Его боговдохновенные наставления облистали вселенную подобно молнии и как звук разумной трубы по всей земле раздался голос его поучений. Поэтому невидимый враг был не в состоянии выносить той ревности, какою одушевлен был святой Мефодий в своих великих трудах, подъемлемых ради благочестия, ради Церкви Христовой; он вооружил против святого епископа своих видимых слуг, — язычников, поклоняющихся идолам; по его наущению язычники вознамерились предать мучительной смерти служителя Божия, еще прежде страданий облекшегося в «живоносное умерщвление». Схватив святителя Христова, язычники отсекли ему мечом честную главу. И перешел святой Мефодий в лучшую жизнь; как жертва живая принесся Богу тот, который в начале служил Агнцу Божию, а потом сам заклан был как агнец. Так увенчался двойным венцем добрый подвижник благочестия, боровшийся с ересями и Христа исповедавший пред язычниками безбоязненно, даже до пролития крови и мученической кончины, которая последовала в царство Аврелиана Аминь Тропарь, глас 1: Кровь твоя мудре, тайно вопиет от земли якоже Авелева к Богу, богомудре святителю Мефодие, ясно проповедавый Божие вочеловечение: темже и посрамил еси оригенову лесть, и преставился еси в небесный чертог. Моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак, глас 4: Священнотаинник святыя Троицы, и яже паче ума повелений божественных проповедник, и православным утверждение был еси, Мефодие, злославныя обличил еси смыслы, правоверия ради кровию твоею священномученик явлься: и Христу со ангелы предстоя, моли спастися нам. Память святых мучеников Аристоклия, Димитриана и Афанасия Святой мученик Аристоклий, родом кипрянин из города Тамаса, был соборным пресвитером. Во дни царя Максимиана когда над христианами разразилось великое гонение, святой Аристоклий удалился в пустыню, где и скрывался в одной горной пещере: здесь во время молитвы его однажды облистал свет, превосходивший солнечный, и с неба послышался голос, повелевавший ему идти в Саламинскую митрополию, что на Кипрском острове, и там восприять мученический подвиг за исповедание имени Христова.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Во первых должно упомянуть иерархов, отличенных Восточной Церковью названием учителей Вселенских. Таковы: 1) Василий Великий , епископ Неокесарии Каппадокийской, умер около 370 г. (Он написал изъяснения на 6-тоднев, беседы на псалмы, против Евномия, книги о Святом Духе и пр.). 2) Григорий Назианзен , по ревности и высоте учения о Сыне Божием, Богослов, архиепископ Константинопольский, † 391, (писал речи и стихи). 3) Иоанн Златоустый , архиепископ Константинопольский, превосходный вития и изъяснитель Святого Писания (писал беседы, книги о священстве, письма и пр.), умер в заточении 407 г. На Западе, по важности, равняют с ними: 1-е) Амвросия Медиоланского епископа † 398 г., красноречивого и ревностного учителя православия. (Он писал книги о должностях, речи, песнь: Тебе Бога хвалим); 2-е) Иеронима, родом Стридонского, пресвитера и Вифлеемского монаха, † 420, ученейшего истолкователя и переводчика Святого Писания. (Известны его летопись о церковных писателях и versio S. Scripturae vulgate и письма), и 3-е) Аврелия Августина , епископа Иппонийского в Африке, † 430 г., остроумнейшего и сильного учителя Церкви (он писал De civitate Dei, de doctrina Christ. Confessiones, Retractationes и пр.). –После упомянутых Вселенских учителей, на Востоке, наиболее славны защитники правоверия и учители Церкви: Афанасий Великий архиепископ Александрийский, † 371 г. (обличитель ариан и др. еретиков); Кирилл Иерусалимский епископ до 386 г., писатель оглашений; Григорий Нисский , епископ в Кападокии, брат Василия Великого † 394; (писал изъяснения на