Еще раньше Иоанн креститель, «за истину пострадав», «благовестил и сущим во аде Бога, явльшагося плотию» (тропарь). Пришел обетованный Мессия, всеми пророки чаемый Христос. Господь сокрушил «вечныя вереи» ада и избавил от уз тех, которых, по замечанию святителя афанасия александрийского , «во время жизни их во плоти соблюл благодатью своей в вере и благочестии». Хотя, как говорит святитель Филарет Московский , «патриархи, пророки и праведники ветхого Завета не были погружены в глубокой тьме, в которой погрязают неверующие и нечестивые, однако и не выходили из сени смертной, и не наслаждались полным светом: они имели семя света, т. е. Веру во Христа грядущего, но только Его действительное к ним пришествие и прикосновение Божественного света Его могло засветить их светильники светом истинной небесной жизни». Исполнились пламенные желания ветхозаветных праведников, умерших в вере, но не получивших обетований во время своей земной жизни издали и в тени прообразов и вещаний пророческих зревших день Христов ( Ин. 8, 56 ; Евр. 10, 1; 11, 13 ). Сколько прошло томительных веков ожидания для патриархов и пророков, заключенных в месте, откуда, казалось, не было выхода! явившись среди узников преисподней, Христос, по изображению преподобного Ефрема Сирина , «видит адама, обливающегося слезами; видит авеля, покрытого кровью, как багряницей; видит ноя, украшенного праведностью; видит сима и иафета, украшенных почтительностью к отцу; видит авраама, увенчанного всякими добродетелями; видит лота, подвизающегося в гостеприимстве; видит исаака, цветущего постоянством; видит Иакова, сияющего терпением; видит иова, подобного борцу, уготовавшемуся на ратоборство; видит Финееса, вооруженного копьем ( Чис. 25, 7 ); видит Моисея, посвященного Божиими перстами. Приходит к Навину, и он окружен воинствами; подходит к самуилу, и он блистает помазанием царей; идет к Давиду, и он погребен со псалтирью; приступает к Елисею, и он облечен в милоть. исаия с радостью показывает главу, отделенную у него пилой. иона славится спасением ниневитян, Иеремия умащен тиной из рва. Светозарны очи иезекиилевы от страшных видений. На ногах Данииловых свежи еще лобзания львов. Тела бывших в пещи искрятся огнем. Дружина Маккавеев окружена орудиями мучений. глава крестителева сияет усекновением. Видит и святых жен, которые ни в чем не уступили мужам: видит сарру, сияющую авраамовской верой; видит ревекку, процветающую благотворным напоением из водоноса; видит рахиль, в браке сияющую целомудрием; видит матерь противоборных мучителю оплотов, остененную седмью сынами; видит всякого праведника, взирает на всякого пророка, – и проповедает: се Аз».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Боговенчанный же и великий князь Иоанн Васильевич, всея России самодержец, виде небрегомо место оно Данииловское, яко забвению подлежимо, идеже бяху честныя мощи блаженного сего и великого князя Даниила, и устави по вся лета сам приходити на место то, такожде и митрополиту со освященным собором и понахиды и службы яже о нем совершати. И повеле церковь каменну (л. 130 об.) поставити, и монастырь воздвигнути, и келлии возградитии и иноков собрати, и общее житие составити, еже и бысть благодатию Христовою и молитвами святого и блаженного великого князя Даниила, его же ради, Христе Боже наш, помилуй нас, ныне и присно и во веки веков. Аминь. В рукописной Степенной XVI – XVII в. собрания Пискарева, 612, в конце сей главы приписано на л. 509 и об.: И еже о блаженном великом князе Данииле сказание еже во древних летописаниях явлено: сие и зде предложи, к сим же да рекутоя и прочая повести иже во днях его содеяшася.-Эти приписки есть и в печатной Степенной 1775 года. Подобное сказание есть в Милютинских Четьи-минеях, в житиях рукописей Ундольского и Румянцевского музея. Л. 131. О зачатии царствующего града Москвы, како исперва зачася. Глава 11 (Л. 139 об.) Приидя из великого нова града в Володимир великий князь Александр Ярославич, и пойде во орду к Батыю, видев же его Батый, удивися (л. 140) величеству и доброте его и, почтив его, отпусти. В лето 6771 (1263), ноембрия в 14 день преставися великий князь Александр Ярославич Невский в схиме, и положен бысть в Володимере в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, сего сынове: Василий, Димитрий и Андрей, Даниил Московский, – и по нем начаша княжити в Российской земле братия и сынове его. В таже лета быша на Российскую землю от татар насилства и зла многа, быша