Но в вашей Церкви мы увидели удивительное отношение к смерти. К смерти, которая является переходом в вечность, встречей со Христом. Мы сегодня посетили место теракта возле церкви апостола Петра и пообщались с женой одного из погибших. Мы увидели: она по-настоящему радуется тому, что ее муж теперь находится рядом с Богом. И мы увидели, как кровь мучеников становится силой и славой Церкви. Для нас было откровением увидеть монашество в Коптской Церкви. Монахи и монахини живут радостью и любовью. Наша поездка началась с того, что именно архиереи, игумены и монахи Русской Церкви, которые в свое время посещали ваши монастыри, делясь своими впечатлениями, воодушевили нас обратиться к Святейшему Патриарху за благословением. И это совпало с намерениями Комиссии по диалогу: меняться монашескими делегациями и сотрудничать в области духовного образования и богословия. Сегодня мы уже провели круглый стол и обсудили точки соприкосновения. Мы, конечно, с огромной радостью будем ждать ответную делегацию вместе с ректором, преподавателями и студентами вашего учебного заведения. Буквально за несколько минут молодежь вашего учебного заведения и Московской духовной академии нашли общий язык. Молодежь — самая добрая почва для понимания друг друга и дальнейшего единства. Вы совершенно справедливо сказали, что после этой поездки мы будем об этом рассказывать... Еще и еще раз позвольте поблагодарить Вас за ту теплоту, за ту любовь, которой мы окружены на протяжении всех дней пребывания в Коптской Церкви». Патриарх Тавадрос II поблагодарил за теплые слова и поздравил делегацию с прошедшим праздником — Днем Победы советских войск над фашистской Германией. В завершение беседы Патриарх и архиепископ Амвросий обменялись подарками. Перед встречей делегация МДА посетила кафедральный собор Коптской Церкви во имя святого апостола и евангелиста Марка в Александрии. Затем члены делегации посетили церковь апостола Петра, где три года назад во время теракта погибли 29 христиан, а также храм, где похоронен святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5434506...

«Присоединяет же он для опровержения оппонентов ссылки на Божественные Писания Ветхого и Нового [Заветов], а также избранных отцов: Афанасия и трех Григориев, я имею в виду, [Григория] Чудотворца, [Григория] Богослова и божественного [Григория] Нисского, Василия Кесарийского и Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и Прокла Константинопольского…» ( Патриарх Фотий . Библиотека; IX век). «Великие и пречудные отцы и учителя, светочи Церкви, такие как Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, созерцали это удивительное и славное таинство…» (Житие святого Георгия. Видение сарацина; IX век). «Точно так же Петр и Павел, ученейшие из апостолов, преисполнившиеся даров Духа Всесвятого и делами насадившие благодать, всю землю наполнили божественной мудростью. Так и Василий в этом Великий, как и Григорий и впоследствии сам златоустый Иоанн…» (Никита Давид Пафлагон. Энкомий Иоанну Лествичнику; IX–X века). «[Каппадокию прославили] ревнители христианской веры, Григорий Чудотворец епископ Неокесарийский, Федим Амасийский и прославленный Василевс, при Лицинии пострадавший за христианскую веру, и Василиск Команский, архиепископ, и сам принявший мученичество, вместе с которым положены мощи Иоанна Златоуста, и Василий Великий, епископ Кесарийский. А Григорий Богослов, архиепископ Назианзский, в храме Апостолов вместе с патриархами этого города положен благочестивым и христолюбивым царем Константином [VII Багрянородным]» (Константин VII Багрянородный. О фемах; вторая половина X века). Святитель Василий Великий. Фреска в монастыре Сопочаны (Сербия). XIII в. «Тогда воскреснут все пророки и апостолы и будут судить двенадцать колен Израилевых. Воскреснут и учителя Церквей, я имею в виду Василия Великого, вместе с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом, и будут судить слышавших их учение и не исправившихся» (Житие Андрея Сальского; X век). «Но зачем мне пытаться изложить все? Ведь всякий раз, когда я вспоминаю и о более ранних [событиях] — о том, что было при Василии Великом, как рассказывает Григорий Великий [то есть Григорий Богослов в надгробном слове], что было при златоречивом Иоанне и последующих святых отцах — я считаю себя несчастным и жалею тех, которые об этом не размышляют» ( Симеон Новый Богослов . 29-е огласительное слово; конец X — начало XI века).

http://blog.predanie.ru/article/sobor-tr...

