Дондеже положу враги Твоя (в) подножие ног Твоих. По Феодориту и Афанасию, под врагами здесь разумеет иудеев, эллинов, еретиков, и бесов; а слово дондеже не всегда отделяется от будущего времени, но часто означает: до некоторого времени, а прочее время не отвергается, но вместе с ним подразумевается, как теперь здесь, о чем и Григорий Богослов в первом слове о Сыне любомудрствовал, и мы, последуя Отцам, изъяснили слова евангелиста Матфея: доколе Она родила Сына своего первенца (Матф. 1, 25). Ибо если бы царство Христово ограничено было только до некоторого времени, а не было бы вечно, то как бы исполнилось изречение Даниилово: и царство его царство вечное (Дан. 3, 33); также: восставил Бог небесный царство, которое не рассыплется во веки (Дан. 2, 44). Или как окажется истинным то, что сказал Гавриил Деве: и царству Его не будет конца (Лук. 1, 33)? А когда слышишь, читатель, здесь, что Отец положил врагов в подножие ног Сына Своего; а у Павла, что Сам Сын полагает их в подножие Свое: ибо Ему, говорит, надлежит царствовать, доколе не низложит всех врагов под ноги Свои (1 Кор. 15, 25), слыша, говорю, это не смущайся сим: ибо действие и сила обоих, как Отца, так и Сына одинаковы и дела их обоих общи. Потому что все покорятся Сыну, одни добровольно, а другие невольно, когда увидят Его сходящим с небес во второе Свое пришествие, о котором яснее учит Павел, говоря: дабы пред именем Господа преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних (Фил. 2, 10). Наконец подножием означает покоренных, сказывая почти так: доколе не положу врагов Твоих покоренными ногам Феодорита: Итак, речение: доколе, не означает время, но это свойство божественного Писания, например: доколе не состареетесь Я есмь (Ис. 46, 4). Очевидно, что бытие Божие не ограничивается старостью людей, но Творец всех будет продолжать бытие свое и по состарении и скончании их.— Златоуста: Слыша говорящего пророка, что Отец полагает под ноги, не смущайся; ибо это сказано не потому, что Сын бессилен, поелику Павел говорит, что Он Сам полагает под ноги свои. Дела Их общи; почему и говорит: все мое Твое и Твое мое. Евсевия: Теперь, говорит, у Меня царствуй и владей моею честью и славою; и хотя враги церкви и противники Твоего имени истребляются и покоряются Твоим ногам медленно, но будет время, когда воспримешь царства над всем. Исихия: В настоящей жизни и Отец покоряет Сыну человечество и Сын покоряет оное Отцу; но по окончании сего века, когда все во всем происходящем будет Бог, тогда придя в совершенство созерцания и познания, мы увидим Отца в Сыне и Сына в Отце; почему и Господь говорил, что тогда придет Он в славе Отца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Откуда эти писанные предания, когда сам Даниил в том же четвертом своем слове, прежде всего, приводит известное свидетельство Василия Великого о неписанном предании относительно крестного знамения? «Многа и велия святая Церковь имать от неписанного предания, и превое сие есть, иже (еже) верным крестообразно лице знаменати, и еже на восток обращшеся молитися» (Сбор. митр. Даниила. рук. Синод. библ. 185). Без сомнения сие свидетельство вселенского учителя заслуживает полное к себе доверие, и молящиеся тремя первыми перстами смотрели на неписанное предание о крестном знамении, как на обычай, продолжающийся от времен Апостольских 53 ; и потому, при всеобщем употреблении троеперстия, вовсе не имели надобности в чем-либо указании на древнее изречение, якобы на писанное предание. Но так как Даниил не остановился на свидетельстве Василия Великого , а заботился представить, хотя очень непрочное, основание писанного предания – молиться двуперстно: то что показывает эта заботливость, как не введение нового учения о перстосложении? Посмотрим, что именно полагает митрополит Даниил в основание двуперстия. После краткого изречения св. Афанасия и Великого о силе креста 54 , он приводит из слова Петра Дамаскина отрывок, не встреченный нами ни в одном сборнике, писанном ранее