МОСКОВСКИЕ КНЯЗЬЯ БРАТЬЯ ДАНИЛОВИЧИ У Александра Невского было четыре сына: старший, Василий, княжил в юности в Новгороде, а впоследствии в Костроме, где и умер. Димитрий и Андрей вели между собою кровавый спор за великое княжение; последний отличился тем, что дважды наводил на Русь татар, которые произвели в ней ужаснейшие опустошения (1282 и 1294 гг.), отозвавшиеся на целые десятилетия. Четвертый сын Невского, Даниил, остался после отца ребенком. Ему в удел досталась Москва. Даниил был первый князь, поднявший значение этого города, бывшего до сих пор незначительным пригородом Владимира. Участвуя в междоусобиях своих братьев, Даниил хитростью взял в плен рязанского князя Константина, воспользовавшись изменою рязанских бояр, и держал его в неволе. Это событие было первым проявлением тех приемов самоусиления, которыми так отличалась Москва, теперь только что возникавшая. Вместе с тем Даниил положил зачаток тому расширению владений, которое так последовательно вели все его преемники. Племянник Даниила Иван Дмитриевич переяславский, умирая бездетным, завещал ему Переяславль. Даниил тотчас захватил его и отстоял от посягательств брата своего Андрея. Даниил умер в 1303 году, приняв перед смертью схиму. По летописным известиям он погребен был в деревянной церкви Св. Михаила, которая стояла на месте нынешнего Архангельского собора в Москве; а предание, записанное в его Житии, помещает его могилу в Данииловом монастыре, будто бы им основанном. Как бы то ни было, имя Даниила было в большом уважении у его потомков, как родоначальника дома московских князей Даниил оставил сыновей: Юрия, Ивана, Александра, Бориса и Афанасия. Из них Юрий и Иван по своей деятельности были важнейшими людьми в истории Руси в XIV веке. Они подняли значение Москвы и твердо поставили историческую задачу, которую предстояло постепенно разрешить их преемникам в последующие времена. Великий князь Андрей Александрович умер в 1304 году. Звание великого князя, которое при новых условиях татарского господства сделалось гораздо важнее и знаменательнее, чем было прежде, зависело исключительно от воли хана, верховного повелителя и истинного государя русской земли.

