Последние действовали тогда в Константинополе еще не открыто и не прямо, но тем не менее соперничали с папистами в том, кому первому захватить в свою власть восточную Церковь , которая в то время казалась сиротствующею и невежественною и страшно угнетаемою под чужеземным владычеством 47 . Несмотря на это, всегда пребывающий, невидимый Жених и Царь сохранил ее невредимою. С появлением же кальвинистской книги под именем патриарха Кирилла произошло в Константинополе большое смятение и Кирилл снова обвинен пред правительством во франкской вере и измене и насильственно низведен с престола спустя 8 лет со времени вторичного вступления на него. На место Лукариса избран 1632 г. 185) Кирилл , епископ веррийский, по прозванию Контарис, достойнейшее орудие иезуитских козней. Но он был на кафедре только 6 дней (от 5 до 11 октября) и вслед за тем насильственно низвержен правительством и сослан в заточение в Тенедос. Вместо него опять приглашен славный Лукарис 1632 г. Кирилл , в третий раз и украшал престол полтора года. Но неусыпная заботливость папистов нашла другое орудие, – Афанасия критского, известного великому визирю (Зафири). Из-за него Кирилл опять был удален, а патриархом поставлен сам же критянин 1633 г. 186) Афанасий , по прозванию Пателларий, епископ фессалоникский. Писатель 17 века Димитрий Прокопиу Мосхополит из Македонии (в перечне греческих ученых) называет его философом, филологом, поэтом, прекрасно владевшим греческим и латинским языками и отличнейшим проповедником. Но мудрый в слове, Пателларий, оказался на деле тщеславным человеком и из честолюбия готовым попирать божественные каноны Церкви. К счастью, слабое патриаршествование его было непродолжительно: через 40 дней по вступлении на кафедру он был насильственно удален с нее в Великий Пяток и опять отправлен в Фессалонику, избежав заточения благодаря сильным своим покровителям. Отсюда тщеславный патриарх бежал в Анкону и написал просьбу папе об утверждении за собой, по прибытии в Рим, титула константинопольского патриарха (папа, как известно, имеет при себе номинальных патриархов восточной Церкви). Папа отвечал Пателларию, что согласен дать ему 73-е место в ряду кардиналов, если подпишет латинский символ веры . Несчастный Пателларий затрепетал, услышав о повелении державного папы! И хотя он дозволил уже себе сделаться нарушителем канонов, но быть к тому же изменником отеческому учению не решился. Поэтому он поспешно удалился из Анконы в Молдовлахию, откуда в последствии опять прибыл в Константинополь. По удалении его возвращен из заточения достославный 1633 г. Кирилл Лукарис, в четвертый раз. Он патриаршествовал 1 год и два месяца, после чего снова был изгнан врагами; и снова с помощью их восходит на престол 1634 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так попытки латинян завладеть святыми местами окончились неудачно... Злоба их на Кирилла Лукариса еще более возросла. Они не могли стерпеть своего поражения, а так как виновником его был Кирилл Лукарис, оказавший значительное денежное пособие Иерусалимскому престолу, то они решились во что бы то ни стало низложить его с патриаршей кафедры. «Неусыпная заботливость папистов скоро нашла орудие для выполнения своего коварного замысла – Афанасия Критского, епископа Фессалоникского, известного великому визирю Зафири 472 . Новый претендент на патриарший престол – «поставленник и сын духовный Кирилла Лукариса и родиною одною с ним города» 473 и «советник его» 474 был человеком не без достоинств. «Писатель XVII века Димитрий Прокопиу Мосхополит из Македонии (в перечне греческих ученых) называет его, – по словам Мафы, – философом, филологом, поэтом, прекрасно владевшим греческим и латинским языками, и отличнейшим проповедником». Но мудрый в слове Пателларий оказался на деле тщеславным человеком и из честолюбия готовым попирать божественные каноны церкви» 475 . «В марте 1643 года, – рассказывает Смит, – Афанасий Пателларий, критянин, архиепископ Фессалоникский, призванный самим Кириллом на архиепископство, увлеченный ласкательствами латинян, к которым он был весьма расположен, забыв о неудаче, которая недавно постигла Веррийского, и, обольщая свою честолюбивую душу глупою надеждою на более счастливый исход своего дела, за 50 тысяч долларов (ибо турки не хотели ни на один аспер уменьшить платы) покупает патриаршество» 476 ... Кирилл Лукарис был сослан в заточение на остров Тенедос 477 . Но патриаршество Афанасия было очень кратковременно: «через 40 дней по вступлении на кафедру он, – по словам Мелетия Афинского, – был насильственно удален с неё в великий пяток страстной седмицы и опять отправлен в Фессалонику, избежав заточения благодаря сильным своим покровителям» 478 . Но и при таком кратковременном патриаршествовании он «учинил великой церкви многие убытки – более пятидесяти тысяч ефимков» 479 . Изгнанный Кирилл Лукарис, заплативши благодаря содействию митрополитов 480 и при помощи своих друзей 481 условленную сумму турецкому правительству, снова возвратился в свою патриархию. Обрадованная паства в светлый праздник Христова Воскресения с торжеством встретила своего возвращавшегося из незаслуженной ссылки любимого архипастыря 482 ... Но скоро тяжкие бедствия опять постигли Константинопольскую церковь , так как иезуиты снова воздвигли новые жестокие гонения на Кирилла Лукариса!..

