2394 Луцкое братство Волынь также пережила все ужасы войны поляков с казаками, и, в частности, г. Луцк подвергся опустошению, но все эти невзгоды не надломили сил Крестовоздвиженского братства. После смерти епископа Афанасия Пузыны (1650 г.) и кратковременного епископства Иосифа Чаплица-Шпановского, на Луцкую кафедру был переведен в 1655 г. бывший Холмский епископ Дионисий Балабан. Он тоже недолго управлял епархией, и в 1657 году, по смерти митрополита Сильвестра Коссова, он был избран Киевским митрополитом, оставаясь вместе с тем и администратором епископии Луцкой. 8 сентября 1657 года митрополит Дионисий записался в состав Луцкого братства, и, усматривая, что «богоизбранное согласие Луцкого братства многократно от разных духовных —154— лиц утеснение и разорение претерпело», поспешил подтвердить братские права и привилегии. 2395 По смерти Дионисия Балабана в 1663 году, в Луцкие епископы был избран Гедеон Святополк князь Четвертинский. Этот епископ, хотя и управлял епархией более 20 лет, однако, имея таких врагов как Иосиф Шумлянский, вел непрестанную борьбу с католиками и униатами, и даже, вследствие угроз короля о заточении его в случае непринятия унии, должен был под конец удалиться в Малороссию, а затем, как известно, епископ Гедеон в 1685 году был утвержден в сане Киевского митрополита. 2396 Постоянное занятие во второй половине XVII века Луцкой епископской кафедры православными епископами благоприятно отражалось на делах Крестовоздвиженского братства. Оно в 1679 году было настолько полно сил и энергии, что, как выше было описано, сумело повлиять на короля Яна Собесского в благоприятном для православных смысле и расстроило все замыслы католиков и униатов при устройстве известного съезда в г. Люблине. В грамоте епископа Гедеона, от 1667 года, о предоставлении Луцкому братству полной свободы в выборе игумена для братского монастыря, этот епископ свидетельствовал, как ему было приятно, что братчики не ослабевали в должном попечении о сохранении в целости Церкви Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

54 . АНТОНИЙ Винницкий избран в Чигирине, как выше сказано, из епископов Перемышльских гетманом правой стороны Днепра Тетерей в звание митрополита в одно время с Иосифом, и по заточении Иосифа два года управлял Киевской иерархией, а по возвращении его удерживал только имя митрополита; по кончине же его с дозволения польского короля опять принял правление с 1679 г., но не жил ни в Киеве, ни на Украине. Ибо с российской стороны тогда Киевской митрополии администратором был Черниговский архиепископ Лазарь Баранович. Самая столица митрополии, Киев, удерживаема была российскими царями, а Чигирин, столица правой стороны Днепра гетманов, с 1678 г. занята была турками; Подольской же Украиной владели они еще с 1672 до 1680 г. Посему неизвестно, где пребывал Антоний Винницкий, а вероятно в Вильне или Новогродке литовском, прежних столицах Киевских митрополитов. В Перемышле же на место его с 1680 г. Несецкий упоминает православного епископа Иоанна; или как Стебельский поправляет в своем Каталоге, Иннокентия Винницкого, в 1692 г. предавшегося в унию. Неизвестно также и о времени кончины Антония Винницкого. 