Это-то глубокое повреждение человеческой природы, идущее по всем силам ее, и составляет второй и существенный момент в понятии о первородном грехе. Таким образом, сущность первородного греха по лютеранскому учению состоит, с одной стороны, в недостатке первобытной праведности, т. е. в недостатке того совершенства, в состоянии которого сотворена была первозданная природа человека, с другой стороны – в похоти, т. е. в состоянии проходящего по всем силам человека глубокого повреждения 326 . Как же глубоко повреждение, проходящее по всем силам человека? Настолько ли оно глубоко, что силы человека не могут действовать ни в какой уже области, что ум человека всегда представляет только ложное, и воля его способна только делать зло? Хотя естественные силы человека потерпели глубокое повреждение, однако они и при этом повреждении, по учению лютеран, могут действовать в известной области. Область, в пределах которой естественные силы падшего человека могут действовать, Меланхтон называет гражданской праведностью, или праведностью дел. В Аугсбургском Исповедании говорится, что «воля человека располагает некоторой свободой к совершению гражданской правды и избранию предметов, подлежащих разуму» 327 . Что же нужно разуметь под гражданской праведностью, в области которой силы человека могут действовать? – Уяснение этого можно находить в Апологии Аугсбургского Исповедания. В Апологии Аугсбургского Исповедания говорится, что «воля человеческая обладает свободным выбором в области таких дел и предметов, которые разум постигает per se, предоставленный самому себе, сам собой. Человек может до известной степени совершать гражданскую праведность, или праведность дел, – может говорит о Боге, выражать внешним делом известное повиновение Богу, может повиноваться властям (magistratibus) и родителям в избрании внешнего дела, – удерживать руку от убийства, прелюбодейства, воровства и проч. В природе человека (по падении) остается не только разум (ratio), разумении (juditium) предметов, подлежащих чувству, но и способность выбора в области этих предметов, свобода и способность к совершению гражданской праведности.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

В период ранней Реформации (до 1577) лютеран. богословие не было однородным. Возникало множество специфических учений, сомнительных для лютеран, к-рые впосл. были признаны ересями (антиномизм, адиафоризм, гнезио-лютеранство , майоризм, синергизм, крипто-кальвинизм и др.). В 1577 г. было выработано ортодоксальное лютеран. вероисповедание «Формула согласия» . По настоянию сакс. курфюрста ее должны были подписать все духовные лица, преподаватели, церковные служащие. В 1580 г. «Формула согласия» была включена в «Книгу согласия», куда вошли также Апостольский, Никейский и Афанасиев Символы веры, работы Лютера (Катехизисы (большой и малый), «О власти и первенстве папы»), Аугсбургское исповедание веры и его Аугсбургского исповедания апология , Шмалькальденские артикулы , «Статьи о визитации» и «Перечень свидетельств», 86 имперских чинов и ок. 8,5 тыс. представителей лютеран. духовенства подписали новую догматическую основу лютеранства, сделав ее нормативом для 2/3 нем. протестантов. Одновременно это укрепило политические позиции курфюршества Саксонского. Ведущим центром кальвинизма стал ун-т Гейдельберга в курфюршестве Пфальц. В 1563 г. здесь по заказу курфюрста Фридриха III Благочестивого К. Олевиан и З. Урсин составили Гейдельбергский катехизис . Обстановка межконфессиональной напряженности привела к повышению в Г. роли императора как возможного посредника между католиками и протестантами и гаранта Аугсбургского религ. мира 1555 г. Императоры Фердинанд I (1556-1564) и его сын Максимилиан II (1564-1576), не утратившие надежды на воссоединение Церквей, проводили политику терпимости и компромисса с умеренными князьями-лютеранами. Они стремились не допустить в стране вооруженных столкновений на религ. почве. Эта позиция подкреплялась постоянной необходимостью общеимперских денежных сборов в связи с тур. угрозой. Имп. двор не был закрыт для протестант. дворянства. Максимилиан II шел на уступки, разрешая в Австрии и Чехии переход дворян в лютеранство. Боясь распространения военных действий на территорию империи, он запретил и католикам, и протестантам вербовать нем. солдат для участия в борьбе Нидерландов с Испанией и в религиозных войнах во Франции .

