27, a.3, 2um). Для него, как и для всего латинского богословия, говорящего о происхождении как по отношению к Сыну, так и по отношению к Духу, «рождение – это происхождение, которое вводит Божественное Лицо во владение Божественной природой» (ibid., Ia, q. 43, а.2. с), поскольку «превечно Сын происходит, чтобы быть Богом» (ibid.). Схожим образом он утверждает, что «через Свое происхождение Святой Дух обретает природу Отца, а равным образом и Сына» (ibid., Ia, q. 35, а.2, с). «Из всех слов, относящихся к любому происхождению, наиболее общим является processio. Мы пользуемся им, чтобы сказать о любом происхождении; например, говорится, что прямая линия выходит (procedit) из точки, что луч выходит (procedit) из Солнца, а река – из своего истока, и точно так же обо всех прочих вещах. Итак, если допускается использование того или иного слова, означающего происхождение, то можно заключить, что Святой Дух происходит (procedit) от Сына» (ibid., Ia, q. 36, а. 2, с). 280 Св. Кирилл свидетельствует здесь об учении о Троице, общем для всей александрийской школы после св. Афанасия, писавшего: «Как Сын говорит: «Все, что имеет Отец, есть Мое» ( Ин.16:15 ), так и мы считаем, что через Сына все это есть также и у Духа» («Письмо к Серапиону», III, 1, 33, P.G. 26, 625 В). Св. Епифаний Саламинский («Ancoratus», VIII, P.G. 43, 29 С) и Дидим Слепец («Слово о Святом Духе», CLIII, P.G. 34, 1064 А) с помощью того же предлога κ описывают отношения Отца и Сына в сообщении Божественной единосущности Святому Духу. 281 «Отношения Сына к Отцу и Святого Духа к Отцу обязывают нас приписать Отцу два вида отношений: один – к Сыну и другой – к Святому Духу» (св. Фома Аквинский, «Summa Theologica», Ia, q. 32, a. 2, с). 283 Св. Григорий Богослов говорит, что «Дух – это средостение (μσον) между Рожденным и Нерожденным («Беседа» 31,8, Sources chrétiennes n. 250, p. 290). Ср. также в томистской перспективе: G. Leblond, «Point de vue sur la procession du Saint-Esprit» – Revue Thomiste, LXXXVI, t. 78, 1978, pp.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Максим (Цицимбакос), митрополит Магнезийский; 16 . Каллиник (Карафилакс), митрополит Додеканесский. Автономная «Православная церковь Португалии»: 18 . – сбой нумерации в исходном PDF-фaйлe. Гавриил (Роша), епископ Лиссабонский; 19 . Тиаго, епископ Коимбрский; 20 . Евлогий (Хесслер), епископ Миланский и Аквилейский; 21 . Грегорио (Басолини), епископ Туринский; 22 . Теодоро, епископ Эворский. Новый объединённый «флоринитский» синод церкви ИПХ Греции продолжил политику непризнания Таинств новостильной Элладской Православной Церкви. Помимо этого был издан акт низложения митрополитов Киприана Оропосского и Филийского и Иоанна Сицилийского, что, впрочем, последние решительно отвергли 425 . В 1989 году «Православная церковь Португалии» вышла из юрисдикции «флоринитского» синода церкви ИПХ Греции и вошла в состав канонической Польской Православной Церкви 426 . Весьма примечательное событие в истории «флоринитского» синода произошло в 1994 году, когда был образован Российский Экзархат во главе с митрополитом Фтиотидским и Фавмакийским Каллиником (Ханиотисом) 427 . Однако уже в 1995 году юрисдикцию архиепископа Хризостома ΙΙ (Киюсиса), в том числе и Российский Экзархат, потряс очередной раскол, произведённый именно Российским Экзархом митрополитом Фавмакийским и Фтиотидским Каллиником (Ханиотисом) 428 . Состав епископата «флоринитского» синода на протяжении 1990 годов претерпевал сокращение, причиной чему являлась смерть престарелых иерархов. Так, в 1994 году умер митрополит Пирейский и Саламинский Геронтий (Мариолис), в 1998 году митрополит Антоний (Фанасис) Мегаридский, в 1998 году митрополит Пснтапольский Каллиопий (Яннакулопулос), в 1999 году митрополит Инойский Матфей (Лангис) 429 . Кроме того, в середине 1990 годов во «флоринитском» синоде произошёл раскол, в