Вот запись в УЕВ о рукоположении о.Николая Милицина: " Псаломщик-диакон градо-уфимской Крестовоздвиженской церкви Николай Милицин, по рукоположении в сан священника, согласно прошению, от 17 марта с.г. определен на штатное священническое место к Михаило-Архангельской церкви села Михайловки Бирского уезда " (УЕВ 1909 с.354-355). Сохранившаяся в нашем архиве фотография от 2 мая 1909 года снята вскоре после рукоположения (фото 3). Фотографировался дед, конечно же, в фотоателье О.Ф.Герман. Подписано фото Екатерине Афанасьевне Беккаревич, двоюродной сестре Юлии Данииловны. Михайловка-Рухта После рукоположения, согласно прошению, 17 марта 1909 года молодой священник был определен на штатное священническое место к Михаило-Архангельской церкви села Михайловка Бирского уезда. Село Михайловка-Рухта было одним из беднейших в Бирском уезде, и дед, конечно же знал это, когда подавал прошение об определении в это село. В Михайловке он стал не только настоятелем церкви, но и заведующим местной церковно-приходской школой. 22 ноября 1909 года, примерно через полгода после начала служения моего деда, в Михайловке произошло большое для села событие - после торжественного богослужения в местной церкви при громадном стечении молящихся состоялся крестный ход с иконами в местную церковно-приходскую школу для освящения написанной на средства жертвователей иконы Св. и Чудотворца Николая и Св. Благоверного Князя Александра Невского. Известно об этом событии стало из заметки, опубликованной в Уфимских Епархиальных Ведомостях 1909 24 стр. 1279-1281. В заметке написано о краткой речи, сказанной перед освящением иконы местным священником и заведующим церковно-приходской школой о.Николаем Милициным. В Михайловке у Милициных родились два сына - Константин 1909 г.р. и Николай 1910 г.р., которые были крещены в Михаило-Архангельской церкви с.Михайловки: Константин - родился 1, крещен 12 июля 1909 года. Родители: села Михайловки Михаило-Архангельской церкви священник Николай Васильев Милицин и законная жена его Иулия Даниилова, оба православные. Восприемники: губернский секретарь Петр Григорьев Мамыкин и дочь священника девица Ангелина Николаева Милицина. Крестил Константина священник села Ключей Бирского уезда Николай Назаретов и и.д.псаломщика Михаил Архангельский.

http://pravoslavie.ru/106526.html

Рукоположение во диакона 29 августа 1900 года В том же 1900 году, 29 августа, состоялось еще одно важное событие в жизни Николая Милицина, он был рукоположен во диакона. " Исправляющий должность псаломщика Пантелеимоновской церкви с.Симбугино, Уфимского уезда, Николай Милицин, Его Преосвященством, 29 августа 1900 года, рукоположен в сан диакона с оставлением в должности псаломщика при той же церкви " (УЕВ 1900 года стр.639). Рукополагал Николая владыка Антоний (Храповицкий), епископ Уфимский, будущий митрополит Киевский и глава Русской православной церкви за границей. 14 июля 1900 года он был назначен Святейшим Синодом Епископом Уфимским и Мензелинским, и пребывал в этом назначении до 27 апреля 1902 года. После Октябрьского переворота в 1920 г. Еп.Антоний эмигрировал и сыграл выдающуюся роль в создании Русской Православной Церкви в изгнании, став ее бессменным руководителем. Вновь Уфа. Никольская церковь. Рождение Ангелины. В 1902 году о.Николай Милицин был переведен из Симбугина в Уфу. Вот запись об этом перемещении в Уфимских епархиальных ведомостях: " Псаломщик-диакон Пантелеимоновской церкви с.Симбугина, Уфимского уезда, Николай Милицин, резолюцией Его Преосвященства от 3 декабря, переведен тем же званием к Никольской г.Уфы церкви. " (УЕВ 1902 стр.1598). Во время служения деда в Никольской церкви родилась старшая дочь Милициных Ангелина. Вот Запись в Метрической книге Никольской градо-Уфимской церкви : " Ангелина родилась 12, крещена 18 марта 1903 года. Родители: Диакон градо-уфимской Никольской церкви Николай Васильев Милицин и законная жена его Иулия Даниилова, оба православные. Восприемники: коллежский секретарь Николай Афанасьев Беккаревич и жена священника Екатерина Витальева Полозова. Таинство совершил протоиерей Николай Соколов с диаконом Александром Красновым " . Троицкая церковь. Рождение Елены. В 1903 году диакон Николай Милицин был перемещен к Троицкой градо-Уфимской церкви. Вот запись об этом перемещении в УЕВ : " Псаломщик-диакон градо-уфимской Никольской церкви Николай Милицин, согласно прошению, резолюцией Его Преосвященства от 7 ноября, перемещен на псаломщическое место к Троицкой церкви г.Уфы " (УЕВ 1903 стр.1601).

