Закладка собора состоялась 27 августа 1801 года. К 1805 году здание возведено до карниза, гранитные колонны установлены в начале 1806 года, в 1808 – 1811 гг. проводились внутренние штукатурные работы и отделка наружных колонн, постройка купола и установка лепных деталей. Ворони хин впервые применил металлическую стропильную конструкцию купола пролетом 17 метров. 15 сентября 1811 года храм был освящен. Храм стоит на высоком гранитном цоколе, имеет в плане форму латинского креста, вытянутого с запада на восток, и расположен в глубине площади. Дугообразная колоннада коринфского ордера примыкает к ассиметричному продольному северному фасаду здания, обращенному к Невскому. Колоннада охватывает пространство площади, ее боковые порталы служили проездами. Над колоннадой поднимается барабан, прорезанный окнами и декорированный пилястрами и купол. Высота собора с крестом - 71,5 метра. Центр северного фасада отмечен портиком, перекрытым фронтоном. Входы в собор акцентированы шестиколонными портиками с широкими ступенями. По всему фасаду здания идет мощный аттик, скрывающий кровлю. На аттиках проездов помещены барельефы: с восточной стороны - «Источение воды Моисеем в пустыне» И. П. Мартоса, с западной – «Воздвиженье медного змия» И.П. Прокофьева. Над апсидой находится барельеф Ж.-Д. Рашетта «Вход Господень в Иерусалим». В северном портике помещены барельефы Ф.Г. Гордеева «Благовещение», «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет». Кирпичные стены облицованы пудостским камнем, добываемым близ Гатчины. Колоннада Казанского собора возведена мастером-каменотесом Самсоном Сухановым с артелью. Ими же выполнены внутренние монолитные гранитные колонны. В портиках по замыслу Воронихина установлены бронзовые фигуры князей Владимира и Александра Невского, выполненные С.С. Пименовым, Иоанна Крестителя, выполненная И.П. Мартосом и Андрея Первозванного, выполненный П.П. Прокофьевым, законченный В.И. Демут-Малиновским. В северном портике установлена копия знаменитых дверей итальянского ваятеля Гиберти, выполненных им для флорентийского баптистерия. Для создания копии Воронихин пригласил лучшего литейного мастера России Василия Екимова. По хранящимся в Академии художеств гипсовым формам Екомов с ювелирной точностью воспроизвел в бронзе «Врата рая» Гиберти. Двери состоят из десяти рельефных многофигурных панно на сюжеты библейских легенд. Отливка бронзовых статуй, установленных в нишах собора, была также поручена В.П. Екомову.

