Bibl. Naz. Deposito Museo. 4), возможно, была подарена имп. Михаилом VIII Палеологом кор. Констансе, супруге Педро (Пере) III Арагонского, Четвероевангелие (РГБ. Ф. 304.III. 28 (стар. греч. 11)) в сер. XVII в. находилось у К-польского патриарха Афанасия III Пателлария и т. д. ( Фонкич. 1983. С. 302). Кроме того, рукописи Чикаго-Карахисарской группы связаны с предшествующей к-польской традицией книжной миниатюры. Так, уже в рукописях, создание к-рых приписывают т. н. коккиновафскому мастеру и его мастерской (2-я четв. XII в.), есть отчетливое деление повествования на эпизоды, представленные в отдельных сценах с обрамлениями, чем подчеркивается их законченность и самодостаточность. Такие черты, как плоскостность изображений, отсутствие интереса к объемно-пространственным построениям, яркость красок и нарушение колористической гармонии, повышенная экспрессия образов, а также «ковровые» орнаментальные заставки появляются уже в рукописях 2-й четв. XII в. Тем не менее их сходство с манускриптами Чикаго-Карахисарской группы - общего порядка, позволяющее говорить лишь о столичном влиянии в целом. Э. Уэйл-Карр считает, что рукописи скорее всего были созданы в Восточно-Средиземноморском регионе, на Кипре и в Палестине. Среди аргументов в пользу выдвинутой ею гипотезы: во всех дошедших до нас колофонах и надписях в рукописях Чикаго-Карахисарской группы содержатся свидетельства связи манускриптов с Востоком (напр., заказчиком Четвероевангелия из коллекции Краус был Иоанн IV Критянин, архиепископ Кипра, а фамилия писца Агиостефанит, вероятно, была распространена в то время на Кипре; Псалтирь из музея Бенаки в Афинах (Athen. Ben. 34.3), возможно, написана неким Варнавой, монахом и Великим икономом кипрских владений в храме Гроба Господня, или для него); сходство рукописей Чикаго-Карахисарской группы 2-й пол. XII в. с палестинскими манускриптами того времени; распространение именно в этом регионе минускула с низкой буквой эпсилон; стилистическая близость неск. более поздних (кон. XII - нач.

http://pravenc.ru/text/1681003.html

Было принято решение - для изучения греч. богослужебной практики отправить на правосл. Восток в свите Патриарха Паисия сведущего в греч. языке надежного человека - старца Арсения (Суханова). 8 дек. 1650 г. Арсений (Суханов) вернулся в Москву и привез «Статейный список», содержавший прения Арсения с греками о различиях в богослужении. В 1651 г. Арсений вновь уехал на Восток и вернулся спустя 2 года с «Проскинитарием», в к-ром также говорилось о расхождениях в церковных чинопоследованиях и обычаях. В нач. 1654 г. Арсений снова был послан на Восток, на сей раз с «казной великой», для приобретения греч. богослужебных книг, наибольшее число к-рых он купил на Афоне. Всего же Арсением было приобретено более 500 книг, использовавшихся рус. справщиками в ходе церковной реформы. В 1650 г. в Москву прибыл митр. Назаретский Гавриил, а весной 1653 г.- находившийся на покое бывш. К-польский Патриарх свт. Афанасий III Пателларий . В 1655-1656 гг. в Москве находились Патриархи Антиохийский Макарий и Сербский Гавриил , к-рые участвовали в Соборах, рассматривавших справу богослужебных книг. Вост. Патриархи были призваны А. М. и Патриархом Никоном быть судьями в их противостоянии. В 1663 г. Патриархами К-польским Дионисием , Александрийским Паисием, Антиохийским Макарием и Иерусалимским Нектарием был подписан томос, поддержавший А. М. в его конфликте с Никоном. Томос утверждал главенство царя как единоличного властителя, осуждал усвоение к.-л. духовным лицом звания «государя» и т. д. В 1666-1667 гг. в Большом Московском Соборе приняли участие Патриархи Александрийский Паисий и Антиохийский Макарий, к-рые после соборного осуждения и низложения Никона отправили о том грамоты Патриархам Иерусалимскому Нектарию и К-польскому Парфению . При А. М. выросло число рус. городов, развивалось мануфактурное производство, большого размаха достигла внутренняя и внешняя торговля, проходила активная колонизация Вост. Сибири и Дальн. Востока. Промышленники и искатели добычи доходили до берегов Ледовитого и Тихого океанов и до границ Китая.

