«Очерки истории методизма» (К., 1887. 2 т.), а в 1906 г.- степень д-ра богословия за соч. «Старокатолическое и христиано-католическое богослужение и его отношение к римско-католическому богослужению и вероучению» (К., 1901) и «О законности и действительности англиканской иерархии с точки зрения Православной Церкви» (К., 1906). Др. 2 профессора КДА получили магистерские степени за исследования в области сравнительного богословия: в 1877 г. Ястребов за соч. «Учение Аугсбургского исповедания и его апологии о первородном грехе» (К., 1877), в 1911 г. Чекановский (на момент присуждения степени был преподавателем Самарской ДС, впосл. стал экстраординарным профессором КДА) за соч. «К уяснению учения о самоуничижении Господа нашего Иисуса Христа: Изложение и критический разбор кенотических теорий о Лице Иисуса Христа» (Самара, 1909; К., 1910; исследование посвящено анализу христологических воззрений протест. «кенотиков»). Еще 2 магистерские степени за исследования в области сравнительного богословия были присуждены в КДА преподавателям других духовных школ: в 1894 г. помощнику смотрителя Каменецкого духовного уч-ща И. А. Олесницкому за соч. «Символическое учение лютеран о таинстве Евхаристии и несостоятельность этого учения» (Каменец-Подольск, 1894) и в 1909 г. преподавателю Владимирской ДС А. Я. Рождественскому за соч. «Символические и богослужебные книги Англиканской Церкви как выражение ее веросознания» (К., 1908). Практически все названные сочинения были посвящены истории, вероучению и богослужению протестантизма. Исследовательский интерес к сравнительному богословию отразился и в Трудах КДА. В частности, в академическом журнале публиковались статьи, посвященные разбору вероучительных положений, принятых Римско-католич. Церковью в XIX в. (прежде всего статьи Ястребова и Булгакова). Кроме того, в 90-х гг. XIX в. Булгаков регулярно публиковал в Трудах КДА очерки «Из заграничной религиозной жизни», содержавшие обзоры важнейших событий жизни католицизма и протестантизма в Европе и Америке.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

С 70-х гг. XIX в. в СПбДА заметно увеличивается число исследований, посвященных протестантизму. Так, в 1872 г. проф. И. Т. Осинин осуществлял руководство по написанию студентами СПбДА кандидатских сочинений на темы: «Аугсбургское исповедание» и «Апология Аугсбургского исповедания». В СПбДА появляются работы, посвященные истории Реформации в отдельных странах. Так, в «Христианском чтении» была опубликована статья «О состоянии Лютеранской Церкви в Швеции» 317 . Кандидатская работа одного из выпускников СПбДА 1873 г. на тему «Шведская Реформация при Густаве Вазе» явилась хорошим вкладом в более углубленное изучение этого вопроса. Другая интересная работа – «Германская мистика XVI в. и Мейстер Экхарт», посвященная предыстории Реформации в Германии, – также была написана в 1873 г. Некоторые студенты, избиравшие темы кандидатских сочинений по Истории западных исповеданий, не теряли интерес к этому предмету в течение всей своей жизни. Среди таких авторов следует отметить Д. В. Цветаева, который в 1875 г. написал кандидатскую работу на тему «История протестантства в России при Петре Великом с подробным очерком предшествовавшего ей периода» 318 . По окончании СПбДА Д. В. Цветаев продолжал разрабатывать темы, касающиеся положения инославных христиан в России. Его перу принадлежат такие исследования, как «Построение первой каменной протестантской церкви в Москве» (М., 1885), «Построение первого костела в Москве» (М., 1886). Будучи инспектором 2-й Московской женской гимназии и преподавателем 1-го Московского кадетского корпуса, Д. В. Цветаев в 1886 г. представил к защите в СПбДА свое сочинение «Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII вв.», за которое был удостоен степени магистра богословия 319 . С конца 70-х гг. XIX в. в СПбДА проводится углубленное изучение различных аспектов Реформации – как церковно-исторических, так и догматических. В эти годы такие выдающиеся профессора СПбДА, как И. Е. Троицкий и Н. И. Барсов , руководят написанием студентами кандидатских работ, посвященных Реформации. Наиболее интересны из них следующие: «Меланхтон как реформатор» (1879), «Арндт и его сочинение «Об истинном христианстве»» (1879), «Влияние протестантства на развитие народного образования в Германии в XVI в.» (1882), «Разбор учения Шенкеля о сущности протестантства» (1882) и «Идея всесвященства по учению Священного Писания и отношение к ней православного и иностранных исповеданий» (1886). В 1887 г были представлены к защите сразу три кандидатских сочинения, посвященных анализу протестантского движения в Германии: «Полемика Лютера с Эразмом Роттердамским», «Лейпцигский интерим и значение уступок, сделанных в нем католичеству Меланхтоном» и «Отношение Томаса Мюнцера к Реформации Лютера».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