же сынове великого князя (л. 140 об.) Даниила Московского: Юрий, Александр, Борис, Иоанн, Афанасий, – бысть же княжение сынов Александровых и великого князя Даниила Московского лет 40. Сей великий князь Даниил паче возлюби на Москве жительствовати, и созда град Москву паче перваго и жители насели, бе бо добродетелен и нищелюбив по премногу, и к Богу имяше веру велию, и молитвы и слезы велии, и от того времени прославися и паче Москва (л. 141) град, поживеже на Москве великий князь Даниил Александрович, лет 12 19 и преставися в лето 6811 (1303) месяца марта в 4 день и положен бысть в своем Данииловском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Первые попытки к отделению южно-русской митрополии от северной. – Ко времени самостоятельности Галицко-Владимирского княжества относятся первые попытки к отделению южнорусской митрополии от северо-восточной и к образованию в южной Руси самостоятельного церковного управления. Первая такая попытка явилась в начале XIV века, при поставлении в митрополиты Петра в 1308 г. Примечание. Свидетельства и памятники, которые указывают на существование южно-русской митрополии до XIV в., по ближайшем рассмотрении их оказываются подложными; именно: 1) грамота князя Романа галицкого, данная будто бы в 1240 г., в Львове, Печерскому монастырю на землю Забудецкую, в которой между «послухами» (свидетелями) поставлен митрополит галицкий Голохтион» 10 ; 2) грамота князя Льва Данииловича галицкого, данная будто бы в Львове, 8-го октября 1291 г. монастырю св. Спаса на село Страшевичи и на другие имения. «Притом были митрополит галицкий скрылоса и владыка перемышльский Ларион»; 3) грамота того же князя, данная в тот же день, при тех же свидетелях, в Перемышле, в пяток, владыке Антонию на владение Лавровым монастырем. Между свидетелями поставлен митрополит галицкий скрылоса Антоний. 11 3) грамота того же князя 1302 г. марта 8-го, галицкому митрополиту Григорию и соборной церкви Успения в Крылосе, на владение землями. Свидетелями поставлены киевский митрополит Киприан и перемышльский владыка Иларион. 12 Несмотря на подлог этих грамот, галицкие историки ссылаются на них для подтверждения стародавности галицкой митрополии и, чтобы в этой неверности сохранить последовательность, ставят в каталоге киевских митрополитов между Максимом и Петром – Киприана I; между тем как в 1302 г. митрополией управлял еще Максим († 1305 г.), а Киприан посвящен в митрополита только в 1376 г. 13 Первые достоверные сведения о попытках в учреждении особой южно-русской митрополии относятся к началу XIV века. В Киприановом житии св. Петра говорится, что галицко-владимирский князь Юрий I Львович «восхоте галицкую епископию в митрополию претворити» и отправил ратенского игумена 14 Петра в Царьград для посвящения в митрополита. Патриарх Афанасий в 1308 г. посвятил его, но не в галицкие, а в Киевские митрополиты для всей России. Галицкая и вся южно-русская церковь сохранила с ними общение и после того, как он переселился во Владимир (1309 г.) и потом в Москву (ок. 1325 г.). Преемник его, митрополит Феогност, жил несколько лет (1329–1331) в юго-западной России и там, во Владимире-Волынском, вместе с епископами владимирским, полоцким, галицким и холмским, рукоположил избранного новгородцами на епископский престол иерея Григория Калику, принявшего в монашестве имя Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

По совету Галицкого князя Юрия игумен Петр также отправился к Константинопольскому Патриарху для принятия святительской кафедры. Бог избрал для окормления Русской Церкви святого Петра. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: " Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии " . Слова Божией Матери в точности исполнились: Патриарх Константинопольский Афанасий (1289-1293) с собором возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием. По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир. Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству. В 1312 году святитель совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства. В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Данииловича Калиты (1328-1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. По его благословению в Московском Кремле в августе 1326 года был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это было глубоко знаменательное благословение великого первосвятителя Русской земли. 21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил.