http://pravenc.ru/text/82384.html

С учетом большого влияния религиозных миссий в Константинополе, главным образом через французского посла, понятен был их успех в деле " завоевания симпатий к себе " со стороны патриархов. Об этом успехе свидетельствуют хотя бы следующие данные, приводимые епископом Каллистом . Еще до прихода иезуитов на Восток, в 1608 г. патриарх Неофит II тайно послал папе Павлу V формальное " исповедание веры " (Professio fidei), подписанное собственной рукой . Тимофей II (1612-1620) также был очень дружествен по отношению к Риму: " bene de fide catholica setit, nos amat, " - как охарактеризовал его один иезуит. В марте 1615 года Тимофей написал Павлу V письмо, в котором заявил, что признает его как свою " главу " и повинуется ему во всем. Тем не менее, " исповедания веры " он ему не посылал . Также Григорий IV Амасийский (12 апр. - 18 июня 1623 г.) находился в дружественных отношениях с католиками . Афанасий III Пателлариос, который был патриархом 40 дней (1634 г.), после своего смещения издал акт о своем подчинении Риму (21 октября 1635 года). Он занимал Константинопольский престол еще раз - в 1652 году, хотя и опять всего несколько дней . Кирилл II, будучи фактически патриархом, послал 15 декабря 1638 года в Рим " исповедание веры " . Также очень лояльным по отношению к Риму был Иоанникий II, занимавший Константинопольскую кафедру четыре раза на протяжении менее десяти лет (1646-1656 гг.). Будущий Константинопольский патриарх Парфений II, будучи митрополитом Хиоса, писал в 1640 году папе Урбану VIII: " ...Вашему Блаженству я воздаю все свое послушание и покорность, признавая Вас истинным преемником главы Апостолов и главным пастырем Католической церкви по всему миру. Со всяким благоговением и послушанием припадаю к Вашим святым ногам и лобызаю их, испрашивая Вашего благословения, так как Вы с полной силой ведете все избранное стадо Христово. Таково мое исповедание и моя вера, и я с ревностью стараюсь о том, чтобы мои подчиненные были такими же, как и я. Находя их прилежными в этом, я веду их путями благочестия; так как немало существует таких, кто думает так, как я поступаю... " С 1670 по 1677 года Парфений был Константинопольским патриархом.

http://pravoslavie.ru/archiv/anabaptism....

