(Саевич (Исаевич); † после 1733, Святогорский Успенский мон-рь (ныне в пос. Пушкинские Горы, Псковская обл.)), игум., борец против Брестской унии 1596 г. К 1693 г. И. занимал пост наместника Почаевского монастыря (см. Почаевская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра ), с его именем связано антиуниатское восстание братии в авг. 1693 г. К нач. 1693 г. почаевский игум. Вениамин (Рыбчинский) открыто склонялся к принятию унии, восхвалял в проповедях католичество, действуя по согласованию с тайным сторонником унии Луцким и Острожским еп. Афанасием (Шумлянским) , в юрисдикции к-рого состоял Почаевский мон-рь. И. воспротивился униат. планам. По его требованию Вениамин (Рыбчинский) был смещен с поста, 23 авг. 1693 г. новым настоятелем был избран Иннокентий (Ягельницкий). В связи с нежеланием еп. Афанасия (Шумлянского) утвердить это решение большая часть братии во главе с И. и игум. Иннокентием (Ягельницким) вышла из подчинения архиерею. Монахи требовали предоставить обители ставропигию (по-видимому, они предполагали перейти в непосредственное подчинение Московскому патриарху), отказались допускать в мон-рь представителей еп. Афанасия и арестовали пятерых сторонников унии в мон-ре. Для усмирения братии еп. Афанасий направил в Почаев архидиакона Луцкой кафедры Иакинфа (Жуковского) и настоятеля Четвертинского монастыря игум. Феодосия (Стояновского), поручив последнему вступить во временное управление Почаевской обителью. В результате вооруженного столкновения прибывших с братией игум. Иннокентий и неск. монахов были арестованы и отправлены в Рожище, где находились резиденция Луцкого архиерея и духовная консистория. 24 февр. 1694 г. Луцкий консисторский суд обвинил руководителей восстания игум. Иннокентия (Ягельницкого), И. и мон. Евфимия (Муравского) в нарушении канонов, учинении бунта, неповиновении епископу и проч. и приговорил к лишению сана, расстрижению и отлучению от Церкви. В отличие от 2 др. подсудимых, доставленных в Луцк, И. не присутствовал на суде, т. к. ему удалось при помощи руководителя кременецкого Богоявленского братства С. Жабокрицкого уехать из монастыря. Вероятно, антиуниат. восстание почаевских монахов было поднято при поддержке Кременецкого братства. Решение о расстрижении и об отлучении И. было отменено после смерти Афанасия (Шумлянского) Львовским еп. Иосифом (Шумлянским) , временно управлявшим Луцкой епархией. Еп. Иосиф, желая иметь на Волыни репутацию защитника Православия, в сент. 1694 г. восстановил И. в должности наместника Почаевского мон-ря, сняв с него все канонические прещения.