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Ландшафтно-архитектурная доминанта Чигирина - Замковая гора и памятник Богдану на ней. Булава воздета как знак восклицания! Помните! У подножья - сцены освободительной войны и её результат: в дивном женском образе Святая Русь благословляет братское соединение рук казака и стрельца. Хмельницким был реализовал мистический код святого Владимира, Крестителя Руси: Киев и Псков, Смоленск, Ярославль и Владимир на Клязьме вновь оказались в едином государстве. При Богдане Хмельницком Троицкий монастырь благоденствовал. Обитель стала одной из самых благоустроенных и процветающих на Украине. Посещали монастырь послы и духовные мужи, одаривали. Первоначально монастырь был мужским, в нём свой век доживали казаки, получившие увечья в сражениях. В 1654 г. монастырь посетил знаменитый святитель Христов Патриарх Константинопольский Афанасий III Пателларий (у нас его иногда называют «Афанасий сидящий»). Побывав в Москве, св. Афанасий приехал с миссией к Богдану Хмельницкому. Из Чигирина святитель отправил в Яссы милостыню, полученную им от царя Алексея Михайловича, а сам уехал в лубенский Мгарский монастырь, где после Пасхи преставился. Погребён был св. Афанасий по восточному обряду - сидящим на троне. Его мощи, обретённые нетленными, ныне почивают в Харьковском Благовещенском соборе. Афанасий Пателларий, находясь в 1653 г. в Москве, изложил царю Алексею Михайловичу свой грандиозный геополитический проект. Собственно, это и было главной целью его визита. Он предлагал русскому государю («словом понуждал») в союзе с Молдавским княжеством и Запорожским войском идти войной на турок и освободить из-под ига православные народы. По мысли св. Афанасия, русский царь должен будет занять престол греческих православных императоров, а Московский Патриарх - кафедру Вселенских Патриархов. Как известно, в последующем история не раз подталкивала Русь к осуществлению этого проекта. О пребывании св. Афанасия в Чигиринском монастыре известно, что он особенно любил молиться перед чудотворной Смоленской иконой Божией Матери Одигитрия. Между прочим, по молитве святителя в окрестных болотах лягушки, досаждавшие молитвеннику своим «пением», на века потеряли голос, что отмечалось монахами и через 250 лет.

http://sobory.ru/article/?object=07338

Икона эта некогда принадлежала святителю Афанасию III (Пателларию); когда же он скончался в России, икона была передана на Афон в Ватопедский монастырь. В 1949 г. проживавший на покое в Ватопеде митрополит Адрианопольский Григорий при открытии Андреевского скита благословил этой иконой новопоставленного игумена о. Виссариона, который, в свою очередь, при своей кончине благословил ею братию скита со словами: «Да будет она вам отрадой и утешением в скорбях и печалех», после чего икону стали именовать – «В скорбех и печалех Утешение». В 1863 г., в настоятельство о. Феодорита, во время путешествия иконы по России для сбора средств на скит произошло чудесное исцеление в городе Слободском Вятской губернии: сын священника, молчавший на протяжении 6 лет, исцелился от немоты. За этим случаем последовало множество других исцелений. Четвертый игумен скита архимандрит Иосиф, сопровождавший икону по России в 1890 г., выпустил впоследствии книгу: «Описание чудес, совершившихся перед чудотворной иконой Божией Матери “В скорбях и печалех Утешение”». Другая древняя икона, принадлежавшая келье Серай, хранит на своем обороте табличку со следующей надписью: «Сия икона написана в 1660 г. афонским схимонахом Пахомием и до 1846 г. находилась в сем Андреевском новосозданном скиту, наместной в церкви св. апостола Андрея Первозванного. В 1846 г. 27 августа была дана сия святая икона игуменом сего скита Виссарионом на благословение достопочтенному благожелателю обители сей Павлу Сидоровичу Пономареву, который и взял ее с собою в Россию. Царице Небесной угодно было прославить ее многими чудесами и исцелениями в недугах, чему служат привески к иконе об исцелевших, серебряные знаки, и при одном из них Сама благоволила назвать сию икону “Скоропослушницей Афонскою”. Признательный к таким высоким милостям Царицы Нелесной Пономарев в 1858 г. возвратил сию чудотворную икону обители как неоценимое и неотъемлемое ее достояние». 