Для оккупационных властей доводы митрополита Сергия (Воскресенского) казались неубедительными, излишне отвлеченными, упирающими на церковно-канонические основания в ущерб прагматизму сложившейся военно-политической ситуации в Прибалтике и таким же прагматическим ожиданиям рейхскомиссариата «Остланд». Конечно, Сергий понимал, что от него ждут политических заявлений, и он их делал, и не однажды. Так, 15 марта 1943 года он говорил, обращаясь к верующим: «Каждый из нас должен выполнять все директивы германских властей, потому что Германия борется в первую очередь против большевиков. Мы должны помочь уничтожению большевизма, и прежде всего уничтожить его в сердце народа». О положении православия в Белоруссии можно судить по свидетельству историка Белорусской церкви епископа Афанасия (Мартоса). В одной из своих работ он писал: «Немецкие войска застали церковно-религиозную жизнь в Восточной Белоруссии в разрушенном состоянии. Епископов и священников не было, церкви были закрыты, переделаны в склады, театры, а многие разрушены. Монастырей не существовало, монахи разбрелись, где кто мог, многие умерли в ссылках, в тюрьмах. Но верующие были в огромном числе» 204 . В самом начале войны, когда Западная Белоруссия была оккупирована немцами и митрополит Николай (Ярушевич) не мог уже осуществлять там церковное управление, местоблюститель Сергий (Страгородский) назначил своим экзархом Белоруссии епископа Пантелеймона (Рожновского) с возведением его в сан архиепископа. После оккупации Белоруссии немцами в Минск прибыли архиепископ Гродненский и Виленский Пантелеймон (Рожновский) и епископ Брестский Венедикт (Бобковский). Митрополит Пантелеймон оставался твердым сторонником канонической связи с Московской патриархией. Эта позиция не устраивала белорусских националистов, мечтавших о создании национальной, независимой от Москвы, Белорусской православной церкви. Они учредили Белорусскую митрополию и организовали епархиальные управления в областях Белоруссии. Немецкое командование в переговорах с Пантелеймоном выставило следующие условия: Белорусская православная церковь должна быть самостоятельной и не иметь каких-либо связей с церковными центрами в Москве, Берлине и Варшаве; статут Белорусской автокефальной православной национальной церкви должен утверждаться оккупационными властями; церковь на территории Белоруссии должна принять наименование «Белорусская автокефальная православная национальная церковь», и ее юрисдикция должна ограничиваться территорией Белоруссии; преподавание Закона Божьего и церковное управление ведутся на белорусском языке, а церковная служба должна вестись на церковнославянском языке; назначение епископов должно осуществляться с ведома немецких властей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

С начала 1980-х годов я дружу с епископом Ирийским Даниилом (Александровым), викарием председателя Архиерейского Синода Зарубежной Церкви по окормлению единоверцев. Владыка Даниил – очень интересный и талантливый человек. Он и поэт, и архитектор, и иконописец, и знаток знаменного пения. – Как вы чувствуете себя в Буэнос-Айресе? – До того, как я был назначен управляющим приходами в Южной Америке, я не бывал на этом континенте. Тем не менее, ощущаю себя здесь уютно и привыкаю к новому дому. Я живу на архиерейском подворье при Воскресенском соборе, которое было построено в конце 1950-х – начале 1960-х годов для архиепископа Афанасия (Мартоса, 1904–1983), одного из первых наших архиереев в Южной Америке. К сожалению, я не знаю испанского языка, но усиленно его учу. Мой педагог преподает мне «аргентинский испанский», который сильно отличается от классического испанского языка. – Какие вехи в истории Южно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви вы считаете наиболее значительными? – Без сомнения, самое значительное событие – примирение Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. Казалось бы, можно только радоваться о единстве Церкви Христовой, наблюдать духовные плоды, которые приносит возврат нормального положения (единства) Церкви. Но сие радостное событие послужило поводом для ухода значительной, может быть, даже большей части верующих Южной Америки со своими священнослужителями в «одесситский раскол». Нигде в Зарубежной Церкви это не чувствуется так остро, как в Южной Америке. – «Апостолом» Православия в Южной Америке называют протопресвитера Константина Изразцова – одну из самых дискуссионных фигур русского зарубежья. Как вы оцениваете деятельность этого священника? – Прежде всего, должен сказать, что не владею информацией об отце Константине настолько хорошо, чтобы мое мнение имело вес. Тем более что приходится говорить отрицательно о ныне покойном. Именовать его «апостолом» не совсем верно, так как он не просвещал неверующих, а духовно обслуживал уже верующих. Действительно, отец Константин Изразцов был активен в храмостроительстве и создании церковных общин, но, по моему впечатлению, он относился к плодам своих трудов как к личной собственности. Он мог позволить себе не впускать архиереев в построенный им Свято-Троицкий собор и, когда ему было выгодно, перейти в Американскую митрополию, отколовшуюся от Зарубежной Церкви в 1947 году. Такие настроения наблюдаются и сегодня. Тот же самый Свято-Троицкий приход со своими священниками присоединился к одесским раскольникам. Устав, заведенный отцом Константином, это дозволяет.