55 . ГЕДЕОН Святополк, князь Четвертенский, избран из Луцких и Острожских епископов. Он, будучи на Волыне гоним католиками и униатами, весной 1688 г. приехал в Чигирин к Малороссийскому обеих сторон Днепра гетману Ивану Самойловичу с прошением защиты и другой епархии. Ибо Луцкую, коей он управлял 25 лет, отнял у него для брата своего Афанасия Иосиф Шумлянский, епископ Львовский, именовавшийся администратором Киевской митрополии, и разграбил все его имение. В то время гетман с киевским духовенством и чиновниками думал уже об избрании православного митрополита Киевского. Созваны были в Киев окрестные православные епископы и в Петров пост на соборе в Софийской кафедральной церкви по предложению и одобрению гетмана все духовенство и чиновники единогласно избрали Гедеона, который принял сие избрание с тем только условием, чтобы посвящен был в сан митрополита Московским патриархом, а не Константинопольским, как прежде бывало.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

8) В 1703 г. на смоленскую кафедру посвящен был Гедеон Шумлянский , из минских архимандритов. Обучался в Виленском университете; по назначении в епископы управлял Минским, Пустынским и Онуфриевским монастырями. (Арх. сборн., VI 97). Умер в 1715 году. 9) Михаил Гратус-Тарновский , родом, белорус, обучался в Бромбергской коллегии; с 1711 г. архиепископ, из настоятелей Полоцкого Борисоглебского монастыря. Умер в апреле 1718 года. 10) Лаврентий, князь Друцкой-Соколинский , из гродненских архимандритов, с 11 ноября 1718 г. Родился в Полоцком воеводстве от родителей римско-католического исповедания; обучался в Риме, где получил степень доктора богословия и там же рукоположен в пресвитера; после того был аудитором Полоцкой епархии при архиепископе Пашкевиче; с 1710 г. вступил в управление Гродненской архимандрией, но жил чаще в имениях своих, в Белоруссии, нежели в монастыре, а в Гродне держал викария. После посвящения в епископа, он хотел удержать за собой и Гродненскую архимандрию, но митрополит Кишка не дозволил этого. 1160 В епархии его находилось около 20 приходов в Мстиславском воеводстве. Желая увеличить свою паству, Соколинский нападал на православные церкви «яко тать» и сопротивляющихся насильственному обращению в унию подвергал разным истязаниям, так что русский комиссар Рудаковский предлагал схватить этого фанатика и отправить в Россию. 1161 Умер в 1726 году. 11) Антонин Томилович , родом из Луцка, обучался в Бромбергской коллегии; после разных послушаний, был протоархимандритом базилианского ордена; в сентябре 1736 г., имея около 60-ти лет от роду, из онуфриевских архимандритов, посвящен митрополитом Афанасием Шептицким в архиепископы смоленские. Игнатий Кульчинский говорит, что, по возвращении из Рима, где он исправлял должность генерального прокурора, он получил привиллегию на смоленскую архиепископию, но уступил ее Антонию Томиловичу, который, взамен сего, уступил ему свою привиллегию на Гродненскую архимандрию. 1162 Томилович умер 1745 года. После Томиловича, в 1746 г. назначен был на смоленскую кафедру Иасон Смогоржевский, но отказался от этого назначения. С 1749 г. управлял смоленскою архиепископией, с званием номината, протоархимандрит Поликарп Мигуневич, но посвящен не был. Умер в 1753 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

бывший, архиепископ Тверской и Кашинский с 05.05.1876 29.01.1882 бывший архиепископ Херсонский и Одесский с 04.02.1882 01.10.1891 Иоанникий (Руднев), митрополит бывший митрополит Московский и Коломенский с 17.11.1891 07.06.1900 Сведения Иоанн (Зейнан), епископ упоминается 08.11.1686 Мефодий (Раковецкий), епископ упоминается на кафедре с 1687 по 1690 Викарии Киевской епархии Переяславские и Бориспольские епископы Восстановлена в 1698 году Кафедра в Переяславе Имена Сведения Захария (Корнилович), епископ рукоположен с 01.10.1700 28.08.1715 Кирилл (Шумлянский), епископ бывший епископ Луцкий и Острожский с октября 1715 (1716) с 1718 по 1722 управлял Киевской митрополией; 30.11.1726 (1724) Иоаким (Струков), епископ рукоположен с 04.06.1727 