Существенные отличия Реформация также произвела в нравственном учении Католической Церкви, чрезмерно отягощенном аскетизмом, который иногда переходил в изуверское отрицание достоинства телесной природы человека. Аскетизм был для Лютера и его сподвижников таким же оскорблением Жертвы Христовой как и почитание святых; бессмысленная, с их точки зрения, погоня за подвигами нарушала основную заповедь Реформации — спасение только верой. Лютеранство Лютеранство возникло на почве немецкого религиозного сознания в ходе германской Реформации, сформировавшей общие основы веросознания протестантизма. Отцами-основателями лютеранства стали М.Лютер и Ф. Меланхтон, а также их ближайшие последователи. Из Германии оно распространилось в ряде европейских стран: в Австрии, Венгрии, Франции, в скандинавских странах, а затем и Северной Америке. Сейчас в мире насчитывается около 75 млн. лютеран и около 200 лютеранских церквей. 50 млн. лютеран принадлежат ко Всемирному лютеранскому союзу, образованному в 1947 г. Лютеране всего мира признают авторитет шести символических книг: " Большого катехизиса " и " Малого катехизиса " Лютера, " Аугсбургского исповедания, " " Апологии Аугсбургского исповедания, " " Шмалькальденских артикулов " и " Формулы согласия. " Очень важное значение среди них принадлежит " Аугсбургскому исповеданию " составленному в 1530 г. на основе нескольких ранних вероучительных сочинений лютеран. Оно получило свое название от города в котором германский император Карл V проводил сейм для примирения реформаторов с Католической Церковью. В нем излагаются основные догматические представления лютеранства о Боге, грехе, оправдании, Церкви и таинствах в противовес католическому вероучению. Вскоре после оглашения " Исповедания " поступило опровержение на него от католических богословов, присутствовавших на сейме, и оно послужило для Меланхтона поводом к написанию " Апологии Аугсбургского исповедания, " которая близка к исповеданию по содержанию, но значительно пространнее, отличается более резким полемическим тоном и подробно раскрывает учение о первородном грехе в связи с догматом об оправдании верой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Packer, O.R. Johnson. Old Tappan (NJ), 1957. Лютеров пер. Библии: Luther M. D. Martin Luthers Werke, kritische Gesamtausgabe: Die Deutsche Bibel. 12 Bde. Weimar, 1906–1961; Die Luther–Bibel von 1534. Kolorierte Faksimileausgabe. 2 Bde und Begleitband (v. Stephan Fiissel). Taschen Verlag, 2002; Biblia Germanica: Luther–Ubersetzung 1545, Ausgabe letzter Hand. Faksimilierte Handausgabe nach dem im Besitz der Deutschen Bibelgesellschaft befindlichen Originaldruck; einspaltig. Mit zahlreichen Initialen und Holzschnitten des Meisters MS, an deren Gestalung Luther selbst mitgewirkt hat. Deutsche Bibelgesellschaft, 1967; D. Martin Luther. Die gantze Heilige Schriffi: Der komplette Originaltext von 1545 in modemem Schriftbild/Hrsg. von H. Volz unter Mitarbeit von H. Blanke; Textredaktion Fr. Kur. Munchen, 1972 (Neuausgabe: Bonn, 2004); Die Luther–Bihel: Originalausgabe 1545 und revidierte Fassung 1912 (CD–ROM), Digitale Bibliothek 29, Berlin, 2002. Избр. рус. пер.: Лютер М. Время молчания прошло: Избр. произв. 1520–1526. Харьков, 1994; Лютер М. Избр. произв. СПб., 1997; Лютер М. 95 тезисов. СПб., 2002. См. также: Bainton R.H. Here I Stand: A Life of Martin Luther. New York, 1950. 745 Биографию Меланхтона написал его друг Иоахим Камерарий; Verzeichnifi der Schriften Melanchthons составил Ротермунд (Бремен, 1814). Наиболее полное собрание сочинений Меланхтона издали Бретшнейдер и Биндсейль в Corpus reformatorum (28 т., Брауншвейг, 1834–1860); Биндсейль напечатал также Melanchtonis epistolae, judicia, consilia etc. (Галле, 1874); дополнением к Corpus reformatorum служит изданная Хартфельдером Melanchthoniana paedagogica (Лейпциг, 1892). 746 Меланхтон выступает с рядом политико-богословских трактатов, имевших большое значение в ходе Реформации: Epitome doctrinae christianae (1524); написанное по просьбе пфальцского курфюрста Людвига V заключение о 12 крестьянских статьях, отвергавшее требования крестьян (1525); Unterricht der Visitationen an die Pfarrherm fur Kurfurstentum Sachsen (1527) – инструкция для предпринятой курфюрстом Иоганном визитации саксонских церквей, явившаяся первым церковным и школьным уставом евангелической церкви Германии; окончательная редакция знаменитого Аугсбургского вероисповедания – самого раннего из официальных вероисповедальных документов, до сих пор являющегося нормой для лютеран; « Апология « Аугсбургского вероисповедания»» (см.: Меланхтон Ф. Апология Аугсбургского исповедания. М., 1996) и Repetitio confessionis augustanae saxonica; трактат Depotestatepapae (1537), написанный по поручению Шмалькальденского союза.