Святой Александр Свирский В истории человечества известно два величайших явления милосердного Бога телесному взору, отраженных в иконографии, – ветхозаветному праотцу Аврааму у Мамврийского дуба и русскому святому, преподобному Александру Свирскому. В глухих девственных лесах Карелии более чем 500 лет назад смиренному иноку Александру воочию предстал Господь в виде Трех Ангелов, и до сих пор мы можем ощутить на месте этого события особую, или, как говорили в прежние времена, «сугубую», благодать. Именно здесь, на этой Святой земле, второй Палестине, где произошло богоявление, был построен Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Преподобный Александр — один из немногих русских святых (по происхождению - вепс), который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины — а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому житие преподобного Александра было написано, что называеться, " по горячим следам " и отличается особой достоверностью, в нем нет " благочестивых схем " , оно отражает неповторимый лик святости " всея России чудотворца Александра " . Краткое житие преподобного Александра Свирского чудотворца (Составил монах Афанасий. 1905 г. Июля 12 дня). Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии. Преп. Александр Свирский чудотворец родился 15 июня 1448 года в селе Мандера на реке Ояти на земле Новгородской, против Островского Введенского монастыря. Назвали его Амосом. Родители его Стефан и Васса были небогатые благочестивые крестьяне, детям своим они дали христианское воспитание. Когда Амос пришел в возраст, родители захотели его женить, он же помышлял только о том, чтобы оставить мир ради спасения своей души. Рано узнал он о Валаамском монастыре и часто вспоминал о нем и, наконец, по воле Божией, встретил валаамских иноков. Долго длилась беседа их о святом монастыре, об уставе их, о трех родах жизни монашествующих. И вот, воодушевленный этой беседой, задумал он идти на " северный Афон " . Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, Преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на сем месте он создаст обитель. И свет велий осенил его. Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александр в 1474 году. Было ему тогда 26 лет. Ревностно новоначальный инок начал подвизаться в трудах, послушании, посте и молитве. Тут пришел на Валаам разыскивавший его отец. Преподобному удалось не только успокоить раздраженного отца, но и убедить его постричься в монахи вместе с матерью. И родители послушались сына. Стефан постригся с именем Сергий, а мать — с именем Варвара. Могилы их и доныне почитают в действующем Введено-Оятском монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=00119

Основатели сея обители были Преподобные Сергий и Герман, но время построения ее не известно. В нем соборная церковь во имя Преображения Господня верхняя, а нижняя во имя Преподобных Сергия и Германа, коих и Святой мощи в ней почивают, перенесенные сюда из Ладоги; память перенесения их совершается в 11 день сентября; 2) церковь теплая во имя Успения Пресвятой Богородицы; 3) над святыми вратами во имя Тихвинской Богородицы; 4) во имя Святого Николая Чудотворца. В трех верстах от монастыря находится скит, в котором церковь во имя всех Святых и при оной несколько братских келий; кроме сего находятся в разных местах уединенные кельи, построенные для желающих безмолвия Валаамских пустынножителей. Местоположение монастыря сего весьма красивое и величественное; он пользуется, кроме своего острова, многими другими по близости его лежащими островами, которые изобилуют лесом, сенокосами и рыболовными местами. В Июне месяце 27-го числа, в день совершения памяти Преподобных Сергия и Германа, бывает при сем монастыре, в особо устроенных купеческих лавках, ярмарка, на