Нижний Новгород станет центром празднования Дня народного единства 19 октября 2005 г. 17:28 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий примет участие в праздновании Дня народного единства, центром которого 4 ноября станет Нижний Новгород. Именно из этого города в 1612 году вышли отряды народного ополчения, чтобы освободить от иностранных интервентов Москву. Святейший Патриарх Алексий освятит памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Это реплика московского монумента, установленного на Красной площади по проекту скульптора И.П. Мартоса в начале XIX века. Святейший Патриарх Алексий совершит также закладку храма в честь Казанской иконы Божией Матери и освятит после реставрации церковь Ильи Пророка, построенную 500 лет назад. День народного единства как общегосударственный праздник в этом году отмечается впервые. Инициаторами его учреждения выступили в прошлом году Русская Православная Церковь и религиозные лидеры основных конфессий, представленных в России. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/53962.html

Центром празднования Дня народного единства станет Нижний Новгород Москва, 19 октября 2005 г . Патриарх Московский и всея Руси Алексий примет участие в праздновании Дня народного единства, центром которого 4 ноября станет Нижний Новгород, передает ИТАР-ТАСС. Именно из этого города в 1612 году вышли отряды народного ополчения, чтобы освободить от иностранных интервентов Москву. Как сообщили в пресс-службе Московской Патриархии, Патриарх Алексий освятит памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Это реплика московского монумента, установленного на Красной площади по проекту скульптора Мартоса в начале 19 века. Патриарх Алексий совершит также закладку храма в честь Казанской иконы Божией Матери и освятит после реставрации церковь Ильи Пророка, построенную 500 лет назад. День народного единства как общегосударственный праздник в этом году отмечается впервые. Инициаторами его учреждения выступили в прошлом году Русская Православная Церковь и лидеры крупнейших религий, представленных в России. 19 октября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14861.html

Владыка Афанасий был истинным воплощением смирения В православной аскетической традиции смирение называется матерью всех добродетелей. В то время как мы в большинстве своем не воспитываем в себе смирение и даже порой не можем дать ему точное определение, владыка Афанасий был его истинным воплощением. Каждый, кто хоть раз видел Его Преосвященство, может засвидетельствовать, что он всегда ставил других выше себя (иногда к моему сожалению). При первой нашей встрече с ним епископ Афанасий повез меня, чтобы показать одну из своих миссий. Владыка посадил меня на переднее сиденье своей машины, а сам, сильно сгорбившись, еле-еле втиснулся с тремя другими людьми и козой на заднее сиденье. Кем бы вы ни были, вы точно знали, что владыка Афанасий в прямом смысле положил свою жизнь за свою любимую паству. Фото: Orthodox Africa Истина православного христианства распространяется через любовь и жертву – так было и так будет всегда. И каждый раз, когда вспоминаю жизнь преосвященного Афанасия, я вспоминаю любовь и жертву, изливавшиеся из поистине смиренного сердца. Недавно вышел документальный фильм о Православной Церкви в Конго, в котором были приведены последние слова одного из выдающихся православных миссионеров на африканском континенте недавнего времени, отца Харитона (очевидно, имеется в виду архимандрит Харитон (Пневматикакис). – Д.Л. ): «Непрестанно “звоните” в “колокола” православного христианства в каждом уголке Африки» . Епископ Афанасий, как истинный миссионер, внял этому завещанию и громко «звонил в колокола» Православия во многих местах по всей территории «Черного континента», а особенно в епархии, в создании которой Господь призвал его принять участие. Он громко «звонил в колокола» Православия по всей территории «Черного континента» Благодаря его трудам и усилиям тех, кто трудились до него, сегодня безмерное число тронутых его любовью и жертвенностью людей по-новому «зазвонят в колокола Православия» на африканской земле. Что касается меня, я не сомневаюсь, что Его Преосвященство сможет сказать вместе с апостолом Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4: 7–8).