http://sobory.ru/article/?object=01954

Ввести нравственно обязательную трудовую повинность – агитацию среди крестьянства.   Симбирск, 19 апр. Из арестантских отделений, обезоружив стражу, бежали 12 громил. 8 задержано, четверо самых опасных скрылись.   Иркутск, 20 апр. Сгорел кафедральный Богоявленский собор, в том числе гробница блаженного Софрония, епископа Иркутского.   ВАНДАЛИЗМ. В Таганроге отбиты руки и голова у статуи Александра I, работы Мартоса. Тверской дворец, из лучших провинциальных (архитектор круга Казакова), с обилием бронзы, занят рядом организаций, грязнящих его и портящих обстановку. Во Пскове уничтожены старинные портреты в городском управлении. В Екатеринославе статуя Екатерины II отправлена на переплавку.   … В Тенишевском зале – лекция Фёдора Сологуба: „Что необходимо немедленно сделать для России”.   Жертвуйте сухари для наших пленных воинов.   РАНЬШЕ, ЧЕМ ПРОДАТЬ бриллианты, жемчуг, – обратите внимание на адрес конторы…   ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ БЛАГОДАТЬ – фарс-эпизод из жизни старца Григория Распутина.   ПАРИЗИАНА – Выдающаяся картина МЕСТЬ ПАДШЕЙ, уч. Медея Мод.   ТЕАТР-ФАРС – В ЧУЖОЙ ПОСТЕЛИ. – Конкурс натурщиц .   Отпуск лучших ЛОШАДЕЙ И ЭКИПАЖЕЙ помесячно и подённо.   Случайно продаётся ВИЛЛА-УСАДЬБА.   ЭЛЕГАНТНЫЙ ШОРНЫЙ ВЫЕЗД продаётся.   ?!? КВАРТИРА?!? – 700 руб. за содействие.   Молодая изящная парижанка желает стать компаньонкой.   Молодого БУЛЬДОГА желаю купить.   КУРЫ И ЯЙЦА лучших пород.   ЗДОРОВЫЕ домашние еврейские обеды можно получить ежедневно.   13 апреля в 10 ч. 45 м. скончалась от менингита наша ВЕРОЧКА.   ВИЗИТ БАЛЬФУРА В ВАШИНГТОН. Речи англо-американского примирения… как это указано веком, в котором мы живём…   Обязательная воинская повинность в Соединенных Штатах – революционный переворот в психологии американского народа.   Послание Теодора Рузвельта к русскому народу…   Нью-Йорк. Известный вождь американских евреев Луи Маршалл в речи на собрании еврейской общины Нью-Йорка сказал: „Все мы являемся друзьями русского народа и любим эту величайшую демократию мира… Мы должны поставить Россию в известность, что американские евреи высказываются против сепаратного мира.”   ГРЕЦИЯ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Теснимые все более и более умножавшеюся массой кандидатов, получивших школьное образование, наследники, однако, не вдруг уступили им первенство в назначении на церковные места. Права образования должны были вести еще долгую борьбу с владельческими отношениями духовенства к церковным местам, и сама духовная власть выказывала иногда сильное колебание, которой стороне отдать предпочтение. Особенно долго она не могла побороть притязаний наследников в юго-западной России, где архиереи имели весьма слабое влияние на парохии до самого преобразования тамошних епархий в последней четверти XVIII столетия. Мы уже видели, как наследники юго-западных парохий удерживали иногда за собой все наследные права и власть над парохией даже без посвящения и при всеобщем восстании против них самих парохиян. Замечательно, что наприм. в Киевской епархии епархиальная власть по крайней мере до половины XVIII столетия не могла сама назначать даже викариев к малолетним наследникам и подчинялась в этом отношении выбору самого семейства наследников. В тех случаях, когда архиереи сами назначали кандидатов на священнослужительские вакансии помимо наследников, последние иногда даже силой начинали отстаивать свои права и выгоняли своих соперников вон из парохий точно так же, как выгоняли таких кандидатов, архиерейских избранников, сами парохияне в пользу своих собственных избранников. Вот наприм. один случай из довольно уже позднего времени. В 1768 г. в м. Хороле умер священник, не оставив ни одного наследника мужского пола. Наследницей его осталась его внучка, дочь значкового товарища Семена Родзянки, женатого на дочери покойного. Прихожане и Родзянка подали прошение м. Арсению Могилянскому, чтобы он назначил на место кого-нибудь из студентов академии, разумеется, со взятием наследницы. Но митрополит почему-то назначил другого, священника Луку Мартоса. Мартос прибыл на парохию по обычаю с депутатом духовного правления, который должен был ввести его в должность. Но только лишь народ собрался в церковь и депутат начал читать указ митрополита, как бывшие тут же Родзянка и его родственники, – один обозный, другой подкоморий, третий бунчуковый товарищ, – потребовали, чтобы депутат прекратил свое чтение и убирался вон из церкви, стали разгонять и народ, а когда ни депутат, ни народ их не послушались, бросились на толпу с палками, наконец избили остававшихся на клиросе дьяков и подьячих. Мартос должен был выехать из парохии и жаловался митрополиту. Но митрополит сам ничего не мог поделать с Родзянками, донес обо всем св. Синоду и просил даже содействия гражданской власти. Неизвестно, чем кончилась вся эта история 184 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Памятник Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому 4 ноября 2005 г. 13:22 Начало XIX века. Эпоха патриотического подъема, а затем и Народной войны 1812 года подарила русской истории новых героев. Но неслучайно именно тогда русские люди впервые обратились к примерам героев нижегородского прошлого. В Москве и Нижнем задумались об увековечении подвига славных сыновей России. И если в XVII или XVIII веке это мог быть только храм, крест или часовня, то новый век принес новые формы — монументы. Идея создания памятника спасителям России буквально витала в воздухе. В 1803 году скульптор И.П. Мартос по своей инициативе создал модель памятника и представил ее на выставке в Академии художеств. Этот первый вариант совсем не похож на тот, который сегодня стоит на Красной площади. Но официальное решение о памятнике было принято лишь в 1808 году, по ходатайству земляков Минина. Император высоко оценил инициативу нижегородцев и «повелеть изволил, чтобы различные художники занялись составлением программ для столь славного монумент». Над проектом трудились несколько скульпторов, среди которых был и И.П.Мартос. Именно его работа была удостоена Высочайшего одобрения. Интересно, что и конкурс проектов, и последовавшая за ним 1 января 1809 года Всероссийская подписка по сбору средств, адресовались Нижнему Новгороду. Но памятник оказался настолько хорош, что постепенно и Царь, и скульптор изменили свое мнение в сторону Москвы. 20 октября 1811 года Александр I подписал рескрипт о начале работы над монументом, но не в Нижнем Новгороде, а в Москве. Но грянул 1812 год. После победы над Наполеоном снова поднимается вопрос о памятнике героям ополчения 1612 года.  Теперь все, даже нижегородцы понимают, что он должен находиться на Красной площади в Москве. В Москве, «которая была театром великих дел Минина и Пожарского». Памятник должен был стать символом восстановления столицы, сгоревшей после вторжения Наполеона. 20 февраля 1818 года монумент Минину и Пожарскому работы  Мартоса торжественно, в присутствии Императора Александра I был установлен на Красной площади. В Нижнем же было решено поставить скромный обелиск на Кремлевском откосе.

