   Хронологические несоответствия указывают на то, что, вероятно, церковное предание объединило в лице Г. Н. двух или более подвижников-исихастов с одним и тем же именем. Так, во-первых, это мог быть Григорий, основатель Григориата, к-рый устроил этот мон-рь не позднее 1328 г., о чем свидетельствует хрисовул имп. Андроника II Палеолога, выданный мон-рю св. Дионисия (см. в ст. Григория преподобного мон-рь). Во-вторых, другой Григорий, наставник прп. Афанасия Метеорского, но в момент их поселения в Метеорах (ок. 1340) он был уже старцем и не мог стать учеником Ромила, родившегося в 30-х гг. XIV в., а тем более пережить его и написать его Житие. При этом строительство мон-ря Горняк твердо датируется 1379 г. на основании упомянутой грамоты кн. Лазаря.

http://isihazm.ru/1/?id=588

В местности, в которой расположен скит, много естественных углублений и пещер, где сохранились следы жизни. В частности, в начале XIV века впервые упоминается о том, что скит был сформирован благодаря появлению здесь святого Григория Паламы. В 1326 году Палама покинул афонскую Лавру из-за турецких набегов и выбрал местом своей исихии Верийский скит. Его связь с Верией подтверждает и тот факт, что Палама поселил в женском монастыре этого города своих сестер. Кроме того, он поддерживал общение с иеромонахом Игнатием Калофетом, основателем монастыря Христа Спасителя (1314-1315 гг.) в Верии. Калофет, происходивший, как и Палама, из Лавры, впоследствии был назначен игуменом Сосфенийского монастыря в Константинополе, куда прибыл и Палама в 1341 году. Находясь в Верийском ските, Палама позаботился о создании монастырской школы. Около середины XIV века мы находим в Верийском скиту преподобного Афанасия Метеорского, до основания им монастыря Великая Метеора. Житие Феодосия Тырновского (Болгария) позволяет сделать вывод, что около середины XVI века скит находился в периоде расцвета. Преподобный Дионисий В 1523 году другой славный подвижник македонской земли, преподобный Дионисий, впоследствии ставший основателем монастыря Святой Троицы на Олимпе, появляется в Верийском скиту и заботится о реставрации центрального храма, посвященного Пророку Предтече. Вторым его важным действием стала смена аскетического образа жизни на киновиальный. С этой точки зрения, преподобный Дионисий может считать основателем уже монастыря Иоанна Предтечи. В конце XVI века с монастырем был связан и преподобный Феофан Новый из Наусы. Документальные свидетельства Некоторые документы XVII – XVIII вв. говорят о монастыре как о патриаршем и ставропигиальном. В конце XVIII века монастырь приходит в упадок. В период с 1787 по 1792 гг. игумен Каллист просит финансовой помощи у русской императрицы Екатерины II, дабы изгнать из монастыря турок, превративших это святое место в “столовую, дубильню, обитель мусульманства и нечестия”. В 1819 году турками было распродано монастырское имущество, а в 1822 году, в период Македонской революции, он был полностью разрушен Лубут-пашой, после чего так и не смог оправиться.

