В течение 1854 «Библиотека для чтения», самое массовое по тому времени издание, публикует 6 очерков Максимова. На них обратил внимание И. С. Тургенев, чьи «Записки охотника» тоже в определенном смысле были «этнографическими». «Ступайте-ка в народ, внимательно наблюдайте, изучайте его на месте, запасайтесь свежим материалом. Дорога перед вами открыта», – посоветовал он молодому писателю. Первую свою «экспедицию» Максимов совершил во Владимирскую, Нижегородскую, Костромскую и Вятскую губернии, еще не имея, как он сам признавался, «никакой школы и поучения», надеясь на русское «авось». Цикл его очерков появился в той же «Библиотеке для чтения», составив впоследствии книгу «Лесная глушь». В 1855 Военно-морское ведомство, возглавляемое братом императора вел. кн. Константином Николаевичем, при проведении давно назревшей реорганизации флота, решает послать «литературную экспедицию» для исследования и описания морских побережий и главных водных артерий России. Островского командировали на Верхнюю Волгу, Потехина (сотоварища Максимова по Костромской гимназии) – на Нижнюю Волгу, Писемского – в Астраханскую губ., Афанасьева- Чужбинского – на Днепр, Данилевского – в Малороссию и Крым, М. Михайлова – на Урал, Н. Филиппова – на Дон, а самого молодого из них Максимова – на Русский Север, в тот «край непуганых птиц», который через полвека после него вновь откроет М. Пришвин. Очерки Максимова, как и др. участников экспедиции, публиковал «Морской сборник», а в 1859 они вышли отдельным двухтомным изданием «Год на Севере». Затем последовали др. экспедиции: в 1859–60 – на Амур, в 1862–63 – на Урал, Каспий и Кавказ, в 1867–68 – на Смоленщину и в Белоруссию. Результатом их стали новые книги: «На Востоке», «Сибирь и каторга», «Бродячая Русь Христа-ради». Эти книги тоже представляли жанр беллетризованной этнографии, возникший, не без участия Максимова, на стыке науки и литературы. Известный историк И. Е. Забелин писал ему: «Этнография есть та же археология, только живая, действующая». Однако наибольшую известность обрели книги Максимова, которые не имели прямого отношения к этнографии и его этнографическим экспедициям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новый всплеск интереса к славянским древностям возникает на фоне победы над войсками Наполеона. Патриотический подъем, охвативший все слои российского общества, вызвал повышенный интерес к историческому пути Руси, культуре и фольклору русского народа. В этот период выходят работы А. Н. Афанасьева , Ф. И. Буслаева и других представителей так называемой мифологической школы, которые применяли принципы сравнительного метода для изучения народных сказок, былин и сказаний с целью выявления в них скрытых образов и смыслов. Они ставили своей задачей реконструкцию изначальной мифологии, основываясь на сравнении эпосов разных европейских народов. Однако стоит заметить, что данное направление во многом отражало субъективные идеалистические взгляды авторов и подвергалось за это справедливой критике. Одним из первых критиков идей мифологической школы стал известный дореволюционный исследователь, академик А. Н. Веселовский. Опровержению этих идей он уделил немало внимания в своей работе «Историческая поэтика». По мнению современного ученого В. А. Воронцова, «к дискредитации мифологической школы привело открытие сходных мотивов и сюжетов у неиндоевропейских народов; многие этимологии, на основе которых отождествлялись боги разных индоевропейских традиций, оказались неверными; зарождение культурной антропологии, этнографии, религиоведения сузило то поле, на котором строились концепции мифологической школы» 25 . Таким образом, мифологическая школа, хотя и имела положительные моменты, вроде пробуждения интереса к собиранию фольклора, во многом зиждилась на субъективизме авторов. Отметим, что представители мифологической школы не ставили своей целью возрождение язычества как религиозной системы, а лишь пытались изучать и реконструировать мифологическую составляющую. Научный интерес к изучению славянских древностей послужил источником вдохновения для многих писателей и поэтов XIX века. Так, А. С. Пушкин пишет свою знаменитую «Песнь о вещем Олеге», где одним из центральных персонажей является языческий волхв. В других произведениях автора также присутствуют языческие персонажи, например в поэме «Руслан и Людмила» на пиру князя Владимира Баян славит «Людмилу-прелесть и Руслана, и Лелем свитый им венец». Языческие мотивы появляются в стихотворении «Боривой» А. К. Толстого, пьесе А. Н. Островского «Снегурочка». Обращаются к языческому прошлому в своем творчестве Г. Державин и В. Жуковский. Украинский писатель Иван Франко в своем произведении «Захар Беркут» в позитивных тонах описывает языческую общину.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossijsk...

