К нач. 90-х гг. XX в. в Никольском соборе имелось множество перегородок, в алтаре находилась т. н. Ленинская комната, в Вознесенском храме устроены котельная, прачечная, душевые комнаты и туалеты, в алтарях - сушилка для белья и баня; монастырское кладбище осквернено, могилы разрушены. Верхний ярус колокольни был снесен. По описанию этих лет, «кирпичная, прямоугольная в плане, двухъярусная с аттиковым завершением» колокольня «сооружена в формах классицизма. Центральная ось здания со сквозным проходом закреплена портиками тосканского ордера. Колонны портиков несут антаблемент, завершенный треугольным фронтоном. Стены первого яруса обработаны горизонтальным рустом, пластику стен второго яруса обогащает квадровая рустовка и плоские круглые ниши, в которых помещены небольшие оконные проемы с лучковыми перемычками. Здание завершено невысоким аттиком позднего происхождения (звонный ярус колокольни разобран), декорированным поясом плоских ниш с лучковыми перемычками» (Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. К., 1986. Т. 4. С. 257-258). 28 дек. 1992 г. Н. Л. м. был возобновлен, 9 янв. 1993 г. указом еп. Черкасского и Каневского Софрония (Дмитрука) настоятельницей назначена игум. Валентина (Цветкова; 2003; погребена у юж. придела Никольского собора), с 1951 г. являвшаяся насельницей обители. С 2003 г. настоятельницей является игум. Николая (Кривобок). Восстановлены оба храма и другие сохранившиеся постройки мон-ря. Среди святынь в Н. Л. м. находятся рака с мощами схиархим. Аввакума (в монашестве Досифей (Старов); 1877-1964), последнего настоятеля Мошногорского Вознесенского мон-ря близ г. Черкассы, а также старинный обновившийся образ свт. Николая Чудотворца. В 1 км от Н. Л. м. расположен почитаемый т. н. Магдалиновский источник, названный в память о мон. Магдалине, к-рую считают 1-й игуменией обители. По местному преданию, источник «открыл» в сер. XVII в. проезжавший через Украину патриарх К-польский свт. Афанасий III Пателларий . В ЦГИА Украины в Киеве сохранилось собрание архивных материалов Н. Л. м. и Лебединского Георгиевского мон-ря (Ф. 1253).

http://pravenc.ru/text/2566174.html

15-19 нояб. 1927 г. в московском Донском мон-ре состоялся съезд епископов ВВЦС, в к-ром Б. принимал участие (неясно, в качестве полноправного участника или наблюдателя). На съезде предполагалось рассмотреть вопрос об укр. Церкви, однако неизвестно, состоялось ли обсуждение и были ли приняты какие-либо постановления, поскольку материалы съезда не сохранились. В григорианский раскол перешел глава харьковских булдовцев Иоанникий Соколовский, к-рому была «поручена» Симбирская «кафедра» и пожалован титул «митрополита». Это дало возможность Б. переместить центр своей «автокефалии» в харьковскую Мироносицкую ц., куда он перевез из Мгарского мон-ря мощи свт. Афанасия III Пателлария (в наст. время почивают в харьковском кафедральном Благовещенском соборе); в колокольне церкви расположилось «епархиальное управление». Б. часто приезжал в Лубны, служил в своем «кафедральном» соборе, в доме при соборе проходили «соборы» булдовцев. В 1927 г. (вероятно, в самом его конце) Б. созвал в Лубнах очередную «сессию собора епископов Украины», на к-рой он был избран председателем и «возведен в сан архиепископа». В 1928 или 1929 г. Б. созвал «собор», провозгласивший его «митрополитом». В Харькове (после отхода Погорилко от лубенщины, а также и от церковной деятельности) Б. именовал себя «архиепископом Харьковским и Ахтырским, митрополитом всея Украины». Феофил (Булдовский), лжемитрополит. Фотография. Кон. 20-х — нач. 30-х гг. ХХ в. Феофил (Булдовский), лжемитрополит. Фотография. Кон. 20-х — нач. 30-х гг. ХХ в. Весьма неприязненно к появлению «лубенской автокефалии» отнеслись «липковцы», видевшие в Б. и его «иерархах» конкурентов своей УАПЦ. Липковский неоднократно заявлял, что Б. действует под покровительством ГПУ, что было недалеко от истины (впрочем, ГПУ поддерживало и «самосвятскую» УАПЦ, видя в ней средство борьбы с канонической Церковью). Впосл. власти, убедившись в слабой эффективности такой борьбы с «тихоновцами», перешли к политике репрессий и по отношению к раскольникам. В результате репрессий число приходов, состоявших под началом Б., в 30-х гг. резко сократилось, центр лубенского раскола и резиденция его главы к 1937 г. были перенесены в Ворошиловград (ныне Луганск). В 1939 г. в Ворошиловграде был закрыт последний храм, принадлежавший лубенцам, в кон. 1940 г. Б. переехал в Харьков, где проживал как частное лицо.

