Спустя некоторое время, лукавый враг возбудил зависть к святому Петру в Андрее, епископе Тверском [ 11 ], который, не обуздывая языка своего, стал распространять о праведнике ложные изветы и, написав много ложных и хульных слов, послал к святейшему патриарху Афанасию. Удивился патриарх и счел это невероятным, однако послал одного из церковных клириков в землю русскую, и тогда созван был собор в городе Переяславле [ 12 ]. На соборе том присутствовали епископ Ростовский Симеон, преподобный Прохор, игумен Печерский, князья, бояре, священники, иноки и великое множество других. Когда призван был на собор Тверской епископ Андрей, стали расследовать дело, и когда выступили против Петра лжесвидетели, произошло великое смятение. Виновник зла не утаился, но перед всеми был обнаружен. Злоба и клевета Андрея были обличены, и лживый клеветник перед всеми был посрамлен и уничижен. Святой же Петр не сделал ему никакого зла, но простил и, довольно всех поучив, отпустил с миром собор. Сам же прилагал к трудам труды, умножая во сто данный ему талант и являясь отцом для сирот. В то время появился некоторый еретик Сеит [ 13 ], который проповедовал противное Церкви Христовой и православной вере учение; святитель Божий предал его отлучению, — и злонравный еретик погиб вскоре злою смертью. После сего угодник Божий Петр прибыл в славный город Москву, которая в то время находилась во владении благоверного великого князя Иоанна Данииловича [ 14 ], украшенного всякими добродетелями, милостивого к нищим и духовенству, любившего храмы и прилежавшего к священным книгам. Святитель очень полюбил его и начал жить в том городе больше, чем в иных местах [ 15 ]. Советовал он благоверному князю построить в Москве каменную церковь во имя Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, так убеждая его: — Если ты послушаешь меня, сын мой, и создашь храм Пресвятой Богородице, то и сам прославишься больше князей других и город твой будет прославлен: святители поживут в нем и взыдут руки его на врагов его и Бог в нем прославится, и кости мои здесь положены будут.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Православный собеседник, журнал. Ссылки, 11, 39, 187, 197, 202, 204, 816, 652, 673, 681, 704, 805. Праотцев неделя, 99–104, 106, 672. Пращица, книга. Ссылка, 409. Пребуд, князь, 667, 668. Предание старческо, 188, 292, 425, 657, 791, 798. Преображение Господне. Поучения, 99–106, 167, 202, 648, 680, 681, 744, 745, 750, 753, 754, 758, 793, 794, 796. Преполовение Пятидесятницы, 9, 142–144, 146. Прокла, патр. константинопольского, слова, 83, 199, 664, 665, 670, 673, 676, 746, 751, 754. Прокопий Истома, поп Воздвиженский, Васильевский, владелец, 388. Пролог, книга, 33, 715–727. Выписки, 204, 647, 648, 785. Пророки истолкованы, 63, 89–91. Сказания о них, 2, 192, 729. Выписки, 201, 770, 812. Протасий, еп. рязанский и муромский, 483, 590. Протасий, инок, биограф Авраамия галич., 625, 679, 709. Прохорово житие Иоанна Богослова, 83, 84, 119, 751, 759, 782, 800. Прохор, епископ ростовский, биограф, 786. Прохор Корытаев, 257. Прения: Св. Афанасия и Ария, 178, 673, 772. Селунского архиерея с Евреями и Турками, 116. Азимита и Панагиота, 661. Актимона и Филоктимона, 200, 201. Зизания и справщиков, 197. Псалмы Давидовы см. Библия. Пскова осада, 733. Путник иерусалимский, книга, 734. Путешествия русских людей, 192, 224, 733, 734, 765. Пушкин Григорий Гавр., боярин, владелец, 395. Пчела, книга, 735. Выписки оттуда, 15, 769. Пенковых Александра и Михаила Данииловичей, князей, ркп., 308. Песнь Песней, книга, см. Библия. Пятидесятница, книга, 146. Поучения на праздник, 8, 9, 99–106, 136–144, 146, 201, 404, 648, 724, 775. Последование, книга, 638. Раава см. Арава. Радонеж, городок, 51, 319. Расслабленного неделя, 9, 99–106, 142–144, 146, 404, 648, 724, 775, 805. Рафаил, митр. киевский, 198. Рахаав, воевода римский, 765. Риза Богородицы, 180, 678, 681, 758. Риклада латынина сказание, 630, 812. Родословие русских князей, 714, 740, 765, 770; литовских, 730, 770. Рождество Христово. Поучения, 8, 99–106, 136–139, 200, 672, 745, 755, 767, 770, 792, 796. Изображение, 356, день рождения, 729; замечание, 762, 765.