по 07.06.1730 епископ Воронежский и Елецкий Варлаам (Леницкий), епископ бывший епископ Астраханский и Ставропольский с 07.06.1730 по 13.04.1731 архиепископ Псковский, Нарвский и Изборский В 1733–1785 годах преобразована в самостоятельную епархию Виктор (Садковский), епископ рукоположен с 09.06.1785 по 13.04.1793 архиепископ Минский и Литовский Димитрий (Устинович), епископ рукоположен с 14.08.1793 по 01.05.1795 епископ Смоленский и Дорогобужский Амфилохий (Леонтович), епископ рукоположен с 24.06.1795 01.07.1799 Сведения рукоположен с 25.09.1799 по 17.12.1803 епископ Полтавский и Переяславский Чигиринские епископы Викариатство учреждено 16 октября 1799 года Имена Сведения Феофан (Шиянов-Чернявский), епископ рукоположен с 12.02.1800 по 15.01.1807 епископ Полтавский и Переяславский Ириней (Фальковский), епископ рукоположен с 24.02.1807 по 07.02.1812 епископ Смоленский и Дорогобужский Ириней (Фальковский), епископ бывший епископ Смоленский и Дорогобужский (повторно) с 06.07.1813 29.04.1823 Афанасий (Протопопов), епископ рукоположен с 29.07.1823 по 13.10.1826 епископ Нижегородский и Арзамасский Мелетий (Леонтович), епископ, свт. рукоположен с 21.11.1826 по 21.04.1828 епископ Пермский и Екатеринбургский на покое; Кирилл (Куницкий), епископ рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1724 г. по благословению униат. Львовско-Каменецкого еп. Афанасия Шептицкого взамен Троицкого братства в Каменце было организовано Покровское братство, также было создано униат. братство при каменецкой Георгиевской ц. на Польских фольварках. Значительная часть духовенства Каменецкого и Гусятинского деканатов Львовско-Каменецкой епархии сопротивлялась переходу в унию, о чем в 1703 г. писал правосл. каменецкий декан Кирилл (Шумлянский) , жаловавшийся на вмешательство шляхты в церковные дела. Униаты не пользовались уважением польск. магнатов. В 1703 г. толпа шляхтичей напала на еп. Иосифа (Шумлянского) в его доме в Каменце. Впосл. римско-католич. духовенство Подолья неоднократно конфликтовало с униат. духовенством. В 1756 г. римско-католич. Каменецкий еп. Николай Дембовский говорил, что все униаты «либо открытые схизматики, либо подозреваются в схизме». Униатских священников наказывали за несоблюдение решений Замойского собора 1720 г., постановившего латинизировать униат. Церковь. Униат. священники зап. Подолья не принимали догмат о Filioque, отказывались признавать римско-католич. праздники Тела Христова, Сердца Иисуса и др. К нач. XVIII в. зап. Подолье полностью приняло унию. В вост. Подолье (на Брацлавщине) и в юж. Киевщине этот процесс активно шел на рубеже 10-х и 20-х гг. XVIII в., после переселения казаков с Брацлавщины на Левобережную Украину и упразднения Брацлавского полка. Но и в условиях гонений в отдельных районах Подолья строились правосл. храмы. Так, по благословению Переяславского еп. Кирилла (Шумлянского) игум. Маньковского мон-ря Арсений (Беляшевский) в 1718 г. поставил Успенскую ц. в с. Иваньки, в 1720 г. по благословению еп. Кирилла была перестроена Рождество-Богородицкая ц. в мест. Лукашовка. Несмотря на переход в унию, мн. священники как на востоке, так и на западе Подолья отвергали католич. догматы, ездили в паломнические поездки в Киев, поддерживали контакты с правосл. священниками Левобережной Украины, отправляли сыновей на учебу в правосл. учебные заведения Киева.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