результате чего были образованы «каллиникитский» и «афанасиевский» синоды церкви ИПХ Греции 430 . После смерти в январе 1997 года митрополита Американского Петра (Астифидиса) встал вопрос замещения вдовствующей архиерейской кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исключение составили митрополит Оропосский и Филийский Киприан (Куцумбас) и митрополит Сицилийский Иоанн (Баскиу), образовавшие независимый «синод противостоящих» церкви ИПХ Греции 422 . В том же 1985 году митрополит Асторийский Пётр разорвал свою юрисдикционную изоляцию установлением общения сперва с митрополитом Фессалоникийским Хризостомом (Киюсисом), а затем они оба воссоединились с «флоринитским» синодом церкви ИПХ Греции 423 . После состоявшегося воссоединения упомянутых иерархов произошло избрание нового председателя «флоринитского» синода церкви ИПХ Греции, которым стал наделённый титулом «архиепископа Афинского и всея Эллады» митрополит Фессалоникийский Хризостом (Киюсис). Это избрание во многом было обусловлено тем, что ещё на II церковном соборе «флоринитского» духовенства, проходившем 10/23 января 1957 года, архимандрит Хризостом был избран вторым кандидатом на архиерейское поставление после архимандрита Акакия (Паппаса-старшего). Интронизация нового «флоринитского» архиепископа Хризостома II (Киюсиса) была совершена в январе 1986 года 424 . Процессы интеграции разобщённых «флоринитских» архиереев привели к образованию весьма представительного синода, в состав которого в начале 1986 года входили следующие лица: 1 . Хризостом II (Киюсис), архиепископ Афинский и всея Эллады; 2 . Геронтий (Мариолис), митрополит Пирейский и Саламинский; 3 . Антоний (Фанасис), митрополит Мегаридский (позднее Аттический); 4. Каллиник (Ханиотис), митрополит Фавмакийский; 5 . Евфимий (Орфанос), митрополит Фессалоникийский; 6 . Стефан (Цикурас), митрополит Хиосский; 7 . Афанасий (Хараламбидис), митрополит Ахарнонский; 8 . Иустин (Колотурос), митрополит Эврипский; 9 . Паисий (Лулургас), митрополит Американский; 10 . Викентий (Маламатениос), митрополит Авлонский; 11 . Каллиник (Сарандопулос), митрополит Эввийский; 12 . Матфей (Лангис), митрополит Инойский; 13 . Каллиопий (Яннакулопулос), митрополит Пентапольский; 14 . Пётр (Астифидис), митрополит Асторийский, Экзарх «флоринитского» синода в Америке; 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

65. Святителю Афанасию было всего 33 года, когда он стал преемником Александра по александрийской кафедре. Избрание святителя Афанасия, как свидетельствует Созомен, было встречено в штыки арианами и мелитианами. См.: Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. СПб., 1851. С.116-119. Монашество в основной своей массе поддерживало святителя Афанасия, см. Достопамятные сказания. С.145. 66. Эта фраза (υ " υου υοεο) подразумевает, скорее всего, Господа Иисуса Христа. 67. Египетская область на север от Фиваиды. 68. Эти слова (υ ευ " ευ ο) предполагают личное келейное правило преподобного Феодора. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, говоря о египетских иноках, констатирует: " К общественному бдению они присоединяют и частное бдение, которое совершают с большим вниманием, чтобы не потерять и той чистоты, которая приобретена псалмопением и молитвами, и ночным размышлением подготовить неослабное усердие, которое нужно сохранить в течение дня " . - Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Сергиев Посад, 1993. С.20. 69. Сон, как и прочие телесные потребности, древние иноки обычно рассматривали в качестве необходимого зла. Так, преподобный Антоний, по свидетельству Святителя Афанасия, " когда хотел вкушать пищу, ложился спать или приступал к исполнению других телесных потребностей, чувствовал стыд, представляя себе разумность души " . - Святитель Афанасий Великий. Творения. T.III. С.215-216. Ср. также Достопамятные сказания. С.19. 