В этот период в канонизации архиереев появляется значительная избирательность, что свидетельствует об изменении концепции святительской святости. С канонизации в силу сана акцент перемещается на личное подвижничество архиерея и его роль в устроении церковной жизни 799 . В доказательство того, что древние архиереи причислялись клику святых уже по самому своему месту в церковной иерархии, проф. Е. Е. Голубинский приводит такие сведения. Из 74-х архиепископов Константинопольских, начиная с Митрофана (315–325) до Евстафия (1019–1025), не были причислены клику святых только 18 еретиков и 7 православных. О трех из этих семи несомненно известно, что они Церковью не почитались, остальные же четыре, возможно, почитались некоторое время. С 315 по 846 гг. из 58 иерархов 18 было еретиками. Из оставшихся не прославлено только двое, православие которых было под подозрением. Но с IX века Константинопольские Патриархи причисляются к лику святых только в связи со своими личными достоинствами. Аналогичным образом складывалась ситуация и в Римской Церкви. Все 56 пап до 535 года признаны святыми (тридцать первых пап причислены к лику святых как претерпевшие мученическую кончину). Из 52-х пап с 535 по 867 гг. признаны святыми только 21. После 867 г. канонизированы или беатифицированы только несколько пап 800 . Возможно, это изменение концепции святости архиерея было обусловлено распространением на лик святителей общепочитаемости, когда лишь отдельные местночтимые епископы оказались в числе святых, чтимых всею Церковью 801 . Насколько избирательно и осмотрительно поступала Церковь при возведении местночтимых архиереев в святые всей Церкви, свидетельствует тот факт, что даже знаменитейшие святители Афанасий Александрийский , Василий Великий , Григорий Богослов , Григорий Нисский , Иоанн Златоуст , Кирилл Александрийский и Епифаний Кипрский были признаны общепочитаемыми только через несколько веков после своей кончины, во времена императора Льва Мудрого (правил 886–911) 802 . Эта избирательность по отношению к предстоятелям Церквей отразилась в Византийской агиографии. Авторы житий, акцентируя внимание на тех или иных чертах архиерея, тем самым дают определенное представление о критериях оценки личности святителя и его деятельности в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подобным образом, вне специального юридического контекста, пользуется этим понятием и свт. Василий Великий . В своем письме к клиру Колонии, к-рый был недоволен перенесением епископской кафедры из Колонии в Никополь, он утверждает, что это является «прекрасным решением (οκονομα καλ) тех, кому вверено управление (οκονομεν) Церквами» ( Basil. Magn. Ep. 227//PG. 32. Col. 852). В его понимании эта мера, согласная с волей Божией и, т. о., направленная на достижение церковного блага, принимается по причине «трудного времени» (το... καιρο τν χαλεπτητα - Idem. Ep. 228//PG. 32. Col. 857). В таком же значении он использует этот термин в 1-м каноническом послании свт. Амфилохию Иконийскому (прав. 1): «Поскольку некоторым в Асии решительно угодно было, ради назидания многих (οκονομας νεκα τν πολλν), прияти крещение их [кафаров.- Свящ. Д. П.], то да будет оно приемлемо». Свт. Григорий Богослов называет свт. Афанасия Великого, допускавшего для латиноязычных богословов употребление менее точного термина «лицо» вместо «ипостась», «великим икономом душ» (μγας τν ψυχν οκονμος - Greg. Nazianz. In laudem Athanasii. 35//PG. 35. Col. 1124). Свт. Иоанн Златоуст «икономией и снисхождением» называет обряд очищения, исполненный ап. Павлом в Иерусалиме ради успокоения уверовавших во Христа евреев ( Ioan. Chrysost. In Act. 46). Свт. Кирилл , архиеп. Александрийский, подходит ближе к более строгому употреблению понятия, говоря об И. как о мере чистой целесообразности: «Икономия ради известных обстоятельств бывает, когда ненадолго пренебрегают должным, отлагая нечто в сторону, чтобы приобрести большее». Далее в этом тексте следует яркое сравнение применяющих икономию с моряками, попавшими в шторм и бросающими за борт нечто маловажное, чтобы спасти корабль и свои жизни ( Суг. Alex. Ep. 56//PG. 77. Col. 320). В обращении к понятию «икономия» других авторов на первом месте также стоит идея целесообразности. Свт. Евлогий I , патриарх Александрийский, в рамках полемики с егип. монофизитами написал небольшой трактат, специально посвященный И. В нем он, не давая строгого определения, сообщает, что «икономия зачастую применяется на краткое время, когда допускается нечто недолжное, ради долговременной непоколебимости благочестия, а также чтобы расстроить дерзания замышляющих против истины» ( Phot. Bibl. Cod. 227//PG. 103. Col. 953, 956). Прп. Феодор Студит, порвавший отношения со свт. Никифором I , патриархом К-польским, по причине различного понимания И., считал, что «предел икономии состоит в том, чтобы не нарушать совершенно какое-нибудь постановление и не вдаваться в крайность и не причинять вреда важнейшему в том случае, когда можно сделать малое послабление согласно времени и обстоятельствам, чтобы т. о. легче достигнуть желаемого» ( Niceph. Const. Ep. 24//PG. 99. Col. 984).

