Вследствие этого Евдоксий с удовольствием, как за якорь спасения, ухватился за протест, сделанный ему на посвящение аномеями для Ионии и Лидии Кандида и Арриана со стороны ликийского собора, устроенного акакианами, именно Феодосием филадельфийским, Фэбом полихаландским 1813 и их неизвестным единомышленником епископом Авксидианом 1814 . Он объявил о своей солидарности с последними 1815 и попытался настроить своего коллегу Евзоя антиохийского против аномейских посвящений 1816 . Новые горизонты открылись этой партии со вступлением на престол Валента, который с первого момента пребывания своего в Константинополе выказал свое решительное расположение Евдоксию константинопольскому 1817 . Мы проследили концентрацию церковных партий на востоке в период с 361 по 364 год. По своим религиозным воззрениям восточно-римская империя представляла следующую картину: в Египте господствовала омоузия с Афанасием во главе, напротив диэцезы Фракия, Азия, Понт и Восток держались en gros омойузианства, вождями которого выступали Евстафий севастийский и Мелетий антиохийский . Здесь же преимущественно в больших городах, как-то Константинополе и Антиохии, ютились немногочисленные омейские общины. Что касается аномейства, то оно уже в это время выродилось в особую секту и только в качестве таковой с этих пор фигурирует в истории церкви. Начало этой концентрации положило, как мы знаем, царствование Юлиана. Дальнейшим своим развитием эта концентрация обязана Иовиану и Валентиниану. III. Религиозная политика Иовиана, Валентиниана и Валента Принципом религиозной политики императора Иовиана было полное невмешательство в догматические споры. В своей речи философ Фемистий, по словам Сократа 1818 , превозносит похвалами этого царя за то, что он предоставлял каждому держаться богопочтения «какого кто хочет, и стал выше хитрости льстецов, над которыми остроумно насмехался, говоря, что они явно чтут не Бога, а пурпур, и ничем не отличаются от Еврипа, которого воды текут то в ту, то в другую – противную сторону».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Но так как Афанасий медлил и недоумевал, отправляться ли ему к Констанцию, ибо опасался козней клеветников, то восточный царь, не раз только, а два или три раза приглашал его, что видно из писем, которые в переводе с латинского языка заключают в себе следующее: Письмо Констанция к Афанасию Победитель, Констанций Август – Афанасию епископу. «Человеколюбивая наша кротость не терпит более, чтобы ты подвергался бедствиям и крушениям, как бы в бурных волнах моря. Тебя, удаленного от отечественного крова и лишенного собственности, и скитающегося в непроходимых пустынях, не оставляет без внимания неусыпное наше благочестие. Долго медлил я писать тебе о своем желании, ожидая, что ты сам прибудешь к нам просить защиты от преследований; но так как, вероятно, страх препятствовал осуществлению твоего намерения, то мы сами посылаем к твоей непоколебимости исполненное благожелания письмо наше, чтобы ты безбоязненно и скорее поспешил предстать пред наши очи, достиг желаемого тобою и, испытав наше человеколюбие, получил обратно принадлежащее тебе. Поэтому просил я и господина брата моего Константа, Победителя, Августа, чтобы он отпустил тебя, и чтобы, по согласию обоих нас, ты возвратился в свое отечество и имел в этом залог нашей к тебе благосклонности». Другое письмо к Афанасию Победитель, Констанций Август – Афанасию епископу. «Хотя и в прежнем письме мы ясно высказали, чтобы ты без опасения прибыл в нашу столицу, потому что сильно желаем послать тебя в свое место, однако и теперь пишем к твоей непоколебимости о том же самом и убеждаем тебя – без всякого подозрения и страха взять общественную повозку и спешить к нам, чтобы получить желаемое тобою». Еще письмо к нему же Победитель, Констанций Август – Афанасию епископу. «Находясь в Эдессе, где случились и твои пресвитеры, мы решились послать к тебе одного из них с приглашением, чтобы ты поспешил прибыть в нашу столицу и, повидавшись с нами, тотчас отправился в Александрию. Но так как прошло уже много времени по получении тобою письма, а ты не являешься, то мы захотели снова напомнить тебе, чтобы ты хотя бы теперь поспешил своим прибытием к нам, и потом, отправившись в свое отечество, достиг желаемого тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Казалось, что одна душа [в обоих] 1207  имеет два тела... Что касается до уроков, то мы любили не столько приятнейшие, сколько совершеннейшие... Нам известны были две дороги: одна – это первая и превосходнейшая – вела к нашим священным храмам