Данииловского, и после Даниила обыкновенно помещаемый во всех старообрядческих сборниках, где идет речь о перстосложении. В этом отрывке замечательны следующие слова: «Два перста 55 убо, и едина рука, являют распятого Господа нашего Иисуса Христа, в двою естеству и едином составе познаваема». Итак, вот на чем основал митрополит Даниил писанное предание о крестном перстосложении! После сего не удивительно, что и Феодоритово слово приведено у него в пользу двуперстия, чего, как мы уже заметили, еще никто не делал, да и после Даниила не все писали слово Феодоритово с толкованием о двуперстии. Далее, в сборнике митрополита Даниила, за Феодоритовым словом приводится из толковой псалтири Максима грека Феодоритово толкование слов: жезл твой и палица твоя...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

Олимпиада, игуменья (Болотова Ольга) Олимпиада, монахиня (Жунина (Жужина) Ольга Феодоровна) Олимпиада, монахиня (фамилия не установлена) Онипкин Александр Симеонович (протоиерей Александр) Оно Иоанн (епископ Николай) Опадчий Василий Степанович (р. Б. Василий) Опарин Павел Иванович (р. Б. Павел) Опик Петр Алексеевич (протоиерей Петр) Ордовский-Танаевский Владимир Димитриевич (р. Б. Владимир) Орентий, иеромонах (Федосеев Георгий) Орлов Александр Александрович (протоиерей Александр) Орлов Николай Петрович (иерей Николай) Орлов Феодор Леонтьевич (протоиерей Феодор) Осипов Филипп Филиппович (протоиерей Филипп) Осипова Вера Георгиевна (р. Б. Вера) Осколков Михаил Матвеевич (р. Б. Михаил) Остроумов Борис Васильевич (р. Б. Борис) Ошевенский Алексей Васильевич (иерей Алексий) П Павел, епископ ( Ивановский Николай Иванович ) Павел, иеромонах (Афанасьев Павлин Алексеевич) Павел, святой мученик (Ван Павел) Павлов (иеромонах Иосиф) Павлов Аркадий Максимович (протодиакон Аркадий) Павлов Сергей (диакон Сергий) Павлов Сергей Павлович (диакон Сергий) Павлевская Гликерия Николаевна (р. Б. Гликерия) Павлевский Иван Федорович (р. Б. Иоанн) Павловский Владимир Михайлович (епископ Василий) Павлючик Константин Осипович (р. Б. Константин) Падерин Николай Петрович (епископ Никандр) Паевский Александр Григорьевич (протоиерей Александр) Паисий, иеромонах (фамилия не установлена) Палей Владимир Павлович, князь (князь Владимир Павлович) Памфилов Артемий Даниилович (диакон Артемий) Панин Мефодий (иерей Мефодий) Панормов Евгений Николаевич (протоиерей Евгений) Пантелеев Димитрий Петрович (р. Б. Димитрий) Панюшин (архидиакон Стефан) Пастухин Евлампий Николаевич (р. Б. Евлампий) Патрин Гавриил Иванович (иерей Гавриил) Патрин Никифор Иннокентьевич (р. Б. Никифор) Патрина Мария Димитриевна (р. Б. Мария) Патрина Татиана Иоакимовна (р. Б. Татиана) Пахомий, схимонах (Смоленцев) Пахомов Михаил Максимович (протоиерей Михаил) Певцов Николай Петрович (иерей Николай) Пекарский Леонтий Феодосьевич (протоиерей Леонтий)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1285 г. на месте деревянной ц. во имя святых Космы и Дамиана в Твери 13-летний кн. Михаил Ярославич, его мать К. Ю. и еп. Симеон заложили новый каменный кафедральный Спасо-Преображенский собор (освящен еп. Симеоном в 1287). После кончины еп. Симеона в 1289 г. «княгини Оксинья Ярославля с сыном Михаилом с сыном своим, и с всеми бояры, и с ыгумены, и с попы, и крилошаны» выбрали на Тверскую кафедру игумена Богородицкого общежительного монастыря Андрея (сына литов. кн. Герденя) и отправили его в Киев на поставление (ПСРЛ. Т. 18. С. 82; Присёлков. 1950. С. 344-345). В 1293 г. приняла постриг младшая сестра Михаила Ярославича прп. София. В ее Житии, составленном в 1305-1306 гг., говорится, что княжна приняла постриг в тверском муж. мон-ре арх. Михаила, «поне же убо таяшеся матери своеа великиа кнеини и всех домашних своих» ( Кучкин. 