http://pravoslavie.ru/106526.html

В Иглино родилась дочь Милициных Вера, крестным которой стал Епископ Акмолинский Мефодий. Вот запись о ее рождении в Метрической книге церкви с. Иглино: " Вера - родилась 21, крещена 23 июля 1913 года. Родители: Села Иглина Михаило-Архангельской церкви священник Николай Васильев Милицин и законная жена его Иулия Даниилова, оба православные. Восприемники: Епископ Акмолинский Мефодий Викарий Омской Епархии и дочь чиновника девица Вера Афанасьева Беккаревич. Крещение совершил священник села Алаторки Василий Щеглов с местным причтом. " Во время служения в Иглино о.Николай был членом Иглинской вольно-пожарной дружины, сведения об этом есть в Адрес-календарях Уфимской губернии на 1913 и на 1914 годы. Отец Николай, 1913 год. Последняя фотография. 1913 год был для деда знаменательным. В этом году о.Николай удостоился аудиенции у Государя Наследника Алексия и был награжден золотыми часами из кабинета Государя. Также, как и все священство, он был награжден Крестом для духовенства " В память к 300-летия царствования Дома Романовых " . Как истинный патриот и монархист, мой дед, конечно же, всей душой был горд и счастлив за свою страну. Все его помыслы были о служении Богу, Государю и русскому народу. По случаю получения наград Николай Васильевич сфотографировался (фото 6). Эта фотография стала последней из имеющихся у нас.      На этом фото о. Николай запечатлен с Крестом «В память 300-летия царствования Дома Романовых», медалью " В память 25-летия церковно-приходских школ " и пожалованными Императрицей золотыми часами из Кабинета Государя. Последняя фотография стала для нас, потомков, присягой верности Господу и Его Помазаннику, духовным завещанием  деда о невозможности предательства, каким бы ужасом ни угрожал антихрист. Верность Богу, Царю и Отечеству стала вскоре не просто словами - она стала делом, за которое платили жизнью. 1913 год. Кожевенный выселок, 3. Несмотря на то, что прослужил дед в Крестовоздвиженской церкви недолго, оказалось, что наша семья была связана с ней гораздо более прочными и долговременными узами - я предполагаю, что до 1919 года. Связь эта заключалась в том, что семья проживала в доме Крестовоздвиженской церкви и после того, как о.Николая переместили в село Михайловку, а оттуда в Иглино и Шестаево. Открылось это благодаря " Справочной книге Уфы с приложением плана " за 1913 год, в которой имеются сведения о проживании семьи Милициных в Уфе  все по тому же адресу - ул. Кожевенный выселок,3.

