Государь Петр преосвященному Варлааму, для слабости его здоровья, первому из Киевских митрополитов дозволил в1698 г. по совету с гетманом избрать себе коадьютора епископа, со званием Переяславского, распространив сию привилегию и на преемников его, и первый таковым коадъютором посвящен им в 1701 г. игумен Золотоверхомихайловского монастыря Захарий Корнилович 184 . Сей митрополит много пекся об устроении Киевских церквей и монастырей и учредил было на сей конец сбор разных пошлин, которые однако же грамотой государевой 1699 г. ему запрещены, а попечение о строении Софийского Собора поручено киевской ратуше, но вместо того грамотой 1700 г. апреля 1 ему пожалованы многие угодья и деревни 185 . Отданный ему на Подоле Доминиканский Николаевский монастырь, разоренный в 1648 г. гетманом Хмельницким он весь обновил и переименовал Петропавловским, в тезоименитство государя Петра I, и в нем устроил придел св. Алексия Человека Божия, в тезоименитство родителя его царя Алексея Михайловича, с определением 12 братий монашествующих 186 . В 1703 г. указом февраля 12 государь подчинил ему и Межигорский монастырь 187 . Но в 1710 г. по указу государеву же марта 11 опять оставлен оный с правом патриаршей ставропигии, а по указу 1722 июня 2 подчинен св. синоду. В его время не было уже ни одного католического костела в Киеве и даже в академии своей не позволял он обучаться иностранцам, по силе грамоты 1694 г., что, однако же, указом после дозволено ему 188 . Но православные в Польше и Литве терпели в его время такие же притеснения, как и прежде. Преосвященный Варлаам в жалобной своей грамоте к царям от 28 марта 1691 г. писал, что епископ Львовский Иосиф Шумлянский с братом своим Афанасием, епископом Луцким, поступают с заграничными православными монастырями, церквями и духовенством так же, как поступали при предместнике его митрополите Гедеоне, отбирают антиминсы киевские и св. миро и раздают свое, запрещают православным вспоминать в церковных молитвах Киевского митрополита, владеют митрополичьими маетностями под самым почти Киевом; приверженных к Киевской иерархии настоятелей, монахов, священников и мирян проклинают, ограбляют, в темницы заключают и в суды забирают, а Иосиф продолжает именоваться блюстителем Киевской митрополии и архимандритом Киево-Печерским и даже старается стать особым митрополитом Галицким.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Дионисий (Балабан-Тукальский), митрополит экзарх Константинопольского трона, бывший епископ Луцкий и Острожский с 28.02.1658 10.05.1663 Лазарь (Баранович), епископ Черниговский местоблюститель Киевской митрополии (повторно) с октября 1654 по май 1661 епископ Черниговский и Новгород-Северский Мефодий (Филимонович) епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский, местоблюститель Киевской митрополии с 05.05.1661 по 1662 предан анафеме, устранён от управления, вернулся в 1664 Дионисий (Балабан Тукальский), митрополит экзарх Константинопольского трона (повторно) 10.05.1663 Иосиф (Нелюбович Тукальский), митрополит бывший епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский с 1663 до июня 1664 схвачен и заточен в Мариенбурге; до 1667 Афанасий (Желиборский), епископ Львовский, Галицкий и Каменец-Подольский с 1664 по 1665 временно администрировал Мефодий (Филимонович), епископ Мстиславский, Оршанский и Могилёвский местоблюститель Киевской митрополии с 1664 по 1668 сослан в монастырь, бежал в Киев, а затем в Москву; неизвестно Иосиф (Нелюбович-Тукальский), митрополит повторно с 1668 по 1669 избран и утвержден Константиноп. патриархом, экзарх с 1669 по 1676 не был принят; 26.07.1676 Лазарь (Баранович), архиепископ Черниговский местоблюститель Киевской митрополии (третий раз) епископ Черниговский и Новгород-Северский Антоний (Винницкий), митрополит бывший епископ Перемышльский, утверждён Константинопольским патриархом, экзарх Константинопольского трона 26.11.1679 Лазарь (Баранович), архиепископ Черниговский местоблюститель Киевской митрополии (четвёртый раз) с 1679 по 1685 