В 1648 г. Галактион, бывш. митр. Серрский и Нафпактский, привез в Москву грамоту, согласно к-рой игум. Парфений и братия И. П. м. просили у царя Алексея Михайловича милостыню и дарили частицу Честного Животворящего Креста Господня ( Ченцова В. Г. Неизвестный писец греческих грамот 40-х - 60-х гг. XVII в. (архимандрит Леонтий?) и загадочная судьба рукописи Акафиста (ГИМ. Син. гр. 429/Влад. 303)//Palaeoslavica. 2008. Vol. 16. N 2. P. 28). Об оказании И. П. м. помощи ходатайствовал свт. Афанасий III Пателларий , бывш. патриарх К-польский, т. к., по его словам, эта обитель «погибает до основания и хощет разоритися от турских воинских людей» (Там же. С. 29). Ок. 1650 г. 4 почетных горожанина Серр приняли решение об оказании материальной поддержки монастырю, что, однако, не спасло его от экономического упадка. В свите приехавшего в Москву в 1662 г. Газского митр. Паисия Лигарида находился архим. Леонтий с грамотой из И. П. м., в к-рой сообщалось, что, после того как около обители были убиты «неции нечестивыи», турки сначала хотели предать монахов смерти, но затем согласились на выплату компенсации и забрали все монастырское имущество (Там же. С. 45). B XVIII в. И. П. м. лишился большинства своих владений. В 1729 г. он был временно оставлен монахами. После возобновления обители насельники следовали особножительному уставу. В 1799 и 1800 гг. были покрыты свинцом купола кафоликона, сделаны пристройки к резиденции игумена. В 1819 г. в мон-ре проводились реставрационные работы на средства жителей Серр Хадзи-Константина и Хадзи-Сильвестра. В 1820 г. И. П. м. сильно пострадал от пожара. В 1824 г. игум. мон-ря Дамаскин (Копацианос), обвиненный турками в содействии Греческой национально-освободительной революции (1821-1829), был сослан в К-поль и заточен в тюрьму, 2 монаха убиты и 3 арестованы. И. П. м. поддерживал тесные связи с руководителем восстания в Македонии Э. Папасом. В 1825 г. в монастыре открылась греческая школа. В 1851 г. в южной части монастыря на средства иеродиак. Феофила из Наусы было построено здание с балконом, в котором располагались 3 кельи и кухни. Последние годы жизни здесь провел архим. Гавриил (Кундиадис), написавший «Краткий исторический обзор монастыря св. Иоанна Предтечи близ Серр от основания до наших времен: 1270-1956». В 1854 г. в центре монастырского двора была сооружена водосвятная купель (фиал). В 1858-1868 гг. были восстановлены кельи в сев. части мон-ря, сгоревшие в 1820 г. В 1862-1863 гг. монахи И. П. м. провели сбор пожертвований в России.

