—290— наклонен был следовать самым воззрениям и «злочестию» иезуитов. 2231 О патриархе Афанасии III Пателларии рассказывают, что лишившись патриаршей кафедры, он отправился в итальянский город Анкону, отсюда послал к тогдашнему папе епископа дринопольского Каллиста с письмом, в котором отставной патриарх просил возвести его на престол константинопольский (по-видимому, номинально). Папа ответил будто бы Афанасию, что он сделает его даже и кардиналом, если он подпишет вероизложение римско-католического содержания. Патриарх, к счастью, не пожелал быть отступником от православия, допустив себе, однако, сделаться нарушителем канонов. Один историк называет Афанасия за это деяние человеком безрассудным ( μταιος) – и вполне заслуженно. Афанасию, однако, удалось каким-то образом вторично занять кафедру константинопольскую; сделавшись опять патриархом, он однажды произнес проповедь на текст: «ты еси Петр», которая иными была истолкована в смысле римско-католических тенденций этого лица. 2232 Таким образом, некоторые патриархи восходили на кафедру или старались возвратиться на неё такими способами, которые должны были вызвать смуты и непорядки. Церковный акт интроникации патриархов сопровождался иногда сценами достойными истинного сожаления. Вот, наприм., при каких обстоятельствах происходит интроникация патриарха Парфения II, именуемого «молодым». В праздник Рождества Богородицы новый патриарх Парфений собрал в патриархии всех епископов, какие находились в Константинополе, а равно и клириков; собрался и народ. Долженствовало произойти поставление патриарха. Когда прочитан был протокол об отставке прежнего патриарха (Парфения I), то новый патриарх неизвестно зачем возгласил ему анафему, но весь народ возопиял: «Бог да простит прежнего патриарха». Затем раздали народу свечи и когда митрополит ираклийский поднес посох и возводя новопоставляемого на кафедру, произнес: —291— «аксиос», то народ закричал: «анаксиос» – недостоин. «И был, по сказанию современного повествователя, великий позор, какого никогда не бывало».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «В СКОРБЕХ И ПЕЧАЛЕХ УТЕШЕНИЕ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 19 нояб.), происходит из афонского Свято-Андреевского скита; прославилась многочисленными чудесами. Икона (не сохр.) представляла собой створчатый складень размером 40 ´ 31 см. В центре складня - поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, Которым предстоят св. Иоанн Предтеча и ап. Иоанн Богослов. Христос правой рукой благословляет, в левой держит скипетр. Внизу - преподобные Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный и Онуфрий. На створках складня помещены образы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского на конях, а также святителей Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского. Ризы Богоматери и Богомладенца чеканные золоченые. Венцы золотые, венец Божией Матери был украшен жемчугом. На окладе над Богородицей были изображены 2 ангела, держащих венец. В иконе хранились частицы св. мощей архидиак. Стефана, прп. Григория Синаита, преподобномучеников Михаила, Игнатия Нового, Евфимия и Акакия Афонских; «стиль письма указывал на многовековую древность этой иконы» (Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «В скорбех и печалех Утешение»//Наставления и утешения св. веры христианской. 1898. 12. С. 1108). Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» По преданию, икона принадлежала свт. Афанасию III Пателларию , патриарху К-польскому, владельцу кельи Серай. После смерти святителя в 1654 г. она перешла старцу, жившему на покое в Ватопедском мон-ре. В день открытия Андреевского скита (22 окт. 1849) митр. Григорий подарил икону первому игумену скита Виссариону (Толмачёву). В авг. 1853 г. икону послали морем в Одессу, а оттуда почтой в С.-Петербург иером. Феодориту (Крестовникову), собиравшему в России средства для обители. В нояб. он получил икону со значительными повреждениями и, вероятно, в июле 1859 г., вернувшись на Афон, возвратил ее в обитель. Перед кончиной в 1862 г. игум. Виссарион передал икону братии с пророческими словами: «Да будет она вам отрадою и утешением в скорбех и печалех».