70. Эта необыкновенная пища ( ο) ассоциируется, возможно, с хлебом ангельским (Пс.77:25), ср.: О молитве и Увещание к мученичеству. Творение учителя Церкви Оригена/Перевод Н. Корсунского. СПб., 1897. С.110-111. Но более близкую аналогию представляет Ин.6:31-34,48-51, особенно учитывая то, что видение преподобного Феодора имеет несомненный евхаристический контекст, а " в последовательном развертывании Иоанновского богословия учение о Евхаристии есть то существенно новое, что вносит беседа rл.VI " . - Епископ Кассиан Безобразов. Водою и кровию и Духом. Толкование на Евангелие от Иоанна. Париж, 1996. С.99. Наконец, и небесная манна (Откр.2:17) также ассоциируется с необыкновенной пищей в видении преподобного Феодора, ср.: Толкование на Апокалипсис святого Андрея, Архиепископа Кесарийского. М., 1901. С.21.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/38/f...

508 См. издание его с церковнославянским переводом и толкованиями Зонары и Вальсамона: Правила святых Апостол и святых отец с толкованиями. M., 2000. С. 1–22. 509 Это высказывание ( ο μικρν ν β τ παρ μικρν) встречается в «Изречениях Секста» и в славянском переводе «Книги правил» (с. 7–8) и передается: «немаловажно в жизни и то, аще недостает немногаго». Фелтое (р. 101) сравнивает это высказывание с английской поговоркой «а miss is as good as a mile» (lit. «that which is within a little is not little»), указывая, что схожее греческое высказывание использовал позднее св. Василий Великий (Свт. Василий Великий . Творения. Т. 2. М. 2009. С. 385). 510 Ср. комментарий Зонары в «Книге правил»: «Еврейские женщины во время течения месячных кровей сидят в уединенном месте и не прикасаются ни к кому, пока не пройдет семь дней: отсюда взялось выражение ν φδρ, указывающее на то, что они отделяются от сидения ( δρα) с прочими, как нечистые. А сей отец, быв спрошен относительно верных женщин, должно ли им, когда их беспокоит течение месячных кровей, входить в церковь , ответил, что не должно». Более детально этот вопрос обсуждается Вальсамоном. См.: Правила святых Алостол и святых отец с толкованиями. С. 15–17. 511 Об этих «пасхальных посланиях» см. предисловие к изданию: Cyrille d’Alexandrie. Lettres festales. T. 1/Ed. par P. vieux, W. H. Bums etc.//Sources chretiennes. 372. Paris, 1991. P. 96–98. 514 Цит. по: Тюленев B. М. Рождение латинской христианской историографии. С приложением перевода «Церковной истории» Руфина Аквилейского . СПб., 2005. С. 245–246. Примерно такое же повествование содержится у Созомена (Церк. ucm. II, 17); см.: Церковная история Эрмия Созомена Саламинскаго. СПб., 1851. С. 117–119. 516 Русский анонимный биограф святителя на сей счет замечает: «Сему-то архипастырскому попечению св. Афанасий обязан был тем прочным образованием, которым запечатлены его сочинения. Из них видно, что он наизусть знал все Священное Писание, перечитал всех христианских учителей первых трех веков, основательно изучил языческую мифологию и гражданскую историю, знаком был с творениями Платона и Гомера, из которых иногда приводит свидетельства. Сульпиций Север называет его еще юрисконсультом, что, конечно, надобно понимать больше о знаниях его в праве церковном, хотя в писаниях его встречаются сведения и по гражданским законам» (Аноним. Жизнь святаго Афанасия, архиепископа Александрийскаго//Христианское чтение, 1844. С. 417–418).