http://pravenc.ru/text/577916.html

До реформы Патриарха Никона царские врата и завеса при архиерейском и иерейском служении отверзались и затворялись по одному и тому же порядку. Так же, судя по свидетельствам святителя Симеона Солунского, было и в Греческой Церкви, по крайней мере в Фессалониках. Но Патриарх Никон ввел новый устав архиерейской Литургии, основываясь на тех сведениях, которые он лично в 1653 году получил от святителя Афанасия III Пателлария, бывшего Патриарха Константинопольского. Этот устав архиерейского служения положен в основу нового Чиновника (первое издание — 1668 г.), в соответствии с которым в целом совершаются архи­ерейские богослужения в Русской Православной Церкви Согласно ему царские врата и завеса на архиерейском служении пребывают отверстыми до возгласа «Святая святым», после чего закрываются и отверзаются вновь от причащения мирян до окончания богослужения. Таким образом, совершение Литургии с отверстыми царскими вратами и завесой стало элементом архиерейского служения. Заблуждение святого Никиты Стифата В одном из дошедших до нас писем некоему софисту Григорию преподобный Никита Стифат объясняет смысл сокрытия от взоров мирян евхаристического священнодействия: «Если ты думаешь... всем предстоящим позволено внимать туда, где совершаются Божественные [таинства], для наблюдения их и на все вообще самим устремлять [свой] взор, это тоже совсем чуждо твоей добродетели и знанию, так как от Бога и апостолов Его было освящено понимание и видение его [таинства] только приносящим иереям, как записано. Ибо утверждает: " Таинство Мое для Меня и Моих " , и снова: " вам дано знать тайны Царствия Небесного, а прочим в притчах " (Лк. 8:10). Вследствие чего и это таинство Нового Завета Господь передал [только] одним ученикам Своим, когда предстояло быть распяту на Кресте (см. Мф. 26:26-29), хотя в то время были и многие другие верующие, но и славу Своего Божества на горе Фавор Он показал только трем апостолам: Петру, и Иакову, и Иоанну (см. Мф. 17:1-7), никак не остальным ученикам. Почему? Давая нам и в Божественных делах, и также во всех человеческих, которые Он соделал, образец благоустройства и чина, того, чтобы оставаться и идти каждому в том разряде, в каком он был призван, и не переступать собственных ступеней и не восходить дерзко к еще не данным. Если же такое некое благоустройство было дано Церкви верных от Бога, то те, которые не сохраняют его, но переступают собственную меру, во всем безумцы. Вообще же человеку-мирянину даже не позволено говорить или учить в церкви, а не то чтобы понимать страшные таинства священной жертвы, как апостол говорит: " Мирянину же мы не позволяем в церкви учить " (1 Тим. 2:12), и затем 6-й Собор таким же самым образом, вторя апостолам, запрещает учить в церкви лаикам, как мы написали тебе в письме прежде этого.

http://patriarchia.ru/db/text/5879358.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНКАРАФСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Анкарафский монастырь Расположен на каменистой возвышенности между селами Сгурокефали и Самбас, в 23 км от г. Ираклион . Первые письменные упоминания об обители относятся к 1532 г. Тогда этот небольшой монастырь принадлежал критской семье Каллиергов, знаменитых борцов против венецианского владычества. В XVI в. монастырь был окружен крепостными стенами, приобрел многочисленные подворья. Игумены Анкарафского монастыря (Герман, Григорий, Арсений) принадлежали к семье Евдемояннидов с близлежащего острова Китира . Первым игуменом, происходившим с Крита, стал Максим (Лукарис) (с 1619). Благодаря его деятельности к 1637 г. число монахов возросло до 60, умножились земельные владения монастыря, ставшего одним из богатейших на острове. Анкарафский монастырь был центром просвещения, здесь располагались богословская школа и рукописные мастерские. В монастыре подвизались будущие патриархи Александрийские Сильвестр , Мелетий I Пигас , Кирилл II Лукарис . После захвата Крита турками в 1645 г. игум. Афанасий Христофор бежал в Италию, увезя с собой монастырские святыни. Его преемник Мелетий (Каллонас) укрывался на острове Китира , спасая иконы, реликвии и книги. Во времена турецкого господства благодаря вмешательству митр. Критского Неофита Пателлария обитель не была разрушена, однако число монахов резко сократилось, они вынуждены были прекратить просветительскую деятельность. Монастырь оказывал поддержку освободительному движению на Крите. Во время греческого восстания 1821 г. турки убили множество монахов и подожгли обитель, уничтожив постройки, уцелевшие монахи разошлись по близлежащим монастырям. Анкарафский монастырь недолго оставался заброшенным: в последние годы турецкого владычества монастырь достиг своей прежней славы; в 1883 г. возобновила работу богословская школа, позднее переведенная в монастырь Христа. На месте старой церкви в 1894 г. был построен собор.