http://pravenc.ru/text/389060.html

Глава V. Христианское Богослужение. Священные дни и времена I-III вв. Праздники годовые подвижные и посты. Места богослужебных собраний. Христианская живопись. Глава VI. Религиозно-нравственная жизнь христиан. Церковная дисциплина. Религиозное моральное состояние верующих. Начало монашества. Часть 2. Период вселенских соборов. Глава I. Распространение Христианства. Великое переселение народов. Армения и Иверия (Грузия). Аравия и Абиссиния. Христианская миссия среди славянских народов. Христианство среди чехов. Христианство в Польше. Христианство на Руси. Глава II. Отношение Христианской Церкви к внешнему миру. Церковь и государство. Император Константин Великий и Миланский эдикт. Отношения между Церковью и государством на Востоке и на Западе. Сыновья Константина Великого — Константин II, Констанс и Констанций. Императоры Юлиан, Грапиан, Феодосии Великий и Младший. Отношение между церковною и государственною властью на Западе. Возвышение Папы над императорами. Бедствия Церкви. Реакция язычества. Император Юлиан Отступник. Гонение на христиан в Персии. Языческая полемика и христианская апологетика с IV-ro века. Ислам. Глава III. Церковная организация. Римский Папа. Александрийский патриархат. Антиохийский патриархат. Иерусалимский патриархат. Возвышение епископа Константинополя «Нового Рима». Список Константинопольских патриархов до IX-ro века. Епископы. Хорепископы. Епископское управление. Особые церковные должности. Низший клир. Церковное Законодательство. О Соборах Поместных и Вселенских. Каноническая (юридическая) сторона в деятельности Соборов Поместных и Вселенских. О собраниях канонов. Апостольские каноны. Апостольская дидаскалия. Так называемые Апостольские Постановления. Раскол донатистов. Мелетианский раскол. Глава IV. Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских соборов (IV-VIII-ro века). Первый Вселенский Собор был созван по поводу ереси Ария в Никее в 325 г. Учение Афанасия Александрийского. Выступления Ария. Первый Вселенский Собор в Никее в 325-м году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Ко всем присутствовавшим в храме с архипастырским словом обратился митрополит Волоколамский Иларион: «Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Афанасий, представитель Патриарха Александрийского при Московском Патриаршем престоле! Ваше Преосвященство владыка епископ Антоний, представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле! Глубокочтимые представители Поместных Православных Церквей, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с праздником Обрезания Господня и днем памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Так случилось, что промыслом Божиим и решением приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II моя архиерейская хиротония совершилась в день памяти святителя Василия, и пример этого святителя всегда вдохновлял меня на моем теперь уже пятнадцатилетнем архиерейском пути. Святитель Василий Великий прожил недолгую жизнь, я уже пережил его, но за свою недолгую жизнь он успел сделать очень многое. Он консолидировал епископат своего региона в сложнейшее время, когда Церковь была терзаема арианской ересью, когда ариане захватили почти всю власть в Церкви. Своими богословскими трудами он сумел утвердить Православие навсегда, так что уже никогда основы Церкви не колебались такими страшными ересями, как арианская, которая отрицала Божественную природу Господа Иисуса Христа. Конечно, и дальше возникали опасные ереси, но поворотным пунктом для Церкви был именно IV век. Тогда богословы и, прежде всего, три великих каппадокийских отца — святитель Василий Великий, его брат святитель Григорий Нисский, его друг и сотаинник святитель Григорий Богослов — а вслед