Со временем вселенская Церковь получила достаточно четкое деление на митрополичьи округа, границы которых по большей части соответствовали границам провинций Римской Империи. Об этих округах сказано в 34 Апостольском правиле: «Епископам всякаго народа подобает знать перваго в них, и признавать его яко главу, и ничего превышающаго их власть не творити без его разсуждения: творити же каждому только то, что касается до его парикии и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без разсуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух». Здесь «народом» называется население провинции. В конце 111 в. провинций в Империи было около 100, а в V веке — более 120. Но некоторые главенствующие кафедры имели в подчинении несколько провинций — Александрийский Епископ простирал свои полномочия на несколько провинций Египта, Ливии и Пентаполя. Хотя все, что мы знаем о структуре митрополий, относится ко времени не ранее IV века, к началу этого века митрополичий строй предстает уже прочно утвердившимся. А  I Вселенский Собор (325) отметил, что «древние обычаи» дают епископам Александрийскому, Римскому и Антиохийскому власть более обширную, чем власть прочих митрополитов (Правило 6). IV век увидел рождение еще одного важнейшего церковного центра. Многие Церкви на Востоке и Римская на Западе основывали свой авторитет на апостольском происхождении. II Вселенский Собор (381) утверждает церковную значимость Константинополя на основании политического веса новой столицы христианской Империи: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть Новый Рим» (Правило 3). В догматической борьбе IV века признанными вождями Православия были святители главенствующих Церквей: Александрийской (свт. Афанасий Великий), Римской, Константинопольской (свт. Григорий Богослов). С начала V века формируются Патриархаты в современном смысле: духовный и нравственный авторитет первенствующих Церквей мало-помалу претворяется в административную власть, так что вся территория, если не Вселенской Церкви, то во всяком случае колоссальной Римской Империи оказывается разделенной на пять Патриархатов. Новая система складывалась небезболезненно. От ее противников жестоко пострадал Константинопольский Предстоятель свт. Иоанн Златоуст . Он никогда не стремился к личной власти, но был великим ревнителем чистоты церковной. Пользуясь особыми возможностями столичного Архиепископа, он властно наводил порядок в митрополиях прежде совершенно независимых, искореняя там вопиющие нестроения. И против великого Святителя дружно восстали Александрийский архиепископ, с ревностью следивший за возвышением столичной кафедры, и малоазийские епископы, вставшие на защиту «древних прав и свобод».

http://pravmir.ru/patriarshestvo-v-russk...

Галлереи, окружающие храм с трех сторон, составляют преддверие церкви, а потому их стенописи, по своему содержанию, будут относиться к Ветхому Завету, служащему сению грядущих новозаветных событий. В сводах галлерей, на всем протяжении их, будут размещены, среди роскошных гирлянд, медальонные изображения праотцев, патриархов и предков Иисуса Христа, по Евангелию Матфея. На стенах галлерей – изображения некоторых общепонятных и поучительных событий Ветхого Завета. На восточных узких сторонах южной и северной галлерей изображения Богоматери и Еммануила с предстоящими русскими преподобными. Единоличные изображения преподобных вселенской и русской церкви, а равно мучеников, безсребренников, блаженных, помещены будут также и в некоторых других узких местах галлерей, напр. возле окон, дверей и т. п. В сводах на хорах будет изображено скончание земной церкви в иконографической композиции «Второе пришествие Христово». С внешней стороны храма над порталами: над западным средним – Господь Вседержитель на троне, окруженном небесными силами; над северо-западным – Богоматерь на троне с ангельскими силами; над юго-западным – собор Архистратига Михаила; над северным – Деисис большой с предстоящими Мефодием и Кириллом; над южным – «Слава Св. Александра Невского». Вся роспись Варшавского собора будет, таким образом, согласована с древним преданием и практикой церкви и будет выражать исконное символическое воззрение на храм и его составные части; отсюда её историческая и логическая правильность и назидательность. II. Проект А. Алтари. I. Средний престол во имя св. Александра Невского. В верхней части алтарной апсиды: 1) Изображение «О тебе радуется», 2) ниже «Евхаристия» по литургическому переводу (μετδoσις), 3) нижний ряд – святители вселенской церкви, а возле алтарных столпов диаконы, именно: Иаков иерусалимский, Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский , Кирилл Александрийский, Григорий Нисский , Петр Александрийский, Климент Римский, Лев Великий, Григорий Двоеслов , Амвросий Медиаланский. Св. Диаконы: Стефан, Прохор, Никанор, Филипп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Виктор (Олейник), иеродиакон. Учение св. Афанасия Великого о человеке. – Л., 1966. Владимир Шмалий, священник. Бог//Православная энциклопедия/Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».   – Т. V. Владимир, архиепископ. Св. Афанасий Александрийский, его жизнь, учено–литературная и догматико–полемическая деятельность. – Кишенев, 1885. Войтенко А.А. " Житие преподобного Антония Великого " свт. Афанасия Александрийского и начало христианского монашества//Византийский временник. –  М.,   2001. – Т. 60. Войтенко А.А. Социальный контекст монашеского движения в " Житии преп. Антония Египетского " свт. Афанасия Александрийского//Византийский временник. –  М.,  2004. – Т.63 (88). Вопросы и ответы Афанасия//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. Гарнак А. История догматов//Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.  Т. 2. С.264–269. Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов: Из истории развития церковно–правительственной власти: Историко–юридическое исследование. – Ярославль: Тип. Губ. правл., 1908. – С. 144 – 159, 219 – 253 Горский А.В. Жизнь св. Афанасия Великого//Афанасий Великий. Творения. – Сергиев Посад, 1902. Дюшен Л. История древней Церкви/Пер. с франц. под редакцией проф. И.В.Попова  и проф. А.П.Орлова. – М., 1912. –  Т. 2. – С. 107 – 129, 165 – 183.. Еврейская энциклопедия. М., 1996. (Репринт). Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: МАРТИС, 1996. С.22–26. Ермаков С.А. Отцы Церкви о многообразии путей, ведущих к истинной жизни//К культуре мира – через диалог религий, диалог цивилизаций. – Омск, 2000. – Т. 1. Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века/Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.   Златов Г., священник. Терминология св. Афанасия Александрийского в учении о Сыне Божием в ее последовательном развитии//ВиР. – 1909. – 13–14.