и тамошним учителям; другая – это вторая и неравного достоинства с первой – вела к наставникам наук внешних. Другие же дороги – на праздники, в зрелища, в народные стечения, на пиршества – предоставляли мы желающим» (20.1–2, 4; 21.1) . Природные дарования Василия получили здесь полное развитие. К концу своего пребывания в Афинах он далеко превосходил всех своих сверстников и обладал всеми доступными тогда знаниями: «Он так изучил все, как другой не изучает одного предмета; каждую науку он изучил до такого совершенства, как бы не учился ничему другому» (23.2) . Он был филологом, оратором, философом и диалектиком. «Легче было выйти из лабиринта, чем избежать сетей его слова, когда он находил сие нужным» (23.4) . Из астрономии, геометрии и науки об отношении чисел он изучил настолько, чтобы искусные в этом не могли приводить его в замешательство. Собственные телесные недуги заставляли его изучить врачебную науку. Он был еще и юристом и естествоведом. Словом, «это был корабль, столько нагруженный ученостью, сколько сие вместительно для человеческой природы» (24.1) . После 4 или 5 лет пребывания в Афинах Василий около 357 г. возвратился в Каппадокию и некоторое время был в большой нерешительности относительно дальнейшего жизненного пути: сердце влекло его к уединенной и созерцательной жизни, а кипучий дух и сознание в себе выдающихся сил – к общественной деятельности, – он выбрал поприще адвоката. Необычайное общее одобрение, с каким встречено было ведение им процессов, представляло для него тяжелое испытание, от которого, однако, его предохраняли чуткость совести, заботы сестры Макрины и верность его друга Григория. Скоро он отказался от карьеры, обещавшей ему славу, и вступил на путь аскетической жизни. Предполагают, что на Василия оказал сильное влияние в этом отношении Евстафий Севастийский, близкие отношения с которым причинили Василию [впоследствии] много неприятностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Он умел твердо держать власть в своих руках и давал повсюду чувствовать ее даже лежа больной в постели. Чрезвычайно важное значение имело также и то центральное положение, какое занимала Каппадокия среди мало-азийских провинций, распростиравшихся кругом ее; оно невольно ставило кесарийского епископа во главе всех происходящих явлений и само собой делало его как бы естественным надсмотрщиком и руководителем их. И никто столь хорошо не был пригоден для этой роли, как Василий. Его общительный характер, готовый ко всяким услугам, дипломатический такт, хорошее знание света и людей, слава учености и красноречия, окружавшая его, – соединялись в нем с замечательным даром организатора, умеющего примирить около себя даже противоположности. Прекрасно понимая исключительное значение своего времени, Василий хотел вести ежедневную историю 1483 , и можно только пожалеть о том, что это намерение его не осуществилось. К счастью, сохранившаяся от него довольно большая переписка позволяет почти шаг за шагом проследить его церковно-общественную деятельность. Эти письма показывают, что Василий зорко следил за всеми событиями своего времени, отзываясь так или иначе на каждое явление, умел вовремя предупреждать их и вовремя устранять их неприятные последствия. Его церковная общительность была почти безгранична: он одновременно переписывался с Евиппием, ставленником Евдоксия, и Афанасием александрийским и дружил с такими непримиримыми по своим богословским воззрениям людьми, как Аполлинарий лаодикийский с одной стороны и Евстафий севастийский с другой. Вращаясь, таким образом, среди представителей самых разнообразных догматических направлений, Василий лучше всех других мог понимать то зло, какое приносила церкви эта разрозненность богословской мысли, и те средства, какие должны были помочь этому нестроению. Уже с самого начала епископства в голове его возник грандиозный план, отчасти подсказанный уже предшествующей историей. Он задумал соединить около себя все лучшие силы распадавшихся догматических партий Востока, поднять в них жизнедеятельность, составить из них солидное большинство, способное противостоять разлагающемуся омийству, и под знаменем никейского символа примирить их с Западом и Египтом, и выполнению этой великой задачи посвятил всю свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Очевидно, учение Евсевия, взятое у Оригена, о двух Богах, «первом и втором», представляло само в сущности не что иное, как своего рода политеизм или дитеизм. Оно между тем должно было задавать тон восточному богословию ввиду ученого авторитета Кесарийского