В 60-х гг. XVII в. число мирян - членов Л. б. сократилось, но роль братства в православном развитии края не уменьшилась. С 1677 г. до избрания епископом в 1695 г. среди братских старост упоминается киевский подвоевода Дмитрий Жабокрицкий (см. Дионисий (Жабокрицкий) ). В 1677-1686 гг. братскими провизорами были адвокат Томаш Гуляницкий и брацлавский казначей Богдан Братковский. До кон. XVII в. среди руководителей Л. б. фигурируют князья Андрей и Юрий Пузыны, Федор Ушак-Куликовский и Александр Балабан. Церковно-политическую деятельность по поручению Л. б. вели кн. Вацлав Святополк-Четвертинский, подчаший Даниил Братковский, Андрей Гулевич. Поддерживали в эти годы братство земский судья Ян Мокосий-Дениско, подкоморий Владимир Гулевич. В 1648-1702 гг. по завещаниям волынских шляхтичей Л. б. получило большие пожертвования - 23 795 злотых, 2 двора и плац. Среди самых щедрых жертвователей - Александр Жабокрицкий (1652), Юрий Пузына (1648), Павел Русинович (1651), Вацлав Черчицкий (1661), Федор Святополк-Четвертинский (1664), Самойло Фляка (1667). Л. б. вело судебные дела с потомками ряда жертвователей, которые не хотели мириться с щедростью своих родственников. В 70-90-х гг. XVII в. братство имело значительный доход от финансовых операций, преимущественно с представителями луцкого евр. кагала. Во 2-й пол. XVII в. Л. б. продолжало антиуниат. деятельность. 9 дек. 1679 г. 32 члена братства (князья Андрей и Юрий Пузыны, Томаш Гуляницкий, Александр Балабан, Федор Ушак-Куликовский и др.) подписали заявление о том, что они не будут заключать соглашения, к-рые могут навредить правосл. Церкви. В результате было сорвано планировавшееся правительством и католиками Люблинское совещание, на котором предполагалось заключить новую унию. На сейме в 1699 г. Д. Братковский добивался соблюдения прав православных. 22 дек. 1699 г. была подписана «протестация 54», которая сыграла заметную роль в акциях правосл. сообщества. Благодаря решительной позиции братчиков Афанасий (Шумлянский) подтвердил права и привилегии братства, что отсрочило окончательный переход Луцко-Острожской епархии в унию.

http://pravenc.ru/text/2110934.html

В 60-х - нач. 70-х гг. XVII в. еп. Гедеон мог опираться на поддержку православной волынской шляхты, умевшей проводить свои решения на сеймиках, но позднее эта поддержка стала ослабевать. Если в 1676 г. сеймик в Луцке принял решение выделить 300 злотых Луцкому братству на ремонт церкви, то в дальнейшем подобные решения не встречаются. В отличие от других частей Киевской митрополии церковные учреждения Волыни и Луцкое братство не поддерживали контактов с Россией (в силу своих тесных связей с волынской шляхтой). Лояльным к Речи Посполитой иерархом был и еп. Гедеон. Положение изменилось, когда правительство кор. Яна III Собеского стало форсировать планы осуществления «новой унии» (1678-1681). В кон. 1678 г. еп. Гедеон вместе с Киевским митр. Антонием (Винницким) направил в Москву Иннокентия (Монастырского) с просьбой о помощи и защите. В нач. 1681 г. еп. Гедеон обратился к настоятелю Киево-Печерского мон-ря Иннокентию (Гизелю) с просьбой предоставить ему приют. Это показывает, как епископ оценивал положение дел в своей епархии. К этому времени в решениях сеймиков (напр., в инструкции черниговской шляхты 1683 г.) появились резкие выпады против еп. Гедеона, которому одному уния «sancta romana nie podoba si» (не нравилась). Правда, еп. Гедеона поддерживали Луцкое братство и часть волынской шляхты, но такой поддержки было недостаточно, поэтому осенью 1684 г. архиерей уехал в Россию. После смерти 12 июля 1694 г. еп. Афанасия администратором Луцкой кафедры вновь стал Львовский еп. Иосиф. В кон. июля он захватил кафедральный собор ап. Иоанна Богослова вместе с кафедральным монастырем и назначил своим наместником Иоиля Холодовского. Большинство волынской шляхты отказалось признавать Шумлянского, опасаясь перехода в унию. Они возлагали надежду на защитника православных на Волыни, зажиточного шляхтича Д. Жабокрицкого (см. Дионисий (Жабокрицкий) ), который с 1677 г. возглавлял Луцкое Крестовоздвиженское братство. Жабокрицкий занимал ряд важных светских должностей (киевского подвоеводы, старосты кременецкого, луцкого земского писаря), неоднократно избирался послом на сейм.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

