Тогда единодушно всей братией избран был отец казначей Ионафан. 5-го октября 1823 года последовал указ отцу Иннокентию о сдаче монастыря вновь избранному отцу настоятелю. По сдаче монастыря, отец Иннокентий оставлен был на покое в Валаамской обители. За долговременную и усердную его службу, по Высочайшему повелению, согласно представлению высокопреосвященного митрополита, ему назначен был по смерти в пенсион полный оклад настоятельского жалованья, положенного по штату, 600 руб. асс. ежегодно. Последние дни своей многотрудной жизни старец посвятил на окончательное устройство восстановленных его попечением двух обителей: Андрусовской и Сяндемской. Не удерживала и болезнь деятельного старца в его заботах об устройстве пустынь: в сентябре месяце 1828 года он, по делам их прибыл в г. Петрозаводск и здесь, 90-та лет, 22-го числа сентября свершил свое земное течение, предав дух свой Господу. Во время болезни его посещал преосвященный Игнатий, епископ олонецкий, и старец два раза просил владыку доставить его тело на Валаам. Преосвященный Игнатий, уважая редкие добродетели усопшего, почтил память его исполнением последнего его желания: исходатайствовал дозволение погребсти тело его на Валааме и благословил, на пути туда, у каждой встречавшейся церкви останавливаться и совершать литии, а в Сяндемской пустыни внести тело в тамошний Успенский собор, воздвигнутый почившим. В это время, много лет почти безмолвная, пустынь была полна сотнями народа всякого звания: не только окрестные жители, но и от далеких мест приходили поклониться останкам достойно почитаемого старца. До сих пор не только на Валааме, но и во многих дальних краях русской земли с благоговением воспоминают душеспасительные наставления отца Иннокентия, строгие правила его жизни, младенческую простоту его сердца и евангельскую ко всякому любовь. 5. Игумен Ионафан Игумен Ионафан умер через два года по кончине отца Иннокентия, 22 января 1830 года. Он был по происхождению простой ремесленник г. С.–Петербурга; поступил в Валаамский монастырь при отце Назарии и им пострижен в монашество в 1792 г.; проходил послушание в поварне, звонаря и пономаря; посвящен в иеродиакона в 1793 году и в иеромонаха в 1794 году, потом был голосовщиком, ризничим и книгохранителем; при должности казначея он продолжал исполнять обязанности и уставщика на клиросе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Любя свое дорогое отчество, святую Россию, Валаамская обитель в годину тяжкой войны с четырьмя союзными народами (Англичанами, Французами, Турками и Италиянцами) представила на военные издержки 1000 руб. серебром. Соболезнуя о морских чинах, потерпевших крайнее разорение своего имущества при осаде Севастополя, она в пользу их пожертвовала 100 руб. серебром. Душевно желая принять участие в сооружении в Новгород памятника тысячелетнему историческому существованию России, она и на этот предмет принесла от усердия своего 100 руб. серебром. Ревность о благосостоянии святых обителей Олонецкого края: Андрусовской и Сяндемской, наследованная от прежних отцев, побудила отца игумена Дамаскина составить описания этих двух обителей и на счет доброхотных дателей издать их в свет в пользу пустыней. Зная силу веры жителей Корелии к преподобным отцам Сергию и Герману, а также и то, что во многих церквах, по крайней бедности, нет икон этих угодников Божиих, игумен Дамаскин жертвует туда св. иконы их, выполняя тем духовные потребности благочестивых сынов Корелии. Одна из икон св. Сергия и Германа препровождена и на св. гору Афонскую, в знамение глубокого и тесного единения обителей и для взаимного расположения тех и других подвижников ко взаимной молитве друг о друге. Посильное внимание игумена Дамаскина к боголепному украшению храмов Корелии и содействие к процветанию обителей того края, доставили ему общую благодарность монастырей и священнослужителей. Между прочим, высокопреосвященнейший Аркадий, архиепископ Олонецкий и Петрозаводский, в письме к игумену Дамаскину писал по сему предмету следующее: „Ваше усердие к св. обителям Андрусовской и Сяндемской воскрешают для нас память одного из предшественников ваших, достоблаженного игумена Иннокентия. Так мне теперь лично некоторые из живущих в этих двух обителях и в окрестности их свидетельствуют. Памятником вашего усердия к благолепию храмов Божиих украшается и крестовая церковь Олонецкого архиерейского дома. Всегда в душе моей благодарный вашему высокопреподобию за таковое усердие ваше к местам, состоящим в управлении моем, ныне побуждаюсь и письменно засвидетельствовать вам мою непременную благодарность за все, что вы, по любви к благочестию, сделали в пользу церквей и обителей Олонецкой епархии”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Местное прославление Афанасия Сяндемского предположительно совершилось после обретения его мощей. Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Соборы Карельских и Валаамских святых, празднования которым были установлены соответственно в 1974 и 1999 годах. Иконография Сохранились в основном изображения Афанасия Сяндемского среди олонецких святых, но существовали и единоличные иконы. В Описи коллекции Олонецкого епархиального древлехранилища в Петрозаводске 1918 года упоминается образ преподобного XIX века " на холсте [паволоке] в рост, правая рука на груди, в левой четки и посох " . Подобное изображение Афанасия Сяндемского в мантии и схиме имеется на литографии П. Ф. Бореля 1855 года . На иконе олонецких чудотворцев второй половины XIX века из церкви вмц. Екатерины в Петрозаводске Афанасий Сяндемский изображен в рясе и схиме красного цвета, волосы длинными прядями спадают на плечи, борода окладистая . Образ преподобного представлен на иконах " Собор святых, в земле Карельской просиявших " 1876 года из Валаамского монастыря , кон. XIX - нач. XX в. из иконостаса семинарского храма во имя ап. Иоанна Богослова и преподобных отцов - просветителей карельских в г. Куопио. На иконе кон. XX в. из собора во имя блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске святой представлен в зеленой мантии, с поднятыми в молении руками. Литература Использованные материалы   Дамаскин. С. 21-22   РГБ. Унд. 1253. Л. 183об.-186   НАРК. Ф. 1046. Оп. 1. Ед. 1/2. Л. 29а. 174   Адарюков, Обольянинов. С. 88   Опись имущества ц. вмц. Екатерины. 1988 г. 174   Музей православного искусства г. Куопио, Финляндия Редакция текста от: 15.07.2019 21:44:39 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/4929.html

14.30-15.00. Книжный салон «Воскресение» представляет православные книжные новинки 2018-2019. Площадка книжного салона. 14.30-15.00. Телемост с руководителем проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера», настоятелем храма в честь прп. Серафима Саровского в Раево протоиереем Алексием Яковлевым. Рассказ об истории проекта, экспедициях, планах на 2019 год. 15.00-16.30. Программа, посвященная памяти старца Гавриила (Ургебадзе). Показ фильма «Диадема старца», встреча с автором Константином Церцвадзе. 16.30-17.00. Православный кинотеатр представляет. Показ фильмов о Сяндемском Успенском женском монастыре Петрозаводской и Карельской епархии (Афанасьево-Сяндебская пустынь). 17.00-18.00. Выступает автор-исполнитель Федор Борковский. Прозвучат песни из альбома «Семья», посвященного 100-летию подвига Царской семьи. 18.00-18.30. Православный кинотеатр представляет документальный фильм «Блокада». К 75-летней годовщине снятия блокады Ленинг рада. 30 января 11.30-12.15. Православный кинотеатр представляет документальный фильм «Карелия православная». 12.00-12.30. Молебен с акафистом перед образом свв.прпп. Серафима Саровского и Гавриила Самтаврийского. 12.15-13.00. Паломничество по святым местам Карелии. Программа паломнической миссии «Преображение». Рассказ о Сяндемском Успенском женском монастыре. 13.00-14.30. Проект «Здоровье православному человеку». «Основы здорового питания: доступные продукты, для ежедневного рациона». Черняева И.И., к.б.н., микробиолог. 14.30-15.15. Встреча-концерт руководителя ансамбля «Корела» Елены Ведайко. Кантеле и йоухикко-история возникновения карело-финских инструментов, традиции, техника игры, исполнение. 15.30-15.50. Программа издательства «Царское Дело»: презентация нового издания - книги русского генерала, общественного деятеля и историка А.Д. Нечволодова «Сказания о Русской Земле». Ведущий Сергей Астахов. 15.50-16.30. Встреча с художником-реставратором И.И.Веселкиной. Реставрация древних икон и уход в домашних условиях. Часть 1. 16.30-17.00. Видеопрезентация проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Встреча с волонтерами.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/22/so...

