Вопрос: Бытие (6:1-4): сказано о сынах Божиих, исполинах, и человеках. Почему идет такое разграничение? И откуда они появились. Сыны Божии понятно, а в остальном - нет. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: Под «сынами Божиими» вслед за древними экзегетами (святителями Кириллом Иерусалимским и Иоанном Златоустом, блаженным Августином, преподобным Ефремом Сириным, блаж. Феодоритом) принято понимать благочестивое потомство Сифа. Предположение, что здесь имеются ввиду ангелы, противоречит словам Иисуса Христа (Мк.12:25 - " Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах " ). Дочерями человеческими названы потомки Каина. «В то время были на земле исполины» (6:4). В еврейском тексте стоит " нефилимы " . В Библии, кроме процитированного места, это слово встречается еще только в книге Чисел (13:34). Здесь они названы " сынами Енаковыми, от исполинского рода " . Вряд ли между ними может быть этническая связь, потому что нефилимы, упомянутые в книге Бытия, погибли в водах потопа. В других священных ветхозаветных книгах также упоминаются люди необычайно большого роста (Вт.2:10:11; 2:20-21; Нав.12:4; 13:12), но в еврейском тексте употреблено другое слово — рефаимы. Предполагают, что одним из потомков их был житель филистимского города Гефы Голиаф, который был ростом " шесть локтей и пяди " (около 2 м. 93 см.) (1Цар.17:4). Поскольку корень слова нефилим означает " разрушать, ниспровергать, развращать " , то, возможно, что в тексте имеется в виду не громадный их рост, а бездуховное и безнравственное состояние. Это подтверждается следующим (5-м) стихом: " И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время " . Поскольку эта всеобщая испорченность была глубокой и необратимой, то и был наведен всемирный потоп. Николай П.Т. 2017/01/31, 09:33:04 Уважаемый Николай П.Т., а кто такие в книге Бытия сыны Божии и дочери человеческие и исполины?

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=248...

Всё искупительное странствие Иисуса Христа по земле является откровением имени Божия: «Отче! прославь имя Твое. Тогда пришёл с неба глас: и прославил, и ещё прославлю» ( Ин. 12:28 ): «Я открыл имя Твоё человекам, которых Ты дал Мне от мира» ( Ин. 17:6 ): «Отче Святый! соблюди их во имя Твоё; тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое» ( Ин. 17:11–12 ). Искупление людям придёт только лишь через имя Божие. «И будет: всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» ( Деян. 2:21 ): «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:12 ): «но омылись, но осветились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6:11 ). Именем Бога совершается таинство ( Мф. 28:19 ; Иак. 5:14 ). Только имя Божие прощает долги, и только оно одно достойно поклонения ( Флп. 2:10–11 ); все добрые дела, чудеса святости совершаются лишь во имя Бога ( Кол. 3:17 ; Деян. 3:6; 4:29–30 и т. д.) Деяния Апостолов вообще – книга о победоносном шествии имени Бога, после преславного восшествия на небо Иисуса Христа (4:16–18, 29–30; 5:28, 40–41; 8:12–16; 9:13–16; 9:21, 27–28; 10:43, 48; 14:10; 15:17, 25–26; 16:18; 19:5, 13–17; 21:13; 22:16; 26:9). Само греческое выражение «именем» (εις ονομα или εν ονοματι) доказывает, что имя является определённым местопребыванием божественных энергий и что погружение в него и пребывание в нём всякого тварного бытия приводит к просветлению и спасению последнего. в) Это мистическое обоснование имяславия остаётся в Церкви непоколебленным в течение столетий. Представителями этого учения были составлены тысячи трактатов, начиная с апостола Ермы («имя Сына Божия велико и невыразимо и неизмеримо. Оно содержит в себе целый мир»), а затем – Иустином Мучеником , Василием Великим , Григорием Богословом , Иоанном Златоустом , Афанасием Великим , Григорием Нисским , Кириллом Александрийским , Исихием Иерусалимским , Феодором Студитом , Максимом Исповедником , Григорием Синаитом и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Гл. 26, 14 И да сотвориши покрóв скинии от кóж óвних червлéных, и прикрывáла от кóж синих свéрху И сделай покрышку для покрова из кож бараньих красных и ещё покров верхний из кож синих «Покрышки из бараньих кож красных, – по его же мнению, – указывают на Христа через красный цвет, поскольку Он явился во плоти, ибо таков некоторыми образом цвет кожи; а покрышки из кож синих указывают на Христа через гиацинт, ибо Он с неба и свыше» (ibid, стр. 170). Гл. 26, 33 И повесиши завесу на столпех, и внесéши тáмо внýтрь завесы кивóт