Переписка была напрасной. Политические обстоятельства изменились не в пользу православия и Шумлянский стал совсем независим от московского патриарха. Поляки не сдержали условий вечного мира с Россией, ослабленной неудачными турецкими походами. Они дали простор униатам. Униаты начали теснить православных и Шумлянский объявился тем, кем был в действительности. Он вместе с братом Афанасием луцким стал отбирать киевские антиминсы и святое миро, вместо них раздавать свое, запрещал в заграничных церквах и монастырях молиться за киевского митрополита, проклинал сторонников киевской иерархии, отнимал митрополичьи маетности и продолжал именоваться блюстителем Киевской митрополии и архимандритом киево-печерским, при этом произвольно пользовался правами особого галицкого митрополита. При таком поведении представителей западнорусского православия казаки польской Украины много терпели от католиков и униатов. Об этом писал 28 марта 1691 года м. Варлаам Ясинский в жалобе московским царям. Расходившиеся униаты завладели и его митрополичьими заграничными деревнями. Еще при Гедеоне за митрополитом осталось в Киевском округе всего лишь две деревни – Погребки и Зазимье, из которых последнюю оспаривала Лавра. Постоянные войны мешали России помогать православным в польских областях 1128 . Строгость мер Петра по отношению к униатам не в состоянии была поднять православия. Православные епископии вместе со своими архиереями одна за другой стали переходить в унию. Львовский и перемышльский владыки давно были униатами и только скрывались под именем православных. Афанасий луцкий, хотя не присягал на унию, но действовал не лучше брата. Его преемник Дионисий Жабокржицкий в 1702 г. принял унию. Луцкое братство жаловалось Петру I. Жабокржицкий был схвачен и заточен в Москву 1129 . Но и Луцкая православная епископия просуществовавшая дольше других западнорусских епархий, перешла в унию вместе с переходом западной Украины по указу Петра (1711 г.) под власть Польши. Её епископ Кирилл Шумлянский, желавший остаться православным, вслед за выселенцами переселился (1712 г.) на восточную сторону Днепра в Киев, затем утвердился в Переяславле (южном); оттуда он и его преемники управляли церковными делами в западной Малоросссии в качестве коадъюторов (викариев) киевского митополита 1130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

11. Пафнутий , бывший епископ Владимиро-Волынский, (Акт. Зап. Рос., II, 146), 1526–28, † … 12. Макарий 24 апр. 1528 перев. из Турова (Акт. Зап. Рос., II, 151). 13. Арсений около 1536, 22 февр. 1540. (Акт. Зап. Рос., II, 201). 14. Феодосий Гулевич (1540), 22 февр. 1548. (Тоже, III, 7). 15. Георгий Фальчевский , епископ Луцкий и Берестейский, в февр. 1549 (Акт. Южн. Рос., I). 16. Иосиф , 1558–66 (Акт. 3. Рос., III, примеч. 7-е). 17. Иона Борзобогатый-Красеньский в 1566 336 перев. из Владимиро-Волынского; упом. 26 дек. 1569 (Акт. 3. Р., III, примеч. 13 и 36-е). 18. Кирилл Терлецкий в 1585 перев. из Турова; упом. до 1597. 19. Исаакий Борискович хирот. в янв. (sic) 1623; упом. 1629. 20. Афанасий Пузына избран в исх. 1632, 1638–47, 12 окт.; † 26 окт. (sic) 1650. 21. Дионисий Болобан-Тукальский хирот. 1656, в конце 1657 возведён на митрополию Киевскую. 