http://pravoslavie.ru/118648.html

5:4). Сын и брат мой, тебя Бог призвал от утробы твоей матери, и я от многих слышал о тебе; да будешь ты отныне отцом и Игуменом братии, собранной Богом в обители Святой Троицы». Но Преподобный Сергий отказывался, указывая на свое не достоинство, на что Афанасий, исполнившись благодати Святого Духа, отвечал: «Возлюбленный! Все духовные дарования ты приобрел, а послушания не имеешь». Тогда отец наш Сергий поклонился и произнес: «Как Господу угодно, так пусть и будет, благословен Господь во веки!» — и все присутствовавшие сказали: «Аминь!»    Святитель Афанасий повелел клирикам идти в святой алтарь, сам же взял блаженного Сергия и вошел с ним в святую церковь. Там епископ облачился в богослужебные ризы и повелел блаженному Сергию произнести Символ святой веры: «Верую во Единого Бога...» После этого Сергий преклонил голову, святитель крестообразно осенил его и, сотворив молитву посвящения, поставил его в иподиакона, а затем в диакона, потом Афанасий совершил Божественную литургию, и они вместе причастились Божественного Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. На следующий день святитель рукоположил Сергия в священнический сан и повелел ему совершить святую литургию и своими руками принести Бескровную Жертву. Преподобный отец Сергий исполнил все повеления со страхом и духовной радостью.    После литургии наедине епископ Афанасий наставил Преподобного в правилах апостольских и святоотеческом учении о том, что нужно для исправления и спасения души, и беседовал с ним так: «Следует тебе, возлюбленный, как говорит апостол, сносить немощи бессильных, а не себе угождать. Каждый ближнему во благо к назиданию должен угождать (Рим. 15:1—2). И в Послании к Тимофею Павел говорит: »Это передай верным людям, которые были бы способны и других научить« (2 Тим. 2:2) и еще »Носите друг друга бремена и таким образом исполните закон Христов« (Гал. 6:2). Поступая так, ты спасешь и себя, и живущих с тобой». Сказав это и наделив Преподобного духовными дарами, епископ по-христиански поцеловал и отпустил его — истинного Игумена, пастыря, сторожа и врача духовной братии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

17 . Яко рех: да не когда порадуютмися врази мои и проч. Другая причина терпения Давидова. Т.е. потому я так терплю, что с твердою уверенностию в спасении рех, т.е. просил, молил Тебя, Господи, дабы не злорадствовали враги мои, дабы не сделаться мне их посмешищем; и внегда подвижатися ногам моим, – когда колебались ноги мои на пути добродетели на мя велеречеваша, – по бл. Феодориту, «чтобы поражение мое не обратилось для врагов в повод к их высокомерию». Св. Афанасий: «надмеваться надо мною подал им повод грех, поколебавший ноги мои». С Евр.: «И я сказал: да не восторжествуют надо мною (враги мои); когда поколеблется нога моя, они величаются надо мною». 18 . Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Раны 250 – наказания, болезнь – страдание 251 , скорбь. Третия причина терпения. Т.е. потому я терплю злоречия врагов, что всецело предал себя воле Божией, врачующей меня несчастиями, а решимость эта во мне от того, что болезнь моя предо мною есть выну, – т.е. чувство скорби о грехе моем всегда присуще мне. – «Грех соделал меня достойным ран. Посему подвергаю себя наказаниям, ибо желаю уврачевания от болезней, которыми мучит меня грех» (Бл. Феод.). «Исповедует, что с готовностию приемлет наказание, обращающее на добрый путь» (Афанасий). 19 . Попекуся о гресе моем, т.е. позабочусь, постараюсь загладить грех мой. Св. Афанасий: «Для сего-то и делаюсь обвинителем самого себя, и приложу все попечение – возвратить себе здравие». С Евр.: «Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем». 20 . С Евр.: «А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящии меня безвинно». 21 . Оболгаху мя, зане гонях благостыню. Т.е. за то и позорят меня, клевещут на меня, что я преследовал, т.е. старался делать одно добро. С Евр.: «И воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру». 22 . С Евр.: «Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня». 23 . С Евр.: «Поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой»! 247 Лядвия φυαι – чресла. Vulg: lumbi. Так в Комплютен. издании LXX; но в других изданиях тех же LXX, напр. в Римском: ψυχη – душа. Так читают: Симмах, св. Амвросий Медиол., бл. Августин. Так в древних Латинских и Ефиопских Псалтирях. См. у Калм.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

