«Домостроительство» (греч. οκονομα) в данном случае означает заботу Бога о спасении мира, или устроение спасения. В языке святых Отцов «домостроительство» в таком смысле напрямую связывалось с воплощением Бога Слова. Ср.: «Доселе мы говорили о богословии, теперь же начинаем говорить о домостроительстве, то есть о вочеловечении Сына и Слова Божия» (св. Афанасий Великий, Quaestiones aliae, 16. PG 28, 788). См. Предисловие, с. 62 и далее.    Песнь первая воскресного канона, глас 6.    Св. Афанасий Великий, О Страстях и Кресте Господнем, 11; 12; 17. PG 28:205, 216.    Прп. Иустин Попович (1894—1979). См. наст. изд., с. 26—27.    Слово на праздник Собора Вселенских Учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января12 февраля).    Старец Иосиф возводит греческое πατρ к πντων  τηρητς. Ср. св. Афанасий Великий: «Почему Отец называется Отцом? Бог называется Отцом как все оберегающий, то есть как хранитель всего» (Quaestiones aliae, 8. PG 28, 784).    Прп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 90. С. 314.    Св. Василий Великий пишет об этом в Письме к Евстафию Севастийскому в ответ на обвинение его в привнесении новых истин в Предание: «Кроме того, в сказанном от усовершения [познания] наблюдается некое развитие [мысли], которое состоит не в изменении от худшего к лучшему [рассматриваемой истины], но в восполнении недостающего через добавление знания» (Письмо 323, 5. OG 32, 828. Ср. рус. пер.: Творения, т. 3, с. 266).    О том, что святые, приобщающиеся к божественной жизни, принимают всего Бога, учат все Святые Отцы Православной Церкви. Ср.: «Всякая добродетель и всякое зависящее от нас подражание Богу делают праведника удобным для божественного единения, Благодать же совершает само несказанное единение, ибо через нее всецелый Бог перемещается во всецелых достойных, а всецелые святые всецело перемещаются во всецелого Бога, приняв взамен себя всецелого Бога и приобретя словно бы в награду за свое восхождение к Нему Самого Единого Бога...» (Св. Григорий Палама, Триады III, 1, 27. С. 290—291).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

      Кончина   В день смерти он осматривал строившийся свод и купол церкви, к-рую сам проектировал, как вдруг каменная кладка рухнула, и он вместе с 6 монахами оказался под обломками. 5 монахов погибли сразу же, а молитвы преподобного братия слышала в течение неск. часов. Мощи его находятся под спудом в приделе Севастийских мучеников кафоликона Вел. лавры. Рядом стоит металлический жезл преподобного. Сохранился крест Афанасия (весом ок. 3 кг), к-рый он не снимал даже когда спал. - его хранят в атаре. но просите и дастся вам - www.isihazm.ru .           Описани кончины в житии по меньшее мере выглядит, здесь взаимное противоречие:   П реподав братии свои последние наставления и утешив всех, преподоный отец наш Афанасий  зашел в свою келлию, надел мантию и священный куколь, который надевал только по великим праздникам, после продолжительной молитвы вышел. Бодрый и радостный, святой игумен поднялся с шестью братиями на верх храма осмотреть строительство. Вдруг, неведомыми судьбами Божиими, верх храма обрушился.   Преподав последние наставления... - Вдруг, неведомыми судьбами Божиими, верх храма обрушился...     Комментарии Всего комментариев: 122 2019/10/15, 11:15:46 Афанасий Афонский пожалуйста исцели р.Б.Людмилу. Во имя Отца и Сына и Святага Духа ныне и присно и во веки веков Аминь. Прихожанин 2019/06/07, 16:16:11 Отче Афанасие! Знаю что сильна твоя молитва за тяжело болящих! Прошу и слезно молюсь муж деспот замучил !!! Утихомирь своими молитвами и подай исцеление !!! 2018/09/29, 15:47:46 Отче святый Афанасие!Помоги,чтобы внучку мою перестали делить родители.Помоги,чтобы она спокойно осталась жить с мамой. 2018/07/18, 09:14:23 Преподобный Афанасий Афонский! Помоги нашей семье пожалуйста во всем. Помоги мне на работе. Аминь. 2018/02/21, 09:12:39 Преподобный отец Афанасий Афонский, молю тебя о помощи, умоли Господа нашего о помощи моим родителям рабе Божей Евдокии и раба Божьего Георгия. Помоги избавится от страданий физических и душевных раба Божьего Георгия, прости ему грехи мирской жизни ведомые и неведомые...