—104— полицейского чина и полную невозможность заявить о себе – это для нашей печати «terra incognita». Что за беда, что духовенство нищенствует, что оно подавлено, порабощено и несет такие подати, каких не несет ни один другой класс, что оно не в силах отправлять все возложенные на него обязанности: так было прежде, так идет и теперь: что же тут особенного? Если уже протестантство открыто высказывает, что от духовенства зависит религиозное будущее народа, то пора убедиться в этом и нам. Чем свободнее пастырь, чем более он заботится о духовных нуждах своих пасомых, тем более крепнут духовные интересы мирян, тем более они возрастают в религиозной вере и проводят нравственные начала веры в жизнь. Содействовать такой постановке религиозной жизни народа, стремясь создать для него лучших духовных руководителей, едва ли столь маловажное дело, что о нём не стоит и говорить. Н. Писаревский Берлин. 8 января 1898 года. Маргаритов С.Д. Несколько слов автора о своей книге: Речь перед защитой магистерской диссертации: «Лютеранское учение в его историческом развитии при жизни Μ. Лютера»//Богословский вестник 1898. Т. 3. 7. С. 105–112 (2-я пагин.) —105— Предмет нашего исследования – лютеранское учение в том виде, в каком оно было во время жизни Μ. Лютера. В русской литературе есть лишь одно сочинение, касающееся того же предмета. Это – сочинение преосвященного Хрисанфа «Характер протестантства и его историческое развитие». Есть еще исследования и других авторов, касающиеся лютеранского учения, но эти исследования затрагивают лишь один какой-нибудь пункт учения. Таковы сочинения Μ. Ястребова «Учение Аугсбургского исповедания и его Апологии о первородном грехе», А Коржавина «Учение об оправдании по символическим книгам лютеран», Ф. Стукова «Лютеранский догмат об оправдании верою», Ив. Олесницкого «Символическое учение лютеран о таинстве евхаристии и несостоятельность этого учения». По этим сочинениям читатель, конечно, не может составить себе цельного представления о лютеранском учении. Следовательно, цельное представление составляется у читателя только при чтении книжки преосвященного Хрисанфа. У людей, привыкших смотреть на лютеранское учение глазами покойного преосвященного, по прочтении нашего сочинения может явиться недоумение и удивление, так как в этом сочинении проведен несогласный с преосвященным Хрисанфом взгляд на лютеранское учение при жизни Лютера. Это несогласие заключается в том, что мы разделяем деятельность немецкого реформатора на два периода. В первый период, думаем мы, Лютер и его помощники старались как можно более отдалиться от католических взглядов и потому развивали свое учение в противоположность католичеству; во второй же период Лютер и другие лютеранские богословы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