http://pravenc.ru/text/153631.html

Андрей Николаевич Муравьёв (12.05.1806–30.08.1874) Библейская история Воспоминания Жития святых История Древней Церкви История Поместных Церквей История религий История Русской Православной Церкви Литургика Основы православия Андрей Николаевич Муравьёв Духовный писатель, историк Церкви, паломник и путешественник; драматург, поэт. Биография Родился в семье Николая Николаевича Муравьёва и Александры Михайловны Мордвиновой (1768—1809). Его старшие братья — Михаил, Николай и Александр. Учился у Семёна Раича, в юности переводил «Энеиду» и фенелонова «Телемака». В службе с 5 (17) сентября 1823 года. После военной службы, сдав в апреле 1828 года экзамены при Московском университете, в августе того же года был определён в ведомство Коллегии иностранных дел. Во время Русско-турецкой войны 1828—1829 годов в Шумле познакомился с А. С. Хомяковым. В 1833 году был определён обер-секретарём в Святейшем синоде при обер-прокуроре С. Д. Нечаеве; летом 1836 года сыграл важную роль в смене его на графа Н. А. Протасова). С 1836 года — камергер российского императорского двора и почётный член Императорской академии наук. С 1842 года — член общего присутствия в Азиатском департаменте МИДа. В начале 1850-х переехал в Москву, поселившись во флигеле Останскинского дворца у Дмитрия Николаевича Шереметева. В 1854 году получил знак отличия за XXV лет беспорочной службы; с 17 (29) апреля 1855 года — действительный статский советник. Его хлопотами келия афонского Ватопедского монастыря близ Кареи (первоначально была местом жительства на покое Вселенского Патриарха Афанасия Пателлария) в 1849 году была преобразована в самоуправляющийся скит с русскими насельниками; в 1867 году там был заложен собор во имя Андрея Первозванного (освящён в 1900 году). Посетив в 1850 году пришедший в полное запустение бывший монастырь Новый Сион в Мирах (селение Демре округа Каш в Анатолийской Турции), где до 1087 года покоились мощи святителя Николая Чудотворца, инициировал работы по его восстановлению и возможному устройству там русского монастыря; впоследствии активное участие в проекте принимали граф Николай Игнатьев и Василий Хитрово. Его сочинения стали первыми на русском языке книгами духовного содержания, получившими распространение в среде высшего общества. Исследовал и ввёл в научный оборот судебное дело Патриарха Никона. Выйдя в отставку в 1866 году, поселился в Киеве, близ Андреевской церкви. В 1869 году вернулся на государственную службу в качестве директора Санкт-Петербургского попечительного о тюрьмах комитета. Умер в Киеве, погребён в крипте Андреевской церкви. Считался другом митрополита Московского Филарета (Дроздова), имел репутацию знатока и блюстителя богослужебного устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Напротив, широко известные по печатным изданиям тексты при включении в свод подвергались сокращению, порой значительному, так что они представляют собой в ряде случаев новые редакции, не имеющие, впрочем, особого научного значения. Опубликованными источниками «Алфавита...» послужили «Книга житий святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало) ) (обтекаемо называемая старообрядческим книжником «печатными Минеями Четьими»), Пролог, Киево-Печерский патерик (все без указаний на издания), а также, вероятно, одно из московских изданий «Святцев с летописью» - 1646 или 1648 г. (нельзя, впрочем, исключить полностью, что мог привлекаться и рукописный экземпляр этого месяцеслова, снабженного краткими историческими сведениями). Из рукописных книг составитель специально отмечает сентябрьский том Великих Четьих-Миней. Судя по характеру сведений, можно отметить также использование «Книги, нарицаемой о российских святых» и Иконописного подлинника Сводной редакции. И. К. сообщает в предисловии, что он использовал также некие книги «именитых Строгановых» и «древнего князя Пронского», не конкретизируя, о чем именно идет речь. В датировке жизни святых, не имеющих Житий, И. К. находится в сильной зависимости от ненадежных источников, в первую очередь от «Книги, нарицаемой о российских святых», где в датах кончины святых часто недописаны цифры десятков и единиц (см.: Турилов А. А. К биографии и генеалогии Михаила Клопского//Средневековая Русь. М., 2006. Вып. 6. С. 189-190). Примерами значительного отклонения «Алфавита...» от реальных дат, нуждающимися в специальном объяснении, являются отнесение кончины умершего в 1654 г. К-польского патриарха св. Афанасия III Пателлария Лубенского чудотворца, к 1438 (6946) г. и сообщение о его участии в Ферраро-Флорентийском Соборе 1438-1439 гг. Своду предпослано обширное «предисловие, или предуведомление» И. К.- самостоятельное историко-богословское сочинение, посвященное предыстории и истории христианства, Церкви и святости на Руси. Изложение начинается с апостольских времен, в связи с чем упоминается приход на Русь ап.