епископ Черниговский и Новгород-Северский 03.09.1693 Киевская, Галицкая и всея Малыя России (в составе Московской патриархии) Имена Сведения Гедеон (Четвертинский кн. Святополк), митрополит бывший епископ Луцкий и Острожский, возведён с 08.11.1685 избран 8.07.1685 06.04.1690 Варлаам (Ясинский), митрополит рукоположен с 31.08.1690 22.08.1707 Иоасаф (Кроковский), митрополит рукоположен с 15.08.1708 01.07.1718 Кирилл (Шумлянский), епископ Переяславский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Им же были поручены хлопоты об утверждении Жабокрицкого в сане епископа (Ibid. III, 317. Синод. сборн. неперепл. I л., 426 об. рук. Ак. Наук F, 84 и 494). В 1696 году Иннокентия обвиняли в переписке с униатским епископом Шумлянским и тайных сношениях с Мазепой, на счет перехода гетмана к Польше. (Соловьев XIV, 293). Скончался он 17 января 1697 года и погребен игуменом Димитрием (Ростовским), его преемником. (Соч. св. Димитрия I, 491). 723 Вест. Арх. и Ист. 1885, II, стр. 29–31. Рукопись Александр. Успенс. монастыря 22. Упомянутая статьи на л. 5. Из учителей приводятся Симеон Солунский , Иоанн Златоуст , Герман, И. Дамаскин, Нил Кавасил, св. Амвросий. Вероятно это тоже сочинение, что и в Чудовской рукописи 283 в 4-ку на 94 листах: книга новотворная о таинстве евхаристии, с латинского, тоже оставшейся нам недоступной; сравни также выше стр. 91. Из него сделал выписки и св. Димитрий, которые и попали в печать с его именем. В конце читается символ апостольский. 724 Горский полагает, что сочинение это, писанное рукою Евфимия и не заключающее в себе признаков перевода с греческого, и составлено самим Евфимием от лица Софрония Лихуда. Опис. р. с. б., II, 3, стр. 469. Унд. 481. Иоанникий уехал в Венецию в 1688 г. и воротился лишь в 1691 году. 725 Эти две тетради могли быть Обличение и Ответ праведный, но последнее сочинение не сохранилось и представляет, по нашему мнению, черновую работу к «Манне». Вряд ли вторая тетрадь – вышеупомянутый Церковносоставник; вернее, выражение две тетради означает не два сочинения, а лишь величину «Обличения». Обличение упомянуто прямо в заглавии сочинения: «Истины показание или ответ на неистовно брехание». 728 Строев, Библ. словарь, стр. 30. Несомненно, что в ней поддерживается греческое мнение. Рукопись (in 4°, 48 л.) в библиотеке Архангельской семинарии 527 (194). Вероятно, есть относящееся к нашему вопросу и в другом сочинении Афанасия: «Чин, како.. в великий четверг... тайны святити... и о пресуществлении и пр. Рукоп. Солов. 48; Антон. Сийск.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Истор. т. 1, 48, стр. 97) 80 . И ныне иногда в иных храмах переменяется антиминс при поступлении на епархию нового Епископа. Так, в Полтавских епархиальных ведомостях, за 1870 год, 16, августа 15-го, при описании Полтавского кафедрального Успенского собора и в нем престолов и антиминсов, сказано, что престолов в соборном храме пять, а именно: а) главный престол во имя Успения Пресвятыя Богородицы. Св. антиминс на нем переменяется правящим паствою Архиереем» (стр. 681). 34 Этот антиминс описан так: «Для совершения службы на всяком месте, освящён преосвященным Епископом Павлом Далматским, при Короле Польском Жекгимонте. 1614 года» (Дело Арх. св. Синода 1841 г. 639, стр. 142). 35 Антиминс на холсте, освящён Исаием Копинским, Архиеписком Смоленским и всего севера экзархом патриаршим. 1631 августа 6. Подпись под антиминсом такова: «Исаия Киевский Митрополит, рукою властною». (Дело Арх. св. Синода 1841 г. 693. Антиминса 2). 36 Антиминс на холсте, освящён преосвященным Афанасием Шумлянским, православным Епископом Луцким и Остросским, Протофропием митрополии Киевской, 1687 сен­тября 26. (Там же, антиминса 33). 37 Антиминс на холсте, освящен Архиепископом Митрополитом Киевским, Галицким и всея России, Варлаамом, 1692 года марта 24. Подпись под антиминсом такова: «рукою властною». (Там же, антиминса 46). 38 Антиминс на холсте, 1726 года. Кем освящен, не означено. Подпись: «Феофан Епископ». (Там же, антиминса 109). 