которую приезжают торговцы из разных мест по случаю великого стечения народу; она продолжается до 30 числа сего месяца. Варницкий мужеский, заштатный, Ярославской Епархии, в 3 верстах от города Ростова при бывших соляных варницах; время построения его неизвестно, а существовал уже при Великом Князе Василии Иоанновиче. В нем церковь соборная во имя Святой Троицы с приделами; во имя Преп. Сергия Радонежского и во имя Святых Афанасия и  Кирилла Александрийских . Построена в 1771 году. Васильевский мужеский, заштатный, Владимирской Епархии в городе Суздале. В нем церковь во имя Святого Николая Чудотворца. Введенская Островская мужеская пустынь, Владимирской Епархии в Покровском уезде, от города в 4 верстах на острове озера, именуемого Вятское. Начало ее полагают от двух монахов Сергия и Тимофея, живших в конце XVII столетия. Обряд церковной службы в сей пустыне отправляется по примеру Афонской горы, принесенный оттуда Иеромонахом Клеопой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПУТИЛКОВСКИЙ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Восточный фасад храма в день великого освящения 17 июня 2018 г. Фото свящ. А.Головчанского Внутреннее убранство храма. 2 января 2021 г. Фото свящ. А.Головчанского На протяжении всей истории села Путилково не упоминается о существовавшем здесь храме. Жители села являлись прихожанами храма Рождества Христова в соседнем селе Рождествено (сейчас территория г. Москвы), которое отделяла от Путилкова р. Сходня. В 2001 году жители обратились к благочинному церквей Красногорского округа протоиерею Константину Островскому с просьбой о ходатайстве перед священноначалием и местной администрацией о строительстве храма в деревне Путилково. 25 декабря 2002 года прошло учредительное собрание о создании прихода. В 2003 году под храм был оборудован строительный вагончик, и стали совершаться регулярные богослужения. На приходе была открыта воскресная школа, названная именем святого отрока Артемия Веркольского . Занятия проводятся по следующим предметам: " Закон Божий " , " ИЗО " , " Столярное дело " , " Церковное пение " , " Рукоделие " . В 2006 году был построен временный деревянный храм. В 2008 - 2009 годах был оформлен в безвозмездное срочное пользование земельный участок. Это позволило приступить к проектированию большого каменного храма. 14 марта 2011 года было получено разрешение на строительство, а 14 июля 2011 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) в сослужении клириков Красногорского благочиния совершил молебен перед началом строительства храма. 15 мая 2012 года митрополитом Ювеналием был совершен чин основания храма. Главным благотворителем храма выступил председатель Совета директоров ООО " Корпорация Органик " Николай Александрович Цветков, для которого Путилково является местом рождения. Организация процесса строительства, помощь в правильном распределении финансовых средств были поручены генеральному директору ООО " Корпорация Органик " Валентине Афанасьевне Сигаёвой.

http://drevo-info.ru/articles/13680190.h...

Под его руководством в тамбовской и нижегородской губерниях образовался ряд женских обителей. После него осталось " Старческое наставление " для монашествующих. Известными учениками Паисиевыми были: старец Адриан, вызванный митр. Гавриилом из Брынских лесов для настоятельствования в Коневецком мон. (†1812 г.); Клеопа, строитель Введенской Островской пуст. владимирской еп.; схимонах Афанасий (Захаров) б. гусарский ротмистр, в пустынях Успенской Флорищевой владимирской еп. и Богородицкой Площанской орловской еп. (†1823 г.); схимонах Феодор, помогавший некогда Паисию в его переводах в Нямецкой обители, проживший около 20 лет в молдавских монастырях, в России же живший в разных монастырях и везде претерпевавший гонения за то, что