160 Ср. суждение на сей счет: «Молчал по поводу божественности Святого Духа не только Никейский Собор. В самом Писании, надо согласиться, “Дух не весьма ясно именуется Богом и не так часто упоминается, как сначала Отец, а потом Сын”. Это молчание явилось источником немалых трудностей. Литургическая практика Церкви тоже не давала примеров поклонения Духу или молитвы к Нему» (Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. Т. 1: Возникновение кафолической традиции (100–600). М., 2007. 161 В старом русском переводе эта фраза передана некорректно: «что же касается до мудрецов нашего времени», тогда как речь здесь идет именно о «наших», то есть христианских, мудрецах. 165 Подробно об этом см. предисловие к изданию: Basile de Cesaree. Sur le Saint-Esprit. P. 79–110. 166 «С почина св. Афанасия начинается длинный ряд отдельных трактатов о Духе Святом, по своему характеру близко напоминающих свой первичный образец. Замечательно, что некоторые из этих трактатов не только не возвышаются по своему достоинству над посланиями св. Афанасия к Серапиону, но даже стоят ниже их. С опасением, правда, получить упрек в несправедливости, мы высказываем это даже относительно св. Василия Великого . По нашему мнению, в раскрытии учения о Духе Святом он сделал менее св. Афанасия» (Кирилл (Лопатин), иеромон. Указ. соч. С. 231). 169 Так, Созомен, описывая столкновение православных и ариан- ствующих в Антиохийской церкви, замечает: «Ибо и теперь, несмотря на обладание их (ариан. – А. С.) тамошними церквами, не весь клир и народ совершенно следует их мнениям, но, по обычаю составляя хоры для прославления Бога, каждый из них в конце песней произносит собственное свое верование (букв.: проявляет собственное свое произволение – τν οχεαν προαρεσιν πεδεκνυον): одни величают Отца и равночестного Ему Сына πατρα κα υν ς μτιμον δξαζον), другие Отца в ν) Сыне, выражая этим предлогом ту мысль, будто Сын занимает вторую степень δευτερεειν τν υν)» (Созомен. Церковная история. III, 20//Церковная история Эрмия Созомена Саламинскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

1069 Кудрявцев Н. Указ соч. С. 19. Далее здесь говорится: «Подтверждающими свидетельство Ефрема являются приводимые им факты. Так, до времени Антиохийского патриарха Феофилакта (741–751) рукоположение католикосов грузинских и освящение мира для Грузии происходило только в Антиохии. После же получения Грузинской церковью автокефалии она, с одной стороны, продолжала уплачивать дань Антиохийскому престолу, а с другой – на службах в Грузии поминалось имя патриарха Антиохийского, который, в исключительных случаях (возникновение беспорядков и ересей), даже проявлял над Грузинскою церковью свою власть». 1071 Русский перевод этого описания см. в кн.: Тюленев B. М. Рождение латинской христианской историографии. СПб., 2005. С. 240–242. 1072 Сократ Схоластик . Церковная история. М. 1996. С. 48–49. Греческий текст: Socrate de Constantinople. Histoire ecclesiastique. T. I/Ed. par P. Perichon et P. Maraval//Sources chretiennes. Paris, 2004. 477. P. 212. Примерно в том же духе высказывается и Созомен: «Болыие всех спорили Евсевий Памфилов и Евстафий Антиохийский . Оба они допускали личность Сына Божия и, однако же, не понимая сами себя, обвиняли друг друга: Евстафий винил Евсевия в искажении никейского учения об упомянутом догмате, а Евсевий утверждал, что он одобряет это учение, и приписывал Евстафию мнение Савеллия» (Церковная история Эрмия Созомена Саламинскаго. С. 120). 