22. Гедеон Святополк , кн. Четвертинский , с 1660, а 8 нояб. 1685 возведён на митрополию Киевскую (и оставался епископом); † 5 апр. 1690. 23. Афанасий Шумлянский , с 1685; упом. 1691. 24. Дионисий Жабокрицкий , 1700–9; взят в Москву; † в 1715. 25. Кирилл Шумлянский хирот. 1711 и изгнан униатами. С 1715 викарий Киевский. За сим православных владык не было. Особые заметки П. М. Строева: Красносельский Спасский мнтрь, под Луцком (Рум. Муз., 178, 79). Игум. Феодосий . Дубенский Крестовоздвиженский (Рум. Муз., 189). Игум. Арсений . Дубенский Спасский; 1598 г. (Рум. Муз., 190). Епархия Туровская Туровская епархия учреждена, по летописям, с половины XII века; обращена в униатскую в начале XVII века. I. Епископы Туровские 1. Иоаким хирот.1144 (Ипат. Лет., 19); упом. 1147 (Ипат., 25). 2. Кирилл , святой, 1169–82. 3. Лаврентий , с 1182 (Ипат., 126.) 4. Феодосий хирот. 1390. 5. Антоний 1405 заключён в Симонов. 6. Евфимий , 15 нояб. 1415. II. Епископы Туровские и Пинские 7. Иоаким , 1458. 8. Вассиан , 1495–1502. 9. Арсений , 1509–1520? (Акт. Зап. Рос., II, 105). 10. Иона , 26 февр. 1517, в февр. 1522. 11. Макарий 24 апр. 1528 перев. в Луцк.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1745 г. каменецкий консисторский суд вынес обвинение гусятинскому декану Стефану Лукашевичу за то, что тот ездил в Киев для покупки «схизматического» Евангелия. В 1760 г. униат. свящ. Иакову Стемпуровскому, служившему в мест. Гусятин, был сделан выговор за использование книг киевской печати. В 1753 г. указом Каменецкой консистории священник с. Чернокозинцы Афанасий был подвергнут полугодичному заключению в карцер. Вина униат. священника заключалась в том, что он послал сына на учебу в Киев, жену и дочерей отпускал для поклонения киевским святыням, разрешал прихожанам ежегодно ездить в паломничество в Киев. В нач. 20-х гг. XVIII в. униат. Львовский и Каменецкий еп. Афанасий Шептицкий отказывался выдавать униат. приходам Брацлавщины антиминсы, ссылаясь на то, что Львовские епископы со времени Иосифа (Шумлянского) не имеют над ними власти. 7 дек. 1720 г. в Замостье (ныне Замосць, Польша) Шептицкий опубликовал заявление с отказом от притязаний на Брацлавщину, ссылаясь на письмо Иосифа (Шумлянского) от 20 апр. 1694 г., в к-ром тот Брацлавскую, Винницкую, Немировскую, Чудновскую, Коростышевскую и Житомирскую протопопии «причислил к консистории митрополитанской». Однако уже в 1723 г. Шептицкий активно вмешивался в дела униатов вост. Подолья и провел в Баре собор с целью присоединения к унии остававшихся в Православии приходов. В 1729-1746 гг., когда Шептицкий был униатским Киевским митрополитом, шла интеграция приходов Брацлавщины и юж. Киевщины во Львовскую епархию, для них была создана общая консистория. В 1749 г. униат. Киевский митр. Флориан Гребницкий отправил папе отчет, в котором сообщил, что в Брацлавском воеводстве имеется 11 униат. деканатов и 498 храмов. Униат. приходами вост. Брацлавщины управлял официал Киевского митрополита, чья резиденция, как и резиденция митрополита, находилась в г. Радомышле. Существовал с перерывами также Брацлавский официалат («официальский уряд», в документах 1748-1762 обозначался как «Брацлавская епархия», «Брацлавская консистория митрополии»).