принимал других монахов " на откровение помыслов " , т. е. за старчество, которое еще неизвестно было даже на Валааме (†1822 г. в Свирской обители); строитель Иоанно-Предтеченской Белобережской пуст. орловской еп. Василий, умерший в 1831 г. в Площанской пуст.; архим. Феофан (Соколов), управлявший 36 лет древним Кирилловым Новоозерским мон., скончавшийся в 1832 г. благочинным нескольких монастырей. Он особенно заботился о Горицкой обители, во главе которой была благочестивая и опытная игуменья Маврикия. Все они заботились исполнять заветы своего великого учителя, кто же из них стоял во главе обителей, вводить в оных духовное подвижничество архим. Паисия. Духовною дочерью архим. Феофана была будущая игуменья Феофания (Готовцева), урожденная Щулепникова, дворянка костромской губ. (1787-1866). Воспитанница Екатерининского института в С. Петербурге, любимица имп. Марии Феодоровны, она потеряла мужа, выступившего в 1809 г. в поход через шесть недель после брака и вскоре убитого в сражении со шведами. Духовную поддержку оказал ей о. Феофан. В 1818 г. она приняла постриг в Горицком мон., где проходила послушания под руководством игуменьи Маврикии. Примеру ее последовали сестра и три родственницы. С 1845 г. мать Феофания была назначена игуменьей восстановленной имп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

«В 1918 году на Всероссийском Поместном Соборе был установлен праздник Всех Святых, в земле Русской просиявших. Мне, состоявшему членом сего Собора, судил Господь принимать участие в составлении службы на сей праздник. Позднее по моим указаниям была написана икона собора Всех святых, в земле Русской просиявших... На сей иконе святые расположены группами по местам их земных подвигов, приблизительно в географическом порядке. Так, в центре вы видите святых града Москвы; внизу – на юге – Киевские святые и преподобные Печерские, исходящие из двух пещер; наверху – на севере – Белое море и Соловецкие преподобные и так далее. А в правом нижнем углу на юго-востоке от Москвы представители святых, в странах Кавказских просиявших: равноапостольная Нина, царица Тамара и Григорий Просветитель» (1:40 – 41). «Икона написана... в 1934 году. Недавно я передал ее в Троице-Сергиеву Лавру, где она теперь и находится в храме Всех святых Русских, что под Успенским собором» (1:164). «Хотелось бы, чтобы на обороте иконы была написана ее история, примерно в таком виде: „Сей святой образ Всех святых, в земле Русской просиявших, первый в такой композиции по благословению и указанию Преосвященного Афанасия, епископа Ковровского – написан в граде Москве иконописцем Марией Николаевной Соколовой, в лето от сотворения мира 7442-е, от Рождества же во плоти Бога Слова 1934-е в январе – мае месяцах. Освящен сей образ Преосвященным Афанасием, после малой вечерни под неделю Всех святых, в земле Русской просиявших, 27 мая – 10 июня того же года при служении в домовом храме иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Иеракса – в селении Лосино-Островском Московской области при участии хора Московской Святителя Николая, что в Кленниках, церкви”» (1:393). «Посылаю изменения к службе всем Русским святым и дополнения к службе Максимовской иконе Божией Матери» (1:365). «Службу Всем Русским святым... прошу печатать в первую очередь... Благодарю... за... труды в связи с перепиской моих рукописей. Очень жалею, что прежняя переписчица (Елена Владимировна Апушкина. – К. С.) не может продолжать это дело. Я был очень доволен ее работой. Видно было, что это не только опытная машинистка, но и лицо знающее и умеющее разбираться в наших богослужебных книгах» (1:362).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