http://bogoslov.ru/person/2598920

Затем свт. Евлогий говорит, что применение икономии предполагает исключительную неизменность догматического учения. Икономия возможна только там, где догматы веры остаются совершенно непоколебимыми. И в этом отношении феодосиане и гайяниты изначально поступали беззаконно, пытаясь заключить союз на основании икономии в области веры. Сделав эти предварительные замечания, свт. Евлогий переходит к описанию различных видов церковной икономии, которых по его словам насчитывается три. Первый вид икономии, по свт. Евлогию, – это временная икономия для приспособления к обстоятельствам, когда на какое-то краткое и ограниченное время допускается «нечто недолжное» ради того, чтобы прекратить нападки на Церковь и восстановить церковный мир. Именно в этом смысле, например, по словам свт. Евлогия, ап. Павел обрезал Тимофея и совершил некоторые иудейские обряды , дабы избавиться от поношения иудеев. Однако, еще раз подчеркивает автор, такая икономия возможна только на краткое время, тогда как в обычный период своего существования Церковь должна сохранять свою целостность и мир. Второй вид икономии, по свт. Евлогию, – это икономия в словах, когда одну и ту же богословскую мысль можно выразить различными формулировками. В качестве примера такой икономии свт. Евлогий приводит две цитаты из свт. Григория Богослова о допустимости выражения догматов разными словами , в одной из которых в свою очередь цитируется свт. Афанасий Великий. Третьим же видом икономии, по свт. Евлогию, являются случаи, когда игнорируются принятые решения против каких-то конкретных лиц, если при этом остается неизменным догматическое учение. В качестве примера приводится поведение Феофила, арихепископа Александрийского (385–412), который сохранил общение с Геласием, епископом Кесарийским (367–395), поминавшим в диптихах своего предшественника известного арианского деятеля Евсевия Кесарийского. Другой приводимый пример – поведение свт. Кирилла, архиепископа Александрийского (376–444), который якобы сохранил общение с Феодором Мопсуестийским, несмотря на то, что последний был подвергнут анафеме на всем востоке.