http://patriarchia.ru/db/text/908880.htm...

СПАСА, на ГОРОДИЩЕ, древняя церковь , близ Новгорода. Здесь погребен князь Афанасий Даниилович, сын св. Даниила Александровича Московского. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, на ГОРОДИЩЕ, ц. близ Новгорода, построена в 1165 году князем Святославом Ростиславичем. ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, собор, в уездном городе Тихвине. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, называемая Стокгольмскою, и привезенная сюда в XVII веке Тихвинскими купцами из Стокгольма. Олонецкой губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ТРОИЦКИЙ-АЛЕКСАНДРО-СВИРСКИЙ, общежительный, 2 класса, находится под управлением архимандрита – в уезде городе Лодейное Поле, от Олонца в 35, а от реки Свири в 6 верстах, на берегу озера Рощинского. Сия обитель, состоящая из двух отдельных монастырей, один от другого во 130 саженях, основана в XV веке Преподобным Александром Свирским , который, быв пострижен в Валаамском монастыре, поселился здесь, 1487, в совершенно-необитаемом месте, и по семилетней уединенной жизни , построил, 1494, Троицкий монастырь, именуемый ныне старым, для отличия от Преображенского, который, как видно, основан гораздо позднее, на месте уединенной кельи Преподобного, где он был, по его завещанию, погребен. В Троицком старом монастыре четыре церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, с приделом апостолов Петра и Павла; она построена первоначально деревянная, в 1506, Преподобным Александром; а каменная воздвигнута чрез несколько лет, по усердию в. к. Василия Иоанновича, при жизни же Преподобного. 2) Покрова Богородицы, построенная св. Александром. 3) Иоанна Дамаскина ; и 4) Усекновения главы Иоанна Предтечи. В Преображенском монастыре также четыре церкви: 1) Соб. Преображения Господня, с приделом Преподобного Александра Свирского , в которой, по правую сторону главного алтаря, почивают его святые мощи открыто, в серебряной вызолоченной раке, устроенной в 1644 году. Храм сей сооружен каменный, в 1613, и перестроен, по повелению царя Алексия Михайловича, в 1641 году; при чем обретены нетленными и самые мощи св. Александра. 2) Захарии и Елисаветы, теплая. 3) Введения Божией Матери, над папертью. 4) Николая Чудотворца, на св. вратах. – Ежегодно, в день Пятидесятницы, пред литургиею, мощи св. Александра переносятся из Преображенского в Троицкой монастырь, где в главном храме ставятся на уготованное место и, по окончании литургии, после торжественного молебствия, возвращаются опять в Преображенскую обитель; это перенесение мощей установлено в 1820 году архимандритом Товиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

(Странник Новгородского монаха Стефана содержит в себе описание не только Константинополя, но и Иерусалима, в котором он также был; но его описание Иерусалима есть простое сокращение Паломника Даниилова. Описание иеродиакона Игнатия читается внесённым в Никоновскую летопись, как часть его путевых записок, о которых сейчас ниже). Описание Афона, читаемое у иеродиакона Зосимы, очень кратко и состоит только в поименовании двадцати двух афонских монастырей. Странно, что ни Зосима не распространяется сколько-нибудь об Афоне, и что никто другой не составил его описания. Может быть, это должно объяснять так, что в общем Афон был более или менее известен Русским, а что описывать его частнейшим образом не находили нужным. Не имев большего значения для своих современников описания не бесполезны для нас в научном отношении: находим в них некоторые важные для нас заметки исторические и можем также извлечь некоторую пользу из их указаний топографических. (В „Русском Филологическом Вестнике”, издаваемом в Варшаве А. И. Смирновым, 1885г. (том XIII, год 7) напечатано: „Хождение архимандрита Грефения [Агрефения), обетели пресвятыя Богородица”. [Около 1370г. Издано также в XLVIII выпуске Православного Палестинского Общества]. [Хожение священноинока Варсонофия ко св. граду Иерусалиму в 1456, 1461–1462 годы напечатано в XLV выпуске Православного Палестинского Общества. М. 1896г.]