[латинизир. Wimpina (прозвище по месту рождения)] (наст. фам. Кох) Конрад (ок. 1460, Вимпфен или Бухен - 16.06.1531, Аморбах), нем. католич. теолог. С 1479 г. учился в Лейпцигском ун-те, где в 1491 г. стал профессором философии, в 1503 г.- доктором теологии. Автор ряда сочинений для учебных целей, повторяющих общие места томистской поздней схоластики. В числе этих работ - «О происхождении, успехах и плодах теологии» (De ortu progressu et fructu sacre theologie, 1498), «О заблуждениях философов в христианской вере» (De erroribus philosophorum in fide Christiana, 1493), панегирики Христу, трактаты о небесных телах и силах. Часть сочинений была опубликована в Кёльне под названием «Смеси» (Farrago miscellanorum, 1531). Вмешавшись в характерную для времени полемику о значении поэзии и ее отношениях с теологией, В. в споре с ректором открывшегося в 1502 г. Виттенбергского ун-та Мартином Поллихом отстаивал традиц. схоластические представления об иерархии наук во главе с превосходящей их всех теологией, к-рую В. сравнивал с непререкаемым монархом. С открытием в 1506 г. ун-та во Франкфурте-на-Одере В. стал его ректором и одним из ведущих профессоров. В 1518 г. он в числе первых католич. полемистов выступил против 95 тезисов об индульгенциях М. Лютера, распространение к-рых положило начало Реформации . Для продавца индульгенций Иоганна Тецеля В. составил 106 тезисов с традиц. обоснованием католич. учения об отпущении грехов и защитой права папы разрешать продажу индульгенций. В. стал соавтором очередных 106 тезисов, с к-рыми Тецель выступил против Лютера. В 1528 г. В. издал под названием «Собранное воедино» (Anacephalaeosis) ряд своих сочинений разного времени, прежде всего антилютеровских. Он стремился показать, что лютеранство - не новое явление, а свод худших еретических учений от катаров и вальденсов до Я. Гуса и Дж. Уиклифа . В 1530 г. В. в качестве советника сопровождал на Аугсбургский рейхстаг курфюрста Иоахима I Бранденбургского и вместе с И. Экком , И. Кохлеусом и др. теологами участвовал в составлении Конфутации (см. ст. Аугсбургского исповедания апология ).