http://pravenc.ru/text/529064.html

Болонский мир (1530) между Карлом V и папой Климентом VII и последовавшая за ним имп. коронация Карла не привели к примирению сторон. Император требовал созыва Собора для проведения церковной реформы, полагая, что решить проблему религ. раскола в Германии император может только вместе с Римским папой, сохранив при этом руководящую роль за собой. По его указанию при подготовке Аугсбургского рейхстага (1530) теологи с обеих сторон сформулировали основные положения лютеран. и католич. вероучений (соответственно Аугсбургское исповедание и «Конфутация» (см. ст. Аугсбургского исповедания апология )). Лютеране отвергли требование подчиниться папе до решений буд. Собора и заключили Шмалькальденский союз германских протестантов (1531). В 1532 г. на ведение войны против турок потребовались деньги и войска, поэтому император снова пошел на уступки протестантам и временно разрешил следовать Аугсбургскому исповеданию, к-рое, однако, распространялось только на лютеран. Г. воспринимали улаживание религ. разногласий в первую очередь как способ решения политических проблем. В инструкциях брату Фердинанду от 1536 г. Карл V отмечал, что углубление религ. раскола создает серьезную угрозу политическому положению императора в Германии. В письме от 1538 г. к младшей сестре Маргарите, наместнице Нидерландов, он подчеркивал необходимость идти на компромисс в религ. вопросе, чтобы предотвратить окончательный раскол Германии, где уже началась секуляризация церковных княжеств, возникла опасность отпадения от католич. веры даже Кёльнского архиеп-ства. Переход в лютеранство одного из 3 церковных курфюрстов изменил бы расстановку сил в коллегии, избиравшей императора, в пользу протестантов (к этому времени уже 3 светских курфюрста - Саксонский, Бранденбургский и Пфальцский - перешли в лютеранство). В 1541 г. султан Сулейман I захватил столицу Венгерского королевства Буду, что на короткое время объединило Г. с нем. протестант. князьями, обещавшими поддержать поход против турок и освободить Буду. На Регенсбургском рейхстаге (1541) император вновь вынужден был пойти на уступки лютеранам, к-рым он обещал прекратить судебные преследования и разрешил владеть церковным имуществом. Собор, созванный в 1545 г. в Тренто (см. Тридентский Собор ), на территории, подвластной Г., не решил вопроса о примирении католиков и протестантов. Стараясь избавиться от давления со стороны императора, папа в 1547 г. временно перенес Собор в Болонью. Отсутствие единства с Папским престолом делало положение императора в Германии еще более неустойчивым. Поэтому даже после победы над протестантами в Шмалькальденской войне (1546-1548) в религ. вопросе он снова вынужден был пойти на компромисс. Окончательное поражение императора в религ. вопросе зафиксировал Аугсбургский религиозный мир (1555).

http://pravenc.ru/text/161215.html

объявления перерыва в работе К. 28 июля 1540 г.; т. о., в Хагенау не удалось перейти к обсуждению собственно богословских проблем. Основные разногласия состояли в следующем: 1) католики предлагали использовать в качестве основы для дискуссии формулировки, согласованные во время К. в Аугсбурге в 1530 г.; протестанты считали, что обсуждать нужно не эти положения, а непосредственно Аугсбургское исповедание; 2) протестанты настаивали на том, чтобы единственным критерием истинности вероучения было заранее признано Свящ. Писание, и отказывались согласиться с принятием в качестве авторитетных источников мнений отцов Церкви, постановлений церковных Соборов и норм канонического права католич. Церкви; 3) протестанты не соглашались принять в качестве процедурной нормы заявление о том, что результаты К. получат законную силу лишь после их утверждения императором и папой Римским. 15 авг. 1540 г. имп. Карл V, недовольный отсутствием положительных результатов работы К., в письме его участникам объявил о том, что заседания К. должны продолжиться после перерыва 28 окт. 1540 г. в Вормсе. Император согласился, чтобы предметом обсуждения было Аугсбургское исповедание и составленная Меланхтоном Аугсбургского исповедания апология (1531). С целью более эффективной организации работы К. имп. Карл принял решение назначить специального представителя, ответственного за решение всех процедурных вопросов, которым стал один из его наиболее приближенных советников - нем. гос. деятель и дипломат Н. Перено де Гранвель (1486-1550). Участники К. собрались в Вормсе в окт. 1540 г., однако из-за задержки де Гранвеля офиц. открытие заседаний состоялось лишь 25 нояб. 1540 г. (полное собрание актов и документов К.: ADRG. Bd. 2. Hbd. 1-2; отдельные письма и документы см. также: CR. Vol. 3-4). Прибывший в Вормс в кон. окт. Меланхтон представил протестант. богословам подготовленную им исправленную версию Аугсбургского исповедания (Confessio Augustana variata); в процессе переговоров, проходивших с 8 по 18 нояб., все протестант.