http://pravoslavie.ru/106526.html

Когда иго Монгольское наиболее тяготело над Русскою землею (1308 г.), и меркла слава Князей ее в постыдных междоусобиях, Св. Митрополит Петр был истинным блюстителем и утешителем своей паствы. Волынец родом, он с юных лет облекся в иночество и правил малою, им основанною обителью Ратскою на родине; там слава его добродетелей достигла до внука Даниилова, который с титлом Короля Русского, обладал всем юго-западом Руси и землями Литовскими, ибо сын языческого властителя Миндовга, Воишелг, против воли отца приняв и распространив Христианство в своей земле, сам заключился в монастырь, и уступил свое наследие родственным Князьям Галича. Но могущество их державы было кратковременно: другой сильный язычник, Гедимин, утвердился в Вильне и скоро исторг Киев и всю восточную часть княжения из рук слабых сыновей Юрия, с коими пресекся славный род Романа Галицкого; а западные его области сделались достоянием Польши, и оттоле влияние Римской Церкви, при языческом равнодушии Гедимина и сына его Ольгерда, распространилось на Заднепровские пределы. Юрий, подобно великому деду, желал иметь у себя Митрополита, и услышав, что некто игумен Геронтий, самовольно пошел из Владимира в Царьград, искать посвящения в сан первосвятительский, убедил смиренного Петра, для блага Церкви, идти также с его грамотою к Патриарху. Избранный Юрием был посвящен святейшим Афанасием в Митрополиты всея Руси. Но пришедши на свой престол, Св. Петр увидел древнюю столицу забытую Князьями, всю же жизнь государства сосредоточенную на севере, и не предпочел частной пользы своей родины общему благу Церкви. Подобно предместнику Максиму переселился он во Владимир, хотя и не преставал странствовать по России, чтобы устроять дела церковные, ставить Епископов и мирить Князей. Ревность его к утолению междоусобия Князей Брянских едва не стоила ему жизни; он спасся в соборном храме. Скоро по своем пришествии Митрополит Петр имел случай вполне оказать высоту Христианского смирения. Епископ Тверской Андрей, сын Литовского Князя, завидуя его возвышению, оклеветал пред Патриархом, который прислал своего сановника судить Петра. В Переяславле Залесском открылся собор, на коем присутствовали Епископ Ростовский Симеон с обвинителем, почетным духовенством и Князьями. Мало заботясь о временном величии, Митрополит сказал собору: «я не лучше Пророка Ионы, если меня ради сие волнение, изгоните меня и молва утихнет». Когда же просияла его невинность, кроткий Святитель отмстил клеветнику сими словами: «мир тебе, чадо! не ты сие сотворил, но изначала завидующий роду человеческому диавол; ты же храни себя отныне, а мимошедшее да простит тебе Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Спустя некоторое время, лукавый враг возбудил зависть к святому Петру в Андрее, епископе Тверском который, не обуздывая языка своего, стал распространять о праведнике ложные изветы и, написав много ложных и хульных слов, послал к святейшему патриарху Афанасию. Удивился патриарх и счел это невероятным, однако послал одного из церковных клириков в землю русскую, и тогда созван был собор в городе Переяславле На соборе том присутствовали епископ Ростовский Симеон, преподобный Прохор, игумен Печерский, князья, бояре, священники, иноки и великое множество других. Когда призван был на собор Тверской епископ Андрей, стали расследовать дело, и когда выступили против Петра лжесвидетели, произошло великое смятение. Виновник зла не утаился, но перед всеми был обнаружен. Злоба и клевета Андрея были обличены, и лживый клеветник перед всеми был посрамлен и уничижен. Святой же Петр не сделал ему никакого зла, но простил и, довольно всех поучив, отпустил с миром собор. Сам же прилагал к трудам труды, умножая во сто данный ему талант и являясь отцом для сирот. В то время появился некоторый еретик Сеит который проповедовал противное Церкви Христовой и православной вере учение; святитель Божий