http://pravmir.ru/veriyskiy-skit/

Еще одного монаха, молящегося на ночной службе, покинул ум и полетел к морю, горам, рощам. Он любовался цветами, деревьями, морскими рыбами, горами, островами, посетил и небо и землю, увидел и услышал, что все славословит Господа. С этого дня он не мог держаться на ногах, слезы непрестанно текли из его глаз. Он говорил: «Бездушный мир проливает слезы, славя Господа, а я, имеющий душу, живу в грехе». Никогда на Святой Горе не иссякали молчальники и постники. Давайте вспомним святого Силуана Афонского († 1938), жизнь которого стала непрерывной и неистощаемой молитвой. В последние годы прославился молитвой еще один аскет – старец Иосиф Пещерник († 1959) 7 . Он глубоко впитал ее, сделал своей силой и жил переживанием сладчайшего райского насыщения. Поныне многие монахи продолжают его молитву. Умное делание со Святой Горы распространилось повсюду. К славянам его традиции перенес святогорец Паисий Величковский († 1794), в Европу – отец Софроний. Афон оказал влияние и на Афанасия Метеорского, и на святого Дионисия Олимпийского. Они же, в свою очередь, вдохновили на подвиг молитвы многих других, им же несть числа. Симеон Монохит, Иаков Старец 8 , святой Феона 9 , коливады 10 ... Молитва шествует по миру. Святая Гора есть и в России! И в Сербии! Повсюду! Даже в Европе есть монастыри афонского образца, где по мере возможности практикуется Иисусова молитва. Эпилог Чем бы была, возлюбленные мои, наша жизнь без молитвы? Чем бы был весь мир без нее? Сердце без молитвы похоже, по-моему, на целлофановый пакет, который от своего груза быстро рвется и вскоре выкидывается. Именно молитва, ибо она дает нам Бога, придает смысл нашей жизни и всему нашему существованию. Говорят, что жизнь кончится, когда прекратят молиться люди. Но разве возможно, чтобы это произошло? Нет, ибо всегда найдутся любящие Господа, и непрекращающаяся молитва таинственным образом будет питать мир. Мир, доныне стенавший и пребывавший в мучениях (см.: Рим. 8:22 ) из-за падшей природы человека, воскреснет. Будет новая земля и новые небеса (см.: 2Петр. 3:13 ). Мир возрадуется в вечном веселье и славе рода человеческого, в Божественном светоизлиянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь Варлаама. Метеоры [греч. Βαρλαμ], в комплексе Метеорских монастырей (Стагонская и Метеорская митрополия Элладской Церкви). Расположен на скале высотой 373 м в 11 км от г. Каламбака. Получил название по имени отшельника Варлаама, современника прп. Афанасия Метеорского , поселившегося на этой скале в XIV в. Мон-рь основан братьями Феофаном († 1544) и Нектарием († 1550) Апсарадами. В 1511 г. они переселились в Метеоры из Янины и построили небольшой храм во имя Трех святителей на развалинах часовни, сооруженной Варлаамом. В 1542 г. здесь собралось ок. 30 монахов, и в 1541-1542 гг. был воздвигнут храм во имя Всех святых. В автобиографии, написанной братьями Апсарадами, сообщается, что собор был построен за 20 дней, в то время как материалы, необходимые для постройки, собирались и поднимались на скалу в течение 22 лет. В 1548 г. храм был украшен фресками работы живописца из Фив Ф. Кателаноса , расписавшего часовню свт. Николая в Великой лавре (Афон). На столпах помещены ктиторские изображения Феофана, который преподносит Богородице модель храма, и Нектария в молении ко Христу. Гробницы ктиторов находятся в юго-вост. углу нартекса, расписанного в 1566 г. на средства Антония Апсары, еп. Велласа, братьями Контаридами из Фив - иереем Георгием и сакелларием Франком. Наиболее известная из фресок - изображение прп. Сисоя Великого, оплакивающего останки Александра Македонского, символизирует быстротечность и тщетность земной славы. Экзонартекс был пристроен еп. Стагонским Парфением († 1784) (из послушников этого мон-ря), в 1857 и 1930 гг. заменялся новым. На средства еп. Парфения была обновлена живопись наоса и нартекса (1780, 1782). Иконостас, игуменский трон и 2 аналоя, украшенные изысканной деревянной резьбой, выполнены по заказу Паисия, еп. Стагонского (1784-1808). Ктитор прп. Феофан. Роспись собора во имя Всех святых мон-ря Варлаама. XVI в. Ктитор прп. Феофан. Роспись собора во имя Всех святых мон-ря Варлаама. XVI в.