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Самым контекстом речи, который, как стоит в теперешнем еврейском кодексе, показывает, что тут явный пропуск. Ибо 23 стих в еврейском тексте оканчивается так: «и мужи тии трие, Седрах, Мисах и Авденаго падоша посреде пещи огнем горящия оковани»; а потом тот час начинается 24-й стих так: «Навуходоносор же почудися и воста со тщанием и рече вельможам своим: не трех ли мужей ввергохом среде огня связанных? се аз вижду мужи четыре разрешени» и пр. Так вдруг, в еврейском кодексе, является четыре мужа, и Навуходоносор поражается удивлением! Далее же (в стихе 28) именуется и ангел, о котором в предыдущих стихах не было и слова. Сличи теперь и текст Семидесяти от 25 ст. до 81 – В нем повествуется и о явлении Ангела (ст. 49) и о песни трех отроков, которая поражает Царя до того, что он встает с царского престола своего: «Навуходоносор же слыла поющих их и почудися и воста со тщанием». (Ст. 24 в Евр.). Все древнейшие кодексы перевода Семидесяти содержат песнь сию в 3 гл. пророчества Даниилов, составляющую большую часть оной. Так она стоит и в кодексе, которым пользовался Блаж. Феодорит (См. толк. на Даниила) и которым руководствовался св. Афанасий, (как видно из Синопсиса). Так она стоит и в так называемом Кисиянском списке перевода Семидесяти. Она же находится и в Иеронимовой Вулгате и в Сирском переводе, и проч. Вся православная Церковь издревле содержит Божественную песнь сию, и в Великую Субботу боголепно поет ее всю. Да и в каждые день, она во всех ирмосах канонов делает ее предметом седьмой песни. Наконец все святые и богомудрые Отцы Церкви, которые только упоминают о ней, говорят о ней как о песни Богодухновенной; поет ее, по временам, и Западная Церковь . О книге пророка Варуха Выпущена из Еврейского кодекса и книга Пророка Варуха, исполненная славословий и боголепнейших пророческих мыслей. Давний весьма и этот пропуск. Потому – Иероним и не перевел ее, как уже не существовавшую в современном ему кодексе Еврейском. Но она находилась в древнем Италийском кодексе, который первоначально читала Западная Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pesn...

Конюх Петр возвестил, что его сын Афанасий стал бесноваться, бил об стену руками, безумно поворачивал глаза туда и сюда и гнал от себя людей близких и соседей, навещавших его. Отец и мать через силу притащили его ко гробу преподобного Даниила и начали служить молебен: бесноватый притих, а когда на него полили воды из чудотворцева колодца, стал вполне здоровым. Петр, житель села Усолья, впал в тяжкую болезнь, потерял память и никого не узнавал. К нему явился в видении преподобный и сказал: «Страдая таким недугом, почему ты не молишься игумену Даниилу, который может исцелить тебя?» Больной вскрикнул: «Отче! Помоги мне и избавь от этой лютой болезни». После этого Петр стал всех узнавать. Мать его быстро повезла сына ко гробу преподобного и отслужила молебен. Возвратившись домой, больной попытался обойти около села, так как не знал, оставила ли его болезнь совсем. Оказалось, что к Петру вернулась память, и он почувствовал себя