39 Этот антиминс (жертвенник) на лощеном холсте, священнодействован в царствование Иоанна и Петра Алексиевичей Патриархом Иоакимом, 1685г. сентября 8 дня (там же, антиминса 15). 42 Он между прочим писал: «Камчатский Архиепископ, преосвященный Иннокентий сообщил ему, что в Камчатской епархии, с разрешения св. Синода, выдаются священникам такие антиминсы, и есть уже более 50 молитвенных домов и часовен, где священники, приезжая с антиминсами и необходимыми принадлежностями, удобно совершают Богослужение, к утешению и назиданию православных христиан. Преосвященный Иннокентий находит этот способ наилучшим в сравнении с походными церквами.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

К началу XVII столетия оставался только один православный епископ на Волыни, именно Кирилл Шумлянский, посвященный в 1711 г. на луцкую епархию. Но вскоре, несмотря на ходатайство о нем Государя Императора Петра I, разного рода несправедливости и гонения, которые он должен был терпеть от униатов, заставили его удалиться из своей паствы; польский король (1711 г. 17 октября) «во все воеводство волынское издал универсалы, дабы его (Кирилла) за епископа луцкого никто не признавал и ни в чем бы послушания к нему не имел. А хотя многие духовные и мирские воеводства волынского обыватели на избрание его во епископа подписались; но все сии подписи, по силе королевскаго универсала, теперь уничтожаются». Император Петр I требовал у короля возвращения Кириллу епархии со всеми правами, принадлежащими епископу, но напрасно. В том же году луцкий епископ принужден был уехать в Киев 398 . После Кирилла Шумлянского уже не видим пра вославных епископов на Волыни: униаты успели завладеть здесь всем. Львовский епископ Иосиф с братом своим Афанасием, епископом луцким, отбирали антиминсы киевские и святое миро и раздавали свое, запрещали православным в молитвах поми нать киевского митрополита. Иосиф старался даже сделаться особым митрополитом галицким и под чинить себе все епархии, находившиеся в польских владениях 399 . По смерти митрополита Иоасафа Кроковского (1718 г.), когда киевская иерархия не имела своего пастыря около четырех лет, униатский митрополит Лев Кишка успел во всех русских провинциях, остававшихся под властию польских королей, собором, созванным в Замостье в 1720 г., открыто утвердить унию, уничтожить навсегда все православные епископства, занять униатским духовенством все православные монастыри в Польше – и все это успел уполномочить сеймовою конституциею 400 . Луцкий униатский епископ Стефан Рупиевский ревностно содействовал успешнейшему исполнению соборных определений своего владыки. «Жалобою своею весь город исполняют священники греческого закона, – писал к нему (Рупиевскому) папский нунций, архипископ Сантини, – и плачутся как об изгнании своем из епархий, так и о лишении имения своего по твоему, пречестнейший владыко, повелению», – и убеждал Рупиевского быть справедливее к православным, которые имеют защитника «в пресветлейшем царе» (русском).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киевским митрополитом был назначен выдающийся церковный деятель Петр Могила , хиротонисанный епископом Иеремией Тисаровским в 1633 году в Успенской церкви во Львове. После Иеремии Тисаровского православной Галицкой епархией управлял Афанасий Желиборский – сторонник Польши, и, наконец, епископ Иосиф Шумлянский, который трижды переходил в унию и трижды возвращался в Православие, а в четвертый раз под решительным нажимом польских королей Яна Собесского и Августа II подписал с частью духовенства и мещан унию 1700 года. Так Львов продержался в Православной вере почти 100 лет после Брестского униатского собора. Затем начался униатский период в истории Галицкой Церкви, период очень тяжелый и гнетущий, полный мучений и страданий, которые выпали на долю благочестивого галицкого верующего народа. Распространение унии сопровождалось актами враждебности, ненависти и презрения к Православной Церкви и православным людям. Это вызвало огорчение православных