Кроме того, в отдаленной волости Ковде, на берегу Кандалакского залива, Валаамскому монастырю принадлежала соляная варница, также – пашни, рыбные ловли и другие угодья. В обыкновенное время с них взимался царский оброк по двадцать семь алтын и по две деньги на год, от чего монастырь по грамоте Uoahha IV -го от 1578 года был освобожден ради предшествовавших нападений и потерь от шведов. Впрочем, иноки никого не заставляли трудиться за себя, чтобы питаться плодами чужих рук. При том самоотвержении, которым на Валааме старались превзойти друг друга, такие подвижники, как преп. Савватий, Александр Свирский , Афанасий Сяндемский и другие, немного требовали от монастыря для поддержания своей жизни. И эти малые способы они приобретали более трудами рук своих, о чем в житии св. Савватия так говорится: «В Новгородской области есть озеро, глаголемое Нево, на нем же остров, нарицаемый Валаам и тамо монастырь Преображения Господня. Иноки же того монастыря зело подвижное имут житие, днем и нощию в Богоугождении труждающеся: пищу же имут от труда рук своих» (лист 1 на обороте). Российские самодержцы жаловали монастырь льготными грамотами. В 1507 (7015) г., марта 12, вел. кн. Василий Иоаннович пожаловал игумена Иоакима с братией жалованной грамотой. Этой грамотой освобождались крестьяне, живущие на монастырских землях в Карелии, от разных пошлин и повинностей, и запрещалось в монастырских владениях и на острове Валаам бить зверей, рубить лес и проч. Эту грамоту при игумене Варлааме подтвердил, в 1534 г., царь и вел. кн. Иоанн IV Васильевич. В 1540 г. марта 11 при строителе Валаамском Исаии, грамотой великого князя Иоанна Васильевича, определены пошлины и права монастырские в случае открытия в монастырских землях какого-либо душегубства. В 1578 г., при игумене Никодиме, «для немецкия войны, что их воевали Свейския Немцы», великий князь Иоанн Васильевич жалованной грамотой освободил монастырских людей и крестьян, живущих в волости Ковде при варнице, мельнице и на монастырском дворе, от разных податей и повинностей и объявил их подсудными только самому великому князю, или его дворецкому большого дворца и игумену, также освободил всех старцев и монастырских крестьян от всех подорожных сборов при перевозке монастырской клади в разные места, для монастырского обихода, и пожалованные монастырю рыбные ловли на Ладожском озере, около острова, от пошлин 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Токмакова Историко-статистическое описание города Киржача, стр. 243); Иакова Галичского (книжка неизвестного автора: «Святые угодники Божии и подвижники Костромские», напечатанная в Костроме в 1879-м году, стр. 124–125); Саввы Стромынского (опись Троицкой Лавры 1641 г., ркп., л. 683); Даниила Переяславского (Степенн. кн. II, 233); Соломониды-Софии, супруги вел. кн. Василия Ивановича (у Филарета под 16-м Декабря); Ксенофонта Тутавского (помянутая опись Лавры 641 г., л. 808); Афанасия Сяндемского (книжка: «Сяндемская-Успенская пустынь. Историческо-статистические заметки». Москва, 1860, стр. 16); Нила Столбенского (у Филарета под 7-м Декабря); Игнатия Ломовского (Яросл. Епар. Ведомости 1872 г., 50, col. 789); митр. Иоасафа и Максима Грека в Троицкой Сергиевой Лавре; Ферапонта Монзенского (помянутая книжка о Костромских святых, стр. 123); Сергия Шухтомского (Ист. Uep. VI, 669 fin.); Нектария, архиепископа Тобольского (Ист. Uep. V, 207 ). 2082 Изображения и иконы подвижников до их канонизации или оставшихся не канонизованными, упоминаются и известны: Исаии епископа Ростовского (Барсукова Источники агиографии, col. 228; тут и о поклонении иконе, как настоящей иконе); родителей преп. Сергия Радонежского Кирилла и Марии; Кирилла Челмогорского (у Филарета под 8-м Декабря); Пахомия Нерехотского (у него же под 23-м Марта); Романа Киржачского (у Токмакова ibid.); Иакова Галичского (помянутая выше книжка о Костромских святых, стр. 124125), Германа Соловецкого (Барсук. ibid, col. 131); Александра Ошевенского (у Филарета под 20-м Апреля); Кирилла Новоезерского (Чт. Общ. Ист. и Древн. 