http://pravoslavie.ru/31111.html

30 нояб. 1941 г. П. прибыл из Жировицкого мон-ря в Минск. В это время там находился архим. Владимир (Финковский), отправленный Варшавским митр. Дионисием (Валединским) для создания автокефальной церковной организации. П. не допустил появления в Белоруссии неканоничной автокефальной Церкви. Он запретил архим. Владимира (Финковского) в служении и добился его удаления из Минска. Архим. Владимир вместе с неск. священниками - сторонниками автокефалии выехал в Пинск, где вернувшийся к управлению Пинской и Полесской епархией архиеп. Александр (Иноземцев) и Луцкий еп. Поликарп (Сикорский), назначенный митр. Дионисием «временным администратором Православной Автокефальной Церкви на освобожденных землях Украины», организовали неканоническую Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ). П. принимал активные меры по возрождению церковной жизни в Белоруссии. Для этих целей по его благословению еще в авг. 1941 г. из Жировицкого мон-ря на восток отправились архим. сщмч. Серафим (Шахмуть) и свящ. Григорий Кударенко (впосл. архим. Игнатий). В дальнейшем они и другие жировичские миссионеры содействовали восстановлению правосл. приходов в Минской, Витебской, Могилёвской, Гомельской областях. Всего в период управления П. Белорусской Церковью было открыто 306 правосл. храмов (преимущественно в вост. областях), возродились 6 монастырей. Как предстоятель Белорусской Церкви П. принимал активные меры по организации белорус. епископата и клира. Были проведены архиерейские хиротонии Филофея (Нарко), Афанасия (Мартоса) , Стефана (Севбо), Григория (Боришкевича). Стали действовать пастырские курсы в Минске, Жировицах и Новогрудке; всего в военный период в Белоруссии были рукоположены 213 иереев. 3-10 марта 1942 г. в Минске состоялся Собор белорус. епископов, избравший П. митрополитом Минским и всея Белоруссии. Собор принял внутренний статус Белорусской Церкви, но вопреки требованиям оккупационных властей не провозгласил ее автокефальной. Фактически каноническая связь с Московской Патриархией сохранялась, в белорус. храмах продолжали поминать за богослужением местоблюстителя митр. Сергия. Под управлением П. находились 6 белорус. епархий, а также Смоленско-Брянская епархия на территории РСФСР. Белостокско-Гродненская епархия имела автономный статус, поскольку ее земли были отделены нем. властями от оккупированной Белоруссии и включены непосредственно в состав Германского рейха. Белостокско-Гродненский архиеп. Венедикт (Бобковский) получил права экзарха в Вост. Пруссии, в приходах его епархии поминали за богослужением наряду с П. также Берлинского архиеп. РПЦЗ Серафима (Ляде) . Пинская и Брестская кафедры во время оккупации оказались на территории рейхскомиссариата «Украина». Пинский архиеп. Александр (Иноземцев) состоял в неканонической УАПЦ, приходами Брестского вик-ства управлял архиерей канонической автономной Украинской Православной Церкви еп. Иоанн (Лавриненко ; впосл. архиепископ).