http://pravenc.ru/text/155570.html

    Отец Феодох на звоннице у входа в Андреевский собор. До революции в скиту насчитывалось до 800 монахов, находилась типография, аптека и кузница, которые обслуживали не только монахов обители, но и всю Святую Гору. Сравнивая, например, русских монахов Пантелеимонового монастыря и Андреевского скита, П. Троицкий пишет: «Андреевца легко можно было отличить даже по внешнему виду от пантелеймоновца. Монахи Пантелеймонова монастыря носили по греческому обычаю более подходящие по природным условиям ботинки, монахи Андреевского скита – привычные для русских сапоги». (Троицкий П. История русских обителей Афона в XIX–XX веках)     За кафоликоном, в самом дальнем углу комплекса, находится усыпальница скита, где хранятся главы его насельников. В отдельном, пышно оформленном киоте, глава «монаха-миллионера», как его называли в печати, Иннокентия (Сибирякова), пожертвовавшего свое гигантское состояние на строительство Андреевского собора и больничного крыла.         +   И вторая статья:   Память Святого Апостола Андрея Первозванного всегда с особой любовью чтили иноки Святой Горы Афон. Особенно глубоким его почитание было среди русских святогорцев, посвятивших в честь первого Апостола Христова целую отдельную обитель на Афоне. Расположена она в самом центре Святой Горы, близ афонской столицы – Кареи. Величественный Свято-Андреевский собор обители, построенный в нехарактерном для Афона русском стиле, по сей день продолжает восхищать взоры многочисленных паломников из разных стран мира. Он является самым крупным храмом на всей Святой Горе, свидетельствуя о былом величии Русского Афона. Хоть сам Свято-Андреевский скит был создан в середине XIX в., однако история его своими корнями уходит в глубокую древность. По преданию на его месте с Х в. располагалась уединенная отшельническая келлия, а позже и Ксистский монастырь, просуществовавший до XV в. Позже здесь действовала келлия, где в сер. XVII ст. подвизался святитель Афанасий III (Пателларий, 1597-1654), Патриарх Константинопольский и Лубенский чудотворец (похоронен в Мгарском монастыре на Украине, где впоследствии его нетленные мощи прославились многими чудотворениями).

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=47&iid=2...