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сейчас в мире насчитывается около 80 миллионов лютеран. Лютеране всего мира признают авторитет шести символических книг, созданных на протяжении XVI столетия: «Большого катехизиса» и «Малого катехизиса» Лютера, «Аугсбургского исповедания», «Апологии Аугсбургского исповедания», «Шмалькальденских артикулов» и «Формулы согласия». Очень важное значение среди них принадлежит «Аугсбургскому исповеданию», составленному в 1530 году на основе нескольких ранних вероучительных сочинений лютеранства. В нем излагаются основные догматические представления о Боге, грехе, оправдании, Церкви и таинствах в противовес католическому вероучению. Вскоре после оглашения «Исповедания» поступило опровержение на него от католических богословов, которое послужило для Ф. Меланхтона поводом к написанию «Апологии Аугсбургского исповедания». Она близка к нему по содержанию, но значительно пространнее, отличается более резким полемическим тоном и подробно раскрывает учение о первородном грехе в связи с учением об оправдании верой. В 1536 году Мартином Лютером были написаны так называемые «Шмалькальденские артикулы», или пункты. Кратко повторяя содержание двух первых книг, это небольшое сочинение дополняет его учением о троичности Божественных Лиц и о Лице Иисуса Христа. Не меньшее значение в лютеранском мире имеют Большой и Малый катехизисы Лютера, составленные им в 1529 году. Они написаны в виде руководства в делах веры и посвящены истолкованию Символа веры , молитвы и заповедей Господней и других общих истин веры. Большой катехизис предназначался для учителей и проповедников, а Малый, будучи сокращенным вариантом Большого, – для всех верующих и для изучения в школах. Завершает ряд символических книг лютеранства «Формула согласия», принятая в 1580 году. Она была составлена группой богословов уже после смерти Лютера и посвящена рассмотрению основных положений лютеранства сравнительно с учением кальвинистов, а также разрешению богословских противоречий, возникших в среде самого лютеранства. Из семи таинств, признаваемых как в Православии, так и в католичестве, лютеранство сохранило практически только два: Крещение и Евхаристию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Наконец, ап. Петр говорит, что «во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему» ( Деян. 10:35 ) и что добрые дела и язычников угодным Богу ( Деян. 10:2 ). Впрочем, и сами лютеране допускают возможность в человеке некоторой и в известном смысле праведности. К какой именно праведности человек с своими естественными силами способен, и к какой праведности, напротив, неспособен, – это объясняется в Аугсбургском исповедании следующим образом: «хотя природа человека и может до известной степени совершать внешние дела – может удерживать руку от воровства и убийства, но не может производить внутренних движений, как-то: страха Божия, упования на Бога, целомудренности, терпения и под.». Но подобное разделение между добрыми делами, как внешними поступками, имеющими отрицательный характер, и внутренними побуждениями добра, имеющими положительный характер, не выдерживает строгой критики, потому что и допускаемое лютеранством совершение добрых дел внешних предполагает известные, соответственные им, добрые внутренние побуждения. Далее, при определении того, какой именно праведности способен достигнут человек своими естественными силами и средствами, – в Аугсбургском исповедании и его Апологии проводится разграничение между праведностью гражданской и праведностью духовной. Достижение первой праведности может быть приписано силам человеческим; последняя же праведность для естественных сил человека совершенно невозможна. «Воля человеческая, говорится в Аугсбургском исповедании, помимо Святого Духа не имеет силы к совершению правды Божией или праведности духовной. Она располагает только некоторой свободой к совершению гражданской правды» 184 . Что же разумеется под той и другой праведностью? Под гражданской праведностью символические книги лютеранства разумеют исполнение обязанностей семейных и общественных, имеющих отношение к интересам земной жизни; а под духовной праведностью разумеется исполнение обязанностей по отношению к Богу. Но проводить такую резкую до степени противоположности грань между обязанностями по отношению к ближним и обязанностям по отношению к Богу совершенно неосновательно: эти обязанности, по учению Слова Божия, находятся в таком тесном взаимном единении, что исполнение одних обязанностей – общественных и семейных – как выражение любви к ближним, служить основанием для исполнения других обязанностей – обязанностей религиозных ( 1Ин. 4:20–21 ). Учение лютеран о благодатном оправдании человека

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obl...

