Основатель Антиохийской школы сщмч. Лукиан († 312) был известен преимущественно своей критической работой над текстами Свящ. Писания; его редакция Септуагинты (т. н. «Лукиановская рецензия») получила широкое распространение в Сирии, М. Азии и др. эллинизированных областях Востока (за исключением Египта). Наряду с критическим исследованием текста Лукиан, вероятно, занимался и толкованием Писания, но, поскольку собственные его произведения утрачены, об этом толковании практически ничего неизвестно. Вместе с ним в Антиохии подвизался и некто Дорофей, о к-ром сохранились самые скудные сведения. Вокруг св. Лукиана сплотилась тесная группа учеников (т. н. «солукианисты»), среди к-рых было неск. главных деятелей буд. «арианствующей партии» (сам Арий, Евсевий Никомидийский , Астерий Софист и др.). Однако догматическая позиция ранних представителей Антиохийской школы не являлась однородной; среди них был и один из столпов Православия в период Никейского Собора свт. Евстафий Антиохийский († после 337). Связующим началом общего богословского направления Антиохийской школы в первый период ее существования был, вероятно, только метод толкования Свящ. Писания. Своего расцвета школа достигла во времена Диодора Тарсийского († ок. 392), свт. Иоанна Златоуста († 407), Феодора Мопсуестийского (†428) и блж. Феодорита Кирского († ок. 458), к-рые, как правило, сочетали специфичный для антиохийцев подход к Свящ. Писанию с характерными акцентами в христологии (подобное сочетание отсутствовало у св. Иоанна Златоуста). Развитие Несторием и нек-рыми его сторонниками христологических посылок Антиохийской школы до крайнего предела и осуждение его на III Вселенском Соборе (431), повлекшее за собой преобладание александрийского направления в правосл. богословии, нанесли серьезный удар репутации школы. Период с 431 г. до Эфесского «разбойничего собора» в 449 г. знаменуется гонениями на представителей Антиохийской школы и ее упадком. Даже «реабилитация» на Халкидонском Соборе (451) выразителей антиохийских тенденций, блж. Феодорита Кирского и Ивы Эдесского , не смогла приостановить этого упадка. Во 2-й пол. V - 1-й пол. VI в. еще можно говорить (с нек-рой долей условности) о слабом течении «новоантиохийцев» в общем русле правосл. богословия. Христологические воззрения этого течения отражаются у свт. Геннадия I К-польского, Ираклиана Халкидонского и Василия Киликийского . Но осуждение «трех глав» на V Вселенском Соборе (553) положило конец последним самостоятельным проявлениям Антиохийской школы в истории правосл. мысли. Лишь в Эдесско-Нисибинской школе она приобрела себе в определенном смысле преемницу и наследницу.

