Наиболее близкими по значению к μοοσιος в богословской полемике посленикейского периода были выражения μοιος κατ πντα (подобный по всему) и соответственно μοιοσιος (подобосущный) ( Athanas. Alex. De Synod. 53). Малоприметное различие в написании 2 слов имело принципиальное значение, т. к. омиусианство для умеренных ариан стало удобной альтернативой никейской вере в «Е.». Компромисс состоял в том, что утверждение полного подобия Сына Отцу позволяло формально признавать единство Бога по свойствам, при этом реально разделяя божественную сущность между Отцом и Сыном. В философской терминологии античности, начиная с Аристотеля, слово μοιος (подобный) четко определялось как «одинаковый по качеству». Вместе с тем было еще 2 смежных устоявшихся термина: «тождество» (единство по существу) и «равенство» (единство по количеству) ( Arist. Met. 5. 15). На этом основании свт. Афанасий Великий отвергал употребление термина μοιοσιος: «...слово «подобный» употребляется не в отношении к существу, а лишь в отношении к форме и качеству; потому что в вопросах о существе речь может быть не о подобии, а о тождестве» ( Athanas. Alex. De Synod. 53). Опасность употребления в Символе веры термина «единосущный» состояла в том, что вост. богословие не имело достаточно четкого определения сущности. Термины «сущность» и «ипостась» употреблялись нередко как синонимы, поэтому адекватное понимание Е. могло быть достигнуто только с прояснением соотношения между сущностью и ипостасью. Александрийский Собор 362 г., поднимавший терминологический вопрос, показал только то, что истинное понимание Е. может быть выражено в разных терминах, и призвал держаться никейской веры как «лучшей и более точной» ( Idem. Ad Antioch. 5-6), но не сделал никакого различения между сущностью и ипостасью. Свт. Афанасий Великий не различал их даже в поздних произведениях ( Idem. Ep. ad Afros//PG. 26. Col. 1036). Изначально такая смысловая близость понятий не представляла опасности для правосл. веры, т. к. в учении о Пресв. Троице исходным было не понятие о единой сущности Божией, а понятие о Боге Отце. С т. зр. доникейских богословов, существо Божие - это и есть собственно Бог Отец. Из существа Отца рождается Сын, Который также целиком обладает существом Божиим, т. е. не три Лица обладают общей единой сущностью, а каждая Ипостась и есть весь Бог ( Спасский. 1914. С. 228). Однако в условиях полемики с арианством при смешении понятий «сущность» и «ипостась» единство сущности воспринималось арианами как слияние Лиц (савеллианство). Более того, и среди борцов с арианством обнаруживались компрометирующие модалистские тенденции. Напр., Маркелл, еп. Анкирский, активный противник Ария на Никейском Соборе, в пылу полемики перешел допустимую грань и проповедовал вместо Православия ересь Савеллия, за что был осужден Вселенским II Собором (II Всел. 1).

http://pravenc.ru/text/189557.html

Благодаря этому различию души животных после смерти «по умолчанию» прекращают свое существование. Человеческая же душа, появляясь при рождении, получает и вечное существование. Впервые рассуждение о процессе рождения душ людей мы встречаем у Тертуллиана. « Тертуллиан учил о некотором душевном семени: как существует семя телесное, так и в душе существуют особые семена, которые отделяются от души и дают начало новой духовной субстанции. Это мнение о душевных семенах было отвергнуто последующими отцами Церкви, а мнение о рождении человеческих душ от душ родителей получило широкое распространение. Его придерживались свт. Григорий Богослов, свт. Григорий Нисский, свт. Афанасий Александрийский, прп. Макарий Великий и многие другие. Блж. Иероним, хотя сам придерживался иного взгляда, тем не менее, отмечал, что мнение о рождении душ имеет большой авторитет как на Востоке, так и на Западе» . Опустим подробное рассмотрение теории появления душ, укажем лишь, « что душу — саму духовную природу — человек получает от родителей, так же как и тело; но личностью, неповторимой и уникальной, человек становится вследствие особого Божественного воздействия» . Для нас важно, что человек обладает потенциалом давать другой душе вечное ипостасное существование. Конечно же, не самостоятельно, а Господу поспешствующу . Надо иметь в виду очень важную особенность. Разумные твари (ангелы и люди) имеют по природе ипостасное, начиная с творения (ангелы) или рождения (люди), вечное существование. Вечное существование человеческой души обусловлено тем, что в человеческой природе присутствует дыхание жизни бессмертного Божества. Но даже несмотря на то, что человек имеет по природе ипостасное (личностное) существование, оно не обусловлено исключительно одной природой человека. « Человеческая личность существует не сама по себе, не в силу своей самодостаточности, поскольку не имеет в самой себе источника бытия, но существует благодаря своей онтологической причастности ко Христу. Христос является метафизическим основанием каждой человеческой личности в ее реальной конкретности и в беспредельности перспективы открывающегося для нее бытия» .