епископа; в сочинениях его можно было найти целый арсенал готового уже оружия для его доказательства. Для последователей Оригена в III в. представлялась возможность, исходя из его учения о Логосе, идти в двух направлениях. Оригенисты IV в. оказывались в подобном же положении, с тем лишь различием, что теперь были уже фактами, с одной стороны — арианская доктрина, с другой — Никейский символ. Выдержать строго непоследовательное среднее положение было тем более трудно, и неизбежным являлось большее или меньшее приближение к одному из этих противоположных полюсов. Уклонение в сторону арианства можно видеть в лице Акакия, преемника Евсевия на Кесарийской кафедре (340–366), его ученика и биографа. Для Акакия лично, впрочем, это уклонение, кажется, вызывалось на деле не требованием логической последовательности, а побуждениями иного рода. Высоким природным дарованиям и образованию Акакия не соответствовала такая же высота нравственного характера; он принадлежал к тем людям, которые меняют убеждения, смотря по обстоятельствам времени и личной выгоде. Трудно сказать, насколько это согласно было с его убеждениями, но он находил возможным быть в общении даже со строгими арианами, пока это не казалось вредным с практической точки зрения. Он именно явился во вторую половину царствования Константина вождем придворной арианской партии — омиев, называющихся по его имени и акакианами. Иную позицию в среде восточных епископов занял преемник Маркелла Анкирского Василий (336–360), анкирский уроженец, бывший сначала врачом по профессии. Не менее Акакия даровитый и образованный, искусный диалектик, он был назначен противоникейской партией на место Маркелла для противодействия маркеллианству, писал против Маркелла опровержение, должен был также диспутировать и с учеником Маркелла Фотином (351 г.). Не сходя в общем с почвы оригенистических воззрений, Василий, в противоположность Акакию, приближается со временем к никейскому учению настолько, что Афанасий находил различие между его учением и никейским лишь в терминах. Влияние, каким Василий некоторое время пользовался при дворе Константия как авторитетный богослов, и особенности его догматической точки зрения (он вместе с Евстафием Севастийским вел диспут с аномием Аэтием) были причиной вражды к нему Акакия; борьба кончилась победой последнего. Подобно Акакию, Василий дал свое имя возникшей потом и группировавшейся около него партии омиусиан (василиане).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Сорок мучеников Севастийских — где почтить память святых? В мире известно всего несколько храмов и монастырей, в которых сохранились частицы мощей мучеников Севастийских. Есть древняя святыня и в Москве. 22 марта, 2012 В мире известно всего несколько храмов и монастырей, в которых сохранились частицы мощей мучеников Севастийских. Есть древняя святыня и в Москве. Сорок Мучеников Севастийских. 22 марта Православная Церковь вспоминает страдания сорока мучеников Севастийских (320 год по Р.Х.). Святые были римскими легионерами и погибли, как и многие их современники-христиане, за отказ поклониться языческим богам. Примечательно, что эти сорок мучеников погибли уже после принятия Миланского эдикта — указа «о веротерпимости», принятого святым равноапостольным императором Константином. Однако они жили и служили на той части Римской империи, которой в тот момент правил соправитель Константина — Ликиний, убежденный язычник. Праздник Сорока мучеников особо почитается Церковью. В этот день, если он выпадает на любой будний день Великого поста, обязательно совершается Литургия Преждеосвященных Даров, на трапезе разрешается вино и елей, а по русскому народному обычаю готовится дополнительное угощение — булочки из постного дрожжевого теста в виде птичек — «жаворонки». Храмы, посвященные Сорока мученикам, существуют во всем христианском мире: в колокольне храма Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме, в столице Болгарского царства Тырново (построен в XIII в.), а также и в России: в Переяславле Залесском (сер. XVIII в.) и напротив Новоспасского монастыря в Москве (сер. XVII в.). Но святынь, связанных с памятью Севастийских мучеников, осталось крайне мало. После страдания святых, их останки были чудесным образом сохранены, но уже в VI веке их основное местонахождение было неизвестно: святитель Григорий Нисский сообщает, что мощи святых мучеников Севастийских рассеяны по всему свету. При этом Церковь сохранила в памяти имена святых: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

http://pravmir.ru/sorok-muchenikov-sevas...

