И Она стала невидима. Перед своей кончиной преподобный проявил удивительное смирение. Он призвал братию и повелел ей: " Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, потопчите своими ногами " . Братия отвечала: " Нет, отче, не можем сотворить этого " . Тогда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у церкви Преображения Господня. Прожив 85 лет, преподобный 30 августа 1533 года отошел ко Господу. Мощи и почитание Рака с мощами прп. Александра Свирского Дивными чудесами прославился преподобный Александр Свирский при жизни и по кончине. В 1545 году ученик и преемник преподобного, игумен Иродион, составил его житие. В 1547 году началось местное празднование памяти преподобного и была составлена служба ему . Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский. Это - преподобные: Игнатий Островский (XVI), Леонид Островский (XVI), Корнилий Островский (XVI), Дионисий Островский (XVI), Афанасий Островский (XVI), Феодор Островский (XVI), Ферапонт Островский (XVI). Кроме этих святых, известны ученики и собеседники преподобного Александра Свирского, имеющие отдельные дни памятей: преподобный Афанасий Сяндемский (XVI), преподобный Геннадий Важеозерский (+ 1516), преподобный Макарий Оредежский (+ 1532), преподобный Адриан Ондрусовский (+ 1549), преподобный Никифор Важеозерский (+1557), преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский (1565) . В 1641 году были обретены и освидетельствованы мощи преподобного Александра. Обретение сопровождалось особыми знамениями: 15 и 16 апреля были необыкновенные гром и молния, которая сияла на земле, над местом захоронения святого основателя монастыря. Затем 17 апреля , в субботу праведного Лазаря , во время Божественной литургии, рабочие копали ров для стен новой, каменной церкви Преображения Господня, и на престольном месте старой церкви обрели гроб святого, причём земля над ним стояла в виде пещеры, ничем не поддерживаемая. Когда к прогнившему гробу (хорошо сохранилась лишь нижняя доска) сошёлся весь монастырь, игумен Авраамий снял верхнюю доску, и вокруг разлилось сильное благоухание.

http://drevo-info.ru/articles/11321.html

«Пост сдан!» – «Пост принят!» Можете, матушка, привести еще какие-то интересные события тех лет, которые Вам особо запомнились? Да, расскажу про такой случай. Исторически территория монастыря располагалась и по другую сторону дороги. Но желание советской власти в послевоенный период уничтожить всё, что связано с монастырем, монастырским укладом и верой, оказалось настолько велико, что было принято решение: разместить на церковных землях садоводство. В памяти запечатлелось, как в мае 2009 года пришла женщина, которая в 1980 году расчищала некогда принадлежащий монастырю участок и нашла большой старинный ключ. Все эти годы она бережно хранила его, понимая, что ключ из монастыря. Узнав, что есть благословение правящего архиерея на возрождение обители, она принесла его и отдала мне. При этом пожилая женщина задорно, по-мальчишески, с огоньком в глазах, вытянулась, как солдат по стойке «смирно», приложила к виску ладошку и отрапортовала: «Пост сдан!» Я, не растерявшись, так же весело ответила ей: «Пост принят!» Таким образом, у меня в руках появился ключ от монастыря, в котором не осталось ни одного строения, только густые заросли непроходимого леса. Да и вообще тогда еще не было даже официального статуса монастыря. Однако надежда на то, что Господь не оставит, не покидала. Первый год налаживания монастырской жизни особо запомнился. Стояли такие морозы, которые в данной местности встречаются раз в сто лет (в некоторые дни температура доходила до минус 45 градусов!). Но невозможное человекам – возможно Богу. Господь явил Свою милость. В августе 2009 года был отслужен первый молебен у Поклонного креста, воздвигнутого на месте предполагаемого строительства каменного храма. Вновь зазвучала молитва. Монашеская жизнь немыслима без участия в Таинствах Церкви, и для нас было важно побыстрее закончить строительство небольшого храма в честь Святой Живоначальной Троицы, внешне напоминающего часовню. Первая Божественная Литургия была отслужена в нем 31 января 2010 года, в день памяти преподобного Афанасия Сяндемского. С виду строение кажется крохотным, но желающих почтить память преподобного и помолиться там, где под спудом покоятся его мощи, было так много, что количество причастников достигло шестидесяти человек. Мы только удивлялись: как этот крохотный храм смог всех вместить?