В состав митрополии вошли все приходы Львовской обл., входящие во Львовскую архиепархию, в Стрыйскую, Самборско-Дрогобычскую и Сокальско-Жолковскую епархии. Новую церковно-адм. единицу возглавил архиеп. Львовский Игорь Возняк, возведенный в сан митрополита. В 90-х гг. XX в. УГКЦ получила в собственность ряд древнейших православных святынь Галиции: муж. мон-ри - львовский Онуфриевский, Уневский Успенский, Лавровский Онуфриевский (в с. Лавров Старосамборского р-на), Креховский (в с. Крехов Жолковского р-на), Подгорецкий Благовещенский, жолковский Христорождественский (в г. Жолква), Добромильский Онуфриевский (в г. Добромиле Старосамборского р-на); женские мон-ри - Словитский Крестовоздвиженский (в с. Словита Золочевского р-на), Смольницкий Рождество-Богородичный (в с. Смильница Старосамборского р-на) и др. К 2014 г. УГКЦ имела во Львовской обл. 1595 зарегистрированных орг-ций, в т. ч. 1525 приходов, 40 мон-рей, 12 миссий, 7 духовных учебных заведений, 10 церковных управлений. В 2008 г. группа монахов и священников, не согласных с деятельностью главы УГКЦ Любомира Гузара, создала «Украинскую правоверную греко-католическую церковь», большинство общин к-рой сосредоточено во Львовской обл., центром стал храм в с. Подгорцы Бродовского р-на. Новую структуру, к-рая не имеет регистрации, возглавил «епископ» Илья Догнал, объявленный в 2011 г. «патриархом». Архиереи Еп. Макарий (Тучапский; 22 февр. 1540 - 6 марта 1547), еп. Арсений (Балабан; 23 апр. 1549 - ранее 16 июня 1569), еп. Иона (Лопатка-Осталовский; не позднее 1 авг. 1569-1576), еп. Гедеон (Балабан; 1576 - 10 февр. 1607), еп. Иеремия (Тиссаровский; между кон. янв. и нач. мая 1608 - между 17 февр. и 12 марта 1641), еп. Арсений (Желиборский; 7 нояб. 1641 - 18 сент. 1662), еп. Афанасий (Желиборский; не позднее окт. 1663 - 7 нояб. 1666); еп. Иеремия (Свистельницкий; 10 мая 1668 - 7 апр. 1673), еп. Иосиф (Шумлянский; 7 апр. 1673 - май 1700, открыто объявил о переходе в унию), архиеп. Пантелеимон (Рудык; 27 марта 1941-1945, до 1942 епископ), архиеп.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

В этот год в братство, или, вернее, в его типографию, был принят печатник из Литвы, некто Михаил Сноска (Слёзка), который, как человек даровитый и энергичный, завоевал себе доверие братчиков, получил звание члена общества и сделался управляющим типографией до 1638 года. Впоследствии он, разбогатев на службе у братства, стал во враждебные к нему отношения, завел свою собственную ти[пографию] и несколько раз вел с братством тяжбу на суде. За неисправную перепечатку Киевского катихизиса Петр Могила отлучил его от Церкви, в каковом отлучении Михаил Слёзка и умер в 1667 году. Только митрополит Антоний Винницкий разрешил схоронить тело его, остававшееся две недели без погребения у приходской церкви. Уже после смерти его, в царствование короля Михаила, дело решено было в пользу общества с тем, чтобы оно приобрело от наследников Слёзки всю типографию. С этих пор до 1707 года общество пользовалось почти постоянно исключительным преимуществом печатать славяно-русские книги. Вот книги, вышедшие из его типографии: Псалтирь и Богородичники 