http://drevo-info.ru/articles/26863.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРЕЯ АПОСТОЛА СКИТ [Сераион; греч. Ανδρου ποστλου σκτη, Σεργιον], на г. Афон, в 500 м к северо-западу от Кареи (Протата). До XV в. здесь находился Ксистский мон-рь, принадлежавший Ватопедскому мон-рю . Еп. Порфирий (Успенский) сообщает, что с давних времен на этом месте была келья с ц. во имя прп. Антония Великого, называемая Руэн-ду (албан.- пастырь), к-рую построил предположительно монах-пастух из Албании и к-рая принадлежала к числу наемных келий Карейской лавры. Во 2-й пол. XVII в. келья была перестроена для вышедшего на покой в 1652 г. К-польского Патриарха свт. Афанасия III (Пателлария) . После его смерти в течение 107 лет келью занимали снимавшие ее у протата монахи. В 1766 г. К-польский Патриарх Серафим II , будучи на покое, приобрел келью и окружавший ее участок земли. По его просьбе мон. Пахомием, зодчим-хиосцем, там был заложен храм в виде башни с нижней ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и верхней - во имя ап. Андрея Первозванного, впосл. переосвященной греками во имя прп. Антония Великого, также был построен 4-этажный корпус, получивший название Серай (тур.- дворец). В нижнем ярусе корпуса размещались кладовые, в 1-м - хозяйственные службы, во 2-м - кельи и трапезная, в верхнем - Патриаршие покои и обширная б-ка. Патриарх Серафим прожил в обители 2 года, состоя в духовном общении с прп. Паисием Величковским , основателем скита Илии пророка. После смерти Патриарха старший архидиакон, его ученик, заведовавший хозяйством Серая, переселился в Ватопедский мон-рь, к-рому передал Серайскую келью. После греч. восстания 1821 г. Ватопед не смог более поддерживать Серай, и келья, переходившая из рук в руки, пришла в запустение. Ап. Андрей Первозванный и прп. Антоний Великий с видом скита ап. Андрея на Афоне. Литография К. Белера. 1869 г. (ЦАК МДА) Ап. Андрей Первозванный и прп. Антоний Великий с видом скита ап. Андрея на Афоне. Литография К. Белера. 1869 г. (ЦАК МДА) Основание А. а. с.

http://pravenc.ru/text/115350.html

К торжествам было отпечатано множество жизнеописаний И., текстов его проповедей и молитв общим тиражом более 950 тыс. экз. Для мощей фирмой придворных поставщиков Хлебниковых по проекту архит. В. А. Покровского была изготовлена рака с сенью. Стоимость раки составляла 11 тыс. р., на нее израсходовано ок. 130 кг серебра. Общий вес всего сооружения из меди, латуни, золота и серебра составил более 2 т. Почитатели И. пожертвовали для украшения раки и сени 105 драгоценных лампад. 3 сент. 1911 г. мощи святителя торжественно переоблачили и поместили в новый кипарисовый гроб, к-рый был перенесен в Троицкий собор и поставлен в раку. Прежнее облачение архиерея поместили в особый застекленный шкаф, поставленный недалеко от раки. В торжественном богослужении 4 сент. принимали участие митр. Московский сщмч. Владимир (Богоявленский) , Харьковский архиеп. Арсений (Брянцев) , Полтавский архиеп. Назарий (Кириллов) , Рижский еп. Иоанн (Смирнов) , Орловский еп. Григорий (Вахнин) , Сухумский еп. Андрей (Ухтомский) , Белгородский еп. Иоанникий (Ефремов), сщмч. Никодим (Кононов) , еп. Рыльский, Гродненский еп. Елевферий (Богоявленский) , всего ок. 400 чел. духовенства. На торжествах присутствовали вел. кн. Константин Константинович , вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна . Осенью 1911 г. в Белгород прибыло более 200 тыс. паломников, для размещения которых в окрестностях города выстроили 6 деревянных бараков на 10 тыс. чел. каждый, разбили более 2 тыс. палаток. В дни торжеств было зафиксировано 30 исцелений. После канонизации поток паломников к мощам не иссякал. 17 дек. 1911 г. своим присутствием почтил память И. имп. мч. Николай II с семьей. Еще в 1881 г. еп. Курский и Белгородский Ефрем (Рязанов) учредил стипендию им. И. для поддержки одаренных воспитанников семинарии. В 1912 г. в С.-Петербурге было учреждено Всероссийское братство свт. Иоасафа под председательством адмирала Д. С. Арсеньева (затем его сменил генерал от инфантерии Л. К. Артамонов), товарищами председателя были Жевахов и прот. Александр Маляревский. На одном из собраний братство предложило отметить памятным знаком место, на к-ром И., уезжая в мае 1754 г. из Белгорода, по преданию, совершил последнюю остановку, осенив город архипастырским благословением. Почетный гражданин Белгорода Г. В. Булгаков и настоятель белгородского Успенско-Николаевского собора прот. Порфирий Амфитеатров приблизительно определили это место у подножия Харьковской (Тавровской) горы. При участии еп. Белгородского сщмч. Никодима (Кононова) 5 июля 1915 г. состоялось открытие памятника, к-рый представлял собой деревянный крест, установленный на кирпичном конусообразном постаменте. На лицевой стороне креста, обращенной к городу, находилось изображение распятия, под ним, на постаменте,- поясное изображение И. На противоположной стороне креста помещались образы свт. Николая (Николая Ратного), свт. Афанасия III Пателлария и И. В советское время памятник был уничтожен.