свидения: и разделяти бýдет завеса вáм посреде святилища и посреде Святáя Святых и повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святого Святых Отделявшая Святое Святых от святилища завеса, по его же мнению, также «проявляла таинство Христа» в том смысле, что сокрытый за завесой ковчег завета предызображал собою Христа, Который «едва не таился как бы за завесою, принявши плоть, ибо, – замечает св. Отец, – разве не назвали для нас завесою тело Христово мудрый ап. Павел ( Евр.10, 19–20 )» (ibid, стр. 196). Гл. 27, 20 И ты заповеждь сынóм Изрáилевым, и да вóзмут тебе елéй от мáсличия без дрождéй чист изжáт в светение, да горит светилник всегдá И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время По объяснению св. Ефрема Сирина , «сим изображается учение Распятого, ибо всякий другой елей не от маслин означает учения чуждые» (тв. ч. 5, стр. 510). Гл. 28, 1 И ты приведи к себе Аарóна, брáта твоегó, и сыны егó от сынóв Изрáилевых, да священнодействуют мне Аарóн и Надáв, и Авиýд и Елеазáр и Ифáмар, сынове Аарóни И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых Аарон – прообраз Христа как Первосвященника, по мнению свв. Кирилла Иерусалимского («Огласительные поучения» X, 11; стр. 171–175), Афанасия Великого (тв. ч. 2, стр. 266–267), Кирилла Александрийского (тв. ч. 1, стр. 72, 127 и др.; ч. 2, стр. 17 и др.; ч. 3, стр. 6 и др.; ч. 4, стр. 87 и др.; ч. 5, стр. 113). По Златоусту («Толкование на послание к Евреям» стр. 305), всякий ветхозаветный Первосвященник – прообраз Христа. Назначение Аарона для священнодействия Самим Богом, по мысли св. Кирилла Александрийского , предуказывало то, что и «Христос зван как бы в Первосвященника волею Отца» (тв. ч. 2, стр. 263).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

«Господь нисшел в преисподнюю земли, – замечает святой Ириней Лионский , – благовествуя и там о Своем пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него». 728 «Тело достигло только гроба, – пишет святой Афанасий Великий , архиепепископ Александрийский , – а душа снизошла до ада; тогда как места эти разделены великим расстоянием, гроб приял в себя телесное пришествие, и в нем было тело, а ад – бесплотное... Господь образ собственной Своей души... явил душам содержимым в узах, Сам представ среди них, чтобы расторгнуть узы душ содержимых во аде... чтобы, где царствовала смерть, там Ему, Бессмертному, представ в образе души человеческой, явить бессмертие... ибо ад не вынес бы пришествия непокровенного Божества». 729 «Ужаснулась смерть, узрев, что нисшел во ад новый Некто, – учит святой Кирилл Иерусалимский , – недержимый тамошними узами. Почему же, увидев Его, убоялись вы, врата адовы? ( Иов.38:17 ). Какой необычайный страх овладел вами? Бежала смерть, и бегство обличило боязнь. Стеклись святые пророки и законодатель Моисей и Авраам и Исаак и Иаков и Давид и Самуил и Исаия и Креститель Иоанн, который вещает и свидетельствует: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» ( Мф.11:3 ). Искуплены все праведные, которых поглотила смерть, потому что проповеданному Царю надлежало сделаться Искупителем добрых проповедников. И после сего каждый из проповедников сказал: «смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор.15:55 ). Нас искупил Победодавец». 730 «Явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» ( Мф.17:3 ). Беседа пророков удостоверяет в том, что душа человека в загробном мире находится в сознательном состоянии. «Где Я, там и слуга Мой будет, и кто Мне служит, того почтит Отец Мой» ( Ин.12:26 ). «Возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» ( Ин.14:3 ). «Я есть путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). «Я живу, и вы будете жить» ( Ин.14:19 ). «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Из этих изречений Господа следует заключить, что душа по отрешении от тела продолжает свое бытие, как существо сознательное, разумно нравственное, почему и возможно для нее общение с Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Доселе святой Иоанн говорил о Боге и о Христе. Теперь говорит Сам Христос, представляя Себя: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец . Альфа – первая буква греческого алфавита (Откровение написано Иоанном Богословом на греческом языке). Омега – последняя. Он есть Начало и Конец. В Нем начало всякого бытия, в Нем и конец всякого бытия. Всего Начало и всему Конец. Он же Сам без начала и конца, Вечно Сущий – это выражается Его словами: Который есть и был