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Труд Сократа Схоластика считается самым значительным в церковной историографии 5 в. Сократ принадлежал к образованному слою столичного общества, имел контакты с софистами и арианскими теологами. Он основал свой труд на разнообразном источниковом материале, включая сочинения Евсевия, Афанасия, Григория Богослова и др., а также устную традицию (особенно – рассказы очевидцев) и собственные наблюдения. На первый план в «Истории» выходят церковные разногласия, поскольку «когда Церковь в мире, церковному историку описывать нечего». Сократ дословно цитирует некоторые постановления синодов и приводит списки чиновников от церкви и епископов. Современную ему историю он воспроизводит по собственным воспоминаниям 70 . «Церковная история» Сократа содержит ряд фактов, нигде более не упоминаемых, поскольку историк, хотя и держался никейского вероисповедания, использовал полуарианские и новацианские свидетельства, которые во многом отличались от того, что сообщали сторонники Никейского Символа. Однако в изложении материала Сократом допущено много ошибок и неточностей, особенно в хронологии (хотя и сам он упрекает в хронологических погрешностях своих предшественников, например, Руфина), так что работа с его текстом требует серьезного критического подхода. В 6 в. книга Сократа Схоластика была объединена в компиляцию с сочинениями его современников Созомена и Феодорита Кирского , что мешало идентифицировать их труды 71 . Однако в недавнем прошлом Хартмут Лепин, сравнив личностные характеристики христианских императоров, данные в работах этих авторов, сделал определенные выводы и о личностях самих сочинителей 72 . После Сократа свою «Историю» в 9 книгах, в значительной части основанную на заимствованиях из Сократова труда, опубликовал Ермий Созомен Саламанский или Саламинский 73 (ок. 400–ок. 450 74 ). До нас дошли ее фрагменты, где излагаются события от 323/4 до 439 г. 75 Первое литературное сочинение Созомена – сокращение «Церковной истории от Рождества Христова до низвержения императора Лициния в 324 году». Этот его труд не сохранился. Продолжением «Сокращения» стал главный труд Созомена – «Церковная история».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

30. Евсевии никомидийский стал столичным епископом после смещения с этого поста еп. Павла в 339 г. 31. Феодорит сильно путается в хронологии излагаемых в этой главе событий: Антиохийский собор 330 г., на котором был смещен Евстафий, он переносит в 339 г. Кроме того, Евстафию было предъявлено обвинение в том, что он в своих богословских рассуждениях следовал, якобы, ереси Савеллия. 32. Речь идет не о жителях Индии, а о населении Эфиопии. 33. Эти братья жили при королевском дворе в Аксуме и остались в стране по просьбе вдовы короля, которая нуждалась в их поддержке в годы регентства и в воспитании своего сына, наследника престола Эзаны. 34. Фрументий был посвящен Афанасием в епископы в 328/329 гг. Позднее, в 356 г., Констанций пытался вернуть его назад с тем, чтобы склонить в арианство, но получил отказ от Эзана и его брата Сазана. 35. В этой главе Феодорит рассказывает об обращении в христианство жителей Грузии (Иверии). " Жена пленница " - Нонна (Нино, Нина), просветительница Грузии. 36. Этот сюжет об обращении царя Грузии Мероя содержится и в " Церковной истории " Сократа Схоластика, 1. 20, а также в одноименном произведении Созомена, еп. саламинского, II. 7. 37. 37. Год смерти Александра и избрания Афанасия до сих пор точно не определен. Цифра 5 месяцев взята, очевидно, Феодоритом из 59 гл. Апологии Афанасия. Наиболее вероятная дата избрания Афанасия на пост епископа Александрии - июнь 328 г. 38. Афанасия обвиняли в учреждении особой подати одеждой в пользу александрийской церкви, а также в том, что он посылал деньги некоему мятежнику Филумену. 39. Указание Феодорита неточно: первый раз Афанасий предстал перед Константином в конце 331 г. в Никомидии, а не в Константинополе. 40. Перинф или Гераклея фракийская - церковная метрополия фракийского диоцеза, резиденция главы фракийских епископов. Ему подчинялся до 451 г. и епископ Константинополя. 41. Афанасия обвиняли в отсечении руки у мелетианского епископа Арсения, а также ему приписывали соучастие в кощунстве, совершенном в одной из церквей пресвитером Афанасия Макарием. См. I. 30.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/987/...