1244 Завитневич Владимир Зенонович (18531927). В 1879 окончил СПбДА, канд. богосл., учитель Варшавского дух. училища. 1883 – магистр богосл. 1884 – доц. КДА, 1899 – экстраорд. проф. 1903 – д-р церковной истории. 1904 – орд. проф. КДА. Член Собора 19171918 гг. как член Предсоборного Совета (Обзор I. 288). 1245 Покровский Александр Иванович (02.08.1873ок. 1928). В 1893 окончил Вифанскую ДС, в 1897 – МДА, канд. богосл. 1898 – пом. инспектора МДА. 1901 – магистр богосл. 1902–1906 – препод. МДС (библейская и общецерковная история). 1904 – приват-доц. Московского ун-та. 1906 – доц. МДА, 1907 – экстраорд. проф. 1907 – ред. академического ж-ла «Богословский вестник». 1909 – уволен из МДА приказом Св. Синода. В 19091916 преподавал в Московском ун-те и на Высших женских юридических курсах В.А. Полторацкой. 1916 – Советом МДА присуждена степень д-ра богосл., но указом Синода присуждение степени отклонено. 19161919 – и. д. экстраорд. проф. Новороссийского ун-та (Одесса). Читал церковное право на юридическом ф-те 1917 – формально восстановлен в составе МДА сверх штата решением Совета Академии. 1917 – восстановлена степень д-ра богосл. 1917 – сотрудник ж-ла «Христианская мысль» (Киев). В 19171918 – участник Всероссийского съезда духовенства и мирян от Херсонской епархии. Член Собора 19171918 гг. как член Предсоборного Совета. 1918 – консультант Министерства исповеданий украинского правительства. В 19201922 – проф. юридического ф-та Одесского института гуманитарно-общественных наук. 19221928 – проф. юридического ф-та Одесского института народного хозяйства. Уклонился в обновленчество, участвовал в обновленческих соборах 1923 и 1925, избран кандидатом в члены ВЦС и членом Синода от мирян. Участник обновленческого Украинского предсоборного совещания, где выступил с докладом против патриаршества. Избран в члены пленума обновленческого синода (Обзор I. 355356). 1248 Афанасий III Пателларий (15975.04.1654). Патриарх Константинопольский, избран в 1634, фактически Церковью не управлял. 1652 – отправился в Москву за милостыней, подержал реформы патриарха Никона . Скончался в Лубнах на обратном пути из Москвы. Канонизирован (ПЭ IV. 2022).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В отдельных решениях Большого Собора отразилось укрепление системы крепостного права. Собор повелел лишать сана и монашества и возвращать владельцам тех крепостных, которые приняли рукоположение или монашеский постриг без разрешения хозяина (беглых холопов и крестьян). Крепостной крестьянин, рукоположенный в сан с разрешения хозяина, становился свободным, но должен был служить в поместье своего владельца; его дети, рожденные до рукоположения, оставались крепостными. Отдельно оговаривалось, что лица, которые постригли в монашество крепостных людей, не имевших отпускной грамоты, могут быть извержены из сана. Большой Московский Собор был важной вехой развития Русской Церкви. С одной стороны, кодификация богослужебных реформ и заявленная на всех этапах Собора решимость продолжать борьбу со старообрядчеством сделали проблему существования раскола одной из наиболее болезненных как для Церкви, так и для русского правительства на несколько веков вперед. С другой стороны, выявленная в связи с расколом недостаточность существовавшего в России духовного образования побудила церковные и светские власти через некоторое время принять меры по созданию системы духовного и высшего светского образования; многие определения Собора, восстановив канонические нормы, действенно послужили к исправлению изъянов русской церковной жизни. Источники Сохранился сложный комплекс документов, отражающих период подготовки Собора, его проведение и сопутствующие события. Официальной обработкой материалов Собора является Книга соборных деяний, заверенная подписями греческих и русских участников и опубликованная сразу же после окончания соборных заседаний . Этот документ был создан в ходе Собора или сразу по его завершении, однако его нельзя считать протоколом заседаний. В Книгу деяний входят сгруппированные отчасти по темам, отчасти по хронологии решения Собора (они представлены как отдельные заседания, но это едва ли точное воспроизведение реальной хронологии), вопросы восточным патриархам и их ответы, некоторые дополнительные тексты, напр. соч. Афанасия Пателлария о чине литургии. В Книге деяний отсутствует изложение заседаний, посвященных суду над патриархом Никоном, и описание избрания патриарха Иоасафа II, не упоминается вызвавший острые дискуссии на Соборе вопрос о соотношении царской и первосвятительской власти и т. п.

http://drevo-info.ru/articles/13678516.h...