1157 Одной из святынь собора была икона апостола Андрея Первозванного, принадлежавшая прежним настоятелям келлии Серай – Константинопольским патриархам Афанасию III (Пателларию), и затем Серафиму II (Анине).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В июне 1722 г. настоятелем обители стал насельник с.-петербургского Александро-Невского мон-ря игум. Иларион ( Рогалевский ; впосл. епископ Казанский и Свияжский). При настоятеле (1728-1729) игум. Георгии (Кувечинском) в 1728 г. из-за сильных дождей обвалился центральный купол Преображенского собора, после чего было решено полностью разобрать своды здания и частично некоторые стены. 22 апр. 1729 г. игум. Иларион (Левицкий) освятил начало восстановления Преображенского собора. В мае 1736 г. при настоятеле (1733-1737) игум. Феофане (Трофимовиче) в М. м. произошел пожар, разрушилась каменная надвратная Михайловская ц. (бывш. трапезный храм, выполнявший с кон. 20-х гг. XVIII в. функцию монастырского собора), сгорели деревянные колокольня с малым Георгиевским храмом, келейный корпус и хозяйственные постройки; обгорели каменный трапезный Благовещенский храм (1733) и строившийся Преображенский собор. Уцелели только каменная башня, в которой действовала Преображенская часовня, и 2-я, «каменно-деревянная» колокольня (нач. XVIII в.) обители. Свт. Афанасий I Пателларий, патриарх К-польский. Мозаика Мгарского Спасо-Преображенского мон-ря. Фотография. 2015 г. Свт. Афанасий I Пателларий, патриарх К-польский. Мозаика Мгарского Спасо-Преображенского мон-ря. Фотография. 2015 г. 24 июня 1737 г. иером. Иоасаф (Горленко) в Киеве был возведен в сан игумена и назначен настоятелем М. м. и прибыл в обитель 7 июля 1737 г. (что иногда ошибочно указывается как дата его назначения). В янв. 1740 г. игум. Иоасаф встречался с принцем Людвигом Вильгельмом Гессен-Хомбургским и убедил его продолжить оказание помощи в восстановлении обители. В 1742-1744 гг. настоятель объездил ряд мон-рей центральной части России, включая Москву, собирая пожертвования на «погорелый монастырь и упалую церковь каменную». 12 сент. 1743 г. указом митр. Киевского Рафаила (Заборовского) клирик обители иером. Иаков (Блоницкий), выпускник Киево-Могилянской академии, был делегирован в Москву для преподавания в Славяно-латинской академии.

http://pravenc.ru/text/2562746.html

Афанасий , во второй раз (льстивший своим покровителям иезуитам, по крайней мере, по наружности). В одном поучении, произнесенном им на день святых апостолов, он объяснял слова: «ты еси Петр» и т. д. несколько неправильно и превратно, относя их косвенно к преимуществам римской кафедры, как кафедры первопрестольного Апостола. Но тогда явился другой Афанасий, муж неустрашимый, и обличил патриарха в приверженности к папизму и даже напечатал свое обличение. Вследствие этого бесславный и презренный Пателларий, патриаршествовавший около года, низведен с престола и заточен в Родос сильным пашой Ибрагимом, который вместо него опять возвел на патриарший престол Контариса 1635 г. Кирилла , в другой раз. Через год и 6 месяцев потерял свое место и сам Ибрагим, а вслед за тем и Контарис заточен в Родос, как человек корыстолюбивый и беспокойный. Тогда патриархом назначен 1636 г. 187) Неофит , до того времени гераклийский, которого неправедный Контарис незадолго пред тем насильственно изгнал из Гераклии. Но через год Неофит отказался от кафедры будучи не в силах поправить расстроенные дела патриархии, происшедшие от накопления большого долга. В продолжение 15 лет (1622–1637) двенадцать раз сменялись четыре патриарха (Лукарис, Контарис, Пателларий и наконец Неофит), отчего долг патриархии возрос до 100.000 пиастров. Заимодавцами были турки, французы, армяне и евреи, которые влачили по судам поручителей архиереев, требуя от них процентов или капитала. Такие страдания понесла Церковь по вине преимущественно двух пастырей, – Контариса и Пателлария. В последствии времени она подвергалась еще ужаснейшим страданиям. Происки лжебратий, вторгавшихся извне, постоянно вступавших в союз с самыми недостойными или самыми легкомысленными из архиереев, поджигали в них тщеславное искание патриаршества: а еретики, хотя и неразумно и тщетно, но все-таки надеялись с помощью преданных им патриархов действовать ко вреду догматов восточной Церкви. С другой стороны корыстолюбивое турецкое правительство легко принимало всякую клевету, смотря на смену патриарха как на средство получить деньги. Доблестные и добрые пастыри были лишаемы своих кафедр, будучи не в силах противодействовать ни ненасытному любостяжанию властей, ни наветам чужеземцев, которые при посредстве европейских посольств разжигали страсть к патриаршеству в тщеславных епископах. Церковь стенала, долг возрастал, патриархи менялись один за другим. После отречения Неофита снова назначен патриархом 1637 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