(1) Слова Оригена : Я, хотя Бог и внял мне, по безумию моему не чувствую, что Он внял мне. Но кто простерся вперед и сделал уже успех, тот не бесчувствен в отношении ко вниманию или отвращению Божию. Потому-то и говорит: Ты внял мне, а в другом месте: для чего отвращаешь лице Твое от меня? Слова Афанасия и Евсевия: Псалом этот учит Идифума не думать, что Бог отстоит далеко от вопиющих к Нему, но что Он близок призывающим Его и что в тесных обстоятельствах должно прибегать к одному Богу и у Него находить утешение. Потому-то и в начале (псалма) говорит: голосом моим к Богу, и Он внял мне. Пс.76:3 .  В день скорби моея Бога взысках Речение: «взысках», выражает прилежное, усильное искание: я, говорит, искал Тебя, Господи, всем сердцем моим, чтобы Ты помог и утешил меня в скорби моей (1). (1) Слова Афанасия: Такая, говорит, скорбь окружила душу мою, что не только в продолжении дня занимаюсь молитвами, но и ночное время провожу в том же занятии. Рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых здесь подразумевается общий глагол: взыскал. Как же искать Бога? Руками, говорит, то есть, когда кто простирает руки свои в молитве, по словам Симмаха, притом в ночное время, когда т. е., по словам Феодорита, бывает тишина и свобода. Далее: пред Богом, т. е. пред тем, Который видит все. Некоторые под руками разумеют действия, под ночью – скрытность от людей, то есть, я взыскал Бога посредством добродетельных действий и скрытно, – так что не приметил сего ни один человек. Посему взыскав Бога таким образом, в надежде, что найду Его помощником себе, я не обманулся надеждою моею, и, по словам Афанасия, не напрасно трудился, т. е. не лишился желаемаго, но получил Его, как плод молитвы, по словам Феодорита (1). Слова сии приличны и народу иудейскому на время возвращения его из Вавилона в Иерусалим, и каждому христианину избавленному от опасностей (2). (1) Некоторые прилагают сии слова Давида к осязанию Фомы: осязав рукою бок Спасителя, он не обманулся, но удостоверился, что Он есть Господь и Бог его, и не кто другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

