ibid., с. 14. Migne gr. s., t. 42, с. 429). Кто же был этим автором? Вероятно, Василий анкирский. Записка во многих местах содержать точное дословное повторение сказанного в анкирском постановлении (так между Отцом и Сыном исповедуется: συγγενεαν (родство), подобие по всему (haer. 15. Migne, ibid., с. 432), сродство по естеству; ср. также в п. 20 полемику против учения о нерожденном и рожденном, автором же последнего несомненно был Василий. 1301 De syn. 72: aut numquid non idem est, esse similes, quod aequales (Migne, ibid., c. 527); 73: praedicantes similem Filium in omnium ( μοιον κατ πντα) nihil aliud, quam aequalem praedicamus, perfectae aequalitatis signilicantiam habet similitude (Migne, ibid., c. 527. 528). 1302 De syn. 72. 76; Migne, ibid., c. 527. 530. Божество, по Иларию, представляет собой, таким образом, unum genus, в отношении к которому Отец и Сын являются species: Это напомннает Тертуллиана . Термин: μοιοσιος более подходил к такому представлению, чем: μοοσιος. 1303 Василию анкирскому, Евстафию севастийскому и Елевсию кизическому (De syn. 90. Migne, ibid., с. 542). 1329 О Hefele (Consiliengesehichte, t, s. 848) считает 21, но он опускает из виду автора письма-Афанасия: у Руфина указания на число членов собора нет. Как видно из подписей, большая часть имела свои кафедры в Египте, что и понятно. 1335 «Не требуйте от них ничего большего, а только чтобы они предали анафеме арианскую ересь и исповедали веру, св. отцами исповеданную в Никее». Tom. ad Antioch., Migne, : gr. s., t. 26, p. 797–800. 1337 «Дошло до нас, – значится в ведении к посланию, – что весьма многие прежде по упорству от нас отделяющиеся, желают быть в мире с нами (омиусиане), а многие, отступив от сношения с арианами, ищут общения с нами (омии). Tom. ad ant. 1. Migne, gr. s., t. 26, c. 796. 1339 Так представляет дело Аполлинарий в своем письме к Василию (Ер. 3i4. Migne, gr. в., t. 82, с. 1105–1108). 1342 Tom. ad ant. 6. Migne, ibid., с. 805. Христологический вопрос, обсуждавшийся на александрийском соборе, не входит в нашу задачу.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

В более благоприятном, чем Георгий, свете выступает в историческом предании другой вождь омиусианства, Василий анкирский, кторому, как мы говорили, некоторые историки усвояют имя основателя самой партии омиусиан 1201 . Сначала занимавший должность врача, Василий после осуждения Маркелла на константинопольском соборе 335 года был избран на кафедру в Анкиру, как человек, отличавшийся ученостью и красноречием 1202 . Созомен вообще ставит его в числе знаменитейших и красноречивейших людей первой половины IVbeka 1203 . Его диалектика блестящим образом засвидетельствована его публичным диспутом с Фотином, на котором он остается победителем 1204 , но в состязании с Аэцием он должен был уступить, хотя его и поддерживала такая знаменитость того времени, как Евстафий севастийский 1205 . Его сочинение о девстве 1206 дает понять об аскетических наклонностях его, а благородство его характера усматривается из того, что мы ни разу не встречаем его на соборах, отметивших собой первые проявления реакции; в борьбе с Афанасием он совсем не учавствовал. Его имя появляется в первый раз в подписях под первой Сирмийской формулой и затем в послании восточных епископов, собравшихся в Сардике 1207 , и без сомнения он с удовольствием присоединил свою подпись к тому энергичному обличению ереси Маркелла, какое содержалось в этом послании. На никейцев он должен был смотреть еще более подозрительными глазами, чем Георгий, так как учение о единосущии было известно ему главным образом в каррикатурном воспроизведении своего соперника и он написал специальное сочинение против Маркелла, к сожалению не сохранившееся до нашего времени. Между тем малейший успех никейцев каждый раз колебал его собственное положение в пастве: осужденный еретик (Маркелл), имевший приверженцев в Анкире, снова возвращался на свою кафедру, и Василий обязывался уступить ему место. В окончательной победе над никейцами он был заинтересован, поэтому, лично, так как только такая победа обеспечивала его навсегда от новых происков маркеллиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