. (В 1558г. архидиакон Новгородский Геннадий послан был на Восток писать тамошние обычаи, – 2 Новгородская летопись в Собрании летописей III, 159). [Ср. 1 половины тома стр. 847–848 и стр. 894 ]. [Хождение купца Василия Позднякова, 1558–1561г., напечатано в XVIII выпуске Православного Палестинского Общества]. Три путевые записки принадлежат: помянутому выше иеродиакону Игнатию, неизвестному по имени чиновнику Суздальского епископа Аврамия, сопровождавшего митрополита Исидора на Флорентийский собор и Тверскому купцу Афанасию Никитину. Игнатий, вместе со своим Смоленским епископом Михаилом, сопровождал митрополита Пимина в его третье путешествие в Константинополь, предпринятое 13 Апреля 1389г. Отправляясь из Москвы, митрополит поручил своим спутникам вести путевые записки: это и сделал наш иеродиакон, ведши дневник пути (лежавшего через Орду на Азов) от Москвы до Константинополя. В дневнике не только перечисляются места, которыми ехал митрополит, но отчасти и описываются, каковые описания не совсем безынтересны. Весьма интересное дополнение к дневнику составляет описание коронации императора Мануила, которая имела место в бытность Игнатия в Константинополе, и которую он видел своими глазами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Никольский храм сгорел в 1770-х г.г. Новый построен в 1782 г. Престолы: главный - Никольский, южный - Богоявленский, северный - Кирилло-Афанасиевский. Воскресенский храм (1653 г.) разобран по ветхости, вместо него построен новый по указу Консистории от 20 июля 1795 г., освящен в 1799 г. Престолы: в честь Воскресения Христова, Нерукотворного образа Спаса, прор. Илии, Владимирской иконы Божией Матери, вмч. Димитрия Солунского. Храмы располагались близ Кузнечевского и Павловского селений. Приписная церковь: кладбищенская во имя иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " , построена в 1875 г. Жертвователи: прихожане отставной боцман Павел Доильницын и крестьянин Степан Уродов пожертвовали колокол в 219 пуд. 35 ф.; Хиония Васильевна Доильницына - в 1832 г. колокол в 30 пуд., сребропозлащенные сосуды на 500 руб. ассигн.; Ирина Козмина Доильницына - в 1832 г. 300 руб. на поправку икон и на ризы для них; Илия Михайлович Петровский - в 1858 г.плащаницу на 638 руб. и несколько икон; Павел Даниилович Доильницын - хоругви на 32 руб. 75 коп., колокол в 60 пуд., 200 руб. для причта. Священники: Поликарп Игнатьев 1604 г.; Савва 1619 г. (упом. в следственном деле о Судромском священнике Димитрии); Павел Фомин 1664 г. (упом. в купчей Петра Ларионовича Андреева); Леонтий Иванов 1677 г. (упом. в писцовой книге Богдана Яковлева); Евтихий и Василий Евтихиев (из местных крестьян, известны по устному преданию); Федор Васильев Павлов 1710-1752 г.г.; Иоанн Афанасьев Хайбутов 1753-1783 г.г.; Иоанн Иоаннов Кремлев 1763-3.4.1785; Иоанн Семенов Андреев 1785-1786 г.г.; Иоанн Михайлов Цыпин 1784-6.1.1807; Андрей Васильев Павловский 1787-1798 г.г.; Андрей Яковлев Михайлов 1798-17.1.1821; Андрей Семенов Елеазаровский 1807-2.8.1820; Иоанн Леонтиев Павловский 1820-27.9.1847; Павел Стефанов Лысков 1821-1836 г.г.; Кирилл Алексеев Рожин 1837-1849 г.г.; Павел Иоаннов Мефодиев 1843-1846 г.г.; Михаил Евсигниев Петухов 1847-1858 г.г.; Иосиф Анастасиев Павловский 1849-1853 г.г.; Алексий Андреев Кудрявин 1853-1858 г.г.; Александр Лаврентиев Бурмакин 1858-1870 г.г.; Павел Федоров Новиков 1858-1873 г.г.; Андрей Александров Нахоров 1870-4.6.1872; Андрей Васильев Ульяновский 1872-1875 г.г.; Аникита Алексиев Попов 29.3.1876-1881; Алексий Александров Бурмакин 1881-1885 г.г.; Мисаил Павлов Алексиевский 1885-1889 г.г.; Михаил Константинов Кириллов 1889-30.4.1894.