http://pravenc.ru/text/578038.html

Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Слово в неделю 25-ю по сошествии Св. Духа. М., 1743 г. Титульный лист (РГБ) Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Слово в неделю 25-ю по сошествии Св. Духа. М., 1743 г. Титульный лист (РГБ) С 1729 г. служил преподавателем словесности низшего отд-ния Киево-Могилянской академии, с 1731 г.- среднего отд-ния. В 1732 г. от имени академии И. приветствовал нового Киевского архиеп. Рафаила (Заборовского) поэмой собственного сочинения «Брань честных седьми добродетелей с седьми грехами смертными...». Поэма написана образным языком, в котором чувствуется влияние народной украинской речи. С 13 сент. 1734 г. принимал экзамены у буд. молодых священников перед посвящением их в сан. 8 нояб. того же года в киевском Златоверхом во имя архангела Михаила монастыре архиеп. Рафаилом И. был рукоположен во иерея и 23 нояб. переведен в киевский кафедральный Софийский собор. Вскоре определен членом Киевской духовной консистории. В 1735-1737 гг. по поручению Киевского архиеп. Рафаила И. периодически совершал поездки по Малороссии, собирая пожертвования на академию. 24 июня 1737 г. И. был возведен в сан игумена и по настоянию архиеп. Рафаила вопреки собственному желанию назначен настоятелем Мгарского в честь Преображения Господня монастыря . 7 июля того же года прибыл на новое место служения. 10 сент. 1742 г. отправился в Москву и С.-Петербург для сбора средств на благоустройство обители, сильно пострадавшей при пожаре 1736 г. и не имевшей даже ограды. И. привлек своих родственников, а через них и др. состоятельных людей к оказанию материальной помощи мон-рю. Вскоре был выстроен большой каменный братский корпус. 28 нояб. 1742 г. в Москве в присутствии имп. Елизаветы Петровны И. произнес проповедь о любви к Богу и ближнему. В С.-Петербурге через знакомых представил свою сборную книгу императрице, и она распорядилась выдать 2 тыс. р. на восстановление монастырского храма. 16 авг. 1744 г. И. вернулся в обитель. Проявил себя как строгий постник, неутомимый молитвенник и деятельный восстановитель монастыря, при том что страдал от хронического заболевания (предположительно от туберкулеза). Судя по автобиографии И. («Путешествие в свете сем грешника Иоасафа, игум. Мгарского»), серьезные обострения болезни относились к периодам с 16 авг. 1737 по янв. 1738 г., с 27 сент. 1740 по февр. 1741 г., с 4 апр. по кон. мая 1746 г. В автобиографии И. также записал вещие сны, в к-рых ему являлся почитаемый им свт. Афанасий III Пателларий, погребенный в Мгарском мон-ре. В сент. 1742 г. явившийся в тонком сне Киевский архиеп. Рафаил возвестил И.: «Будешь архимандритом». 10 янв. 1744 г. монастырская братия подала прошение митр. Рафаилу об учреждении в обители архимандрии и о возведении И. в сан архимандрита. Прошение подписали наместник обители иером. Наркисс, 3 иеросхимонаха, 6 иеромонахов, 3 иеродиакона, 3 монаха. 14 сент. того же года по указу имп. Елизаветы Петровны в Киеве митр. Рафаил возвел И. в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/578038.html