http://pravenc.ru/text/578344.html

Делегация Русской Православной Церкви прибыла на Афон Афон, 8 августа 2013 г. 8 августа 2013 года на Святую Гору прибыла паломническая делегация Русской Православной Церкви, направленная решением Священного Синода для участия в торжествах по случаю престольного праздника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . В ее составе — митрополит Томский и Асиновский Ростислав, глава делегации, архиепископ Харьковский и Богодуховский Онуфрий, епископ Борисовский Вениамин и сотрудник ОВЦС иеромонах Стефан (Игумнов). Вместе с ними на Святую Гору для участия в праздновании прибыл генеральный консул Российской Федерации в Салониках А.А. Попов. Накануне, 7 августа, паломники из Русской Православной Церкви посетили Салоники, где поклонились святыням северной столицы Греции; члены делегации побывали в монастырях святой великомученицы Анастасии Узорешительницы и преподобной Феодоры Фессалоникийской, в катакомбах святого Иоанна Предтечи в историческом центре города, в кафедральном соборе святителя Григория Паламы и в базилике святого Димитрия Солунского. По прибытии в Свято-Пантелеимонов монастырь гости были встречены у врат обители ее игуменом архимандритом Иеремией с братией. Они поклонились честным мощам святого великомученика Пантелеимона. Преосвященный митрополит Ростислав поблагодарил братию за прием и передал теплые слова приветствия от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В тот же день делегация посетила Андреевский скит и монастырь Кутлумуш и ознакомилась с ходом восстановительных работ в обители Старый Русик. Архиепископ Онуфрий передал в дар братии Андреевской обители икону святителя Афанасия Пателлария с частицей его святых мощей. Святитель Афанасий, живший в XVII веке, в бытность архиепископом Солунским часто посещал Святую Гору и основал келлию с храмом святого Антония, на месте которой позже возник Андреевский скит. Впоследствии святитель Афанасий стал Патриархом Константинопольским, а затем удалился с Патриаршего престола. Окончить земной путь ему было суждено в России, где святой Афанасий почил преподобнической кончиной в Лубенском Преображенском монастыре. Его святые мощи были обретены нетленными в сидячем положении, в котором он был погребен по древней греческой традиции. Прославленный в лике святых, он известен в России как святитель Афанасий Лубенский Сидящий, Патриарх Константинопольский. Ныне мощи святого почивают в городе Харькове. 10 августа 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/63360.html