За всю историю Русской Церкви наибольшее число монастырей было построено в XIX веке – 241. Ставропигиальные монастыри состояли в непосредственном ведении Синода. Это: Новоспасский, Симонов, Донской и Заиконоспасский в Москве, Вознесенский (Новый Иерусалим), Спасояковлевский в Ростове и Соловецкий. По отчету 1908 года в мужских монастырях состояло 9.317 монашествующих (8.266 послушников), в женских монастырях и общинах – 12.625 инокинь (40.275 белиц). Начало XIX века было временем возрождения и нравственного подъема русского монашества. Всходили добрые семена, посеянные архим. Паисием (Величковским) . Известными учениками Паисия были: старец Адриан, настоятель Коневецкого монастыря (†1812), Клеопа, строитель Введенской Островской пустыни (Владимирская епархия), схимонах Афанасий (Захаров), б. гусарский ротмистр (†1823), схимонах Феодор (†1822 в Свирской обители), строитель Иоанно-Предтеченской Белобережской пустыни Василий († в 1831 в Площанской пустыни), архим. Феофан (Соколов) , управлявший 36 лет древним Кирилловым Новоозерским монастырем (†1832). Духовной дочерью архим. Феофана была будущая игуменья Феофания (Готовцева), урожд. Шулепникова. Многие подвижники просияли в это время на Валааме. Особым благочестием выделились благоустроитель обители игумен Дамаскин (†1881), схимонах Иоанн (†1894), схимонах Агапий (†1905). Валаамский инок Герман прославил себя подвижнической жизнью и апостольским миссионерством на американском континенте. Митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова) по справедливости называют “монахолюбцем”. Ему многим обязана Оптина пустынь в бытность его епископом Калужским (1819–25). Печерская Лавра при нем достигла высшей степени благоустройства. Настроение владыки Филарета отразилось и на Киевской Академии, которая никогда еще не выпускала из своих стен столько монахов, как при нем. Он внимательно следил за монашеской жизнью братии, отдавал распоряжения о послушаниях, требовал сохранения во всей полноте и точности древнего лаврского напева. В своих наставлениях он запрещал клирошанам разговоры, рассматривания по сторонам, запрещал присутствие на клиросе кого бы то ни было, кроме певчих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Составлено на основании документов, хранящихся в Переславском Даниловском архиве.) 1 Описание Переславля Плишкина в 1802 году, в котором сделана ссылка на детский атлас, т. 4, с. 375. 3 Осенью, например, 1303 года при князе Андрее Александровиче в присутствии митрополита Максима в Переславле был княжеский сейм; в 1311 году был в Переславле созван собор на святого митрополита Петра по ложному доносу тверского епископа Андрея: на этом соборе святитель Пётр был оправдан и Андрей сознался в клевете; в 1354 году жил в Переславле правивший московской митрополиею епископ Афанасий из Волыни – и поставивший в Переславле в игумена преподобного Сергия Радонежского. (См. в описании Плишкина ссылку на Степенную книгу 452 г. и географический атлас Полунина, с. 401.). 4 Эти церкви и монастыри в том же указе исчисляются так: 1. В Переславле-Залесском и Александровой слободе и уезде церквей 253. 2. В Дмитрове 139. 3. В Можайске со Гжатью 83. 4. В Верее 40. 5. В Волоколамске 46. 6. В Рузе 44. [Всего] 605. Монастырей мужских 15: в Переславле – Горицкий, Данилов, Никитский, в уезде – Николаевский, Борисоглебский на песках; пустыни – Введенская островская, Лукианова, Николаевская на Солбе, Борисоглебская; в Дмитрове – Борисоглебский, в Можайске – Лужецкий, в уезде – Колоцкий, в Верее – Входо-спасо-иерусалимский, в Волоколамске – Иосифов и Возмицкий. Некоторое время считались в переславской епархии Троице-Сергиева Лавра и Воскресенский Новый Иерусалим. Женских монастырей 10: в Переславле – Фёдоровский, Сретенский, Вознесенский, Князь-Андреевский, Введенский, в Александрове – Успенский, в Дмитрове – Пятницкий, в Можайском уезде – Петровский, в Волоколамске – Власьевский и Варварский. 