http://bogoslov.ru/article/1598312

  Афанасий Великий «Отец Православия», хронологически первый представитель «золотого века» патристики. Его бурная жизнь, вся без остатка была посвящена борьбе с арианской ересью, борьбе за истину Православия. Пять раз он ссылался за веру в единосущие Христа Отцу. Вопрос стоял о судьбе Церкви: если Христос не Бог, то Бог не воплотился, значит обожение, соединение с Богом, спасение невозможно (« Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом » — суть богословия). Афанасию Великому удалось защитить истину и с неподражаемой точностью зафиксировать ее в своих текстах. Именно ему удалось найти слова для описания тринитарной антиномии, адекватные своему предмету, но такие, которые не сводили бы веру к словесным формулировкам, не убивали бы Тайну. Христология Афанасия Великого, пожалуй, наилучшая из всех созданных до сих пор («О воплощение Слова», вообще, центральный текст христианства: фактически, описывает все вероучение, причем, без обычных перегибов в ту или иную сторону). Афанасий Великий один из первых кто запечатлел опыт отцов-пустынников словесно, его «Житие Антония» станет образцом для подобной литературы. Подвижничество противопоставляется Афанасием Великим философии: подвижник делает то, о чем философ только говорит (интересно, что косвенно это обличение подтверждает истинность философии). Так богословие Афанасия Великого совмещая опыт Пустыни и необычайно тонкую богословскую мысль, свободную от обычных для александрийцев соблазнов эллинистического интеллектуализма, с необыкновенной полнотой, ясностью и гармоничностью передает веру Церкви.   Феофил Александрийский Феофил — патриарх Александрийский. Четырнадцать правил, составленных Феофилом Александрийским, вошли в Каноны Православной Церкви. Политик и богослов. «Прославился» главным образом борьбой с Иоанном Златоустом, кончившийся Собором под Дубом, где Феофил был председателем. На Третьем Вселенском соборе читали его сочинения, на Пятом его авторитет был подтвержден — хотя много позднее свт. Марк Эфесский отказывался признавать авторитет Феофилда из-за гонения на Златоуста. За крайнее властолюбие, интриги, подкупы и пр. получил прозвище «фараона».

http://blog.predanie.ru/article/c2-abpri...

Авель – второй сын Адама, убитый Каином, в Новом Завете считается первомучеником Авраам – ветхозаветный патриарх, родоначальник еврейского народа Аврелий Марк Антоний (121–180) – рим. император с 161 Аксаков Иван Сергеевич (1823–1886) – публицист, общ. деятель, идеолог славянофильства Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860) – публицист, историк, поэт, представитель раннего славянофильства Аларих I (ок. 370 – кон. 410) – король вестготов с 395, разграбивших под его предводительством Рим в 410 Александрийский епископ – см. Афанасий Великий Алексей Михайлович (1629–1676) – рус. царь с 1645 Алексий Святой (90-е гг. XIII в. – 1378) – рус. митрополит с 1354, автор многих богословских трудов, переводчик Нового Завета Алкуин Флакк Альбин (ок. 735–804) – англосакс. ученый друг и советник Карла Великого, автор многих богословских трудов Аллегри – см. Корреджо Аллейс (Аллиес, Аллайс) Томас Вильям (1813–1903) – англ. историк, англиканский священник, в 1850 перешедший в католичество. Один из зачинателей т.н. «оксфордского движения» Альфред Великий (ок. 849 – ок. 900) – король англосакс. королевства Уэссекс с 871 Аммиан Марцеллин (Амман; ок. 330 – ок. 400) – рим. историк, автор «Деяний» Анахарсис – скиф, побывавший в Афинах во времена Солона; причислен к семи греческим мудрецам Андрей – апостол; ученик Христа Анна – библейская пророчица Анна – мать преподобного Самуила, в ее молитве впервые упоминается имя Христа Анна – первосвященник Иудейский Ансгар (Ансгариус; 801–865) – фр. священник, миссионер, прозванный «апостолом Севера» за распространение христианства в Сев. Германии, Дании, Швеции Аполлос (Аполоний) – еврей-христианин из Александрии, игравший видную роль в истории ап. Павла. Протестантские проповедники предполагали в нем автора Послания «К Евреям» Арий (ок. 260–336) – пресвитер Александрийский, основоположник арианства, проповедовавший догмат о неравенстве Сына Божия с Богом Отцом. Арианство частично было усвоено европейским католицизмом Ариосто Лудовико (1474–1533) – итал. поэт