http://sedmitza.ru/lib/text/435576/

ТРОИЦКАЯ-СЕРГИЕВА ЛАВРА, знаменитейший в России муж. мон. в Дмитровском уезде, в 60 верстах от Москвы, при речках Копчуре и Глиннице, недалеко от бывшего в древности городка Радонежа, близ урочища Белые Боги; состоит под управлением митрополита Московского, носящего здесь звание Священноархимандрита. Эта обитель находится ныне посреди большого селения, или полу-города, называемого Сергиевским посадом. – В конце княжения Иоанна Данииловича Калиты, св. Сергий (в миру Варфоломей) сын Ростовского Боярина Кирилла, переселившегося после в город Радонеж – ныне село Городок, в 10 верстах от Лавры – по кончине родителей своих, 22 лет, удалился в 1336 году в пустыню, на речку Кончуру, где и жил в глуши дремучего леса, вместе с родным братом своим Стефаном, уже до того принявшим иночество в Хатьковском монастыре. Они сделали себе уединенную келью; а потом, по благословению митрополита св. Феогноста, построили небольшую деревянную церковь , во имя Живоначальной Троицы, в которой совершал иногда литургию призываемый из ближнего селения священник. Чрез несколько времени Стефан отошел в Московский Богоявленский монастырь, а Сергий остался тут жить один, в пустыне, окруженный дикими зверями, и в 1338 году принял иночество от приходившего сюда на короткое время некоего игумена Митрофана. В течение последующих за тем трех лет, благочестивая жизнь Сергия привлекла сюда из окрестных обителей нескольких подражателей в отшельничестве, которые, строя каждый для себя келью подле кельи Преподобного, составили братство. Это было около 1341 года. Когда же число иноков дошло уже до 12 человек, то они с позволения св. Сергия, сделали вокруг келий деревянную ограду. В это время пришел опять игумен Митрофан, постригший св. Сергия, и принял начальство над возникшею обителью. Чрез десять лет после того, когда Митрофан скончался, Преподобный Сергий, по убеждению братии, согласился заступить его место, и в 1354 году от Афанасия, епископа Переславского, посвящен во иеромонаха и игумена. Вместе с новым званием, он усилил еще более труды и подвиги иноческие, исполняя при том сам все монастырские работы. Слава о его святой жизни достигла Царьграда: Патриарх Филофей прислал ему крест, параманд и схиму, при грамоте, коею благословлял его учредить общежительство. – После того св. Сергий распространил обитель, ввел в ней устав общежития, устроил новые для братии кельи и соорудил, вместо прежней малой церкви, обширнейшую. Среди подвигов к спасению души постигло св. Сергия и огорчение от притязаний старшего брата Стефана, сюда возвратившегося, и желавшего иметь первенство в обители. Миролюбивый Сергий удалился из Троицкого монастыря за 40 верст, в уединенный скит (см. Введенский Киржацкий мон.); но проживя там немного времени, по просьбе братии и по увещанию св. Митрополита Алексея, возвратился в осиротевшую без него обитель, где, по многих чудотворениях, и кончил благочестивую свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Псалом 73 Разума Асафу. Т.е. поучительный псалом Асафа, или переданный для пения Асафу. Так как псалом сей, говоря о разрушении Иерусалимского храма и самого Иерусалима, указывает на отсутствие пророков и обрядов (ст. 9), то псалом сей бл. Феодорит и св. Афанасий относят к разрушению Иерусалима Римлянами. «Если псалом, – говорит бл. Феод., – не применим ни к Вавилонянам, ни Македонянам (потому что тогда были пророки): то явно, что предвозвещает конечную гибель Иудеев, какой подвергли их Римляне, после которой уже не было им возвращения», и после которой, присовокупим, действительно прекратились и пророчества и законные обряды у Евреев. «Пророк, взирая на последнее пленение Израиля, – говорит св. Афан., – в песни сей умоляет Бога не лишить Израильтян всякой возможности к примирению с Ним, но оставить им какой-либо способ к спасению». 1 . Вскую, Боже, отринул еси до конца? «Это значит, – говорит св. Афан., – в конец уже постиг их (Иудеев) гнев, потому что не будут иметь успокоения среди бедствий». «Ибо не 70 лет определил им на рабство, как при Вавилонянах, и не 7 с половиною годов, как по пророчеству Даниилову, при Антиохе; но до конца отринул и осудил на конечную гибель» (Бл. Феод.). На овцы пажити Твоея, т.е. разгневался на Еврейский народ, Тобою пасомый в Церкви. С Евр.: «Для чего возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей». 2 . Помяни сонм Твой, т.е. народ Еврейский, егоже стяжал еси исперва, т.е. отделил от других народов, избрал Себе в наследие ( Втор. 32:9 ). Избавил еси жезлом 451 достояния Твоего. «Жезлом, – говорит бл. Феод., – пророк именовал царский скипетр, как бы так говоря: от начала были мы Твоим уделом, именовались Твоим жребием, к Твоему принадлежали царству». Св. Афанасий читает: жезлом. «Помяни сонм, который Стяжал еси жезлом достояния Твоего, т.е. достояния, уготованного для царства». Гора Сион сия, в нейже вселился еси. Т.е. вспомни и гору Сион, на которой в скинии, в храме или в ковчеге обитал Ты, как в царском чертоге. С Евр. весь стих: «Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле, искупил в жезл достояния Твоего, – эту гору Сион, на которой Ты вселился».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