Екклесиаста, против Евномия, поучения и пр.); Епифаний, епископ Саламинский, в Кипре, писатель против ересей, † 403; Кирилл, Патриарх Александрийский † 444; (написал 12 глав против Нестория, изъяснения на Святое Писание, о Троице и пр.). На Западе: Лактанций , вития Никомидийский, по красоте слога – христианский Цицерон, † 325; Иларий Пиктавийский (Поатьерский) епископ в Галлии, † 368 (писал против ариан); Оптат, епископ Милевитский в Нумидии (писал против Донатистов); Лев I или Великий, папа † 461 (писал письма и речи). Следующие оказали услуги церковной истории: Евсевий, епископ Кессарии Палестинской (написал Церковная история от Рождества Христова до 324 г. и жизнь Константина Великого ); Сократ Схоластик (Церковная история от начала 4-го до половины 5-го в.); Феодорит , епископ Киррский † 450 г. (Церковная история 322–450); Созомен (Церковная история от времен Константина до 440 г.). На Западе: Руфин и Сулпиций Север (писатели 4-го в. 110 ). II. Писатели последующих веков

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

На Вселенском I Соборе в Никее (325) присутствовало 3 кипрских епископа: Кирилл Пафосский, свт. Геласий (Гирасий) Саламинский и свт. Спиридон Тримифунтский. Старшим по чести среди кипрских епископов считался епископ Пафоса, который 1-м ставил подпись на соборных документах ( Κρρης. Αρχιεπσκοποι Κπρου. 1985. Σ. 350-351). Пафос оставался главным городом острова до сер. IV в. (до 346 г., по мнению Кирриса - Kyrris. 1996. P. 163), до восстановления после землетрясений 332 и 342 гг. Саламина, к-рый был переименован в Констанцию. Из Жития свт. Епифания Кипрского известно, что еп. Геласий претерпел гонения за Христа (Vita S. Epiphanii. 33, 34//PG. 41. Col. 65-67). В «Библиотеке» свт. Фотия, патриарха К-польского, Пафосский еп. Кирилл назван Кириаком и автором Слов «На Богоявление» и «О воплощении» ( Phot. Bibl. Cod. 229//PG. 103. Col. 996, 1020). Свт. Спиридон благодаря многочисленным чудесам стал одним из наиболее чтимых святых не только на Кипре, но и во всем правосл. мире. В Сардикийском Соборе 343 г. принимали участие уже 12 кипрских епископов. Они выступили на стороне правосл. «западных епископов», еп. Юлия I Римского и свт. Афанасия I Великого Александрийского, к-рых поддерживал правивший в зап. части Римской империи Констант I , против арианствующих «восточных епископов» во главе с предстоятелем Антиохийской Церкви, к-рым покровительствовал арианин Констанций II . Помимо участвовавших в I Вселенском Соборе Геласия и Спиридона в Сардику приехали кипрские епископы Трифиллий Ледрский (Лефкосийский), Авксивий, Фотий, Афродисий, Ириник, Нунехий, Афанасий, Македоний, Норван, Сосикрат, кафедры которых не известны ( Mansi. T. 3. Col. 69; Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 50//PG. 25. Col. 340). Свт. Трифиллий (347 - ок. 370) родился в К-поле и получил образование в Берите. Услышав о свт. Спиридоне Тримифунтском, он приехал на Кипр и стал его учеником. Впосл. Трифиллий был поставлен епископом Ледры. Блж. Иероним Стридонский характеризовал еп. Трифиллия как одного «из самых красноречивых людей своего времени» и упоминал, что читал его комментарий на Песнь Песней. Иероним отмечал, что Трифиллий «написал много других книг, но ни одна из них не дошла до нас» ( Hieron. De vir. illustr. 92//PL. 23. Col. 695). Словарь Суда называет Трифиллия автором Жития свт. Спиридона Тримифунтского ( Suda. T 1032). Преемники свт. Спиридона, Тримифунтские епископы Аркадий и Нестор , также были причислены к лику святых. По словам синаксарного Жития, они были добрыми пастырями, обратили мн. язычников ко Христу, претерпели ссылки и невзгоды, совершили множество чудес и скончались в мире (Ath. Laur. I 70, XIV в.).