и грядет. Есть – то есть везде и вечно единственно Самосущий. Он единственный есть вечно Сущий Сам в Себе – почему и на иконах Спасителя над Челом Его всегда начертывается: «Сущий». И Он грядет, Вседержитель . Вся вселенная в Его руках и Он ее держит. Откр.1:9 Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Представив нам сначала Христа, Иоанн теперь пишет и немного о себе: Я, Иоанн, брат ваш – видим его смиренное о себе суждение, не возвышает себя никак, называет себя братом всех христиан. И соучастник в скорби . Отсюда видим, что Церковь в это время находилась уже в великом гонении и претерпевала многие скорби. В этих скорбях и Иоанн, ранее особо хранимый Господом, был соучастником. И тут по смиренномудрию своему называет себя только соучастником в скорбях. И в царствии. Как чудно, что христиане становятся соучастниками не только в скорбях Христовых, но и в царствии Его. Велика скорбь, но велика и радость! Однако путь только такой: соучастником в царствии можно стать через соучастие в скорбях. Утро после ночи, царство после скорби. И в терпении Иисуса Христа . Господь терпел, в терпении пребывает и Его ученик. Иоанну дарована была долгая жизнь (100 лет) и через то особо стал он соучастником в терпении. Во всем этом: скорбях, царствии и терпении – стал он соучастником Господу своему и братьям своим христианам. За Слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа оказывается Иоанн в ссылке на острове Патмос. Так истинное свидетельство о Христе подвергается гонению. И хотя Господь давал и другие времена, когда Церковь Христова торжествовала над язычеством, и свидетели Господни не были внешне гонимы, все равно были великие гонения от близких изнутри. Каким, например, гонениям подвергались во времена торжества христианства такие великие свидетели Христовы, защитники правой веры от различных ересей, как святые Афанасий Великий , Кирилл Иерусалимский , Иоанн Златоуст , Максим Исповедник !

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Если бы какой царь послал досадивших ему в ссылку, – говорит св. Кирилл Иерусалимский , – а их ближние потом, сплетши венец, принесли ему оный за терпящих наказание, то не сделал ли бы он им облегчение наказания? Таким образом и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец сплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас человеколюбца Бога. Величайшая будет польза душам тех, о ком возносится моление в то время, когда предлежит святая и страшная жертва». «Не напрасно узаконено Апостолами, – говорит св. Иоанн Златоуст , – творить пред страшными Тайнами поминовение об усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние. Когда весь народ и священный собор стоят с простертыми к небу руками и когда предлежит страшная жертва, то как не умилостивим мы Бога? Но это о тех только, которые в вере умерли». «Как бывает, – говорит св. Афанасий, – с заключенным в сосуде вином, которое, когда цветет виноград в поле, слышит запах, и цветет вместе с ним, так думай и о душах грешников: они получают некоторое благодеяние от приносимой за них бескровной жертвы и благотворения, как знает и повелевает единый Владыка живых и мертвых, Бог наш». Но не исчисляя всех свидетельств св. отцов и учителей Церкви о том, какую пользу приносят усопшим молитвы, литургии и милостыни, (потому что их слишком много), не скроем, однако же, и тех возражений, какие обыкновенно делают касательно молитв за усопших. Например, говорят: если молитвы за усопших так полезны для них, то от чего же в священном Писании нет прямого указания на то, что должно молиться за усопших? Но разве можно требовать от св. Писания, чтобы оно непременно давало нам правило на всякий случай, на всякое доброе дело? Вспомним слова апостольские: если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг ( Иоан.21:25 ). И если нет в священном Писании прямой, решительной заповеди молиться за умерших, то нет ведь там и запрещения на то, а этого уже и довольно для нас, чтобы молиться за них.