окончательно выздоровевшим. Моисей, старец Горицкого монастыря, объявил, что он еще в миру заболел ногами и пролежал более 8 недель в постели без всякого облегчения. Тогда он взмолился о помощи к преподобному Даниилу. В день Святаго Духа сошлось в Троицкую обитель много богомольцев из окрестных сел и деревень; притащился вместе с другими и Моисей. Отстояв молебен у гроба святого и облив себя водой из чудотворцева колодца, он оказался совсем здоровым. Житель подмонастырской слободы Горицкого монастыря Иоанн Савин рассказал, что его сын, тоже Иоанн, имел внутреннюю болезнь, от которой страшно исхудал, еле передвигал ноги и мог только малое время посидеть у ворот. Когда он проболел год без всякого облегчения, привели его родители в обитель Даниилову, отслужили молебен у гроба святого и напоили водой из чудотворного колодца: больной вздрогнул и стал здоровым. Феодор Молчанов, житель Рыбной слободы в Переяславле Залесском, имел жену Параскеву, которая заболела горячкой: потеряла сознание, говорила неистовые речи, билась подолгу оземь и наводила на всех ужас. Прострадав полтора года, несчастная нисколько не оправилась. Однажды явился ей в видении преподобный Даниил и сказал: «Женщина! так страдая, ты не вспомнила, как согрешила перед Господом Богом; покайся, постись 7 дней и молись Всемогущему Богу, да будет милостив к тебе».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

(Кон. XIII в. (первые годы XIV в.?) - 1322, Новгород), кн. новгородский, сын (по-видимому, младший) блгв. кн. Даниила Александровича . После смерти отца по обычаю тех времен он получил удел в Московском княжестве, но какой именно, неизвестно. А. Д. впервые упоминается в нач. 1315 г., когда он вместе со своим старшим братом московским кн. Юрием Даниловичем приехал в Вел. Новгород. За год до этого Юрий отобрал Новгород у своего соперника - вел. кн. владимирского св. Михаила Ярославича Тверского, находившегося в то время в Орде. В 1315 г. в Орду был вызван и Юрий. Чтобы сохранить Новгород за собой, Юрий перед отъездом к хану оставил А. Д. в Новгороде в качестве князя (не наместника, как часто утверждается в лит-ре). В кон. 1315 г. из Орды на Русь с сильным татар. войском вернулся Михаил Тверской и начал борьбу за подчинение себе Новгорода. А. Д. и новгородцы, собрав значительные силы, выехали в Торжок, ближайшую к тверским владениям новгородскую крепость. В нач. февр. 1316 г. под стенами Торжка появился Михаил Ярославич, потребовавший выдачи А. Д., московского наместника Федора Ржевского и новгородцев - противников Твери. Получив отказ, Михаил начал сражение и 10 февр. одержал полную победу. А. Д. был захвачен в плен и содержался в Твери как заложник, за к-рого был назначен выкуп. Сколько он пробыл в плену, точно неизвестно. Часть новгородцев, попавших в плен вместе с А. Д., была выкуплена уже в 1316 г. Однако Юрий вернулся из Орды только летом 1317 г., поэтому возможно, что А. Д. получил свободу не ранее 1317 г. Впрочем, нек-рые относительно поздние новгородские летописи сохранили известие, что А. Д. был отпущен из Твери только после соглашения между Москвой, Новгородом и Тверью в февр. 1318 г., хотя сам текст соглашения об этом ничего не говорит. В 1319 г. Юрий Данилович, ставший к тому времени вел. князем владимирским, вновь прислал в Новгород вместо себя А. Д., и последний, видимо, до конца своих дней княжил в Новгороде. Перед кончиной А. Д. принял постриг, похоронен в ц. Спаса на Нередице, близ Городища - резиденции новгородских князей. По-видимому, существовало местное почитание А. Д., поскольку Тверской архиеп. Димитрий (Самбикин) включил А. Д. в свой Месяцеслов под 18 янв.