http://pravenc.ru/text/2578866.html

Овдовевший отец Иоанн принял в 1982 году постриг в монашество с именем Иннокентий. Через год был возведен в сан епископа Асунсьонского, викария Аргентинской епархии. С кончиной в 1983 году его учителя архиепископа Афанасия (Мартоса) владыка Иннокентий возглавил епархию. Три года спустя он заболел раком, но продолжал руководить церковной жизнью в своей обширной епархии до самой кончины — 23 декабря 1987 года2. Подъем и раскол Золотое время Асунсьонского прихода — 1940–1960-е годы. Русские в это время в Парагвае жили дружно. Всех сплачивал Покровский приход. В 1940-х годах сложилась Ассоциация белых русских. Почти одновременно появился дамский комитет. Действовали русская библиотека, русский хор, русский театр. Устраивались собрания, вечера. До 1960-х годов приход был довольно многочисленным и сильным. Прихожане содержали храм и батюшку. Например, клировые ведомости РПЦЗ от 1957 года сообщают о том, что Свято-Покровский приход состоит из 139 человек. В воскресные дни храм посещают 50–60 человек, на Рождество Христово — 100–120 человек и на Святую Пасху — около 200 человек. В течение 1957 года на исповеди побывало 133 человека. Но постепенно из-за ассимиляции русских ситуация стала меняться. Сыновья первых переселенцев женились на парагвайках. В итоге терялся русский язык. В русско-парагвайских семьях предпочитали крестить своих детей уже в католических храмах. Приход стремительно уменьшался. Негативно сказалось на жизни храма то, что с 1987 года, после смерти последнего настоятеля, приход долгое время был лишен пастыря. Во второй половине 1990-х годов священник РПЦЗ из Буэнос-Айреса стал приезжать раз в три-четыре месяца. Но самым тяжелым ударом по общине стала неожиданная новость о том, что священник, который посещал приход в Асунсьоне, откололся от РПЦЗ вместе с Агафангелом (Пашковским), самопровозглашенным «митрополитом» и «первоиерархом», бывшим епископом РПЦЗ (после подписания Акта о восстановлении канонического общении между РПЦ МП и РПЦЗ в 2007 году). На приходе об этом узнали совершенно случайно, когда накануне Дней России в Парагвае, прошедших в ноябре 2008 года, в Асунсьон прибыл секретарь митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона (Капрала) протоиерей Михаил Бойков. Он сообщил почетному консулу России в Парагвае Игорю Флейшеру, что взял с собой походный алтарь для богослужений. Дипломат удивился и напомнил, что в Асунсьоне действует русский храм. В ответ отец Михаил заявил: «Вы отошли от Зарубежной Церкви, поэтому мы не можем служить на вашем приходе». Эта новость потрясла парагвайских русских. По инициативе Флейшера русская община направила старосте прихода письмо, в котором просила его не допускать к служению в Покровском храме священника-раскольника. Таким образом, храм вернули Зарубежной Церкви. Вселенская Церковь

http://e-vestnik.ru/world/yuzhnyy_krest_...