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Если это частное совещание состоялось, то там проповедь и дела ап. Павла не вызвали возражений. Во всяком случае, ап. Павла Иерусалимская церковь приняла в свое общение: «По прибытии же в Иерусалим, они были приняты церковью, апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам» ( Деян 15:4 ). Однако пребывание среди членов церкви и участие на Евхаристическом собрании Тита ( Гал 2:3 ), не обрезанного по закону Моисееву, вызвало возражения со стороны некоторых из уверовавших фарисеев. Тогда апостолы передают вопрос (вероятно, совершенно конкретный – об участии на собрании Тита) решению самой Иерусалимской церкви. Хотя автор Деяний говорит: «Апостолы и пресвитеры собрались ( συνχθησαν) для рассмотрения сего дела» ( Деян 15:6 ), однако сам термин «собрались» – συνχθησαν и все дальнейшее повествование доказывает, что это не было только лишь собрание апостолов и пресвитеров, но всей общины: «Тогда умолкло все собрание ( τ πλθος-множество в смысле общины) и слушало Варнаву» ( Деян 15:12 ). Более определенно указывается состав собрания ( πλθος) несколько ниже: «Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили ( δοξε)» ( Деян 15:22 ). Употребление в подлиннике «рассудили» – δοξε – в единственном числе указывает, что центр тяжести решения лежит в церкви. Наконец: «Апостолы и пресвитеры и братья» (разночтение «братьям») (ст. 23). На этом собрании приняли участие ап. Павел и Варнава (ст. 12), члены Антиохийской общины, подобно тому, как в Антиохийском собрании приняли участие, по-видимому, члены Иерусалимской общины. Повествование Деяний апостольских не дает полной и ясной картины собрания, но одно ясно и не вызывает никаких сомнений, что это было собрание Иерусалимской общины. Вполне возможно допустить, что собрание Иерусалимской церкви по своему характеру отличалось несколько от аналогичных собраний других общин, так как устройство Иерусалимской церкви было своеобразным и во многом отличающимся от устройства других, особенно внепалестинских, общин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Забота Церкви в поставлении епископов заключалась в том, что она избирала на это служение тех, кто был предназначен Богом; она испрашивала дары Духа в молитве и в возложении рук на того, кому испрашивались дары, и она свидетельствовала о том, что дары Духа ниспосланы Богом на того, кто поставляется. Таковы три момента таинства поставления. Мы их находим с самого начала существования Церкви 2 . Из апостольского времени мы не имеем описания поставления, но тем не менее некоторые указания, которые мы находим в письменности того времени, достаточно ясно свидетельствуют об этих моментах поставления. «И угодно было это предложение (т. е. предложение Петра) всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа, и Филиппа… их поставили пред апостолами; и сии, помолившись, возложили на них руки " ( Деян. 6, 5–6 ). Если не считать избрания Матфия на место Иуды, то это первое поставление в Церкви. «Семь» были поставлены с согласия собрания апостолами, которые возложили на них руки с молитвой. Так действовали апостолы не только в Иерусалимской церкви. Так действовал и Павел в основанных им церквах. «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они (т. е. Варнава и Павел) помолились с постом и предали их Господу, в которого уверовали» ( Деян. 14, 23 ). К этим свидетельствам надо прибавить указание Климента Римского . По его словам, апостолы, поставляя епископов, заповедовали, чтобы после смерти поставленных ими, другие вступили на их место с благоволения всей церкви (συνευδοκησσης τς κκλησς) 3 . Это благоволение может означать как то, что они избирались всей церковью, так и то что, церковь свидетельствовала о том, что Бог даровал им дары Духа для их служения. Прежде чем перейти к исследованию трех моментов таинства, необходимо установить значение терминов, которыми обозначалось таинство поставления и его разные моменты. Этот вопрос имеет тем большее значение, что мы наследовали ряд терминов, которые в настоящее время не вполне имеют то значение, которое они имели в Древней Церкви. Это вполне естественный процесс, но о нем. не следует забывать, а особенно не следует переносить в прошлое того, чего в нем не было. Кроме того, надо иметь в виду, что на Западе, когда сформировался клир, появляется некоторое различие между поставлением епископов, пресвитеров и прочих клириков, что оказало влияние на практику Восточной Церкви. Глава 2. Хиротония и хирофесия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