2002. С. 138). Прп. София основала в Твери девичий монастырь во имя св. Афанасия Александрийского - небесного покровителя своего отца (Софийский или Софьин мон-рь). Возможно, не без участия К. Ю. была выбрана невеста для Михаила Ярославича: ею стала ростовская кнж. Анна Дмитриевна; венчание состоялось в Спасо-Преображенском соборе 8 нояб. 1294 г. Брак прекратил вражду между тверским правителем и ростовскими князьями. В конце жизни К. Ю. приняла монашество, затем схиму. По предположению Г. С. Гадаловой, княгиня была пострижена в монашество вскоре после женитьбы кн. Михаила на кнж. Анне - 21 нояб. 1294 г., в праздник Введения во храм Пресв. Богородицы. По мнению исследовательницы, косвенно об этом свидетельствует построенный при еп. Андрее каменный Введенский придел в Спасо-Преображенском соборе, где К. Ю. была погребена (ГА Тверской обл. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1129. Л. 142 об.; Д. 1554. Л. 241 об.). Однако есть указания на то, что княгиня приняла постриг позднее, незадолго до кончины. По Житию кн. Михаила Тверского, в 1304 г. митр. Максим просил московского кн. Георгия (Юрия) Данииловича не добиваться у хана великого княжения Владимирского, при этом предстоятель ссылался на авторитет К. Ю. («аз имаюся тебе с кнеинею с матерью князя Михаила: чего въсхочешь из очины вашея, то ти дасть» - Кучкин. 1999. С. 131). Митрополит не упоминает о монашестве княгини. В Послании вел. кн. Михаилу К-польского патриарха Нифонта I , написанном в 1310/11 г. по поводу противостояния тверского княжеского дома, выдвинувшего своего претендента на митрополичий стол - игум. Геронтия, и митр. Киевского св. Петра , патриарх благословил в т. ч. «боголюбивую мать» князя, не называя ее монахиней (ПДРКП. 16. Стб. 149). К. Ю. и Михаил изображены предстоящими Христу на миниатюре в тверском пергаменном списке «Хроники» Георгия Амартола кон. XIII - нач. XIV в. (РГБ ОР). Княгиня представлена в мирской одежде.

http://pravenc.ru/text/2462131.html

Никифор перев. из архим. Московского Богоявленского; в 1698 и 99 уволен. Был жив в 1701. Аарон , из патриарших иеромонахов, определён 12 мар. 1699, а в 1709 †. Георгий Зубин , из Спасского Казанского, 1709–11. Сергий , 1713–1727; † в начале 1727. Лаврентий перев. из Арзамасского Спасского, 1727–51. Два? Лаврентий Ясинский произведён 1746. (Ист. Академии Москов., 213). Сергий , 1755–58, † 10 июля. Мефодий определён в авг. 1758–1760; † ... Иона 25 нояб. 1760 перев. из Дудина, а 24 окт. 1767 – в Оранский. Геннадий 1767 перев. из Алатырского; до 1770. Варлаам в дек. 1770 перев. из Алатырского; до 1778. Александр , игум., 1778–96; архим. 1798, 1802–8. Аристарх произведён 22 июня 1809, а 19 авг. 1818 перев. в Московский Знаменский. Макарий , 1818–24. Иоаким , 1824–33; 28 апр. перев. в Московский Знаменский. Платон Казанский 28 апр. 1833 перев. из Московского Знаменского; † в Отроче мнтре. Иннокентий , 1833–44. Аполлоний , 1845–51; в мар. перев. в Симонов. Феофил , 1851–58. Паисий , 1859–60. Ювеналий Корюков , 1860–68; 6 окт. хирот. в епископа Михайловского (викария Рязанского). Лаврентий , 1869. 4 Спасский, в Арзамасе, известен с исх. XVI века. Ныне третьеклассный. [III, 260.] Игумены Сергий , 1585; † 1588. Геронтий , 1589. Тихон , 1593 и 94. Никифор , 1596. Тихон , 15 мар. 1604. Иов , 1607–14. Иосиф , 1615–21. Иона , 1624–31. Феодосий , 1633–44. Корнилий , 1646–1661. Иона , 1665–76. Нифонт , 1677–81; † ... Афанасий , 1682–93. Архимандриты Павел произведён из иеромонахов патриарших, 9 февр. 1694; по 1698. (Кажется, гораздо долее). Матфей Шушерин , в янв. 1713. 175 Анфиноген определён 25 авг. 1713–1716. Лаврентий , 1717–27, перев. в Благовещенский. Иоасаф , 1727–44. Давид , 1746–48. Иов Чернуцкий , 1757, из Лаврентиева монастыря (не долго). Амвросий . (Ист. Иер.). Каллистрат 24 апр. 1757 перев. в Переяславский Даниилов, а 1758 паки сюда из Никитского Переяславского; упом. 1761–67. Иоасаф , 1767–91; 14 июля перев. в Спасо-Евфимиев. Обер иеромонах флота Иоасаф посвящён в С.-Петербурге в игумены 17 дек. (sic) 1790. Следовательно, два Иоасафа было.