Архит. комплекс Г. с., сложившийся к кон. XIX в., разделялся на 3 части: центр., вост. и зап. В центре располагалась Успенская ц. с пристроенной к ней деревянной колокольней (1850), игуменским корпусом и 2-этажными покоями митр. Филарета. На колокольне находились часы с надписью: «Кто тя может убежати, смертный час?» Широкая аллея объединяла храм с 2-этажной трапезной церковью. Верхний престол ее освятил 27 сент. 1853 г. свт. Филарет во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских, нижний - 27 сент. 1860 г. во имя свт. Филарета Милостивого. Вост. часть скита занимало братское кладбище с каменной ц. Воскресения словущего, освященной 27 сент. 1853 г. прп. Антонием (Медведевым). Железный иконостас храма был выполнен в виде пальмовых деревьев, знаменующих победу Христа. В зап. части скита помещались хозяйственные постройки. С 3 сторон Г. с. окружала деревянная ограда с кирпичными столбами, с сев. стороны - пруд. Деревянный мостик соединял берега пруда и позволял перейти из скита в его Пещерное отд-ние. Над юж. линией скитской ограды, обращенной к дороге в город и Вифанский монастырь , возвышалась высокая каменная арка св. врат с колокольней за ними (1871-1873). В 1898 г. вместо деревянной построили каменную ограду с башнями и св. вратами. Собор в честь Черниговской иконы Божией Матери. Интерьер. Фотография. 2005 г. Собор в честь Черниговской иконы Божией Матери. Интерьер. Фотография. 2005 г. В Успенском храме хранились привезенные А. Н. Муравьёвым частицы Креста Господня, камня от гробницы Богородицы в Гефсиманской пещере, список с Иорданской иконы Божией Матери и др. святыни из Св. земли. На юж. стене находилась икона прп. Сергия Радонежского, в к-рую был вложен деревянный крест с частицами мощей мн. святых, а также икона свт. Афанасия III Пателлария с частицей мощей. На аналое находилась греч. икона Успения Богородицы - дар наместника Иерусалимского патриарха Кирилла II, митр. Петра (Мелетия). Убранство украшали также иконы, принесенные из ризницы Успенского собора Московского Кремля, и 6 икон из перламутра.

http://pravenc.ru/text/164929.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОЛЬШОЙ МОСКОВСКИЙ СОБОР 1666-1667 гг. самый представительный по числу участников за всю предшествующую историю РПЦ; проходил в 2 этапа: заседания, на к-рых присутствовало только рус. духовенство (29 апр.- сент. 1666), и Собор с участием как рус., так и греч. духовных лиц (28 нояб. 1666 - февр. 1667). Источники До наст. времени дошел сложный комплекс документов, отражающих период подготовки Собора, его проведение и сопутствующие события. Офиц. обработкой материалов Собора является Книга соборных деяний, заверенная подписями греч. и рус. участников (ГИМ. Син. 314) и опубликованная сразу же после окончания соборных заседаний (Служебник. М., 1668). Этот документ был создан в ходе Собора или сразу по его завершении, однако его нельзя считать протоколом заседаний. В Книгу деяний входят сгруппированные отчасти по темам, отчасти по хронологии решения Собора (они представлены как отдельные заседания, но это едва ли точное воспроизведение реальной хронологии), вопросы вост. Патриархам и их ответы, нек-рые дополнительные тексты, напр. соч. Афанасия Пателлария о чине литургии. В Книге деяний отсутствует изложение заседаний, посвященных суду над Патриархом Никоном , и описание избрания Патриарха Иоасафа II , не упоминается вызвавший острые дискуссии на Соборе вопрос о соотношении царской и первосвятительской власти и т. п. Симеон Полоцкий. Гравюра Н. Сополова. Нач. XIX в. (РГБ) Симеон Полоцкий. Гравюра Н. Сополова. Нач. XIX в. (РГБ) Не ранее сент. 1667 г. Симеон Полоцкий создал лит. обработку деяний Б. М. С.- «Сказание о святом Соборе», к-рое также содержит далеко не полную и, кроме того, не во всем достоверную информацию. Симеон Полоцкий заменил речь царя Алексея Михайловича к Собору собственным риторическим сочинением, вместо ответа царю Новгородского митр. Питирима на открытии Собора 29 апр. сделал пометку: речь митрополита написать «или вместо ея сей ответ». Автор «Сказания» изменил хронологию событий, зачастую объединяя неск. заседаний в одно; он указал, что последнее заседание состоялось 2 июля, однако в тексте упоминаются заседания, проходившие 12, 17 июля, а также в авг. и в кон. сент. Симеон Полоцкий ничего не сообщает о большинстве допросов и решений по поводу Соловецкого мон-ря , в частности о покаянии архим. Никанора и др. соловецких иноков (кроме Герасима (Фирсова) ), о посылке на Соловки ярославского архим. Сергия с увещеванием и т. п.,- эти события известны по др. источникам. В ряде статей оставлены пробелы для числа и месяца.