А) Монастыри: 1) Ильинский, 2) Высокозерский, 3) Андрусов. В) Пустыни: 4) Падонская, 5) Яблонская, 6) Габановская и 7) Сяндемская да 8) Муромский монастырь с 6 приписными к нему: а) Кедринским, б) Петропавловским, в) Киржинским и пустынями г) Лужандозерской, д) Рубежской, е) Синорецкой или Синозерской, также пустыни: 9) Яшезерская, 10) Машеозерская, 11) Башеостровская и 12) Соломенская. Из достопамятных происшествий, в этой обители бывших, известны следующие: 1) В 7149 (1641) году, Апреля 17, обретение мощей Пр. Александра Свирского . 2) В 7152 (1644) году – преложение оных в новую раку и поставление поверх земли. Мощи сии свидетельствовал и прелагал в раку Преосвященный Аффоний, Митрополит Новгородский. 3) Около 1618 года совершенное разорение обители этой и вышеописанной Преображенской, так именуемой отходной пустыни, от Литовцев и Шведов, при чём убито монашествующих 27 и служителей 32 человека. 4) Многоразличные чудеса, от мощей бывшие, описанные в рукописном подробном житии Пр. Александра. 5) Монастырю сему жалованы были от Государей Царей на вотчины грамоты следующего содержания: I. От Царя Михаила Феодоровича: 1) В 7126 (1618) году, Марта 9 на вотчинные земли Обонежской пятины, Штинского стана в Кондужской, Люговичской, и Подбережской вотчинах, на двух склеенных листах за подписью Думного Дьяка Николая Никитина, сына Новокшенова, за справой подьячего Василия Попова. Грамота эта подтверждена и преемниками его Царского Величества. 2) В 7128 (1620) году, Февраля 11, Олонецкого погоста на Олонце реке на пустое порожнее мельничное место, за подписью Дьяка Дементия Образцова, за справой Ивана Нечаева; у грамоты печать белого воска. 3) В 7128 (1620) году, Апреля 26 Обонежской пятины Остречинского погоста на Свири реке на Тосарский остров, и на Тосарскую и Корекодивскую тони и на состоящий в Новгороде сад, на вотчинные в Рождественском, в Пыринском и волостке Кондуше земли, и на четыре Петровские пустоши; за подписью Дьяка Ивана Болотникова, за печатью красного воска на шёлковом красном шнуре. На обороте подтверждена другими Государями за подписью Дьяков их. Грамота эта писана на двух больших склеенных листах.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Настоятельство в этой обители до обращения оной в Униатскую было Игуменское, а с того времени до 1795 года были Униатские настоятели, именуемые Супериорами, которые и преподавали на латинском и польском языках Риторику и Философию. В 1795 году, по присоединению этой обители к Греко-Российскому вероисповеданию, учреждено настоятельство Строительское, которое и продолжалось до 1800 года; а с того времени до 1807 года – Игуменское. Ныне же с 1807 года – Архимандричье против третьеклассных монастырей. Из настоятелей известны: 1) АНТОНИЙ Рудницкий, первый Игумен; 2) АРКАДИЙ Закревский, последний Игумен. Он в 1807 году произведён в Архимандрита, а в 1808 году, Июля 19, скончался. 3) ИЕРОНИМ Визерский, учитель Философии в Житомирской Семинарии, определён в должность настоятеля в 1808 году, а в 1809 году уже действительным Настоятелем Загаецкого монастыря, и по Указу Святейшего Синода посвящён в Архимандрита. Содержание своё этот монастырь получает от процентов с суммы, данной фундаторами оного, от крестьян и хлебопашества. Загорицкая пустынь Мужская. Находилась в Новгородском уезде к юго-востоку, от Новгорода в 15 вёрстах на устье речки Глушицы, впадающей в реку Мсту против Броницкого Яма. Пустынь сия построена была настоятелями Антониева монастыря: поскольку Бронницкой Ям с окрестными селениями до Штатов 1764 года был в приписке к сему монастырю, и служил загородным домом. Здесь устроена была церковь и кельи со службами для монашествующих, но после Штатов всё сие уничтожено. Ныне видны одни только останки этой пустыни, существующей в памяти старожилов. Загородский Спасский монастырь Упразднённый мужской. Находился близ города Твери. В 1360 году Игумен монастыря сего Василий хиротонисан в Епископа Тверского. Задненикифоровская Спасская пустынь Упразднённая мужская. Находилась в Олонецком уезде на реке Ояти в 12 вёрстах от Александро-Свирского монастыря, а от реки Свири в 5 вёрстах вверх по Ояте реке. В Июле 1723 года она приписана была за малобратством к Сяндемской пустыни, а потом и с нею отдана в ведение Александро-Свирского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Так постепенно Важеозерская обитель возрождалась из пепла, в который обратили ее литовцы. Время от 1701 по 1764 годы отмечено мероприятиями правительства Российской империи по секуляризации церковного имущества. В связи с этими мероприятиями по церковной иерархии Никифоровская пустынь в июле 1723 года была приписана к Сяндемской пустыни. В 1764 году игумен ее Тарасий переведен в Муромский монастырь, пустынь была совсем закрыта, а пустынская церковь была обращена в приходскую с припиской к Коткозерскому приходу. В описании Александро-Свирского монастыря сказано, что до штатов 1764 года за этим монастырем была приписною вместе с другими монастырями и Важеозерская, или Задне-Никифоровская, пустынь. Л.