1864 г. кн. III, Слово на обретение мощей Кирилла, стр. 7 fin.); Даниила Переяславского (Барсук. ibid. col. 148); Стефана Озерского (у Филарета под 12-м Июня), Ксенофонта Тутанского, Афанасия Сяндемского, митр. Иоасафа и Максима Грека (см. предыдущ. примеч.); Иоанна Яренгского (Ключевск. стр. 32, прим. 2); Нила Столбенского (у Филарета под 7-м Декабря); Феодосия Тотемского (у него же под 28-м Января); Сергия Шухтомского и Нектария Тобольского (предыдущ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Игум. Лаврентий , 1536–39. – Ефрем , между 1582–89. Строит. Савватий , 1647. – Иларион Запольский , 1649 и 50. Игум. Афанасий , 1673. Строит. Иосиф , в июле 1674, в апр. 1676. Игум. Иоасаф , 1686. Строит. Варлаам , 1689, 95. – Иаков , 1737. Игум. Тарасий перев. из Задненикифоровской пустыни, 1764–68. 28 Илиинский, в Шунгском погосте 325 , в 1689 г. упразднён, а монахи переведены в Вознесенский. Игуменьи Христина , основательница. с 1662. Ираида , 1668 и 1669. Неонила , 1675–90. Матрона , 1703. Максимилла (строит-ца) 1737. Марина , 1764. 29 Сяндемская Успенская пустынь приписана к Александро-Свирскому мнтрю, от Олонца в 22 верстах; упразднена в 1764 г. [VI, 360.] Строители Афанасий , ученик Александра Свирского , основатель, 1577. (Бывший игум. Свирский). Никандр , 1592. Иосиф , 1694. Лаврентии , игум., 1697. 30 Падостровская Корнилиева пустынь (с реки Щекши), упразднённая. [V, 446?] Строит. Корнилий , основатель, 1549. Игум. Мисаил , 1597, 1600, 1617. Строит. Феодорит , 1663. (Акт. Ист., II, 31.) 31 Юрьегорский (Юрьевы горы) Демьянова пустынь, от Олонца в 25 верстах, упразднена в 1764 г. [VI, 829.] Строители Диодор , основатель, † 27 нояб. 1633. Феодосий , 1636. Кирик , 1640. Антоний определён 13 февр. 1666; упом. в дек. 1669. Тихон , 1677. Пахомий , 1678. Ефрем , в авг., нояб. 1680, 1692. 32 Яблонской Успенской Свирской упразднённой пустыни [VI, 831] Строит. Павел , 1688. 33 Салменский (с Соломани) Петропавловский, на Онежском озере, упразднённый. [VI, 178.] Строит. Кассиан , 1589–92. 34 Рождественский, на острову (Обонежской пятины, Коловой десятины, Олонецкой волости) упразднён 326 . Строит. Иоанн , 24 апр. 1577. – Давид , 26 июля 1592. Особые заметки Разные III, 608? Иоанно-Предтечева (Обонежской патины, Пиркинского погоста) иг-нья Мария , в янв. 1604. Толгозерской пустыни строит. Феодосий , 1653. Нигозерской пустыни строит. Корнилий , 1664. VI, 111? Синзеозерского Троицкого строит. Иосиф , 1629. III, 98; VI, 943. Андрусовой пустыни: Игум. Арсений , между 1582–89.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александра (1577). Из грамоты следует, что к 1553 г. в Сяндемском мон-ре было 8 келий, в к-рых жили 10 монахов, занимавшихся земледелием. Местные жители, недовольные появлением мон-ря, написали жалобу Новгородскому архиеп. Пимену (Чёрному) , будто бы А. С. построил пустынь на земле, принадлежавшей новгородскому архиерейскому дому. А. С. был вынужден оставить пустынь и уйти в Александров Свирский мон-рь, где вскоре стал игуменом. В 1577 г. преподобный получил грамоту от архиеп. Александра, согласно к-рой «олончане» дали святому Сяндемскую пуст. «на государьское богомолье и себе на прибежище». За мон-рем была закреплена земля «на версту во все стороны» с пашнями, лугами, рыбными ловлями и др. угодьями; мон-рь освободили от пошлин и повинностей в пользу Новгородского архиепископа, а также от мирских поборов. По преданию, последние годы жизни А. С. провел в уединении на одном из островов Сяндемского оз., к-рый с тех пор стал называться Святым. Преподобный был похоронен в Сяндемской пуст. Рака прп. Афанвсия Сяндемского у юж. стены церкви. Литография П. Ф. Бореля. 1855 г. Рака прп. Афанвсия Сяндемского у юж. стены церкви. Литография П. Ф. Бореля. 