дипломатики. Особую ценность для истории РПЦ имеют документы XVI-XIX вв. по истории отношений России с правосл. Востоком. В отечественных архивах насчитывается ок. 30 грамот XVI в., более 700 - XVII в. Уникальными являются такие акты, как 7 грамот из К-поля в Москву 1557-1560 гг. в связи с переговорами об утверждении царского титула Иоанна Грозного (4 из них сохр. в подлиннике). Ценнейшими документами являются Соборные грамоты 1590 и 1593 гг. об учреждении Патриаршества в России. Сохранилось 56 актов, в т. ч. грамот, адресованных царю и Патриарху в Москву, К-польского Патриарха Кирилла I Лукариса (1620-1638, с перерывами), а также собственноручные грамоты к Патриарху Филарету и царям Михаилу Феодоровичу и Алексею Михайловичу К-польского Патриарха Афанасия III Пателлария (1634-1652, с перерывом). Подготовлен к печати каталог греч. грамот из московских собраний. См. также ст. Акты в России . Изд.: Miklosich, M ü ller; Mansir; Schwartz E. Acta conciliorum oecumenicorum. B., 1922-1940. 5 t.; Дмитриевский. Описание; Actes de l " Athos. 1-6/Ed. L. Petit, W. Regel, E. Kurts, B. Korablev//ВВ. 1903. Т. 10; 1906. T. 12; 1907. T. 13; 1910. T. 17; 1912. T. 19; 1913. T. 20. Прил.; Успенский Ф. И. , Бенешевич Б. Н. Вазелонские акты. Л., 1927; D ö lger F. Facsimiles byzantinischer Kaiserurkunden. Münch., 1931; Archive de l " Athos. P., 1937-; RegPatr. Vol. 1-5. Лит.: Яковенко П. А. Исследования в области визант. грамот: Грамоты Нового мон-ря на о. Хиос. Юрьев, 1917. (УЗ Юрьевского ун-та); Seeck O. Regesten d. Kaiser und Päpste f. d. Jahre 311. bis 476. n. Chr. Stuttg., 1919; D ö lger F. Regesten der Kaiserurkunden d. oströmischen Reiches: vom 565-1453. Münch.; B., 1924-1965. Tl. 1-5. Hildesheim, 19772; idem. Byzant. Diplomatik. Ettal, 1956; Hunger H. Prooimion: Elemente d. byzant. Kaiseridee in den Arengen der Urkunden. W., 1964; D ö lger F. , Karayannopulos J. Byzant. Urkundenlehre. Münch., 1968. Bd. 1: Die Kaiserurkunde; Καραγιαννπουλος Ι. Βυζαντιν διπλοματικ. T. 1. Θεσσαλονκη, 1969; Фонкич Б. Л. Греч.-рус. культурные связи в XV-XVII вв. М., 1977; он же. Греч. рукописи европ. собраний. М., 1999; Медведев И. П. Очерки визант. дипломатики: (Частноправовой акт). Л., 1988. М. В. Бибиков Рубрики: Ключевые слова: АНАКАТАРСИС наименов. деят-сти визант. императоров Македонской династии Василия I и Льва VI в области церковного права АМОРТИЗАЦИЯ характеризует степень уменьшения ценности церковного имущества, а также ограничение возможности нецелевого использования того или иного предмета, его обращения в гражданском обороте АННА КОМНИНА (1083-ок. 1153 или 1154 г.), дочь визант. имп. Алексея I Комнина, жена кесаря Никифора Вриенния (мл.) БРАК общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи ЕПИСКОПАЛЬНАЯ СИСТЕМА церковный строй, при к-ром ключевое положение в церковном законодательстве, управлении и суде занимают епископы и соборы епископов