http://pravenc.ru/text/158682.html

Однако наиболее важное событие в отечественной «лютеранистике» имело место в 1996 году, когда был издан полный свод вероучительных книг Евангелическо-Лютеранской Церкви – «Книга Согласия» (1580 г.) Это издание в переводе на русский язык было осуществлено при активной поддержке Фонда «Лютеранское наследие». Предварительная версия книги была издана для обсуждения в максимально широком кругу богословов, студентов-семинаристов и вызвала оживленную реакцию среди этих читателей. В процессе работы над вторым изданием (1998 г.) в текст было внесено более тысячи самых различных исправлений и дополнений. «Книга Согласия» включает в себя «Аугсбургское исповедание» (С. 23–66), «Апологию Аугсбургского исповедания» (67–364), «Шмалькальденские артикулы» (С. 365–399), трактат «О власти и первенстве папы» (400–418), «Краткий Катехизис» (С. 419–438), «Большой Катехизис» (С. 439–581) и «Формулу Согласия» (С. 582–832). По поводу русского текста этого издания переводчик Константин Комаров, вице-президент Фонда «Лютеранское наследие», пишет: «Работа над книгой продолжается и после издания её второй версии. Поэтому мы будем рада и в дальнейшем получать отзывы, рекомендации и пожелания наших читателей». 930 Немецкая средневековая книжность на берегах Невы Предисловие В 1983 году весь христианский мир отметил 500-летие со дня рождения основоположника немецкой Реформации Мартина Лютера. Этот год был юбилейным и для одного из крупнейших рукописных и книжных собраний, где находятся ценные материалы по истории Западной Церкви. В 1983 году исполнилось 200 лет со времени основания библиотеки Санкт-Петербургского университета. Собрание университетской библиотеки начало складываться задолго до основания университета: в декабре 1783 года Учительской семинарии, учрежденной в Петербурге, была передана библиотека крупного библиофила П.Ф. Жукова, содержащая, в частности, немало редких и ценных западных изданий. Значительную роль в дальнейшем пополнении собрания средневековой книжности сыграли дары, приносимые университету выдающимися деятелями отечественной культуры. В 1819 г. был образован С.-Петербургский университет, созданный на основе Учительской семинарии. Это явилось большим событием в истории русской культуры; с этого времени также увеличились поступления западных старинных книг в университетскую библиотеку. В том же 1819 году действительный статский советник Д.М. Алопеус, находившийся в Берлине, «узнав об учреждении в С.-Петербурге университета и предвидя всю ту пользу, какую учреждение оного произвести долженствует, пожелал и со своей стороны содействовать тому некоторым образом через доставление нескольких книг для умножения библиотеки университета”. Вскоре книги в трех ящиках были отправлены в Петербург на корабле «Август-Вильгельм» «с капитаном оного Зауэром». 931 Книжное собрание из Лейпцига.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Вследствие этого Лютеру не пришлось прибавить что-либо новое к высказанному схоластиками против пресуществления; он даже не счел нужным повторить и сказанное раньше; тем более, что в отрицании пресуществления он согласовался и с швейцарскими реформатами – Цвингли и Кальвином. Последние лишь с большею настойчивостью ратовали против учения о пресуществлении. Таким образом, Лютер ни в схоластическом мире 31 , ни в современном ему швейцарском реформатстве не встречал протеста своему взгляду на пресуществление. Не с кем было спорить, не с кем было бороться. Этим, говорим, объясняется отсутствие как вообще в сочинениях Лютера, так, в частности, в лютеранских символических книгах обстоятельной аргументации против пресуществления. Относительным миром с схоластикой в настоящем пункте объясняется отсутствие обстоятельных рассуждений в опровержение пресуществления в сочинениях Лютера до 1530 года и в первых символических книгах – «Аугсбургском исповедании» и его ,,Апологии»; а миром с Цвингли и Кальвином объясняется отсутствие обстоятельного раскрытия этого пункта в последующих символических книгах. Но соглашаясь со своими противниками в отрицании учения о пресуществлении, Лютер далеко расходился с ними в решении других, соприкасающихся с этим отрицанием, вопросов. Так, Лютер и Меланхтон, отрицая пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Иисуса Христа, признали однако реальность присутствия в евхаристии тела и крови Христа Спасителя. Этот пункт возбуждал большие споры. Он представляет собою главную и наиболее характеристическую особенность лютеранского учения о таинстве евхаристии; потому требует тщательного  и обстоятельного рассмотрения. Иисус Христос обещал и по вознесении своем на небо не прерывать связи с верующими и пребывать в таком тесном единении с ними, в каком находятся ветки с лозой ( Иоан. 15, 4–7 ). Это единение наше с Иисусом Христом всегда совершается в силу присутствия Его среди нас ( Мф. 18, 20 ) и восприятия или «вкушения» Его нами. Для выяснения этой мысли надобно указать на то, что символические книги лютеран различают двоякое присутствие Христа Спасителя среди нас и двоякое «вкушение» Его.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/simv...