http://pravenc.ru/text/1841762.html

Программа реформационных преобразований была изложена в Аугсбургском исповедании , представленном 25 июня 1530 года императору Священной Римской империи Карлу V. Многолетняя ожесточённая борьба между немецкими князьями, принявшими лютеранство, и князьями, сохранившими верность католицизму, завершилась в 1555 году Аугсбургским религиозным миром, дававшим право каждому правителю по своему усмотрению выбирать католичество или лютеранство как обязательную для его подданных веру ( " чья власть, того и вера " ). Поскольку в германских государствах католические епископы к Реформации не примкнули, лютеранские церкви там возглавили клирики, не имевшие апостольского преемства. Их административные должности (суперинтендант, епископ и др.) не рассматриваются как сан. В 1527 году лютеранская Реформация началась в Швеции (и подвластной ей Финляндии ), в 1536 - в Дании , Норвегии и Исландии . Большая часть католических епископов в этих странах перешла в лютеранство, сохранив титул, поэтому современные лютеранские скандинавские епископы претендуют на обладание епископским саном и апостольским преемством. В результате в лютеранство произошло разделение на две основные традиции - германскую и скандинавскую. Ещё при жизни Лютера и особенно после его смерти среди его последователей возникли разногласия. В 1577 году около 8000 пасторов подписали Формулу согласия, где было изложено нормативное вероучение по спорным вопросам. Она была включена в сборник лютеранских вероисповедных документов - Книгу согласия, впервые изданную в Дрездене в 1580 году. Кроме Аугсбургского исповедания и Формулы согласия, в неё вошли Апостольский, Никейский (с Filioque ) и Афанасиев символы веры, Апология Аугсбургского исповедания, Шмалькальденские артикулы (с приложенным трактатом " О власти и первенстве папы " ), " Большой катехизис " и " Малый катехизис " Лютера. Книга согласия остаётся официальным вероучительным стандартом большинства лютеранских церквей. На протяжении XVII века на основе аристотелианской философии, догматики Книги согласия и не противоречащих лютеранству святоотеческих и католических учений сформировалась " лютеранская ортодоксия " , или " лютеранская схоластика " .

http://drevo-info.ru/articles/13679446.h...