(† 14.02.1324, Богородичный мон-рь на р. Шоше), еп. Тверской (1289-1316). Сын литов. кн. Герденя, правившего в Полоцке (ок. 1264-1267), вместе с матерью и братом, вероятно, был захвачен в плен псковским кн. св. Довмонтом в 1266 г. В 1289 г. по просьбе юного тверского кн. св. Михаила Ярославича А. из игумена им же основанного Богородичного мон-ря на р. Шоше (или, возможно, тверского Отроча мон-ря ) был поставлен свт. Максимом во епископа Тверского; в 1300 г. вместе со свт. Максимом и Ростовским еп. Симеоном участвовал в Новгороде в поставлении Новгородского архиеп. св. Феоктиста . Являясь креатурой Михаила Ярославича (к тому времени уже вел. кн. владимирского), к-рый был недоволен отклонением предложенного им в качестве кандидата на митрополичий престол игум. Геронтия, А. ок. 1310 г. обвинил только что прибывшего на Русь свт. Петра в симонии и благословении неканонических браков перед К-польскими Патриархами Афанасием I , затем Нифонтом и на Соборе Русской Церкви в Переяславле. После оправдания свт. Петра А. сохранил кафедру, что, видимо, было следствием защиты со стороны вел. князя. Несмотря на подчеркнутое примирение митрополита с А. (в марте 1311 свт. Петр вместе с А. рукоположил в Твери еп. Харлампия, неназванной епархии, и еп. Ростовского Прохора), отношения между ними едва ли вполне наладились. 28 марта 1316 г. А. покинул кафедру, после чего она пустовала в течение года (преемник А. Варсонофий был поставлен лишь 13 февр. 1317). Удалившись в Шошский мон-рь, А. оставался тем не менее политически влиятельной фигурой: именно при его посредничестве, по тверским данным, осенью 1321 г. был заключен мирный договор между тверским кн. Димитрием Михайловичем и кн. московским и вел. кн. владимирским Георгием (Юрием) Данииловичем . Софийская I летопись и Московский летописный свод кон. XV в. говорят здесь не об А., а о Варсонофии (ПСРЛ. М., 2000. Т. 5. Вып. 1. Стб. 396; М., 1949. Т. 25. С. 166), но это скорее всего неудачная редакторская правка. Тверская летопись характеризует А. как «святоучительного»; в сборнике 1422 г. (РНБ. Q. I. 312. Л. 196 об.) сохранилось окружное послание, возможно ему принадлежащее. Тело А. после его кончины по повелению еп. Варсонофия из Богородичного мон-ря было доставлено в Тверь и погребено в кафедральном Спасском соборе.

http://pravenc.ru/text/115240.html

(Кон. XIII в. (первые годы XIV в.?) - 1322, Новгород), кн. новгородский, сын (по-видимому, младший) блгв. кн. Даниила Александровича . После смерти отца по обычаю тех времен он получил удел в Московском княжестве, но какой именно, неизвестно. А. Д. впервые упоминается в нач. 1315 г., когда он вместе со своим старшим братом московским кн. Юрием Даниловичем приехал в Вел. Новгород. За год до этого Юрий отобрал Новгород у своего соперника - вел. кн. владимирского св. Михаила Ярославича Тверского, находившегося в то время в Орде. В 1315 г. в Орду был вызван и Юрий. Чтобы сохранить Новгород за собой, Юрий перед отъездом к хану оставил А. Д. в Новгороде в качестве князя (не наместника, как часто утверждается в лит-ре). В кон. 1315 г. из Орды на Русь с сильным татар. войском вернулся Михаил Тверской и начал борьбу за подчинение себе Новгорода. А. Д. и новгородцы, собрав значительные силы, выехали в Торжок, ближайшую к тверским владениям новгородскую крепость. В нач. февр. 1316 г. под стенами Торжка появился Михаил Ярославич, потребовавший выдачи А. Д., московского наместника Федора Ржевского и новгородцев - противников Твери. Получив отказ, Михаил начал сражение и 10 февр. одержал полную победу. А. Д. был захвачен в плен и содержался в Твери как заложник, за к-рого был назначен выкуп. Сколько он пробыл в плену, точно неизвестно. Часть новгородцев, попавших в плен вместе с А. Д., была выкуплена уже в 1316 г. Однако Юрий вернулся из Орды только летом 1317 г., поэтому возможно, что А. Д. получил свободу не ранее 1317 г. Впрочем, нек-рые относительно поздние новгородские летописи сохранили известие, что А. Д. был отпущен из Твери только после соглашения между Москвой, Новгородом и Тверью в февр. 1318 г., хотя сам текст соглашения об этом ничего не говорит. В 1319 г. Юрий Данилович, ставший к тому времени вел. князем владимирским, вновь прислал в Новгород вместо себя А. Д., и последний, видимо, до конца своих дней княжил в Новгороде. Перед кончиной А. Д. принял постриг, похоронен в ц. Спаса на Нередице, близ Городища - резиденции новгородских князей. По-видимому, существовало местное почитание А. Д., поскольку Тверской архиеп. Димитрий (Самбикин) включил А. Д. в свой Месяцеслов под 18 янв.