Икона Афанасий Севастийский, мч. - обсуждение в форуме Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Афанасий Севастийский, мч. - обсуждение в форуме Notice : Undefined variable: what in on line 65 Эта страничка относится к разделу Афанасий Севастийский, мч. Обсуждений этой иконы в нашем форуме не найдено. Для создания новой темы зайдите в форум " Обсуждение икон, опубликованных на сайте " и создайте тему, начинающуюся со строки " [icon-1305] " (в квадратных скобках без кавычек). Внимание!!! Строго запрещается соединять темы форума с этим сайтом вышеуказанным образом, если они попадают в одну из следующих категорий: - Сообщения, связанные с куплей, продажей, оценкой икон, либо иные какие сообщения, нацеленные на получение личной выгоды. - Сообщения, явной или скрытой целью которых является реклама сайтов или какого-то товара. - Сообщения, распространяющие сомнительную неправославную/раскольническую информацию об иконе. Подобные темы будут удаляться без предупреждения вместе с учетными записями наглых пользователей. Если Вы не уверены, что Ваше сообщение в форуме полезно не только Вам, лучше не соединяйте его с этим сайтом указанным образом, но просто создайте тему с обычным заголовком (без квадратных скобок и номера иконы). Примеры тем, которые полезно соединить с сайтом: вопросы об истории иконы, спорные и противоречивые факты; исправление ошибок, замеченных в опубликованном на сайте житии и обновление устаревшей информации; обсуждение различий в иконографии, каноничность иконы и особенности написания, различия в написании; иные подобные темы. В основной раздел " Афанасий Севастийский, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-1305-forum

Источник Сорок мучеников Севастийских — непереходящий праздник, традиционно он отмечается в один и тот же день — 22 марта (новый стиль). Если день праздника Сорока мучеников Севастийских совпадает со средой Крестопоклонной, его могут перенести, как это случилось в 2017 году. Раньше, в дохристианской Руси, этот день считался окончательной датой начала весны. Тогда тоже пекли жаворонки, но вкладывали в выпечку совсем другой смысл, существовали разные традиции и «заклички» весны, когда ее призывали в надежде, что тепло наступит как можно скорее. Церковь не отмечает день весеннего равноденствия, но у этого дня появился новый христианский смысл. И жаворонок стал символизировать душу, которая стремится к Богу и преклоняется перед величием Творца. Поэтому в народе так любят праздник Сорока Севастийских мучеников, до конца выдержавших все мучения и принявших смерть, чтобы не предать Христа. В день Сорока Севастийских мучеников совершается Литургия преждеосвященных Даров. Имена Сорока Севастийских мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий. Читайте также Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно 130 299 Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2014 22 марта, 2024 22 марта, 2014 22 апреля, 2024 14 апреля, 2024 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2014 22 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще

http://pravmir.ru/sorok-muchenikov-sevas...