http://pravenc.ru/text/154227.html

Рима, священномуч., 23 июля.     Аполлос еп., 10 июня.     Аполлос пр., 25 янв.     Аппион муч., 26 июля.     Априон, еп, кипрский, 7 фев.     Аргир, муч, 1806 г., 11 мая.     Аристовул му ч., префект, 18 окт.     Арис пр., 13 дек.    Ариадна Царица, 22 августа.     Армодий и дружина, 11 мая.     Ароя муч., с Кириллою, 5 июля.     Арсакий, патр. константин., 11 окт.     Арсений пр., 15 февр.     Арсений пр., 2 дек.     Артемидор муч., 8 сент.     Артемидор с Фалом, 20 сент.     Артемидор с Василием, 26 окт.     Атемон с Нарсою. 9 ноября.     Артемон еп., 12 ноября.     Архелай диакон, с Ипполитом, 30 янв.     Архелай муч. и 152, 5 мар.     Архипп, муч. с другими, 6 июля.     Архонтион, 3 сент.     Асинкрит муч., 19 июня.     Асклипиада, чудотворица в мире, 4 июля.     Асклипий с Иаковом пр., 27 февр.     Атеней муч., 31 марта.     Аттал муч., 2 июня.     Аттал пр., 6 июня.     Аттал с рактом и Маттуром, 25 июля.     Аттик, патр. константин., 8 янв.     Аттик с Сисинием муч., 26 авг.     Афраат пр., 29 янв. Африкан с Публием и Терентием, 13 мар.     Афродисий, 19 апр.     Афродисий с дружимою в Скинфополе, 4 мая.     Афродисий муч., 21 июня.     Афродисий пр., 24 декабря.     Ахаик муч., 24 дек.     Ахеиенил, перс испов., 3 ноября.     Ахилла пр., 17 янв.     Ахилла, патр, алекс., 3 июня.     Ахиллес, во Фракии, 20 авг.     Ахмед, муч. 1682 г. дек. 24.     Афанасий, атталийский, муч. 1700 г. 7 янв.     Афанасий муч., 13 января.     Афанасий, основатель метеорского монастыря, 20 апреля.     Афанастй, еп. Коринфа, 957 г. 4 мая.     Афанасий, 22 мая.     Афанасий муч., 20 июля.     Афанасий, муч. 1670 г., 24 июля.     Афанасий, муч. 1674 г., 1 сен.     Афанасий еп., 3 сент.     Афанасий, муч. 1774 г., 8 сен.     Афанасий, муч. 1653г., 29 окт.     Афанасий, 11, 12 и 27 нояб.     Афиней муч., 31 мар.     Афиноген, в 0гне, 16 июля.     Афинодор, еп. египетский, 2 марта.     Афинодор, муч. во Фракии, 20 августа.     Афинодор муч., 7 ноября.     Афинодор пр., 29 дек.     Афре пр., 8 июня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

δι τς ν ατος νεργουμνης δωρες τε κα εεργεσας τ ρχικν τε κα πρωτουργν ατιον πιγινσκομν τε κα δοξολογομεν. Свт. Фотий Великий. Амфилохия 1. Но не единственная, как пишет в своей заметке «Зачем христианам паломничество» Наталья Адаменко: «Христиане всегда ехали и шли не к местам (ведь везде присутствует Воскресший Господь), не для принесения жертв (в каждом храме возносится бескровная Жертва), а к людям» URL: http://gazetakifa.ru/content/view/3546/ . Житие Николая Сионского 35:10–13. Марк Диакон. Житие Порфирия, еп. Газского 4:12–20. Житие св. Афанасия Метеорского 241:9–10. Нил. Типикон монастыря Махера на Кипре 11:2–3. Георгий Сикеота. Житие св. Феодора Сикеоты 47:11–16. Ср. в Сотницах у прп. Никиты Стифата. Прп. Симеон Новый Богослов. Катехитическое слово 11:151–156. Ср. об освящении того, кто поклоняется святым мощам, у прп. Никиты Стифата: Исповедание веры 16. Свт. Иоанн Златоуст. О молитве PG 62, 737:57–63. Св. Николай Кавасила. Объяснение Божественной литургии 42, 5. См.: Георгий Сикеота. Житие св. Феодора Сикеоты 62. Луг духовный 180. Р. 3052:28–42. Все повествование: 1–42.   Источник: I Международная конференция «Традиции православного паломничества и перспективы его развития» в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений 25 января 2013 г.: Сборник материалов конференции. Изд. Паломнического центра Московского Патриархата, 2013. 60 с./Игумен Дионисий (Шлёнов). Смысл паломничества в духовном наследии Византии. 7–22 с. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/6174003