http://pravenc.ru/text/578545.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Жабокрицкий Дмитрий; † не позднее 1715), еп. Луцкий. Род. в шляхетской семье, известной своим покровительством Почаевскому в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рю. Отец Д. был православным, мать - католичкой. Жабокрицкий учился в Краковской академии, служил земским писарем в Луцке и подстаростой в Кременце, способствовал обновлению и обустройству кременецкого Богоявленского братства. В 1695 г., после смерти Луцкого еп. Афанасия (Шумлянского) , Жабокрицкий был избран Луцким епископом при активной поддержке луцкого братства и волынской правосл. шляхты. Его кандидатура устраивала и российские и польск. власти. 13 авг. 1695 г. Киевскому митр. Варлааму (Ясинскому) была направлена царская грамота с приказом после монашеского пострига хиротонисать Жабокрицкого во епископа Луцкого, 6 сент. того же года Д. в связи с назначением на кафедру получил поздравительную грамоту от польск. кор. Яна III Собеского . Однако хиротония Д. натолкнулась на канонические препятствия. В миру он был женат на вдове (что является препятствием к принятию священного сана), ходили слухи о его 2-м браке. Противником Д. выступил Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) , к-рый также получил от короля ставленую грамоту на Луцкую кафедру. По требованию еп. Иосифа дело Д. рассматривалось в Киеве. Митр. Варлаам (Ясинский), несмотря на благожелательное отношение к Д., отказался возглавить его хиротонию и созвал Собор киевского духовенства, состоявшийся 20 сент. 1695 г. Собор признал несоответствие кандидатуры Д. правосл. канонам, но ввиду бедственного положения Православия на Правобережной Украине и угрозы захвата Луцкой епархии униатами (см. Брестская уния ) постановил ходатайствовать перед патриархом Московским и всея Руси Адрианом о разрешении Д. принять сан. Митр. Варлаам и гетман И. С. Мазепа направили в Москву прошения о хиротонии Д., однако 6 нояб. 1695 г. патриарх Адриан, посовещавшись с Сарским митр. Тихоном (Воиновым) , Суздальским митр. Иларионом и Коломенским архиеп. Никитой (Тотемским) , в просьбе отказал. Под давлением просителей с Украины в дек. того же года патриарх направил еще одно письмо митр. Варлааму и Мазепе с объяснением причин отказа, но 27 дек. обратился к К-польскому патриарху Каллинику II (и, возможно, к Иерусалимскому патриарху Досифею II ) с просьбой соборно решить этот вопрос. Ответ был написан в мае 1696 г. патриархом Досифеем, к-рый категорически отверг возможность хиротонии. Основываясь на этом послании, патриарх Адриан в 3-й раз написал митр. Варлааму об отказе, но просьбы со стороны польск. и укр. светских властей на этом не прекратились. В частности, в 1698 и в 1701 гг. кор. Август II Сильный просил царя Петра I ходатайствовать перед патриархом Адрианом о поставлении Д.

http://pravenc.ru/text/178376.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРЕМИЯ (Свистельницкий Евстафий; † после 1.06.1678), правосл. еп. Львовский, Галицкий и Каменецкий. Из мелкого шляхетского правосл. рода герба Сас, род Свистельницких известен в Галицкой Руси с 1-й трети XV в. Среди галицких шляхтичей, подписавших ходатайства к Киевскому митр. Макарию 1539-1540 гг. об учреждении во Львове правосл. кафедры, фигурирует Никандр Свистельницкий (АЗР. Т. 2. С. 350. 193; С. 391. 198). Род., вероятно, в родовом имении - с. Свистельники Галицкого повета Русского воеводства. Отцом архиерея предположительно был Илья, к-рого считают основателем правосл. прихода в Свистельниках (1630). Согласно не подтвержденному др. источниками заявлению оппонентов И., до монашеского пострига тот был дважды женат, причем в последний раз на вдове. Возможно, его сыном был фундатор ц. Воскресения Христова в Свистельниках (1699) Александр, портрет к-рого хранится в Национальном музее во Львове ( Жеплинська О. Натрунний портрет Олександра Свистельницького у збipцi Haцiohaльhoro музею у Льbobi//Лimonuc Нац. музею у Льbobi. Льbib, 2001. 2(7). С. 103-107). В кон. 1667 г. Антоний (Винницкий) , признанный Киевским митрополитом в пределах Речи Посполитой, выдвинул Е. Свистельницкого кандидатом на замещение Львовской кафедры в противовес кандидатуре Шумлянского (см. Иосиф (Шумлянский) ), избранного местной шляхтой в янв. того же года и 27 февр. получившего королевский привилей на епископство. После смерти в сент. 1666 г. Львовского еп. Афанасия (Желиборского) митр. Антоний управлял Львовской епископией и избранием Свистельницкого пытался сохранить над ней контроль. Свистельницкого поддержали Львовское братство , шляхта Галицкой земли, бывш. гетман Правобережной Украины Павел Тетеря (1663-1665), незадолго до этого записавшийся во Львовское братство, и часть духовенства. На стороне Шумлянского был Иосиф (Нелюбович-Тукальский) , избранный на митрополичью кафедру почти одновременно с Антонием (Винницким) и, так же как и Антоний, получивший королевский привилей на митрополию.