Ольга Васильевна Орлова Книга третья (401–403 г.) Долгие братья. – Патриарх Александрийский Феофил. – Его борьба с великим странноприимцем Исидором, которого поддерживают Долгие братья. – Феофил обвиняет Долгих братьев в оригенизме. – Нашествие патриарха на монастыри Нитрийские; грабеж и пожар этих монастырей; монахи их рассеяны. – Долгие братья отправляются в Константинополь искать правосудия. – На пути их преследуют происки Феофила. – Их свидание с Златоустом, который испрашивает им помилование у патриарха. – Патриарх отказывает. – Долгие братья доводят до сведения Императора о насилиях патриарха. – Аркадий созывает Собор в Константинополе. – Епифаний, епископ Саламинский, обманут Феофилом. – Его положение в Константинополе перед лицом Златоуста. – Нарушение Епифанием церковных прав епископа; Серапион запрещает ему вход в церковь ; старый епископ падает духом. – Его отъезд и смерть. – Речь Златоуста против императрицы. – Гнев Евдоксии и всего двора. I В стране монастырей, занимавшей пустыню Нитрийскую с присоединением части Скитской области, между Нильской долиной и Ливийской горной цепью, – в стране, населенной монахами общежительными и отшельниками, где городами были монастыри, а земледельцами пустынники, жили четыре человека, хорошо известные во всем Египте под прозвищем Долгих братьев. Этим странным прозвищем они были обязаны своему высокому росту, который еще более увеличивал их чрезвычайную худобу, следствие неумолимо-сурового образа жизни. Почти младенческая простота этих сынов пустыни сочеталась с необыкновенной ясностью их ума и глубокими познаниями. Ученики той великой Александрийской школы, где Дидим Слепой продолжал преподавание Климента и Оригена , они, можно сказать, имели единое желание и дыхание, до того чувства их и поведение были неизменно согласны. И так как они в действительности составляли единое, то их любили всех четверых соединять общим прозвищем Долгих братьев. Александрийские патриархи всегда их очень уважали. Святитель Афанасий, отправляясь в 341 году в Рим, взял с собой из Скитского монастыря Аммония, старшего из братии, и в вечном городе долго вспоминали доброго монаха, который, вздыхая среди столичного блеска о пустыне, не пожелал видеть никаких столичных чудес, кроме гробниц Святых Апостолов. Когда окончилась «ссылка» святителя Афанасия, окончилась и «ссылка» Аммония, – он простился с миром, дабы снова похоронить себя в ужасной пустыне, которая была для него раем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

По сообщению Созомена, «блюститель александрийской кафедры Афанасий, посоветовавшись с близкими к себе, счел нужным видеть царя-христианина. Прибыв в Антиохию, он представил ему о всем, что требовалось. А по словам других, царь сам пригласил этого мужа — с намерением слышать его мнение о том, что надлежало делать относительно веры и Православия». Ариане и на этот раз пытались подстроить козни святителю, но император не пошел у них на поводу и вернул святителя Афанасия на его кафедру. См.: «Церковная история Эрмия Созомена Саламинского». С.384–386. 157 Памво был священником в Нитрии, прожив около 70 лет (304–374). О нем cм. Chimmy D.J. «The Desert A City», «An Introduction to the Study of Egyptian and Palestinian Monasticism under the Roman Empire». N.Y., 1966. P.29,33,46–47,56,69,72. 158 Ввиду распространенности имени Исидор трудно отождествить данного подвижника. Очень возможно, что он был тем пресвитером в Скиту, о котором свидетельствует Палладий в «Лавсаике» и преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Исидор — предшественник Пафнутия). Подробно о нем см. предисловие к изданию: «Les Apophtegmes des Peres», «Collection systematique», m.I. — Ed. par J.