http://isihazm.ru/?id=654&c_pid=1

Для полной уверенности в том, что Афанасий не будет вовлечен в обман, он должен был отправить свои письма к Василию, который уже обязывался передать их в верные руки. Все это, по-видимому, ни к чему не повело. По прибытии в Александрию Дорофея разубедили плыть в Италию. Осуждение Маркелла для Западных равносильно было формальному самоосуждению 608 . Что же касается до признания Мелетия, это равнялось бы отвержению Афанасия, который, как это было известно в Риме, открыто поддерживал Павлина. Однако Афанасий счел возможным установить сношения между Римом и Василием. Один миланский диакон, по-видимому, не состоявший на службе, ибо он не находился в зависимости от Авксентия, высадился в Александрии и привез соборное послание, в котором Дамас, во главе 92 епископов, сообщал об осуждении Авксентия и Риминийского собора. Сабин, – так звали этого диакона, – был послан с этим документом в Кесарию. Этот документ не мог быть по душе Василию, ибо в нем говорилось, что Отец, Сын и Святой Дух – одинаковой божественности, одннакового достоинства, одного образа, одной субстанции. Субстанция же по-латыни значит то же, что ипостась по-гречески. Кесарийский епископ не мог допустить этой терминологии иначе, как лишь истолковав ее в благоприятном смысле. Но Василий знал, что латинский язык довольно беден и, главное, что в нем нет термина сущность (οσα). Вместо того, чтобы придираться, он ухватился за удобный случай и передал Сабину целый пакет с письмами 609 : для Западных вообще, для Валериана аквилейского, для италийских и галльских епископов. Последнее послание было написано от имени Мелетия, Евсевия Самосатского, Василия, Григория назианзского (отца,), Анфима тианского, Пелагия Лаодикийского, Евстафия севастийского, Феодота никопольского и других, всего от тридцати двух восточных епископов. На этот раз было приложено большое старание избегнуть щекотливых определений; авторы послания ограничивались просьбой к западным соепископам, дабы они сжалились и прислали только лиц, коим было бы доверено разобраться в положении дела и водворить мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх Феофан писал и другую грамоту к Государю о двух Греках, приехавших в Россию за милостынею: «были они благодарны и покойны; но нечестивые и безбожные Агаряне, недруги всегдашнее и поругатели веры нашей, ограбили их ночью разбойническим образом, и сверх того двух детей их обусурманили в свою нечестивую веру и ушли. Было у них еще четверо детей, и они заложила их у безбожных за 70000 левов; а ныне не могут уплатить сего долга и не имеют где главы преклонить; посему прибегают к милосердному и святому твоему Царствию, прося помощи. Молим и мы великое твое Царствие: призри их.» 7-й) Января 3-го 1630 года представлялись Государю: Вифлеемский Митрополит Афанасий, который поднес мощи Св. мученицы Марины; Митрополит Кесарийский Герман мощи Св. архид. Стефана, мучен. Анастасия Персянина и Св. Григория Нисского ; Синадский Митрополит Мелетий, Имбрийский Митрополит Афанасий, Зихновский Митрополит Неофит; архимандрит Иерусалимского Патриарха Афанасий; Кесарийского Митрополита архимандрит Сильвестр; Афонского Духорецкого монастыря архимандрит Климент; Никольского монастыря архимандрит Парфений; Саввинского Иерусалимского монастыря архимандрит Исаия и Бухарестского Рождественского монастыря архимандрит Венедикт. Последние два поднесли Государю: Исаия мощи Св. муч. Алексия из числа сорока мучеников Севастийских, а Венедикт образ Богоматери с затворами, на которых изображены были святые. 