90 Калачев (Калачов) Николай Васильевич (1819 – 1885) – русский историк, юрист, археограф, архивист; академик (с 1883). Работал в Петербургской археографической комиссии, был профессором кафедры истории русского законодательства при Московском университете. Участвовал в подготовке реформы 1861 г. 91 Журнал выходил в Петербурге в 1859 и 1860 – 1861 гг. (всего вышло 12 книг). Не являясь органом какой-либо научной школы, журнал печатал работы авторов разных, подчас противоположных, направлений. В «Архиве» принимали участие историки, литературоведы, юристы, в частности А. Н. Афанасьев , К. Д. Кавелин, Н. И. Костомаров и др. 92 Архив иностранных дел ведет свое начало с 1720 г. В его состав первоначально вошли дела Посольского, Малороссийского, Смоленского и других приказов. В течение XVIII – XIX вв. архив пополнился фондами, переданными Коллегией и Министерством иностранных дел, русскими миссиями за границей и частными лицами. В 1832 г. по упразднении Коллегии иностранных дел архив получил название Московского главного архива Министерства иностранных дел. В 1883 г. в архив поступили материалы государственного древлехранилища хартий и рукописей. 94 Кожанчиков Дмитрий Ефимович (1820 или 1821 – 1877) – русский книгопродавец и издатель, близкий к ревлюционно-демократическим кругам. Свою деятельность начал в Петербурге в 1858 г. Кроме Петербурга имел магазины в Варшаве, Казани, Харькове и Одессе. Выпустил первое издание «Обломова» А. И. Гончарова (1859), наиболее полное по тому времени издание «Кобзаря» Т. Г. Шевченко (1867), сочинения Марко Вовчок, А. И. Островского, А. Ф. Писемского, Н. И. Костомарова и др. 95 «История воссоединения Руси» была издана в Петербурге (1873, 1874, 1877). Опираясь только на польские источники, П. А. Кулиш в этой работе пытался принизить роль казачества в истории Украины. 96 Толстой Федор Петрович (1783 – 1873) – русский скульптор и график, представитель классицизма. В 1828 – 1859 гг. – вице-президент Петербургской академии художеств. По ходатайству Ф. П. Толстого и других культурных деятелей в 1858 г. Т. Г. Шевченко был освобожден из ссылки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Откуда в Великом Устюге взялся Дед Мороз? Загадочный персонаж этот Дед Мороз! Кто-то считает, что это отечественный вариант западного Санта-Клауса, кто-то уверен, что это советская придумка, кто-то думает, что настоящий Дед Мороз живет в Великом Устюге, хотя в России есть места похолоднее. Давайте же разберемся, что мы о нем знаем. 1 Языческое происхождение Все анкетные данные Деда Мороза вызывают множество вопросов — и возраст, и местожительства, и «классовая принадлежность»… Или, допустим, родственные связи. Вот у Санты, как известно из диснеевских фильмов, имеется жена. Живет в Лапландии. А у нашего дедушки? По опере «Снегурочка» смутно представляется, что Дед Мороз имеет дочь Весну, Снегурочкину маму. Стало быть, должна быть и супруга. Видимо, Зимушка-Зима. Сама Снегурочка тоже сомнительна — принято считать, что она Морозу «внученька», но есть вариант, что снежная девочка дедушке вовсе даже племянница. В советские годы на детских елках и открытках присутствовал еще странный мальчик Новый год, которого любили наряжать в костюмы космонавта или юного лыжника. «Дед Мороз», В. М. Васнецов, 1885 Понятно, что Весна, Зима, Новый год — персонажи искусственные, «авторские». А вот Снегурочка все-таки имеет прототип в русском фольклоре. Фольклорный сюжет о вылепленной из снега девочке Снегурке этнографы фиксировали в разных областях России еще в середине XIX века. Островский на основе сказок Афанасьева написал свою пьесу «Снегурочка» в 1873 году, в 1882-м появилась опера Римского-Корсакова, уже в конце XIX века образ снежной девочки «внедрялся» педагогами в сценарии детских рождественских елок, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, фигурки персонажа вешались на елку, но тогда Снегурочка еще не была связана с Морозом. Первое официальное появление Снегурочки в качестве помощницы Деда Мороза произошло на встрече 1937 года в московском Доме Союзов. 2 А когда появился сам Дед Мороз? Персонаж этот собирательный. На Русском Севере (в том числе и на Вологодчине, и в Великоустюжских землях) был свой фольклорный Мороз или Морозко, Студенец, Трескун, Карачун — существо суровое, часто недружелюбное, которое нужно было задабривать, выносить ему в святочные вечера за порог обрядовое угощенье, приговаривая: «Морозушко, батюшко, иди киселю хлебать!», «Мороз, мороз, не бей наш овес, нашу рожь!..» То есть от того, языческого, Мороза, способного заморозить, загубить, лишить урожая, добра особенно не ждали и всеми силами старались его задобрить.