http://pravenc.ru/text/76990.html

МОСКОВСКИЕ КНЯЗЬЯ БРАТЬЯ ДАНИЛОВИЧИ У Александра Невского было четыре сына: старший, Василий, княжил в юности в Новгороде, а впоследствии в Костроме, где и умер. Димитрий и Андрей вели между собою кровавый спор за великое княжение; последний отличился тем, что дважды наводил на Русь татар, которые произвели в ней ужаснейшие опустошения (1282 и 1294 гг.), отозвавшиеся на целые десятилетия. Четвертый сын Невского, Даниил, остался после отца ребенком. Ему в удел досталась Москва. Даниил был первый князь, поднявший значение этого города, бывшего до сих пор незначительным пригородом Владимира. Участвуя в междоусобиях своих братьев, Даниил хитростью взял в плен рязанского князя Константина, воспользовавшись изменою рязанских бояр, и держал его в неволе. Это событие было первым проявлением тех приемов самоусиления, которыми так отличалась Москва, теперь только что возникавшая. Вместе с тем Даниил положил зачаток тому расширению владений, которое так последовательно вели все его преемники. Племянник Даниила Иван Дмитриевич переяславский, умирая бездетным, завещал ему Переяславль. Даниил тотчас захватил его и отстоял от посягательств брата своего Андрея. Даниил умер в 1303 году, приняв перед смертью схиму. По летописным известиям он погребен был в деревянной церкви Св. Михаила, которая стояла на месте нынешнего Архангельского собора в Москве; а предание, записанное в его Житии, помещает его могилу в Данииловом монастыре, будто бы им основанном. Как бы то ни было, имя Даниила было в большом уважении у его потомков, как родоначальника дома московских князей Даниил оставил сыновей: Юрия, Ивана, Александра, Бориса и Афанасия. Из них Юрий и Иван по своей деятельности были важнейшими людьми в истории Руси в XIV веке. Они подняли значение Москвы и твердо поставили историческую задачу, которую предстояло постепенно разрешить их преемникам в последующие времена. Великий князь Андрей Александрович умер в 1304 году. Звание великого князя, которое при новых условиях татарского господства сделалось гораздо важнее и знаменательнее, чем было прежде, зависело исключительно от воли хана, верховного повелителя и истинного государя русской земли.

http://sedmitza.ru/lib/text/435576/

Фаларет , игум., 1868 и 69. 7 Спасо-Преображенский, в городе Муроме, когда основан, неизвестно. Ныне 3-го класса. [V, 114.] Архимандриты Кирилл , 1515. Рафаил , 1552. Пимен , 1571. Левкий , 1612, в мар. (sic) 1621. Мисаил , в мар. 1630, 1634, 1637. Феодосий , 1646–49. Иоаким перев. не из Благовещенского-ль? в нояб. 1650–57. В 1666 обвинён в ереси. (Доп. Акт. Ист., V, 458). Антоний , 1658–62. Авраамий , в авг., сент. и дек. 1665. Антоний , 1667–70, отставлен. Симон , в сент. (sic) 1671, в окт. 1672. Антоний (1676–86) строит. 1675 и 76, 1678, янв. Корнилий , в апр., окт. 1678. Никита , в февр. 1680. Авраамий в янв. 1688 перев. из Муромского Борисоглебского; по 1694. Давид , 1694–99. Герасим , 1701–1715 авг., 1724. Матфей , 1724–26; после в Троицком Скопинском. Антоний , 1738–40. Феофан , 1741–44, 53. Филарет , 1761–74. Исаакий , игум., перев. из Благовещенского Вязниковского, 1774–76. Поликарп , игум., 1776 и 77. Афанасий , игум., 1778–94; архим. 1798–1806; † …? Вениамин , 1806–20. Августин перев. из Спасо-Евфимиева 29 февр. 1820–29. Иероним , 1829–56. Иннокентий , 1857–59. Александр , 1860–62 († ...?). Амвросий , 1863–66. Гавриил Воскресенский 1867 перев. из Юрьевского Архангельского; † 10 мая 1868. Нифонт , 1868 и 69. 