http://pravenc.ru/text/149567.html

Первый борец против никейского вероучения «многоголовый» софист Астерий вышел отсюда. Григорий и Георгий, заместители Афанасия на александрийской кафедре во время изгнаний, оба имели свою родину в Каппадокии. Она же подарила церкви таких двух непримиримых врагов никейского символа, стоявших во главе его противников, как Авксентий миланский на Западе и Евдоксий константинопольский на Востоке и сверх всего этого сам ересиарх Евномий был каппадокийцем и имел здесь многочисленных последователей. И то нужно признать самым характерным знамением времени, что в этой именно доселе неприступной крепости старого восточного консерватизма впервые зародилась лига новоникейцев, нанесшая ему последний удар. Каппадокия сделалась центром нового движения, сгруппировала около себя все выдающиеся силы и, как бы в искупление всех своих прежних грехов, дала церкви и христианству целую триаду знаменитейших деятелей и богословов в лице Василия Великого , Григория Назианзена 1469 и Григория нисского 1470 , труды которых легли в основу современной догматики. С выступлением этих деятелей на историческую сцену мертвенный хаос, облегавший внутреннюю жизнь церкви рассеевается, создаются грандиозные планы и энергично осуществляются и, полная надежд на блестящее будущее, богословская мысль снова оживает и проявляет себя во всем блеске молодости и свежести. VII. Каппадокийцы и их теология Характеристика и биография Василия Великого . – Образование новоникейской партии под главенством Василия. – Учение Каппадокийцев о Боге едином по существу и трех Ипостасях Его. – История сношений Василия с Западом. В плеяде каппадокийцев 1471 , взошедшей на небе богословской мысли, с исторической точки зрения, центральной звездой является Василий Великий 1472 . Получивший превосходное образование, прошедший все лучшие школы своего времени, начиная с Кесарии и кончая Афинами, – этой обителью науки, – обладавший замечательным даром слова 1473 , Василий принадлежал к числу выдающихся деятелей своего времени. Несмотря на аскетические подвиги, укрепившие его нравственный силы и придавшие ему некоторую суровость, в его натуре не было ничего отталкивающего или враждебного в отношении к миру или науке.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Тяготение к аллегорическому методу у представителей данного направления во многом определялось их представлением о богодухновенности Священного Писания, согласно которому, оно не содержит каких-либо случайных слов и выражений, а, напротив, скрывает под буквами духовный смысл. Предпочтение обычно отдавалось этому духовному смыслу, хотя отнюдь не оставался в пренебрежении и буквальный смысл. Александрийская школа как богословское направление оказала сильное влияние на многие сущностные черты православного богословия впоследствии. Антиохийская школа отличалась тем, что не была единым образовательным учреждением с преемством учителей. В качестве богословского направления она существовала на протяжении IV–V веков, и ее развитие происходило наряду, а временами и в противовес Александрийской школе. Различались эти богословские школы в основном по двум вопросам: экзегетический метод и христологическое учение. То, что в ней преобладала философия перипатетиков (в то время как в Александрийской школе – платоников), вряд ли имело место. Основателем Антиохийской школы был сщмч. Лукиан (312), известный по большей части своей критической работой над библейскими текстами. Вокруг него сплотилась группа учеников, их называют «солукианистами», среди которых было несколько основных будущих деятелей партии ариан (сам Арий, Евсевий Никомидийский, Астерий Софист и другие). Однако здесь был и один из защитников Православия периода I Вселенского собора – свт. Евстафий Антиохийский (после 337). Расцвет школы произошел во времена Диодора Тарсийского (ок. 392), свт. Иоанна Златоуста (407), Феодора Мопсуестийского (428) и блж. Феодорита Кирского (ок. 458). Для всех них, кроме свт. Иоанна Златоуста, было характерно сочетание специфичный подход к библейскому тексту с типичными христологическими акцентами. Развитие христологических посылок данной школы до их крайнего предела, которое произвел Несторий и его некоторые сторонники, привели к его осуждению на III Вселенском Соборе, что повлекло за собой доминирование «александрийского» направления, серьезно ударило по репутации Антиохийской школы и привело к ее дальнейшему упадку.