1074 Болотов B. В. История Церкви в период Вселенских Соборов. M., 2007. С. 78. Свт. Афанасий, говоря о св. Евстафии как «исповеднике и благочестивом по вере муже», замечает, что, поскольку «он много ревновал по истине, ненавидел арианскую ересь и не принимал державшихся ее, то его оклеветали пред царем Константином; выдуман предлог, будто бы Евстафий оскорбил цареву матерь. И немедленно делается он изгнанником, а с ним вместе изгнано и великое число пресвитеров и диаконов. Наконец, которых епископ сей за нечестие не принял в клир, тех, по изгнании его, не только ввели в Церковь , но и весьма многих из них поставили епископами, чтобы иметь их соумышленниками своими в нечестии» (Свт. Афанасий Великий . Послание к монахам, повсюду пребывающим, о том, что сделано арианами при Констанции (История ариан), 4//Святитель Афанасий Великий . Творения. T. II. M., 1994. С. 108).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Стефан (Цикурас), митрополит Кардамилльский (позднее Хиосский); 8 . Афанасий (Хараламбидис), митрополит Гревенонский (позднее Ахарнонский); 9 . Афанасий (Посталас), митрополит Платамоносский (позднее Ларисский); 10 . Максим (Валлианатос), митрополит Эптанисский (позднее Кефалонийский); 11 . Иустин (Колотурос), митрополит Марафонский (позднее Эврипский); 12 . Евфимий (Орфанос), митрополит Ставрупольский (позднее Фессалоникийский); 13 . Паисий (Лулургас), митрополит Гардикийский (позднее Американский). 14 . Гавриил (Роша), епископ Лиссабонский и Португальский. Однако новые хиротонии снова не были согласованы с Синодом, что вызвало известный протест митрополита Саламинского Геронтия. В 1983 г. «флоринитский» епископат пополнился за счет уже упоминавшегося присоединения епископов Магнезийского Максима (Цицимбакоса), Ахайского Каллиника (Сарандопулоса) и Эолийского Германа (Афанасиоса), иерархов «каллистовской» юрисдикции 464 . В 1980 г. упокоился митрополит Кносский Меркурий (Калоскамис) 465 . В 1981 г. «флоринитский» Синод Церкви ИПХ Греции вступил в церковное общение со Свободной Сербской Православной Церковью (ССПЦ) в США. Взаимоотношения двух раскольнических юрисдикций продолжались вплоть до 1991 г., когда состоялось воссоединение ССПЦ с Сербским Патриархатом 466 . В 1984 г. архиепископ Авксентий, совместно с епископом Лиссабонским Гавриилом (Роша), рукоположил для Португальской Миссии четверых новых архиереев, о чем не поставил в известность остальных иерархов «флоринитского» Синода 467 . Данное происшествие вызвало упреки в адрес архиепископа, обвинявшегося в деспотичной форме церковного управления. В том же году Португальской Миссии был дарован статус автономной церковной единицы с наименованием «Православная Церковь Португалии» 468 . В 1985 г. во «флоринитском» Синоде, состоявшем в уже из 18 архиереев, произошел острый конфликт, повлекший за собой новый раскол. Причиной тому послужила архиерейская хиротония изгнанного из каноничной Элладской Церкви за содомию архимандрита Дорофея (Цакоса) во епископа Спартанского и всего Пелопонесса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1026 Ср. одно высказывание святителя Афанасия: «С теми, которые принимают все прочее из написанного в Никее, сомневаются же только в речении единосущност, надобно обходиться не как с врагами, и мы не восстаем против них, как против ариан и противоборствующих отцам, но рассуждаем, как братья с братьями, имеющими ту же с нами мысль и только сомневающимися об именовании. Ибо исповедующие, что Сын от сущности Отчей и не от иной ипостаси, что Он не тварь и не произведение, но преискреннее по естеству рождение и вечно присущ Отцу как Слово и Премудрость, не далеки и от того, чтобы принять это речение: единосущный. Таков Василий Анкирский, писавший о вере» (Свт. Афанасий Великий . Послание о соборах, бывших в Аримине Италийском и в Селевкии Исаврийской, 41//Святител Афанасий Великий . Творения. T. III. С. 146–147). 