людей и принудило их приступать к самозащите. Так началась длительная духовная борьба унии и Православия, которая часто бывала жестокой, бессмысленной. Однако все, что искусственно и рождается не самой жизнью, не имеет в ней своего естественного корня, никогда не примется, но рано или поздно неминуемо увянет и зачахнет. Так и уния. Несмотря на то, что ее основной идеей как будто было христианское примирение и объединение Церквей, в действительности она имела иные планы. Главной целью инициаторов унии было поглощение Восточной Православной Церкви Западной, Латинской и, тем самым, распространение средневекового папского владычества далеко на Восток... Королевско-магнатская Польша ставила узкую, политическую цель: полную ассимиляцию Западной Руси с Речью Посполитой. Но вскоре несостоятельность унии осознало само униатское духовенство. И тогда начался удивительный антиуниатский процесс, который привел к явному отходу от унии значительного числа униатов. Настал 1848 год – год всеобщего пробуждения угнетенных социально и национально народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Креховского мон-ря Дионисием (Околовичем), игуменом Манявского скита и др., к-рым в 1688-1689 гг. из России направлялись щедрые подарки. В сер. 90-х гг. XVII в. Московский патриарх Адриан прекратил контакты с И. Патриарх поддерживал Киевского митр. Варлаама (Ясинского) в его стремлении вернуть т. н. заграничные монастыри Киевской митрополии (Дятловичский и др.), захваченные И. в 1682 г., а также имения митрополии. Львовский епископ не только отказался это сделать, но и 26 апр. 1694 г. назначил своим новым наместником в Киевской митрополичьей епархии Иоиля (Холодовского), игум. Колодяженского мон-ря. Не получив разрешения из Москвы, И. 21 апр. 1692 г. обратился к папскому нунцию с предложением восстановить Галицкую митрополию, но получил отказ. Поскольку план И. предполагал наличие в Польско-Литовском гос-ве 2 униат. митрополий - Киевской и Галицкой, Римская курия опасалась раскола в униат. Церкви. Планы И. восстановить и возглавить Галицкую митрополию не осуществились в т. ч. в связи с отрицательным отношением королевской администрации к контактам православных на украинско-белорусских землях с заграничными православными иерархами, из-за намерения властей заключить «новую унию», а также вследствие оппозиции униатского митр. Киприана Жоховского, с мнением которого И. всегда считался. Вероятно, на нежелание И. объявлять во Львовской епархии о своем подчинении Римскому папе оказали также влияние события, к-рые произошли на Волыни после смерти Луцкого еп. Афанасия (Шумлянского) и передачи королевским привилеем от 21 июля 1694 г. Луцкой кафедры под управление И. Большая часть волынской шляхты и духовенства была настроена против принятия унии, главным выразителем антиуниат. настроений был один из лидеров луцкого Крестовоздвиженского братства - Д. Жабокрицкий (см. Дионисий (Жабокрицкий) ). Луцкое и Кременецкое братства, а также некоторые мон-ри (Белостокский Михайловский в Луцком повете, Загоровский Рождество-Богородицкий во Владимир-Волынском повете) отказались признать власть И. и платить ему гиберну (церковный налог), избегая при этом открытой конфронтации. В кон. июля 1694 г. И. захватил луцкий кафедральный собор св. Иоанна Богослова с мон-рем при нем, назначив своим наместником в Луцкой епархии игум. Колодяженского мон-ря Иоиля (Холодовского), к-рому поручил собирать налоги с приходов. Вскоре И. подчинил своей власти Почаевский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. 19 сент. 1694 г. посланные И. комиссары сместили настоятеля, назначив игуменом Мардария (Столпинского), к-рого вскоре сменил Иосиф (Добромирский). В то же время И. помиловал бывш. наместника Почаевского мон-ря игум. Иосифа (Саевича) , осужденного за участие в 1693 г. в восстании почаевской братии против тайного униата Вениамина (Рыбчинского) (бунт Ягельницкого). И. восстановил Иосифа (Саевича) в должности наместника и снял с него все канонические прещения.