предал его отлучению, — и злонравный еретик погиб вскоре злою смертью. После сего угодник Божий Петр прибыл в славный город Москву, которая в то время находилась во владении благоверного великого князя Иоанна Данииловича украшенного всякими добродетелями, милостивого к нищим и духовенству, любившего храмы и прилежавшего к священным книгам. Святитель очень полюбил его и начал жить в том городе больше, чем в иных местах Советовал он благоверному князю построить в Москве каменную церковь во имя Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, так убеждая его: — Если ты послушаешь меня, сын мой, и создашь храм Пресвятой Богородице, то и сам прославишься больше князей других и город твой будет прославлен: святители поживут в нем и взыдут руки его на врагов его и Бог в нем прославится, и кости мои здесь положены будут.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Преемник Варлаама – Вассиан увеличил монастырскую недвижимость на две вотчины. В 156 / 1 (7069) году от Ивана Семейки Дмитриева, сына Лихорева, он получил вотчинную деревню Лукину гору в Белозерском уезде в Надпорожском стану в Федорове слободке 1093 . Другую вотчину игумен купил в 7069 (156 / 1 ) году у князя Даниила Данииловича Ухтомского: именно: в Романовском уезде, в Пошехонье на Ухтоме деревни – Горку, Дыланово, Оберучево (или Беручево), починок Вакорино «с угодьями за 100 рублей московских» «да пополнка вол» 1094 . Таким образом, в течение 25 лет, начиная со времени игуменства Афанасия, и кончая игуменством Вассиана, Кирилловская братия приобрела 14 сел, а на покупку истратила до 3,683 рублей московских. Но количество приобретенных земель каждым из перечисленных игуменов далеко уступаю тем результатам которых достигла деятельность игумена Кирилла II (1564–1572) и его преемника Космы. Время управления их монастырем было наиболее кипучею эпохою в истории развитая кирилловских владений. Монастырь скупал тогда земли и на крайнем севере, и в пределах центральной Руси, спешил закреплять за собою не только вотчины, но и черные участки, прибегая иногда даже к фиктивным сделкам. Можно полагать поэтому, что не без генетической связи с историей кирилловской вотчины, было самое появление запретительных указов 1572 и 1580 годов. При игумене Кирилле, 15 февраля 1566 (7074) года, у князя Петра Александровича Ухтомского было куплено (с разрешения царя) село Семеновское (в Пошехонье) с церковью, 10 деревнями, 1 починком и 1 пустошью за 500 рублей денег, «пополнка мерин и однорядка». На деле монастырь владел этим селом с 1564 года, пользуясь его доходами вместо процентов 1095 , но теперь закрепил его за собою посредством купчей 1096 . В том-же году (1567) 26 июня старица Евпраксия, Яковлевская жена Микифорова, дала по муже своем пол деревни в Карголоме Часовнинские 1097 . Кроме того в 156 6 / 7 (7075) году Кириллов монастырь получил данную от Ивана Петрова Федорова на старинную его Белозерскую вотчину село Воскресенское на Белоозере («а в селе церковь Воскресение Христово, да теплая церковь Никола Чюдотворец») и на ту половину всех деревень в его вотчине 1098 , которая примыкала к Романовой Слободке 1099 . По условию во владение вкладом монастырь мог вступить лишь по смерти вкладчика 1100 , который умер вероятно в конце 1568 года 20 ноября этого года, по приказу Ивана IV, велено было отделить Кириллову монастырю половину деревень Федоровой вотчины 1101 , который с 19 декабря 1568 года (7077) 1102 и стал фактическим владельцем села Воскресенского 1103 , 38 деревень и 9 починков, на которых было 144 двора, 8 дворов пустых, 144 человека, пашни 628 четвертей, сена 568 копен и 15 возов, вытей («с поповскою деревнею») – 55 1104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