Посещение Минским митр. Филаретом (Вахромеевым) прихода в Лунинце Брестской обл. Фотография. Кон. 70-х гг. ХХ в. Посещение Минским митр. Филаретом (Вахромеевым) прихода в Лунинце Брестской обл. Фотография. Кон. 70-х гг. ХХ в. В сер. июля 1942 г. начальник политического отдела Генерального комиссариата Л. Юрда вызвал архиеп. Филофея и потребовал скорейшего провозглашения автокефалии Белорусской Церкви. 5 авг. 1942 г. архиеп. Филофей издал распоряжение «О созыве Белорусского церковного Собора». Несмотря на активные усилия, добиться присутствия на Соборе митр. Пантелеимона не удалось. 30 авг. в Преображенском храме Минска под председательством архиеп. Филофея состоялся Всебелорусский правосл. Собор, к-рый должен был объявить автокефалию Белорусской Церкви. Ко дню открытия Собора в Минск прибыли делегаты только от 2 епархий: Минской и Новогрудской. В Витебской, Могилёвской, Смоленской епархиях церковная жизнь к тому времени не была налажена, и выборы делегатов в этих, а также в Гродненской епархии не проводились. Всего по сведениям еп. Афанасия (Мартоса) на Соборе присутствовали 107 делегатов и 3 иерарха: архиеп. Филофей, епископы Афанасий и Стефан (Севбо), назначенный на Смоленскую кафедру. Собор принял Устав Белорусской Церкви, 113-й пункт к-рого гласил, что «каноническое объявление автокефалии последует после признания ее всеми автокефальными православными Церквами». Были подготовлены соответствующие письма главам Поместных Церквей, к-рые должен был подписать митр. Пантелеимон, но, находясь в заключении, он не смог этого сделать. Архиереи понимали, что добиться признания автокефалии Поместными Церквами во время войны практически невозможно, и этот расчет оправдался. 16 апр. 1943 г. после неоднократных просьб белорус. архиереев оккупационные власти разрешили митр. Пантелеимону вернуться в Минск. На следующий день он созвал Синод, на заседании к-рого были подписаны послания к главам Поместных Церквей. Послания были переведены и переданы нем. администрации для пересылки, но скорее всего не были отправлены.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Положение Православной Церкви в Белоруссии в период германской оккупации изучено хуже. Здесь можно отметить труд непосредственного участника событий – возглавлявшего Белорусскую Православную Церковь в 1942 г. архиепископа Афанасия (Мартоса), упоминавшуюся брошюру псаломщика П. Раины об участии духовенства Белоруссии в партизанском движении, монографии В.Н. Черепицы об истории Православной Церкви на Гродненщине, статью священника Владимира Горидовца о церковной жизни на территории Полоцко-Витебской епархии в период немецкой оккупации и книгу С.В. Силовой о Белорусской Церкви в период немецкой оккупации 1941–1944 гг. На Украине положение Православной Церкви в военный период было наиболее сложным среди других оккупированных регионов СССР. Кроме оказания внешнего давления, германская администрация, используя националистические движения, всячески способствовала возникновению и развитию внутреннего церковного раскола, стремясь в конечном итоге уничтожить православие в Украине. В 1941–1943 гг. здесь шла острая борьба ме­жду автокефальной и автономной (в составе Московской Патриар­хата) Украинскими Православными Церквами. Но несмотря на сложность и противоречивость сложившейся ситуации, большая часть епископата, духовенства и мирян входили в состав автономной Украинской Церкви. При этом они не оставались в стороне от страданий и переживаний своего народа и всячески способствовали укреплению в нем православной веры. Одним из самых ранних известных трудов по данной теме является вышедшая в 1951 г. в Мюнхене книга «Украинская Автокефальная Православная Церковь» . Через четыре года также в Мюнхене была впервые опубликована работа протоиерея Кирилла Фотиева «Попытки украинской церковной автокефалии в XX веке» . Ее значительная часть посвящена военному периоду истории Церкви на Украине и отражает многие основные события того времени. Заметным трудом является работа митрополита Омского и Тарского Феодосия (Процюка) «Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине» . Она была написана в конце 1970-х гг. и содержит материалы, собранные Владыкой Феодосием, главным образом во время его служения на Полтавской кафедре. В этих трудах автокефальная Украинская Церковь однозначно оценивается как схизматическая, неканоничная и в определенной степени сотрудничавшая с оккупантами, а автономная Церковь представляется подлинно народной и законной. Указан­ные работы священнослужителей носят полемический характер и, строго го­воря, не являются научными исследованиями.