В марте 1530 г. курфюрст Саксонии Иоганн Фридрих поручил Лютеру, Ю. Йонасу , И. Бугенхагену и Ф. Меланхтону подготовить документ с изложением позиции лютеран по спорным с католиками вопросам веры. Представленные в результате «Торгауские артикулы» после полемики с католич. теологами, прежде всего с И. Экком , были переработаны Меланхтоном в систематическое изложение веры - Аугсбургское исповедание . 25 июня 1530 г. текст исповедания был публично зачитан перед рейхстагом в Аугсбурге. К. запретил публикацию Аугсбургского исповедания (несмотря на имп. запрет, оно было сразу опубликовано; в 1531 Меланхтон осуществил его авторитетное издание на 2 языках) и поручил католикам подготовить возражения. 3 авг. 1530 г. участники рейхстага ознакомились с написанным, вероятно, Экком, но представленным от лица императора «Ответом на Аугсбургское исповедание» (Responsio Confessionis Augustanae), более известным как «Папское опровержение» (Confutatio Pontificia), или Конфутация. К. не только выступил против протестантов, но и исключил возможность проведения богословского диспута, запретив раздавать текст Конфутации присутствовавшим на рейхстаге и публиковать его. Меланхтон, пользуясь записями, к-рые были сделаны при чтении документа, составил развернутый ответ (см. ст. Аугсбургского исповедания апология ), но он заслушан не был. На рейхстаге планировали зачитать свои исповедания и представители др. протестант. течений. Исповедание веры цюрихской протестант. общины было подготовлено У. Цвингли . Страсбургские реформаторы В. Ф. Капито , М. Буцер , Я. Штурм, М. Пфаррер составили Тетраполитанское исповедание (Confessio Tetrapolitana), названное так вследствие того, что оно являлось исповеданием веры 4 городов: Страсбурга, Констанца, Меммингена и Линдау. Эти исповедания зачитаны не были. Император распустил рейхстаг, выдвинув к протестантам требование в течение года вернуть секуляризированное церковное имущество. Имп. Карл V на Аугсбургском рейхстаге 1530 г. Гравюра. 1630 г. (Немецкий национальный музей, Нюрнберг) Имп.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

В 1530 году собрался великий Аугсбургский сейм для разрешения религиозного вопроса; на этом сейме присутствовал сам император Карл V. Лютер не мог явиться сюда, так как он находился под церковным отлучением и осужден был светской властью на изгнание. Во главе протестантских богословов, прибывших на сейм, стоял Меланхтон. Когда на заседаниях сейма дело дошло до нового религиозного учения, лротестантские князья представили свое вероисповедание, в котором кратко и ясно показаны были различия новой церкви от старой. Лютеране хотели показать этой книгой, что в их учении нет ничего противного св. Писанию и подлинному учению вселенской церкви. Соотвественно с такой апологетической целью исповедание проникнуто духом умеренности. В первой части его излагаются основные пункты лютеранской догматики – о Боге, грехе, оправдании, церкви и таинствах. Вторая же часть посвящена полемике против католического учения – о причащении мирян, о евхаристии как жертве, о безбрачии духовенства, призывании святых, постах, монашестве и власти папской. Автор этого исповедания – Меланхтон. Он взял 17 статей, написанных Лютером в Швабахе (швабахские члены), и некоторые другие протестантские сочинения, привезенные в Аугсбург протестантскими князьями, и составил из них нечто целое. Так явилось Аугсбургское исповедание, которое сделалось основой протестантской церкви. По настоянию протестантских князей, это исповедание прочитано было на сейме на немецком языке. Оно возбудило сочувствие к последователям Лютера во многих, которые доселе слотрели на них с предубеждением. Но император, как и следовало ожидать, высказался в пользу католической партии. По его поручению, католические богословы написали опровержение аугсбургского исповедания, в котором учение протестантское было объявлено открытым заблуждением. Протестанты хотели представить апологию аугсбургского исповедания, но император отказался принять ее. В то же время католическое большинство провело сеймовое постановление, по которому протестантам, для их окончательного воссоединения с римско-католической церковью, назначался годичный срок (до 15 апреля 1531 г.); до тех пор им запрещались всякие нововведения; прежние, благоприятные для них сеймовые постановления, отменялись. Борьба Карла V с протестантами