Если всё это так, то все христиане должны остерегаться, как бы не сделаться участниками нечестивого учения, богохульства и незаконной кровожадности папы. Поэтому они должны покинуть и проклясть папу с его членами, как царство антихриста (Antichristi)... Явны заблуждения царства, и Писание громким голосом возвещает, что эти заблуждения – учение демонов и антихриста (daemoniorum et Antichristi)... Итак, хотя бы Римский епископ и имел главенство на основании божественного закона, однако после того, как он узаконяет нечестивые обряды и учение, противоборствующее Евангелию, ему не следует повиноваться, а скорее противодействовать, как антихристу (Antichristo) 885 . Должно упомянуть, что Шмалкалденские члены были подписаны сорока тремя представителями протестантизма и в числе их, кроме самого Лютера, Юстом Ионой, Иоанном Бугенгагеном, Георгием Спалатином, Андреем Озиандером, Филиппом Меланхтоном, – последним с той оговоркой, что если папа признает Евангелие, то ради мира и общего спокойствия христиан можно и впредь оставить в его власти тех, которые уже находятся у него в подчинении, и признать за ним, на основании человеческого права, главенство над епископами, насколько он его уже имеет. А дополнительный к Шмалкалденским членам Трактат подписали тридцать два представителя протестантского исповедания. Шмалкалденские члены, включая и Дополнение к ним, стали одной из символических книг протестантского исповедания, Это придаёт особенную важность учению этой книги о том, что папа – истинный антихрист. Это учение сделалось для протестантов не только заслуживающим полного доверия, так как оно высказано Лютером, но и обязательным, как один из членов веры, потому что вошло в одну из их символических книг. Что отцы протестантской веры придали этому учению достоинство символического учения, это было главной причиной, почему оно было усвоено всем протестантским миром и удержалось даже до настоящего времени. Довольно ясное указание на то, что царство папы с его притязаниями на неограниченное господство, светское и духовное, есть царство антихриста, находится ещё в другой символической книге протестантского исповедания, в Апологии Аугсбургского исповедания, в члене о Церкви 886 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Для протестантской или лютеранской ветви евангелической церкви такими символическими книгами служат: 1) малый катехизис Лютера (pro parochis et concionatoribus), 2) большой катехизис Лютера же, 3) аугсбургское исповедание, представленное императору Карлу V в 1530 г. курфюрсгом Иоанном саксонским, ландграфом Филиппом гессенским и др. и редижированное Меланхтоном, 4) апология аугсбургского исповедания, составленная в 1531 г. Меланхтоном на латинском языке и переведенная на немецкий Юстом Ионою, 5) артикулы учения, составленные Лютером в 1537 в виде ответа на возможные на будущем соборе вопросы (т. н. шмалькальденские артикулы). Для евангелическо-реформатской ветви символических книг, которые бы пользовались общим признанием, не существует; в отдельных странах получали обязательное значение: 1) гейдельбергский катехизис 1562 г. 2) бранденбургское исповедание 1614 г., 3) галликанское исповедание, представленное французскими гугенотами королю Карлу IX в 1581 г. Символические книги, сами по себе, юридического значения не имеют и к практике непосредственно не прилагаются; но с одной стороны они представляют собой предел, далее которого не должно переходить юридическое развитие разных деталей церковного устройства и управления, а с другой содержат в себе положительные общие принципы устройства, которые в особенности должны служить руководящими при обсуждении вопросов de lege ferenda. § 78. Церковные уставы (Kirchenordnungen) 823 Подробности церковного устройства и управления с XVI-ro уже столетия стали определяться особыми церковными уставами, Kirchenordnungen. Содержание их, впрочем, не одинаково. Одни из них содержат в себе так называемый agenda, т. е. богослужебные правила, или требники, функции духовной должности, управление церковным имуществом, дело призрения бедных и т. п. Другие церковные уставы дают предписания относительно того, как должна быть производима визитация церквей, и как должны быть прекращаемы замеченные при визитации злоупотребления. К третьему классу церковных уставов должны быть отнесены те, которыми регулируются устройство, компетенция и отправления консисторий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В те годы некоторые выпускники Киевской Духовной Академии избирали для своих кандидатских работ сходные темы: «Символическая книга лютеран – «Формула согласия» (Ярослав А.,1874), 919 «Аугсбургское исповедание (происхождение, содержание, текст и значение)» (Попов В.Д., 1910 г.) 920 и др. Аналогичные разработки велись и в С.-Петербургской Духовной Академии. В 1872 г. профессор СпбДА И.Т. Осинин осуществлял руководство по написанию студентами СпбДА кандидатских сочинении на темы: «Аугсбургское исповедание» и «Апология Аугсбургского исповедания». Заслуживает упоминания и сочинение бывшего питомца Казанской Духовной Академии И.В. Боркова «Лютеранское учение по Шмалькальденским членам» (Казань, 1915). «Манифест о веротерпимости», обнародованный в России 1 апреля 1905 года, облегчил знакомство русских читателей с лютеранским вероучением. В 1906 году в Москве вышла хрестоматия под названием: «Источники по истории Реформации» (вып. 1, М. 1906). В этом издании были опубликованы некоторые произведения раннего Лютера под общим заголовком «Взгляд Лютера на светскую власть» (С. 3–56). Переведенные на русский язык Д.Н. Егоровым, в этот раздел вошли различные послания, лекции, толкования Библии и другие работы Лютера. Среди наиболее важных заслуживают внимание такие как: «Христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния. (Окончено в монастыре августинцев 24 июня 1520 года» (С. 3–13); «О свободе христианина» (1520 г.) (С. 14–16); «Пастырское увещание всем христианам остеречься мятежа и возмущения» (С. 16–20); «О светской власти, в какой мере люди обязаны ей повиновением» (С. 20–22); «Ратманам всех городов немецкой земли, об учреждении и поддержании христианских школ» (1524 г.) (С. 34–36). Важным событием в истории русской «лютеранистики» был выход в свет сборника под названием: «Хрестоматия по всеобщей истории» (ч. I. Эпоха гуманизма и Реформации. Киев, 1914). Составленная профессором П.Н. Ардашевым, эта хрестоматия включала в себя некоторые произведения Мартина Лютера. В сборнике были помещены некоторые из знаменитых «95-ти тезисов», 921 обнародованных Мартином Лютером в Виттенберге 31 октября 1517 года и положивших начало Реформации в Германии. При этом следует отметить, что часть лютеровских тезисов была опубликована на русском языке еще в 1861 году в книге священника Евграфа Бенескриптова «О западных вероисповеданиях» (Спб. 1861, ч. II). 922