http://pravenc.ru/text/149721.html

Свято-Андреевский русский скит (Сераион, греч. νδρου ποστλου οτη, Σεργιου), находящийся в ведении греческого монастыря Ватопед, расположен на восточном склоне Святой Горы, в 500 м к северо-западу от Кареи (Протата). На этом месте с X в. стояла келлия во имя прп. Антония Великого , а затем до XV в. – Ксикский монастырь, принадлежавший Ватопедскому монастырю. Во второй половине XVII в. келлия была перестроена для Константинопольского патриарха свт. Афанасия III (Пателлария), вышедшего на покой в 1652 г. В 1766 г. Константинопольский патриарх Серафим построил на этом месте новое трехэтажное здание келлии, получившее название «Серай» (красивый дворец), с храмом в виде башни: с нижней церковью в честь Покрова Пресвятой Богородицы и верхней – во имя ап. Андрея Первозванного. После смерти патриарха Серафима в 1775 г. Серайская келлия постепенно пришла в ветхость. В 1841 г. ее приобрели у монастыря Ватопед русские иеросхимонахи Виссарион и Варсонофий, вокруг которых начало собираться русское братство. В 1849 г. келлия получила статус скита. В дальнейшем было построено несколько храмов и братских корпусов, каменный водопровод. В 1860 г. открылось подворье в Константинополе, затем – в Одессе (1874), в С.-Петербурге (1878) и Ростове-на-Дону (1881). В 1867 г. Великим князем Алексеем Александровичем в скиту был заложен собор во имя апостола Андрея Первозванного в память чудесного спасения императора Александра II в Париже. В 1879 г. Ватопед подписал новый акт, дополнявший акт 1849 г., по которому скит признавался русским Свято-Андреевским общежительным скитом с правом иметь печать с этим названием и увеличить число братии до 150 человек и более, если позволят средства (по переписи 1885 г. в скиту уже проживало 150 монахов и 18 послушников). Главный собор скита – в честь ап. Андрея Первозванного (см. далее). На колокольне собора размещалось 20 колоколов, из которых самый большой и лучший на Афоне по чистоте и силе звука колокол, в 333 пуда и 33 фунта, был подарен обители Императрицей Марией Александровной в 1888 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В ходе подготовки реформы рус. богослужения в cep. XVII b. встает вопрос о несоответствиях между греч. и рус. традициями совершения архиерейской литургии, подробно описанных Арсением (Сухановым) (Ивановский. С. 249–279) и, следовательно, о новом переводе греч. чина (греч. чин, записанный по наблюдениям Арсения, напр., в ГИМ. Син. No 698. Л. 165–199, XVII в.). В 1653 г. по просьбе царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона находившийся в Москве Патриарх Кпольский Афанасий   III Пателларий записывает порядок архиерейской литургии (греч. оригинал, написанный рукой Афанасия — ГИМ. Син. греч. No 245). Рус. перевод этого чина был положен в основу нового изд. Чиновника архиерейского священнослужения 1668 г. (сохранился кавычный экземпляр этого Чиновника, где видно, что именно было исправлено в чине, предоставленном Патриархом Афанасием — РНБ. СПбДА. А I. 331/1–2) и определил тот порядок архиерейской литургии, крый существует в РПЦ до наст. времени. Вряд ли можно говорить о том, что чин Патриарха Афанасия отражал повсеместную практику греч. Церквей в XVII в., напр., уже в слав. ркп., созданной в Боснии в 1706 г. (Lond. Brit. Lib. Add. 16373), содержатся особенности, характерные частично для рус. традиции XVI в., частично для поздней греч. практики, но не для чина Патриарха Афанасия. Архиерейская литургия в современной русской практике (формуляр: Чиновник. Т. 1. С. 49–118; уставные указания: Чиновник: Прил. С. 28–47; НКС. Т. 1. С. 292–309; Руководство. С. 3–90) включает в себя следующие отличия от иерейской (опущены указания о снятии/надевании митры): Следует отметить, что епископ может совершать службу т. н. иерейским чином, т. е. по иерейскому формуляру, от особенностей А. б. сохраняется только то, что епископ служит в архиерейском облачении, не снимая малый омофор; ему постилают орлецы, он восседает на горнем месте и сам влагает фимиам в кадило при каждении перед Евангелием, не выходит из алтаря на малый и великий входы (если, конечно, в службе также участвует хотя бы один священник). Такую службу принято совершать в день хиротонии.