И здесь в словах Священного Писания не отрицается, что поначалу все хорошо, говорится, что «мёд источают уста чужой жены», но последствия от неё «горьки как полынь и остры как меч обоюдоострый». Обоюдоострый меч это меч заточенный с двух сторон, и благодаря этому он наносит более тяжёлые раны по сравнению с мечом, который заточен только с одной стороны. Святитель Афанасий Великий говорит об этом: «И хотя грешник чает иметь от этого удовольствие, однако после такой пищи он не обретет благополучного конца… А когда он питается таким образом, получая лишь кратковременное удовольствие, то скоро предан будет мучениям, поскольку небрежет о собственной душе и не хочет знать, несмысленный, что удаляющиеся от Бога погибают». В свою очередь, святитель Кирилл Иерусалимский приводит эту фразу в следующем контексте: «Что пользы знать хорошо учение о Боге и постыдно прелюбодействовать? С другой стороны, какая польза быть воздержанным как следует и нечестиво Богохульствовать? Поэтому познание догматов и бодрствование души есть величайшее приобретение, поскольку много прельщающих философией и пустым обольщением. Эллины увлекают обращающихся сладостью языка, мед источают уста чужой жены ( Притч 5:3 )». Здесь святой Кирилл предлагает второй уровень понимания данных слов как относимых не только к физическому блуду, но и к тому, что нередко называется в христианской письменности духовным блудом, а именно, когда христианин начинает увлекаться либо языческой философией, как здесь приводит пример святитель Кирилл, либо же какими-то еретическими поучениями. Вообще в Священном Писании, особенно в пророческих книгах Бог неоднократно сравнивает верность, которую муж должен иметь к жене, а жена к мужу, с той верностью, которую душа должна иметь к Богу, «ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его» ( Ис. 54:5 ). И нарушение этой верности Бог сравнивает с прелюбодеянием, – «Господь сказал мне: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала… прелюбодействовала с камнем и деревом [из которых были сделаны идолы]» ( Иер. 3:6, 9 ). Поэтому когда православному христианину становится скучно учиться своей вере, то это первый тревожный признак его духовного нездоровья, о чем говорил преподобный Ефрем Сирин . И второй признак – это если ему вдруг становится интересно учиться от внешних, от еретиков, язычников, иноверцев, как будто у них есть какая-то истина, которую Господь не додал Своей Церкви. Этот «флирт» с ересями и лжеучениями отнюдь не является чем-то невинным и допустимым, это грех, ведущий к еще большему греху – духовному прелюбодеянию, нарушению верности Богу и Его истине. Притч. 5:5–6

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

И пусть во дни праздников не являются ко Мне с пустыми руками. Наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собрания плодов в конце года (в нынешнем августе месяце. – А.А.Д.), когда уберешь с поля работу твою. Три раза в году должен являться весь мужеский пол пред лице Владыки Господа твоего (в храм). Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа твоего...» ( Исх.23:14–19 ). Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно. Приноси десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, дабы ты научился бояться Господа Бога твоего.» ( Втор.14:22–23 ). В Новозаветной Церкви всякого рода жертвы заменились одною святейшею Бескровною Жертвою, которая в существе своем есть истинное не только воспоминание, а повторение Жертвы Крестной или, вернее, существенное единство с единственною Крестною Жертвою. Но не совершенно исключено посвящение Богу в христианском мире и животных жертв. Вообще всякие начатки от земного благосостояния были приносимы первенствующими христианами и принимались в Христовой Церкви. Это видно еще из апостольских правил. Там упоминается, что в первенствующей Церкви были приносимы: хлеб разного рода и вида, вино, елей, фимиам, воск, мед, млеко и мясо и т.д. Из этих приношений к алтарю представлялись только хлеб и вино, фимиам, елей и воск, а прочие приношения поступали или в трапезу церковную, или прямо в домы церковного клира, епископов, пресвитеров и диаконов. Этот-то вот обычай и узаконяется современным уставом, но не три раза в году, по окончании собирания плодов, как это было в Ветхом Завете, ни ежедневно, как это практиковалось в первенствующей Церкви, а именно 6-го августа. Уже достаточно этого определенного времени для принесения плодов в храм для освящения, чтобы видеть, что приведенное выше правило не безусловно. В с[амом] деле, если принять во внимание климатическую разность полос нашей России, то здесь встретим то, что в одних местах плоды поспевают далеко раньше 6-го августа, а в других местах или не поспевают и после 6-го августа, следовательно, и в том и другом случае исполнение предписания современного на этот счет Типика не лишено серьезных трудностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010