здесь уже жили русские монахи. В 1835 г. в Ильинском скиту подвизался иеромонах Аникита, в мире князь Ширинский-Шихматов, который много содействовал его благоустройству. В 1839 г. скит получил от Пантократорского монастыря правила о взаимном их отношении. Ныне в скиту подвизается до 500 монахов, преимущественно малороссов. Скит, кроме соборного храма во имя св. пророка Илии, имеет большую церковь во имя святителя Митрофана Воронежского . Он очень богат и походит на монастырь. Ему принадлежат виноградники, огороды, мельницы и рыбная ловля на Дунае. На северо-восточном склоне Афона, близ Кареи, расположен русский Свято-Андреевский общежительный скит. Основанием для него послужила уединённая келья во имя препод. Антония Великого , устроенная на земле Ватопедского монастыря константинопольским патриархом Афанасием Пателларием, который прибыл сюда на покой в 1652 году. Впрочем, Афанасий не долго жил здесь, вскоре был вызван в Москву для исправления наших церковных дел и на обратном пути скончался (1654 г.) в Лубенском Преображенском монастыре полтавской епархии, где и погребён. Спустя сто лет на Афон прибыл для покоя другой вселенский патриарх Серафим, приобрёл келью Афанасия и воздвиг здесь красивый трёхэтажный дом с двумя храмами – в честь Покрова Пресвятой Богородицы (наверху) и св. апостола Андрея Первозванного и препод. Антония Великого (внизу). Келья за свой величественный вид получила наименование Серай (красивый дворец). Благоустроив её, Серафим по политическим обстоятельствам, уехал в Россию, на дороге скончался и был погребён также в Лубенском монастыре. Оставшийся в кельи архидиакон патриарха, узнав о его смерти, переселился в Ватопедский монастырь и, за дарование ему там приюта и содержания, передал Серай этому монастырю. После этого Серайская келья запустела. В тридцатых годах XIX столетия на Афон прибыли из России два инока – Виссарион и Варсонофий, в мире купцы Толмачев и Вавилов. Здесь они подвизались в монастыре Иверском, в кельях Преображенской и Свято-Троицкой, в скиту пророка Илии, были посвящены в сан иеромонаха и приняли схиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Ученые заслуги отца Матфея известны всем, кто интересуется историей христианского Востока, и оценены даже на Западе: года два тому назад отец Матфей получил от Парижской Академии наук официальное признание в почетном звании ученого, удостоившись соответствующего ордена и диплома. Особенно изумительно в этом человеке то, что свои обширные познания он приобрел самообразованием, без предварительной систематической школы. А затем, отец Матфей – редкий по скромности и нравственным доблестям монах. Несмотря на то, что в монастыре он в некотором роде persona grata, отец Матфей по своей скромности упорно отказывается от сана даже иеромонаха и остается простым иноком, неся наряду со всеми обычные монастырские послушания. Его дорога только в храм да в библиотеку, а за стены обители он никогда и не выходит, проводя все свободное от послушания время в своей келии, среди кодексов и хартий, да в беседе с заезжими учеными, которые, по приезде в Русский монастырь, прежде всего спешат к этому замечательному человеку для поучения и наставлений касательно богатейшей и обширнейшей афонской письменности. Дай Бог, чтобы в Руссике никогда не оскудевал дух геронта-отца Матфея... XVI Кроме Пантелеимоновского монастыря крупными очагами русского иночества на Афоне в настоящее время служат скиты Андреевский и Ильинский. Скит Андреевский расположен на земле Ватопедского монастыря, близ Карей, городка афонского, и возник на месте келии «Серай» (красивый дворец), во имя преподобного Антония Великого , в коей некогда жили на покое Константинопольские патриархи Афанасий Пателларий (XVII в.) и Серафим (XVIII в.). В начале минувшего столетия келия «Серай» находилась в полном упадке. В 1841 году ее приобрели у Ватопедского монастыря русские иеромонахи Виссарион и Варсонофий, в мире купцы Толмачев и Вавилов, собрали здесь до 20 монахов и, насколько было возможно, благоустроили новую иноческую общину. Искренним желанием ктиторов келии было возвести ее на степень скита. В этом деле существенную им услугу оказал известный ревнитель Православия Андрей Николаевич Муравьев, прибывший в 1849 году на Афон с паломнической целью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