1855 г. Впосл. над местом погребения А. С. поставили деревянную ц. во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. В нач. XVIII в. пустынь полностью выгорела. В 1720 г., когда начали строить новую церковь, во время копания рва под фундамент были обретены полностью нетленные мощи А. С., даже четки и хартия с разрешительной молитвой в руках угодника были совершенно целы. Неск. суток св. мощи были выставлены для поклонения и потом погребены в прежней могиле. 9 мая 1720 г. Корельский и Ладожский еп. Аарон (Еропкин) освятил новопостроенную церковь также во имя Афанасия и Кирилла Александрийских. Мощи А. С. находились в храме за правым клиросом у юж. стены, над ними была поставлена рака. На раке и перед ней на стене помещались иконы А. С., за левым клиросом находилась икона с изображением явления Пресв. Богородицы преподобным Александру Свирскому и А.

http://pravenc.ru/text/77032.html

Православные врачи Карелии оказывают профессиональную помощь прихожанам храмов 6 февраля 2014 г. 19:27 Общество православных врачей Республики Карелия продолжает оказывать консультативно-лечебную помощь насельницам Сяндемского женского монастыря и прихожанам храмов Петрозаводска. Также проводятся консультативные приемы в приходах епархии. В 2013 году врачи осмотрели прихожан новопостроенного Спасо-Рождественского храма на подворье Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря в с. Шелтозеро Прионежского района. 25 января 2014 года врачи Общества православных врачей Республики Карелия провели консультативный прием прихожан православных храмов г. Кондопоги. Были осмотрены около тридцати пациентов, в том числе священнослужители. В ходе приема пациенты получили консультацию терапевта, кардиолога, эндокринолога. Нескольким больным была оказана неотложная помощь. Врачи были приятно удивлены теплым приемом прихожан. По окончании консультации медики посетили храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а также Успенскую церковь, являющуюся объектом культурного наследия федерального значения. Карельское региональное отделение Общества православных врачей России создано по благословению митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила 16 декабря 2011 года. Духовно окормляет врачей наместник Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска протоиерей Олег Скляров, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с органами здравоохранения. Членами Общества являются более двадцати врачей-специалистов государственных и муниципальных учреждений республики, представители самых разных медицинских специальностей: терапии, хирургии, реаниматологии, педиатрии, кардиологии, нефрологии, эндокринологии, офтальмологии, гинекологии и др. Их объединяет искреннее желание на деле воплощать идеалы христианского милосердия, оказывать профессиональную помощь нуждающимся. В 2013 году Общество православных врачей Карелии провело фотоконкурс «Медицина в фотографиях», участниками которого стали не только жители Карелии, но также Великого Новгорода и Санкт-Петербурга. Эндокринологом Общества разработаны рекомендации для больных сахарным диабетом, желающих причаститься. Электронный вариант рекомендаций доступен на сайте Общества http://opvrk.ru , также у читателей есть возможность получить врачебную консультацию на форуме. Врачи планируют продолжать работу по оказанию лечебно-диагностической помощи верующим, оказывать консультативную помощь по проблемным вопросам медицины. «Православие в Карелии» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