И. Денисов в книге «Православные монастыри Российской империи», изданной в 1908 году, пишет, что «Задне-Никифоровская нештатная общежительная пустынь в 1786 году была упразднена и обращена в приходскую церковь». В 1800 году Важеозерская обитель вторично была приписана к Александро-Свирскому монастырю и состояла за ним до 1846 года. В ней тогда постоянно жили один иеромонах, один иеродиакон, три монаха из Александро-Свирского монастыря и несколько богорадников. Во все это время Никифоровская пустынь не пользовалась большою известностью и мало была посещаема. Впрочем, и проход в 12 километров от основной дороги был удобен лишь для пешеходов. С 1830 года в пустыни с тремя своими учениками поселяется старец отец Исаия (в миру Иоанн). Его брат, Феодор, основал Анжерскую пустынь. А дочь третьего брата известна в Карельской земле как святая Мария Олонецкая. С появлением в Геннадиево-Никифоровом Важеозерском монастыре отца Исаии пришедшая в упадок обитель стала возрождаться и вскоре получила самостоятельность. В писцовых книгах XIX века мы встречаем запись: «1846 года, марта 6-го дня, Олонецкая консистория по выслушивании указа из Святейшего Синода от 6 февраля 1846 года за 360 об оставлении приписанной к Александро-Свирскому второклассному монастырю Задне-Никифоровской пустыни самостоятельною, с существующим в оной настоятельством строительским и с семью монашескими вакансиями, на правах общежития…». При ней оставлены были и все те угодья, какие за ней значились. С сих пор обитель Никифоровская начала пользоваться известностью.

http://pravoslavie.ru/29341.html

В память своего посещения Государь, чрез несколько времени, прислал в обитель царские дары: сребропозлащенные сосуды и годовой круг богослужебных книг. С каждым годом обитель Андросова приходила в лучшее устройство. Заботливостью второго строителя, Кирилла (1820 – 1822) выстроена вокруг монастыря деревянная ограда и такой же Флигель для братских келий. Ризница увеличена. Приписана упраздненная Сяндемская пустынь 15 . За Кириллом с 1822 по 1826 г. сменялись один за другим четыре настоятеля. В 1826 г. (14 августа) назначен управителем пустыни Иерод. Валаамского монастыря Иосиф, и по рукоположении в Иеромонаха (16 января 1826 г.) утвержден строителем (15 февраля 1828 г.). При нем Андрусовская пустынь перешла из ведения С.-Петербургской во вновь учрежденную Олонецкую епархию и начала управляться самостоятельно. Десятилетнее свое управление пустынею о. Иосиф посвятил особенному устройству монастыря. В 1830 г. он вознамерился вместо малой обветшавшей церкви Введения во храм Пресвятыя Богородицы устроить новую каменную, пространную. Она пристроена к древней каменной же церкви во имя св. чудотворца Николая, под стеною коей, на южной стороне, почивают под спудом мощи преподобного Адриана, Андроповского чудотворца. Окончательно устроена эта церковь в 1833 г. Старанием же Иосифа над ракою преподобного мученика устроена сень с бархатным подзором и золочеными украшениями. Ризница обогащена разными многоценными предметами и приделано для нее удобное помещение. Иосифом исходатайствовано обители, взамен мельницы, ежегодное содержание в 350 руб. ассигнациями. Построены многие хозяйственные заведения, деревянные настоятельские келии и каменные для братства. Кроме того благоразумною распорядительностью Иосифа положено для обители в Опекунский Совет 3500 руб. Кратко сказать, строителем Иосифом Андрусова пустынь возведена на степень благоустроеннейших монастырей Олонецкой епархии. В 1835 г. расстроенное здоровье о. Иосифа принудило его, к крайнему прискорбию Андроповского братства, просить увольнения от настоятельства. В том же году он возвратился в Валаамскую обитель, сдав пустынь, по назначению начальства, состоящему в числа братства Андроповского, священнику Михаилу Беляеву, который заведовал ею около шести месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Elpidifor-Bars...