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подобно Владимиру Мономаху , Димитрий Донской ежедневно ходил в церковь , всякую неделю в Великий пост приобщался Святых Таин и носил власяницу на голом теле. Достойной спутницей его жизни была его супруга Великая Княгиня Евдокия, в иночестве Евфросиния, причисленная к лику святых. Многие князья не удовлетворялись выполнением правил доброй христианской жизни и перед кончиной стремились принять постриг и схиму. Так в 1269 г. поступил Димитрий Святославович, князь Юрьева-Польского. «Сей набожный князь, – пишет Карамзин, – принял схиму от епископа Ростовского и, закрывая глаза навеки, сказал ему: „Святый Владыко! Ты совершил труд свой и приготовил меня к пути дальнему, как доброго воина Христова. Там, в жизни вечной, царствует Бог милосердия: иду служить Ему с верой и надеждой“». В то же приблизительно время умирает князь Василько Владимирский, брат знаменитого Даниила Галицкого, друг Сербского короля Стефана Драгутина. «Сей достойный брат Даниилов, некогда воин храбрый и неутомимый, кончил дни свои монахом и тружеником: повествуют, что он жил несколько времени в дикой, заросшей кустарником пещере, оплакивая грехи прежнего мирского властолюбия и ратной деятельности». В схиме умирает возвеличивший Москву Князь Даниил Московский, причисленный к лику святых. Лик Святой Руси ярко изобразился в описанной Карамзиным кончине Князя Михаила Александровича Тверского (конец XIV в.). Занемог Князь жестоко. «К нему возвратились тогда послы из Константинополя: тверской протопоп Даниил и церковники, которые ездили с милостынею в Грецию и привезли от Патриарха в дар Князю икону Страшного Суда. Забыв болезнь и слабость, он встал с ложа, встретил сию икону на дворе, целовал оную с великим усердием и пригласил к себе на пир знатнейшее духовенство вместе с нищими, слепыми и хромыми; братски обедал с ними и, ведомый слугами, каждому из гостей поднес так называемую «прощальную чашу» вина, моля их, чтобы они благословили его. Никто не мог удержаться от слез. Облобызав детей, бояр, слуг, Михаил пошел в соборную церковь , поклонился гробам отца и деда, указал место для своей могилы и стал на паперти, где собралось множество людей, которые смотрели на него с горестным умилением. Сей некогда величественный Князь, быв необыкновенно высок и дороден, казался уже тению; бледный, слабый, он едва передвигал ноги. Народ плакал и безмолвствовал; но когда Михаил, смиренно преклонив голову, сказал: „Иду от людей к Богу; братия! отпустите меня с искренним благословением!“,– тогда все зарыдали, единодушно восклицая: „Господь благословит тебя, князь добрый!“ Он сошел со ступеней. Сыновья и бояре хотели вести его во дворец, но Михаил, к изумлению их, указал рукой на Лавру св. Афанасия. Приведенный в монастырь, был там пострижен епископом Арсением, назван Матфеем, и в седьмой день скончался, с именем князя умного, милостивого и грозного в похвальном смысле».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Иоанникий в 1748 перев. из Кизического; а 1754 – в Зилантов. Феофил Игнатович в 1754 перев. из Зилантова, а в сент. 1765 – в Саввин Сторожевский. [ Макарий , игум., в сент. 1765 прин. от Феофила.] Иероним Формаковский , из префектов акад., в 1766 и 67, перев. в Свияжский. Константин Борковский в 1767 перев. из Московского Даниилова, а 1772 – в Печерский Нижегородский. Платон Любарский 5 авг. 1772 перев. из Слободского Богоявленского, а 30 окт. 1785 – в Свияжский. Гедеон Замыцкий в исх. 1785 перев. из Московского Крестовоздвиженского, а 9 янв. 1790 в Свияжский. Амвросий Яковлев-Орлин 3 февр. 1790 перев. из Кизического, а в мар. 1794 – в Заиконоспасский. Арсений Домонт 20 мар. 1794 перев. из Нижнеломовского, а 25 июля 1797 – в Новгородский Вяжицкий. Ксенофонт Троепольский 7 февр. 1798 перев. из Зеленецкого, а 24 авг. 1799 – в Свияжский. Антоний Соколов произведён 30 авг. 1799, а 2 февр. 1808 хирот. в викария Новгородского. Епифаний Канивецкий 6 февр. 1808 перев. из Виленского Свято-Духова, а 26 мар. 1816 хирот. в еписк. Воронежского. Афанасий Протопопов 18 мар. 1816, из инспекторов С.