http://pravenc.ru/text/1840111.html

1 Слово Лаборум происходит от латинского labor — труд. Этим именем называлось воинское знамя — вероятно потому, что оно предносимо было трудящемуся войску и тяжесть трудов облегчало своею помощью. 2 Вероятно здесь ошибкою поставлено в Сосфении вместо: в Эстиях; ибо самая глава не упоминает о храме в Сосфении. 3 Это было в 325 году по Р. Хр. в двадцатый год царствования императора Константина. 4 Языческие жрецы, для обмана простого народа, выдавали некоторые кумиры за ниспосланные свыше от Бога (# или #). Таков, например, кумир богини Паллады, который Трояне почитали ниспадшим с неба в храм их крепости, где он и хранился. 5 Здесь говорится об Иберийцах азиатских, которых надобно отличать от Иберийцев испанских, принявших христианскую веру еще прежде, во времена св. Иринея. Irin. Adv. Haeres. lib. 1 cap. 3. 6 В царствование преемника Константинова, Констанция, персидский царь Сапор делал частые набеги на римские восточные владения и между прочим на так называемую страну Завдейскую, где в 360 году завоевал главный город Безавлу и жителей его, вместе с епископами и клириками, отвел в плен в Персию. Amm. Lib. XX. 7 Филумен был мятежник, домогавшийся императорского престола. 8 По прозванию Аркаф, как говорит св. Афанасий во второй своей апологии против ариан. 9 Это случилось в 330 г. по Р. Х. Индийцам еще Пантен проповедовал христианскую Веру (См. Евс. истор. кн. 5, гл. 10); но он не оставил им епископа. Поэтому Фрументий, как первый епископ их, справедливо называется индийским апостолом. 10 Константинопольская Церковь, прежде нежели сделалась партиархиею, принадлежала к округу Ираклеи фракийской, как к своей митрополии; а потому епископ ираклийской мог иметь на нее влияние в делах духовных: но епископ Никомидии, которая принадлежала к другому округу, по законам церковным не имел никакого права вмешиваться в дела ее. См. Сап. IV. Conc. Nicaen. 11 В первых заседаниях этого Собора постановлено несколько правил против православных епископов; между прочими было и то, о котором здесь упоминается. Vid. Bevereg. in Cod. Can. lib. 1. cap. IV. n. 9.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2839...

27 Письмо Юлиана к Аэцию было следующее: Caeteris omnibus, qui a Constantio vita defuncto cjecti patria fuerunt, propter amentiam Galitaeorum, exilium condonavi. To autem non solum ca poeno libera, verum etiam memor pristinae consvetudinis atque amitiliae nostrae, horter, ot ad nos venias. Uteris antem veniculo publico usque ad nostrum cohortem et uno parhippo. Epist. 31. 28 Афанасий скрывался от 356 до 362 года. 29 Этого Марка аретузского не должно смешивать с другим Марком, который от самых времен Константина держался стороны ариан и умер до сардского Собора. 30 Память этого мученика Василия греческая Церковь совершает 22 Марта. 31 О мученике Евпсихие упоминает Григорий Назианзен в 26 письме к Василию великому, и Василий в письме 291. Память его чествуется 9 Апреля. 32 Этот Собор открыт был в 362 году. Cave. Hist. vol. II. p. 120. 33 Указ Юлиана об изгнании Афанасия находится между письмами Юлиана под 26. 34 Это послание Юлиана находится под его письмами под 52, где приводится и текст прошения епископа Тита. 35 Об этом обыкновении древних Христиан призывать имя Христово и осенять себя знамением креста пред принятием вина говорит Григорий Назианзен в первом слове против Юлиана. 36 Юлиан повелел изображать на своих монетах лежащего навзничь быка в знак своей преданности язычеству, по требованию которого богам приносимы были в жертву особенно быки. 37 Палладий, описывая жизнь Иоанна Златоуста, говорит, что в Гермополисе была Церковь от самого пришествия Христова, — с того времени, когда Христос привезен был в Египет Иосифом. 38 Эти слова Ливания находятся в похвальной речи его Юлиану. Lib. Opp. Tom. II, p. 323. 39 Нетрудно заметить, что составитель оглавлений ошибочно понял содержание 10 главы. В ней говорится, что посольство к Валентиниану отправляли не исповедники единосущия, а Македониане. 40 Эти послы отправлены не от лампсакского собора, который состоял из одних православных епископов, а от македониан. Они принесли с собою только исповедание того Собора и представили его Ливерию, как исповедание собственное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2839...