http://azbyka.ru/bogoslovskie-shkoly

1 Противоположный арианский тезис «Кандид» доказывает в своем первом послании к Викторину; см. Candid. Ep. 1. 9. 3 Греческий текст этого послания сохранился у Епифания и Феодорита; см.: Epiph. Panarion 69. 6; Theodoret. Hist. Eccl. I 4). Латинский перевод Викторина буквальный и не отличается литературной обработкой. 5 Александр, архиепископ (папа) Александрийский, осудивший Ария в 318 и положивший начало борьбы с арианством. 6 В греческом тексте: γενντως. Возможно, епископ Александр имел в виду сходный термин с одной буквой «ню»: γεντως, «несотворенным образом», что более согласуется с его богословской позицией, но менее соответствует контексту. См. также следующее примечание. 7 В греческом тексте этим двум терминам соответствуют: ειγενς и γεννητογενς. Последний термин содержит две буквы «ню», а потому не может означать «несотворенно-рожденный». 10 Имеются в виду арианствующие епископы Феодот Лаодикийский, Афанасий из Аназарбы, Павлин Тирский, Григорий Беритский и Аэций из Лидды. 13 quibus non insonuit. Букв. «кому не оглашалось». В греческом тексте: κατηχτων, букв. «не прошедших катехизацию». 18 plenus deus. Конечно, имеется в виду совершенный Бог не в абсолютном смысле, а в адоптивном смысле. 20 Conlucianista. Имеется в виду пресвитер Лукиан Антиохийский, основатель Антиохийской школы, пострадавший в 312 г. при Галерии. Его учение было близко к саввелианству, и многие из его учеников были сторонниками арианства, в том числе Евсевий Никомедийский и Астерий Софист. Греч. имя εσβιος означает «Благочестивый». 23 ex effluentia substantiae. В греч. тексте: ξ πορροας τς οσας (букв. «от истечения сущности»). Ср. Candid. Ep. 1. 7, 9. 28 ad similitudinem eius per ipsum λóγ similia futura. Или: «по Его подобию посредством Него (т.е. Слова) как имеющее стать подобным Слову». В последнем случае, скорее всего, имеются в виду люди. 29 iuxta participationem substantiae facta. В греч. тексте: τ δ καθ» κουσιασμν γενμενα (букв. «то, что возникло по произволению»). Мысль автора послания, вероятно, заключалась в том, чтобы отделить творения от Бога, указав на их происхождение по воле Божией и по Его подобию, но без причастия Его сущности. Очевидно, «Кандид» (точнее – Викторин) был введен в заблуждение созвучием слова κουσιασμς и οσα («сущность») и потому сделал такой неточный перевод, искажающий мысль оригинала до противоположной, предположив, что существуют какие-то творения, которые причастны самой сущности Бога (возможно, ангелы или идеи вещей).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

«между православными и чисто арианами. Эти-то полуариане названы на соборе и духоборцами, во главе коих, стоял известный Македоний. Савеллиане – последователи Савеллия, который все три Лица Божества сливал в одной Ипостаси Отца и почитал Лица Пресвятой Троицы различными ее именами или проявлениями. Маркеллиане – от Маркелла, епископа Анкирского. Странная судьба выпала на долю этого несчастного епископа. Ревностный защитник православия в борьбе с арианами, неотступный спутник и верный соучастник св. Афанасия в скорбях и изгнаниях, Маркелл сам обвиняется в ереси и подвергается отлучению отцами церкви православной. Как это могло случиться? К разъяснению сего могут вести следующие обстоятельства, передаваемые Сократом (1, 36). Некто Астерий, христианин, родом из Каппадокии, софист, писал сочинение, в котором содержится учение Ария, и, ходя по городам Сирии, везде читал это сочинение. Маркелл, епископ Анкирский, вознамерился ему противодействовать, начал говорить вопреки ему и при этом впал в совершено противную крайность. Вдавшись в тонкости софистические, он впал в савеллиаиство и приблизился к учению Павла Самосатского, он начал называть Сына Божия – λογος προφορικς – неотличным от Отца по личности, подобно тому, как и человеческое слово не есть особое лицо, но есть ничто присущее в самом человеке. Несколько преувеличивая