-Петербургской духовной акад.; 28 июля 1817 перев. в Колязин. Феофан Александров 30 июля 1817 перев. из Домницкого, а 14 нояб. 1832 – в Донской. Стефан , в 1832–1844, 31 мая перев. в Мценский Петропавловский. Климент 31 мая 1844 перев. из Мценского Петропавловского; 1852 перев. в Новый Иерусалим. Иосиф , 1852. (Адрес-Календарь.) Григорий , архиерей Казанский, управлял 1853. Никодим , еписк. Чебоксарский, 1854–1861. Управлял иеромонах Иов 1862–69. 3 Зилантов (с Илантовы горы) Успенский, в Казани, основан около 1555 г. Третьеклассный. [IV, 182; VI, 519.] (Возведён в 2-й класс 24 окт. 1836). Игумены Иоаким , 12 июня 1560. Вениамин , 4 авг. 1574. Порфирий , 1574 и 75. Иродион , 28 февр. 1585. Герман , 1588. Антоний , 1593–99. Корнилий , 1603. Иосиф , 1606–1613. Геннадий , 1621–28. Никодим , 1632–36. Исаия , 1639 и 40. Савватий , 1642–44. Архимандриты Дионисий , с 1644 игум.; с 1652 архим. После перев. в Седмиезерный (?).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пред Тихвинскою иконою Божией Матери православные молятся о сохранении здоровья младенцев, для чего назначена особенная молитва. 26.06. Тихвинская-Переяславская В Переяславле посреди Троицкого Даниилова монастыря находится соборная одноглавая церковь , которая сооружена великим князем Василием Иоанновичем. На северной стороне церкви устроен придел во имя прп. Даниила, основателя обители. Придел сей сооружён в 1660 году с благословения патриарха Никона . В нем за левым клиросом находится чудотворная икона Тихвинской Богоматери, принесённая сюда преподобным Даниилом из Боровского Пафнутиева монастыря. Икона украшена среброкованою ризою и жемчугом. 26.06. Тихвинская- Цивильская Тихвинская- Цивильская В 1670 году, в октябре, шайка Стеньки Разина готовилась сделать нападение на г. Цивильск Казанской губернии. В ночь, накануне их нападения, одной вдове, Ульяне Васильевой, было видение от Тихвинской иконы, стоявшей в соборной церкви в Цивильске. Небесная Заступница повелела, чтоб осаждённые мужались, потому что Её предстательством разинская шайка не возьмёт города, и чтоб в благодарность за спасение жители выстроили во имя Божией Матери монастырь позади города, между реками Большой и Малой Цивилей, между болотом и Стрелецким лугом. Город не был взят, и жители устроили на указанном месте монастырь, а с чудотворной Тихвинской иконы Богоматери сделали верный снимок и поставили его в монастыре. 26.06. Тихвинская – на Красном поле В 1643 году новгородцам Димитрию и Василию Воскобойниковым во время шестинедельного плавания их по морю явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела взять Свой образ из земли иноплеменников и привезти в Россию, угрожая смертью, если не исполнят Её приказания. Шесть недель носило их по волнам морским и наконец их выбросило на Березовый остров (Биоркэ); они вышли на берег и, к ужасу своему, увидели, что из Тихвинской иконы сделаны двери чулана в доме латинского священника. Они выменяли у него эту икону за 15 любекских ефимков, взяли её с собою на корабль и, прибыв в Новгород, поставили её в Воскресенский монастырь, ныне Воскресенская приходская церковь на Красном Поле. Мера иконы – 2 аршина вышины и 1 аршин с четвертью ширины. 26.06. Тихвинская -в Афанасьевском монастыре

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Христом в акте рождения тело человеческое совершенно отлично от тела всех других людей: оно по существу своему нетленно и как таковое, оно было нетленным и до воскресения Спасителя. О существовании такого догматического заблуждения свидетельствует и Максим Грек 483 . Очень может быть, что он указывает здесь ни более ни менее как только на заблуждение своего друга Вассиана, назвать которого он здесь не хотел в виду тех крепких уз дружбы, какие связывали его с Вассианом. Вассиан вполне был убежден в правоте своего учения и потому на обвинение митрополита Даниила, назвавшего его учение древней ересью нетленно-мнимою и не без основания приравнивавшего ее к ересям Аполлинария, Валентина, Евтихия, Диоскора, к манихейской ереси