назначен митрополитом Киевским. На киевской кафедре Ф. пробыл до самой кончины своей, приняв в 1841 г. пострижение в схиму с именем Феодосия. В Казани Ф. обратил в православие более 5000 язычников. Ф. принимал большое участие в обсуждении вопроса о переводе Св. Писания на русский язык; он был реши-тельным противником мысли о необходимости перевода и стал по этому предмету в противоречие с москов-ским митрополитом Ф. Он был более практик, нежели теоретик, выразитель идеи православия и монашества более в жизни, нежели в литературной деятельности. Главные его труды: «Беседы на пятую, шестую и седь-мую главы св. евангелиста Матфея» (4 изд., Москва, 1837): «Беседы на V, VI, VII, VIII, IX, ; и XI главы св. евангелиста Матфея» (Киев, 1842); «Беседы на евангелие Иоанна» (т. I, Киев, 1847); «Слова и речи, говорен-ные в разные времена» (т. 1–3, Киев 1857; новое изд., ib., 1883); «Евгений, митрополит Киевский и Галиц-кий» (в XIX книге «Временника Моск. общества истории и древностей», 1857 г.). См. «Высокопр. Ф., митро-полит Киевский», некролог в «Воскресном чтении» за 1857–58 гг., часть XXI, 42; там же в 50 и 52 «Последние дни жизни почившего в Бозе высокопр. Ф., митроп. Киевского» (отд. Киев, 1858); «Заметки о жизни высокопр. Ф., митрополита Киевского» («Правосл. собеседник», 1879, ч. I); «Высокопр. Ф., митрополит Киевский» («Калужские епарх. ведомости, 1884, 6–11, 14 и 17–19); самое полное и обстоятельное жизнеописание – архим. Сергия (Василевского) , «Высокопреосв. Ф., митрополит Киевский и Галицкий, и его время» (Казань, 1888); Георгий Орлов , «Ф. Амфитеатров, митрополит Киевский, как проповедник» (М., 1898). 19 Согласно легендам, монастырь на этом месте существовал еще до татарского нашествия XIII века. Основан 18 января 1619 года игуменом Густынским и Подгорским Исаией Копинским на средства княгини Раины Вишневецкой в Мгарском лесу в шести километрах от города Лубны. Святыней монастыря до 1922 года были нетленные мощи Константинопольского патриарха Афанасия III Пателлария (Сидящего), погребённого в 1654 году (впоследствии были перенесены в Харьков).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СОБОР КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Собор Константинопольских святителей Собор всех святых отцов наших, архиепископов и патриархов Константинопольских (Σναξη πντων των εν Αγοις Πατρων ημν Αρχιεπισκπων και Πατριαρχν Κωνσταντινουπλεως) - празднование установленное в Константинопольской Православной Церкви в честь святых архипастырей занимавших Царьградский престол Празднуется в Неделю о самаряныне (Греч.) Учреждение празднования стало одним из первых начинаний Константинопольского патриарха Варфоломея I : 24 октября 1991 года, спустя два дня после своего избрания на Царьградский престол, он выступил на заседании Священного Синода Константинопольского Патриархата с предложением об установлении соборной памяти всем своим святым предшественникам. 19 ноября того же года Синод учредил это празднование. С того времени в Фанаре в день праздника совершалась торжественная патриаршая и синодальная литургия в Георгиевском патриаршем соборе . К числу поминаемых в Соборе Константинопольских святителей относятся : Молитвословия Перевод с греческого Бахаревой Н. А. Тропарь Собору всех архиепископов и патриархов Константинопольских, глас 1 . Пустынный житель: Византия пастыри и славнии председатели явистеся/в лета различная, иерарси мудрии./Темже Церковь Христова жительство ваше хвалит./Того бо ради, светильницы пресветлии, огнесветите зовущым:/слава Укрепльшему вы,/слава Венчавшему,//слава Утверждающему вами веру православную. Кондак, глас 4 . Вознесыйся на Крест: Византия пастыри святыя,/яко иерархи Церкве Христовы/и добродетелей вместилища многоценная,/вси во едином согласии восхвалим, к ним взывающе:/от всякия нужды и искушения/избавите ны, архиереи Христовы//божественнейшии. Использованные материалы   Список по справке " Σναξη πντων των εν Αγοις Πατρων ημν Αρχιεπισκπων και Πατριαρχν Κωνσταντινουπλεως " , Ορθδοξος Συναξαριστς (Православный Месяцеслов), http://www.saint.gr/5350/saint.aspx . Список в анонимном комментарии от 25 мая 2011 к статье Μαγγνας, Νικλαος, " Η ΕΟΡΤΗ ΤΩΝ ΠΑΤΡΙΑΡΧΩΝ ΚΩΝ/ΠΟΛΕΩΣ ΚΑΙ Η ΣΥΝΑΞΗ ΤΩΝ ΑΡΧΟΝΤΩΝ ΣΤΟ ΦΑΝΑΡΙ " , блог Φως Φαναριου, 25 мая 2011, , содержит тот же сонм святых за исключением апостола Андрея Первозванного , священномученика Кирилла (Лукариса) и святителя Афанасия (Пателлария) . Также в этом списке святитель " Павел Новый " отождествлён с Павлом III .