1028 Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. С. 248. Ср. замечание B. В. Болотова : «Возведенный на Антиохийскую кафедру, Евдоксий энергично принялся очищать свой клир от василиан, сделал даже попытку восстановить Аэтия в диаконском сане и начал поставлять в иерархические степени лиц совершенно арианских убеждений» (Болотов B. В. Лекции по истории древней Церкви. T. IV. M., 1994. С. 74). 1030 Довольно подробный обзор событий этого периода см.: The Church in the Christian Roman Empire/Ed. by J. B. Palanque etc. Vol. I. London, 1949. P. 204–214. 1031 См. y блаженного Феодорита: «Сделавшись сперва сама добычею арианского обмана, жена Валента увлекла за собою мужа, и Валент вместе с нею впал в одну и ту же бездну богохульства. Вождем и тайносовершителем у него был Евдоксий, который тогда еще держал кормило Константинополя и не управлял кораблем, а потоплял его» (Феодорит, епископ Кирский. Церковная история. С. 149). 1032 К сожалению, нам недоступно издание этих фрагментов: Tetz Н. Eudoxius-Fragmente//Studia Patristica. Vol. III. 1961. P. 314–323. 1037 См.: Brennecke ff. Ch. Lukian von Antiochien in der Geschichte des Arianischen Streites//Logos. Festshrift für Luise Abramowski zum 8 Juli 1993. Berlin; N.Y., 1993. S. 177–186.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Преемник Архиепископа Макариоса Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом в 1988 г. принимал участие в торжествах, посвященных 1000-летию Крещения Руси. А в мае 1992 г. по его приглашению на Кипре с официальным визитом находился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время пребывания на Кипре Святейшего Патриарха Алексия и его спутников сопровождал Блаженнейший Архиепископ Хризостом и наградил Его Святейшество Большим Орденом святого апостола Варнавы. В беседах между двумя Предстоятелями проявилось единодушие «по вопросам церковной ситуации в связи с деятельностью униатов в Западной Украине, католической экспансией, миссионерской прозелитической деятельностью протестантских фундаменталистов, раскольнической деятельностью на территории Московского Патриархата Украинской автокефальной церкви и Русской Зарубежной Церкви» . Подчеркивалась также «настоятельная необходимость скорейшего мирного урегулирования кипрского вопроса» . Епархии Кипрской Православной Церкви Архиепископия Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра. Кафедра — Никозия. Хорепископ — Саламинский. Монастыри Киккский Махерский Святого Неофита Апостола Варнавы Святого Ираклидия (женский) Святого Пантелеймона (женский) и другие. Митрополии 1. Пафская. Митрополит Пафский и Экзарх Арсинойский и Ромейский. Кафедра — Пафос. 2. Китайская. Митрополит Китийский и Экзарх Ларнакский и Левкаронский. Кафедра — Ларнака. 3. Киренийская. Митрополит Киренийский и Экзарх Лапифский и Каравский. Кафедра Кирения. 4. Лимасольская. Митрополит Лимасольский и председатель Амафунтский и Курийский. Кафедра — Лимасол. 5. Морфская. Митрополит Морфский и председатель Солейский. Кафедра — Морфу. Известные Предстоятели Кипрской Православной Церкви Регин 431 Олимпий сер. V в. Анфим кон. V в. Аркадий 600 - 638 Сергий сер. VII в. Иоанн 691 Георгий 750 Константин783 - 787 Симеон ок. 1221 Исайя 1221 Неофит I 1222 Исайя ок. 1248 Герман I 1251(?) - 1260 Тимофей 1572-1575 Неофит II 1587 - 1592 Афанасий 1 1598 Вениамин 1600 - 1605 Христодул 1606 - 1635 Никифор 1644-1674 Иларион Кигала 1674 - 1679 Иаков 1679 - 1689 Герман II 1690 - 1705 Афанасий II 1705 - 1718 Сильвестр 1718 - 1731 Филофей 1732 - 1759 Паисий 1759 - 1766 Хрисанф 1767 - 1810 Киприан 1810 - 1821 Иоаким 1821 - 1824 Дамаскин 1824 - 1827 Панарет 1827 - 1840 Иоанникий 1840 - 1849 Кирилл I 1849 - 1854 Макарий I 1854 - 1865 Софроний 1865 - 1900 Кирилл II 1909 - 1916 Кирилл III 1916 - 1933 Леонтий 1947 Макарий II 1947 - 1950 Макарий III 1950 - 1977 Хризостом....