Ирмос: Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя/высок пламень вознесло есть./Христос же простре Богочестивым отроком росу духовную,/Сый благословен и препрославлен.  Припев: Преподобне отче Иоасафе, моли Бога о нас. Финикс, насажденный в дому Господни, явился еси,/множеством бо монахов процвел еси/и, яко кедр, иже в Ливане, добродетель умножил еси.  Припев: Преподобне отче Иоасафе, моли Бога о нас. Аще и владетель был еси,/но, презрев сладости привременныя,/благословенное целомудрие соблюл еси.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Метеоритская похвала явился еси,/поревновав блаженному АфанасиюМетеориту,/нравом и житием последуя ему,/страх бо Божий восприим в сердцы своем,/делы своими весь род сербский возвеселил еси.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Родила еси паче смысла и естества, Богородице Дево, Святаго святых,/подающи ходатайством Твоим освящение и избавление и оставление грехов/всем верным, славящим Его воскресение.  Песнь 8 Ирмос: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго/и пламень в росу преложшаго Бога,/пойте, дела, яко Господа и превозносите во вся веки.  Припев: Преподобне отче Иоасафе, моли Бога о нас. Удаляяся пути пространнаго,/тесный же предпочитая,/инок истинен был еси/и, достиг широты райския, радостно о Христе взываеши:/пойте и превозносите во вся веки.  Припев: Преподобне отче Иоасафе, моли Бога о нас. Дары многими вся обители Метеорския щедро снабдевал еси,/сим же душу свою обогатил еси./Темже ныне со всеми праведными, радуяся, о Христе поеши:/пойте и превозносите во вся веки.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ревность Божественнаго жития твоего/яви тя истиннаго наставника множества монахов,/ибо стяжал еси Христа содетельствующа./Емуже ныне со всеми святыми восклицаеши:/пойте и превозносите во вся веки.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Ирмос: В бездне греховней валяяся,/неизследную милосердия Твоего призываю бездну:/от тли, Боже, мя возведи.  Припев: Преподобне отче Иоасафе, моли Бога о нас. Ангела на земли и на Небеси человека вем тя, преподобне,/насажден бо в дому Господни,/процвел еси праведно, яко кедр в пустыни,/умножив Христово стадо словесных овец в преподобии и правде.  Припев: Преподобне отче Иоасафе, моли Бога о нас. Соделав душу твою храм Духа Святаго,/преминул еси землю дольную,/Небесную же жизнь стяжал еси/и со Безплотными лики смесился еси./Тем и кротких землю наследовал еси.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ангельски на земли, яко Безплотен, пожив,/мир преобидел еси, славне,/обветшавшаго человека яве, отче, совлеклся еси/и, яко скверну ризу отверг с греховными страстьми,/в новаго облеклся еси,/еже по подобию о Христе, преподобне.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Из Тебе прозябе Цвет неувядаемый,/облаговонствуя все человечество Божественным миром естества Своего,/и Иже Отцу Собезначальный из Тебе бысть летом, Дево Всенепорочная.  Кондак, глас 4 Ведый прехвальное житие твое и чистоту/и безмерное смиренномудрие,/преподобный Афанасий наименова тя преемника своего,/ты же показался еси достоин сего наречения/и, служа Триипостасному Богу,/соблюл еси вверенную ти обитель Метеорскую./Темже молим тя, отче Иоасафе,/не забуди отечество твое и весь сербский род,/но молися всегда о всех нас. Икос Утвердився страхом Христовым,/весь распялся еси мирови, Богоносе отче Иоасафе,/и, возвысив к Богу сердечное желание, нищету возлюбил еси,/в нищете же пожив, добродетельми обогатился еси,/исполнен же быв светлостию жития,/храмы благолепныя на Метеорах Богу воздвигл еси/и вся обители Метеоритския купно со сестрою своею Мариею богатно снабдел еси./Сего ради и мы, ведуще тя храм Святаго Духа, прилежно молим тя:/не забуди отечество твое и весь сербский род,/но молися всегда о всех нас. Песнь 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Отче Богоносне Иоасафе,/житие свое украсил еси воздержанием/и, поправ вся прилоги вражия,/присвоился еси Богу единому./Тем ныне в вечней славе со Ангелы ликуя,/с нимиже моли непрестанно помиловатися всем нам. Песнь 4 Ирмос: Пришел еси от Девы, не ходатай, ни Ангел,/но Сам, Господи, воплощся/и спасл еси всего мя, человека./Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.  Припев: Преподобне отче Иоасафе, моли Бога о нас. Аще и владетель на земли был еси,/но, последуя учению преподобнаго старца Афанасия,/сочтался еси преподобным./Тем с ними тя почитаем.  Припев: Преподобне отче Иоасафе, моли Бога о нас. Возсияв, яко солнце, и сын света быв,/свято твое проводил еси житие./Тем ныне веселишися со всеми святыми.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Лепотственно возсия нам днесь память твоя святая, преподобне отче Иоасафе./Тем молим тя:/проси нам от Христа благодати, и милости,/и согрешений избавление.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Адова сокровища упразднишася/и смертное мучительство преста востанием Рождшагося из Тебе,/и жизни сокровища наполнишася.  Песнь 5 Ирмос: Света Подателю и веков Творче, Господи,/во свете Твоих повелений настави нас:/разве бо Тебе, иного бога не знаем.  Припев: Преподобне отче Иоасафе, моли Бога о нас. Юнии и старцы, монаси и священницы,/славословят купно блаженную память твою,/Богодохновенне отче Иоасафе.  Припев: Преподобне отче Иоасафе, моли Бога о нас. Иоасафе Богоблаженне,/ты явился еси безсмертия причастник/и общник Божественнаго Царствия/и с высоты бдееши над певцы твоими./Проси у Бога прощение грехов их/и причастие в славе Его.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. О Иоасафе, равноангельне,/имеющу ти жилище на высоте Метеорстей, возсия тебе с высоты Господь от Девы,/Егоже ты возжелел еси.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Моего ума страсти лютыя утоли, Мати Божия,/и исправи мя, заблуждшаго,/яко да славлю Тя.  Песнь 6