Гонитель христиан с именем Савин известен по ряду агиографических источников. В греч. Житии сщмч. Ираклидия (2-я пол. V в.), действие к-рого происходит в I в., упоминается, что некий воинствующий язычник Савин пытался выломать дверь христ. храма. Игемон Савин фигурирует в византийских синаксарных Житиях сщмч. Феодота Киринийского, пострадавшего при имп. Лицинии (308-324), и Саламинских мучеников Аристоклия, Димитриана и Афанасия, казненных при имп. Максимиане ок. 306 г., а также в поствизант. службе преподобным или преподобномученикам Илиофотам в рукописи 1836 г. Видимо, прототипом этих Савинов стало реальное историческое лицо - проконсул Кипра Антистий Сабин, к-рый управлял островом в 283-305 гг. Однако 300 святых покинули Палестину на неск. столетий позднее - в VII в. К. Сафас отождествил Савина с Шабибом ибн Язидом, предводителем восстания хариджитов в 695-697 гг. в Центр. Ираке (его мать была гречанкой). Н. В. Томадакис предположил, что К. О. жил в XII в. ( Τωμαδκης. 1983/1986. Σ. 203), т. е. в эпоху крестовых походов. Совр. исследователи частично или полностью отрицают историчность 300 Кипрских (Аламанских) святых. К. П. Киррис считает, что К. О. и друнгарий Константин Вавуцик из числа Аморийских мучеников - одно и то же лицо. О почитании К. О. в визант. период свидетельствуют фрески с его изображением в ц. прп. Антония Великого в Келье (XII в.) и в ц. Преображения Господня в Сотире (2-я пол. XIII в.), где он представлен в воинских доспехах. Художник, работавший в ц. Преображения Господня, подчеркнул знатное происхождение К. О., изобразив его в драгоценном венце и багряном плаще. Ист.: Ακολουθαι τν σων Αναστασου, Χαρτωνος, Αξεντου κα Κενδα, το Αποστλου κα Εαγγελιστο Λουκ, το Αγου Δημητριανο Κυθρης κα Κωνσταντνου Μρτυρος. Βενετα, 1779. Σ. 41-63; Sathas C. Vies des Saints Allemandes de l " Église de Chypre//Archives de l " Orient Latin. P., 1883. T. 2. N 2. P. 423-425; Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 30. Лит.: Delehaye H. Saints de Chypre//AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 250-252, 271; Τωμαδκης Ν. Β. Η κυπριακ γιολογα κα μνογραφα ν σχσει πρς τς κυπριακς κολουθας//ΕΕΒΣ. 1983/1986. Τ. 46. Σ. 203, 229; Kyrris C. P. The «Three Hundred Alaman Saints» of Cyprus//The Sweet Land of Cyprus/Ed. A. A. M. Bryer, G. S. Georghallides. Nicosia, 1993. P. 209, 211, 214-215; Μακριος, ρχιπ. Κπρου. Κπρος Αγα Νσος. Λευκωσα, 19972. Σ. 37; Καππας Δ. Χ. Ο μρτυρες τς Κυπριακς Εκκλησας. Λεμεσς, 2000. Σ. 92-96.

http://pravenc.ru/text/2057098.html

   Георгий .Каппадокиянин занял александрийскую кафедру вместо св. Афанасия, лишь с помощью военной силы, сломив сопротивление православных. Дурной репутацией он прославился и в своем мирском прошлом будучи одним из самых коррумпированных чиновников в Константинополе. Кстати сказать, Георгий являлся и одним из учителей будущего императора Юлиана Отступника. Насилия Георгия, как александрийского предстоятеля, вызвали такое возмущение всех жителей Александрии, что в августе 358 г. они восстали и изгнали его из города. См.: The Church in the Christian Roman Empire by J. R. Palanque, G. Bardy, P. de Labriolle, G. de Plinval et L. Brehier, v. I. London, 1949, p. 181—182.    В виду известного расхождения текста этой книги в «Сеп-туагинте» с церковнославянским и русским переводами, мы передаем текст «Семидесяти толковников», который цитируется в послании Феодора.    Сходное экклесиологическое толкование этого места Священного Писания наблюдается у ев. Кирилла Александрийского: «Итак, во время пришествия Спасителя нашего несравненно славнейшим явился храм Божий, настолько лучше и превосходнее древнего, насколько, как об этом каждый может судить, отличается и подзаконное служение от Христова и евангельского, и истина от сеней». Поэтому «несомненно, что слава последнего храма, то есть Церкви, будет больше». Творения святаго отца нашего Кирилла Александ-рийскаго , ч. 10. Сергиев Посад, 1897, с. 433—434.    