http://pravenc.ru/text/158424.html

Святыни, архив и библиотека С общецерковной канонизацией в 1863 г. свт. Афанасия Пателлария М. м. стал центром паломничества. Кроме того, с сер. XIX в. известна местночтимая чудотворная Лубенская икона Божией Матери, к-рую пожертвовала в обитель Елена Павловна Кочубей (Белосельская-Белозерская), поместившая образ в серебряную с драгоценными камнями ризу. Икона, вывезенная большевиками в 1922 г., была возвращена в обитель в янв. 2014 г. К нач. XX в. достаточно богатыми были монастырский архив и б-ка, в которых хранились рукописные и старопечатные книги. Особую ценность представлял сборник заметок по истории мон-ря за разные годы (с рядом пробелов в освещении событий, а также с нек-рыми ошибками), известный под названием «Мгарская летопись» и составленный по образцу летописи Густынского мон-ря. Известны 2 редакции Мгарской летописи. Первую обнаружил в 80-х гг. XIX в. этнограф В. П. Горленко; ее фрагменты были опубликованы археологом А. М. Лазаревским в 1889 г. в «Киевской старине» и изданы отдельной книгой. Вторую редакцию обнаружил в 1901 г. свящ. Василий Романов в приходском храме с. Мгарь. К 2016 г. одна из редакций хранится в отделе рукописей Национальной б-ки Украины им. Вернадского (Киев), др. список 2-й редакции хранился в РНБ (ОР. ОСРК. F.XVII.141) (см. подробнее: Предисловие к изданию ПСРЛ. Т. 40. С. 3-6). В Национальной б-ке Украины хранится объемная рукописная книга - составленный игум. Георгием (Кувечинским) в дек. 1729 г. список всех монастырских актов и писем. Известно рукописное Мгарское Евангелие, описанное в 1901 г. местным краеведом, настоятелем с. Юсковцы (ныне Исковцы) Лубенского у. свящ. Василием Романовым. Евангелие было переписано при игум. Ипатии (Горбачевском) ок. 1687-1700 гг. Возможно, эта книга могла быть передана в с. Юсковцы после пожара в М. м. в 1736 г. Местонахождение памятника после 1917 г. неизвестно. Утраченным считается и архив писем настоятелей и запорожских гетманов 40-70-х гг. XVIII в., хранившийся вместе с копиями более старинных актов до 1917 г.