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рассмотренные нами взгляды главных реформаторов на почитание святых мощей важны для нас не только потому, что выражают в себе сущность отрицательной критики нашего догмата, но и потому, что в большей части своей вошли в состав символических протестантских книг и таким образом сделались необходимым достоянием всех протестантов. В этом смысле учение о догмате почитания святых мощей, высказанные Лютером, Мелангтоном, Цвингли и Кальвином, представляют собой подробный исторический комментарий к следующим немногим словам Шмалькальденских членов и Аугсбургского исповедания. «К исчадиям драконова хвоста, говорят Шмальк члены, относятся, между прочим, мощи святых, соединенные с обманами, пошлостями и глупостями; под их именем часто скрывают кости собак и лошадей. И хотя кое-что здесь и заслуживает похвалы, однако, по причине указанных подлогов, возбуждающих смех диавола, они (т.е. мощи) давно бы уже должны быть осуждены, тем более что не подтверждаются словом Божиим, не необходимы и бесполезны». Сущность 21-го члена Аугсбургского исповедания – о культе святых – сводится к следующим трем положениям: 1. Должно творить память о святых – memoria Sanctorum proponi potest, т.е. можно публично учить, проповедовать о святых. 2. Эта память святых имеет целью а) укрепить нашу веру; б) дать нам пример для добрых дел. 3. О призывании святых. О ходатайстве и помощи их нам в Писании нет указания или заповеди, ибо Единственный наш Искупитель, Посредник, Ходатай – Иисус Христос . Таким образом, первая из приведенных символических книг прямо отвергает наш догмат, а вторая, точно указывая сущность почитания святых и умалчивая о мощах, этим тоже или запрещает почитание их или, по меньшей мере, смотрит на них как на терпимое зло. Другие символические книги по нашему вопросу в общем согласны с двумя упомянутыми. Впрочем, нужно заметить, что многие реформированные исповедания совершенно не признают никакого почитания святых, например, в Conf. Са[нрзб.] член 24 читаем: «Верим, что всё вымышленное людьми о посредстве мертвых святых есть ложь и обман сатаны».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. Камерарий. Гравюра И. Я. Хайда. XVIII в. [лат. Camerarius; наст. фамилия Камермайстер; нем. Camermeister] Иоахим (12.04.1500, Бамберг - 17.04.1574, Лейпциг), нем. гуманист, приверженец лютеран. Реформации, , филолог, церковный историк и педагог. Род. в Бамберге в аристократической семье. Обучался в Лейпцигском ун-те, где в совершенстве овладел древнегреч. языком и получил степень бакалавра (1516); в 1518-1521 гг.- в Эрфуртском ун-те, где состоял в кружке гуманистов и получил степень магистра искусств (1520). С сент. 1521 по 1522 г. преподавал и учился в Виттенбергском ун-те, где познакомился с Ф. Меланхтоном и стал одним из самых близких его друзей и доверенных корреспондентов. Именно в письмах К., написанных по-гречески, Меланхтон характеризовал решение Лютера жениться как проявление «слабости» и «легкомыслия» (это письмо от 16 июня 1525 без купюр и искажений было опубликовано только в 1876). С 1526 г. преподаватель греч. языка и рим. истории во вновь основанной гимназии в Нюрнберге. С 1528 г. издавал многочисленные учебные пособия на лат. и древнегреч. языках. Был убежден в особой значимости греч. языка для правильного понимания христ. веры и ориентировал учащихся на активное овладение им, а для этого, в частности, писал учебные тексты гекзаметром по-гречески (см. совр. комментированное переизд.: Eclogae: mit Übers. und Komment.: [Text in German, Greek, and Latin]/Hrsg. L. Mundt. Tüb., 2004). Как секретарь гр. Альбрехта фон Мансфельда участвовал в рейхстаге в Шпайере (1526). В 1530 г. присутствовал на рейхстаге в Аугсбурге, где состоялось публичное чтение Аугсбургского исповедания . Его записи, сделанные во время оглашения ответной католич. Конфутации И. Экка , стали главным источником для Меланхтона на начальном этапе работы над «Апологией Аугсбургского исповедания», т. к. имп. Карл V запретил публиковать Конфутацию. С 1535 г. профессор в Тюбингенском ун-те. После победы Реформации в герц-стве Саксонском принял приглашение Лейпцигского ун-та и был там профессором с 1541 г.