–C. Guy//«Sources chretiennes». Paris, 1993. P.57–59. Не исключено, что здесь подразумевается Исидор Странноприимец, который, по сообщению Палладия, также был пресвитером и в молодости подвизался в Нитрии. См.: «The Lausaiac History of Palladius», vol.II. P.15–16. 159 Трудно решить, какой из двух великих подвижников (Макарий Египетский или Макарий Александрийский) упоминается в данном случае; уже в древности их путали. См. Сидоров А. «Преподобный Макарий Египетский и проблема «Макарьевского корпуса»»//«Альфа и Омега». 1999. С.127–128. 160 Из перечисленных здесь подвижников под Паисием подразумевается, вероятно, брат аввы Пимена (хотя, возможно, и Паисий — брат Исаии; см.: The Lausaiac History of Palladius. Р.37–39); под Павлом — быть может, Павел Космит или Павел Великий; см.: «Достопамятные сказания». С.168. Здесь же (с.169) упоминается авва Псой и преподобный Исаия (с.67–68). Исаак тождественен, скорее всего, авве Исааку, пресвитеру из Келлий (с.72–74). Что касается Писира и «другого Павла», то их отождествить трудно. 161

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

12 так называлась та часть Астрономии, которая рассуждала о влиянии звезд на жизнь людей. 13 Это происходило в 341-м году. Но обстоятельства вторжения Григория в Александрию здесь смешиваются с обстоятельствами вторжения туда же другого Каппадокиянина, епископа Георгия, что случалось гораздо позднее, именно в 356-м году. 14 Надобно помнить, что так утверждает сам папа, а не кто-либо другой. 15 Макарий александрийский назывался городским, потому что не всегда проводил время в пустыне между монахами, но по большей части обращался между александрийскими гражданами в городе. 16 Тавеннисианами назывались монахи, жившие в одном селении Фиваиды, по имени Тавеннис. 17 Это послание сохранилось и до нашего времени. 18 Под именем Афанасия здесь разумеется не архиепископ александрийский, который в это время скрывался в пустыне африканской, а другой африканский епископ того же имени, находившийся тогда в Сирмии. 19 Никейского 1-го всел. Собора прав. 8. 20 Аримин или Римини — город италийский; а Селевкия — город Исаврии, на границах Армении. 21 Athanas. de Synod. cap. 3. 4. et 5. 22 По свидетельству Аммиана Марцеллина (И, 22, р. 219), Юлиан в Никомидии воспитываем был епископом никомидийским Евсевием. 23 О Маме или Маманте упоминают Григорий Назианзен (orat. 43) и Василий Великий (homil. 26). О чуде, которое здесь описывается, говорит также Григорий Назианзен в 3 слове против Юлиана. Смерть Мамы относят к 274 году. Мученичество его случилось при императоре Аврелиане. Римляне празднуют его память 17 Августа, а Греки 2 Сентября. Этого мученика надобно отличать от другого мученика Маманта, которого память в греческой Церкви чествуется 29 Июля. 24 Вероятно, Елену, ибо так называли супругу Кесаря Юлиана. А Констанция, сестра Елены, была в замужестве за Галлом. 25 Аргейская гора, по Страбону, в Малой Азии, между восточною частью Кесарии и западною — Галатии, при реке Мелисе. 26 Военная служба в римской империи разделялась на три степени: на службу придворную — при особе царя, или в телохранительном легионе, на службу в действующей армии, и на службу областную, или в когортах, охранявших спокойствие римских областей. Последняя служба почиталась сравнительно самою низкою и невыгодною.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2839...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010