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Повидимому после того не было несколько времени столь дерзких оскорблений православным. – Многочисленное духовенство со всей обширной епархии собиралось к епископу на соборы, обыкновенно к храмовому дню праздника, 26 сентября. Ревностный и заботливый пастырь Афанасий 977 скончался 25 декабря 1650 г. Преемником его был Иосиф Шпановский-Чаплиц , из архимандритов Мелецкого монастыря с 1650 по 1654 г. В 1655 году на луцкую кафедру переведен, бывший холмский епископ, Дионисий Балабан . Но он не долго управлял епархией. В 1657 году, по смерти митрополита Сильвестра Коссова, он избран был на киевскую митрополию. По всей вероятности, он удержал за собой управление Луцкой епархией, так как русское правительство не признало его в достоинстве киевского митрополита и назначило своего администратора митрополии. По смерти его, в 1663 г. , в луцкие епископы избран Гедеон Святополк, князь Четвертинский . Более двадцати лет он управлял луцкой епархией, выдерживая борьбу с униатами. Именовавшийся администратором митрополии, львовский епископ Иосиф Шумлянский, отнял у него епархию, надеясь поставить в ней брата своего Афанасия. 978 Гедеон удалился из Луцка в Малороссию и жил в Батурине, в Крупецком монастыре. В 1684 г. объяснял он московскому думному дьяку Украйнцеву: «приехал я сюда потому, что от гонения королевского мне житья не было, все неволил меня принять римскую веру или сделаться униатом: и теперь, идучи в поход, сам король и королева сказали мне, что когда король придет с войны, а я римлянином или униатом не сделаюсь, то меня непременно сошлют в вечное заточение в Мариенбург. Я испугался и прибежал сюда, желая здесь кончить жизнь в благочестии. При мне еще держались благочестивые люди многие, а теперь без меня, конечно, король всех приневолит в римскую веру». 979 В 1685 г. Гедеон избран был в митрополиты киевские. Не переставая и после избрания Гедеона именоваться администратором киевской митрополии, львовский епископ Иосиф Шумлянский посвятил в Луцк брата своего Афанасия Шумлянского , человека, по отзыву Гедеона, решительно не способного не только к епископству, но и к священническому сану. (Летоп. Величка, т. III, стр. 66). Афанасий управлял луцкой епархией с 1688 по 1694 год, давая вид православного епископа; но тайно содержал унию. 980 Администратором униатских церквей, во время управления его, был жидичинский архимандрит Гедеон Война-Оранский, посвященный в 1693 году в холмские епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Согласно «Летописи Львовского ставропигийского братства», в дек. 1662 г. Собор с участием духовенства и мирян избрал на Львовскую кафедру родного брата почившего архиерея Адама Желиборского. 20 мая 1663 г. А. Желиборский получил утверждение от кор. Яна II Казимира. В окт. 1663 г. новорукоположенный еп. Афанасий (Желиборский) уже осуществлял полноценное управление епархией. В марте 1664 г. он получил от короля должность администратора Киевской митрополии на землях, подконтрольных Речи Посполитой, и выполнял эти обязанности вплоть до смерти 7 нояб. 1666 г. Как и его брат, еп. Афанасий выполнял различные дипломатические поручения королевского двора, используя свои контакты с руководством гетманской Украины. В 1666-1676 гг. шла длительная борьба за право обладания Львовской кафедрой. В 1666-1667 гг. временно управляющим епархией являлся бывш. еп. Перемышльский и митр. Киевский в пределах Речи Посполитой Антоний (Винницкий) , затягивавший проведение выборов нового архиерея. В янв. 1667 г. оппозиционная часть местной шляхты провела в г. Галич совещание, на котором на Львовскую кафедру был избран шляхтич Иван Шумлянский. Последний при посредничестве Львовского Римско-католического архиеп. Яна Тарновского обратился к королю, к-рый 27 февр. 1667 г. выдал привилей на Львовское епископство, и в нояб. 1667 