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Пр. Симеона босого, игумена монастыря Филофея. Афон. патер. IV. Муч. Лонсина исаврянина. Нан. 2. Евл. Антон. Пр. матери Мавры , сестры ап. Тимофея? Св. 382. Афродисия . Нан. 2. Екл. Антон. (может быть он же 4 мая; впрочем в Р. М. есть Афродисий в Тарсе киликийском 28 апреля, а 30 апр. другой в Александрии). Муч. Христофора . Син. 1. (сн. 14 апр.). V. Пафнутия преподобномуч. Маз. Тур. Ап. 346 и др. (25 сент.). Феодора, Филиппы, Сократа, Дионисия в Пергии. Иер. Кал. Нан. 2. МКр. М. 11 и 12 в. (21 апр.). Иакова и Азы . Вен. (10 апреля). Св. Зосимы . УКр. (4 апр.). Евфимия чудотворца. Сирм. (1 апр.). Агапита папы. Сирм. (17 апр.). Иоанна , уч. Григория декаполита . Клар. (18 апр.). Ардалиона муч. Сирм. (14 апр.). Пр. Харитона , игумена обители Воскресения Христова. Белоз. 493 (28 сент. ныне ради Иоанна палеолаврита). Феодора Трихины. Петр. 2. Пар. 1. (20 апр.). Максимилиана , патриарха Константиноп. Ап. 346 (21 апр.). Муч. Леонида и дружины. Екл. Феоктистова М. с каноном Иосифа (16 апр.). Обретение мощей Иоакима в Опоцком монастыре. 1621. (9 сент.). Пр. Александра ошевенского. 1621 (20 апр.). 20 I. Преп. Феодора Трихины (4–9 в.). Вас. Кал. Акад. 1. 43. Мст. и др. М. Р. МКр. М. 11 и 12 в. Канон Иосифа. Служба. В греч. М. 1870 г. канон другой неизвестного (Пар 1. апр. 19. Иер. Акад. Вен. 21 апр.). Пр. Анастасия , игумена синайского, † ок. 685 г. Вас. Акад. Мак. (Сирл. Клар. М. Гр. и др. 21 апр.). Блажен. Григория († 593) и Анастасия († 599), патриархов антиохийских. Ч. М. (М. Р. Анастасия 21 апр. †. Это Анастасий I). II. Кесария муч. из дружины Виктора, Зотика и прочих (у нас 18 апр.). Сирл. 1370. Священномуч. Анастасия , патр. антиохийского мечем. 1370. Шиф. (М. Р. 21 дек. Это Анастасий II, † 610. См. заметку об Анастасии I). Афанасия , основателя метеорского монастыря. Родился в 1310 г. Иоасафа , сподвижника его. (Сказ. у Никодима). III. Преставление пр. Александра ошевенского (сын земледельца Никифора Ошевена, основавший монастырь на р. Чуруге в 44 верстах от Каргополя), † 1479 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010