http://pravenc.ru/text/293652.html

Под 1650 г. документы упоминают храм св. прор. Илии в Городке. Посвящение храма связано, вероятно, с памятью о князе Илии (1510†1539) – сыне К.И.Острожского, внуке Анастасии Ольшанской, владельце Ровно. Униатский период [ править править код ] После Хмельниччины и Руины, Лавра и Городок оказались по разные стороны границы между протекторатом России и владениями Речи Посполитой в Украине; в этой связи Городок присвоил себе Львовский епископ Иосиф Шумлянский, который вскоре перешел в унию. С 1715 г. Городок, по воле короля Польши, принадлежал светским вельможам, а с 1730 г. – униатскому митрополиту Афанасию Шептицкому; именно тогда православный монастырь прекратил существование. В 1740 г. Шептицкий построил на острове каменный храм свт. Николая Мирликийского. XVIII в. датируют и каменный корпус келий, примыкающий к церкви с юго-запада. В 1772 г. на некотором удалении к северу от храма была сооружена деревянная колокольня (впоследствии 1-й из 2-х ярусов сделан каменным). Имение Эстергази и Штейнгелей [ править править код ] Свято-Николаевский Городокский женский монастырь Присоединив в 1793 г. Ровно к Российской империи, Екатерина II пожаловала в 1794 г. Городок графу Валенту Эстергази. Используя стройматериал из стен древнего замка, новый хозяин переделал корпус келий в усадебный дворец в стиле классицизма и посадил на острове парк. После Эстергази и его сына Городком владели их родственники, проживавшие в Австрии. В 1878 г. имение купила семья инженера барона Рудольфа фон Штейнгеля. Его сын Федор (1870†1946), окончив физико-математический факультет Варшавского университета, стал меценатом. Современники писали о нем: «В лице его перед нами, прежде всего, один из тех немногих в нашем краю просвещенных помещиков, которые не ограничиваются эксплуатацией только своих имений, но вносят свет, добро и веру в темную крестьянскую жизнь». В 1895 г. Ф. Штейнгель открыл в Городке больницу и передал ее в ведение органов местного самоуправления. В 1896 г. усилиями барона Штейнгеля, историка Николая Беляшевского и других ученых, которых Федор Рудольфович знал со времени своей учебы, в Городке был учрежден 1-й на Волыни краеведческий музей.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Николаев...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Винницкий; † 26.11. 1679), митр. Киевский и Галицкий. После победы армии Б. Хмельницкого под Зборовом 27 сент. 1650 г. А. получил от польск. кор. Яна II Казимира назначение на правосл. епископскую кафедру в Перемышле, вакантную с 1645 г. При поддержке правосл. шляхты и крылоса (клира) кафедрального собора он отобрал владения кафедры у униатского еп. Афанасия (Крупецкого) . После поражения казаков под Берестечком 31 июля 1651 г. король передал Перемышльскую кафедру униатскому еп. Прокопу (Хмелёвскому), но А. при поддержке паствы не пустил того во владения кафедры. Неоднократные попытки власти передать кафедру Прокопу (Хмелёвскому), а затем его преемнику Антонию (Терлецкому) оказались безрезультатными. 9 нояб. 1663 г. при выборах на Киевскую митрополичью кафедру голосами Львовского, Луцкого и Перемышльского епископов А., к-рого поддерживал также гетман Павел Тетеря, был избран митр. Киевским, но большая часть избирателей предпочла Мстиславского еп. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) . Оба кандидата получили привилей на Киевскую кафедру от короля (А. получил его 24 нояб. 1663). А. признавали законным митрополитом на Волыни, в Перемышльской земле и на Холмщине. Его попытки добиться подтверждения своего выбора от Вост. Патриархов оказались безуспешными. После смерти еп. Львовского Афанасия (Желиборского) в 1666 г. А. стал администратором Львовского еп-ства и в 1666-1667 гг. управлял всей Киевской митрополией в отсутствие Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), находившегося в тюрьме в Мариенбурге (совр. Мальборк). 12 авг. 1667 г. кор. Ян II Казимир аннулировал привилей, данный митр. Иосифу, и признал А. единственным законным митрополитом Киевским. Однако большая часть православных продолжала подчиняться митр. Иосифу, к-рый поставил еп. Львовским Иосифа (Шумлянского) , отстранив от управления Львовской епархией А. До 1671 г. А. отстаивал свое право на управление Львовской кафедрой, опираясь на поддержку Львовского братства . В 1670 г. в Перемышль был назначен новый униатский еп. Ян (Малаховский), но А. не пустил и его во владения кафедры.