http://sever.foma.ru/otkuda-v-velikom-us...

П., 1934, 19762; Ходаков Г. Я. Был ли Гоголь в Ржеве//Ржевская правда. 1936. 243, 244; Островский А. Н. Дневник путешествия по Волге// Он же. ПСС. М., 1952. Т. 13; Зеньковский В., прот. Н. В. Гоголь. М., 1997; Прошин Г. Г. Н. В. Гоголь и о. Матвей: (К истории последних лет жизни писателя)//Научно-атеистические исслед. в музеях: Сб. науч. тр. Л., 1986. С. 76-89; Фёдоров М. Гоголь и Оптина пуст.//ЖМП. 1988. 11. С. 68-72; Смирнова-Россет А. О. Дневник. Воспоминания/Подгот.: С. В. Житомирская. М., 1989; Басин И. А. Еськовская община о. Матфея Константиновского//Вестн. РХД. 1994. 169. С. 133-146; [Шлёнов В. Л.] Живое слово о. Матфея: [Рассказ прот. Матфея Константиновского о исцелении его от мощей св. блж. кнг. Иулиании Вяземской, местно чтимой в г. Торжке; письмо Н. В. Гоголю от 12 февр. 1852 г.; проповедь на Рождество 1852 г. в письме Т. И. Филиппова]//Просветитель. М., 1994. 1. С. 26-33; Михаил (Козлов), архим. Записки и письма. М., 1996. С. 11-12; Уракова Н. «…Прошу Вас выслушать сердцем мою «Прощальную повесть»…»: (О духовных причинах смерти Н. В. Гоголя)//Лепта. М., 1996. 28. С. 164-180; Воропаев В. А. Ржевский знаменитый проповедник: История взаимоотношений Гоголя и о. Матфея//Москва. 1997. 6. С. 162-174; он же. Гоголь и о. Матфей// Он же. Гоголь и о. Матфей. Афанасьев В. В. Правосл. философ: Духовные искания И. В. Киреевского (1806-1856). Пермь, 2000. С. 9-54; он же. Последние дни жизни Н. В. Гоголя как духовная и научная проблема//Филаретовский альм. М., 2009. Вып. 5. С. 115-150; он же. Гоголь и о. Матфей Константиновский: Из мат-лов к биобиблиогр. словарю «Н. В. Гоголь и его окружение»//Моск. ж. 2013. 7. С. 2-15; он же. Н. Гоголь и о. Матфей Ржевский: На путях к святости//Простор. Алматы, 2013. 7. С. 103-122; он же. Н. Гоголь и о. Матфей Ржевский//Лит. учеба. М., 2013. 6. С. 128-157; он же. Гоголь и о. Матфей// Он же. Н. Гоголь: Опыт духовной биографии. М., 20142. С. 271-334; Мелехов Д. Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни//Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни.