28. νατλιος Емисский в Финикии (Νικ 49 Ant 2 Αντ 16). 29. Ζωλος Гавалский в Килисирии (Νικ 61). 30. Κριλλος Уманадский в Исаврии (Νικ 183). 31. Παυλνος Аданский в Киликии (Νικ 89). – Так отождествляет и Швартц. Павлина Тирского-Антиохийского, по-моему, к концу 324 года уже не было в живых. 32. τιος Лиддский в Палестине (Νικ 34). В начале спора Аетий был на стороне Ария, который называет его в числе тех восточных епископов, которые учили, что «Отец безначально предшествует Сыну». Но это был бесспорно епископ из числа непостоянных. В 325 году он подписал никейский символ. Около 333 года он вновь является в рядах евсевиян (Εus. Vita Const. III, 62: адрес письма Константина Великого к собору епископов в Антиохии, собравшихся для выбора преемника Евстафию или Евлалию). Но к 343-му году мы видим его снова в рядах защитников никейской веры. В приводимых Афанасием Великим в Apol. c. ar. n. 50 подписях под постановлениями сердикского собора в ряду епископов Палестины 2-е место занимает Ατιος. Что разумеется епископ лиддский, доказывается тот факт, что о переходе Аетия на сторону Афанасия Великого знает и Филосторгий (ΙΙΙ 12 p. 485 D). 33. Μωσς Каставалский в Киликии (Νικ 86 Ant 21 Αντ 4). 34. Εστθιος Арефусский в Килисирии (Νικ 65 Ant 27 (кафедра не названа) Αντ 3). 35. λξανδρος – кафедра неизвестна (Ant 29 Αντ 24). 36. Ερηναος – кафедра неизвестна. 37. Ραββολας – кафедра неизвестна. Судя по имени – из Месопотамии (ср. Schwartz VI. S. 288). 38. Παλος Максимианопольский в Палестине (ср. (Νικ 31). 39. Λοπος Тарсский в Киликии (Ανκ 4 Νχσ 11). 40. Νικμαχος Вострский в Аравии (Νικ 72 Αnt 5). 41. Φιλξενος Иерапольский в Килисирии (Νικ 55). 42. Μξιμος Елевферопольский в Палестине (Νικ 30). 43. Μαρνος Севастийский в Палестине (Νικ 23). 44. Εφραντων Валанейский в Килисирии (Νικ 59) – один из выдающихся противников Ария. Евсевий Кесарийский писал к нему в защиту Ария особое послание, цитируемое у Athan de syn. 17 и в актах 7-го вселенского собора (приведено у Schwartz VI, 263). Потом он был низложен евсевианами Ath. de fuga sua n. 3. Hist. arian. ad. mon. n 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

и 25 фев.) в народном суеверном календаре имеют важное значение в отношении к лихорадкам. Второго января мороз (или зима, а по некоторым вариантам, дьявол) приносит лихорадку, вместе с нечистою силою из ада и лихорадки на земле ищут себе пристанища по теплым избам и нападают на людей, потому-то на заре этого дня предусмотрительные опытные деревенские старушки омывают наговорною водою притолки у дверей, чтобы заградить вход в избу не званным гостям. (Афанас. ч. 3 стр. 81). А с 25 февр. по замечанию поселян, опасно предаваться сну с раннего вечера, – можно наспать лихорадку (Сахаров 11, 3–4). Естественнее всего было для простого народа имена святых в этих числах бывающих по вышеизложенной г. Калинским причине – принять за целителей от лихорадки, а не Сисиния известного только по имени, тем более, что Сильверст, Тарасий и Феоген – лица облеченные священным саном, следовательно имеющие преимущественную власть и право отгонять болезни, олицетворяемые в простом народе с нечистою силою. Не даром и заговор от лихорадки, по убеждению простолюдинов, должен быть прочитан священником над больным (Летоп. русск. т. 3, 73. Библиотека для чтения 1848 г. IX. 51); во 2-х в народных легендах о св. Сисиние он большею частью называется св. Отцом, великим Апостолом, и редко мучеником. «При море черном столп стоит и на том столпе камень, на том камне сидит св. отец Сисиний...» и на иконе св. Сисиний изображен в ризах, следовательно изображен лицом, имеющим св. сан (епископом или священником). Таким образом, напрасно бы в Сисиние, целителе от лихорадки видеть мученика Сисиния, одного из 40 Севастийских воинов. Некоторые же считают св. Сисиния, упоминаемого в народном – заговоре против лихорадок лицом, не существовавшим и измышленным народною фантазией; но это не справедливо. Хотя сказания о св. Сисиние в народных заговорах искажены и легендарны, но св. Сисиний, к которому народ прибегает с молитвою во время лихорадки, как будет видно ниже, действительно существовал и на основании его чудес он признан чудесно исцеляющим от трясавичной болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