за ними и святитель Иоанн Златоуст своим мощным словом богословской проповеди раз и навсегда утвердили исповедание Божества Господа Иисуса Христа и исповедание Божества Святого Духа. Вклад этих святых отцов в сокровищницу православного богословия трудно переоценить. Сегодня, когда во время служения Литургии Василия Великого я читал анафору, я вновь, как и всегда при совершении этой Литургии, поразился богатству богословского содержания, которое святитель Василий вложил в слова сей Божественной службы. Вся эта удивительная анафора соткана из слов святого апостола Павла, и вместе с тем святитель Василий вложил в нее свое богословское вдохновение, свое богословское видение. Она наполнена замечательными духовными прозрениями, до сих пор заставляющими нас в изумлении останавливаться перед тайной Божественного домостроительства, воспоминанию о котором посвящена всякая Божественная литургия. Вся история человечества от сотворения мира, включающая события Боговоплощения и пришествия в мир Господа Иисуса Христа, распятие и смерть Господа Спасителя, Его Воскресение и вознесение на небо, Его сошествие во ад и Его второе пришествие, вся эта история — и прошлое, и настоящее, и будущее — проходит перед нашим духовным взором, когда мы читаем молитвы Литургии святителя Василия Великого.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4778269...

Выдающееся положение в среде местного греческого населения столицы падишаха и вполне достаточное материальное обеспечение семьи Пероглу дали возможность будущему патриарху получить солидное домашнее и школьное образование. По окончании греческой школы в Пере, Фотий Пероглу, по смерти уже своего отца, для довершения образования поступил в богословскую школу Крестного монастыря в Иерусалиме, которую и окончил с блестящим успехом, получив, при окончании курса, в 1873 году, сан иеродиакона и звание «дидаскала богословия». Время своего обучения в богословской школе высокопреосвященный Фотий вспоминает с глубокой благодарностью и считает счастливейшим в своей жизни, как время наивысшего процветания своей almae matris, когда среди профессоров ее считались образованнейшие люди, оставившие по себе громкую славу на педагогическом поприще, как, напр., покойный патриарх Иерусалимский Герасим, оплакиваемый и доселе, недавно почивший ректор богословской школы, великий архидиакон сионской церкви, Фотий великий (Φωτιος μεγας) Ему противопоставляется всегда высокопреосвященный Фотий Пероглу, и в отличие от первого не редко называется Фотием малым (Φωτιος μικρος), ныне здравствующий митрополит иорданский Епифаний и др. После, окончания курса в Крестной богословской школе, молодой, полный сил и энергии, иеродиакон Фотий был отправлен на родину, в Константинополь, в тамошнее Иерусалимское подворье для исполнения обязанностей секретарских и иеродиаконских как владеющий в одно и тоже время бойким талантливым пером и прекрасным голосом. Выказанные здесь настойчивость и аккуратность в исполнении возложенных на иеродиакона Фотия обязанностей, снискали ему благоволение правившего в ту пору сионской церковью, патриарха Иерофея, который в следующем, 1874 году, вызвал его обратно в Иерусалим и назначил на высокий и ответственный пост патриаршего секретаря 2 . Талантливый, неутомимый, честный и весьма симпатичный по характеру, молодой патриарший секретарь и здесь, в своей многосторонней и трудной должности, заявил себя с самой отличной стороны, чем приобрел себе любовь со стороны Святогробского духовенства, а у блаженнейшего Иерофея такое доверие, что сделался, можно сказать, правою его рукою в деле управления сионской церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Максимальное значение для изучения богословского наследия патриарха Григория Кипрского в дореволюционное время имели труды русского патролога И.