http://sedmitza.ru/lib/text/441213/

Из названных здесь подвижников, помимо широко известного преподобного Амуна (Аммона) Нитрийского, в источниках часто встречается имя его ученика Феодора Еннатейского, три “апофтегмы” которого вошли в “Досто­памятные сказания” (с. 199); см. также: Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. СПб., 1851. С. 53–54. Елуриона (его не следует путать с монахом того же имени, упоминаемым выше в “Послании Аммона”) и Аммония (имя слишком распространенное в Египте) трудно отождествить с какими-либо известными подвижниками. О Памво и Пиоре сохранилось достаточно много сказаний; ряд из них передает, например, Сократ. См. Сократ Схоластик . Церковная история. М., 1996. С. 187–188. Судя по данному свидетельству “Посла­ния Аммона”, между пахомиевскими и нитрийскими иноками существовали довольно тесные связи. Эти гонения произошли после Миланского собора 355 г., на котором присутствовало более 300 западных епископов и небольшое количество восточных. Под давлением императора собор осудил святителя Афанасия, хотя из Александрии он был изгнан несколько позднее — в начале 356 г. См. Hefele Ch . Histoire des conciles d’apr–s des documents originaux. T.I,2. Paris, 1907. P. 872–884. Сам святитель Афанасий в “Истории ариан” описывает эти гонения так: “Со­рок человек мирян и дев, сперва поставив на огонь, послали потом в заточение. Девам наносили раны финиковыми жезлами, отчего иные через пять дней умерли, а у других, по причине вонзившихся в тело спиц, надлежало их вырезывать, и они терпели мучения тягчайшие смерти Разоряли они и монастыри; и монахов покушались бросать в огонь; грабили домы; остатки денег, положенные епископом на сохранение в дом свободных граждан, расхищяли и присвояли себе; вдов били по пятам; запретили подаяние милостыни”. — Святитель Афанасий Великий . Творения. Т. II. Ñ. 165. Имена этих епископов и описание их страданий см.: Там же. С. 164. “Когда были мы на бдении во храме и совершали молитвы, — потому что в пятницу надлежало быть службе, — вдруг около полуночи пришел к нам в церковь дук Сириан со многими легионами воинов, у которых были оружия, обнаженные мечи, стрелы и иные воинские снаряды, и шлемы на головах. И действительно, когда молились мы и было у нас чтение, — разбили они двери; а как скоро усилием множества двери были отворены, Сириан отдал приказание: и одни стали стрелять, другие восклицали, произошел стук оружий, засверкали мечи при свете светильников. А вслед уже за этим убиваемы были девы; многие потоптаны, падая друг на друга, при наступлении на них воинов; раненые стрелами, мужчины умирали”. — Там же. С. 174.

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

В числе претензий к архиепископу были хиротонии новых архиереев без согласия на то синода и открытие им своей собственной канцелярии, помимо уже существовавшей синодальной, что резко увеличило финансовые расходы заметно ослабевшей за предшествовавшие годы «флоринитской» группировки. В 1984 году к митрополиту Геронтию присоединились бывшие «каллистовские» епископы, во главе с митрополитом Мегаридским Антонием (Фанасисом), что позволило провозгласить новый («горонтиевский») синод церкви ИПХ Греции. После своего непродолжительного существования группировка митрополита Геронтия в 1985 году снова воссоединилась с «флоринитским» синодом церкви ИПХ Греции, что стало возможным только благодаря отстранению от власти и низложению архиепископа Афинского Авксентия (Пастраса) 412 . IV.10.4. «Флоринитский» синод церкви ИПХ Греции в 1979–2008 годы После разрыва с «флоринитской» юрисдикцией митрополитов Каллиста Коринфского и Антония Мегаридекого, произошедшего в 1979 году, архиепископ Афинский Авксентий (Пастрас), в ответ на «каллистовские» хиротонии новых епископов, также совершил десять архиерейских посвящений, дабы иметь количественное превосходство над группировкой Коринфского митрополита. В итоге «флоринитский» синод церкви ИПХ Греции в 1979 году состоял из следующих членов 413 : 1 . Авксентий (Пастрас), архиепископ Афинский, председатель синода; 2. Геронтий (Мариолис), митрополит Пирейский и Саламинский; 3 . Каллиник (Ханиотис), митрополит Фтиотидскяй и Фавмакийский; 4 . Паисий (Филокалиотакис), митрополит Эгинский; 5 . Герасим (Вракас), митрополит Талантийский (позднее Фивский); 6 . Феофил (Цирбас), митрополит Христианупольский (позднее Патрский); 7 . Стефан (Цикурас), митрополит Кардамилльский (позднее Хиосский); 8 . Афанасий (Хараламбидис), митрополит Гревенонский (позднее Ахарнонский); 9 . Афанасий (Посталас), митрополит Платамоносский (позднее Ларисский); 10 . Максим (Валлианатос), митрополит Эптанисский (позднее Кефалонийский); 11 . Иустин (Колотурос), митрополит Марафонский (позднее Эврипский); 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТОКЛИЙ, ДИМИТРИАН И АФАНАСИЙ [греч. Αριστοκλς, Δημητριανς, Αθανσιος] († ок. 306), мученики Саламинские (пам. 20 июня, греч. 23 июня). А. был соборным пресвитером в г. Тамасе (Кипр). Во время гонений имп. Максимиана А. удалился в горы и жил в пещере, где получил Божественное повеление идти в Саламин и там принять мученическую смерть за Христа. По пути, в Ледре, в ц. ап. Варнавы, он встретил диакона Д. и чтеца Аф., к-рые пожелали присоединиться к нему. Придя в Саламин, они встали на возвышенном месте и во всеуслышание прославляли Христа и хулили языческих богов. Святые тотчас были схвачены. По приказу правителя А. предали бичеванию, а затем усекли мечом, Д. и Аф. после мн. мучений осудили на сожжение. Однако огонь не причинил им вреда, и их казнили так же, как А. Краткое греч. житие саламинских мучеников содержится под 23 июня в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 765-766) и Минологии Василия II (PG. 117. Col. 507-508). Память этих святых отмечается в визант. календарях 20 июня (в стишных синаксарях, напр. Paris. Coislin. 223, 1301 г.), 22 июня (в Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 189)) и 23 июня (в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 316)). В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 23 июня, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь (Μηναον. Ιονιος. Σ. 147). В рус. календарях до кон. XIV - нач. XV в. память саламинских мучеников отмечалась 23 июня (древнейшее упоминание - месяцеслов Евангелия XIII в. (РГАДА. Тип. 7. Л. 168об.)). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод их краткого жития, включенный под 23 июня в нестишной Пролог (РГАДА. Тип. 174 и 175, 1-я пол. XIV в.). Дата празднования памяти саламинских мучеников переносится на 20 июня с распространением на Руси слав. перевода Стишного Пролога (напр., РГБ. Троиц. 717, 1429 г.). В ВМЧ помещены оба кратких жития: 20 и 23 июня ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 237, 240 (2-я паг.)). Ист.: ActaSS. Iun. T. 4. P. 472; T. 5. P. 403-404; PG. 117. Col. 507-508; SynCP. Col. 760, 765-766; ЖСв. Июнь. С. 471-472. Лит.: Agrain R. Aristoklès (1)//DHGE. T. 4. Col. 195-196; Bardy G. Athanase (5)//Ibid. Col. 1311; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 142-143; Μακριος Γ, ρχιεπ. Κπρος γα Νσος. Αθναι, 1968. Σ. 11; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 55, 109. В. А. Бугаевский, О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/75996.html

134. Из названных здесь подвижников, помимо широко известного преподобного Амуна (Аммона) Нитрийского, в источниках часто встречается имя его ученика Феодора Еннатейского, три " апофтегмы " которого вошли в " Достопамятные сказания " (с.199); см. также: Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. СПб., 1851. С.53-54. Елуриона (его не следует путать с монахом того же имени, упоминаемым выше в " Послании Аммона " ) и Аммония (имя слишком распространенное в Египте) трудно отождествить с какими-либо известными подвижниками. О Памво и Пиоре сохранилось достаточно много сказаний; ряд из них передает, например, Сократ. См. Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1996. С.187-188. Судя по данному свидетельству " Послания Аммона " , между пахомиевскими и нитрийскими иноками существовали довольно тесные связи. 