По-видимому, в Галатии и Пафлагонии сопротивление было слабое. Гангрский епископ Василид был арианином; Афанасий анкирский, скончавшийся во время этих событий (371 г.), был замещен преемником, угодным правительству. С тех пор между Галатией и Каппадокией общение было нарушено. В этой последней стране Василий, на которого пытались воздействовать сначала префект Модест, а затем лично император, проявил удивительную стойкость (зимой 371–372 года). Смягчая свою твердость осторожностью 592 , будучи силен своими личными достоинствами, яркими добродетелями и популярностью, он сумел удержать за собой управление своей церковью. Валент не навязывал ему ни формул, ни общения с сомнительными епископами. Он удовольствовался тем, что лично присутствовал на церковных службах, совершавшихся под предстоятельством кесарийского архиепископа. Он, без сомнения, принял во внимание, что такого епископа трудно сместить и заменить. Как бы то ни было, но для Василия было сделано исключение 593 ; его оставили жить в Кесарии, так же, как и Афанасию дали умереть в Александрии. Он в 372 г. получил даже официальную командировку в Армянское царство, дабы уладить тамошние религиозные дела и рукоположить епископов. По-видимому также, по крайней мере на первых порах, оставили в покое и прочих каппадокийских епископов, равно как в Малой Армении и в понтийских провинциях. Мы действительно не видим, чтобы потревожили Евстафия севастийского, который, несомненно, не подчинился собору 360 года, равно как епископов неокесарийского и никопольского, которые еще менее были покорны этому собору. Василий мог вступиться в это дело, непосредственно задевавшее интересы его паствы, но, очевидно, у него не было уважительной причины противиться раздроблению провинции, и он воздержался от этого протеста 595 . Тианы сделались таким образом гражданской метрополией. Епископ этого города Аноим не замедлил воспользоваться в области церковного управления последствиями административного дробления: он посягнул на то, чтобы сделаться митрополитом, церковным главой епископов, находившихся в новой гражданской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Привлеченный людскою молвой, Аэций пришел туда из Антиохии. Там приступили они к состязанию, но недолго Афтоний смог в речах противостоять Аэцию и вскоре почувствовал себя перед ним совершенно беспомощным, так что покрыл себя великим позором, а славу его все сочли незаслуженной. Афтоний крайне тяжело перенес неожиданное свое поражение и от этого сражен был тяжелейшей бо-лезнью, которая вскоре привела к смерти, не переживя, таким образом, постигший его удар дольше семи дней. Аэций же всех своих соперников неизменно превосходил красноречием и одерживал блистательные победы. Одновременно часть своих сил стал он отдавать искусству врачевания, дабы иметь возможность исцелять не только душевные, но и телесные недуги. А наставником его в этой науке был Сополис, муж, в сем искусстве не имеющий себе равных. В совершенстве овладев необходимыми врачу знаниями и навыками, Аэций стал оказывать помощь нуждающимся бесплатно. Если же самому ему случалось иметь нужду в чем-либо жизненно необходимом, он ночью отправлялся к кому-нибудь из собратьев по ремеслу, дабы днем ничто не отвлекало его от забот более насущных, и, быстро исполнив работу, требующую руки только самого опытного ювелира, получал за это плату и таким образом добывал себе средства к жизни. А происходило все это в царствование императора Констанция, когда Феофил вернулся из Индии и поселился в Антиохии. 16. Рассказывает еще, что Аэций, вступив с Василием Анкирским 1137 и Евстафием Севастийским 1138 в спор о единосущии, будто бы выставил их (согласно совершенно неправдоподобному измышлению Филосторгия) как людей, полностью лишенных дара слова, и с этого времени Аэция преследовала их неистребимая ненависть. 17. О Леонтии, который упоминался ранее как пресвитер и наставник Аэция, Филосторгий сообщает, что, став епископом города Антиохии, он возвел ученика своего в сан диакона и удостоил его официального права преподавать в церкви церковные догматы . Аэций же служение в качестве диакона отверг, а обязанности наставника охотно принял 1139 и, уделив преподаванию божественного учения необходимое, по его мнению, время, вновь отправился в Александрию, где тогда Афанасий не жалея сил проповедовал единосущие и потому возникла необходимость в противнике, способном противостоять ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так казнили рабов, бунтовщиков и отбросы общества. Однако же ради спасения человека Христос, нисколько не сомневаясь, вкусил не только унизительную смерть, но и подвергся целому ряду издевательств: был оплеван, заушен, оскорблен, раздет... По какой причине Бог позволил, чтобы Его создание – человек – подверг Его таким мучениям и унижениям? Прежде всего, чтобы исполнить Свой замысел искупления человека. Но и чтобы показать нам, что Он первый прошел по этому пути, и заградить уста тем, кто осмелился бы сказать: «Вот, во время Своей земной жизни Он только благоденствовал, а почему же я страдаю?» Христос показал нам личный пример, чтобы, взирая на него, мы им подкреплялись и утешались, шествуя по Его стопам, как глаголет апостол (см. 1Пет. 4:1–11 ). Видеть, что страдают не только грешники, но и святые, будет для нас поощрением к терпению. Если такой-то святой так страдал, почему бы тогда и мне, обремененному множеством грехов, не потерпеть? Есть и другая причина того, почему иногда благой Бог попускает мучительные смерти: чтобы мы усовершенствовались, так как все мы перед Богом несовершенны. Каждый раз, когда человек подвергается несправедливостям, разного рода притеснениям или страдает от несчастий, скорбей и болезней (особенно в молодом возрасте), это становится предлогом для воздаяния от Бога в Царствии Небесном, как сказано в Писании: «Вмале претерпели – великое приобрели». Здесь, на земле, даже несколько минут мучения, терпеливо перенесенного с благодарением, могут стать причиной для вечного блаженства. Когда сорок Севастийских мучеников ввергали в холодное озеро, онирекли: «Братие, потерпим вмале (то есть потерпим немного), но приобретем вечный рай!» В определенный час нашей жизни, когда нас призовет Господь, мы сможем взглянуть на все через духовную призму вечности, и тогда ясно и в полной мере сможем увидеть, каким приобретением для Царствия Небесного было терпение искушений и тягот сей жизни. Имея в виду все это, человек с несравненной легкостью и терпением сможет переносить все скорби, встречающиеся на его жизненном пути, по апостолу: ...