http://bogoslov.ru/article/5083718

Вслед за Оригеном собственное учение о человеке как об “образе Образа” сформулировал еще один александрийский богослов – свт. Афанасий Великий . Конечно же, он избежал крайностей оригеновского богословия, отнюдь не утверждая здесь какой-либо субстанциональности заложенного в человеке божественного образа. И вместе с тем, его учение многими своими чертами напоминает мнение Оригена : человек есть образ Слова, Которое, в Свою очередь, является, Образом Собственного Первообраза, Образом Отца. Благодаря этому человек выражает черты именно Божественной “Образности” Слова, тем самым отражая в себе черты таинственных внутритроичных отношений. По свт. Афанасию, Сын является для человека не столько изначальным “Правилом”, не столько Ипостасным Образцом, по Которому создается Адам, сколько неотличимым от Отца и, одновременно, иным по отношению к Нему Образом Первообраза; Он приобщает созидаемых людей к последней, “крайней” тайне Отца, и, в то же время, к таинству Божественной “соотнесенности” Лиц Пресвятой Троицы. Именно потому, что Сын является здесь перед нами в первую очередь как Образ Первообраза, подобное учение свт. Афанасия, как приоткрывающее для нас глубины троического бытия, должно рассматриваться скорее не в “христологическом” аспекте соотнесенности человека с Источником его богообразности – Сыном, но в аспекте “триадологическом”. Тем самым учение александрийского святителя оказывается весьма близким по духу к мнениям тех святых отцов, которые считали одним из проявлений богообразности в человеке его природное сходство с некоторыми чертами внутритроичной Божественной жизни. Ясно, что этот вариант учения о “Слово-образности” человека, сформулированный (в том или ином виде) представителями александрийской богословской школы, по сути не является богословием “христоподобия” человека, то есть учением о его сотворении именно по образу Ипостасного Слова. Однако и такое мнение – о сотворении людей по образу Богочеловека Христа – было также выражено и развито святыми отцами и учителями Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Иначе обстоит дело с загадочными библейскими теофаниями: явлениями ветхозаветным праведникам и пророкам Самого Бога в ангельском облике. Образ таинственного Ангела Великого Совета, Ангела Господня, Ангела Иеговы, Ан­гела Лица Божия, выступающий на страницах многих ветхозаветных книг, издавна привлекал внимание экзегетов, Отцов и учителей Церкви. Еще св. Иустин Философ видел в являв­шемся праведникам древнего Израиля Ангеле Господнем Само Предвечное Слово, Сына Божия, Второе Лицо Пресвятой Троицы до Его Вочеловечения. Подобного же мнения придерживались Климент Александрийский, Тертуллиан, свт. Афанасий Великий, свт. Иоанн Златоуст, свт. Иларий Пиктавийский, бл. Феодорит и многие другие Отцы Церкви. Так, например, в известнейшем святоотеческом труде по православной ангелологии " О небесной иерархии " , автора которого принято именовать Псевдо-Дионисием, утверждается, что " Сам Иисус, для нашего спасения вчиненный в число благовестников, назван Ангелом великого совета (Ис 9:6), ибо Сам Он, как Ангел, говорит, что все, что слышал от Отца, возвестил нам " . Святитель Московский Филарет отмечает, что " лицо Сына Божия есть единое, в котором с именем Бога наиприличнейшим образом соединяется имя Ангела " . Так, спасающаяся бегством от гнева своей госпожи Сарры Агарь понимает после встречи с Ангелом Господним у источника на дороге к Суру: с нею только что беседовал ее Творец (Быт 16:7-14). Ангел Господень взывает с небес к Аврааму в тот страшный миг, когда старец берет в руку нож, чтобы принести в жертву Богу любимого сына Исаака - и заклание отменяется. Авраам доподлинно знает, Кто обращался к нему из заоблачной выси, и поэтому место несостоявшегося жертвоприношения получает имя Ягве-ире " Господь усмотрит " . Ангел Господень, вернее Сам Господь в ангельском образе продолжает между тем говорить с Авраамом, произнося по Своему Божественному праву обетования для грядущих поколений - его потомков (Быт 22:11-18)... В темноте ночи, до появления первых проблесков зари, борется с загадочным Противником Иаков.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Образ таинственного Ангела Великого Совета, Ангела Господня, Ангела Иеговы, Ан­гела Лица Божия, выступающий на страницах многих ветхозаветных книг, издавна привлекал внимание экзегетов, Отцов и учителей Церкви. Еще св. Иустин Философ видел в являв­шемся праведникам древнего Израиля Ангеле Господнем Само Предвечное Слово, Сына Божия, Второе Лицо Пресвятой Троицы до Его Вочеловечения. Подобного же мнения придерживались Климент Александрийский, Тертуллиан, свт. Афанасий Великий, свт. Иоанн Златоуст, свт. Иларий Пиктавийский, бл. Феодорит и многие другие Отцы Церкви. Так, например, в известнейшем святоотеческом труде по православной ангелологии “О небесной иерархии”, автора которого принято именовать Псевдо-Дионисием, утверждается, что “Сам Иисус, для нашего спасения вчиненный в число благовестников, назван Ангелом великого совета (Ис 9:6) 3 , ибо Сам Он, как Ангел, говорит, что все, что слышал от Отца, возвестил нам” 4 . Святитель Московский Филарет отмечает, что “лицо Сына Божия есть единое, в котором с именем Бога наиприличнейшим образом соединяется имя Ангела” 5 . Так, спасающаяся бегством от гнева своей госпожи Сарры Агарь понимает после встречи с Ангелом Господним у источника на дороге к Суру: с нею только что беседовал ее Творец (Быт 16:7–14). Ангел Господень взывает с небес к Аврааму в тот страшный миг, когда старец берет в руку нож, чтобы принести в жертву Богу любимого сына Исаака — и заклание отменяется. Авраам доподлинно знает, Кто обращался к нему из заоблачной выси, и поэтому место несостоявшегося жертвоприношения получает имя Ягве-ире ‘Господь усмотрит’. Ангел Господень, вернее Сам Господь в ангельском образе продолжает между тем говорить с Авраамом, произнося по Своему Божественному праву обетования для грядущих поколений — его потомков (Быт 22:11–18)… В темноте ночи, до появления первых проблесков зари, борется с загадочным Противником Иаков. Этот Противник называется на страницах библейских книг то Богом (Быт 32:28; Ос 12:3), то Ангелом (Ос 12:4). По окончании же борьбы Иаков сам вопрошает “Побежденного” им о Его имени, но тот лишь отвечает: “на что ты спрашиваешь о имени Моем? оно чудно” (Быт 32:29), а затем благословляет богоборца.

http://pravmir.ru/nebo-i-zemlya-angel-i-...