В 1720 году обитель полностью сгорела и была отстроена заново. В 1723 г. к обители были приписаны Андрусовская и Задне-Никифоровские пустыни, однако в 1764 г. в результате секуляризационной реформы Екатерины II пустынь была закрыта. В 1802 г. церкви упразднённой пустыни были приписаны к Туксинской приходской церкви, в 1821 г. — к Андрусовской обители, что позволило возобновить монашескую жизнь. Восстановлению и укреплению пустыни способствовал игумен Валаамского монастыря игумен Иннокентий, выделивший денежные средства на восстановление пустыни. Иннокентий в 1827 году добился от Комитета Министров выделения земли для восстанавливаемой Сяндемской пустыни. Старцем Иннокентием была приобретена для церкви икона Владимирской Божией Матери в серебряной ризе. Кроме того, графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская украсила на свои средства ризницу церкви. В 1852 году тщанием валаамского игумена Дамаскина обитель получила икону валаамских чудотворцев Сергия и Германа. В 1879 году братия состояла из 9 человек, земли было 75 десятин. В 1902 г. пустынь получила самостоятельность, однако доходы её были невелики и в 1909 г. пустынь была преобразована в женскую. Одной из целей пустыни стало просвещение местного карельского населения. В 1911 году в обители жили 18 человек. После Октябрьской революции пустынь была закрыта, её земли и имущество переданы образованному животноводческому совхозу. Часть сестёр вошла в православную общину деревни Сяндеба. Во время Советско-финская война (1941—1944) вблизи монастыря проходила линия фронта и все его здания были уничтожены. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время Успенская Сяндемская пустынь возрождена как женский монастырь. Были возведены деревянный Троицкий храм, жилые и хозяйственные постройки. В 2014 г. на территории монастыря были обнаружены останки трёх советских воинов, погибших в период Советско-финской войны. Их прах был захоронен на территории обители. Престольные праздники [ править править код ] Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Храмы и часовни монастыря [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Сяндемский_Усп...

Сяндемский Успенский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий храм, Сяндемский Успенский женский монастырь Сяндемская успенская пустынь (Свято-Успенский женский монастырь, в дореволюционных документах встречалось также наименование — Афанасьево-Сяндебская пустынь) — женский (с 1909 года) монастырь Русской Православной Церкви, расположенный вблизи села Сяндеба Олонецкого района Республики Карелия, у озёр Рощинское (Банное или Кюлюярви) и Сяндебское. Содержание История [ править править код ] Обитель основана во второй половине XVI века учеником преподобного Александра Свирского  — преподобным Афанасием Сяндебским по благословению новгородского архиепископа Пимена и была мужской. Первоначально на берегу озера Сянзе (Сянде или Сяндебского) им была выстроена церковь во имя Святой Живоначальной Троицы и 8 келий, где жили 10 монахов Местные жители, вначале недовольные появлением монастыря, пожаловались архиепископу, что якобы Афанасий Сяндебский построил монастырь на землях новгородского архиерейского дома, и на время он ушёл из обители в Александро-Свирский монастырь . В 1577 г. обитель получает жалованную грамоту митрополита новгородского Александра, которая закрепила землю за монастырем и Афанасий Сяндебский вернулся обратно в монастырь, где прожил до своей смерти и был погребен на одном из мысов Рощинского озера. Во время Ливонской войны в 1582 г. монастырь подвергся нападению шведов — была сожжена Троицкая церковь и убит игумен. Утварь и колокола старцы монастыря успели утопить в озере. В 1592 г. во время управления монастырем Никандром митрополит Великолуцкий и Новгородский Варлаам подтвердил своё особое покровительство монастырю и его права на земли. Согласно писцовых книг 1619—1620 гг. в Троицком Сяндемском владычном монастыре имелось три кельи, в которых проживали один чёрный священник и два старца. В 1628—1629 гг. в монастыре были заново отстроенная Троицкая церковь и три кельи, в которых проживали строитель монастыря Иосиф и семь старцов, а также скотный двор.