http://pravenc.ru/text/115954.html

Городок. Николаевский Городокский женский монастырь. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Обитель стоит в центре села Городец около северо-западных окраин г. Ровно, занимает овальный островок на реке Устя, отделенный речными рукавами от остальной сельской застройки, с внешним миром соединяется мостом в западной части острова, окруженная старинным парком. Село Городец документально известно с середины XV ст. На рубеже XV-XVI ст. обладательница Городца, княгиня Анастасия Вильшанска, подарила это имение с замком на острове Киево-Печерской Лавре. Первое известие о Городце как лаврском имении датировано 6 марта в 1516 г. В этот день князь Константин Иванович Острожский, женатый на дочери Анастасии Татьяне, подтвердил завещание тещи о передаче Городца Лавре. На острове в Городце Лавра учредила свой скит. После Хмельничины и Руины, которая следовала за ней, Украина надолго разделилась: в конце XVII ст. Левобережье Днепра и Киев на правом берегу образовали автономный край в составе России, а Правобережье, за исключением Киева, еще сто лет оставалось у Речи Посполитой. Лавра и Городец очутились по разные стороны границы. В этой обстановке Городец присвоил епископ Львовский Иосиф Шумлянский, который вскоре перешел в унию, сначала тайно, потом открыто. С 1715 г. Городец принадлежал светским вельможам, а в 1730 г. был передан униатскому митрополиту Афанасию Шептицкому. Именно тогда православный монастырь прекратил существование. В 1740 г. Шептицкий построил на острове каменный храм свт. Николая Мирликийского. XVIII ст. датируют и каменный корпус келий, который примыкает к церкви с юга. В 1772 г. на некотором отдалении к северу от храма была построена деревянная колокольня (впоследствии первый из двух ярусов сделан каменным). Присоединив в 1793 г. Ровно к своему государству, императрица Екатерина II подарила в 1794 г. Городец графу Валенту Естергази. Используя стройматериал из стен древнего замка, новый владелец переделал корпус келий в усадебный дворец в стиле классицизма и посадил на острове парк.