Изверженный Кирилл сделался патриархом. Тогда из архиереев и мирян собрался совет, на котором говорили, «что слишком много обещал Кирилл и что нельзя найти столько денег, да сверх того он извержен и держит за собою три епархии доныне». Тогда внесли визирю 28 000 ефимков, согнали Кирилла и поставили Паисия. «Ныне обретается патриаршество наше в долгу, свыше 100 000 ефимков, которые задолжал отчасти господин Паисий, отчасти Иоанникии и господин Афанасий Пателларий, который и больше задолжал, и потом опять Иоанникии» 451 . Если Иоанникии в грамоте царю сделал очень неблагоприятный отзыв о своем предшественнике Парфении и преемнике Паисий, то и Паисий, со своей стороны, не особенно лестно отзывается об Иоанникии в грамоте царю, которую привез в Москву один грек 9 ноября 1656 года. Паисий пишет, что когда он против воли поставлен был патриархом на место низведенного Иоанникия, то Иоанникии, «не хотя ни на каком месте успокоиться и плакать о своих согрешениях иночески и ради старости своей, чрез краткое время посулил много денег туркам и сделался опять патриархом, а нас изгнал». Сказав затем, как Иоанникия вскоре согнал с престола Кирилл, в свою очередь согнанный архиереями, и как его, Паисия, упросили снова сделаться патриархом, Паисий продолжает: как скоро он сделался патриархом, «тотчас же мы привели из заточения Иоанникия, куда сослал его безбородый (т.е. Кирилл), и привели его в патриархию с честию и славою. Как собрался весь Собор, возопил он, что в патриархах быть не хочет, и по доброй своей воле просил, чтобы принести ему из Великой Церкви книгу правил, и подписал отречение своею рукою. Потом патриарх Иоанникии и весь народ пошли в Великую Церковь ; он пел молебен и, облачась в омофор, проклял сам себя, если будет воспоминать и просить патриаршества, и, потребовав священное Евангелие, принял над ним клятву, что до конца жизни своей никаким помыслом не будет просить себе патриаршества, с нами же целовался по-братски». Но весь этот обряд ни к чему не привел, и Иоанникии изменил своей клятве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ III Спанос (XVII в., на территории совр. нома Ксанти, Греция), патриарх К-польский (июнь 1652, март 1654). Впервые К. упоминается в источниках в 1635 г. в контексте спора о кафедре митрополита Коринфского. Патриарх К-польский Кирилл II Контарис в синодальном послании в июле 1635 г. сообщал, что митр. Иезекииль самовольно занял кафедру законного митрополита К. и в подтверждение своих притязаний ссылался на некие патриаршие грамоты, однако эти грамоты недействительны, а кафедра по праву принадлежит К. Вопреки этому решению Иезекииль продолжал исполнять обязанности митрополита до авг. 1638 г., а К. жил в К-поле, где заручился поддержкой влиятельных представителей османской администрации. Благодаря этой поддержке в янв. 1637 г. ему удалось сместить Гавриила, избранного митрополитом Филиппопольским после кончины прежнего митр. Христофора, и занять эту кафедру. Однако в марте 1639 г. патриарх Парфений I (1639-1644) вновь возвел на Филиппопольскую кафедру Гавриила. В патриаршем распоряжении от 1 июля 1639 г. пребывание К. на Филиппопольской кафедре описывалось как насильственное и незаконное. Следующее упоминание К. в источниках относится к марту 1650 г., когда он был избран митрополитом Тырновским и постарался завладеть также Халкидонской кафедрой. Первая попытка К. занять Патриаршую кафедру относится к июню 1652 г., когда от престола отрекся Иоанникий II . Несмотря на попытки подкупа, о которых рассказывает в стихотворной хронике Кирилл Лавриотис ( Κριλλος Λαυριτης. 1877. Σ. 39-40), поставление К. не было признано к-польскими архиереями, и его Патриаршество длилось лишь неск. дней (по различным сведениям, от 8 до 20). Затем в течение неск. дней престол занимал свт. Афанасий III Пателларий , однако вскоре его сменил Паисий I . Одновременное присутствие в столице 3 бывш. патриархов (Иоанникия II, К. и Афанасия III) делало положение Паисия неустойчивым. В сент. 1652 г. был издан соборный томос, запрещавший архиереям и клирикам под страхом отлучения письменно или устно общаться с кем-либо из них, при этом попытка К.