вину Маркелла, Сократ прямо обвиняет его, будто он, подобно Самосатскому, дерзнул называть Христа простым человеком. Все это заметили собравшиеся в Иерусалиме епископы, потребовали от Маркелла объяснения на написанную им книгу, и, нашедши, что он мыслит подобно Самосатскому, приказали ему переменить свое мнение. Пристыженный епископами, Маркелл обещался свою книгу сжечь. Когда обличавшие Маркелла епископы прибыли в Константинополь, то здесь, и на сей раз при участии Евсевия, бывшего Никомидийского, подвергли дело о Маркелле полному исследованию, и так как Маркелл сжечь своего сочинения не захотел, то его низложили и епископом на место его поставили Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Человек, давший арианскому движению свое имя, александрийский пресвитер Арий, также учился у св. Лукиана в Антиохии. Вместе с тем нужно заметить, что Арий занимал должность экзегета в Александрии при епископе Александре, который и выступил впервые против арианства: будучи священником Александрийской Церкви, Арий имел «поручение изъяснять Божественное Писание» (Блаженный Феодорит. Церковная история, I. 2). Таким образом, его образование должно было сочетать в себе александрийские особенности с антиохийскими. Выпускниками той же школы св. Лукиана Антиохийского были сподвижники Ария – деятели антиохийского ареала – Евсевий, епископ Никомидийский, Евдоксий Германикийский и Астерий Софист. Нет нужды останавливаться на каждом из них подробно, потому что учения их были сходны. Для общей характеристики арианского движения ценными являются сообщения Филосторгия, так как он был арианским историком. Согласно этим сообщениям, ариане были рационалистам и, они также скептически расценивали монашескую аскетику и проявляли тенденции к иконоборчеству. Но значит ли это, что в лице сторонников Ария более научное крыло антиохийской и александрийской традиций противостояло их более мистическому, аскетическому крылу? Скорее, в арианстве усматривается некая робость научной мысли, впервые узревшей всю несопоставимость богословия Троицы и рациональных методов постижения космоса, освоенных в период развития христианских школ, а вследствие этого – страх перед возможным сокрушением христианства и потребность срочно реформировать его в видах успеха дальнейшей миссионерской деятельности, как уже твердо ставшей на научную основу. Поскольку философия в то время занимала место науки вообще, постольку арианство и воплощает идею философизации христианской догматики. Кроме того, учение Ария представляет собой феномен миссионерского рвения, приводящего к расколу самой миссии; подобные феномены встречались в истории христианства и в дальнейшем. Все усилия ариан были направлены на то, чтобы «облагоразумить» веру, направить ее в русло рациональной аргументации. Арианская космология, по существу, примыкает к среднему платонизму: Бог, творящий мир через посредника, являющегося как бы заместителем Бога для поклонения живущих в мире тварей. Именно эта роль отводилась Логосу: быть силой, организую щ ей космос и тем самым олицетворяю щ ей Бога. Сам Бог при этом остается сокрытым: Его присутствие всецело феноменально, без тени онтологии.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ant...

Некто же Астерий из Каппадокии, многоглавый софист, один из последователей Евсевиевых, поелику, в прежнее гонение при деде Констанциевом, принес жертву и не мог быть ими введен в клир, то, с согласия последователей Евсевиевых и в угодность им, пишет сочинение, равняющееся по дерзости его жертвоприношению; потому что приравнял в нем ко Христу, даже предпочел Ему гусеницу и саранчу, и говорит, что кроме Христа есть в Боге иная премудрость, зиждительница Христа и мира! Он обошел сирийския и иныя Церкви по распоряжению евсевиан, чтобы, однажды решившись отречься, и теперь ему дерзко возставать против истины. Так, этот на все продерзливый человек проникал в места ему недозволенныя, и сидя на месте