Иван Олесницкий Введение Учение лютеранских символических книг 1 о евхаристии едва ли не самый трудный для понимания лютеранский догмат. Причина этой трудности заключается в следующих обстоятельствах: 1) В недостаточном выяснении учения о евхаристии самими составителями символических книг, т. е. Лютером и Меланхтоном. Учение о евхаристии развивалось и формировалось в их сознании постепенно. Оно видоизменялось, благодаря многократным спорам на сеймах, собраниях и в частных беседах. Диалектическая ловкость представителей мелких протестантских общин, на которые сразу же разложился враждебный Риму лагерь, производила нередко глубокое влияние на веросознание Лютера и Меланхтона вообще, и в частности произвела неясность и туманность в представлении их о таинстве евхаристии. Лишь около 1530 года. т. е. года появления «Аугсбургского исповедания» и его «Апологии» взгляд на это таинство начал несколько определяться. Но и после того оставалось не мало места для сомнений и колебаний 2 . «Можно, – говорит Франк, – признать за исторический факт, что Меланхтон никогда в своей жизни не доходил до полной ясности и уверенности в учении своем о таинстве евхаристии» 3 . 2) В разногласии учения Лютера и Меланхтона о евхаристии. У Меланхтона заметно стремление развить учение об этом таинстве с большею логическою последовательностью, чем с какою развивает его Лютер; он старается тщательнее приладить его к общему взгляду на таинства, хотя, впрочем, мало успевает в этом. Меланхтон с горестью наблюдал бесконечные споры и разделения между самими протестантами. Он понимал, что успех новых идей будет значительно слабее, если произойдет открытый разлад между ним и Лютером. Поэтому он не решался выступать с возражением против привнесения Лютером в учение о евхаристии элемента, несогласного с их общим взглядом на таинства, и, насколько возможно, проводил свои мысли, прикрывая их выражениями Лютеровыми 4 ; вследствие чего под Лютеровыми фразами очень часто нужно усматривать в лютеранских символах Меланхтонову мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/simv...

Wittemberg, 1526; сопоставление оригинального текста Лютера и перевода Й. см.: Mennecke. 2009). В число др. сочинений Лютера, переведенных Й. на нем. язык, входят: «Толкование на Книгу Екклесиаста» (Annotationes in Ecclesiasten, 1532; нем. пер.: Ecclesiates, odder Prediger Salomo. Wittemberg, 1533), «95 тезисов» (см.: Luther M. WA. Bd. 1. S. 232), «О монашеских обетах» (De votis monasticis, 1521; нем. пер.: Von denn geystlichen und klostergelubden. Wittemberg, 1522) и др. На латынь Й. перевел толкования Лютера на Книгу пророка Ионы (лат. пер.: Enarrationes novae in Ionam Prophetam. Haganoae, 1530; ср.: JJBW. Bd. 1. S. 434-437) и на Книгу премудрости Иисуса, сына Сирахова (лат. пер.: Liber Iesu Syrach. Vitembergae, 1538; ср.: JJBW. Bd. 1. S. 283-288), трактат «Против иудеев» (Von den Juden und ihren Lügen, 1543; лат. пер.: De iudaeis et eorum mendaciis. Francofurti, 1544) и неск. др. сочинений. Й. перевел с латыни на нем. язык главный богословский труд Меланхтона - «Общие места» (Loci communes; нем. пер.: Loci communes, das ist, die furnemesten Artikel Christlicher lere. Wittenberg, 1536), а также ряд др. его важных сочинений, в т. ч. «Против учения анабаптистов» (Adversus anabaptistas iudicium; нем. пер.: Wider die Lere der Widerteuffer. Wittemberg, 1528), «Апология Аугсбургского исповедания» (Apologia Confessionis Augustanae; нем. пер.: Apologia der Confession. Wittemberg, 1531; совр. переизд.: CR. Vol. 28. Col. 37-326), «Толкование на Послание к Колоссянам» (Scholia in epistolam Pauli ad Colossenses; нем. пер.: Die Epistel S. Pauli zum Colossern, durch Philippum Melanchton ym latein zum andern mal ausgelogt. [Wittenberg,] 1529; ср.: JJBW. Bd. 1. S. 139-140), «Толкование на Книгу пророка Даниила» (In Danielem prophetam Commentarius; нем. пер.: Der Prophet Daniel, ausgelegt durch Ph. Melanchthon. Wittenberg, 1546) и др. (полный список переводов Й. см.: Delius. 1952. S. 130-131; JJBW. Bd. 2. S. XXIII-XXXII). Письма Й. состоял в переписке со мн. известными деятелями XVI в.: гуманистами, протестант.