8 Никитский, под Переяславлем-Залесским, существовал (как уверяют) в XIII веке. Мощи св. Никиты Столпника обретены в 1556 г. и с того времени мнтрь прославился. (Ник., VII, 270). Ныне третьеклассный. [V, 188; VI, 1027.] Игумены Иона , в начале XVI века. Вассиан , 1558. Харитон , 1561. Никон , 1579–98. Пахомий , 1602. Леонтий , 1608 и 9. Ферапонт , в февр. 1614. Иов , 1617, а в 1627 перев. в Псково-Печерский. Афанасий , 1627–30. Иосиф , 1630–39. Моисей , 1642–46. Порфирий , в авг. (sic) 1653. Моисей , 1656 и 57. Герасим , 1657–1662. Роман , 1663–1685. Феодосий , 1686–99. Авраамий , 1700 и 1701. Иосиф , 1702. Варлаам Высоцкий , (1703?), 1704–1710, перев. в Переяславский Даниилов. Пахомий , 1710–14. Архимандриты Иосиф , 1714 и 15 игум.; поступил в архим. 11 мар. 1716; (упом. здесь в дек. 1723), а в 1724 перев. в Московский: Андрониев мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11. Иоаким [ " еписк. Астр. и Терский» (sic)] хирот. 8 янв. 1716, из иеромонахов Александро-Невских; с 23 июня 1723 викарий Новгородский. 12. Лаврентий Горка хирот. 8 сент. 1723, из архим. Новоиерусалимских; 7 сент. 1727 перев. на епархию Устюжскую. 13. Варлаам Леницкий 7 сент. 1727 перев. из Коломны, а 1730 – в Переяславль Киевский. [ Лев Орлов , еписк. Воронежский, назначен 8 июня 1730, но не был.] 14. Иларион 16 авг. 1731 хирот. из архим. Астраханского Спасского монастыря; † 9 июня 1756. 15. Мефодий хирот. 10 мая 1758 из архим. Астраханского Спасского монастыря; † 29 мая 1776, 16. Антоний Румовский 27 авг. 1776 перев. с епарх. Переяславль-Залесской; 30 мая 1785 пожалован в архиепископа; † 9 нояб. 1786. 28 нояб. 1786 назначен на епархию Белгородскую, но, за смертью , не был. 17. Никифор Феотокий , Корфиот, 28 нояб. 1786 перев. из Екатеринослава; 16 апр. 1792 уволен на покой в Московский Даниилов мнтрь и там † 31 мая 1800. 18. Тихон Малинин 18 мая 1792 перев. из Твери; † 14 нояб. 1793. 19. Феофил Раев 6 февр. 1794 назначен из еписк. Тамбовских, но указом 11 мар. там оставлен. 20. Платон Любарский 26 февр. 1794 хирот. из архим. Донского монастыря в епископы Тамбовские, но 11 мар. назначен в Астрахань; 1 апр. 1796 пожалован в архиеп.; в 1803 повелено именоваться: «Астраханский и Кавказский». 18 авг. 1805 перев. в Екатеринослав. IV. Архиепископы Астраханские и Кавказские 21. Афанасий Иванов 18 авг. 1805 назначен из Екатеринослава, но в тот же день †. 22. Анастасий Братановский (Романенко) 20 дек. 1805 перев. из Могилева; † 9 дек. 1806. 23. Сильвестр Лебединский 25 янв. 1807 перев. из Полтавы, а 10 янв. 1808 уволен на покой; † 5 нояб. 24. Гаий Токаев , Грузин, 10 янв. 1808 перев. из Пензы; † 20 февр. 1821. 25. Иона Васильевский 22 апр. 1821 перев. из Тамбова, а 1 окт. – в Грузию экзархом; † 22 июня 1849, в Тифлисе. 26. Авраам Шумилин 29 окт. 1821 перев. из Тулы, а 7 мая 1824 – в Ярославль. 27. Мефодий Пишнячевский 27 июня 1824 перев. из Полтавы, а 30 сент. 1825 – в Псков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Афанасий , ученик его, упом. 1401 (в Царьграде). Архимандриты Маркелл , около 1447 (Ник. Лет., VI, 73). Игнатий , в 1472. Киприан , в янв. 1542. Паисий , 1551, а в 1567 и 68 – в братстве в Симонове. Агапий , 1571. Кирилл , 1584. Иоасаф , 1588. Никандр , 1591 и 92. Феодосий , 1598–1601. Иона , в 1612 перев. в Боровский Пафнутиев. Иосиф , в 1613 и 1614. Иона , в мар. 1621. Иосиф , в янв. 1622. Антоний , 1626–37. Иосиф , в июне 1641. Тимофей , в сент. 1643. Пафнутий , 7 апр. 1647. Леонид , 1649–52. Зосима определён 27 сент. 1652; до 1662. Иоасаф , 1662–67. Леонид , в июне 1668. Дионисий , 1669–78. Александр 11 февр. 1679 перев. из Ниловой Столбенской пустыни, и в 1680. Иоасаф , 1683–91. Иов , 1691–93. Герасим , 1695–1735. Иосиф