клириков, читал всенародно свое сочинение, хотя иные и негодовали на него. В сочинении этом писано многое; часть же его составляет следующее: «не сказал блаженный Павел, что проповедует Христа, собственную Его, т. е. Божию, силу или премудрость; но говорит без этого присовокупления: Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1, 24), проповедуя тем, что есть иная собственная сила самого Бога, Ему врожденная и несозданно соприсущая; и она–то есть родшая Христа и зиждительница всего мира; о ней научая в Послании к Римлянам, Апостол сказал: невидимая бо Его от создания мира творенми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество (Рим. 1, 20). Как никто не скажет, что наименованное здесь Божество есть Христос, а напротив того, это есть сам Отец: так, думаю, и присносущная Его сила есть не Единородный Бог, но родший Отец. Учит же Апостол, что иная есть сила и премудрость Божия, именно являемая чрез Христа и извествуемая самими делами Его служения». И еще: «хотя присносущая Его сила и Премудрость, Которая по доводам истины оказывается безначальною и нерожденною, без сомнения, может быть одна и та–же: но и многия, отдельно Им сотворенныя силы, из которых Христос первороден и единороден, все подобно зависят от Создавшаго, и все справедливо именуются силами самого Сотворшаго и Приводящаго их в действие. Например, Пророк говорит, что саранчу, посылаемую Богом в наказание за грехи человеческие, сам Бог называет не только силою Божиею, но и силою великою (Иоил. 2, 25). И блаженный Давид во многих псалмах не только Ангелам, но и силам повелевает хвалить Бога; и всех приглашая к песнословию, изображает их множество, не отрекается именовать их служителями Божиими, и учит их творить волю Божию» (Псал. 102, 21; 148, 2–12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   60) Все и везде говорят о бытии Слова и нигде о том, что Оно от хотения, и вообще, что Оно сотворено. Где же нашли еретики хотение или изволение, предшествующее Божию Слову? Разве, оставив Писания, прикроются злоумием Валентина? Ибо Птолемей, ученик Валентинов, говорил, что Нерожденный имеет две нераздельно сопряженных силы (δο ζυγος) — мысль и изволение; и сперва помыслил, потом изволил; и что помыслил, того не мог бы произвести, если бы не привзошла и сила воли. И научившись из этого, ариане хотят, чтобы Слову предшествовали изволение и хотение. Итак, пусть соревнуют они в заблуждениях Валентину; а мы, читая Божия словеса, находим о Сыне: «бе», и слышим, что Он один во Отце и есть Отчий образ; об одних же созданных, потому что их и по естеству некогда не было, привзошли же они впоследствии, читаем, что им предшествовало хотение и изволение, как воспевает Давид в сто тринадцатом псалме: «Бог же наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори» (Псал. 113:11); и в сто десятом: «велия дела Господня, изыскана во всех волях Его» (Псал. 110:2); и еще в сто тридцать четвертом: «вся, елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах» (Псал. 134:6). Посему, если Сын есть дело и произведение, и один из всего, то пусть будет сказано, что и Он произведен хотением, ибо, по указанию Писания, так произошли твари. И защитник ереси Астерий, соглашаясь с этим, пишет так: «Если недостойно Создателя производить по изволению, то пусть во всем также отъята будет у Него воля, чтобы неприкосновенным сохранилось у Него достоинство. Если же прилично Богу хотеть, то пусть и в рассуждении первого рождения принадлежит Ему совершеннейшее. Ибо невозможно, чтобы одному и тому же Богу и приписываема была воля в рассуждении производимого, и приличествовало не хотеть». Сложив в словах своих величайшее, какое только возможно, злочестие, а именно, что произведение и рождение есть одно и то же и что Сын есть одно из всех сущих рождений, софист заключил тем, что о произведениях следует говорить: они по хотению и изволению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2577...