http://pravenc.ru/text/1840367.html

Славянские униатские издания: Супрасль, 1716 (под названием: «Понтификал, си есть Служебник святительский»); Унев, 1740; Супрасль, 1793. В 1910 году в Москве с благословения Святейшего Синода был напечатан единоверческий Чиновник (его текст является копией рукописей ГИМ. Син. 909 и 680, XVI в.). Общепринятые ныне в Русской и греческих Церквах издания вышли в 1982–1983 76 и 1999 77 годах соответственно. Русь и Россия с середины XVII века В ходе подготовки реформы русского богослужения в середине XVII века встал вопрос о несоответствиях между греческой и русской традициями совершения архиерейской Литургии, подробно описанных Арсением Сухановым 78 и, следовательно, о новом переводе греческого чина 79 . В 1653 году, по просьбе царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона , находившийся в Москве Патриарх Константинопольский Афанасий III Пателларий записал порядок архиерейской Литургии 80 . Важно отметить, что чин Патриарха Афанасия вряд ли отражал повсеместную практику греческих Церквей в XVII веке – например, уже в славянской рукописи, созданной в Боснии в 1706 году (Lond. Brit. Lib. Add. 16373. Л. 2–148 об.), содержатся особенности, характерные частично для русской традиции XVI века, частично для поздней греческой практики, но не для чина Патриарха Афанасия; то же мы находим в Святительском Служебнике, некогда принадлежавшем святителю Димитрию Ростовскому (рукопись ГИМ. Син. 271, 1665 г. 81 ), в славянско-латинской рукописи середины XVII века, хранящейся в белорусской библиотеке им. Франциска Скорины в Лондоне 82 , в супрасльском униатском «Понтификале» (Чиновнике) 1716 года и в других южнорусских и южнославянских памятниках XVII – начала XVIII веков. . Тем не менее, русский перевод чина Патриарха Афанасия был положен в основу нового издания Чиновника архиерейского служения 1668 года (нами обнаружен кавычный экземпляр этого Чиновника, где видно, что именно было исправлено русскими в предоставленном Патриархом Афанасием чине: рукопись РНБ. СПбДА. А I. 331/1–2) и определил тот порядок архиерейской Литургии, который уже тогда стал общепринятым в Русской Церкви 83 и бытует в ней до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Н. В. Квливидзе «Знамение» Царскосельская икона Божией Матери (празд. 27 нояб.), чудотворный образ, родовая икона Дома Романовых; в России известна с апр. 1653 г., когда была подарена царю Алексею Михайловичу К-польским патриархом св. Афанасием III Пателларием; считается, что последний раз ее видели во время отречения государя от престола. По преданию, имп. Петр I, перевезший образ из Москвы в С.-Петербург, благословил им цесаревну Елизавету, к-рая в 1734 г. специально для этой иконы поручила архит. И. Я. Бланку разработать проект каменного храма в имп. резиденции Царское Село, сооруженного им в сотрудничестве с М. Г. Земцовым и освященного в мае 1747 г. Др. свидетельством благоговейного почитания иконы имп. Елизаветой Петровной служат сведения о том, что в ночь перед переворотом, после к-рого она взошла на престол (27 нояб. 1741), она усердно молилась перед иконой. В торжестве 3-дневного перенесения иконы из С.-Петербурга в новый храм в Царском Селе участвовали Святейший Синод и весь двор, императрица прошла всю дорогу и даже помогала нести образ. До 1831 г. образ находился над царскими вратами иконостаса, над изображением Тайной вечери. Ее выносили из храма только 12 мая 1812 г., во время пожара, охватившего дворец и угрожавшего Знаменской ц. В 1831 г., после избавления Царского Села от холеры, случившегося по совершении 5 июля молебна перед вынесенной в центр храма иконой «Знамение» и крестного хода с ней вокруг города, она была помещена перед правым клиросом Знаменской ц. Тогда же по просьбам горожан был учрежден ежегодный крестный ход: до 1917 г. в этот день икону после обедни выносили на дворцовую площадь, где перед ней совершался предшествующий крестному ходу коленопреклоненный молебен. В XVIII в. был выполнен ее 1-й список, к-рый также находился в Царском Селе, в т. ч. во время пожаров и эпидемий. Вероятно, перед этой иконой имп. Александра Феодоровна молилась во время первой мировой войны, когда государь уехал в Ставку. В 1942 г. из осажденного Ленинграда, героически перебравшись через линию фронта, к оккупантам г. Пушкин (ранее Царское Село) пришли сестры Зоя и Вера Шамонины - дочери известного с.-петербургского прот. Владимира, духовного сына прав. Иоанна Кронштадтского. Они просили отдать им находящийся в Знаменской ц. образ (список XVIII в.) и получили его. Не возвращаясь в блокадный город, они отправились в Ригу, где икона и находилась до конца войны. В 1946 г. митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) передал ее в ц. ап. Иоанна Богослова при СПбДА, где она пребывает в наст. время. В Знаменской ц. находится ее список XX в.