http://patriarchia.ru/db/text/55755.html

Внешняя сторона оного и огромные колонны, его окружающие, все из прочного известкового желто-сероватого камня, называемого Пудожским, и из него же равным образом сделаны капители, барельефы, статуи и другие наружные украшения. Перекрыши на колоннах и архитравы все прямые, не смотря на протяжение их от трех с половиной до семи сажен; все сделано из того же камня. Базы колонн и пилястр литые чугунные. Портик со стороны Невского проспекта украшен колоссальными бронзовыми изображениями Св. Иоанна Крестителя, Кн. Владимира, Александра Невского и Андрея Первозванного, отлитыми с удивительным искусством Г. Якимовым по моделям; первая Г. Мартоса, другие две Профессора Пименова, а последняя по модели профессора Демута. Но всего любопытнее и достойнее удивления великолепная бронзовая дверь, находящаяся с сей же стороны, отлитая по двери славного Батистера, находящейся во Флорентийской Кафедральной церкви и представляющей предметы из Священного писания с таким искусством, что самые малейшие удаления не было нужды чеканить. Полукруглая колоннада, изо 132 колонн состоящая и имеющая в диаметре 40 сажен, Церковь украшена по бокам двумя колоссальными бронзовыми изображениями Архангелов Михаила и Гавриила, поставленными на огромных гранитных пьедесталах. Купол над зданием девяти сажен в диаметре, составленный из шестнадцати четвероугольных колонн Коринфского ордена; имеет сверх карниза шестнадцатью круглыми окнами прорезанный зубчатый антик, а из средины оного выходящий овальный свод, с позолоченным крестом на вершине. Вышина всей церкви с куполом и крестом 33 сажени 8 вершков. Лучшие живописные работы в сем храме суть следующие: в главном иконостасе образа Рождества Пресвятой Богородицы и Сошествия Святого Духа, писанные профессором Егоровым; образа трех Святителей у подкупольных столбов и взятие на небо Божией Матери против главного алтаря над западными дверями, писанные профессором Шебуевым. Образа в царских вратах и местные в приделах кисти Г. Боровиковского, а вверху в алтаре Вечеря Тайная работы Академика Безсонова.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