http://azbyka.ru/arhierejskoe-bogosluzhe...

В. Шапран Рака с мощами свт. Афанасия III Пателлария. Благовещенский кафедральный собор Харькова Рака с мощами свт. Афанасия III Пателлария. Благовещенский кафедральный собор Харькова Иконография. Наиболее ранние сохранившиеся иконы А. П. относятся ко 2-й пол. XVIII в. В иконописном подлиннике кон. XVIII в. под 17 мая о святителе сказано: «Сед, брада шире Власиевой, в шапке и в сакосе, в стуле сидя, во Псковском [так!] монастыре на Манагарской горе…» (БАН. Строг. 66. Л. 107об.); в подлиннике сер. XIX в.: «Сед, брада аки Власиева шире, на главе шапка патриаршая, ризы святительския, саккос и омофор» (РНБ. Собр. СПбДА. A.II.54. Л. 28). Известны 2 варианта изображений мощей А. П.- извод краткий и развернутый. О характере развернутого извода дает представление икона кон. XVIII - нач. XIX в. (ГИМ), где находилась частица мощей святителя, также икона кон. XVIII - нач. XIX в. в серебряном окладе московской работы 1809 г. (собрание банка Амбровенето. Виченца). Гробница с мощами А. П. помещена в интерьер трехнефного храма, причем над ракой под балдахином на тонких колонках он стоит, «аки жив», в богослужебном святительском облачении, с благословляющей десницей и жезлом в левой руке, с седой окладистой бородой (по-видимому, изображена икона или портрет святителя), вверху - неск. ангелов, поддерживающих балдахин и с рипидами, 2 ангела с посохами в руках стоят на пюпитрах по сторонам от сени. На литографии 1876 г., выполненной в мастерской П. А. Глушкова (РГБ), вокруг раки изображены духовенство и молящиеся. Краткий извод получил широкое распространение в небольших паломнических иконах, как, напр., икона нач. XIX в. из собрания Н. В. Покровского (ГРМ), иконы 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР, ГИМ), где на подножии представлена рака барочных форм (иногда видны клейма с датой «1819», «года» и монограммой «АПК» в раме с архиерейскими атрибутами), в к-рой под сенью с открытыми «окошками» покоятся в сидячем положении мощи А. П. в архиерейском облачении, с митрой на голове, видимой остается часть лика, облачений и руки. Подобные воспроизведения св. мощей известны, напр., в XVII-XIX вв. в греч. и южнослав. иконах и гравюрах свт. Спиридона , еп. Тримифунтского; эта иконография могла повлиять на тип изображения А. П. На иконе кон. XIX - нач. XX в., принадлежавшей свт. Афанасию (Сахарову) , А. П. изображен в рост, в саккосе, омофоре, с панагией на груди, благословляющей десницей и жезлом в левой руке, рядом - рака святого под сенью с колоннами. Возможно, образ выполнен на основе хромолитографии 1887 г. (изд. в Полтаве; РГБ), где также совмещаются изображения святителя и его мощей.

http://pravenc.ru/text/76940.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010