г. Шумлянский принял монашеский постриг и иерейскую хиротонию от еп. Луцкого и Острожского Гедеона (Святополк-Четвертинского) с именем Иосиф. К тому времени у Иосифа (Шумлянского) уже был серьезный соперник в борьбе за еп-ство. В янв. 1668 г. признанный Киевским митрополитом в пределах Речи Посполитой Антоний (Винницкий) созвал собор духовенства и мирян, избравший на Львовскую кафедру шляхтича Евстафия Свистельницкого, принявшего весной 1668 г. монашество с именем Иеремия и хиротонисанного во епископа 10 мая 1668 г. Сторонники Иосифа не сразу стали преобладать в епархии. Так, на епархиальном Соборе в апр. 1669 г. 21 из 37 наместников епархии не признал власти Иосифа и поддержал Иеремию (Свистельницкого) . В 1673-1674 гг. Иеремия фактически проиграл борьбу за Львовскую кафедру, и с 1674 г. Львовское еп-ство закрепилось за Иосифом.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

упоминается с 1558 по 1561 (1558–1566, 1555–1559) неизвестно Никифор, епископ упоминается с 1564 по 1566 неизвестно Иона (Борзобогатый-Красенский), епископ бывший наречённый епископ Владимиро-Волынский, рукоположен с 1571 по 1585 (управлял с 1567) осуждён, приговорён к лишению имущества и изгнанию из Отечества; 1585 Кирилл (Терлецкий), епископ бывший епископ Туровский и Пинский (униат) с (29.05.) 1585 по 1595 лишён сана и кафедры; 1607 После Брестского Собора 1596 года западные русские епископии находились под гнётом униатских владык. Луцкая и Острожская Восстановлена в 1620 году Имена Сведения Исаакий (Борискович), епископ рукоположен с 11.01.1621 по 1633 (управлял из Киева) сведён с кафедры униатами, с 1633 епископ Перемышльский Афанасий (Пузына), епископ управлял с 12.03.1633 по 12.10.1647 (избран в конце 1632) 25.12.1650 Иосиф (Чаплиц-Шпаковский), епископ упоминается с 1650 по 1655 неизвестно Дионисий (Балабан Тукальский) епископ бывший епископ Холмский с 1655 по 28.02.1658 митрополит Киевский и Галицкий; 10.05.1663 Гедеон (Четвертинский, кн. Святополк), епископ рукоположен с 1659 по 08.07.1685 митрополит Киевский и Галицкий Афанасий (Шумлянский), епископ находился на кафедре с 1685 упоминается в 1691 неизвестно Дионисий (Жабокритский), епископ рукоположен с 07.02.1701 до 1709 в 1702 (1) перешёл в унию (управлял с 1696) передан Московским властям и сослан в Соловецкий монастырь; 1715 Кирилл (Шумлянский), епископ рукоположен (1716) с 1711 по 1715 изгнан униатами, удалился в Киев, с октября 1715 епископ Переяславский, викарий Киевской епархии Далее православных владык на кафедре не было. Львовская В составе Киевской митрополии в период разделения. Учреждена в 1539 году Львовская, Галицкая и Каменец-Подольская Кафедра во Львове Имена Сведения Макарий (Тучапский), епископ рукоположен и утверждён Польским королём 23.10.1539 Арсений (Балабан), епископ рукоположен с 1549 по 1568 Иона (Лопатка-Осталовский), епископ рукоположен с 15.08.1570 (назначен королём 16.06.1569) Гедеон (Балабан), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

архимандрита); XVIII, 99 (еписк. Нижегород. Феофан Чарнуцкий ушел сюда на покой в 1773 г. и здесь скончался в 1780 г.); “Русск. истор. Библиот.», II, 662, 166 (распросные речи 1624 г. старца Иосифа, который показал, что пострижен в Печер. м-ре архим. Елисеем Плетенецким); III, 77 (празднов. в Москве около 1634 г. Феодосию Печер. 3 мая; благовест в лебедь, трезвон средний, и Антонию Печер. 