http://pravenc.ru/text/578563.html

Кроме типографий указанных, известны еще типография епископа Арсения Желиборского в Львове при Юрьевском монастыре, типография Войтеха Мелчевского, существовавшая во Львове с 1684–1692 г., типография епископа Иосифа Шумлянского в Львове 1688–1690 [г.], типография, учрежденная тем же епископом Шумлянским в Львове при Юрьевском базилианском монастыре и существовавшая с 1700 до 1707 года, типография Ивана Филипповича в Львове, основанная и закрытая в 1657 году и, наконец, типография Иосифа Пиллера в Львове с 1817–1818 [г.], но все эти типографии, отчасти потому, что они служили униатским целям, а более потому, что они существовали кратковременно и едва успели издать по одной или по две книги, и притом гражданские, а не богослужебные, не могут останавливать на себе наше внимание. Переходим к обзору исторической судьбы типографий, имевших громадное значение для богослужения в нашей Церкви, так как некоторые из богослужебных книг, напечатанных в этих типографиях, легли в основание богослужебных книг нашей Церкви. Важнейшей из этих типографий можно считать Стрятинскую типографию. Стрятин – это местечко бывшего Бережанского округа, впоследствии перешедшее в собственность графа Красинского. В этом местечке была основана типография тогдашним его владельцем Феодором Юрьевичем Балабаном вместе с дядей его епископом Гедеоном. Из этой типографии вышли две знаменитые книги: Служебник в 1604 [году], который потом лег в основание Служебника, исправленного патр. Никоном, и Требник 1606 года, который носит такое заглавие: «Молитвенник или Требник из греческаго языка на словенский переведенный, в друкарне пана Феодора Юрьевича Балабана Стратынское, выданной року 1606 в Стратыне». На обороте заглавного листа изображен герб рода Балабанов. Еще до выхода в свет Требника скончался Феодор Балабан (24 мая 1606 г.), и его превосходная типография, после девятилетнего бездействия, перешла в Киево-Печерскую лавру, где и образовала знаменитую впоследствии братскую типографию, о которой будем говорить ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Львовская кафедра не могла отбиться от Шептицких. В преемники Афанасию назначен был Лев (Леонид) Шептицкий . Этот епископ родился в 1714 г.; обучался в львовских школах, потом в Риме; с 9-го марта 1747 г. из мелецких игуменов администратор холмской епархии; 14-го мая 1749 г. посвящен во епископа львовского в Мелецком монастыре; с 1762 г. коадъютор митрополита Володкевича cum futura successione; с 28 го мая 1768 г. за отсутствием митрополита из царства Польского, управлял митрополией в течение года и четырех месяцев; в 1775 г. пожалован орденом Белого Орла; с 1-го февраля 1778 г. митрополит. При нем в 1750 году учреждена в Львове епархиальная семинария; в 1773 г. униатская семинария в Вене. Умер 13-го мая 1779 года. 1181 В Перемышльской епархии 1182 после изменившего православию Иннокентия Винницкого , епископами были: Георгий (Гавриил) Винницкий , брат предыдущего; прежде служил в войске, но наконец вступил в духовный чин и принял монашество в Лаврове монастыре и, не прошедши еще всего, установленного для новициатов, искуса, в 1700 году митрополитом Львом Заленским посвящен в епископы. Георгий усильно старался утвердить в епархии унию, введенную его братом и уничтожить православие. Ревность и деятельность его были поводом, что, по смерти Заленского (1708 г.), он избран был в митрополиты киевские и притом был архимандритом дубненским и дерманским. Скончался 22-го сентября 1713 г. в Страшовичах около Самбора и похоронен в монастыре Лаврове. По смерти Георгия Винницкого управление епархией принял, с званием