3 . Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне (в неразумие мне). «Должно читать, – говорит св. Афанасий, – с знаком препинания. Показывает же (т.е. Спаситель) нам, что плод молитвы не бесполезен; ибо сказано: не в безумие мне, т.е. знаю, что как скоро воззову, Он услышит». «День и нощь взывал Я непрестанно и не мог умолчать, а Ты не услышал, но предал страданию. Впрочем знаю тайну сего домостроительства. Ибо сие выражают слова: и не в безумие мне. Уразумел Я, что не напрасно отлагал Ты исполнение прошения, но домостроительствуя в страдании нечто великое и спасительное» (Бл. Феод.). С Евр.: «Боже мой! я вопию днем, – и Ты не внемлешь мне, ночью, – и нет мне успокоения» 153 . 4 . Ты же во святем живеши, хвало Израилево. «Т.е. – во святом теле. Всего же необычайнее то, что совершается страдание, тогда как Ты обитаешь во святом теле сем. Хвалою же Израилевою именует Его пророк, как восхваляемого и песнословимого собственными Своими служителями» (Бл. Феод.). «Обитая во святых, которых ум к Тебе устремлен, соделываешься их похвалою и славою» (Св. Афан.). С Евр.: «Но Ты, Святой, живешь среди славословий Израиля». 5 . С Евр.: «На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их». 6 . С Евр.: «К Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде». 7 . Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей. Т.е. я уничижен, как червь. Св. Афанасий и бл. Феодорит относят это к Спасителю. «Подобно червю, казался Я малозначительным и соделался предметом посмеяния» (Бл. Феод.). Св. Афанасий видит поношение и уничижение Иисуса Христа во время распятия Его на кресте. 8 . Вси видящии Мя поругашамися и проч. Все это исполнилось на Иисусе Христе при распятии. См. Мф. 27:39–47 . (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою». 9 . С Евр.: «Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему». 10 . Исторгий мя из чрева – т.е. чудесно, ибо сказано, что Сам Бог извел, а не по закону естества родился. «Ты создал меня в утробе и потом извлек из нее, и питаясь еще млеком, припадая к матерним сосцам, надежды мои возвергал я на Твою попечительность» (Бл. Феод.). «Единого Христа исторг Бог из Марии, прочие же люди не исторгаются, а исходят» (Св. Афан.). С Евр.: «Но Ты извел меня из чрева; вложил в меня упование у грудей матери моей».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

3 . Боже, отринул ны еси, и низложил еси нас, разгневался еси, и ущедрил еси нас. С Евр.: «Боже, Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам». По бл. Феод. – здесь Давид предсказывает плен, а потом Божию правдивость и человеколюбие. 4 . Стрясл еси землю, и смутил еси ю: исцели сокрушение ея, яко подвижеся. С Евр.: «Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ея, ибо она колеблется». – «Сим изобразил, – говорит бл. Феод., – нашествия Ассириян и Вавилонян; потому что, подобно землетрясению, истребили все до основания. Потом молит о человеколюбии». Св. Афанасий разумеет разрушение Иерусалима и храма. 5 . Показал еси людем Твоим жестокая – именно: напоил еси нас вином умиления 367 . С Евр.: «Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления». Вином умиления – вином огорчения. Акила перевел: «вином усыпления». «Вином усыпления, – говорит св. Афан., – Давид называет казни, предвозвещенные Евреям в Бож. Писании за нечестие их пред Христом»; по Вас. В. – «слово, которым ожесточенное сердце приводится в чувство». «Множеством бедствий, говорит пророк, как бы вином каким Ты привел нас в бесчувствие, и болезней исполнил души наши» (Бл. Феод. и св. Афанасий). 6 . Дал еси боящымся Тебе знамение, еже убежати от лица лука. С Евр.: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины». Сравнение взято от обычая ставить на горах знаки во время опасности от врагов. Т.е. как воинскими знаками предостерегают от опасности, при нашествии неприятелей: так и Ты, Господи, доселе явными знамениями Твоего человеколюбия предостерегал от лука или стрел вражиих, спасал от погибели. Под знамением бл. Феодорит разумеет «знамение Божественной благодати» (т.е. печать дара Духа Св.); св. Афанасий «то просвещение, при котором человек может различать духов, также добро и зло»; св. Вас. В. – «кровь непорочного Агнца, закланного за грехи мира». 7 . С Евр.: «Чтобы избавились возлюбленные Твои, спаси десницею Твоею, и услышь меня». 8 . Бог возглагола во святем Своем: возрадуюся, и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