8) В Октябре месяце 1631 года прибыл архидиакон Мефодий монастыря Пр. Богородицы, что в Кассандрийском уезде, и принес грамоту от Патриарха Кирилла, который свидетельствовал, что он «архидиакон из божественной и пресвященной обители пречистыя Богородицы, нарицаемой Великия пещеры, в которой находится чудотворная икона, писанная Евангелистом Лукою; оную икону принесли отцы в Констанин-град, чтобы послать к самодержавному твоему Царствию, ради милостыни святому тому монастырю, который впал в великий долг и едва может держаться от убытков и убожества и ежедневнаго насилия державцев того места. Мы поставили сего Мефодия, вместе с преосвященным Митрополитом Синадским, в архидиаконы, да приидет к вам и восприимет помощь от самодержавнаго твоего Царствия.» Затем Патриарх просил Царя помочь тому монастырю освободиться от бедности и долга. (Грамота от 12 Июня 1629 года. 9)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

406. Cm.: Hanson R. The Date and Authorship of PseudoAnthimus De Sancta Ecclesia//Proceedings of the Royal Irish Academy. 9, 1983. Pp. 251–254. 407. Cm.: Logan A. Marcellus of Ancvra and antdArian Polemic//Studia Patristica. 19,1989. Pp. 189–197. 408. Cm.: Seibt K. Die Theologie des Markell von Ankyra… S. 64—66. 409. См.: Logan A. Marcellus of Ancyra (PseudoAnthvmus). On the Holy Church: Text, Translation and Commentary//The Journal of Theological Studies. 51, 2000. P. 86. 410. 42 См.: Seibt K. Die Theologie des Markell von Ankyra… S. 13. 411. Афанасий Александрийский. Защитительное слово против ариан 32. 412. Там же. 413. Афанасий Александрийский. История ариан 6. 414. См.: Seibt К. Die Theologie des Markell von Ankyra… S. 13. 415. См.: Parvis S. Marcellus of Ancvra… P. 85. 416. См.: LienhardJ. Contra Marcellum Marcellus of Ancvra… Pp. 6–7. 417. Постановление Сардикийского собора (Феодорит Кирский. Церковная история 2.8). 418. 30 Там же. 419. См.: Seibt К. Die Theologie des Markell von Ankvra… S. 13. 420. Феодорит Кирский. Церковная история 2.8: 113.9–16 (Parmentier), цит. по изд.: Феодорит, ett. Кирский. Церковная история. М., 1993. С. 82. 421. См.: Parvis S. Marcellus of Ancyra… P. 239. 422. См.: LienbardJ. Contra Marcellum Marcellus of Ancy ra… P. 8. 423. Cm.: Pams S. Marcellus of Апсута… Pp. 250–251. 424. Учение, согласно которому Христос родился человеком, и только после этого на Него снизошел Святой Дух. 425. См.: Parvis S. Marcellus of Ancyra… Pp. 242, 245. 426. Епифаний Кипрский. Панарион 72.1: 255.8–9 (Holl). 427. LienhardJ. Contra Marcellum Marcellus of Ancyra… P. 8. 428. Перевод данного сочинения см. ниже. 429. Письмо 255, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого… Ч. 3. С. 330. 430. Приведем все письма Василия Великого, где он в той или иной мере выступает против Маркелла: письмо 69, к Афанасию Александрийскому (371 г.); письмо 125, составленное Василием, дабы его затем подписал Евсевий Севастийский (373 г.); письмо 207, к клиру Неокесарии (376 г.); письмо 239, к Евсевию из Самосаты (376 г.); письмо 263, к западным [епископам] (377 г.); письмо 265, к Евлогию, Александру и Герпократиону, египетским епископам в изгнании (377 г.); письмо 266, к Петру Александрийскому (377/378 гг.) (см.: EeinhardJ. Basil of Caesarea, Marcellus of Ancyra and «Sabellius»//Church History. 58,1990. P. 159).

http://predanie.ru/book/137804-antologiy...

Из створок приросшей к иконе перламутровой раковины Патриарх Иеремия II повелел сделать блюдце для части Богородичной просфоры, а из другой – драгоценную панагию, которой впоследствии он благословил Московского Патриарха Иова. Также в число монастырских святынь входят: часть Животворящего Креста Господня, частицы мощей Иоанна Предтечи, первомученика архидиакона Стефана, праведной Анны, святителя Николая Чудотворца, святого Фоки, мучеников, в Никомидии пострадавших; святителей Амвросия Медиоланского, Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова; великомучеников Артемия и Пантелеимона, святых бессребреников Космы и Дамиана, мучеников Карпа, епископа Фиатирского, диакона Папилы, мучеников Елевферия и Трифона, мученицы Параскевы, преподобного Феодора Стратилата, 40 мучеников Севастийских; святого Иоасафа, царевича Индийского, а также миро святого Димитрия Солунского и миро святителя Николая Чудотворца. В библиотеке монастыря Ставроникита хранится Псалтирь, которая будто бы была собственностью святителя Иоанна Златоуста. Сегодня в монастыре живут 30 монахов. Монастырь Ксенофонт Монастырь Ксенофонт занимает шестнадцатое место в иерархии афонских обителей. Обитель стоит у подножия отлогого холма, спускающегося к морю, в южной части полуострова – между Дохиаром и монастырем святого Пантелеймона. Относительно времени основания Ксенофонта существует несколько версий. Согласно одной из них, первый храм был возведен на этом месте в 520 году святым Ксенофонтом, богатым и благородным сенатором. Он посвятил его святому мученику Димитрию. Согласно другой версии, монастырь был основан в X веке греческим вельможей Ксенофонтом, от имени которого и получил свое название. Впоследствии он принял постриг в созданной им обители. Он упоминается в житии основателя Великой Лавры Афанасия Афонского: он исцелил в Милопотаме брата преподобного Афанасия, Феодора, от рака. В исторических текстах монастырь упомянут впервые в годы императора Никифора III Вотаниата. В одном из актов прота (1083 год) сообщается, что в монастырь прибыл великий друнгарий (флотоводец) Никифора – Стефан, который стал здесь монахом и настоятелем, приняв имя Симеон. Он позаботился о реконструкции и расширении монастыря, опираясь на собственные средства и помощь императора. Известно также, что в это время и позднее Ксенофонтову монастырю был передан ряд подворий на территории Афона и за ее пределами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Константин сделал распоряжение (Сократ, I, 27). Однако, Арий, бывший стариком, не перенес волнений и скоропостижно скончался ранее совершения акта введения (Сократ I, 38; Созомен II, 29—31).    Начавшуюся в Церкви борьбу после помилования Ария и возвращения на кафедры Евсевия и Феогниса историк Сократ (Сократ. Ц. История I, 23) уподобляет «ночному сражению», где большинство не знало кого и за что били. Первою жертвою арианских происков сделался Евстафий Антиохийский (Сократ. Ц. История I, 24; Феодорит. Ц. История I, 21). Он вступил в литературную полемику с Евсевием Кесарийским по поводу Никейского символа (Сократ. Ц. История I, 23). Он первый подметил зарождавшееся на Востоке недовольство Никейским определением и начал с ним борьбу в литературе и жизни. Он прервал церковное общение с уклонявшимися от слова «единосущный», - отказавшись принять в клир знаменитых в будущем - арианствовавших - Леонтия, - позже Антиохийского епископа, Евстафия Севастийского, Георгия Лаодокийского и других (Афанасий. История ариан с. IV). Догмат о Сыне Божьем Евстафий раскрывал с христологической стороны. Как и все старшие защитники Никейского символа, Евстафий не различал между терминами «сущность» и «ипостась». Многим казалось, что Евстафий, подобно Савеллию, сливал лица Святой Троицы. Дело против него было поставлено на Антиохийском Соборе 330 г., на котором присутствовали враги «омоусии:» Евсевий Никомидийский, Феогнис Никейский, Евсевий Кесарийский, Патрофил Скифопольский, и другие. Не имея возможности обвинить его прямо в савеллианстве, его обвинители придумали такую формулу, что он «умствовал более по Савеллию, чем по разуму Никейского Собора» (Сократ. Ц. История I, 24). К этому было присоединено обвинение в оскорблении матери царя и в любодеянии. Евстафий был низложен и сослан в Иллирию (Афанасий. История ариан с. IV). После этого антиникейцы обратили внимание на другого выдававшегося представителя никейской веры. Маркелл Анкирский - ум сильный и оригинальный. Он поставил себе задачу, раскрыть несостоятельность Оригена, доказать происхождение его из языческой философии, но при этом он создал такую систему, за которую сам был осужден, хотя ему казалось, что он твердо стоял на почве Евангелия Иоанна. Он присутствовал на Соборе 335 г. в Тире и Иерусалиме, осудивших Афанасия и принявших Ария. Он ясно тогда понял, к чему направлены усилия ариан. Поэтому бежал с Иерусалимского Собора в Константинополь и подал книгу императору Константину. Эта книга, переданная Константином евсевианам, дала основание для обвинения его в савеллианстве, на Константинопольском Соборе 336 г. 5-го февраля и для низложения его. Этой книгой Маркелл нанес громадный вред всем истинным защитникам Никейского символа. Враги его воспользовались его книгой, показав всему Востоку, к чему влекут защитники Никейского Собора, отстаивая слово «единосущный» (Сократ, I, 36; Созомен, I, 33).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Особенно жалкое зрелище представляла Церковь антиохийская. По изгнании св. Евстафия, более тридцати лет господствовали над нею ариане: но сохранилось здесь общество неизменно преданных своему архипастырю и православию. В 360 г., когда низложенный Евдоксий с престола антиохийского перешел на Константинопольский, – после долгих споров избран был ему преемником Мелетий, бывший епископом сперва севастийским, в Армении, потом – верийским, в Сирии. Ариане думали видеть в нем своего единомысленника: но обманулись. С строгостью благочестия соединяя кротость и умеренность, но в то же время – и твердость в своем исповедании, – в первой же проповеди , после своего посвящения, он ясно выразил, что признавать Сына Божия тварью значит не понимать, учения Писания 339 . Раздраженные этим ариане, чрез месяц, изгнали его из Антиохии, и возвели на его место Евзоия, одного из тех диаконов, которых осудил и низложил еще Александр александрийский , за единомыслие с Арием. Отсюда произошло новое разделение между христианами антиохийскими. Одни пристали к Евзоию, другие, гнушаясь его нечестием, продолжали признавать своим епископом Мелетия, но не сливались с обществом евстафиан, которые не хотели принять его, как избранного арианами. Св. Евстафий сам – уже скончался: обществом приверженных к нему управлял пресвитер Павлин. С православными антиохийцами, которыми заведовал Павлин, св. Афанасий издавна имел общение 340 . И теперь к нему присланы были оттуда два диакона. Для рассуждения о принятии епископов, обращающихся к православию, и для устроения дел церкви антиохийской, св. Афанасий положил учредить собор из епископов египетских, по большей части – возвратившихся из заточения исповедников, и других. На этот собор прибыл также один из западных епископов, сосланных при Констанцие в Фиваиду, Евсевий Верчелльский, который принимал живое участие в делах церкви антиохийской, – а другой, его товарищ в изгнании, Люцифер каларийский, отправился прямо в Антиохию, чтобы споспешествовать умиротворению этой церкви. Но Люцифер, мало умевший владеть собою, и действовать в кротком примирительном духе, вместо того, чтобы стараться о слиянии двух разделенных обществ православных в Антиохии, только усилил между ними разделение. Не дождавшись решения александрийского собора, он поставил Павлина в епископа, тогда как другое общество православных, более многочисленное, никак не хотело лишиться Мелетия 341 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Большая часть христиан Востока, которых на Западе продол­жали считать арианами, ужаснулись тем выводам, к которым при­ходили последовательные ариане вроде антиохийского диакона Аэция. От святителя Афанасия и других омусиан их отталкивало