администратора, игумен Лавровского монастыря, Вениамин. Но он так отягчил духовенство, что оно занесло на него жалобу панскому нунцию в Польше, кардиналу Одескальки, который поручил управление Перемышльской епархией владимирскому епископу Льву Кишке; заведовавшему также и митрополией. Наконец, чрез два года избран и посвящен был в перемышльские епископы Иероним Устрицкий . Родиной Устрицких было селение Унихов или Унегов в Семиградии; переселившись в Галицию они занимали в Саноцкой земле Устрики Горные, откуда и получили фамилию. Иероним родился в 1658 г.; проходил разные мирские должности; женат был на Елисавете Готинской, разведенной с Горским; после вступил в базилианский орден и проходил послушания в львовском монастыре св. великомученика Георгия; вскоре посвящен в пресвитеры. 1183 В 1720 г. присутствовал на Замойском соборе, где, вместе с епископами львовским и владимирским, протестовал против изъятия монахов чина Василия Великого из-под власти епархиальных епископов, но без успеха. В 1739 г. Устрицкий взял себе помощника Онуфрия Шумлянского, с наименованием его епископом самборским cum futura successione, и с жалованьем 4,000 польских злотых; в 1746 г. сдал всю власть своему преемнику, а сам удалился в Лавров монастырь, где жил еще два года, закончив жизнь свою в глубокой старости 12-го октября 1748 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Львовские епископы: Мы выше видели, как львовский епископ Иосиф Шумлянский отрекся от православной веры и изложил свое исповедание пред папским нунцием в Варшаве. Преемником Иосифа Шумлянского († 1708 г.) был Варлаам Шептицкий , из архимандритов униовского монастыря (которым он управлял 40 лет), с 1710 г. по избранию шляхты, духовенства и братства, под председательством митрополита Георгия Винницкого. Умер 4-го апреля 1715 г. Ему преемствовал Антоний Шептицкий, принявший при посвящении имя Афанасия, племянник предыдущего. Родился в 1685 году в Воскренице, Перемышльской епархии, от отца униата, матери католички; обучался до реторики; в 1715 году 21-го сентября избран в епископы из униовских архимандритов, быв пресвитером только шесть месяцев. При вступлении его в управление епархией, в ней считалось 48 благочиний, церквей значительно более 1,000, 3 больших монастыря и до 40 малых; женских 15; 1 братство большое львовское и множество малых по городам; для русского юношества семинария у львовских осатинов, и в ней только 4 русских, воспитанника; в Львове до 1,000 униатских домов, но об них замечено, что они бедны сравнительно с польскими. 1179 «Он последний был избран духовенством, шляхтой и братством под председательством митрополита Льва Кишки. После поляки лишили руский народ и этого права (Зубрицк. Лет. Львовск. братства под 1715 годом). Шептицкий после Замойского собора возобновил прежние споры с Львовским братством, требуя от него покорности и подчиненности по всем делам его управления. Пререкания эти приняли, наконец, вид судебных процессов и причинили много неприятностей той и другой стороне. Епископ и братство судились у нунция, судились и в Риме. Надо удивляться, как мало русские епископы понимали интересы своей церкви. Сделавшись в 1729 г. митрополитом, Шептицкий приступил к исправлению, т. е. порче богослужебных книг, наполняя их латинскими службами и молитвами, завел свою типографию в Униове, а прежде употребляемые книги называл еретическими и запрещал братству продавать. Шептицкий скончался 11-го ноября 1746 г. Кульчинский, писавший свою летопись еще при жизни его, называет его красой своей фамилии и восхваляет его пастырскую ревность. 1180

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010