http://pravenc.ru/text/1238025.html

Если мы после этих предварительных рассуждений о Церкви, обратимся к рассмотрению учений и состояния различных христианских общин, то прежде всего существование признаков истинности правоверия должны отвергнуть у протестантизма во всех его видах, начиная с главнейшего – лютеранства. Формальный принцип лютеранства состоит в том, что единственным источником вероучения являеется Священное Писание . Материальный принцип – в том, что человек оправдывается одной верой. Этот последний принцип отличается некоторой эластич ностью и допускает различное понимание, поэтому мы на нем не будем останавливаться, тем более, что для нужной нам цели достаточно остановиться на принципе первом. Источник вероучения –Св. Писание, но как понимать Св. Писание? Яков Бэм (1575 1624 гг.) извлек из Библии свою пантеистическую философию, и ею увлекались многие благочестивые люди. Гораздо ранее Бэма некоторые гностики извлекли из Св. Писания вывод, что Бог Ветхого Завета и Бог Нового Завета – два различных бога. Какое же правильное вероучение можно извлечь из Св. книг? Лютер говорил, что понимание Писания есть дарование Святого Духа. Оно подается индивидуально, но как узнать, кому оно подано? Какое заверение может получить человек, что именно его понимание есть дарование Святого Духа? Лютер говорил далее, что »Слово Божие в Писании, но писание не Слово Божие“, таким образом оказывается, что в Библии наряду с истиной содержатся и заблуждения. Как различать их? Формальный принцип лютеранства своим неизбежным следствием должен был иметь и действительно имел постоянное распадение на новые и новые направления, так как каждый самостоятельный мыслитель неизбежно толковал Библию по-своему. Чтобы создать некоторую преграду для этого распадения, лютеране составили символические книги, как выражение их общих религиозных воззрений (аугсбургское исповедание, апология аугсбургского исповедания, шмалькальденские члены, катехизисы Лютера, формула согласия, апостольский, афанасьев и никеоцареградский – с прибавлением f " ilioque -символы).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

и. а. центральное место. Артикул 4. «О том, как человек делается благочестив и праведен перед Богом», или, коротко, «Об оправдании», назван «самым великим, самым высоким артикулом всего христианского учения» (4. 2), от него «безмерно многое зависит». Для прояснения смысла этого догмата вводится (4. 5) различие между Законом и Евангелием, характерное исключительно для лютеранства: «Все Писание... разделено на две части и учит двум предметам, а именно: Закону и Божеским обетованиям. Ибо в одних местах оно нас ставит пред Законом, в иных же - предлагает милость чрез великолепное обетование Христа, когда, к примеру, предвещает в Ветхом Завете грядущего Христа и предлагает вечное счастье, благословение, вечное спасение, праведность и вечную жизнь». Закон - это собирательное название всего, что Бог требует от людей. Евангелие - «благая весть» в собственном смысле (в отличие от 4 новозаветных книг) - все, что Бог обещает людям. Категорически отвергается характерный для католич. Церкви того времени юридический подход - представление, будто человек получает дары от Бога в строгом соответствии с той мерой, в какой он выполняет Его требования. Закон и Евангелие необходимо «разнести друг от друга так же далеко, сколь далеки друг от друга небо и земля» (4. 184). В артикуле 4. 6 говорится, что, поскольку иудейские обрядовые законы для христиан отменены, то «называем мы Законом 10 Заповедей Божиих». Наряду с Божиим Законом существует «естественный закон, согласный с 10 Заповедями» (т. е. совпадающий по содержанию с нормами 2-й скрижали Закона Моисеева) (4. 8); он «врожденно присутствует в сердце у каждого человека и в нем записан» (4. 7), и этого достаточно, чтобы человек вел внешне благопристойную жизнь. Но в естественном законе нет и не может быть заповедей, даваемых Богом только через Откровение; требования естественного закона не имеют никакого отношения к спасению души; жизнь по такому закону еще не христ. жизнь. От христиан 1-я заповедь «требует, чтобы мы с полной серьезностью, всем сердцем боялись и любили Бога, чтобы во всякой нужде взывали только к Нему и ни на что другое утешительных надежд не возлагали».

http://pravenc.ru/text/76806.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010