271 Французский посланник был вне себя от гнева, когда узнал об этом торжестве православных. Он не мог стерпеть поражения латинян, и решился еще раз низложить Кирилла Лукариса. Щедро посыпались клеветы на невинного патриарха и золото великому визирю; нашелся и епископ, желавший занять патриарший престол в Константинополе. Это был фессалоникийский епископ Афанасий, родом критянин, по прозванию Пателларий. Он был орудием латинян, и был известен великому визирю – Зафире; 272 а потому легко мог достигнуть патриаршего престола. Писатель XVII века Димитрий Мосхополит, в перечне греческих ученых, называет Пателлария философом, филологом, поэтом, прекрасно владевшим греческим и латинским языками и отличным проповедником. Но мудрый в слове, Пателларий оказался на деле тщеславным человеком и из честолюбия готовым попирать божественные каноны Церкви. 273 При помощи латинян, он предложил правительству 60 тысяч долларов, и за эту огромную сумму получил право объявить себя патриархом. Кирилл Лукарис был удален на остров Тенедос. К счастию, слабое патриаршество Пателлария было непродолжительно. Через 40 дней по вступлении на кафедру, он был насильно удален с нее в великий пяток, и опять отправился в Фессалонику, избежав заточения, благодаря сильным своим покровителям. 274 Гонимый патриарх Кирилл Лукарис снова возвратился к бедствующей своей пастве. На этот раз радость народа была неописанна: светлое торжество Пасхи слилось с торжеством возвращенного любимого им архипастыря. 275 Четвертый период патриаршества Кирилла Лукариса продолжался только один год и два месяца. 276 Деятельность его по отношению к своей пастве была все таже, как и в предыдущие периоды его патриаршества: он не переставал обращаться к России за милостынею, 277 и своими пастырскими наставлениями – предостерегать своих пасомых от врагов православия. Но в это же время для Лукариса готовились новые гонения; а Константинопольскую Церковь ожидали новые бедствия. Те же латиняне, по истечении года, снова подвергли Лукариса заточению и возвели на патриарший престол, во второй раз, Афанасия Пателлария.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том IV  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья АФАНАСИЙ (Телятев [Телятьев, Телятинский] Александр Иванович; 1772-1847), архиеп. Донской и Новочеркасский АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ III ПАТЕЛЛАРИЙ (1597-1654), Патриарх К-польский (1634-1652), свт. (пам. 2 мая и в Соборе Афонских преподобных) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (кон. XIII - XV в.), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ НАВОЛОЦКИЙ ( XV–XVI в.), прп. (пам. 18 янв., 2 мая, в Соборе Вологодских святых и в Соборе Карельских святых) АФАНАСИЙ ОСТРОВСКИЙ († после 1533), прп. (пам. 30 авг., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/vol/iv.html

4 . Елисей Лавришевский, знатный Литовец по происхождению, основавший около 1225-го года упраздненный Лавришевский монастырь, который находился в Новогрудском уезде Минской губернии, скончавшийся около 1250-го года от руки убийцы. Празднование ему было установлено митр. Иосифом Солтаном на соборе 1514-го года 459 . 5 .      Афанасий Берестейский или Брестский, по фамилии Фелиппович, игумен упраздненного Брестского Симеоновского монастыря, который находился в городе Бресте-Литовском Гродненской губернии, потерпевший мученическую смерть от католиков 5-го Сентября 1648-го года. Когда установлено празднование Афанасию, сказать не можем, но как будто не особенно в давнее время 460 . 