http://pravenc.ru/text/2562746.html

Кроме того, в 1759-1764 гг. в обители проживал перешедший в Православие бывш. униатский еп. Крижевецкий и архимандрит Марчанского мон-ря Феофил (Пашич). Он был переведен в Мгарь из братии Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря (похоронен на территории М. м.). Несмотря на ряд трудностей, в 1752-1754 гг. был завершен ремонт Преображенского собора (храм из 7-купольного стал 5-купольным), к-рый 28 авг. 1754 г. освятил митр. Киевский и Галицкий Тимофей (Щербацкий) . На восстановление храма и строительство новых зданий передавал средства генерал-фельдцейхмейстер принц Гессен-Хомбургский Людвиг Вильгельм, квартировавший в Лубнах. В этот же период был достроен новый каменный келейный корпус. В 1762-1765 гг. известный резчик С. И. Шалматов сделал новый иконостас для Преображенского собора, который в 1765 г. расписал иконописец И. П. Косачинский. В 1775 г. пожар уничтожил часть келейного корпуса, где хранился архив, часовню во имя свт. Афанасия Пателлария (построена между 1736 и 1775) и «каменно-деревянную» колокольню. За халатность и несвоевременные действия при тушении пожара настоятель архим. Паисий (Яновский) был уволен. По приглашению архим. Иосифа (Чернявского), настоятеля М. м. в 1778-1781 гг., в обители поселился К-польский патриарх Серафим II (впоследствие был похоронен в Преображенском соборе). При архим. Дамаскине в 1784-1785 гг. была возведена каменная ограда, в 1785 г. началось строительство каменной колокольни. В том же году недалеко от М. м. был основан Благовещенский скит. При настоятеле (1800-1804) архим. Иосифе (Ильницком) в 1804 г. к келейному корпусу была пристроена теплая Благовещенская ц. В 1834-1835 гг. в М. м. проживал на покое бывш. архиеп. Псковский Мефодий (Пишнячевский), к-рому было предоставлено право «главного управления» обителью († 1846; похоронен в М. м.). На его средства в 1837-1844 гг. была достроена каменная монастырская колокольня, в 1846 г.- одноэтажный архиерейский дом. В 1897 г. при наместнике архим. Антонии (Петрове) рядом с М.

http://pravenc.ru/text/2562746.html

Данное постановление, как известно, было вынесено по поводу перевода Максима Каллиуполитиса, который был выполнен по предложению голландского посла в Константинополе Корнилия Хага, кальвинистского вероисповедания, под редакцией константинопольского патриарха Кирилла Лукариса. Эпицентром второго конфликта стало восстание студентов Афинского университета, вспыхнувшее в начале 1901г., недовольных новым «евангелическим» переводом Юлии Сомаки, выполненным ею по просьбе королевы Ольги (которая написала к нему свое предисловие). В результате этого восстания было смещено, как светское правительство, так и архиепископ Элладской Церкви Прокопий. По следам этих драматических событий в греческой конституции 1911г. (2, 2) было принято следующее постановление: «Текст Священного Писания соблюдается неизменным, передача его другим языковым способом без предшествующего одобрения Константинопольской Великой Церкви Христовой абсолютно запрещается» 4 , которое, однако, тем не менее, соблюдалось и соблюдается далеко не всегда. Общее число известных переводчиков Священного Писания на греческий язык всего составляет около 50 человек 5 . Среди них присутствуют лица в священном сане, иногда занимающие высшие иерархические ступени (например, св. Афанасий Пателларий, митр. Фессалоникийский, затем патр. Константинопольский, †1654), профессора богословских факультетов, литераторы. Из них следует выделить шестерых 6 , которые в основном занимались стихотворными переводами. Первый известный переводчик Ветхого и Нового Завета на народный греческий язык – Иоанникий Картанос был родом из Керкиры, его перевод (Венеция, 1536) неоднократно переиздавался, хотя и не раз осуждался представителями Церкви, которые находили в нем догматические ошибки и даже «еретические злоучения». Второй наиболее известный переводчик – Максим Каллиуполитис, чей перевод Нового Завета, вышедший уже после смерти автора (†24.9.1633) удостаивался подчас как самых высоких, так и самых отрицательных оценок. Так, один константинопольский патриарх Кирилл Лукарис во вступлении к переводу писал: «...Справедливо, чтобы и священные книги, как божественное и святое Евангелие, переводились и толковались на простом диалекте и общем языке, когда может их прочесть по-гречески каждый читатель, дабы получить плод от того, что написано внутри, и доставить душе пользу», однако другой, константинопольский патриарх Гавриил, в 1704г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010