http://pravenc.ru/text/76990.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ († между 1334-1343), еп. Рязанский и Муромский. Русский хронограф 1512 г. и Никоновская летопись (20-е гг. XVI в.) сообщают, что Г. занимал Рязанскую кафедру после еп. св. Василия (ПСРЛ. Т. 9. С. XIV; Т. 22. Ч. 1. Прил. С. 465). Др. источники уточняют эти сведения. Г. вступил в управление Рязанской епархией после 1303 г., поскольку из грамоты Рязанского вел. кн. Михаила Ярославича известно, что в 1303 г. Рязанским архиереем был Стефан ( Морозов Б. Н. Грамоты XIV-XVI вв. из копийной книги Рязанского архиерейского дома//АЕ за 1987 г. М., 1988. 1. С. 300; 5. С. 306). В записях о поставлениях рус. епископов митр. Феогностом в 1343 г. назван Рязанский еп. Кирилл (ПДРКП. Прил. 7. Стб. 437-438), к-рый, по-видимому, был преемником Г. Летопись сообщает об участии Г. вместе с митр. св. Петром , Новгородским архиеп. Моисеем , епископами св. Прохором Ростовским, Варсонофием Тверским и вел. кн. Иоанном I Данииловичем Калитой в погребении владимирского вел. кн. Георгия (Юрия) Даниловича в Архангельском соборе Московского Кремля в 1-ю субботу Великого поста 1325 г. (ПСРЛ. Т. 3. С. 97). Г. неоднократно упоминается в записях о поставлении рус. епископов митр. Феогностом: в окт. 1328 г. вместе с митрополитом и Галицким еп. Феодором Г. участвовал в хиротонии иером. св. Антония во епископа Ростовского, 2 марта 1330 г. вместе с митрополитом, епископами Антонием Ростовским и Софонием Сарайским Рязанский архиерей совершал хиротонию иером. Даниила во епископа Суздальского, в июне 1334 г. вместе с Новгородским архиеп. Василием Каликой , епископами Антонием Ростовским и Феодором II Тверским Г. участвовал в хиротонии иером. Афанасия во епископа Сарайского (ПДРКП. Прил. Стб. 433-441). По-видимому, в 1330 г., на Соборе, посвященном избранию и хиротонии Суздальского еп. Даниила, Сарайский архиерей отказался от претензий на Червлёный Яр (обширная территория в Подонье), к-рый остался в юрисдикции Г.

http://pravenc.ru/text/166626.html

В результате Н. Новгород остался за князьями московского дома (здесь стал княжить Борис - младший брат Г. Д.). В 1312/13 г. умер хан Тохта. На следующий год после воцарения его племянника Узбека вел. кн. Михаил отправился в Орду за ярлыком на вел. княжение от нового сюзерена. Г. Д. не пытался оспорить права тверского князя и остался на Руси, по-видимому опасаясь наказания за нелояльность прежнему хану. Михаил снова надолго задержался в Орде, в данной ситуации это означало, что он не утвержден ханом в великокняжеском достоинстве. Тогда Г. Д. возобновил борьбу за Новгород, где у него было много сторонников. В 1314 г. он прислал туда своего союзника кн. Федора Ржевского. Наместники вел. кн. Михаила были схвачены, а новгородцы вместе с кн. Федором двинулись к тверским рубежам на Волге. Навстречу им выступил сын вел. князя Димитрий Михайлович. Был заключен мир, по к-рому Новгород отходил Г. Д. Зимой 1314/15 г. в Новгород «на стол» приехал московский князь вместе с младшим братом кн. Афанасием Данииловичем . Акция Г. Д. не осталась не замеченной ханом Узбеком: уже 15 марта 1315 г. московский князь выехал из Новгорода, будучи «позван в Орду». Отправились туда и его сторонники из числа новгородцев, рассчитывавшие добыть для Г. Д. ярлык на новгородское княжение, а может быть, и на владимирский стол. Однако Узбек, как и Тохта в 1305 г., решил спор князей в пользу Михаила Ярославича: Г. Д. был задержан в Орде, а вел. князь осенью 1315 г. вернулся на Русь в сопровождении крупного ордынского отряда во главе с ханским послом Таитемером. 10 февр. следующего года у Торжка Михаил и Таитемер разбили новгородскую рать, к-рую возглавлял кн. Афанасий Даниилович, наместник Г. Д. После переговоров новгородцы были вынуждены выдать Михаилу кн. Федора Ржевского и принять наместников вел. князя; Афанасий, приехавший по приглашению с неск. новгородскими боярами в стан к вел. князю после заключения мира, был вероломно захвачен в плен. Победа Михаила Ярославича казалась полной, но в следующем 1317 г. ситуация коренным образом изменилась: овдовевший к этому времени Г. Д. женился в Орде на сестре Узбека Кончаке (принявшей в крещении имя Агафия). Получив ярлык на владимирское вел. княжение, он двинулся на Русь с ханским послом Кавгадыем. Михаил Ярославич вместе с др. князьями Сев.-Вост. Руси («всеми князьями суздальскими») встретил Г. Д. и Кавгадыя у Костромы. После переговоров Михаил Ярославич признал переход вел. княжения к Г. Д. и уехал в Тверь. Однако Г. Д. не удовлетворился достигнутым. В кон. 1317 г. вместе с Кавгадыем и «суздальскими князьями»-союзниками он начал разорять Тверское княжество. Михаил был вынужден оказать сопротивление. 22 дек. 1317 г. под с. Бортеневом он нанес войскам Г. Д. поражение: новый вел. князь бежал в Новгород, его жена Агафия (Кончака) и брат Борис попали в плен. Кавгадый прекратил сопротивление и отправился вместе с Михаилом в Тверь. Последний, не желая ссориться с ханом, «почтил» Кавгадыя и отпустил.