6 . Афанасий Пателар или Пателларий, патриарх Константинопольский, скончавшийся на возвратном пути из Москвы домой в Лубенском Мгарском, Полтавской губернии, монастыре (находящемся не в самом городе Лубнах, а в 5-ти перстах от него, на реке Суле, при селе Мгари) 5-го Апреля 1654-го года. Установлено было празднование ему вслед за открытием его мощей, которое имело место в 1662-м году, митрополитом Польской Украины Иосифом Нелюбовичем Тукальским, занимавшим кафедру с 1664-го года по 1676-й год 461 . Патр. Афанасий весьма известен тем, что мощи его, представляя единственный у нас и необычайный пример, «почивают не во гробе, но в креслах» (Ист. Uep. V, 25 ), т. е. что мощи его не положены (ни лежат; в гробе или в раке, но посажены (сидят) в креслах, почему и рака, в которой помещаются сидящие в креслах мощи, имеет вид не гроба, а киота (шкафа или футляра) и почему пародом усвояется ему самому название «Афанасия сидящего» 462 . Мощи Афанасия почивают не в гробе, а в креслах потому, что в таком именно виде он был погребен, т. е. что в каком виде он был погребен и в каком виде были обретены его мощи, в таком виде и оставлены были и остаются последние до сих пор. Что же касается до погребения Афанасия не лежащим во гробе, а сидящим в креслах, то, как объяснил еще автор Истории иерархии, он был так погребен «по обыкновению восточных церквей» (Ист. Uep. V, 25 ). В 1672 году игумен Мгарского монастыря передавал посланцу царя Алексея Михайловича о погребении Афанасия: «(после того, как патриарх преставился) сослужебники его патриарши, по своему извычаю, как архиереов довлеет погребать, тело святейшего патриарха нарядили в священные ризы, и посох в руку его вложили, и посадили в кресла, и с креслами сидячею вложили в каменную гробницу и погребли его в церкви Преображения Господня пред царскими враты» 463 (подразумевается-под полом церкви): как, по сообщению игумена, погребен был Афанасий, так на Востоке вообще погребаются архиереи 464 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕРАМЕВС Николай (кон. XVI в. - 1670/2), врач, философ, богослов. Род. в Янине (Греция). В Италии обучался медицине, философии и богословию. Некоторое время жил в Венеции, где в 1646 г. работал над изданием соч. «Диалог с евреем по имени Ерван (Эрбан) о вере», приписываемого св. Григентию , архиеп. Зафара. В 1651 г. переехал в К-поль, где быстро стал известен благодаря своим полемическим произведениям. Одно из них написано по следующему поводу. 29 июня 1652 г., во время своего 2-го краткого Патриаршества, Афанасий III Пателларий, патриарх К-польский (25 февр.- нач. апр. 1634; кон. июня - нач. июля 1652), произнес проповедь в патриаршей церкви в К-поле на праздник св. первоверховных апостолов Петра и Павла, в которой толковал слова Свящ. Писания «Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф 16. 18) в антипапистском духе, критикуя папскую политику и неразумные притязания Римского престола на первенство. Целью проповеди для патриарха Афанасия Пателлария было отмежевание от католичества, поскольку в свое время он по причине собственного честолюбия (ряд неудачных попыток занять К-польский престол и низложение с престола его земляка патриарха Кирилла I Лукариса ) пошел на личную связь с Римом и, находясь в Италии, даже получил предложение стать кардиналом. Одним из слушателей этой проповеди был находившийся в то время в К-поле Афанасий Ритор , прокатолически настроенный греческий иеромонах и проповедник. Афанасий был родом с о-ва Крит, получил образование в К-поле в школе иезуитов. Был в числе приближенных патриархов К-польских Неофита II (1602-1603; 1607-1612) и Тимофея II (1612-1620), которые благосклонно относились к католичеству. Афанасий был рукоположен и занимал должность протосинкелла К-польской Церкви. Между 1620 и 1630 гг. Афанасий через Рим едет во Францию, где знакомится с канцлером П. Сегье и кард. Дж. Мазарини. Они поручают ему приобрести на Востоке греч. рукописи. С этой целью Афанасий посетил Афон, Метеорские мон-ри, Македонию и Фракию, где собрал ок. 116 греч. рукописей и свыше 20 славянских (в наст. время в Национальной б-ке в Париже; славянские - частично в РНБ). Между 1644 и 1650 гг. Афанасий Ритор активно проповедовал на Востоке против кальвинизма, к-рому благоволил Кирилл Лукарис. Значительная часть сочинений Афанасия посвящена защите католич. догматов.

http://pravenc.ru/text/1684209.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010