В Обонежье система погостов складывалась в XV - 1-й пол. XVI в., она зафиксирована в древнейших писцовых книгах Обонежской пятины 1496 и 1563 гг. В XIV-XV вв. на Корельскую землю (Корельское наместничество, с 1500 Корельский у.) и Обонежский ряд (с 1496 Обонежская пятина) распространялась власть наместников Новгородского архиепископа, свинцовые печати к-рых были найдены при раскопках в Кореле. В 1419 г. Новгородский архиеп. св. Симеон «ездил по Корельской земли» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 426) - это было 1-е посещение архиереем территории К. По данным новгородских писцовых книг кон. XV в., у Новгородской кафедры были крупные владения в К. Решающую роль в христианизации края сыграли мон-ри. В XIV в. на Ладожском оз. были созданы Валаамский и Коневской мужской мон-ри. В 1-й пол. XVI в. вокруг Онежского оз. строилось множество церквей и часовен, создавались монашеские общины, основателями многих обителей были ученики прп. Александра Свирского : преподобные Никифор Важеозерский (см. Никифор и Геннадий , преподобные, Важеозерские), Афанасий Сяндемский , Адриан Ондрусовский , Корнилий Паданский, Макарий Оредежский. В 1500 г. в пригороде Корелы, Сванском Волочке, действовало подворье Валаамского мон-ря. В Кореле в это время существовали 2 муж. мон-ря, созданные, вероятно, при участии иноков Валаамского мон-ря, и жен. обитель. В 1568 г. в Кореле упоминаются уже 4 мон-ря. Важные мероприятия по христианизации карел и др. угро-фин. народов Севера России были осуществлены в 1533-1534 гг. по инициативе Новгородского архиеп. св. Макария (впосл. митрополит Московский и всея Руси). В 1533 г. он отправил грамоту вел. князьям Василию III Иоанновичу и Иоанну IV Васильевичу , где сообщал о «прелести кумирской» в сев. части Новгородской епархии. 25 марта 1534 г. он послал грамоту об искоренении языческих обрядов в Водскую пятину, направил туда миссионера иером. Илию (ДАИ. Т. 1. 28. С. 27-30; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 564-566; Т. 43. С. 232-233). 8 июня 1548 г. грамоту о борьбе с языческими пережитками (на основе грамоты свт.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

В 1827 году о. Иннокентий просил Государя Императора об отводе земли с лесом для Сяндемской пустыни, приписанной к пустыне Андрусовской. Почему, по положению комитета гг. Министров последовало Высочайшее соизволение: „определить пустыне оклад денежный по 800 рублей ежегодно, вместо угодьев.” Старанием о. Иннокентия в Сандемской пустыне построена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, на сумму в количестве 4175 руб. ассигн., всемилостивейше пожалованную, по прошению о. Иннокентия, Государем Императорам Николаем Павловичем и при содействии частных благотворителей, в особенности С.-Петербургского купца Ивана Сидоровича Редуева, друга и почитателя о. Иннокентия. По его же ходатайству Государем Императором Александром пожалованы в пустынь сребропозлащенные сосуды и годовой круг церковных книг; в 1827 году Государем Императором Николаем Павловичем пожалованы другие священнослужительские облачения и в то же время благочестивая графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская обогатила ризницу пустыни многими вкладами 74 . В 1827 году старец Иннокентий приобрел для обители и внес в нее икону Владимирской Божией Матери в серебряной ризе с позлащёнными венцами. В 1828 году в обе обители назначен был строителем Валаамский иеромонах Иосиф, с подчинением его надзору Валаамского настоятеля, которому было предоставлено епархиальным начальством право: сменять по своему усмотрению строителей и братий пустыни, донося о своих распоряжениях только к сведению Духовной Консистории. Такое распоряжение начальства последовало собственно потому, что главным попечителем в деле восстановления пустыней был о. игумен Иннокентий. Так старанием о. Иннокентия упраздненныя и опустевшия обители Андрусовская и Сяндемская восстановились, возимели средства к существованию и по настоящее время, управляясь каждая своим строителем, имеют довольно значительное братство. Сверх того, своим отличным внутренним устройством Валаамский монастырь имел в виду других обителей такое значение, что некоторые из последних прямо, устроялись по его примеру. Так напр. Коневский строитель Иларион, устроивши в своей обители каменные здания, собрал братию и, как говорится в его житии, завёл в своём монастыре, по примеру Валаамской обители, все три рода монашеской жизни: общежительную, скитскую и пустынножительство (изд. 1861 г. стр. 10). Подобных примеров, вероятно, было не мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010