Главный редактор «Church Times» (1941–1948). Автор биографий Чарльза Гора (1935) и св. апостола Павла (1955). Участник экуменического диалога. 12 . Флессман ван Лэр (Flesseman-van Leer) Эллен (1912–1991) – нидерландский протестантский богослов, филолог-классик, библеист. Участница Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). 13 . Афанасий Великий (греч. θανσιος γας; ок. 295–373) – святитель, епископ Александрийский (328), богослов, великий отец и учитель Церкви. Главная часть творчества посвящена обоснованию учения о Троице и полемике с арианами, в борьбе с которыми он разработал учение о «единосущности» Бога-Отца и Бога-Сына, догматизированное на 1-м (325) и 2-м (381) Вселенских Соборах. Принятие Никейского Символа веры состоялось главным образом благодаря его трудам. Средоточием богословия свт. Афанасия является учение о спасении человека и мира, осуществляемом Богом в Иисусе Христе (сотериология). Согласно Афанасию, Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Таким образом в этом взгляде имплицитно присутствует концепция обожения. Афанасий говорил о Боге в терминах апофатического богословия: Бог нематериален, бестелесен, вне временен, бесстрастен. Он утверждал непознаваемость Бога, превосходящего любые категории человеческого мышления. Он настаивал на том, что и Сотворение мира, и Воплощение являлись актами Божественной воли. 14 . Ариане – последователи еретического течения (осуждено церковными соборами 325 и 381 гг.) в раннем христианстве 4–6 вв. Его возглавил александрийский пресвитер Арий (256–336). Ариане не принимали один из основных догматов официальной Церкви о единосущности Бога-Отца и Бога-Сына. Согласно лжеучению Ария, Христос есть произведение и тварь и ни в чем не подобен Отцу. Он не есть ни истинный Логос Отца, ни истинная мудрость Его; Он не знает и того, в чем состоит Его собственная сущность. 15 . Экзегетики (от греч. ξηγησις – изложение, объяснение) – толкователи Св. Писания. Экзегеза осуществляется с помощью определенных методов. Перевод текстов Св. Писания можно, в определенном смысле, отнести к практике экзегезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Франц, перевод с грузинского: Lettres des Pères du désert/Trad. Dom B. Outtier. Bégrolles-en-Mauges: Abbaye de Bellefontaine, 1985 (Spiritualité orientale 42). Афанасий Великий , архиепископ Александрийский, свт. – Апология против ариан. Греч, текст: PG 25, 248–409. – Житие святого Антония. Греч, текст и франц. перевод: Athanase d " Alexandrie. Vie d’Antoine/Texte grec. et trad. G. J. M. Bartelink. Paris, 1994 (Sources chrétiennes 400). – О явлении во плоти Бога Слова и против ариан. Греч, текст и франц. перевод: Athanase d " Alexandrie. Sur l’incarnation du Verbe/Texte et trad. Ch. Kannengiesser. Paris, 1973 (Sources chrétiennes 199). – Послания к Серапиону, епископу Тмуисскому. Греч, текст: PG 26, 529–676. – Слово против язычников. Греч, текст и франц. перевод: Athanase d " Alexandrie. Discours contre les païens/Texte et trad. P. Th. Camelot. Paris, 1983 (Sources chrétiennes 18 bis). – Толкование на Псалмы. Греч, текст: PG 27, 59–546. Варсонофий Великий, прп. – Ответы./Вопросоответы./Письма. Греч, текст и франц. перевод: Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance/Texte par F. Neyt et P. de Angelis-Noah, trad, par L. Regnault. Paris, 1997, 1998, 2000, 2001, 2002 (Sources Chrétiennes 426, 427, 450, 451:468). 