http://bogoslov.ru/article/2564245

А по существу все-таки нет полного удовлетворения, потому что кажется, что за эти два-три года мы должны были что-то большее сделать, что у нас не выработано ни организации, ни планов работы, и на случай, если бы нас где-нибудь поселили большими группами, – лагерная масса останется вне Церкви [Митрофан, 190]. Похожую характеристику он дает деятельности Миссионерского комитета, в состав которого они оба входили: «…нет пока ничего такого конкретного, о чем можно говорить» [Митрофан, 190]. Высказывания прот. Михаила свидетельствуют о том, что духовный настрой православного духовенства РПЦЗ находился не на должной высоте. Тем ценнее труды еп. Афанасия (Мартоса), который устраивал в своем Северогерманском округе ежегодные пастырские конференции, продолжавшиеся по пять дней, на которых профессора И. Н. Андреевский, И. Н. Шумилин, пастор Шмидт читали лекции по богословским предметам, а лекции о пастырстве читал сам владыка [Корнилов. На службе, 30]. Для возгревания «духовной настроенности и пастырской ревности» еп. Афанасий проводил также ежегодные пастырские говения в лагере Фишбек, длившиеся три дня. Они сопровождались ежедневными великопостными службами и беседами, где обсуждались вопросы проведения исповеди и подготовки причастников к принятию Святых Христовых Тайн [Корнилов. На службе, 31]. Говения завершались в среду соборным служением литургии Преждеосвященных Даров. Это, по мнению владыки, объединяло православное духовенство. Со стороны духовенства также были предприняты некоторые миссионерские попытки . По инициативе учительницы русской гимназии в Мюнхене Веры Петровны Крегер, эмигрировавшей из России в Германию после революции, еп. Иоанн знакомил местное немецкое население с православной верой. Владыка считал, что миссия инославным «должна проводиться не только каждым священнослужителем, но и каждым православным мирянином», и всячески ее поддерживал [Гаврилин, 300]. По благословению и под председательством еп. Иоанна (Гарклавса) 11 июля 1948 г. создается православное братство святых апостолов Петра и Павла, цель которого сводилась к приведению немецкого населения к православию «не через принятие его славянского варианта, а при помощи создания и развития своего немецкого варианта православной культуры» [Гаврилин, 300]. Заместителем председателя Петропавловского братства стал прот. Стефан Ляшевский, для которого, несмотря на различную юрисдикционную принадлежность, авторитет еп. Иоанна был непререкаем. Оказавшись в результате эвакуации в Гамбурге, о. Стефан раз в месяц совершал литургию на немецком языке, чем привлек внимание местных жителей. В результате вокруг него образовался кружок православной немецкой молодежи. Члены кружка (около 10 человек) переводили на немецкий язык православные песнопения, пели в церковном хоре, читали лекции по православной тематике и т. п. С 1949 г. по благословению еп. Иоанна о. Стефан стал совершать такие православные миссионерские службы на немецком языке в Любеке и Шлезвиге [Гаврилин, 302].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но полагавшие так жестоко ошиблись, ибо исполнилась заповедь о том, что «и врата адовы не одолеют Ея» (Мф. 16, 18). Пришла война и в первые же её дни в Восточной Беларуси, в том числе в Минской епархии, стали открываться православные храмы. Люди, измученные материальными лишениями, несли в церкви самое дорогое, что у них было. По свидетельству архиепископа Афанасия (Мартоса), молодежь тысячами принимала Святое Крещение, в купели крещенской обретая новую жизнь. За четыре года войны в Восточной Беларуси открылось более двух сотен церквей. Это было поражением безбожных властей, крахом их довоенной политики в отношении Православной Церкви. Война 1941—1945 годы Война пробудила церковную жизнь в Восточной Беларуси, сбросив с нее покров немоты. Центром возрождения этой жизни стал Минск. Руководствуясь соображениями политического характера, немецкие оккупационные власти не препятствовали открытию православных храмов, ранее закрытых большевиками, рассчитывая таким образом заручиться поддержкой местного населения, в подавляющем большинстве своем негативно относившегося к большевикам за проводимую ими антицерковную политику. Немецкие фашисты также не питали никаких симпатий к Церкви, но, понимая какой авторитет она имеет в глазах народа, не препятствовали Её деятельности в тех рамках, которые были выгодны им с точки зрения политической конъюнктуры. Такое отношение к Православной Церкви повлекло за собой открытие и Восточной Беларуси очень многих храмов. В Минске возобновили свою деятельность Свято-Александро-Невская церковь на военном кладбище; Спасо-Преображенская и Свято-Духова церкви (бывшие монастырские); Свято-Екатерининский собор на Немиге; церковь иконы Казанской Божьей Матери (т.н. «привокзальная»); церковь Святой Марии Магдалины на Сторожовке. В сентябре 1941 года в Минск приехал епископ Брестский Венедикт (Бобковский). В конце октября того же года в столицу Беларуси прибыли митрополит Пантелеймон (Рожновский) и епископ Филофей (Нарко). Владыка Пантелеймон возглавил Православную Церковь в границах генерального округа «Беларусь» и тылового района группы армий «Центр», которые охватывали большую часть исконной Беларуси.

http://pravmir.ru/novomucheniki-i-ispove...