4 . А праведницы да возвеселятся. «Когда демоны будут рассеяны и приведены в бездействие, тогда возрадуются народы и прославят спасшего Бога» (Бл. Феод.). С Евр.: «А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости». 5 . Путесотворите возшедшему на запады: 393 Господь имя Ему. С Евр.: «Превозносите шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицом Его». Симмах перевел: «Уравняйте путь ездящему по земле необитаемой». Бл. Феодорит, приведши этот цитат, продолжает: «Необитаемая же пустыня, а пустынею Бож. Писание называет часто язычников ( Ис. 35:1, 51:1 ). Над сею-то пустынею, необитаемою, лишенною света и потому названною западом, взошло Солнце правды. И так, здесь пророческое слово предлагает св. Апостолам с ликованием и песнопением идти к язычникам и уготовать путь Всецарю всяческих». Св. Афанасий: путесотворите и проч. «Уготовьте себя к тому, чтобы ходить путями (Господа) на последок времен Явившегося во плоти живущим на земли; или: возшедшему на запады – значит: снисшедшему до ада». Отцы, разумея под западом языческую тьму, видят здесь шествие Господа, чрез Евангелие, с Своим словом и благодатию к язычникам. 6 . Да смятутся 394 от лица Его. Т.е. полчища демонов, поясняет св. Афанасий. Отца сирых, и судии вдовиц. Т.е. «демоны не стерпят пришествия Господа, зная, что Он – правдивый Судия, отец сирых и судия вдовиц» (Бл. Феод.). Св. Афанасий под сирыми разумеет беззащитных, а под вдовицами – «души, неуневещенные Слову». Бог в месте святем Своем. С Евр.: «Отец сирот и судия вдов, Бог во святом Своем жилище», – т.е. на небе (Св. Афан. и бл. Феод.). 7 . Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех. С Евр.: «Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков; а непокорные остаются в знойной пустыне». По LXX буквально можно так понимать: хвалите Бога, ибо Он вселил (или вселяет, соединяет) единоверных Евреев в дом Свой, т.е. в Церковь , извел Своим могуществом окованных узами рабства из Египетского плена, а тех, которые преогорчевали, оставил в гробах, в пустыне, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

77. По случаю освящения в г.Таганроге предела во имя св. Афанасия Александрийского «Отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну человеческому». ( Ин.1:51 ). Семь тысяч лет было закрыто небо над этим местом, над которым воздвигнут сей благолепный храм – во имя первого слуги Божия Архистратига Михаила и двух святителей Его: Епископа Тихона Задонского и Архиепископа Афанасия Александрийского , предел, который ныне же благодатью Божией и молитвами пастырей освящен. Первый раз от сотворения мира на сем престоле принесена бескровная жертва, первый раз воссияло здесь Солнце правды – Христос Бог наш, от которого отныне станут изливаться на всех верующих и молящихся здесь многоразличные и обильные источники благодати и милости Божией; ибо отныне не только Ангелы, но и сам Дух Святый в каждую Божественную литургию, через отверстые небеса, будет нисходить на Сына человеческого при принесении таинственной жертвы; и претворят хлеб в Его пречистое тело, а вино в Его пресвятую кровь – для вкушения верующих христиан, желающих получить жизнь вечную. «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный». Хотя телесными очами мы не видим сего величайшего зрелища – отверстых небес, Духа Божия и Ангелов, восходящих и нисходящих, как многие видели это в Вифлееме и на Иордане; но зато очами веры все можем их видеть. Таким образом, отселе будет обитать во храме сем Триединый Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух святый; ибо где Сын Божий, там и Бог Отец, где Богоотец, там и Дух святый. Отселе храм этот не простой дом, но дом Божий, и сия врата Господни; ибо Сам Бог сказал: «вселюсь в них... и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом». О какое счастье! Какая радость – жить вместе с Богом! По истине, днесь спасение не только дому сему бысть, но и тому, кто станет посещать этот дом и пребывать в нем на молитве; здесь христианин найдет все необходимое для временной и для вечной жизни. Нужда ли какая семейная, болезнь ли, горе ли какое постигнет, – приходи сюда, все для себя выпросишь; ибо Сам Христос сказал: «все, чего вы ни будете просить в молитве верьте, что получите».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010