http://azbyka.ru/palomnik/Сяндемский_Усп...

Валаам невидимый Главный Спасо-Преображенский собор монастыря Тоже гранит. Оказывается, это камень в основании нашей веры – самый древний русский монастырь! Доподлинно время основания обители неизвестно. От тех времён практически не осталось документов, и поэтому «серьёзные историки избегают валаамской проблематики». Но предание гласит, что духовная жизнь началась здесь на заре нашей эры: сам святой апостол Андрей Первозванный воздвиг на острове крест и сказал слова первой проповеди. А Житие преподобного Авраамия Ростовского свидетельствует, что задолго до 989 года пришёл в Валаамский монастырь отрок, которому предстояло, став в монашестве Авраамием, просиять во времена крещения Руси. В ту пору, когда князь Владимир начал крестить киевлян, Авраамий уже жил отшельником в Ростовской земле и прославился как основатель Авраамиевского Богоявленского монастыря! Как лучи от солнца, разошлись по Руси с Валаама подвижники, несущие свет православия. В XII веке ушёл преподобный Корнилий и основал первый монастырь на Онежском озере – Палеостровский. В XIV веке ушёл на Коневец преподобный Арсений. В XV веке покинул Валаам преподобный Савватий, будущий устроитель Соловецкой обители. В XV же веке уходит на Свирь преподобный Александр. А ещё преподобные Евфросин Синоезерский, Афанасий Сяндемский, Адриан Ондрусовский, Лев Оптинский. Добрался до Аляски святитель Герман, назвавший свой Еловый остров Новым Валаамом… Вид на Ладогу. Фото: Павел Козионов Собор Валаамских святых – целый сонм преподобных, святителей, мучеников. Здесь и 34 монаха, погибшие от мечей шведов в 1634 году. А ещё новомученики валаамские. Сосчитать всех – не меньше сотни. А велик ли остров? Вот и получается, что «на каждом камне здесь можно служить литургию». Святая земля!.. Кстати сказать, Валаам и топографически Святая земля: на карте острова есть гора Фавор, гора Елеон, река Иордан, Мёртвое море, Кедрон… Недалеко от Гефсиманского скита стоит гранитный Поклонный крест – символ Крестных страданий Спасителя. В нижнем храме Воскресенского скита – кувуклия, мраморное подобие Гроба Господня… Так строился и обустраивался монастырь по замыслу великого наставника валаамского монашества игумена Дамаскина (Кононова, 1794–1881).

http://pravoslavie.ru/37253.html

Лошадь привела их к его могиле. Скорбящие иноки в болоте, под грудой мха, обрели тело страстотерпца нетленным! Со слезами и молитвословием они перенесли останки святого в пустыню и предали погребению подле северной стены церкви Святителя Николая. Впоследствии сооружена над гробом часовня, обращенная потом в церковь , а в 1827 году на месте ее воздвигнут соборный храм Введения Пресвятой Богородицы, где и до днесь святые мощи почивают под спудом, изливая многоразличными чудотворениями осеняющую их благодать Божию на всех, притекающих к ним с верой. В несчастные времена междуцарствия и Ондрусов монастырь, не смотря на отдаленное свое положение, испытал на себе лютость врагов нашего отечества: храмы Божии в нем ограблены, иноки частью побиты, частью разогнаны! Место святое запустело. Но, воцарение благословенного Дома Романовых дало новую жизнь вместе со всей Россией, и Адриановой пустыни. Царь Михаил Феодорович и родитель его Святейший Патриарх Филарет Никитич, кроме иных милостей, указал все прежде жалованные грамоты переписать на свое Царское имя. Собравшееся братство начало уже сглаживать следы истребления, но нападения Шведских и Польских ватаг опять разорили ее почти до основания. Около 1687 года в Ондрусовских развалинах устроилась девичья уже обитель, под управлением строительницы Феклы, которой с сестрами дана была сборная книга для возобновления разрушенной пустыни. Однако и это общество Божьих тружениц вскоре принуждено было искать