  Митрополит Максим. Преемник Кирилла блаженный Максим, родом грек, прибыл из Греции в 1283 году и тогда же отправился в Орду за утверждением в своем сане от хана. И он должен был вести странническую жизнь подобно предшественнику, пока в 1299 году совсем и «с клиросом своим» не поселился во Владимире. Житие его повествует, что по прибытии в этот город сама Богоматерь явилась ему во сне, одобрила его намерение поселиться в Ее граде и дала ему омофор, который чудесно остался у него в руках по пробуждении. Так сделан был первый решительный шаг к перенесению митрополии на север. На юге, в Галиче, должны были, конечно, дурно отнестись к этому переселению митрополита. И действительно, еще при жизни Максима († 1305) между югом и севером видим следы соперничества из-за митрополии, которое с течением времени все разрастается и ведет к разделению Русской церкви на две половины. Из росписей кафедр константинопольской патриархии и ее актов XIV века видим, что еще в 1303 году греки учредили в Галиче особую митрополию; известно имя и первого митрополита галицкого — Нифонта. Виновником ее учреждения житие святого Петра выставляет великого князя Юрия Львовича, управлявшего Волынью и Галичем, внука Даниилова, который «восхоте Галичскую епископию в митрополию претворити». После Нифонта он отправил в Царьград другого своего кандидата на эту митрополию, святого Петра. Но патриарх Афанасий (в 1308 году) поставил Петра митрополитом не галицким, а всея России, на место скончавшегося митрополита Максима.   Святой Петр. Был родом из Волыни, с 12 лет поступил в монастырь и удивлял братию своим послушанием и подвигами, потом после многих лет монастырского подвижничества ушел в уединение на р. Рату и основал свой монастырь. Сделавшись митрополитом, он только проездом остановился в Киеве и отправился прямо на север. В северной Руси шла тогда сильная борьба из-за великокняжеского достоинства между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Став на стороне Юрия, митрополит на первых же порах возбудил против себя вражду в Твери.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Так, в первый раз упоминаются: в 1262 г. монастырь Полонинский в городе Полонном (между Владимиром и Луцком) , где подвизался некто Григорий, славившийся редким благочестием и бывший наставником в монашеской жизни литовскому князю Воишелгу; 1268 г.— монастырь святого Даниила в Угровеске — городе, основанном великим князем Даниилом, вероятно им же основанный во имя его ангела, и монастырь святого Михаила во Владимире Волынском, бывший местом несчастной кончины Воишелга. Сын Даниила Романовича Лев, княживший во Львове, основал два монастыря: Георгиевский в предместии этого города, по завещанию дяди своего Василька, скончавшегося в 1269 г., и Спасский близ Самбора, где и сам был погребен (в 1301 г.). Племянник Даниилов, сын Василька Владимир († 1288), княживший во Владимире Волынском, создал «монастыри многи» и в числе других монастырь святых апостолов в самой своей столице, которому пожертвовал село Березовичи. К концу XIII в. один скромный инок по имени Петр, впоследствии митрополит Киевский, создал монастырь Ратский на реке Рате в Галиции . С 1340 г., когда значительная часть Волынско-Галицкого княжества подпала владычеству Польши и потом переходила во власть то венгров, то литовцев, то опять поляков, обстоятельства в этой стране сделались менее благоприятными как для православия вообще, так и для православных обителей. Впрочем, по местам мы встречаем в ней и теперь разные монастыри, которые прежде почти все были нам неизвестны. В 1407 г. Владислав Ягайло, король польский, утвердил своею грамотою за владыкою Перемышльским Афанасием и его преемниками находившиеся в области Перемышльской и Самборской монастыри: Грушевич, Микулич (Николаевский), Святого Спаса, Сусанны, Смольницкий, Лавров, святого Онуфрия и, как сказано в грамоте, «все другие монастыри, какие были подвластны владыке». Из числа этих монастырей Спасский Самборский и Лавров упоминаются также впоследствии в одном акте 1422 г., и первый, вероятно, есть тот самый, который основан галицким князем Львом Даниловичем.