http://pravenc.ru/text/164459.html

Св. кн. Даниил Московский в молении Св. Троице, с видом Данилова мон-ря. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИР) Однако именно в этой неблагоприятной ситуации Д. А. предпринял ряд действий, направленных на укрепление своего княжества. Осенью 1300 г., поддерживая младших членов рязанского княжеского дома в их борьбе за главный стол в Рязанской земле, Д. А. пришел с войском к ее столице - Переяславлю и нанес поражение войску кн. Константина, к-рый «некакою хитростью» был взят в плен. Д. А. не остановился перед тем, что на стороне рязанского князя выступали ордынские войска (как отметил летописец, «много и татар избито бысть» - см.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 486),- это был смелый шаг, т. к. к 1300 г. двоевластие в Орде прекратилось и все улусы подчинились власти хана Тохты. Ряд исследователей полагают, что в результате московско-рязанской войны в состав Московского княжества вошел рязанский г. Коломна с прилегающими волостями. Новый важный шаг был предпринят в 1302 г. 15 мая умер бездетный переяславский кн. Иван Дмитриевич, по свидетельству Троицкой летописи перед кончиной благословивший «в свое место князя Данила Московского в Переяславли княжити, того бо любяше паче инех» ( Присёлков. 1950. С. 350). По традиции выморочные княжества входили в состав владений вел. князя Владимирского и Андрей Александрович послал своих наместников в Переяславль, осенью того же года он отправился в Орду, возможно за ярлыком на Переяславское княжество. Зимой 1302/03 г. Д. А., ссылаясь на волю кн. Ивана, послал войска, которые выгнали наместников вел. князя и заняли Переяславль. Благодаря действиям Д. А. Московское княжество к концу его правления стало одним из самых сильных княжеств Сев.-Вост. Руси. В браке с кнг. Агриппиной Д. А. имел сыновей: блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Данииловича († 1325), Михаила, Александра († 1308), Бориса († 1320), вел. кн. Иоанна Калиту († 1340), Симеона († после 1322), Василия, Афанасия Данииловича († 1322), Даниила (РГБ. Ф. 344. 99. Л. 37-37 об.; ДРВ. Ч. 6. С. 439-440) - и дочь Анну († до 1353) (ДДГ. 2. С. 12).