http://pravenc.ru/text/199925.html

Сохранилась рукопись с копией сочинений Газского митр. Паисия Лигарида о суде над патриархом Никоном, к-рую П. увез в Египет. До 1855 г. она находилась в Александрийской Патриаршей б-ке, а затем Александрийский патриарх Иерофей II из-за невозможности изготовить копию отправил ее А. Н. Муравьёву для написания истории РПЦ. Рукопись не была возвращена в Египет и находится в Москве (ГИМ. Син. греч. 409). Др. рукопись, содержащая копии актов Собора, речей и писем П., описание Грузии и чин освящения мира (один из писцов - Иоанн Сакулис), хранится в Александрийской Патриаршей б-ке под 393 (изд.: Τζουμρκας. 2010. Σ. 77-212), как и 2 копии, к-рые П. заказал для себя незадолго до отъезда из Москвы,- «История России», написанная Дионисием Греком в 1668 г. 383, писец Иоанн Сакулис; см.: Фонкич. 2003. С. 291-292, 323-332), и «Алфавитная синтагма» Матфея Властаря 19). Завершив «дело патриарха Никона», царь Алексей Михайлович позаботился о реабилитации на Востоке его главных участников - П., патриарха Макария III Антиохийского и митр. Паисия Лигарида. С этой целью в июле 1667 г. к османским властям было отправлено посольство стольника А. И. Нестерова и дьяка И. Вахрамеева. В июне 1668 г. П. написал К-польскому патриарху Мефодию III письмо (изд.: Τζουμρκας. 2010. Σ. 165-167), в котором сетовал, что его предшественник Парфений IV поставил на место П. другого патриарха. В качестве оправдания своего отсутствия на кафедре П. ссылался на 7-е прав. Сардикийского Собора, а также на прецеденты посещения Москвы патриархами К-польскими Иеремией II и Афанасием III Пателларием и Иерусалимскими Феофаном III и Паисием . 22 апр. 1668 г. султан Мехмед IV издал распоряжение егип. паше о том, чтобы управление Александрийской Церковью было передано наместнику П. архидиак. Никифору (копию этого указа доставило в Москву посольство Нестерова в 1669 - РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1669 г. 11). П. покинул Москву в июне 1669 г., получив от царя щедрую милостыню соболями (на сумму 9 тыс. р.) и жалованную грамоту с золотой печатью, на основании к-рой монахи обителей св.