5 Вот опись этим вещам: 2 кресла, обитых чёрною кожею, 12 кресел дубовых с кожаными подушками, 14 скатертей камчатого узору, 3 простого узору, 9 салфеток простого узору. Медной посуды: доска подносная зелёной меди, чашка полоскательная зелёной меди, 2 кофейника красной и зелёной меди, 3 блюда (для печения пирогов) красной меди, 2 самовара зелёной меди, 16 подсвечников зелёной меди, 3 высоких красной меди, 1 рукомойник уринальник зелёной меди, 7 тазов зелёной меди, 9 котлов больших и малых, 5 водочных кубов, 2 трубы, 3 кургана, 1 коробка, 3 яндовы, 4 чайника, 3 иготи с толкачами, 30 коструль с крышками и без крышек, 7 лоханей красной меди, 1 ложка разливная, 1 форма лапшевенная, 2 судка выносных медных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

л. 130. Род Елизарья Юрьева из Серпейска. Род Ивана Филипова донского казака. Род атамана Постника Лунева. Род донскова казака Лукияна. Род: Жегулин, Тимофея Львова, Тарасов, Санюкова путивльца. Род Василия Жегулина, атамана донского. Голунаревенской, род Нехорошего, да Порошин, Тютьчевых. Роды: ис Трубчевска Одинцев, изо Рыльска попадья, Исуповых Юрьев да Андреев. Роды: Шеншиных, Шалаев, Трубченин, казак донскои, из Лубониева. Роды: старца Акакия Коростовского, Петра Соломеина, старца Геласия, Семёна Пятого Феодорасеева (?). Род Игумена Исакия. Род Троицкого Сергиева монастыря казначея, старца Сергия Рожественского, Род Савы Афанасьева сына Жемайлова. Род Нефимонов. л. 140. Роды: из Белева, черниговец, старца Варлама Ефимонова, Гаврила Сорокина. Роды: Филипа, донского казака, Ильи, Димитрия Кулнева, Димитрия Никитина сына Колнева. Роды: старца Андреяна, старца Измайла, Козарина Еуфимъева да Тимофея Колычева, Роды: Петра да Нелюба Кривцовых, Григория Жеденова, старца Кирила смольянина, трубчанина Кирила Васильева сына Филимонова. Роды: Василия Каменя, рылинина Григорья Осипова, москвитина Прокофия, Авдокима Вятьки, никольского попа Гаврила урузского. Род деревни Сытичь. Род Ивана Васильева сына Николаева, Сугокова стриговца. Из Бокшеева. Род Иева Овдокимова. Рыленин. (Из Олисеевич). л. 150. Род Нечая Титова, Комарицкой волости. Из Лугани Ступа. Роды: Ильи Добрикова, Феодота Селина из Лугани, Трофима Зерина, Михайла Кузьмина, села Островского. Роды: Матьфея Залипаева, Данила Селина, деревни Добрика, Андрея Русинова, никольского попа Ильи, села Девичья, Хлюпин, Роды: Новиков, труньченин, села Изулямля попа Афонасия, попа Семёна из Белева. Слуга. Конюх. Роды: Михаила Поморца Гавцова, Утеша Никулина, Трофима Алексеева Красногорода. Слуга. Род Василия Четового из Нова Городка, да Желомеев колуженипа. Род Димитрия Улина, род иеромонаха Филарета, постриженца Свниского монастыря. Род Шестого Аврамова сына Десятого мещанина. Роды. Басов, Шаглов, Игнатия Евьсюков, Алексея, да Богдана Подымовых, Григория Ры(лянина?).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Сергий схимонах и Варвара схимонахиня, родители преп. Александра Свирского , принявшие монашество и погребенные в Островском Введенском Ояцком монастыре, который находится в Ново-Ладожском уезде Санкт-Петербургской губернии (у гр. 465; о монастыре – Ист. Uep. V, 378 ). Симеон, князь Вяземский, супруг целомудренной Иулиании, убитый из-за нее кн. Юрием Смоленским в 1406-м году. См. в предшествующем списке сл. Иулиания. Симеон Златоверхий, «новый мученик и исповедник, убиенный за православную веру», записанный в синодике недели православия Московского Успенского собора, – Вивлиоф.  