427. P. 72–223; 450. P. 224–398; 451. P. 399–616; 468. P. 617–848. Василий, епископ Анкирский – О девстве. Греч, текст: PG 30, 669–780. Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской, свт. – Беседы. Греч, текст: PG 31, 163–618, 1429–1514. – Беседы на Шестоднев. Греч, текст и франц. перевод: Basile de Césarée. Homélies sur l’Hexaéméron/Texte et trad. S. Giet. Paris, 1968 (Sources chrétiennes 26 bis). – Беседы о сотворении человека. Греч, текст, и франц. перевод: Basile de Césarée. Homélies sur l’origine de l’homme/Texte et trad. A. Smets, M. van Esbroeck. Paris, 1970 (Sources chrétiennes 160). – Гомилия на слова «Внемли себе». Греч, текст.: Basile de Césarée. L " homélie sur le mot “observe-toi toi-même”/Ed. S. Y. Rudberg. Stockholm, 1962. P. 23–37. – К обогащающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Во многом под влиянием лит. деятельности христ. апологетов осмысление онтологического взаимоотношения Отца и Сына восприняло черты стоического учения о логосе . Философский концепт логоса, однако, не мог вполне удовлетворить потребностям выражения христ. учения о Боге, что проявилось в ряде негативных последствий, в частности в укреплении субординационизма , а также в возникновении теории «двойственного Слова». Учение об Иисусе Христе, Сыне Божием, обладающем божественным достоинством, встретило противодействие со стороны монархианства , ереси, отрицавшей учение о Троице и видевшей в нем проповедь многобожия. Тертуллиан сообщает, что девизом этой группы было утверждение: «Мы держимся монархии», т. е. строгого М. ( Tertull. Adv. Prax. 3). Вместе с отрицанием божественности Христа монархиане предлагали 2 варианта объяснения Его взаимоотношений с Богом: 1) Христос не есть Бог по существу, а лишь человек, исполненный силой Божией; 2) Сам Бог и есть Сын, различие же только имеет место по имени и по тому образу, в к-ром Бог открывается людям. В правосл. полемической лит-ре эти 2 направления монархианства получили названия «динамизм» и «модализм». Для александрийского пресв. Ария также было аксиомой бытие только одного Абсолюта и посредническая роль Логоса в деле творения Богом мира. Согласно Арию, все, что не есть Бог, инородно Ему, имеет иную сущность, в т. ч. и Сын, Который рождается, т. е. изменяется, а значит, не есть Бог, но лишь одно из творений. Арий утверждал, что «Сын существует волею и мыслью Бога», Сын не совечен Отцу, и «было время, когда Сына не было». Арианский кризис распространился в IV в. и породил широкомасштабную дискуссию о христ. вероучении. Позитивным следствием кризиса стала выработка триадологической терминологии правосл. богословами. Свт. Афанасий I Великий выступил решительным апологетом термина «единосущие» , введенного в Никейский Символ веры отцами Вселенского I Собора 325 г. Свт. Афанасий подверг критике субординационистское учение о Логосе как о посреднике между Богом и миром. Он утверждал, что «рождение» Сына от Отца означает Его происхождение от существа рождающего Отца, поэтому Сын во всем подобен Отцу, а также то, что рождение Сына - это акт, обусловленный природой рождающего Отца, а не Его волей . Наиболее глубокую разработку триадологическая терминология получила в трудах каппадокийцев, святителей Василия Великого , Григория Богослова, Григория Нисского. С кон. IV в. можно говорить об установлении общепринятой троичной терминологии, к-рая описывает учение Церкви о Боге и к-рая снимает возможные противоречия между М. и троичностью.