7 мая тот же звон, но в монастырях бывает большой звон, а поют Антонию с полиелеосом); IV, 7 (Виленский соборъ 1509 г.; присутствовал архим. Печер. Киев. великое Лавры Иона), 49 (Диариуш Афанасия Филипповича, 1646 г.), 847 (Палинодия Захарии Коныстенского, 1621 г.; о мощах), 852 (там же; 3 мая память преп. Феодосия, общему житию начальника в Русской земле, а 7 мая преп. Антония Печер., в Киеве в печере живучего), 855 (там же; чудеса, быв. в пещерах), 1010 (там же; митроп. Георгий Гречин, 1072 г.), 1011 (там же; митроп. Иоанн, 1089 г.), 1014 (там же; той же св. Нифонт, того же часу в церкви м-ря Печер. в алтаре видел св. Феодосия, первого игумена, 1149 г.); “Архив в юго-зап. России», ч. I, т. IV, 5, IV (Жалоба 1652 г. архим. Иосифа Тризны о разграбл. монаст. имущества польск. дворянами), 65, XXXIII (письмо 1682 г. короля Uoahha III архим. Иннокентию Гизелю), 72, XXXVI (диплом 1684 г., выданн. королем Иоанном III еписк. Львовскому Иосифу Шумлянскому на звание Киево-Печер. архимандрита), 82, XLI (письмо 1688 г. архим. Варлаама Ясинского к дворян. Шумлянскому с благодарностью за пожертвов. медовую дань в пользу лавры), 350, CLVI (королевский мандат 1712 г. о самовольн. присвоении Ледуховскою вотчин Киево-Печер. архимандрита); т. V, 211, LIV (письмо 1683 г. патр. Иоакима гетману Самуйловичу с сожалением о смерти архим. Иннокентия Гизеля), 212, LV (на место Гизеля избран Варлаам Ясинский), 212 – 226, LV – LX (акты, относящиеся к избранию Ясинского), 259, LXXII (в 1688 г. лавра утверждена ставропигиею Московского патриарха), 284, LXXX (письмо 1689 г. архим. Ясинского патр. Иоакиму о высылке в лавру новых антиминсов, мира и утвердит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Братская издательская деятельность во второй половине XVII века по-прежнему процветала и братская типография во множестве выпускала в свет: Евангелий, апостолов, псалтырей, богослужебных и других богословских и учебных книг. 1753 В 1669 году братство, по желанию Иерусалимского патриарха, послало ему 48 разных книг и в том же году бесплатно снабдило книгами разные монастыри, как например: Киево-Михайловский, Сокальский, Добромильский и другие, а в 1671 году братская типография исполнила заказ Молдавского господаря Дуки, просившего братство напечатать славянскими буквами 400 экземпляров Валахской псалтыри. По смерти Львовского епископа Афанасия Желиборского, в начале 1668 года, при старании братства был выбран —302— во епископы Евстафий Свистельницкий, который по представлению митрополита Винницкого был утвержден в этом сане королем и затем посвящен во епископы под именем Иеремии в братской церкви. Братство устроило роскошный пир митрополиту, новому епископу и всей собравшейся шляхте, и, сверх того, подарило новому владыке коляску и пару лошадей. Но к соблазну всей православной церкви одновременно появился и другой епископ, именно Иван Шумлянский, родом шляхтич и по профессии военный, который при содействии партии его избравшей, а также латинского архиепископа, в свою очередь, добился королевского утверждения, и был посвящен в сан епископа под именем Иосифа в г. Яссах проживавшими там греческими митрополитами. Это событие имело роковое значение для православной Львовской церкви, которая, имея таким образом одновременно двух епископов, разделилась на две партии. Мы не станем здесь излагать этой печальной и достаточно известной истории, имевшей, к сожалению, свой прецедент в факте существования двух южнорусских митрополитов: Антония Винницкого и Иосифа Тукальского. Скажем только, что после смерти епископа Иеремии Свистельницкого, последовавшей в 1676 году, Иосиф Шумлянский остался один у власти и, склонившись тайно к унии, начал вести энергичную борьбу с Львовским братством, желая сломить его и обратить братскую церковь , лучшую в епархии, в свою кафедральную церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В апр. 1673 г. он был послан в Чигирин с обещанием в случае достижения соглашения сохранить за Дорошенко гетманство, а за И. митрополию. В кон. 1674 г. новый польск. кор. Ян III Собеский в поисках соглашения с Правобережным гетманством снова направил к Дорошенко еп. Иосифа (Шумлянского). В ответе Дорошенко настаивал на выполнении тех требований, к-рые были выдвинуты в обращении войска Запорожского к сейму 1669 г. Главными среди них были требования перехода униатов на лат. обряд и передачи правосл. Церкви всех церковных учреждений, основанных и обеспеченных православными. В ответе на «пункты» гетмана Ян Собеский даже не упомянул об этих требованиях, а настоять на них гетман Дорошенко и И., власть к-рых распространялась к этому времени лишь на небольшую часть Правобережного гетманства, не могли. 