http://pravoslavie.ru/136919.html

     Специфика Олонецкого края, вероятно, диктует свои требования. Район многонациональный. Большую часть населения, около 70 процентов, составляют карелы-ливвики. Это народ со своими традициями, самобытной культурой, своими верованиями, со своим языком. Кроме того, в Олонце проживает большая по численности чеченская диаспора Карелии, которую к прихожанам не причислишь. Изначально наш монастырь был мужским. Лишь в 1909 году во исполнение постановления Видлицкого пастырско-миссионерского съезда Сяндемская мужская пустынь была преобразована в женскую обитель с возложением на нее миссионерско-просветительских задач. Этот съезд был организован по благословению епископа Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского) в виду надвигающейся с финляндской стороны опасности от протестантской и панфинской пропаганды среди православных карел трех епархий – Финляндской, Олонецкой и Архангельской. Наряду с прочно укоренявшейся идеологией движения по якобы «освобождению Восточной Карелии», финны предприняли самые активные действия, начав издавать и широко распространять среди русских карел специальную литературу на финском языке, имеющую пропагандистский характер, подрывающую единство русского народа и доверие к самодержавному Царю, дискредитирующую священноначалие, государственный строй и всячески поддерживающую революционные течения. Также ими создавались библиотеки и нелегальные финские школы, в том числе передвижные и ремесленные. То есть женская обитель с миссионерскими задачами, по мнению участников съезда, являлась в этом крае просто необходимой в целях усиления здесь миссионерско-просветительской работы. В таких условиях начинали сестры свое служение в 1909 году. И спустя столетие задачи, определенные тем форумом, не поменялись. Так что мы с радостью примем новых сестер, желающих потрудиться на этой спасительной и благодатной ниве Христовой.      На монастырском сайте в рубрике «Фото» представлены трогательные зимние виды монастыря. Вот сестры идут рядом по расчищенной дороге, ведущей к обители, а по бокам сияющий белизной покров приличной высоты. Кто так основательно расчищает путь к храму и на территории монастыря? Кто помогает, когда такая помощь необходима? Ведь самим-то не справиться с таким снежным покровом?

http://pravoslavie.ru/136919.html

Михаила и проч. Небесных сил и прп. Александра Свирского с проч. Олонецкими чудотворцами, установив празднование в ней Собора Олонецких чудотворцев в 1-е воскресенье после Покрова Пресв. Богородицы. Помещенная в храме икона Олонецких преподобных была написана согласно указаниям Н., благословившего распространять ее в копиях по всей епархии. По ходатайству Н. от 13 мая 1909 г. Александро-Свирский мон-рь был возведен в первоклассный, а Александров Ошевенский монастырь - во второклассный «без изменения отпускаемых сумм и штата». Определением Синода от 21 июля 1909 г. Сяндемская Успенская муж. пуст. обращена в жен. мон-рь. В 1914 г. учрежден крестный ход из Андрусовской во имя святителя Николая Чудотворца пустыни в Александро-Свирский мон-рь и обратно ко дню Св. Троицы. В последних числах 1909 г. Н. ездил в Свирский мон-рь на погребение его настоятеля архим. Агафангела (Амосова; † 27 дек. 1909), 18 лет руководившего обителью. По представлению Н. игум. Онисим (Савинов), настоятель Муромского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря с 1871 г., за неустанные труды к 6 мая 1911 г. был удостоен сана архимандрита (возведен в сан 24 сент.). С именем Н. связано учреждение Каргопольского вик-ства Олонецкой епархии. Представление об этом с указанием имени кандидата местного уроженца, архимандрита коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления монастыря Московской епархии Варнавы (Накропина) он подал 5 июня 1911 г. (РГИА. Ф. 796. Оп. 192. Д. 1251. Л. 1-1 об.), через месяц после назначения обер-прокурором Синода В. К. Саблера . По свидетельству архиеп. Антония (Храповицкого) , подать представление Н. вынудил, «аще и не хотяше», его однокурсник по СПбДА директор Хозяйственного управления при Синоде П. С. Даманский, «земляк Варнавы и друг Г. Е. Распутина». По настоянию архиеп. Антония дело было снято с доклада. Но в авг. назначение состоялось: Саблер заявил, что видеть архим. Варнаву епископом желает царь, и пригрозил своей отставкой в случае отказа. На хиротонию Варнавы в Москву Н.