13 ноября 2012 г. 15:30 Памятник Патриарху Ермогену не нарушит ландшафтную пластику Александровского сада Победитель всероссийского архитектурного конкурса на памятник Патриарху Ермогену – глава авторского коллектива Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова народный художник России Салават Щербаков поделился с корреспондентом ЦВ своим видением будущего монумента. По мнению Салавата Александровича и его соавторов - заслуженных художников РФ Константина Зубрилина и проректора академии Николая Сидорова, главная задача, которую нужно решить при установке памятника – его сопряжение с архитектурным окружением и органичная интеграция в ландшафтную среду Александровского сада. Как напоминает Зубрилин, фигуру спасшего страну от Смуты предстоятеля Церкви ранее уже собирались увековечить в самом центре Москвы, причем дважды. Сначала изваяние Патриарха Ермогена должно было стать частью памятника спасителям Отечества на Красной площади наряду с фигурами Минина и Пожарского. Позднее, в 1914 году, после прославления Патриарха Ермогена в лице священномучеников, памятник ему хотели воздвигнуть у Кремлевской стены – там, где сейчас Мавзолей. Был даже объявлен конкурс, но планам помешали война и революция. " Создавая памятник, мы имели в виду прежде всего данный исторический контекст – как восстановление справедливости, при которой имя Патриарха Ермогена займет в народной памяти столь же важное место, как имена Минина и Пожарского, - говорит Салават Щербаков. – Если полководец князь Дмитрий Пожарский олицетворяет армию и государство, а Кузьма Минин – простой народ, над образом патриарха мы работали, видя в нем символ Церкви, послужившей спасительницей страны в тяжелейшее для той время. На мой взгляд, монументальную тему Патриарха Гермогена можно излагать на двух языках – древнерусской скульптуры XVI-XVII в.в. и русской классики. Мы выбрали второй способ, близкий к выразительным средствам Ивана Мартоса – автора памятника Минину и Пожарскому. И, конечно, для нас большая честь аккомпанировать нашему великому предшественнику " .

http://e-vestnik.ru/news/pamyatnik_patri...

Все иконостасы деревянные: средний и левый одноярусные, правый двух-ярусный. Архитектура храма внутри также проста, как и снаружи, только грубая позднейшая мазня местных богомазов по стенам и потолкам храма, его неумелая раскраска и позднейшая прибавка разных украшений, в виде неуклюжих громоздких киотов с аляповатой золотой резьбою и иконами плохой суздальской работы, разрушают строгую аракчеевскую симметрию в расположении храмовых украшений и портят общее впечатление у посетителя храма. Средний придел устроен в честь святого апостола Андрея Первозваннаго (праздник 30 ноября), левый – в честь трех святых, Московских митрополитов Петра, Алексея и Ионы (праздник 5 октября). Чрезвычайно любопытно то обстоятельство, что граф Аракчеев устроил придел в честь только трех святителей Московских, тогда как церковь православная 5 октября празднует память четырех Московских святителей: митрополитов Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Очевидно, Аракчеев не почитал святителя Филиппа. Неужели он этого святого, «истинного печальника земли Русской» не чтил только за то, что митрополит Филипп заступался за всех несчастных и громко обличал жестокого царя за его кровожадность и пороки и, следовательно, являлся царским «супротивником и ослушником». Посвящением леваго придела в честь апостолов Петра и Павла, Аракчеев пожелал увековечить потомству день именин своего «благодетеля», Императора Павла 1, посвящением леваго – в честь трех святителей московских – день своих именин. Средний (главный) придел Иконостас его одноярусный, столярной работы, по словам церковной описи «в итальянском стиле, коленчатый». Все иконы в нем живописныя превосходной работы известных русских художников: таковы же все запрестольные образа, а также и многия другия иконы, расположенныя в разных частях храма, например, Андрей Первозванный художника Егорова на западной стене, или чудные горельефы евангелистов Мартоса в парусах Купоал; часть икон – хорошия копии итальянских мастеров, как «Madonna della s…lla” Рафаэля Са…цио, и другия, но в настоящем описании Андреевсаго собора будут разсмотрены только одни исторические памятники. За престолом на деревянной тумбе стоит выносной восьмиконечный кипарисовый крест, со всех сторон обложенный серебряной ризой. На лицевой стороне креста изображены: посредине распятие, над ним Бог Отец, под распятием апостол Андрей Первозванный, справа от распятия Богородица, слева – апостол Иоанн Богослов; на обратной стороне креста: посредине Христос, идущий со крестом на Голгофу, над Ним икона Божией Матери «Знаменския», под Ним мученица Анастасия Римлянина, справа от Христа архангел Михаил, слева – Алексей, митрополит Московский. Все эти изображения поколенныя, кроме средних и воспроизведены живописно и весьма изящно. На лицевой стороне креста надпись: «Граф Аракчеев в Грузинский собор 30 ноября 1818 года в день Святаго Апостола, Андрея Первозваннаго», на обратной «весу серебра 15 фунтов 24 золотника».