http://drevo-info.ru/articles/13678433.h...

к. совершать литургию предписывается только на следующий день (др. литургико-канонические памятники той эпохи говорят о совершении литургии сразу после епископской хиротонии). Причины изменения практики, происшедшего в XV в., неясны; можно предположить, что они были как-то связаны с правосл. реакцией на особенности лат. богослужения: свт. Симеон Солунский прямо сравнивает визант. обычай вручения З. с лат. практикой помазания рук новорукоположенного священника св. миром, утверждая превосходство первого (см.: Sym. Thessal. De sacris ordinationibus. 183//PG. 155. Col. 392; рус. пер.: Симеон Солунский. Соч. С. 238), а слова       напоминают слова во время traditio instrumentorum (вручения предметов [служения] - обряда, заключающего лат. чины рукоположений), к-рые в эпоху Флорентийского Собора мн. католич. богословы считали тайносовершительными (см.: Неселовский. 1906. С. 184). Описанное предположение не имеет окончательного подтверждения, однако можно отметить, что описания порядка вручения З. в южнорусских источниках XVI-XVII вв., очевидно, опираются на лат. традицию: здесь говорится о вручении новорукоположенному священнику не только Хлеба, но и Чаши, а в формулах при вручении подчеркивается, что через это действие ставленник получает «власть» священнодействия (см.: Там же. С. 209-210; Дмитриевский. 1904. С. 103-104. Примеч. 2). Совр. рус. порядок вручения З. окончательно сложился в сер. XVII в. под влиянием «Чина Божественных литургий...», написанного патриархом К-польским св. Афанасием III Пателларием по просьбе патриарха Московского Никона (см.: Там же. С. 102-103). В отличие от греч. традиции, доныне сохраняющей древний обычай вручения в качестве З. отдельного Агнца (который в случае совершения во время литургии пресвитерской хиротонии заранее приготовляется во время проскомидии; см.: Там же. С. 92; Θουντολης. 1977. Σ. 22), в рус. традиции принято отделять часть Агнца в качестве З. (а именно часть с именем Христа: ХС - Чиновник. Кн. 1. С. 97; подобная практика была известна и в Византии, но подверглась запрету на К-польском малом Соборе (σνοδος νδημοσα) 1276 г.; см.: Порфирий (Успенский), еп.

http://pravenc.ru/text/182537.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010