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

Подлинно так! Ибо случившееся не послужило в укор уроженцу Олтисирия, не повлекло за собою упадка отцовской чести, не оскорбляло достоинство рода. Так что этот именитый и пресловутый Приск, отец сего отца Евномия, едва ли бы сам не избрал того, на что теперь негодует Евномий. От отца у него славные и замечательные сказания о роде: мельница, кожаная одежда, служительское содержание, и прочее наследие Ханаана. И при этом нужно было порицать содействовавших их переселению! Согласен с этим и я, что подлинно достойны их упреков соделавшиеся для них виновниками этого, если только вообще есть (или были) какие виновники, потому что сведения о прежней жизни, помраченные этим, умаляют память людей почтенных и не позволяют полюбопытствовать о том, что старше настоящего, в каком достоинстве сначала вступили в дело тот и другой, какой устав для жизни приняв от отцов, что из приличного людям свободным в большей или меньшей мере сознав в себе, пришли потом в такую известность и именитость, что знают их и цари, как Евномий величается теперь в своем сочинении, и все высшие начальства ради их пришли в движение, и в большей части вселенной разносится о них молва. 6. Ужели действительно нанесена этим весьма великая обида или самому этому писателю, или его защитнику и наставнику в подобной жизни Аэтию, которому, как мне кажется, соревновал Евномий, имея в виду не столько увлекательность догматов, но гораздо более довольство и выгоды жизни? Говорю же это, не по догадкам каким-либо заключая, но собственными ушами слышав от знавших в точности: ибо об Аэтии этом слышал я рассказы Афанасия, епископа галатийского, такого мужа, который ничего не предпочел бы истине, да и в свидетельство большей части сообщаемого им показывал письмо Георгия лаодикийского. Сказывал же он, что Аэтий не с юного возраста вдался в догматические нелепости, но в последствии времени нововведение сие обратил в жизненный промысел. Ибо, оставив уже обрабатывание виноградника, при котором прислуживал (а как, не почитаю нужным говорить о том, чтобы не показалось будто бы веду рассказ злонамеренно), сначала делается он ковачем, занимается этим с огнем неразлучным кузнечным рукомеслом, с коротким молотом сидит у малой наковальни в волосяном шалаше среди нечистот и этою работою с трудом добывает необходимое для жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3106...