Е. Троицкого. Данный исследователь перевел на русский язык ряд текстов патриарха Григория, а также стал автором нескольких научных публикаций по данной теме. В числе публикаций И.Е. Троицкого по этой теме были переводы автобиографического сочинения патриарха и его письма императору Андронику II Палеологу В публикации историк в примечаниях говорит о некоторых деталях полемики Григория Кипрского и Иоанна Векка об исхождении Святого Духа в связи с Томосом Влахернского Собора 1285 г. с. 511, сноска 1]. И.Е. Троицким была написана серия статей, посвященных арсенитскому расколу XIII-XIV вв., в двух из которых дано подробное описание жизни и деятельности Григория Кипрского на основе сочинений византийских историков Георгия Пахимера и Никифора Григоры 25]. Автор описывает Собор 1283 г., осудивший Иоанна Векка с. 599-607]., и упоминает о присутствии на этом Соборе Григория Кипрского, будущего патриарха с. 599]. Подробно описываются события от избрания Григория патриархом Константинопольским до Влахерснкого Собора 1285 г. с. 615-645; 25, с. 1055-1063]. В работе И.Е. Троицкий уделяет большое внимание богословским спорам об исхождении Святого Духа, происходившим в период патриаршества Григория Кипрского. В центре рассмотрения данного вопроса находится Влахернский Собор 1285 г. Автор подробно описывает обстоятельства вызвавшие необходимость проведения этого Собора для повторного рассмотрения дела Иоанна Векка с. 1063-1065]. В статье подробно описан ход работы Собора с. 1065-1080]. Представлены активные участники Собора. С православной стороны участниками Собора являлись патриарх Константинопольский Григорий Кипрский, патриарх Александрийский Афанасий, великий логофет Феодор Музалон, великий хартофилакс Георгий Мосхамбар. Другая сторона была представлена бывшим патриархом Иоанном Векком, а также архидиаконами Константином Мелетиниотом и Георгием Метохитом.

http://bogoslov.ru/article/6170113

23) Александр 1, достойный преемник добродетелей Митрофановых. Во время его патриаршества скончался всехвальный Константин Великий , оставив наследниками сыновей своих: Константия, Константина и Константа. Власть над востоком получил Константий, увлеченный некоторыми, особенно Евсеевием, епископом никомидийским, в арианство. Блаженный же Александр, правив Церковью ровно 23 года, почил о Господе, быв 93 лет. Память его Церковь празднует 30 августа. Его место заступил: 353 г. 24) Павел , святейший исповедник, родом солунянин. Но вскоре арианствующий Константий низвел Павла с патриаршего престола; патриархом же по повелению его объявляется друг Константия и единомысленник 353 г. 25) Евсевий, бывший прежде епископом в Вирите, потом в Никомидии, где Константин Великий поручил ему воспитание Юлиана, сделавшегося потом самодержцем и отступником. Евсевий был брат или племянник священномученика Памфила и ученик святого пресвитера и мученика Лукиана, муж сильный при дворе, разумный и предприимчивый, но непостоянный и беспокойный; что всего хуже, он, быв жарким поборником ариан, по наружности держался общения с православными. Константием произведенный в патриарха, он после некоторого времени отправился в Иерусалим, под предлогом поклонения Святому Гробу Господню; но, возвращаясь оттуда, пришел в Антиохию, где, составив лжесобор, изгнал великого во благочестии Евстафия, епископом же объявил арианина Евлогия. Покровительствуя арианам, он возмутил мир церквей азийских. Наконец, возвратившись в Константинополь, он скоро кончил жизнь. Православными же на его место возведен опять святейший 355 г. Павел вторично. Но в то же самое время арианами рукополагается арианин же или полуарианин и духоборец 355 г. 26) Македоний. И сего утвердил самодержец