http://sobory.ru/article/?object=35059

Духовная миссия начала свою работу с Канинской тундры и в течение 1825 - нач. 1826 г. обратила в христ. веру 420 канинских самоедов. Весной 1826 г. миссия получила 1-ю передвижную церковь, хорошо оснащенную иконами, колоколами, что особенно привлекало кочевников, миссионеры работали в Большеземельской тундре, население к-рой почти не знало рус. языка. Всего за 5 лет работы миссией были обращены в христианство и приняли крещение 3303 чел., некрещеных осталось ок. 680 чел. 11 янв. 1823 г. Н. возглавил отпевание А. Ф. Клокачёва, вице-адмирала, ген.-губернатора Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний. Проповедь, сказанную при отпевании, впосл. цитировал подвижник Георгий Затворник (Машурин) в письме от 30 мая 1825 г. к «Е. Я. Т.»: «Биения сердца нашего вещают нам о мгновениях жизни нашей; а когда вслушаемся в них, слышим и голос смерти нашей. Самый жизненный сон, необходимый, впрочем, для жизни, ничто иное есть, как не повременное некоторое повторение смерти...» ( Задонский затворник Георгий. «Передаю вам слово души моей»: Письма. М., 2014. С. 290). Н. обладал даром слова, послушать его проповеди приходило множество людей. Современники называли его Северным Златоустом. В 1825 г. Н. инициировал создание в Архангельске 1-го памятника М. В. Ломоносову . Прежде всего епископ обратился к архангельскому генерал-губернатору и командиру порта адмиралу С. И. Миницкому, к-рый поддержал его идею. За неск. дней по предварительной подписке среди знакомых было собрано более 2 тыс. р. пожертвований. Эта сумма положила начало капиталу, необходимому для сооружения памятника. Но, зная, что это «предприятие» потребует несравненно больших расходов, Н. предложил Миницкому открыть подписку по всей России. Требовалось разрешение имп. Александра I, поэтому генерал-губернатор ходатайствовал перед министром народного просвещения А. С. Шишковым о представлении этого вопроса на усмотрение монарха. Ходатайство он мотивировал тем, что жители Архангельска, сохранившие уважение к памяти «единоземца их покойного», изъявили желание воздвигнуть памятник «сему незабвенному в летописях отечественной словесности мужу». Высочайшее соизволение на ходатайство последовало в марте 1825 г. Тогда же Имп. АН назначила выдать из собственных средств на издержки по сооружению памятника 1 тыс. р. 25 июня 1832 г., уже после кончины Н., памятник Ломоносову работы скульптора И. П. Мартоса был торжественно открыт в Архангельске.