http://pravenc.ru/text/2565316.html

ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИГОРЬ (ГЕОРГИЙ) ОЛЬГОВИЧ († 1147, Киев), блгв. кн. киевский (пам. 5 июня, 19 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) МСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ (ок. 1180-1228), кн. Галицкий (1219-1227), блгв. кн. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/64418.html

До 1429 года «со всяцем смирением и многим терпением и кротостью зельною» подвизался на Валааме преподобный Савватий, постриженник Кирилло-Белоезерского монастыря. Он слышал, «что иноки Валаамского монастыря подвижное имут житие, днем и нощию в Богоугождении труждающеся, пищу же имут от труда рук своих», почему и оставил Кириллов 10 . В последствии, по званию Божию, он удалился с Валаама на Соловецкий остров и там, при содействии Валаамского же питомца, старца Германа, положил начало иноческому житию. В одно время с преподобным Савватием пребывали на Валааме преподобный Евфросим, происходивший из князей Тепринских, в последствии возвратившийся в Саввину пустынь 11 , и инок Геннадий 12 , ученик преподобного Савватия, в последствии св. архиепископ Новгородский, ревностно подвизавшийся вместе с преподобным Иосифом Волоколамским против распространявшейся тогда ереси жидовствующих. В 1474 году, узнав от Валаамских иноков, что на Валааме есть «общежительное пребывание и особное по двема и трием, единодушное и отходное уединенное молчание», явился сюда преподобный Александр Свирский . «О, чадо!» – говорил ему бывший тогда игумен Иоаким, – «видиши ли, яко место сие зело скорбно есть и пребывающие в нем тесное и нуждное житие проходят, ты же юн сый, мню, яко не можеши терпети скорбей на месте семь». Слезами, поклонами и новыми просьбами отвечал на эти слова игумен преподобный. Тогда презирая, что «он сосуд избран хощет быти Богу», наконец, сказал ему игумен: «отселе буди служай братии со всяким терпением и послушанием». Преподобный Александр пострижен здесь в монашество, сначала трудился в общежитии, потом отшел на безмолвие на «Святой» остров, откуда в последствии вызвал его Божественный глас на берега Свири, где он основал существующий по ныне Троицкий монастырь 13 . По отшествии преподобного Александра подвизались на Валааме преподобные: Афанасий Сяндемскнй, Адриан Ондрусовский и Евфросин Синозерский 14 , в последствии первый из них основал на восточном берегу Ладожского озера Сяндемскую пустынь, второй – в 20 верстах от Олонца – пустынь Ондрусовскую и третий – на берегу Синичьего озера, в 30 верстах от Устюжны – Синозерскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сяндеба. Сяндемский Успенский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1610 и 1620. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Карелия, Олонецкий район, деревня Сяндеба. Координаты: 61.156737, 32.781487 Проезд: Поездом до станции «Лодейное Поле» или до станции «Петрозаводск». Далее можно добраться на рейсовом автобусе или на такси. Рейсовым автобусом из Санкт-Петербурга с автовокзала и Северного автовокзала доехать до г. Олонец. Из Олонца автобусом в Петрозаводск, а также из Петрозаводска до д. Ну ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Поездом до станции «Лодейное Поле» или до станции «Петрозаводск». Далее можно добраться на рейсовом автобусе или на такси. Рейсовым автобусом из Санкт-Петербурга с автовокзала и Северного автовокзала доехать до г. Олонец. Из Олонца автобусом в Петрозаводск, а также из Петрозаводска до д. Нурмалицы или д. Новинки. Остановки по требованию, поэтому надо заранее согласовать с водителем, и будут осуществляться на федеральной трассе (М18/Е105). Далее только пешком или на попутном транспорте около 19 км. Личным транспортом можно проехать через д. Нурмалицы или д. Новинки. Через д. Тулокса и п. Ковера дороги в монастырь нет. Со стороны Ленинградской области - по федеральной трассе М18/Е105, свернуть налево по указателю " Нурмалицы " , далее по асфальтированной дороге до д. Нурмалицы. Со стороны Петрозаводска - свернуть направо по указателю " Новинки " на проселочную дорогу, которая долгое время будет идти через лес, затем она выйдет в д. Нурмалицы. В Нурмалицах проехать всю деревню (дорога будет подниматься на холм) к указателю с надписью " Сяндеба, Тенгусельга " . Далее дорога грунтовая, до монастыря около 15 км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Сяндемский Успенский женский монастырь находится примерно в 150 км от города Петрозаводска. Обитель, основанная в XVI веке учеником преподобного Александра Свирского преподобным Афанасием Сяндебским по благословению новгородского архиепископа Пимена, была мужской. За время своей многовековой истории монастырь не раз подвергался запустению, но всякий раз возрождался. Вот и теперь монастырь отстраивается заново, Успенская Сяндемская пустынь возрождена как женская обитель. В журнале заседания Священного Синода от 27 июля 2011 года имеется запись: «В связи с прошением Преосвященного архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила благословить открытие Сяндемского Успенского женского монастыря деревни Сяндеба Олонецкого района Республики Карелия и назначить монахиню Варвару (Иванову) на должность настоятельницы (игумении) этого монастыря».