Положение Православной Церкви в Белоруссии в период германской оккупации изучено хуже. Здесь можно отметить труд непосредственного участника событий – возглавлявшего Белорусскую Православную Церковь в 1942 г. архиепископа Афанасия (Мартоса), упоминавшуюся брошюру псаломщика П. Раины об участии духовенства Белоруссии в партизанском движении, монографии В.Н. Черепицы об истории Православной Церкви на Гродненщине, статью священника Владимира Горидовца о церковной жизни на территории Полоцко-Витебской епархии в период немецкой оккупации и книгу С.В. Силовой о Белорусской Церкви в период немецкой оккупации 1941–1944 На Украине положение Православной Церкви в военный период было наиболее сложным среди других оккупированных регионов СССР. Кроме оказания внешнего давления, германская администрация, используя националистические движения, всячески способствовала возникновению и развитию внутреннего церковного раскола, стремясь в конечном итоге уничтожить православие в Украине. В 1941–1943 гг. здесь шла острая борьба ме­жду автокефальной и автономной (в составе Московской Патриар­хата) Украинскими Православными Церквами. Но несмотря на сложность и противоречивость сложившейся ситуации, большая часть епископата, духовенства и мирян входили в состав автономной Украинской Церкви. При этом они не оставались в стороне от страданий и переживаний своего народа и всячески способствовали укреплению в нем православной веры. Одним из самых ранних известных трудов по данной теме является вышедшая в 1951 г. в Мюнхене книга " Украинская Автокефальная Православная Церковь " Через четыре года также в Мюнхене была впервые опубликована работа протоиерея Кирилла Фотиева " Попытки украинской церковной автокефалии в XX веке " Ее значительная часть посвящена военному периоду истории Церкви на Украине и отражает многие основные события того времени. Заметным трудом является работа митрополита Омского и Тарского Феодосия (Процюка) " Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине " Она была написана в конце 1970-х гг. и содержит материалы, собранные Владыкой Феодосием, главным образом во время его служения на Полтавской кафедре. В этих трудах автокефальная Украинская Церковь однозначно оценивается как схизматическая, неканоничная и в определенной степени сотрудничавшая с оккупантами, а автономная Церковь представляется подлинно народной и законной. Указан­ные работы священнослужителей носят полемический характер и, строго го­воря, не являются научными исследованиями.

http://religare.ru/2_94013.html

Гомельская Основана 25.01.1907. Могилевское викариатство. Самостоятельная в 1925 г. Упразднена в 1945 г. (?) Возобновлена 17(30)01.1990 (ЖМП. 1990. С. 6–7). Выделена из Минской епархии. Именовалась: Гомельская и Мозырская; с 29.05(11.06)1992 – Гомельская и Жлобинская. 11.02.1907 03.11.1912 13.01.1913 16(29)04.1919 23.11(06.12)1924 03.1925 09(22)03.1925 04(17)03.1934 04(17)12.1934 14(27)05.1935 11(24)10.1943 24.06(07.07)1944 07(20)07.1990 16(29)07.1990 16(29)07.1990 Гомельская, обн. Основана в 1923 г. Упразднена в 1934 г. Именовалась: Гомельская; Гомельская и Речицкая. 07.1923 08.1923 07(20)11.1923 01(14)05.1924 Петр Сергеев 07.1924 05(18)07.1924 08(21)01.1925 Симеон Канарский 08.1925 16(29)06.1926 Петр II Виноградов 07.1926 Николай Рубцов 18(31)05.1928 14(27)02.1931 02.1931 10.1931 в/у Савватий Зосимович 16(29)02.1932 07(20)07.1934 Варлаам Покровский 1186 В октябре 1918 выехал в Киев, не смог вернуться вовремя в Гомель и был «отчислен за выбытием в Киев и невозвращением». 10(26)06.1919 был арестован в Гомеле «по подозрению в контрреволюции» и Губревтрибуналом осужден на 2 года заключения, но уже 05.07.1919 освобожден по прошению 5000 верующих. Вскоре получил назначение на Мстиславскую кафедру, также викарную Могилевской епархии. См. 1189 Из архимандритов Жировицкого Свято-Успенского монастыря (тогда – в Польше); известный «патриархистский» деятель в Польше, вернувшийся на родину с разрешения советских властей. В связи с провозглашением самочинной «автокефалии» Православной Русской Церкви в Польше Тихон (Шарапов), вскоре по своей хиротонии во епископа Гомельского, 17(30)03.1925 получает указ Святейшего Патриарха Тихона, коим вверяется его архипастырскому попечению (и руководству) православная паства Польши, сохранившая верность своему законному священноначалию в лице Московского Патриаршего Престола. 06–27.11 (–10.12)1925 управлял епархией из Москвы; далее пребывал в ссылках и в заключении (в СЛОН в 1927–1930 гг.). Фактически – титулярный епископ. 1193 Епископ Гомельский и Мозырский. Хиротонисан в Вене (первая дата) митрополитом Антонием (Грибановским) и иными иерархами РПЦЗ по рекомендации находившегося там архиепископа Гродненского Венедикта (Бобковского). По возвращении в Белоруссию подал прошение митрополиту Минскому Пантелеимону и решением Белорусского Синода перешел в юрисдикцию Белорусской временной автономии. По свидетельству архиепископа Афанасия (Мартоса), «в епархию ему не довелось отправиться по причине приближения фронта». Далее – в эмиграции, с 1946 г. в юрисдикции РПЦЗ. По ММЛ РПИ, только Мозырский; «поликарповец», «вывезен немцами за границу при отступлении» (неверно).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010