В 1941 г. в Туре были найдены восемь кодексов, содержащих творения Оригена (два кодекса) и Дидима Слепца (шесть кодексов). Их публикация, связанная со многими сложностями и затянувшаяся по времени, завершилась лишь в последнее время, после чего представилась возможность лучше узнать богословие Дидима, множество произведений которого были утеряны после его осуждения в Константинополе в 543 г. и на V Вселенском Соборе 553 г. 122 Для понимания связи между еврейской и христианской Пасхой важнейшей является личность Мелитона Сардского. Открытие его гомилии возбудило живой интерес к этой проблематике, так как она является древнейшим свидетельством литургической жизни древней церкви (гомилия относится к 160–170 гг.). Благодаря ей мы имеем представление об этой важнейшей и малоизвестной эпохе 123 . Ученик Лукиана Антиохийского и сподвижник Ария с первого дня, Астерий Софист был малоизвестным и плохо изученным автором. Благодаря открытиям Ришара и Скарда мы теперь лучше знаем его учение, и особенно его экзегезу. В настоящее время реконструкция этих ученых оспаривается Кинцигом в работе с весьма выразительным названием «В поисках Астерия» 124 . Кинциг стремится установить прежде всего состав сочинений Астерия. Для этого он исходит из рукописной традиции и утверждает, что изначально существовало собрание гомилий Астерия, к которым затем было добавлено несколько пасхальных гомилий, а после – «Толкования на Псалмы» Иоанна Златоуста , что дало возможность надписать все собрание авторитетным именем. До сих пор еще целиком не опубликовано собрание Бодмера. Только в 1984 г. вышло в свет «Видение Доротеи», поэтическое произведение, написанное гекзаметром, состоящее из 343 строки и повествующее о видении некой Доротеи, оказавшейся на небесах в Божием доме, представленном в виде римского дворца 125 . Существует множество других неопубликованных документов, в особенности относящихся к христианскому Востоку, среди которых особенно много агиографических текстов 126 . Важные агиографические памятники содержатся в недавней публикации Пьера Мараваля «Неизданные страдания Афиногена и Педахвои» 127 . Это, по всей видимости, очень древний и правдоподобный текст, что заметно в описании допроса правителем провинции Севастии. Благодаря этому тексту мы знаем подлинную историю общины, подвергавшейся преследованиям в эпоху Диоклетиана. Певчий Севериан под пытками обвиняет хорепископа Афиногена в том, что тот заставил его написать памфлет на императора, и последнего осуждают. С другой стороны, в «Страданиях» описываются функции хорепископа (рукоположение священников, разрешение споров между владельцами стад), а также роль благочестивых и богатых женщин в погребении мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

3. Новые догматические течения: омии, аномеи и омиусиане Конечно, догматическая борьба, развернувшаяся после Никейского Собора, была неоднозначной и велась на нескольких уровнях, часто напоминая, по выражению Сократа, «ночное сражение» 152 , где соратника можно было принять за врага и наоборот. И тем не менее основные тенденции данной борьбы намечались довольно ясно. Политические события оказывали большое влияние на эту борьбу – данное обстоятельство, характеризующее, как известно, всю историю Церкви эпохи Вселенских Соборов, проявлялось весьма отчетливо и в IV веке. Смерть Константина Великого (337 год), разделение империи между тремя его сыновьями, а затем воссоединение державы под властью Константия (Констанция – 353 год), не только симпатизирующего арианствующим, но и всячески поддерживающего их мощными рычагами государственной власти, привело, казалось бы, к торжеству ереси в лице омиев. Но внешнее торжество обернулось проявлением внутренней слабости. Два Антиохийских собора (341 и 344), Сирмийский (357) и некоторые другие соборы пытались найти адекватную «формулу веры», которая бы заменила Никейский символ веры , но все эти попытки оказались безуспешными – данные «формулы» поражали своей расплывчатостью, нечеткостью и как бы «богословской беззубостью». Следует отметить, что на развитие богословской мысли оказало влияние и почти одновременная смерть тех, руками которых был зажжен пожар в Церкви: в 336 году умирает, буквально накануне своего торжества, то есть приема в церковное общение, Арий 153 ; около 341 или 342 года заканчивает свой отнюдь не безупречный жизненный путь Евсевий Никомидийский, ставший за несколько лет до этого Константинопольским предстоятелем 154 ; также в 341 году скончался и Евсевий Кесарийский 155 . Таким образом, «антиникейская реакция» почти одновременно лишилась всех своих руководителей (Астерий Софист также умер около 341 года), и эта пестрая коалиция начала распадаться. На ее развалинах образовалось два основных догматических течения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010