http://sobory.ru/article/?object=30786

Краткое содержание ркп. см.: Описание рукописей Синода 1910, 660 – 661. Послание к газскому митрополиту Паисию Лигариду («Послание 2») – И «Видение» патриарха Никона – С Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – С 23.РНБ, ф. 728 (Библиотека новгородского Софийского собр.), Сборник. Начало XVIII в. 1°. 327 л. (лл. 1 (от переплета в начале), 1 – 111 (от переплета в конце), 290 об., между 299 и 300 чист.). Полуустав. Инициалы киноварные. Переплет: картон в коже; корешок кожаный с тиснением; на корешке переплета наклейка красного цвета в форме квадрата с тиснением золотом «Житие Никона патриарха ». На л. 51 об. акварельный портрет патриарха Никона. На л. 51 проба пера. На л. 327 об. почерком, каким написана вся рукопись, писцовая запись о времени составления манускрипта: «Написася сия книга, глаголемая Житие святейшаго Никона патриарха , повелением архимандрита Лаврентиа в лето от сотворения мира 7219-го, от Рождества же по плоти Бога Слова 1710-го, индикта 3». В рукописи имеются две полистные записи ее владельцев: на л. 1 – 19 (по нижнему полю) «1733-го году книгу сию, глаголемую святейшаго Никона патриарха Московскаго и всея России и всех северных стран, купил сию книгу Островского монастыря игумен Авраамий того ж уезда Троицкия Сяндемския пустыни у строителя иеромонаха Герасима з братиею»; на л. 20 – 91 (по правому полю): «1734-го году июля 14 дня Иверского монастыря наместник игумен Аврамий сию свою собственную келейную книгу Жития святейшаго Никона патриарха с Возотвествием на 27 вопросов боярина Симеона Стрешнева и на ответы Газского Паисия митрополита послал в Рожественской Палеостров монастырь в церковь Божию с таким объявлением, что ежели случусь жить в том монастыре, то мне иметь – за свою, а по смерти моя – в дом Богоматери неподвижно, под страхом похищником, яко святотатцем суда Божия. Подписал выше именованны игумен своею рукою». Филигрань «Герб города Амстердама» с литерным сопровождением «AG» типа: Дианова 1998, 296 (1701, 1704, 1706, 1709, 1712, 1725).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некоторые Валаамские иноки в это время отличались особенным просвещением и ревностью по вере, как например Геннадий, занимавший престол Великого Новгорода. Некоторые, находясь в стенах монастырских, употребляли свои труды на просвещение других. Так в 1500 году священноинок Феодор Сейноковский, по благословению игумена Иоакима, полууставом переписал толкования Феофилакта, архиепископа болгарского, на Евангелия от Матфея и Марка. Рукопись писана в листе, в два столбца, на 220 листах; находится она в настоящее время в московской синодальной библиотеке, по новому каталогу под 87, а по-старому под 302. В 1501 году дьяк Гридица Лихач, по повелению игумена Иоакима, полууставом среднего новгородского письма, во вторую долю листа, переписал Пролог с марта месяца по сентябрь. Рукопись эта находится в библиотеке новгородского Софийского собора. Гридица в послесловии Валаамский монастырь называет: Честной и великой лаврой Святого Спаса и Боголепного Преображения Господа Бога нашего Иисуса Христа, Валаамского острова. В 1508 г., мая 12, крылошанин Евфимий, по повелению