http://pravenc.ru/text/2564988.html

Первая деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была заложена в 1712 г. Через несколько лет, в 1717-1723 г.г. на месте деревянной Благовещенской церкви по проекту Трезини построили каменный двухэтажный храм, существующий и ныне. Сооруженное по проекту Доменико Трезини здание, расположенное в северо-восточном углу монастырского каре близ главного входа во двор монастыря на правом берегу реки Монастырки (налево от ворот), послужило образцом для более поздних построек. Первым настоятелем монастыря стал архимандрит Феодосий. Это здание сейчас является самой старой постройкой на территории лавры. 12 сентября 1724 г., в третью годовщину Ништадтского мира, в нём освятили придел Александра Невского (на втором этаже). Только после этого мощи благоверного князя Александра Невского были перенесены в монастырь. Мощи были вывезены из владимирского Боголюбского Рождественского монастыря почти за год до того - 11 августа 1723 г. и 20 сентября были привезены в Шлиссельбург, где и оставались почти год - до 1724 г. - ведь храм в будущей лавре ещё не был достроен. 30 августа (ст.ст.)/12 сентября (н.ст.) мощи были перенесены в Санкт-Петербург и установлены в Благовещенской церкви, где находились в серебряной раке вплоть до 1790 г., когда они были перенесены в Троицкий собор. Через три дня после перенесения - 2 сентября 1724 г. (ст.ст.) - Указом было установлено празднество перенесение мощей Благоверного князя Александра Невского. Благовещенский придел церкви на первом этаже был освящён 25 марта 1725 г. архиепископом Феодосием. Нижний храм служил усыпальницей для особ царствующего дома (императора Петра III Феодоровича, Анны Леопольдовны, царицы Параскевы Феодоровны, царевича Петра Петровича, дочерей Александра I великих княжон Марии и Елисаветы) и государственных деятелей (Алексея Разумовского, А. М. Голицына, И. И. Панина). За левым клиросом церкви находится надгробная плита с лаконичной надписью " Здесь лежит Суворов " , завещанной самим полководцем. Другие захоронения XVIII и XIX в.в. покоятся под надгробиями работы И. П. Мартоса, Ф. Г. Гордеева и других скульпторов. В конце XVIII в. к южной стене, у алтаря, была пристроена " палатка " - сводчатая усыпальница - для перезахоронения в ней праха графа И. И. Шувалова, И. И. Бецкого, А. А. Нарышкина, А. А. Вяземского и А. А. Безбородко.

http://sobory.ru/article/?object=05273

А зятек-то их как поживает? Располагаете ли быть в Кибинцах? хотя, думаю, не скоро вас туда залучат. Там-то теперь содому! Я думаю, приезжие господа бушуют. Сделайте милость, уведомите, как принимают там Хилкова и что делает тот старый греховодник Иван Ефим. . Верите ли, что у нас в Нежине так скучно стало, что не знаешь куда деться? сидишь целый день за книгой да зеваешь так жалко, что уши вянут. Хотя у нас и ярманка, хотя и графа ждут, а всё что-то будто не клеится. Теперь мне последний год, и тот уже ущербился; дела, однако ж, почти нет. Прошлый только год мне был самый крепкий, никогда его не забуду, было над чем трудиться! Теперь от занятий остается времени довольно: в это время я читаю Bibliothèque des dames . Очень хорошее издание; их всех 200 томов. Здесь найдете всё. Я читаю путешествие во все страны. На днях читал я Письма о Восточной Сибири Алексея Мартоса . Мне они очень понравились; желал бы я видеть выходящими побольше этаких книг в свет. — Мне всё не выходит из ума проклятая мамзеля, да и Баранов не бестия ли! Знает, где раки зимуют. Посмотрите, ежели он не подхимистит у нее всё свиное сало, которое ей дали на дорогу! Видели ли вы Анну Борисовну ? что же касается до Петра Борисовича , то я, дня два назад видел его во сне, только без кнута и пешего. Но я надоел вам своими приключениями, вы уже хотите чем-нибудь заняться и досадуете на неуместное письмо мое; но я знаю вашу доброту, знаю, что вы, хотя и посердитесь, что я докучаю вам, однако ж таки не оставите без ответа сиротку — письмо мое. Всегда вас любящий, всегда вам приверженный слуга и племянник Н. Гоголь. Роману Ивановичу, Пупуре, Бондаревскому, Прохвацкому , Дорогому, Чцюцчюшке, Петру Борисовичу и проч. мое нелицемерное уважение. Гоголь М. И., 13 ноября 1827 69. М. И. ГОГОЛЬ. 1827-го года, ноября 13-го дня. Письмо ваше, почтеннейшая маминька, я получил три дни тому назад. К великой радости знаю, что вы здоровы, что дела ваши по крайней мере идут не слишком худо. Я теперь совершенный затворник в своих занятиях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010