Ахия (брат, друг Господень, евр.), пророк, 12 ноября. Афанасий (бессмертный, греч.), еписк. Тарса кид., муч., 22 авг. Афанасий комментарисий, муч. килик., 4 янв. Афанасий муч., 23 апр. Афанасий чтец, муч. кипрский, 20 июня. Афанасий , муч. мелитинский, 7 ноября. Афанасий , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Афанасий ведикий, архиеп. александрийский, 2 мая и 18 янв. Афанасий , преп. павлопетрийский, исповедник, 22 февр. Афанасий , преп. мидикийский, 26 окт. Афанасий , преп. афонский, 5 июля. Афанасий , патриарх цареградский, 24 окт. Афанасий , пр. печерский, 2 дек. Афанасия девица, муч. коринфская, 6 ноября. Афанасия , муч. адександрийская, 31 янв. Афанасия , преподобная египетская, игумения. 12 апр. Афанасия , преподобная египетская, с Андроником , 9 окт. Афиноген (от Афины-Минервы происходящий, греч.), еписк. Пидахфои, и десять учеников его, 16 июля. Афинодор (царь Афины т. е. Миневры, греч.) монах, муч. сирийский, 7 дек. Борис-Роман , князь русский, 24 июля и 2 мая. Вавила (смешение, сирск. в евр.), муч. сицидийский, 24 янв. Вавила . еписк. антиохийский, 4 сент. Вавила , муч. никомидийский, и с ним 84 детища, 4 сент. Вадим архимандрит, муч. персидский, 9 апр. Вакх (бог винодедия,греч.), муч. с Сергием, 7 окт. Вакх , муч. фракийский, 6 мая. Валентина (см. Валентян) дева, мученица палестинская, 10 февр. Валентин (сильный, или из города Валенции, дат.), пресв., муч. римский, 6 июля. Валентин , муч. из Доростола, 24 апр. Валентин , муч. интерамиский, и три ученика его, мучч. италийские, 30 июля. Валент (сильный, дат.) диакон, муч. падестинский, 16 февр. Валент , или Уад , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Валериан (из города Варии иди Валерии в Италии, или Валериев, дат.), муч. римский, 1 июня. Валериан , муч. римский, с Кикилиею и др. 22 ноября. Валериан, Кандид и др. мучч. трапезунтские, 21 янв. Валериан , муч. с Идиею и др., 13 сент. Валерий (бодрый, крепкий дат. balere), муч. мелитинский, 7 ноября. Валерий , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Ваптос (погруженный, греч.) воин, 10 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Валерий Севастийский, мч. - житие Валерий Севастийский (ум. ок. 320) - один из сорока севастийских мучеников. Сорок Севастийских мучеников — воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, совр. Турция) в 320 году при Ликинии. Православная церковь отмечает их память 22 марта (9 марта по юлианскому календарю). Воины были родом из Каппадокии (ныне на территории Турции) в составе римского войска, стоявшего в городе Севастии. Военачальник Агрикола потребовал от них принесения жертвы языческим богам. После их отказа римские воины вечером их раздели и поставили в покрытое льдом озеро. Рядом поставили тёплую баню, чтобы желающие отречься от Христа могли в ней согреться. К утру один из воинов побежал в баню, однако забежав туда, сразу умер. Один из римлян — Аглай — видя стойкость духа христиан сам разделся и присоединился к стоявшим в озере. По преданию, римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли. Имена мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий. Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти облегчается строгость Великого Поста и совершается Литургия преждеосвященных даров. 9 марта 1230 года болгарский царь Иван II Асень разбил армию Феодора Комнина и пленил его с семьей и большей частью войска. Иван II Асень отнес свою победу заступничеству Сорока Севастийских мучеников. В качестве благодарности царь построил или обновил бывший на этом месте храм (остается не до конца выясненным) и освятил в честь Сорока мучеников, а также оставил знаменательную надпись на колонне этой церкви в память о славной победе. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Валерий Севастийский, мч. " .

http://pravicon.com/info-1896

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010