http://pravenc.ru/text/2578657.html

В 1650 г. игум. Каллистратом был основан полтавский в честь Воздвижения Креста Господня монастырь . В условиях войны туда перешла часть братии М. м. В Лубнах повстанцы Хмельницкого под рук. Максима Кривоноса сожгли замок Вишневецких, а также мон-рь бернардинов с костелом. Братия М. м. оказывала помощь всем пострадавшим вслед. казацкой войны, в т. ч. полякам. Это отмечали шляхтичи Г. Дамарацкий и С. Ф. Нагорецкий при оформлении для обители дарственной на свои имения от 8 сент. 1650 г. Они писали: «Игумен монастыря Мгарского со всеми живущими в этом монастыре монахами оказывал великую милость свою и чувство сострадания всем слугам князя его милости, остававшимся здесь все то время нынешней войны казачьей за Днепром». Следующий настоятель (1650-1658), игум. Петроний (Левкович), в 1652 г. обращался к царю с просьбой оказать денежную помощь братии. Гетман Хмельницкий универсалом от 22 дек. 1653 г. передал обители села Лука, Хитцы, Романковские рыбные ловли и мельницу в с. Тишки, а также с. Терны, к-рым при кн. И. Вишневецком завладел открытый им в Лубнах мон-рь бернардинов. 23 февр. 1654 г. по пути из Москвы в К-поль в обители остановился и после тяжелой болезни 5 апр. того же года скончался К-польский патриарх свт. Афанасий III Пателларий . По вост. обычаю, он был похоронен под амвоном деревянного Преображенского собора сидящим в кресле (1 февр. 1662 в присутствии посетившего обитель Паисия Лигарида состоялось обретение мощей патриарха Афанасия). Мгарский Преображенский мон-рь. Фотография. 2011 г. Мгарский Преображенский мон-рь. Фотография. 2011 г. В 1657-1658 гг. настоятелем обители был игум. Савватий (Вербицкий). После смерти своего отца, лубенского полковника Игнатия Вербицкого, он передал мон-рю 1/4 имения, по наследству полученную от отца в с. Березоточа и на Березоточской гребле на р. Суле. В этот период, в 1657-1658 гг. обитель была разорена во время восстания Я. Ф. Барабаша. 4 июня 1660 г. мещанин Георгий Русенович (Русинович), приближенный слуга в семье кн. И. Вишневецкого, подарил монастырю мельничное место на Лысогорской гребле на р. Суле.

http://pravenc.ru/text/2562746.html

1 L " Esprit de la Philosophie Medievale (2 ed., Paris, 1944), стр. 179. 2 Agape and Eros: The History of the Christian Idea of Love (London, 1938), IÏI, стр. 64 и далее. 3 Автором обычно называют Джозефа (или Джона) Питтса (Joseph, John Pitts), о котором, однако, ничего не известно. Имя его указано в старых каталогах (например, Британского музея и пр). и библиографиях. Названия книг слишком длинны для того, чтоб привести их здесь целиком. Обе книги напечатаны в 1706 году. Додуэлл отстаивал свою точку зрения в работе A Preliminary Defence of the Epistolary Discourse , Concerning the Distinction between Soul and Spirit (London,1707). Видимо, отправной пункт Додуэлла — св. Ириней; см. Dissertationes in Irenaeum, auctore Henrico Dodwello , A.M., etc., Oxoniae, 1689, стр. 469 и далее. Я касаюсь всей этой дискуссии в другой своей статье, Проблема человека в английской теологии и философии XVII-ro века , готовящейся к публикации. 4 Gilson, 179, n.i. 5 A.E.Taylor, Platö The man and his work , стр. 176; ср. J.Lebreton, Histoire du Dogme de la Trinite , t.II (Paris,1928), стр. 635 и далее. 6 Ср. с моей статьей «Идея Творения в христианской философии,» The Eastern Churches Quarterly , VIII, дополнительный выпуск: Nature and Grace, 1949; см. также Gilson цит. соч., гл .IV: «Les etres et leur contingence,» стр. 63 и далее. 7 Gilson, God and Philosophy , 1941, стр. 52. 8 Можно, однако, усомниться в надежности перевода (выполненного Кассиодором). 9 Запись разговора между Афанасием Каравеллой (Athanasius Caravella), епископом Йера, и Неофитом Пателларием (Neophytus Patellarius), митрополитом Крита, при участии Панажиота Никусия (Panagiotis Nicousius), знаменитого драгомана из Порты, помогавшего изданию “Православного исповедания” Петра Могилы в Голландии и Деяний Синода Иерусалима в 1672 г., была опубликована архимандритом Арсением (Иващенко). “Описание манускрипта, находившегося в библиотеке монастыря синайской горы” Христианское чтение , 1884, июль-август, стр. 181—22. 10 Эта мысль прекрасно разработана Германом Шульцем (Hermann Schultz) в его поучительной книге Die Voraussetzungen der christlichen Lehre von der Unsterblichkeit (Gottingen, 1861).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3030...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010