http://pravenc.ru/text/1470111.html

Чтобы убедить О. и его оппонентов в необходимости поиска компромисса, герцог намеревался созвать представительное совещание лютеран. теологов. Этот замысел остался неосуществленным вслед. скоропостижной кончины О. в окт. 1552 г. (см.: Stupperich. 1973. S. 352-355). Влияние и значение Несмотря на значительное число опубликованных в ходе полемики по вопросу об оправдании сочинений, О. не удалось приобрести союзников среди протестант. теологов за пределами Пруссии. До кон. 50-х гг. XVI в. ученики О. сохраняли влияние в Пруссии, однако герц. Альбрехт осознавал бесперспективность богословского конфликта с лютеран. большинством и ради церковного мира был готов отказаться от следования мнениям О. Окончательная победа противников О. в Пруссии была засвидетельствована в изданном по распоряжению герц. Альбрехта вероучительном компендиуме «Повторение корпуса христианского учения» (Repetitio corporis Doctrinae Ecclesiasticae. Königsperg in Preussen, 1567), в к-рый помимо Аугсбургского исповедания, Апологии Аугсбургского исповедания и Шмалькальденских артикулов было включено опровержение разработанного О. учения об оправдании, написанное его противником Мёрлином (см.: Ibid. Fol. 20-24; обзор содержания см.: Wengert. 2012. P. 186-189), который в 1566 г. с триумфом вернулся в Пруссию и до своей кончины в 1571 г. оставался наиболее влиятельным теологом герц-ства. Неприятие лютеран. общинами мнений О. было закреплено в офиц. конфессиональном документе лютеранства - Согласия формуле (1577). Составители приняли решение при отвержении неортодоксальных мнений не упоминать имен защищавших их лютеран. теологов, однако утверждения О. легко опознаются среди положений, отвергаемых в 3-м разделе, имеющем заголовок «О праведности веры перед Богом» (De iustitia fidei coram Dei; краткая версия, или конспективное изложение: BSLK. S. 781-786; BSELK. Bd. 1. S. 1234-1241; Книга Согласия. С. 592-595; подробная версия, или детальное изложение: BSLK. S. 913-936; BSELK. Bd. 1. S. 1388-1415; Книга Согласия.

http://pravenc.ru/text/2578231.html

Протестанты отнесли добрые дела к последствиям оправдания. При этом лютеране, признав веру и инструментальною и формальною причиною оправдания, тем самым лишили добрые дела всякого значения в деле последнего. Формула Согласия решительно отрицает какое-либо отношение добрых дел к догмату об оправдании и спасении, хотя и отказывается признать их пагубными (perniciosa noxia) для спасения, ссылаясь на Аугсбургское Исповедание и его Апологию, которые неоднократно настаивают на необходимости добрых дел для возрожденных 26 . Какого рода была эта необходимость, утверждаемая относительно добрых дел более ранними символическими книгами лютеран, об этом будет идти речь ниже, при выяснении вопроса об отношении добрых дел к вере; теперь же заметим только, что Аугсбургское исповедание в позднейшей редакции, равно как и Формула Согласия, приближаясь к католическому образу выражения, не только говорит о необходимости добрых дел вообще, но и о заслуге (?) их, хотя и употребляют этот термин в смысле несобственном, поставляя предметом указанной заслуги не оправдание и не спасение, а особые награды в этой и будущей жизни, посылаемые от Бога всем истинно верующим в Него 27 . Реформаты пошли далее в определении отношения добрых дел к жизни оправдания. Отвергши свободу выбора в возрожденном человеке, они тем самым лишили веру значения инструментальной причины оправдания, каковое значение усваивается ей лютеранами. Но с другой стороны восстановление свободы действия в возрожденном человеке дало им возможность указать вере и добрым делам место и значение, которых они не имеют ни в католической, ни в лютеранской системе воззрений на оправдание. Перестав быть прецедентом оправдания, как его заслуги, добрые дела в то же время и не подвергаются у реформатов тому неестественному отделению от веры, которое составляет исключительную особенность лютеранского вероучения, но в соединении с нею составляют один внутренний нераздельный принцип обновленной жизни, являются необходимыми принадлежностями (proprietates) возрожденной природы человека, и в этом смысле служат прецедентом спасения, как форма обнаружения освящающих действий св. Духа и в то же время форма общения обновленной природы человека с Творцом. Отсюда реформаты, отрицая значение добрых дел для оправдания, в то же время решительно утверждают их необходимость для спасения человека, как выражений внутренних свойств обновленной природы человека, без которых для него невозможно участие в вечной жизни 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010