убежища в ином месте. После них снова поселились там несколько старцев, но монастырь самостоятельно существовать уже не мог и в 1723 году Ондрусова пустынь, по малобратству, приписана к Сяндемской, с которой потом, до 1764 года, состояла под Александро–Свирским монастырем, по составлении же духовных штатов упразднена и оставалась в совершенном запустении, пока Игумен Валаамского монастыря Иннокентий не принял на себя попечения возобновить ее. В Августе 1789 года блаженной памяти старец Иннокентий, в то время еще иеромонах, с несколькими из своей братии плыл Ладожским озером из г. Новой–Ладоки на Валаам. Сильная буря застигла их близь Ондрусовой пустыни. Лодку выкинуло на луду и разбило. Божьим произволением монахи остались на голом камне невредимы. Волны горами вздымались около них; иноки каждое мгновение ждали смерти! Благочестивый старец Иннокентий молил Святителя Николая и Преподобномученика Адриана предстательствовать перед Господом об их спасении и дал обет принять меры к восстановлению упраздненной Ондрусовой пустыни. С твердой верой в заступление угодников Божьих, монахи, связав поясами несколько остатков разбитой лодки, пустились на этом плоту в бушевавшее еще озеро и благополучно приплыли прямо к Адриановой обители, Спустя месяц, отец Иннокентий сподобился зреть в сонном видении и Святителя и Преподобномученика: они напомнили ему о данном обете и предсказали новое искушение. И точно, ровно через год, опять против Андрусовой Пустыни, застигла старца Иннокентия буря, еще страшнее первой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

мон-рь или вернулись в свои губернии. Марии пришлось трижды менять свое убежище. Обнаружив в лесу место, где жила Мария, преемник иером. Митрофана, вероятно иером. Феофан (1853-1856), угрозами заставил ее выйти из избушки, которую затем сожгли дотла. Мария вынесла с собой только икону и 3 книги. О. Герасим посоветовал Марии вернуться в свою деревню, а затем написал ей, чтобы она отправлялась на Кавказ. За 2 месяца Мария и ее родственница, Матрона, пешком дошли до Ставрополя. Их по благословению свт. Игнатия (Брянчанинова), который хорошо знал о. Исаию, определили в Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь, но Мария не смогла в нем жить из-за многочисленности сестер и тесноты. Она нашла уединенное место в 2 верстах от обители, в пещерке у подножия холмов. Подвижница покидала уединение только для общения с духовником и местным землевладельцем, почитавшим ее как старицу. В холодное время Мария часто страдала от лихорадки, болела ревматизмом. По ее просьбе с ней поселилась Матрона. Иером. Прохор, духовник Н. м., и о. Герасим написали письмо с просьбой рассказать о жизни Марии. Получив ответ, о. Герасим, посоветовавшись с игум. Даниилом, ок. 1860 г. написал в Ставрополь о том, что отшельнице уже можно вернуться в Олонецкий край. Свт. Игнатий после длительной беседы с Марией благословил ее и Матрону на возвращение. Иером. Геннадий (Борисов Василий) род. в 1846 г. в Важинском погосте (как и преподобный Геннадий Важеозерский) в крестьянской семье, учился в сельском уч-ще. Поступил 6 июня 1873 г. послушником в Н. м. и 22 марта 1875 г. принял монашеский постриг, 8 нояб. 1875 г. рукоположен в сан диакона, 19 сент. 1876 г.- в сан иерея. С мая 1878 по авг. 1887 г. он «для пользы службы» назначался управляющим в Андрусовскую пустынь с обязанностью наблюдать за Сяндемской пуст., в 1884-1886 гг. пребывал в Свирском, Муромском и Александро-Ошевенском монастырях, отличаясь «благочестивым поведением и усердным исполнением монастырских обязанностей». Вернувшись 21 авг. 1887 г. в Н. м., о. Геннадий был направлен для сбора пожертвований на восстановление пустыни.

http://pravenc.ru/text/2565546.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010