Вместе с тем продолжало процветать и анахоретство, эта изначальная форма афонского иночества. Высота иноческих подвигов была так почтенна, что в средине XI века Афон в первый раз и официально был назван „Святою горою“ – αγιον δρος (в уставе императора Константина Мономаха от 1046 года). В то время здесь было до 180 монастырей и громадное число монахов: в одной лавре св. Афанасия их было 700. Они проводили строгую религиозно-созерцательную жизнь. Мирские занятия, женщины, пиршества были навсегда изгнаны из пределов Афона. Здесь не было различия между рабом и господином, здесь царили истинная свобода и справедливость. В царствование византийской династии Комнинов (XII в.) Афон пользовался и внешним благополучием и внутренним благоустройством. Один из императоров этой династии (Алексей I) даже узаконил, чтобы Афон был независим от всякой власти – гражданской и церковной, в том числе и патриаршей, и подчинялся только одному императору; ближайшее высшее управление афонскими монастырями возлагалось на совет игуменов, во главе с первым из них – протом; а епархиальной власти (епископу соседнего города Иериссо) предоставлялось только право хиротонии афонских священников и диаконов, по желанию монастырей. К началу XIII века Афон был весь усеян монастырями, так что казался одним большим монастырем, представлялся всецело иноческим царством. Единством духовных целей Афон роднил все племена и соединял в одну общину представителей разных народностей. Все стремились к одной цели – вечному спасению, для всех Афон был самой высшей школой православно-христианского подвижничества. Это был, монашеский рай место святое, дом Божий и врата небесные. Но вслед затем в истории Афона наступила другая пора. В 1204 году, после завоевания Константинополя латинянами, подпал латинскому игу и монашеский Афон. Высшее управление монастырями взял на себя римский папа (Иннокентий III-й), а ближайшее о них попечение было предоставлено севастийскому латинскому епископу. Этот епископ, живя на Афоне, грубо и дерзко обращался с греческими монахами, подвергал их гонениям, разорял монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

Взаимоотношения в семье Матушка Ольга Юревич: Спасать семью нужно в первую очередь в своем доме Лично мне кажется, что эта тоска по большой семье, где три поколения дружно живут под одной крышей — нечто, мало соотносящееся с современной реальностью. Может быть, в редких случаях, в семьях верующих кому-то и удается воплотить в жизнь этот идеал. Но чаще всего совместная жизнь с бабушками и дедушками оборачивается конфликтами... Как рассказать ребенку, откуда берутся дети? Так что же ответить? Достаточно спокойно сказать: «Дети появляются из маминого животика. Им там удобно и тепло расти». Правда, может последовать вопрос: «А почему?». «Потому, что так создал Господь», — будет самым лучшим ответом. О важных мелочах счастливой жизни Все права молодых людей неразрывно сопряжены с той мерой ответственности, которую готовы на себя возложить. Хорошо, если полной она окажется изначально, — проще будет понять, что почем в этой жизни. Митрополит Лимассольский Афанасий о наставничестве О духовном наставничестве, роли женщины в семье и подвиге матери одного из Севастийских мучеников. Кира Поздняева: Моя жизнь — сплошное счастье! Когда мы приехали, оказалось, что уже разложена архиерейская дорожка, и я ею отрезана от клироса, где должна петь ведущую партию альта. Я стою — и слезы текут градом. Стоявшие вокруг бабушки решили, что невеста плачет в ожидании венчания, и стали меня утешать. В общем, я все-таки прорвалась на клирос по архиерейской дорожке и в свадебном платье... Ася Штейн: Остановиться и начать жить Однажды я поняла: главное проходит бесповоротно, а мы все чего-то ждем. И решила, что не стану ничего ждать, расслаблюсь и буду жить сегодняшним днем, понимая, что хорошо — именно сегодня, а не завтра. Будни грузинской матушки Мой муж кахетинец. А кахетинцы очень мало говорят и быстро все делают. У них очень уравновешенный характер. Он мне подарил цветы и сразу, не откладывая дела, позвал замуж. Это произошло очень быстро, и мой духовный отец и владыка тоже сразу благословили нас на брак.

http://pravmir.ru/tag/vzaimootnosheniya-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010