Из всех поименованных здесь лиц известен Драконтий. Он был сначала монахом, а затем, по настоятельному убеждению св. Афанасия (написавшего специальное послание ему), принял на себя крест епископского служения в Малом Гермополе (ок. 354 г.). Вместе с другими сторонниками св. Афанасия Драконтий подвергся гонению, организатором которого был дук Севастиан. Как говорит святите, ль, «епископа Драконтия заточили, в пустынные места около Клисмы». Святитель Афанасий Великий. Творения, т. II, с. 164.    Диоскор, ученик аввы Памво, был одним из четырех «длинных братьев» — известных нитрийских подвижников, славящихся в свое время святостью жизни, а в конце IV в. обвиненных в «оригенизме». Архиепископ Феофил, до возникновения «оригенистских споров» весьма благоволивший к «длинным братьям» и высоко ценивший их, рукоположил Диоскора во епископа Малого Гермополя в 394 г. См.: Guillaumont Α. Les «Kephalaia gnostica» d " Evagre le Pontique et l " histoire de Torigenisme chez les Grecs et chez les syriens. Paris, 1962, p. 62. После изгнания монахов — «оригенистов» из Египта Диоскор, по свидетельству Созомена, вместе с братом Аммонием и еще 80 скитскими и нитрийскими иноками поселился в Палестине (ок. 400 г.) в г. Скифополе. См.: Церковная история Эрмия Созомена Саламинскаго , с. 572. Однако вскоре (до 403 г.) Диоскор умер.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Ср., например, у св. Василия Великого, который отнюдь не благосклонно относится к свиданиям монахов (особенно, молодых) со сродниками. Среди прочего он приводит такой аргумент: «Всего же более у тех, которые еще только навыкают добродетелям, должно всеми мерами отнимать поводы ко греху, из которых важнейший есть памятование прежней жизни, чтобы не случилось с ними сказанного, что возвратились сердцем своим в Египет (Чис. 14:4); — а сие всего чаще бывает при постоянных беседах с родными по плоти». Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго Архиепископа Кесарии Каппадокийския, ч. V, с. 138. Подобное строгое отношение к родственным связям иноков было присуще многим представителям древнего монашества, но преп. Феодор, как видно из дальнейшего, в конкретном случае оказался весьма мягким. Что же касается просьбы Ам-мона дать ему в сопровождение двух монахов, то киновитам в древности обычно не разрешалось покидать обитель в одиночку. См.: Backt Я Antonius und Pachomius, S. 71.    Из названных здесь подвижников, помимо широко известного преп. Амуна (Аммона) Нйтрийского, в источниках часто встречается имя его ученика Феодора Еннатейского, три «апофтегмы» которого вошли в «Достопамятные сказания» (с. 199). Он был свидетелем чуда, когда его святой учитель был силой Божией Перенесен через реку. См.: Церковная история Эрмия Созомена Саламинскаго, с. 53—54. Елуриона (его не следует путать с монахом того же имени, упоминаемым выше в «Послании Аммона») и Аммония (имя слишком распространенное в Египте) трудно отождествить с какими-либо известными подвижниками. О Памво и Пиоре сохранилось достаточно много сказаний; ряд из них передает, например, Сократ. См.: Сократ Схоластик . Церковная история. М., 1996, с. 187—188, Вообще, можно отметит, что, судя по данному свидетельству «Послания Аммона», между пахомиевскими и нит-рийскими иноками существовали довольно тесные связи.    Эти гонения произошли после Миланского Собора 355 г., на котором присутствовало более 300 западных епископов и небольшое количество восточных. Под давлением императора Собор осудил св. Афанасия, хотя, из Александрии он был изгнан несколько позднее — в начале 356 г. См.: Hefele Ch. Histoire des conciles d " apres des documents originaux, 1.1, 2. Paris, 1907, p. 872—884.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Император Иовиан, сменивший Юлиана, процарствовал всего 8 месяцев, скончавшись в феврале 364 г. При нем убежденном христианине в никейском смысле, христианство было восстановлено. Но последнее обстоятельство не обозначало гонений против язычников, опасения которых, при вступлении на престол нового императора, оказались неосновательными. Целью Иовиана было установить в государстве порядок, существовавший до Юлиана. Была объявлена свобода совести. Он разрешил открыть языческие храмы и приносить жертвы. Несмотря на свои никейские убеждения, Иовиан не принимал принудительных мер против других церковных партий. Христианские изгнанники различных направлений вернулись из ссылки». Васильев А. А. И стория Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081 г.). Спб., 1998, с. 133.    