http://pravenc.ru/text/171280.html

Пс.2:7 .   Возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Видишь, как Отец Себе присвояет и рождение по плоти единородного Христа. «Днесь» – указывает на время, чтобы показать рождение по плоти, ибо не существует в божестве дней вчерашнего или утрешнего, но неизменный день вечности, безначальный и безконечный (Афанасий). Пс.2:8 .   Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли. Будучи Владыкою – как Бог , Христос принимает владычество над всем миром, как Человек; ибо об этом и Сам Он сказал ученикам: «дадеся ми всяка власть» ( Мф. 28, 18 ) от Отца Моего (Златоуст, Феодорит). Пс.2:9 .   Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я. «Жезл железный» – есть крест святой для уверовавших; а для неуверовавших иудеев, согласно Данииловому пророчеству, таким «жезлом» явилась римская власть, которая не только бичевала, но и умерщвляла. «Сосуд скудельничий» (обожженный) после сокрушения невозможно восстановить в прежнее состояние (Афанасий, Златоуст, Феодорит). Пс.2:10 .   И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли. Дух Святый здесь увещевает чрез Пророка всех противящихся Христу осознать свое неразумие: Кому противятся? «Ныне» – пока есть время. «Накажитеся вси» – уразумейте и прочие люди. «Судящии» земли имеют над собою Царя неба и земли, Который даровал им власть и силу и Сам их будет судить, как и они судят (Феодорит, Тихон). Пс.2:11 .   Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Пророк разумеет здесь радость духовную, которая рождается от исполнения Святых Христовых заповедей. Когда кто не рабски, а сыновне слушается во всем Бога, тогда он «радуется с трепетом», т.е. исполняется радости духовной, а не плотской. Это явствует из слов пророка Аввакума: «аз же о Господе возвеселюся, возрадуюся о Бозе Спасе моем», потому что «Господь Бог мой сила моя, и учинит нози мои», (благочестивые помыслы души моей), «на совершение» премудрости о Господе ( Авв. 3, 18–19 ). «Радуйтеся Ему с трепетом», т.е. с сокрушением, чтобы радость о Боге не превратилась в радость мирскую с тщеславием и осуждением других. Знай и то, что и при духовных отрадах и утешениях еще более надлежит служить Ему «со страхом» и благоговением (Феодорит, Нил Синайский ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

В 1312 г. в результате конфликта с новгородцами М. Я. вывел из Новгорода своих наместников и, перекрыв пути («Торжек зая и Бежичи и всю волость»), организовал хлебную блокаду Новгорода. После переговоров, на которые был отправлен новгородцами архиеп. Давид , князь «ворота отвори» и отправил в Новгород наместников. В 1314 г. уже новгородцы арестовали наместников М. Я. и ходили «ратию к Твери» в отсутствие находившегося в Орде князя. Попытки новгородцев посадить на стол князя Московского в 1316 г. привели уже к военному конфликту. 10 февр. М. Я., который пришел «со всею Низовьскою землею и с Татары» (НПЛ. С. 94), разгромил у Торжка новгородское войско. Наместник Юрия Данииловича, его брат Афанасий и новгородские бояре оказались в заложниках в Твери. «Кремник» Торжка М. Я. «повеле разнести» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 36). После этого была составлена новгородско-тверская договорная грамота (докончание), к-рая не сохранилась, а в 1317 г. была заменена другой, писавшейся при новом посольстве архиеп. Давида. Новгородцы выплатили за находившихся у М. Я. «в тали» (заложников) значительные средства. Церковная политика М. Я. в период его великого княжения отражена в письменных памятниках недостаточно полно. В 1305 г., когда умер св. митр. Максим, от Сев.-Вост. Руси на поставление новым митрополитом в К-поль отправился игум. Геронтий. Одновременно (или несколько ранее) в К-поль поехал свт. Петр как кандидат на Галицкую митрополию (см. Галицкая епархия ), к-рый был, однако, поставлен на Киевскую митрополию. События, развернувшиеся далее, известны из Жития св. митр. Петра, в к-ром М. Я. не упоминается ни прямо, ни косвенно. Тем не менее сложилось представление, что игум. Геронтий был непосредственной кандидатурой вел. князя. Аргументом в пользу этого служила информация, сохранившаяся в посланиях К-польского патриарха Нифонта I (1310-1314) и монаха «Богородицкой лавры» (тверского Отроча мон-ря) Акиндина к М. Я. Из посланий следует, что Петр на митрополичьей кафедре был для М. Я. нежелательной фигурой. В послании патриарха Нифонта говорится о том, что вел. князь вправе обвинять митрополита и ждать разбирательства от патриарха, по результатам которого, пишет Нифонт, если тот не исправится, «другого поставим, кого въсхочет твое боголюбьство» (ПДРКП. 16. Стб. 149). В Киприановской редакции Жития о Геронтии говорится, что «не достоит миряном избрания святительския творити» ( Клосс. С. 40). Эта информация свидетельствует о том, что он был кандидатом М. Я.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010