ΛΤ, 450. Симон, митрополит Московский, скончавшийся 30-го Апреля 1511-го года (у преосв. Сергия). Симон безмолвник, ученик преп. Сергия Радонежского, прежде бывший архимандрит Смоленский. См. в моей квите: Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра, стр. 16 и 68. Сисой канонархист (у преосв. Сергия). – Неизвестный. Софроний епископ Суздальский, скончавшийся в Москве 18-го Сентябри 1654-го года и перенесенный в Суздаль в 1716-м году (упреосв. Сергия). Спиридон и Фауст пустынники, Вологодские чудотворцы, первый – 5-го Декабря, второй – 28-го Марта. – Неизвестные. Стихий Ростовский, см. Афанасий. Стефан преподобный, составивший Гусин монастырь, записан в святцах с летописцем Московск. Дух. Академии под 13-м Января, – л. 309 об. Есть озеро Гусь, лежащее на границе Владимирской и Рязанской губерний, и река Гусь, выходящая из озера Гусь в первой губернии и впадающая в Оку во второй губернии, и Гусевский погост, находящийся во второй губернии при впадении реки Гусь в Оку (см. Географическо-статистический словарьСеменова). Может быть, при озере или при реке и находился Гусин монастырь, о котором совершенно нет никаких сведений. Стефан на Кубинском озере. Вологодский чудотворец, 27-го Апреля (у преосв. Сергия). – Неизвестный. Стефан, обители Спаса на Костроме игумен, 14-го Июля (у преосв. Сергия). В Костроме были два Спасские монастыря: Запруденский, о котором см. Ист. Uep. VI, 203 , и что под вязом или в Подвязии, не упоминаемый в Истории Иерархии. Первый закрыт при учреждении штатов, второй-в конце XVII-haчaлe XVIII века. Которого из двух монастырей был Стефан игуменом и когда жил, остается неизвестным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В числе послухов в грамотах Л. м. также фигурируют и 5 братьев - новгородокские бояре Мацько, Стецько, Васька, Олехно и Александр Войниловичи ( Pyciha. 1999. С. 98, 100, 101). Представитель этого рода Федко, владевший имениями в Городецком повете, был сторонником правосл. партии в ВКЛ вел. кн. Свидригайло (Болеслава) Ольгердовича. Ок. 1524 г. бояре Феодосий и Яков Войниловичи выступали свидетелями на межевании владений Л. м. со своими соседями ( Boniecki A. Poczet rodów w Wielkiem ksistwie Litewskiem w XV i XVI w. Warsz., 1887. S. 379). Однако самым известным из них был архим. Феодосий (Войнилович), настоятель Киево-Печерского мон-ря (до 1 сент. 1482 - после 10 марта 1493). Не исключено, что в молодости он принял постриг в Л. м. Его появление в Киеве было связано с церковной политикой княжеской семьи Слуцких-Олельковичей, бывших ктиторами обеих обителей. А. В. Кузьмин В 1517 г. маршалок ВКЛ и основатель Супрасльского мон-ря Александр Иванович Ходкевич пожертвовал обители «весь свою дедичную Лычицкую, Полшевом названную» (ИБУВ ИР. Ф. 160. Д. 301). В соответствующей грамоте обитель именуется лаврой. Согласно инвентарю 1601 г. (НИАБ. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1727-1727 об.), в Л. м. стояла деревянная церковь «збудованая през ихъ м[и]л[о]стей пановъ Войныловичовъ и Беликовичовъ без притвору кгонтами критая, крестовъ на ней железных позолотистых три, на дзвонныци дзвоновъ пятъ». Имеются данные о селах и подданных крестьянах: «Село Лавришовъ подъ монастиромъ. В немъ волокъ 7 и полъ волоки». К мон-рю были приписаны также деревни Личичи (Лычицы), Купицко (Куписк), Щорсы и др. (Там же. Л. 1727, 1728, 1732). Сохранились имена архимандритов Л. м., к-рые по крайней мере с XV в. назначались польск. королем (Там же. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1261-1261 об.), имевшим право «подаванья» Л. м.: в 1424 г.- Мисайло, в 1486 г.- Феодосий, в 1506 г.- Прокопий, в 1509 г.- Арсений, в 1521 г.- Прокопий, в 1524 г.- Алексий, в 1533 г.- Иона III (Протасович (Протасевич)-Островский) , в 1542 г.- Алексей (Михайлович), в 1544 г.- Феодосий (Панкевич), в 1546 г.- Афанасий (Курка), в 1566 г.- Нестор (Молькевич), в 1567 г.- Нектарий (Маскевич), в 1568 г.- Симеон (Волович), в 1588 г.- Онисифор (Девочка) .

http://pravenc.ru/text/2462481.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010