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

В послеапостольские времена золотого христианского века вместе с обретением свободы Церковь Христова открыла возможность многим народам из разных стран Римской империи принимать христианство. Естественно, встали задачи разработки духовно-нравственных дисциплин, регулирующих нормы христианской жизни. Сонм великих Святителей — Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Дионисий Александрийский, Григорий Неокесарийский, Афанасий Великий, Петр Александрийский, Амфилохий Иконийский и многих других святых иерархов Церкви Христовой составляет канонические и догматические определения, рассылая их в своих окружных посланиях для руководства церковной жизни. В эпоху Вселенских Соборов их участники засвидетельствовали: “Храним не нововводно все Писанием или без Писания установленные до нас Церковные Предания, последующе Богоглаголивому учению святых Отцов наших и Преданию Кафолической Церкви” (VI Вселенский Собор) и дали тщательно разработанные правила и догматы, необходимость появления которых диктовалась требованиями жизни и времени. В деле дальнейшего исторического обзора древних покаянных канонов и их применения в таинстве исповеди удобно остановить внимание на самых полных сборниках покаянных канонов. Такими древнейшими сборниками церковного права, дошедшими до нас, являются “Кормчая” и “Номоканон, или Законоправильник” с 1658 года стереотипно издаваемый в конце Большого Требника, который первоначально не принадлежал Требнику, а составлял особую книгу. В ней ясно и прямо указанно ее церковно-практическое назначение — быть руководством для духовников при совершении исповеди и наложении епитимий на кающихся. Автором Номоканона принято считать святого Патриарха Иоанна Постника, поэтому Номоканон называется Постниковым. Номоканон Постников Номоканон дошел до нас в нескольких различных редакциях. Общая основа всех редакций одна и та же: наставление, или руководство духовникам, как они должны принимать тайную исповедь в тайных грехах, будет ли то грех уже совершенный или состоящий в одном только греховном помышлении, и прилагать к принесшим такую исповедь древние церковные правила о публичных и долгосрочных покаяниях, назначенных собственно для явных, уличенных грешников. Так как сроки публичных покаяний или епитимий и в самых древних правилах назначены не безусловно, а с предоставлением лицам, облеченным властью вязать и решить, права смягчать епитимию для искренно кающихся и усердных в заглаждении своего греха (Василия Великого правило 74), то Постник, имея, конечно, в виду, что добровольная исповедь в тайных грехах уже сама по себе свидетельствует о готовности грешника примириться со своею совестью и Богом, сократил прежние епитимии наполовину и более.

http://pravmir.ru/primenenie-drevnih-pok...

В послеапостольские времена золотого христианского века вместе с обретением свободы Церковь Христова открыла возможность многим народам из разных стран Римской империи принимать христианство. Естественно, встали задачи разработки духовно-нравственных дисциплин, регулирующих нормы христианской жизни. Сонм великих Святителей - Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Дионисий Александрийский, Григорий Неокесарийский, Афанасий Великий, Петр Александрийский, Амфилохий Иконийский и многих других святых иерархов Церкви Христовой составляет канонические и догматические определения, рассылая их в своих окружных посланиях для руководства церковной жизни. В эпоху Вселенских Соборов их участники засвидетельствовали: " Храним не нововводно все Писанием или без Писания установленные до нас Церковные Предания, последующе Богоглаголивому учению святых Отцов наших и Преданию Кафолической Церкви " (VI Вселенский Собор) и дали тщательно разработанные правила и догматы, необходимость появления которых диктовалась требованиями жизни и времени. В деле дальнейшего исторического обзора древних покаянных канонов и их применения в таинстве исповеди удобно остановить внимание на самых полных сборниках покаянных канонов. Такими древнейшими сборниками церковного права, дошедшими до нас, являются " Кормчая " и " Номоканон, или Законоправильник " с 1658 года стереотипно издаваемый в конце Большого Требника, который первоначально не принадлежал Требнику, а составлял особую книгу. В ней ясно и прямо указанно ее церковно-практическое назначение - быть руководством для духовников при совершении исповеди и наложении епитимий на кающихся. Автором Номоканона принято считать святого Патриарха Иоанна Постника, поэтому Номоканон называется Постниковым. Номоканон Постников Номоканон дошел до нас в нескольких различных редакциях. Общая основа всех редакций одна и та же: наставление, или руководство духовникам, как они должны принимать тайную исповедь в тайных грехах, будет ли то грех уже совершенный или состоящий в одном только греховном помышлении, и прилагать к принесшим такую исповедь древние церковные правила о публичных и долгосрочных покаяниях, назначенных собственно для явных, уличенных грешников. Так как сроки публичных покаяний или епитимий и в самых древних правилах назначены не безусловно, а с предоставлением лицам, облеченным властью вязать и решить, права смягчать епитимию для искренно кающихся и усердных в заглаждении своего греха (Василия Великого правило 74), то Постник, имея, конечно, в виду, что добровольная исповедь в тайных грехах уже сама по себе свидетельствует о готовности грешника примириться со своею совестью и Богом, сократил прежние епитимии наполовину и более.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/173/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010