игумена Иоакима, полууставом крупного новгородского письма, во вторую долю листа, переписал св. Четвероевангелие. Оно находится ныне в библиотеке новгородского Софийского собора. Обилуя духовными сокровищами, обитель в это время не имела скудости и в средствах к поддержанию своей жизни. По переписи, произведенной имениям монастырским в 1523 г. в погостах: Сердобольском, Раутском, Салминском, Пигиярском, Яскирварском и Сакульском за монастырем показано 537 дворов и 159 саж. земли. На Ладожской земле монастырь владел одной деревней в Городенском погосте, где существовал и монастырский двор, на случай приезда из монастыря иноков, а другой деревней владел в Конвоинском погосте. В Карелии, или Кексгольме, также были монастырские дома. В Карельском округе за Валаамским монастырем состояла часовня с монастырским двором над Сяндемским озером. От деревень иноки монастыря пользовались тогда третью хлеба, естественными и домашними произведениями, сбором масла, сыра, льна, овчины и малой частью денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Смиренномудрие и послушание, приобретенные на Валааме, сделали Афанасия любимейшим учеником св. Александра, бывшего игуменом Свирским, и он сподобился быть свидетелем благодатного посещения от Пресв. Богородицы своему наставнику. По преставлении преп. Александра (1533 г.), св. Афанасий отошел на пустынножитие в дремучие леса Карелии и на холме перешейка двух небольших озер Сяндема и Рощинского поставил себе хижину. Некоторые из духовного стада, собранного преп. Александром, последовали за Афанасием в сие уединение и к ним присоединилось еще несколько любителей пустынного жития. Таким образом положено начало Сяндемской Успенской пустыни, находящейся в Олонецкой епархии, в 22 верстах от г. Олонца. Св. Афанасий, основатель обители, был и первым наставником братства. При устье реки Сяндемки, текущей на 9-ть верст из Сяндемского озера в реку Тулоксу, находятся на обоих берегах ее два каменные креста. По свидетельству предания они сопутствовали преп. Афанасию с Валаама и суть благословение тамошних старцев основателю Сяндемской пустыни. С верой рассказывают окрестные жители, что кресты эти чудесно приплыли за преп. Афанасием, против течения реки, со стороны Ладожского озера 14 . Во дни преподобных Александра и Афанасия на Валааме несколько лет подвизался еще св. Адриан Ондрусовский. Он был схимонахом. Удалившись с Валаама, преп. Адриан на восточном берегу Ладожского озера основал обитель Ондрусовскую. Этот муж был столь высокой жизни и исполнен толикой мудрости, что преп. Афанасий Сяндемский, будучи уже наставником своего братства, имел частые духовные беседы для собственного научения с преп. Адрианом. Памятниками этого духовного общения остались кресты, водруженные угодниками Божиими по пути через все пространство, отделяющее их друг от друга. Св. мощи преп. Адриана доныне покоятся под спудом в основанной им обители в церкви Введения во храм Пресв. Богородицы. Такой дивный сонм святых светил монашества, воссиявших на горах Валаамских, показывает нам, в каком цветущем состоянии была подвижническая жизнь иноков Валаама в описываемый период.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010