135. Эти гонения произошли после Миланского собора 355 г., на котором присутствовало более 300 западных епископов и небольшое количество восточных. Под давлением императора собор осудил святителя Афанасия, хотя из Александрии он был изгнан несколько позднее - в начале 356 г. См. Hefele Ch. Histoire des conciles dapres des documents originaux. T.I,2. Paris, 1907. P.872-884. 136. Сам святитель Афанасий в " Истории ариан " описывает эти гонения так: " Сорок человек мирян и дев, сперва поставив на огонь, послали потом в заточение. Девам наносили раны финиковыми жезлами, отчего иные через пять дней умерли, а у других, по причине вонзившихся в тело спиц, надлежало их вырезывать, и они терпели мучения тягчайшие смерти [...] Разоряли они и монастыри; и монахов покушались бросать в огонь; грабили домы; остатки денег, положенные епископом на сохранение в дом свободных граждан, расхищали и присвояли себе; вдов били по пятам; запретили подаяние милостыни " . - Святитель Афанасий Великий. Творения. T.II. С.165. 137. Имена этих епископов и описание их страданий см.: Там же. С.164. 138. " Когда были мы на бдении во храме и совершали молитвы, - потому что в пятницу надлежало быть службе, - вдруг около полуночи пришел к нам в церковь дук Сириан со многими легионами воинов, у которых были оружия, обнаженные мечи, стрелы и иные воинские снаряды, и шлемы на головах. И действительно, когда молились мы и было у нас чтение, - разбили они двери; а как скоро усилием множества двери были отворены, Сириан отдал приказание: и одни стали стрелять, другие восклицали, произошел стук оружий, засверкали мечи при свете светильников. А вслед уже за этим убиваемы были девы; многие потоптаны, падая друг на друга, при наступлении на них воинов; раненые стрелами, мужчины умирали " . - Там же. С.174.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/38/f...

н. катакомбы св. Соломонии в Пафосе - гробницы эллинистического периода О христ. общинах на Кипре во II-III вв. практически не сохранилось сведений. В 115-117 гг. остров потрясло иудейское восстание, в ходе к-рого погибло множество язычников, христиан и иудеев. В правление Максимиана (285-305, 307-308) в Саламине были казнены пресвитер соборной церкви Тамаса Аристоклий, диак. Димитриан и чтец Афанасий из ц. ап. Варнавы в Ледре (ныне Никосия) (MenolGraec//PG. 117. Col. 508; SynCP. Col. 765-766; см. в ст. Аристоклий, Димитриан и Афанасий , мученики Саламинские). Одновременно с ними пострадал сщмч. Филонид , еп. Курийский, однако краткие синаксарные жития связывают его мученическую кончину с именами имп. Диоклетиана (284-305) и игемона Максима (SynCP. Col. 753, 933-934). В соч. «О палестинских мучениках» Евсевия Кесарийского сообщается, что в 309/10 г., во время гонений Максимина Дайи , мн. христиане-исповедники, работавшие в рудниках в Палестине, были сосланы на Кипр, в Ливан и соседние страны ( Euseb. De mart. Palaest. 13. 1-2). При имп. Лицинии (308-324) был подвергнут пыткам и заключен в темницу по приказу игемона Савина сщмч. Феодот , еп. Киринийский. Он был освобожден после издания Миланского эдикта (313) и умер спустя 2 года (SynCP. Col. 404, 502). В источниках упоминается проконсул Кипра Антистий Сабин, управлявший островом немного ранее - в 283-305 гг. Нек-рые из казненных на Кипре мучеников не известны по именам (см. ст. Кипрские мученики ). В лат. Мартирологах сохранились имена кипрских святых, которые не вошли в визант. календари (напр., мученики Потамий, Немесий и Дидим, пам. 20 февр.- MartHieron. Comment. P. 106). В эпоху гонений христиане использовали для собраний и богослужений некрополи эллинистического и рим. периодов (нек-рые из царских гробниц в Пафосе, т. н. катакомбы св. Соломонии и св. Ламприана в Пафосе, и св. Синесия в Ризокарпасо, т. н. темницу вмц. Екатерины близ Саламина и др.) и заброшенные каменоломни (часовня св. Евлампия близ Лампусы, Хрисокава в Киринии).

http://pravenc.ru/text/1840111.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010