http://sedmitza.ru/lib/text/435888/

Васенко, исследователя Степенной книги, свидетельствующие о ее популярности в древнерусской книжности. «Появление в короткое время нескольких типов списков Степенной указывает на усиленное ее переписывание сразу после окончания этого произведения. Зная деятельность митрополита Макария и средства, какими он располагал, исследователи русской старины поймут без сомнения всю неминуемость этого факта, тем более, что новинка была, конечно, по сердцу Иоанна Грозного. Не ослабел интерес к Степенной и в XVII-XVIII веках, что доказывается многочисленными списками её, дошедшими до нашего времени» 63 . «При том следует иметь в виду, что отдельные статьи Степенной служили для пополнения такого агиографического сборника, как Чети-Минеи священника Иоанна Милютина. Туда вошли между прочим взятые из Степенной жития св. Владимира, Изяслава Ярославича и Ярополка Изяславича, Ивана Данииловича и других» 64 . Последнее замечание весьма важно, так как в нем можно усматривать последующую преемственность в просветительных начинаниях митрополита Макария. Этот очень важный момент выпадал из поля зрения исследователей, и создавалось впечатление обрыва в культурной жизни русского общества, который был вызван кончиной «чудного», по отзывам современников, митрополита Макария. Повесть о кончине митрополита Макария обнаружена нами в списках XVII века в составе Хронографа редакции 1599 года 68 . Данная редакция Хронографа интересна ещё и тем, что в ней сохранилось послание митрополита Макария к своему преемнику по Новгородской кафедре, архиепископу Феодосию, о совершенном царском венчании Uoahha IV 69 . Это, в свою очередь, наводит на мысль, что редакция Хронографа 1599 года имеет близкое отношение к литературному кругу митрополита Макария. В основу этой редакции и близкой к ней 1601 года положен не дошедший до нас, так называемый Пространный Хронограф, по классификации О. Творогова. Последний считает, что составитель данной редакции Хронографа принадлежал к категории тех книжников XVI в., которые выступали против «неполезных повестей» и «писаний внешних», предпочитая им «Божественные Писания» 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Сохранился фундамент Рождественской церкви. Сведения о преподобном отце нашем Данииле Шужгорском 1 Память его празднуется месяца сентября в 21-й день † XVI Преподобный Даниил был родом из пределов Московских. Пострижение в иноческий сан он получил в Комельском монастыре преподобного Корнилия. (Комельский монастырь основан преподобным Корнилием в 1498 г. Существует до сих пор и находится в Грязовецком уезде Вологодской губернии, в 6-ти верстах от города Грязовца. Память преподобного Корнилия 19 мая.) Отсюда преподобный Даниил ушел для подвигов в безлюдную и лесистую местность, на гору, называемую Шужгорской, и основал здесь свой монастырь. (Шужгорский Даниилов-Спасо-Преображенский монастырь Новгородской губернии, Белозерского уезда, в 59-ти верстах к юго-западу от г. Белозерска. В 1764 г. был обращен в приход, известный теперь с именем погоста Спасо-Шужгорского, или Шушигоры.) Время жизни подвижника относится к XVI столетию. Празднование преподобному Даниилу местное. Его мощи почивают под спудом за правым клиросом, в бывшей монастырской, а теперь приходской церкви в честь Преображения Господня. Тропарь и Кондак общие. Сведения о преподобных отцах наших и Важеозерских, Задне-Никифоровских 8, 9 и Афанасии, Дионисии, Игнатии, Корнилии, Леониде, Феодоре, Ферапонте Островских, Оятских, 8, 9 учениках прп. Александра Свирского Память их празднуется месяца августа в 30-й день † XVI Многие из учеников преподобного Александра Свирского прославились подвигами благочестия: в бывшей Оредежской пустыни – ученик его преподобный Макарий, основатель пустыни, почивший в 1532 г.; в Важеозерской Спасской пустыни, в 12 верстах от Сиверского монастыря, почивает сподвижник его и основатель пустыни преподобный Никифор; а выше поименованные семь преподобных подвизались, почили и погребены в Оятской пустыни (И. П. Барсуков). 8 Никифор, преподобный, монах, ученик преподобного Александра Свирского , основал в половине XVI столетия пустынь во имя Спаса, находящуюся в 54 верстах от города Олонца, известную под именем Задне-Никифоровской. Пустынь сия в начале XVII века была разорена литовцами. Потом возобновлена и приписана в 1723 г. к Сяндемской пустыни. В 1764 г. обращена в приходскую церковь и приписана к Коткозерскому приходу; наконец, в 1800 г. приписана к Свирскому монастырю. Близ этой пустыни, в горе (в пещере), почивают мощи преподобного Никифора и Геннадия, сотрудника его, в часовне, в честь основателя поставленной. В Задне-Никифоровской пустыни лежат еще мощи преподобных: Игнатия, Леонида, Дионисия, Феодора, Ферапонта, Корнилия и Афанасия – учеников Александра Свирского . О житии и подвигах сих иноков достоверных сведений нет. 9

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010