произведён 10 июля 1738, из келарей; до 1743. Феофан Чарнуцкий в 1744 перев. в Угрешский. Макарий , в 1744–58. Иннокентий Григорович в 1760 перев. из Севского Спасского монастыря; до 1776. Геннадий , игум., в 1779–88. Иоасаф Клоков 11 авг. 1792 перев. из Зеленецкого монастыря; упом. 1796, после † … Ананий в 1802 перев. в Новоголутвин. Мельхиседек , 6 июня 1802, из строителей Екатерининской пустыни; 15 окт. 1813. Неофит Докучаев-Платонов определён из ректоров Вифанской семинарии 3 февр. 1814, а 12 авг. перев. в Московский Знаменский мнтрь. Дамаскин Россов определён 28 сент. 1814, а 20 апр. 1816 перев. в Московский Даниилов мнтрь. Гермоген Сперанский определён 9 мая 1816, из инспекторов Московской духовной акад., а 28 февр. 1817 перев. в Новоголутвин мнтрь. Вениамин Гжольский определён 19 мар. 1817, из инспекторов Московской семинарии, а 15 авг. 1818 перев. в Уфимский Успенский мнтрь. Феоктист Орловский 19 авг. 1818 перев. из Московского Знаменского монастыря, а в июне 1820 – в Заиконоспасский. Гавриил Игнатьев , из вдовых священ., произведён 30 авг. 1820, а 12 сент. 1821 перев. в Московский Знаменский мнтрь. Амвросий 5 окт. 1821 перев. с Угреши; † 10 июня 1827. Арсений Нагибин , синодальный ризничий, определён 27 июня 1827, а 1828... перев. в Московский Златоустов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весело стало на душе царя при слушании этого голоса. Чрезвычайно, разумеется, обрадованный спасением Даниила, царь тотчас же дал приказание вывести его из ямы. Печати с камня были сняты, самый камень от бокового входа в яму были отвален, и Даниил через этот вход был выведен наружу. Твёрдая вера этого праведника в Бога, в его спасающую благодать и воздающую каждому по делам правду (См. Евр.11:33 ) способствовали к тому, что он вышел из ямы без всякого повреждения от хищных и лютых животных. Спасся чудесной помощью Божией Даниил, но не спаслись от погибели враги его. За то, что они хотели погубить невинного, да притом ещё дорогого царю человека, царь приказал их самих бросить в ту самую яму, в которую они настояли ввергнуть Даниила. Брошенные туда, согласно персидскому обычаю вместе с жёнами своими и детьми (Keil, 182; Lang.130), они ещё не достали дна ямы, как овладели ими львы и все кости их сокрушили ( Дан.6:19–25 ). Погублением врагов данииловых дело не кончилось. Как Навуходоносор после спасения трёх отроков из печи, пылавшей пламенем (гл. 3), писал воззвание ко всем народам своего царства с приказанием, под угрозой смертной казни, бояться и не произносить хулы на Бога шадрахова, мешахова и аведнегова; так и Дарий после спасения Даниила из львиной ямы пишет такое же воззвание ко всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле. В этом воззвании он говорит: «от меня сделано постановление, чтобы во всём владении царства моего дрожали и трепетали пред Богом Даниила; потому что Он Бог живой и пребывающий во веки; царство Его нерушимо и владычество Его до конца (т. е. вечно). Он спасает и избавляет и творит чудеса и знамения; Он спас Даниила от львов». Воззвание, как видно, подобно воззванию Навуходоносорову, не сходит с политеистической точки зрения. Признавая Бога даниилова Богом живым, вечно пребывающим, вечно царствующим, творящим чудеса и знамения на небе и на земле, в то же время Дарий не требует от своих подданных, чтобы они отказались от своих богов и признали только одного Бога даниилова, – нет, а требует только того, чтобы, воздавая по-прежнему поклонение своим богам, боялись оскорблять и раздражать Бога даниилова ( Дан.6:26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010