http://sobory.ru/article/?object=26589

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Викарии митрополии киевской I. Епископы Переяславльские и Бориспольские 1.       Захарий Корнилович хирот. 1 окт. 1700, из игум. Киево-Михайловского монастыря; † 28 авг. 1715. 2.       Кирилл Шумлянский , бывший еписк. Луцкий, с 1715; † 30 нояб. 172 (?). 3.       Иоаким Струков хирот. 4 июня 1727, из архим. Донского монастыря, а 8 июня 1730 перев. в Воронеж. 4.       Варлаам Леницкий в 1730 перев. из Астрахани, а 1732 – в Псков. 5.       Арсений Берло 28 янв. 1733 перев. из Могилева; 30 сент. 1735 назначен на Белгородскую епарх., но оставил; † 6 июня 1744. 12 6.       Никодим Сребницкий 2 февр. 1745 перев. из еписк. С.-Петербургских; † 12 июня 1751. 7.       Иоанн Козлович хирот. 7 мар. 1753, из архим. Донского монастыря; † 17 мар. 1757. 8.       Гервасий Линцевский хирот. 27 июля 1757, из бывшего архим. Пекинского монастыря из архим. Черн. Елецк.; 29 окт. 1768 отрешён; † 22 дек. 1769, в Киеве. 9.       Иов Базилевич хирот. 31 окт. 1770, из архим. Курского Знаменского монастыря; † 2 мая 1776. 10.       Иларион Кондратковский хирот. 17 июля 1776, из архим. Колязинских, а 27 июля 1785 перев. в Новгород-Северск. 11.       Виктор Садковский назначен 27 мар. 1785, хирот. 27 июля 1785 13 ; 12 апр. 1793 перев. в Минск. 12.       Димитрий Устимович хирот. 14 авг. 1793, из архим. Переяславского Вознесенского монастыря, а 1 мая 1795 перев. в Смоленск. 13.       Амфилохий Леонтович хирот. 24 июня 1795, из архим. Киево-Николаевского монастыря; † 1 июля 1799. II. Епископы Чигиринские 14.       Феофан Шиянов-Чернявский хирот. 12 февр. 1800, из архим. Новгород-Северских, а 25 янв. 1807 перев. в Полтаву. 15.       Ириней Фальковский хирот. 24 февр. 1807, из архим. Киево-Николаевского монастыря; 7 февр. 1812 перев. в Смоленск, а 6 июля 1813 обратно, с именованием « коадъютор Киевской митрополии»; † 29 апр. 1823. 16.       Афанасий Протопопов хирот. 29 июля 1823, из архим. Колязинских, а 13 окт. 1826 перев. в Нижний Новгород. 17.       Мелетий Леонтович хирот. 21 нояб. 1826, из архим. Киево-Братского монастыря, а 21 апр. 1828 перев. в Пермь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Староконстантинов. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы была сначала деревянною, стояла на Новом Месте и называлась Новомейскою, а также Шиховскою от речки Шиховки, протекающей под Новым Местом и впадающей в реку Случь. Когда и кем она построена – неизвестно. Известно только, что она существовала в 1687 г.: в ней сохранился св. антиминс на толстом холсте с такой надписью на кресте: «Божественный и священный алтарь Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа освящен благодатию всеосвящающего животворящего Духа. Рукодействен и благославлен отцом Афанасием Шумлянским, милостию Божиею епископом Луцким и Острожским, прототронием Киевской митрополии. При державе короля Иоанна третьего, года 1687 месяца… дня положен во храме». В 1736 г. церкви были выделены поля, сенокос и хутор подле хутора церкви Воскресенской. В 1807 г., на место обветшавшей деревянной церкви, была построена каменная на средства настоятеля ее священника Николая Палецкого и прихожан - на доброхотные пожертвования. Каменная, крепка, с такою же колокольнею. Утварью не вполне достаточна. Копии метрических книг хранятся с 1700 г., а исповедные ведомости с 1820 г. Опись церковного имущества имеется от 1884 г. Причт состоит из священника и псаломщика. Для священника дом и хоз. постройки имеются на церковной земле, церковные; для псаломщика и пономаря два отдельных домика с сарайчиками. В приходе находится одноклассное народное училище Минист. Народного Просвещения, существует с 1870 г. и помещается в половине обширного общественного дома. Деревня прихода – Новики, составляющая собственно продолжение городской улицы с восточной стороны. Дворов 155, прихожан 1301 душа обоего пола. Теодорович Н.И. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии», том 4. Почаев: типография Почаевской лавры, 1899 г. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы построена в 1807 г. на месте деревянного православного храма, известного с 1687 г. Это единственное сохранившееся в Староконстантинове культовое сооружение эпохи зрелого классицизма. В советские времена храм Рождества Богородицы был единственным действующим в Староконстантинове.