1634 г., Апостол и Евангелие 1636 [г.], Служебник 1637 [г.], Апостол 1639 [г.], Часослов и Октоих 1640 г., Триоди Постная и Цветная 1642 г., Служебник 1646 г., Апостол 1654 [г.], Триодь Постная 1664 г. После М[ихаила] Слёзки обществом было издано несколько книг, из которых мы назовем более или менее важные: 1668 г. Часослов большой, 1671 г. Псалтирь кирилловской печатью на валахском языке, Служебник 1680 [г.], Евхологион или Требник 1682 г., Триодь Цветная и Постная и Требник 1688 и 1689 [гг.], Служебник 1691 г., Требник 1695 г. и Служебник 1702 года. В начале XVIII века большая часть духовенства греко-восточного исповедания и сам Львовский епископ Шумлянский были уже соединены с Римской Церковью, но ставропигиальное братство не изменяло еще Православию. Удар братству был нанесен особенно чувствительный в то время, когда при греко-униатском монастыре св. Георгия, по приказанию епископа, была учреждена русская типография. Первая книга, вышедшая из этой типографии в 1707 году, был[а] Ирмологий. Это побудило общество 16 мая 1708 года заключить с епископом условие, по которому оно приступило к унии, а епископ передал ему шрифты и непроданные книги с обязательством не заводить впредь русской типографии. Дальнейшая судьба типографии, подпавшей влиянию римской Церкви и отдавшейся всецело на служение унии, для нас с вами не может представлять интереса в данное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вскоре после своего совращения в унию Иосиф Шумлянский принудил последовать за ним большинство приходов своей Львовской и Каменец-Подольской епархии. Однако решительное сопротивление епископу оказали Львовское Успенское Старопигиальное братство и монастыри Галиции. Львовское братство продолжало борьбу с унией до 1708 г., когда братчики были сломлены, главным образом, экономическими мерами. Еще дольше, чем братство, противилось введению унии православное монашество Галиции. Монастырь в Словите хранил верность Православию до 1718 г., Креховская Николаевская обитель сопротивлялась введению унии до 1721 г. Манявский скит в Карпатских горах сумел продержаться до 1786 г. Монастырь это так никогда и не был совращен в унию его упразднил своим приказом император Иосиф II уже после того, как Галиция вошла в состав империи Габсбургов. Вслед за Львовской перешла в юрисдикцию папского Рима и Луцкая православная епархия. Луцкий епископ Афанасий, родной брат Иосифа Шумлянского, также тайно принял унию. Тем не менее, вплоть до своей кончины в 1694 г. он так и не смог привести свою епархию к единству с Римом (о том, что сам Луцкий епископ остался верен принесенной папе присяге, свидетельствует факт его предсмертной исповеди своему брату доминиканскому монаху Даниилу Шумлянскому). После кончины Афанасия Шумлянского клирики и миряне Луцкой епархии избрали новым епископом волостного писаря Димитрия Жабокрицкого. Однако он имел каноническое препятствие к рукоположению, будучи женатым на вдове. Тем не менее, Димитрий развелся с супругой и принял пострижение с именем Дионисий (его супруга отказалась стать монахиней). Эти личные обстоятельства Жабокрицкого во многом стали одной из причин его уклонения в унию. Дионисий обратился за посвящением в сан к православному митрополиту Киевскому Варлааму Ясинскому. Митрополит счел, что несмотря на препятствие, для Дионисия можно сделать исключение, рукоположив его в епископский сан. Но самостоятельно решить этот вопрос Варлаам, управлявший Киевской митрополией целиком самостоятельно, все же побоялся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/420/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010