Константий. Но от него произошли в Константинополе страшные смятения и замешательства в делах церковных. Почему Константий, проживая сам в Антиохии, повелел Гермогену, военачальнику фракийскому, низвести Павла с патриаршества. Видя это, народ вознегодовал и, напав на Гермогена, растерзал его, и дом его сжег. Такого ужасного дела сделалось виною простодушное зловерие Константия, увлеченного лукавством злых служителей Церкви. После сего, хотя по настоянию благочестивых епископов, Павел опять получил правление Церкви, но Константий опять изгнал его в его отечество Солунь, и опять одержал верх злейший Македоний. В сих обстоятельствах Юлий, блаженнейший папа римский, представил дело православному Константу, брату Константия, царствовавшему в Италии. Собор, по повелению Константа, собравшийся в Сардесе, определил, что Павел есть законный пастырь Константинополя; здесь же возвращен престол александрийский великому Афанасию, равно и прочие престолы восточной Церкви – законным их пастырям, гонимым от ариан и арианствующей власти Константия. Констант и к самому Константию написал письмо, исполненное угроз. Таким образом, опять восстановлен 356 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В соборных документах понятие «ересь» отсутствует — по той причине, что оно отсутствует и в истлевшей вере тех, кто на протяжении целого столетия пытается воссоединить разделенные христианские сообщества, которые, по их мнению, составляют Церковь. Согласно многовековой вере нашей Церкви, еретические и раскольнические сообщества не являются частью Церкви. Еретики и раскольники отсекаются от Церковного тела, как больные, прогнившие члены; при этом целостность Церкви не нарушается, подобно тому как остается живым, зеленеющим и продолжает плодоносить дерево, с которого обрезают сухие ветви. Согласно многовековой вере нашей Церкви, еретические и раскольнические сообщества не являются частью Церкви Согласно новоявленной концепции экуменизма, представляющего собой экклезиологическую ересь, ни одно отдельно взятое христианское сообщество не является Церковью (включая и православных). Для экуменистов Церковью является лишь совокупность всех таких сообществ. Именно по этой причине на Критском соборе не поднимался вопрос о ересях: наоборот, его участники согласились с тем, что еретические сообщества также являются «Церквями», и произошло то, о чем говорил святой Марк Ефесский, а именно «смешение несмешиваемого» — совмещение того, что является несовместимым: истины с ложью, Православия — с заблуждением и ересью. Св. Марк говорил эти слова о злосчастной «Унии» между папизмом и Православной Церковью, которая была заключена на Ферраро-Флорентийском лжесоборе (1438–1439). 2. Никакого общения с еретиками и раскольниками. Вред и погибель для души Давайте рассмотрим, как святой Афанасий Великий, который был учеником преподобного Антония, излагает его взгляды и отношение к величайшей ереси — арианству, терзавшему Церковь на протяжении десятилетий, а также к мелитианскому расколу, из-за которого Александрийскую Церковь лихорадило на протяжении долгих лет. Мелитианские раскольники получили свое название по имени епископа Мелития Ликопольского, который воспользовался отсутствием Патриарха Александрийского и других епископов из-за гонений и тюремных заключений в период правления Диоклетиана и совершил вторжение в их епархии, находившиеся за пределами его юрисдикции, где незаконно рукоположил епископов. Помимо таких раскольнических действий, Мелитий проявлял непомерную строгость к отпавшим от Церкви и налагал на них жесточайшие епитимьи (как это происходило и у донатистов), в то время как Православная Церковь была к ним более снисходительной.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/31/svyato...