http://sobory.ru/article/?object=30088

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ (Шумлянский Константин; † 30.11.1726, г. Переяслав, ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина), еп. Переяславский и коадъютор Киевской епархии, последний правосл. архиерей Луцкой епархии до ее отпадения в унию; сын еп. Афанасия (Шумлянского) и племянник еп. Иосифа (Шумлянского) . Впервые упоминается в донесении о поездке в Каменец (ныне Каменец-Подольский) еп. Иосифа (Шумлянского) от 16 июля 1703 г. как игумен, генеральный официал Львовской униат. епархии в Каменце (наместник Львовской епархии при каменецком кафедральном соборе) и одновременно настоятель Угорницкого Преображенского мужского монастыря, формально к тому времени не перешедшего в унию. Вероятно, именно сохранением обители в Православии были обусловлены выданные за подписью кн. А. Д. Меншикова «Охранный и протекционный лист для игумена Кирилла Шумлянского и братии Угорницкого монастыря» (1706) и охранный лист для Угорницкого монастыря от царя Петра I (1707). Каким образом К. мог одновременно быть униат. официалом в Каменце и правосл. игуменом в Угорниках, пока не удалось выяснить; очевидно, речь шла об определенной «двойной игре» со стороны К. Кирилл (Шумлянский), еп. Переяславский и Бориспольский. Фотография с портрета. Нач. ХХ в. (РГИА) Кирилл (Шумлянский), еп. Переяславский и Бориспольский. Фотография с портрета. Нач. ХХ в. (РГИА) В 1704 г. была внесена жалоба генерального официала униатского каменецкого собора игум. К. на дворян Альберта Кухарского и Михаила Домбровского на то, что они оскорбили еп. Иосифа (Шумлянского) в Каменце во время исполнения им обязанностей по должности. В тот же период, 12 июня 1704 г., К. в одном из документов впервые именован коадъютором Львовской епархии. Вероятно, к 1708 г. Угорницкий мон-рь под рук. К. окончательно стал униатским, тем более что к тому времени К. являлся коадъютором еп. Львовского и Каменецкого Иосифа (Шумлянского), скончавшегося 16 июля 1708 г. Не исключается также, что в 1703-1707 гг. К. по примеру своего дяди открыто не принимал унию и являлся тайным униатом, демонстрируя свою приверженность Православию в расчете на помощь и поддержку со стороны России.

http://pravenc.ru/text/1840355.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ (Шумлянский Иван; ок. 1643 - 16.07.1708, Львов), еп. Львовский, Галицкий и Каменецкий ( Западнорусская митрополия ), в 1700 г. открыто принявший Брестскую унию 1596 г. Биография Происходил из древнего правосл. среднепоместного боярского рода герба Корчак, предположительно валашского происхождения (впервые Шумлянские упом. в Галицкой Руси в XV в.). Род. в семье Евстафия (Евстахия) Станислава, королевского ротмистра, и Анны из дома Гошовских герба Сас. Правосл. шляхтич Евстафий Шумлянский был известен как фундатор Успенского муж. мон-ря в урочище Чёрный Дилок близ с. Гошев (совр. Ивано-Франковская обл., Украина); он пожертвовал этому мон-рю рукописный Пролог. В 1661 г. упоминается еще один представитель рода - игум. Евгений (Шумлянский), настоятель Сварычевского Рождество-Богородицкого монастыря (Kupuлuчhi pykonuchi книги у фондах ЛНБ: Кат. Льbib, 2007. Т. 1: XI-XVI ст. С. 242-243, 197). У И. было 5 братьев: Афанасий , еп. Луцкий и Острожский, Константин, войский жидачевский, Самуил, чашник подольский, Михаил и Иван - и 2 сестры: Анна и Кристина. Два племянника И. стали архиереями: Кирилл - православным епископом Луцко-Острожским (позднее епископ Переяславский), Гедеон - униатским архиепископом Смоленским. Сын еп. Афанасия (Шумлянского) Даниил был монахом львовского мон-ря доминиканцев. В синодике львовского Юра (Георгия) вмч. собора в редакции 50-70-х гг. XVIII в. упоминается более 40 представителей рода Шумлянских. Иосиф (Шумлянский), еп. Львовский. Портрет. Нач. XVIII в. (НМ(Л)) Иосиф (Шумлянский), еп. Львовский. Портрет. Нач. XVIII в. (НМ(Л)) От отца И. Шумлянский унаследовал родовое имение Боков в окрестностях с. Вел. Шумляны Подгаецкого повета. По-видимому, буд. архиерей не получил систематического образования. Впервые он упоминается в источниках в 17-летнем возрасте как участник военных походов в составе панцерной королевской хоругви. В битве под Чудновом в 1660 г. был ранен, в 1663-1664 гг. принимал участие в боевых действиях польск. армии на Левобережной Украине. По воспоминаниям современников, И. Шумлянский отличался незаурядными военными способностями, к-рые особенно ярко проявились во время битв под Журавно (1676), под Веной (1683), в ходе осады Львова турками и татарами (1695), в битве под Калишем (1706); во всех этих сражениях он принимал участие, уже будучи епископом. В юности И. Шумлянский женился на католичке Елене (Гелене) Яблонской, развелся в июне 1667 г., накануне своего пострижения в монашество.

http://pravenc.ru/text/578563.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010