в др., он настойчиво подтвердил его. – «Аз, господине, отвечал он на обвинение Даниила, как дотоле говорил, так и ныне говорю: плоть Господня нетленна до гроба и во гробе нетленна». – Это учение Вассиана есть в полном смысле ересь, в опровержение которой митрополит Даниил привел громадное количество свидетельств св. писания, св. отцов, разных церковных писателей, богослужебных книг и др., которые почти все повторяются в пятом слове Данииловского соборника 484 . Очень может быть, что самое чтение свято-отеческих аргументов, направленных против Вассиана, производилось по специально для этой цели составленному самим митрополитом слову, находящемуся в его соборнике. В ряду аргументов приведенных против, заблуждений Вассиана, находятся выдержки из Евангелия, апостольских посланий, но особенно много свидетельств представлено из святоотеческой литературы: Златоуста, Василий Великого , Афанасия Великого , Кирилла Александрийского , Иллариона – епископа Меглинского, Евтихия Константинопольского , Иоанна Никейского, Феофана творца канонов и др. В суде над Вассианом тем не менее ясно обозначается и личный двигатель, который руководил м. Даниилом, и под влиянием которого он старался, во что бы то ни стало, засудить Вассиана, что ему и удалось, благодаря тому, что за Вассианом, действительно накопилось не мало проступков и погрешностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

В 1312 г. в результате конфликта с новгородцами М. Я. вывел из Новгорода своих наместников и, перекрыв пути («Торжек зая и Бежичи и всю волость»), организовал хлебную блокаду Новгорода. После переговоров, на которые был отправлен новгородцами архиеп. Давид , князь «ворота отвори» и отправил в Новгород наместников. В 1314 г. уже новгородцы арестовали наместников М. Я. и ходили «ратию к Твери» в отсутствие находившегося в Орде князя. Попытки новгородцев посадить на стол князя Московского в 1316 г. привели уже к военному конфликту. 10 февр. М. Я., который пришел «со всею Низовьскою землею и с Татары» (НПЛ. С. 94), разгромил у Торжка новгородское войско. Наместник Юрия Данииловича, его брат Афанасий и новгородские бояре оказались в заложниках в Твери. «Кремник» Торжка М. Я. «повеле разнести» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 36). После этого была составлена новгородско-тверская договорная грамота (докончание), к-рая не сохранилась, а в 1317 г. была заменена другой, писавшейся при новом посольстве архиеп. Давида. Новгородцы выплатили за находившихся у М. Я. «в тали» (заложников) значительные средства. Церковная политика М. Я. в период его великого княжения отражена в письменных памятниках недостаточно полно. В 1305 г., когда умер св. митр. Максим, от Сев.-Вост. Руси на поставление новым митрополитом в К-поль отправился игум. Геронтий. Одновременно (или несколько ранее) в К-поль поехал свт. Петр как кандидат на Галицкую митрополию (см. Галицкая епархия ), к-рый был, однако, поставлен на Киевскую митрополию. События, развернувшиеся далее, известны из Жития св. митр. Петра, в к-ром М. Я. не упоминается ни прямо, ни косвенно. Тем не менее сложилось представление, что игум. Геронтий был непосредственной кандидатурой вел. князя. Аргументом в пользу этого служила информация, сохранившаяся в посланиях К-польского патриарха Нифонта I (1310-1314) и монаха «Богородицкой лавры» (тверского Отроча мон-ря) Акиндина к М. Я. Из посланий следует, что Петр на митрополичьей кафедре был для М. Я. нежелательной фигурой. В послании патриарха Нифонта говорится о том, что вел. князь вправе обвинять митрополита и ждать разбирательства от патриарха, по результатам которого, пишет Нифонт, если тот не исправится, «другого поставим, кого въсхочет твое боголюбьство» (ПДРКП. 16. Стб. 149). В Киприановской редакции Жития о Геронтии говорится, что «не достоит миряном избрания святительския творити» ( Клосс. С. 40). Эта информация свидетельствует о том, что он был кандидатом М. Я.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010