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

б) Апология Аугсбургского исповедания (Apologia confessionis augustanae). Р.-католические богословы, бывшие на Аугсбургском сейме, написали опровержение («Confutatio confessionis augustanae»), представленного лютеранами изложения своего вероучения в «Аугсбургском исповедании», в защиту которого Меланхтоном и была написана «Апология» этого исповедания. В ней (в XIV гл.) последовательно разбираются р.-католические возражения и защищается лютеранское вероучение. в) Шмалькальденские члены (Arttculi smalcaldici). «Члены» эти были составлены Лютером, и, представленные на сейм в Шмалькальдене (в 1537 г.), здесь, по рассмотрении, были подписаны собравшимися немецкими богословами. О предметах веры в них говорится согласно с «Аугсб. исповеданием» и в противоположении католицизму, но часто в резких и даже грубых выражениях, в особенности о папстве. г) Большой и малый катихизисы Лютера. Оба эти катихизиса содержат объяснение десяти заповедей, Символа веры (Апостольского) и молитвы Господней, учение о таинствах крещения, исповедания грехов и евхаристии, с присоединением молитв на разные случаи. Малый катихизис назначен для народа и начальных школ, а большой для народных учителей и проповедников. д) Формула согласия (Formula concordiae). В лютеранстве почти с самого начала его возникновения появились разделения и споры, разные секты, наконец выделились в особое вероисповедание последователи Цвингли и Кальвина. Нужно было оградить лютеранство от чуждых заблуждений и для устранения внутренних несогласий свести все разнообразные воззрения по спорным вопросам к одной норме. Для этой цели и была составлена немецкими богословами «Формула согласия» (1580 г.), в которой разрешаются, главным образом, вопросы, возбуждавшие споры в среде лютеранства, и указываются особенности лютеранского вероучения от реформатского, анабаптистского и пр. 3 . Вероучение другой отрасли протестантства – реформатства в основных положениях согласно с лютеранским, выраженным в символических книгах последнего. Отличительными от лютеранства и других христианских исповеданий особенностями реформатства являются, главным образом, учение о безусловном предопределении и евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

И да принесете всесожжения в воню благовония Господу, телца от волов два, овна единаго, агнцев единолетных седмь непорочных... и козла единаго от коз греха ради, во еже умолити о вас (26–30). Затем, в гл. 29 указываются другие праздники еврейские, во время которых требовалось каждый раз приносить козлов в жертву за грех для очищения; и каждый раз прибавляется, что эти кровавые жертвы служат приятным благоуханием Господу. Подобные предписания о жертвах встречаются и в других местах Ветхого Завета. Потому напрасно «Апология аугсбургского исповедания» настаивает на мысли, что древнееврейским жертвам никогда не усвоялось очищающего значения 342 . Правда, рядом с предписанием приносить жертвы встречается, по-видимому, – на что указывает и «Апология», – отвержение их. Например, в псалмах Давидовых читаем: не прииму от дому твоего телцов, ниже от стад твоих козлов... Еда ям мяса юнча; или кровъ козлов пию. Пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя: и призови Мя в день скорби твоея ( Пс. 49, 9–15 ), Яко аще бы восхотел ecu жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен ( Пс. 50, 18–19 ) и друг. подоб. места. Но это отвержение жертв не находится в противоречии с требованием их. Бог отвергает жертвы вследствие слишком формального отношения к ним евреев, без теплой молитвы, без веры в грядущего Мессию, без всякого вообще участия ума и сердца. Он отвергает такие жертвы, какая была принесена Каином, убийцей Авеля, и какие в конце ветхозаветных времен вошли в общенародный обычай, выразившись преимущественно в фарисейском формализме. Это-то чисто механическое жертвоприношение, заключающееся в одной лишь обрядности, отвергается Богом, а не жертва вообще, установленная и требуемая Богом для умилостивления Его и нашего очищения от грехов. Если Бог говорит: еда ям мяса юнча или кровь козлов пию? – то в этих словах заключается такая мысль: если, совершая жертвоприношение, вы приносите Мне только мясо и кровь животных, и ничего более, – если вы вместе с сим не приносите Мне своего сердца, то Я отвергаю эти жертвы, потому что Я не ем мяса волов и не пью крови козлов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/simv...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010