По сообщению Созомена, в начале царствования Иовиана «блюститель александрийской кафедры Афанасий, посоветовавшись с близкими к себе, счел нужным видеть царя-хрис-тианина. Прибыв в Антиохию, он представил ему о всем, что требовалось. А по словам других, царь сам пригласил этого мужа — с намерением слышать его мнение о том, что надлежало делать относительно веры и Православия». Ариане и на этот раз пытались подстроить козни святителю, но император не пошел у них на поводу и вернул св. Афанасия на его кафедру. См.: Церковная история Эрмия Созомена Саламинскаго , с. 384—386.    Памво был священником в Нитрии, прожив около 70 лет (304—374). О нем см.: Chitty D. J. T he Desert A City. An Introduction to the Study of Egyptian and Paledtinian Monasticism unde the Roman Empire. N. Y., 1966, p. 29, 33, 46—47, 56, 69, 72.    В виду распространенности имени «Исидор», трудно отождествить данного подвижника. Очень возможно, что он был тем пресвитером в Скиту, о котором свидетельствует Палладий в « " Лавсаик " е» (повествуя о Моисее Ефиоплянине) и преп. Иоанн Кассиан Римлянин (Исидор — предшественник Пафнутия). Подробно о нем см. предисловие к изданию: Les Apophtegmes des Peres. Collection systematique, t. I. Ed. par J. — C. Guy//Sources chretiennes, N 387. Paris, 1993, p. 57—59. Впрочем, не исключено, что. здесь подразумевается Исидор Странноприимец, который, по сообщению Палладия, также был пресвитером и в молодости подвизался в Нитрии. См.: The Lausiac History of Palladius, ν II, p. 15—16.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

книг, за отсутствием положительных сведений, трудно решить теперь. Верно только то, что такое же заглавие она носила в древности и во всех переводах ее с греческого языка, напр. и в древнем латинском ее переводе. 23 Тертулл (lib. de praeserip. haeret: cap. 7); Киприан (testimon. lib. 3, cap. 15, 52, 58, 59); св. Амвросий (lib de paradiso cap. 7); Климент Александр. (strom. lib. 6); св. Василий Великий (Contra Evnom. lib. 6); св. Афанасий Вел. (in Synopsi sacrae script) и другие. 24 Смотри каталоги св. книг: Мелитона еп. Сардийского, Собора Лаодикийского, Епифания еп. Саламинского, Руфина Аквилейского , Амфилохия Иконийского , Иеронима и других. Справедливость требует однако ж заметить, что преимущественно в западной христианской Церкви, до 5-го века, был обычай выражаться о книге Премудрости Соломоновой так, как бы она была произведением Соломона, и таким образом вместе с книгой Премудрости Иисуса сына Сирахова, полагать ее в числе пяти книг Соломоновых. Таким образом на Поместном Соборе Карфагенском (397) в одном из его определений, число книг Соломоновых полагается не три, а пять, т.е. кроме Притчей, Екклесиаста и Песни Песней, книга Премудрости Соломоновой и Экклезиастик, или Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Такое же число книг Соломоновых полагается и в декрете папы Иннокентия I-ro. Этот обычай западной церкви основывался, вероятно, на том, что все эти книги, по сходству содержания своего, назывались одним общим именем – книг Премудрости, а на основании этого обычая называть их одним именем, и относились к одному писателю мудрецу Соломону. Блаженный Августин указывает именно на такое основание этого обычая, когда говорит: Et alii duo (libri), quorum unus Sapientia, alter Ecclesiasmicus dicitur, propter eloquii non nullam similitudinem, ut Solomonis dicantur, obtinuit consvetudo. (De doctr. christ. lib. 2, n. 13). 25 Liber magnae sapientiae ipsiusmet Solomonis, Filii David, de quo facta est dubitatio, quasi aliquis sapiens ex Hebraeis scripserit illum, spiritu prophetico, cum nomine Solomonis posuisset sive condidisset illum.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010