http://pravenc.ru/text/монотеизме.html

  Афанасий Великий «Отец Православия», хронологически первый представитель «золотого века» патристики. Его бурная жизнь, вся без остатка была посвящена борьбе с арианской ересью, борьбе за истину Православия. Пять раз он ссылался за веру в единосущие Христа Отцу. Вопрос стоял о судьбе Церкви: если Христос не Бог, то Бог не воплотился, значит обожение, соединение с Богом, спасение невозможно (« Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом » — суть богословия). Афанасию Великому удалось защитить истину и с неподражаемой точностью зафиксировать ее в своих текстах. Именно ему удалось найти слова для описания тринитарной антиномии, адекватные своему предмету, но такие, которые не сводили бы веру к словесным формулировкам, не убивали бы Тайну. Христология Афанасия Великого, пожалуй, наилучшая из всех созданных до сих пор («О воплощение Слова», вообще, центральный текст христианства: фактически, описывает все вероучение, причем, без обычных перегибов в ту или иную сторону). Афанасий Великий один из первых кто запечатлел опыт отцов-пустынников словесно, его «Житие Антония» станет образцом для подобной литературы. Подвижничество противопоставляется Афанасием Великим философии: подвижник делает то, о чем философ только говорит (интересно, что косвенно это обличение подтверждает истинность философии). Так богословие Афанасия Великого совмещая опыт Пустыни и необычайно тонкую богословскую мысль, свободную от обычных для александрийцев соблазнов эллинистического интеллектуализма, с необыкновенной полнотой, ясностью и гармоничностью передает веру Церкви.   Феофил Александрийский Феофил — патриарх Александрийский. Четырнадцать правил, составленных Феофилом Александрийским, вошли в Каноны Православной Церкви. Политик и богослов. «Прославился» главным образом борьбой с Иоанном Златоустом, кончившийся Собором под Дубом, где Феофил был председателем. На Третьем Вселенском соборе читали его сочинения, на Пятом его авторитет был подтвержден — хотя много позднее свт. Марк Эфесский отказывался признавать авторитет Феофилда из-за гонения на Златоуста. За крайнее властолюбие, интриги, подкупы и пр. получил прозвище «фараона».

http://blog.predanie.ru/article/c2-abpri...

17 . Прп. Антония Вел. Прп. Антоний († 356) был великий подвижник и ревнитель православия, почему в церковных песнопениях называется подражателем св. Иоанна Крестителя и прор. Илии. Раскольники безпоповцы говорят, что он принимал к себе на исповедь, хотя и не был священником: значит, можно было бы и мирянину совершать таинство покаяния. Но прп. Антоний не разрешал кающихся, значит, совершал не таинство, покаяния, а исповедь нравственную, которую может совершать всякий человек опытный в духовной жизни, потому что разрешение грехов, “даруемое от Бога иереем” (Б. Катих. л. 389 об.), составляет сущность таинства покаяния и без него исповедь не будет таинством (Б. Катих. л. 390). 18 . Свтт. Афанасия и Кирилла, архиеп. Александрийских. Прп. Маркиана Кирского. Свт. Афанасий Вел. († 373) в своем Символ, известном под его именем, оставил самое полное и ясное изложение учения о Св. Троице (см. в Кирил. кн. лл. 547–8 об. и в М. Катих. лл. 2–4). 19 . Прпп. Макария Египтянина, Макария Александрийского и Макария Печерского; мц. Евфрасии, свт. Арсения Керкирского (Керкира ныне Корфу-остров). За свои подвиги прп. Макарий Египетский († 390) удостоился такой благодати чудотворений, что на его голос отвечали и мертвые. Так, в житии его рассказывается: однажды он нашел в пустыне череп и спросил его: “Чей ты череп”? “Аз начальник бех жрецов идольских, на сем месте обитавших, ответил череп; ты же – авва Макарий, духа Божия исполненный; в который бы час, милосердовав о сущих в муце, ты молитися, отраду некую ощущают”. (Последние слова ясно показывают, как полезны молитвы живых за умерших, отрицаемые сектантами). Не смотря на всю нравственную высоту, прп. Макарий оказался в очах Божиих ниже двух женщин-невесток, которые жили обыкновенною жизнью в городе, но в течение 15 лет совместной жизни не только не вздорили между собою, но и не сказали друг другу неприятного слова. Значить, несправедливо учат странники-бегуны, будто в мире спастись нельзя. С именем прп. Макария Александрийского († 394) известно «Слово об исходе души и состоянии их по смерти», часто встречающееся в раскольнических цветниках.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010