http://sobory.ru/article/?object=28511

Вот и открылась одна из загадок - в Уфе семья жила в доме по ул.Кожевенный выселок. Сообщение из прихода Крестовоздвиженской церкви г.Уфы, 1908 год В Уфимских епархиальных ведомостях за 1908 год (УЕВ 1908 с.687-690), я нашла " Сообщение из прихода Крестовоздвиженской церкви г.Уфы " , написанное моим дедом, диаконом Крестовоздвиженской церкви, по случаю чествования настоятеля церкви о.Николая Котельникова в связи с его уходом за штат из-за потери зрения 15 июня 1908 года. Заметка исполнена уважения и любви к своему наставнику. О.Николай пишет о Божественной литургии, совершенной о.Протоиереем в сослужении местных священников Димитрия Гуменского (вновь назначенного на его место), Вениамина Пинегина и диакона Николая Милицина при большом стечении прихожан. По окончании Литургии отцу Николаю Котельникову была преподнесена икона Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня и прочитан адрес, в котором говорится о его многолетнем плодотворном служении в Крестовоздвиженском храме.          После отслуженного молебна Честному и Животворящему Кресту Господню все присутствующие были приглашены на квартиру о.Протоиерея, где о.диаконом Николаем Милициным " от лица младших членов причта была сказана речь, в которой высказана горячая благодарность за сердечное, гуманное, чисто братское-отеческое отношение о.Протоиерея к меньшей братии - сослуживцам " . В период служения О.Николая в Крестовоздвиженском храме, членом-сотрудником Попечительства о глухонемых была двоюродная сестра Юлии Данииловны - Екатерина Афанасьевна Беккаревич. На устройство новогодней елки в училище глухонемых 14 января 1908 года она пожертвовала дюжину платков (УЕВ 1908 Приложения с. 21-24). Рукоположение во священника Когда в марте 1909 года диакон Крестовоздвиженской церкви Николай Милицин был рукоположен во священника, ему было уже 32 года. О.Николай стал священником не юнцом, только что окончившим семинарию, но мужем, который долго и упорно шел к своей цели. Сложность его пути состояла в том, что его отец вышел из духовного звания. Выход из духовного звания осуществлялся по особому разрешению высшего епархиального руководства и оформлялся резолюцией Его Преосвященства. Сам Николай, похоже, получил не духовное, а светское образование, что задержало его рукоположение (тех, кто оканчивал семинарию, сразу рукополагали во священников). Поэтому после выхода из монастыря Николай Милицин 6 лет был псаломщиком и 9 лет диаконом, прежде чем был рукоположен во священника. Его путь потребовал терпения, смирения и настойчивости.

http://pravoslavie.ru/106526.html

ТРОИЦКАЯ-СЕРГИЕВА ЛАВРА, знаменитейший в России муж. мон. в Дмитровском уезде, в 60 верстах от Москвы, при речках Копчуре и Глиннице, недалеко от бывшего в древности городка Радонежа, близ урочища Белые Боги; состоит под управлением митрополита Московского, носящего здесь звание Священноархимандрита. Эта обитель находится ныне посреди большого селения, или полу-города, называемого Сергиевским посадом. – В конце княжения Иоанна Данииловича Калиты, св. Сергий (в миру Варфоломей) сын Ростовского Боярина Кирилла, переселившегося после в город Радонеж – ныне село Городок, в 10 верстах от Лавры – по кончине родителей своих, 22 лет, удалился в 1336 году в пустыню, на речку Кончуру, где и жил в глуши дремучего леса, вместе с родным братом своим Стефаном, уже до того принявшим иночество в Хатьковском монастыре. Они сделали себе уединенную келью; а потом, по благословению митрополита св. Феогноста, построили небольшую деревянную церковь , во имя Живоначальной Троицы, в которой совершал иногда литургию призываемый из ближнего селения священник. Чрез несколько времени Стефан отошел в Московский Богоявленский монастырь, а Сергий остался тут жить один, в