подозрение в криптосавеллианстве, не лишенное оснований по отношению к такому ревностному защитнику Никейского сим­вола, как Маркелл, но богословские упражнения Аэция, откро­венное арианство Евдоксия их встревожили всерьез; они уви­дели теперь опасность, грозившую с другой, противоположной савеллианству, стороны. Знаменем для консолидации богослов­ски здоровых элементов Востока стала формула «подобосущный» (омиусиос) – учение о подобии Сына Божия Отцу по сущности. В этой связи необходимо пояснить, что греческое слово «омиос» в большей мере, чем русское «подобный», обозначает равенство сравниваемых предметов. По Аристотелю, термином «омион» обозначаются вещи, имеющие одинаковое качество. Учение о подобосущии сплотило многих авторитетных епи­скопов Востока. Среди них был святой Кирилл Иерусалимский , поставленный на кафедру Матери всех Церквей после смерти Максима III, занимавшего ее с 333 по 350 г. В его «Огласитель­ных поучениях», строго православных по содержанию, но состав­ленных без упоминания Никейского символа, встречается имен­но этот термин. К этой группе епископов присоединились тогда учитель святого Василия Великого Дианет, занимавший кафе­дру Кесарии Каппадокийской, и отец Григория Богослова епи­скоп Назианза Григорий. Сторонником омиусианства стал так­же и Македоний, гонитель святого Павла Константинопольского, занявший столичный престол благодаря покровительству Кон­станция. Одним из колоритных участников этой группы был епи­скоп Севастийский Евстафий, осужденный на Гангрском соборе за проповедь крайнего аскетизма, носившего манихейские черты. К числу омиусиан принадлежал и святитель Мелетий, возглавив­ший антиохийских христиан, ранее находившихся под окормлением Леонтия, но отделившихся от его преемника, откровенного арианина Евдоксия. Во главе этого направления оказались непри­миримые в прошлом противники святого – Афанасия Василий Анкирский и Георгий Лаодикийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Январь     1 Обрезание Господа нашего Иисуса Христа и память св. Василия, архиеписк. Кесарии каппадокийские. 5 навечерие (παραμον) Богоявления. 6 Крещение Господа нашего Иисуса Христа. 7 собор св. Иоанна Крестителя. 10 св. отца нашего Григория, еписк. нисского. и преп. отца нашего Дометиана, еписк. мелетинского. 11 преп. отца нашего Феодосия киновиарха. Служба, что святителя Николая 6 декабря. 14 преп. отец в Синае скончавшихся. 16 поклонение веригам св. апост. Петра. 17 преп. отца нашего Антония египетского. 18 св. патриархов александрийских Афанасия и Кирилла. 20 преп. отца нашего Евфимия пресвитера. 22 св. апост. Тимофея. 23 св. священномуч. Климента анкирского. 25 преп. отца нашего Григория Богослова. 26 память землетрясения. 27 пренесение мощей Иоанна Златоустого (см. службу 13 ноября). 28 преп. отца нашего Ефрема. Служба, что св. Антония17 января. 30 пренесение честных мощей св. священномуч. Игнатия Богоносца (служба 20 дек.). 31 св. мучеников Кира и Иоанна. Февраль     1 св. муч. Трифона. 2 Сретение Господа нашего Иисуса Христа. 3 св. прав. Симеона и Анны пророчицы. 11 св. священномуч. Власия, еписк. севастийского. 16 св. мучеников в Мартирополе и св. Маруфы и св. муч. Памфила, Валента и проч. 23 св. муч. Поликарпа, еписк. смирнского. 24 обретение честные главы Крестителя Иоанна. Март     9 св. 40 мучеников в Севастии. 22 Фомы, патриарха константинопольского. 25 Благовещение Пресв. Богородицы. Апрель     6 св. отца нашего Евтихия, архиеп. константинопольского. 23 св. великом. Георгия. 25 св. ап. и евангелиста Марка и обновление св. апостола Петра, прилежащего Великой церкви. 26 св. священномуч. Василия, еписк. амасийского. 30 св. апостола Иакова, брата Господня. Смотри службу в неделю по Рождестве Христове. Май     2 св. Афанасия, архиеп. александрийского (см. службу 18 янв.). 8 св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. 11 обновление города (Константинополя). 12 св. Епифания, архиеписк. кипрского, и св. Германа, патриарха константинопольского. 21 св. царей Константина и Елены.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010