Имена А. В. и его брата Петра позволяют предположить, что их семья была эллинистического, а не копт. происхождения. Гипотезе о том, что родители А. В. были христианами, противоречит сообщение «Истории Александрийских Патриархов» (PO. T. 1/4. P. 407), где упоминается о крещении А. В. и его овдовевшей матери свт. Александром Александрийским . Детство А. В. проходило в условиях жестоких преследований христиан в Александрии и Египте, но его воспоминания об этом восходят, скорее всего, к рассказам родителей (Hist. arian. 44). О хорошем образовании, полученном А. В., свидетельствуют встречающиеся в его трудах цитаты из Гомера, Платона, аллюзии на Аристотеля. Лит. моделью для нек-рых сочинений А. В. могли служить античные образцы (в частности, речи Демосфена для «Защитительного слова пред царем Констанцием»). Огромно было значение уже для раннего А. В. Свящ. Писания ( Greg. Nazianz. Or. 21. 6). Из христ. писателей молодой А. В. испытывал влияние Оригена (позднее - гораздо меньше). Большое воздействие на А. В. в юные годы оказал пример монашеского послушания, образцом чего был, по его собственному признанию, прп. Антоний Великий («Я стал его учеником»,- говорит А. В. в преамбуле к «Житию св. Антония»). Согласно копт. энкомию св. Афанасию, перед получением диаконского сана он в течение 6 лет был чтецом (Testi Copti. 55 sq.). Свт. Александр Александрийский сделал его личным секретарем. Противостоявшие архиепископу сторонники ересиарха Ария , по словам самого А. В., сразу увидели в нем своего решительного противника (Apol. contr. arian. 6. 2); до конца жизни он оставался виднейшим борцом против арианства - главной ереси того времени. А. В. сопровождал свт. Александра на Всел. I Собор , открывшийся в Никее 20 мая 325 г. Воспоминания о Соборе отразились позднее в сочинениях А. В.: «Послании о постановлениях Никейского Собора» (III 19-20) (351/52) и «Послании к африканским епископам» (371/72). После Собора А. В. вернулся вместе со свт. Александром в Александрию, где им предстояло воплотить в жизнь решения Собора, предавшего проклятию ариан и осудившего раскольников-мелитиан. Вскоре свт. Александр тяжело заболел и на смертном одре указал на А. В. как на своего преемника, хотя тот вначале хотел избежать избрания ( Sozom. Hist. eccl. II 17. 1-3). Начало епископского служения и 1-я ссылка (328-337)

http://pravenc.ru/text/Афанасию ...

Можно сказать на основании Послания к Ефесянам, что Церковь – дом Отца, Бога Отца, обиталище Духа Святаго и Тела Христа – Сына Божия. Значит, Церковь связана непосредственно самым теснейшим образом со Святой Троицей. Святой Фотий Константинопольский , великий патриарх IX века, про которого наши братья на Западе веками говорили, что Фотий сделал схизму. Но Фотий был великий богослов. Не так давно напечатаны его проповеди. Это такая глубина! Между прочим, одна проповедь говорит про первое нападение руссов – россов, как они там называются, в 860 году на Константинополь. В одной из этих проповедей Фотий говорит о Предвечном Совете Святой Троицы. О том, что поётся на повечерии в Церкви, и что находится в 9 главе пророка Исаии: «Ангел Великого Совета Христос пришел» – к нам Сын Божий пришел, как Ангел Великого Совета. То есть как Вестник – Тот, Который являет нам, что было на Совете Троицы. Фотий говорит, что Святая Троица на Предвечном Совете, решая создать мир и человека, «сцерквилась», «екклесиасса» – собралась в Церковь. Святая Троица на Собор собралась. По-моему, так сильнее, но немножко грубо. Значит, прототип, оригинал Церкви – Святая Троица. Семнадцатая глава Евангелия от Иоанна, последнее слово Христа ученикам, когда кончилась Тайная Вечеря на Сионе. Это там, где дом Каиафы приблизительно, где Сионская горница. И после Тайной Вечери Христос пошёл в Гефсиманию на молитву. Схождение в Гефсиманию приблизительно столько длится, за сколько бы нужно было прочесть эти главы (14, 15, 16, 17) от Иоанна. Христос именно ученикам говорит последнее слово, но кончается слово семнадцатой главой, молитвой Отцу. И там Он говорит: «Отче, прошу Тебя, молю Тебя, желаю, чтобы они были вместе объединены в Нас, так как Мы объединены». Митрополит Антоний в своем хорошем сочинении «Моральное значение догмата Церкви» развивает именно ту идею, которую развивали давным-давно апостолы и отцы, особенно Кирилл Александрийский . Значит, оригинал Церкви – Святая Троица, именно Бог христианский – Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010