пустыне, окруженный дикими зверями, и в 1338 году принял иночество от приходившего сюда на короткое время некоего игумена Митрофана. В течение последующих за тем трех лет, благочестивая жизнь Сергия привлекла сюда из окрестных обителей нескольких подражателей в отшельничестве, которые, строя каждый для себя келью подле кельи Преподобного, составили братство. Это было около 1341 года. Когда же число иноков дошло уже до 12 человек, то они с позволения св. Сергия, сделали вокруг келий деревянную ограду. В это время пришел опять игумен Митрофан, постригший св. Сергия, и принял начальство над возникшею обителью. Чрез десять лет после того, когда Митрофан скончался, Преподобный Сергий, по убеждению братии, согласился заступить его место, и в 1354 году от Афанасия, епископа Переславского, посвящен во иеромонаха и игумена. Вместе с новым званием, он усилил еще более труды и подвиги иноческие, исполняя при том сам все монастырские работы. Слава о его святой жизни достигла Царьграда: Патриарх Филофей прислал ему крест, параманд и схиму, при грамоте, коею благословлял его учредить общежительство. – После того св. Сергий распространил обитель, ввел в ней устав общежития, устроил новые для братии кельи и соорудил, вместо прежней малой церкви, обширнейшую. Среди подвигов к спасению души постигло св. Сергия и огорчение от притязаний старшего брата Стефана, сюда возвратившегося, и желавшего иметь первенство в обители. Миролюбивый Сергий удалился из Троицкого монастыря за 40 верст, в уединенный скит (см. Введенский Киржацкий мон.); но проживя там немного времени, по просьбе братии и по увещанию св. Митрополита Алексея, возвратился в осиротевшую без него обитель, где, по многих чудотворениях, и кончил благочестивую свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ († между 1334-1343), еп. Рязанский и Муромский. Русский хронограф 1512 г. и Никоновская летопись (20-е гг. XVI в.) сообщают, что Г. занимал Рязанскую кафедру после еп. св. Василия (ПСРЛ. Т. 9. С. XIV; Т. 22. Ч. 1. Прил. С. 465). Др. источники уточняют эти сведения. Г. вступил в управление Рязанской епархией после 1303 г., поскольку из грамоты Рязанского вел. кн. Михаила Ярославича известно, что в 1303 г. Рязанским архиереем был Стефан ( Морозов Б. Н. Грамоты XIV-XVI вв. из копийной книги Рязанского архиерейского дома//АЕ за 1987 г. М., 1988. 1. С. 300; 5. С. 306). В записях о поставлениях рус. епископов митр. Феогностом в 1343 г. назван Рязанский еп. Кирилл (ПДРКП. Прил. 7. Стб. 437-438), к-рый, по-видимому, был преемником Г. Летопись сообщает об участии Г. вместе с митр. св. Петром , Новгородским архиеп. Моисеем , епископами св. Прохором Ростовским, Варсонофием Тверским и вел. кн. Иоанном I Данииловичем Калитой в погребении владимирского вел. кн. Георгия (Юрия) Даниловича в Архангельском соборе Московского Кремля в 1-ю субботу Великого поста 1325 г. (ПСРЛ. Т. 3. С. 97). Г. неоднократно упоминается в записях о поставлении рус. епископов митр. Феогностом: в окт. 1328 г. вместе с митрополитом и Галицким еп. Феодором Г. участвовал в хиротонии иером. св. Антония во епископа Ростовского, 2 марта 1330 г. вместе с митрополитом, епископами Антонием Ростовским и Софонием Сарайским Рязанский архиерей совершал хиротонию иером. Даниила во епископа Суздальского, в июне 1334 г. вместе с Новгородским архиеп. Василием Каликой , епископами Антонием Ростовским и Феодором II Тверским Г. участвовал в хиротонии иером. Афанасия во епископа Сарайского (ПДРКП. Прил. Стб. 433-441). По-видимому, в 1330 г., на Соборе, посвященном избранию и хиротонии Суздальского еп. Даниила, Сарайский архиерей отказался от претензий на Червлёный Яр (обширная территория в Подонье), к-рый остался в юрисдикции Г.

http://pravenc.ru/text/166626.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010