http://pravenc.ru/text/2057120.html

  Андрей Островский: Войны выигрывают школьные учителя Думается, наиболее важно то, каким Солженицын предстанет в глазах новых поколений, для которых он будет уже не современником, а личностью сугубо исторической. Ведь очевидно, что ученые мужи будут изучать его работы и писать по ним серьезные научные статьи. Но главнее то, что закладывается в сознании еще с детства. Как говорил Бисмарк, войны выигрывают не столько генералы, сколько школьный учитель… Я считаю, что при изучении истории двадцатого века было бы совсем небесполезно включать отрывки из произведений Солженицына в учебники. Лично для меня раз и навсегда определило отношение к личности Сталина и его противоречивому времени прочтение одной-единственной главы «Император Земли» из романа «В круге первом». В учебниках по обществознанию могли бы занять свое достойное место некоторые места из «Как нам обустроить Россию» — работы, во многом актуальной и сегодня, и во все времена российской истории. Нельзя также забывать, что Солженицын — еще и подлинный художник. И написанные им образы должны, несомненно, быть изучаемы в школах будущего. Взять, скажем, уже упоминавшийся роман «В круге первом». Его герой Глеб Нержин делает осознанный нравственный выбор, отказываясь сотрудничать с системой, противной его духу. Здесь мы переходим к столь объемному и сложному понятию, как мораль. Такого предмета в школах нет, и едва ли он появится там к 2045 году. Но изучение литературы все-таки может тесно переплетаться с изучением морали — при правильном ее преподавании. Разумеется, наивно было бы предполагать, что школьники будущего вдохновятся нравственными примерами героев Солженицына настолько, что тут же начнут вести иной, высокоморальный образ жизни. Но, по крайней мере, знание подобных примеров может и должно, на мой взгляд, препятствовать выработке примитивной психологии, не знающей каких-либо нравственных законов.   Андрей Афанасьев: XXI веку нужен другой пророк Солженицына можно назвать не только истинным гуманистом, но и патриотом России. Но той страны, которую он любил или хотел бы любить, как мне кажется, не существует.

http://foma.ru/solzheniczyin-i-budushhee...

Сказка Нового года Нам казалось, что сказка Нового года с добрым Дедом Морозом и всесильным заклинанием гори!» существует сотни лет, а между тем она придумана в предвоенные 30-е годы… 29 декабря, 2011 Нам казалось, что сказка Нового года с добрым Дедом Морозом и всесильным заклинанием гори!» существует сотни лет, а между тем она придумана в предвоенные 30-е годы… Арсений Замостьянов На площадях Москвы, в витринах магазинов в этом году праздничные ёлки поселились аж в ноябре, который выдался бесснежным. Дед Мороз, Снегурочка, зайцы с барабанами, снеговики – всё это было у каждого из нас в детстве. Сказка из папье-маше и ваты, волшебство под ёлкой, несколько дней новогоднего чуда. В СССР новогодняя ёлка была главной массовой детской забавой. И казалось, что сказка эта – старинная, вечная. Помню, мрачной зимой 1991-го, когда в Беловежской Пуще уже был подписан торопливый некролог Советскому Союзу и казалось, что будет распущена армия, остановится транспорт. «и так уже скоро мы начнём голодать», одна милая старушка изрекла: «Никогда не было такой плохой ёлки». она называла два-три дня передышки в рабоче-крестьянском календаре: 31декабря, 1января и, если повезёт, ещё суббота с воскресеньем. Тогда ведь и вообразить нельзя было двухнедельных каникул. Это сегодня у нас экономика так выстроена, что курортные увлечения топ-менеджеров важнее трудовых человеко-часов. А в ХХ веке герой ёлочного телефильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром» гордо заявлял сопернику в новогоднюю ночь: «А у меня завтра вообще выходной день!» День, а не полмесяца. Нам казалось, что сказка Нового года с добрым Дедом Морозом и всесильным заклинанием гори!» существует сотни лет, а между тем она придумана в предвоенные 30-е годы… Мороз-воевода из поэмы Некрасова, Морозко из сказки, записанной Афанасьевым и пересказанной Одоевским, – суровые языческие дхи, и подарков от них не дождёшься… Снегурочка из пьесы Островского тоже не похожа на героиню ёлок. Создание эстетического мифа русской зимы было потребностью нашей культуры с державинских времён («Сбелыми Борей власами и с седою бородой…»). Русская идиллия должна быть снежной, в торжестве роскошной метели – как итальянским пейзанам с фарфоровых чашек пристали летние декорации. Советская массовая культура обживала зиму во всех жанрах. Важным сюжетом красной новогодней традиции было предание о Ленине на ёлке в Сокольниках. Вера Инбер писала:

http://pravmir.ru/skazka-novogo-goda/

Ведут торжественный вечер Заслуженная артистка России Наталья Бондарчук и руководитель театра «Бемби» Владимир Фёдоров. Аккредитация СМИ: Ледовская Татьяна Леонидовна, Директор ГБОУ ДО ДТДМ «Хорошево» LedovskayaTL@edu.mos.ru Пресс-служба МСФИ «Золотой Витязь»: пресс-секретарь – Владимир Головкин, press@zolotoyvityaz.ru О спектакле: Музыкальный спектакль «Снегурочка» по мотивам одноименной пьесы А.Н.Островского, поставленный Московским Детским профессиональным театром «Бемби» под руководством Заслуженной артистки России Н.С. Бондарчук, – одноактная пьеса-сказка в четырёх действиях без антракта, продолжительностью 67 минут. В основе сюжета пьесы «Снегурочка» Островского, написанной в 1873 году, лежит русская народная сказка, почерпнутая Островским из второго тома «Поэтических воззрений славян на природу» (1867) А.Н. Афанасьева. Снегурочка, дитя Весны и Мороза, давно мечтает о вольной жизни: играть с подругами и слушать песни пастуха. Отец и мать отдают девушку в бедную семью Бобылей. Молодые парни восторгаются красой дочери Весны. Но девушка стыдлива и не ласкова. Бобыли сердятся на приемную дочь: не видать им богатого зятя и сытой жизни. Мизгирь, жених Купавы, приезжает в заречную слободу, чтобы познакомится с подружками невесты. Познакомившись со Снегурочкой, он навсегда забывает про Купаву, теперь его любимая – Снегурочка. Купава просит праведного суда у царя Берендея, и мудрый правитель наказывает обидчика. Народным судом Мизгирь приговорен на вечное изгнанье. Царь восторгается красотой Снегурочки. Чтобы поднести жертву Яриле-солнцу, царь отдаст Снегурочку в жены тому, кто разожжёт в ней огонь любви до восхода солнца. Только пастух Лель сможет научить любить холодное сердце. Лель обещает Снегурочке, что он пойдёт встречать летнее солнце с ней, но обманывает и выбирает Купаву. Снегурочка плачет, она чувствует ревность, но ещё не любовь. Тогда Снегурочка молит Весну подарить ей неведомое человеческое чувство. Весна исполняет её желание, теперь Снегурочка полюбит того, кто ей встретится первым.

http://ruskline.ru/politnews/2023/03/30/...