10 мая 1675 г. Ян Собеский назначил Иосифа (Шумлянского) временно управляющим Киевской митрополией вместо старого и больного митрополита с предписанием выполнять данные обязанности, как отмечалось в грамоте, «так долго, пока будет жить больной... отец митрополит». Вскоре И. скончался. Униат. митр. Киприан Жоховский, сообщая в сент. 1675 г. через нунция Ф. Неверли о смерти И. в Рим, писал, что покойный был «воплощением всякого зла, виновником турецкой войны, ожесточенным врагом моим и моего предшественника, яростным преследователем моим и моего предшественника, яростным преследователем святой Римской Церкви и святой унии» (цит. по: Bendza. 1987. S. 34). По свидетельству П. Гордона, И. был похоронен в ц. св. апостолов Петра и Павла на склоне Богдановой горы в Чигирине; эта церковь являлась кафедральным собором И., возле нее находился его «епископский дворец», сохранявшийся в руинах до XIX в. В 1678 г., перед нападением турок на Чигирин, останки И. по распоряжению бывш. духовника митрополита иером. чигиринского Троицкого монастыря Макария (Русановича) были перенесены в Преображенский собор Мгарского в честь Преображения Господня мужского монастыря и погребены, как указывается в описании обители, «на левой стороне в стене, в фрамуге такой, в якой с противной стороны святителя Афанасия Пателария мощи находились.

http://pravenc.ru/text/578527.html

волынский депутат Лаврентий Древинский, – монахов, непреклонных на унию, ловят и бьют, хватают на дорогах и бросают в темницы». Униаты стремились завладеть православными кафедрами, церквами и монастырями с их именьями и доходами. После брестского собора они удержали за собой митрополичью (с кафедрой в Вильне) и пять епископских кафедр: полоцкую, пинскую, владимиро – брестскую, луцкую и холмскую; по смерти православного епископа Михаила они завладели и перемышльской епархией, так что у православных оставался лишь один львовский епископ. Поставленные для них в 1620 г. вновь митрополит и епископы (шесть) не были признаны законными и (кроме митрополита и львовского епископа) не могли водвориться в своих епархиях. С 1625 г. смоленская епархия, взятая в 1611 г. поляками, отдана была униатам и православные не имели здесь епископа до 1657 г., когда Смоленск был опять в руках русских. При Владиславе IV высшая православная иерархия получила законное право на существование; но без притеснений дело не обошлось и тогда: перемышльская, луцкая и Львовская епархии были уступлены православным (1632), но униаты не оставляли попыток завладеть ими (Ааанасий Крупецкий перемышльский, Рафаил Корсак галицкий). По Зборовскому договору 1649 г. холмская епархия была передана православным (1650), но чрез год снова отдана униатам (1651). В конце XVII в. от православных отошли епархии Львовская, перемышльская и луцкая с переходом их владык в унию (львовского Иосифа Шумлянского 1677 – 1708, перемышльского Иннокентия Винницкого в 1680 – х годах, луцкого Афанасия Шумлянского 1688 – 1694 тайного униата и Дионисия Жабокрицкого, нареченного епископа с 1695 г., явно перешедшего в унию). В руках православных в пределах Польши тогда была одна белорусская епархия (могилевская или Мстиславская), учрежденная в 1632 г.; но с 1678 г. она оставалась без епископа: в 1680 г., православные избрали было на нее кандидата, но король не утвердил его; в 1692 г., когда они просили короля дать им епископа, получили ответ, что, если хотят униата, то он прикажет поставить, а православного не дозволит; в 1697 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010