В том же году преподобный Александр посетил Новгород, где получил посвящение от святителя Серапиона. Вскоре братия умолили преподобного принять игуменство. Став игуменом, преподобный Александр стяжал еще большее смирение и кротость. Он спал на полу, одежду носил в заплатах, сам готовил пищу и замешивал тесто, испекал хлеб. Однажды не хватило дров, и эконом просил игумена послать в лес тех иноков, кто в то время был празден. «Я празден», – сказал преподобный и пошел рубить дрова. Ночами, когда братия спали, святой игумен приходил в помещение, где мололи хлеб жерновами, и молол за других. Обходя келлии и слыша суетные разговоры, он тихонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию. Вскоре Свирская обитель прославилась строгостью жизни иноков. Несколько учеников преподобного Александра стали основателями новых монастырей. В конце жизни преподобный пожелал построить каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из Москвы были приглашены мастера. Когда заложили основание храма, преподобному явилась Божия Матерь с Младенцем на месте алтаря в окружении множества Ангелов. Царица Небесная обещала исполнить молитвы праведника об учениках и обители. «И не только при животе твоем, – сказала Она, – но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоея, потребная неоскудне и снабдевающи и покрывающи». При этом преподобный узрел множество иноков, которые впоследствии подвизались в его обители. Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский , как и завещала ему Матерь Божия. Это – преподобные: Игнатий Островский (XVI), Леонид Островский (XVI), Корнилий Островский (XVI), Дионисий Островский (XVI), Афанасий Островский (XVI), Феодор Островский (XVI), Ферапонт Островский (XVI). Кроме этих святых известны ученики и собеседники преподобного Александра Свирского , имеющие отдельные дни памятей: преподобный Афанасий Сяндемский (XVI; память 18 января), преподобный Геннадий Важеозерский (8 января 1516 года; память 9 февраля), преподобный Макарий Оредежский память 9 августа), преподобный Адриан Ондрусовский (26 августа 1549; память 17 мая), преподобный Никифор Важеозерский (1557; память 9 февраля), преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский (1565; память 23 января).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В том же году началось общецерковное почитание святого: 30 августа/12 сентября — день преставления и 17/30 апреля — день прославления. В благочестивом народном сознании преподобный Александр Свирский почитается «новозаветным Авраамом», ибо удостоился явления Святой Троицы в виде Трех Ангелов. Александро-Свирский монастырь стал одной из наиболее значительных обителей на севере Руси, духовно-просветительным центром для всего Олонецкого края. Сам г. Олонец был основан в 1647 году на средства Александро-Свирского монастыря, при непосредственном участии его братии. Большую помощь оказал монастырь в 1703 году при основании Санкт-Петербурга. Обитель, основанная преподобным Александром Свирским, имела исключительно важное значение для сохранения целостности Русской державы и неприкосновенности ее границ на севере. Во время нашествия Литвы, в период Северной войны со шведами, во время Отечественной войны 1812 года обитель вносила огромные денежные средства и продовольственные припасы «на ратных людей» и вообще «на государево дело». В обители хранились списки с грамот царей Михаила Феодоровича, Иоанна Грозного, Феодора Иоанновича, Василия Иоанновича Шуйского, Алексия Михайловича, Петра Великого, а также множество присланных ими для нужд монастырской братии церковных облачений и священных сосудов. Духовным залогом процветания и благополучия русского Севера являлись тесные молитвенные связи между Александро-Свирским монастырем и другими православными обителями русского Севера, такими, например, как Валаамский и Соловецкий монастыри. СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕНИКАХ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО (память 30 августа/12 сентября) Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский, как и завещала ему Матерь Божия. Это — преподобные Игнатий Островский (XVI b.), Леонид Островский (XVI b.), Корнилий Островский (XVI b.), Дионисий Островский (XVI b.), Афанасий Островский (XVI b.), Феодор Островский (XVI b.), Ферапонт Островский (XVI b.). Кроме этих святых, известны ученики и собеседники преподобного Александра Свирского, имеющие отдельные дни памяти: преподобный Афанасий Сяндемский (XVI b.; память 18/31 января), преподобный Геннадий Важеозерский († 8 января 1516 г.; память 9/22 февраля), преподобный Макарий Оредежский († 1532; память 9/22 августа), преподобный Адриан Ондрусовский († 26 августа 1549 г.; память 17/30 мая), преподобный Никифор Важеозерский († 1557; память 922 февраля), преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский († 1565; память 23 января/5 февраля).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010