В 847 г. после многолетних вторжений в Шотландию они заставили страну платить им дань, усевшись на ближних островах; но через год скотты не дали им дани и прогнали их, как поступили с их земляками новгородцы около того же времени. Бессильные Каролинги заключали с ними договоры, некоторыми условиями живо напоминающие договоры киевских князей Х в. с греками, откупались от них тысячами фунтов серебра или уступали их вождям в лен целые пограничные области с обязательством защищать страну от своих же соплеменников: так возникали и на Западе своего рода варяжские княжества. Бывали случаи, когда партия данов, хозяйничавшая по одной реке Франции, обязывалась франкскому королю за известную плату прогнать или перебить соотчичей, грабивших по другой реке, нападала на них, брала и с них окуп, потом враги соединялись и партиями расходились по стране на добычу, как Аскольд и Дир, слуги мирно призванного Рюрика, отпросившись у него в Царьград, по пути засеш в Киеве, набрали варягов и начали владеть полянами независимо от Рюрика. Во второй половине IX в. много шуме. " по Эльбе и Рейну современник и тёзка нашего Рюрика, может быть, даже земляк его, датский бродяга-викинг Рорих, как называет его Бертинская хроника. Он набирал вагши норманнов для побережных грабежей, заставил императора Лотаря уступить ему в лен несколько графств во Фрисландии, не раз присягал ему верно служить и изменял присяге, был изгоняем фризами, добивался королевской власти на родине и наконец где-то сложил свою обременённую приключениями голову. И достойно замечания, что, подобно дружинам первых киевских князей, эти ватаги пиратов состояли из крещёных и язычников; первые при договорах переходили на службу к франкским королям, владения которых только что опустошали. БАЛТИЙСКИЕ ВАРЯГИ НА ВОЛХОВЕ И ДНЕПРЕ. Этими западными делами проясняются события на Волхове и Днепре. Около половины IX в. дружина балтийских варягов проникла Финским заливом и Волховом к Ильменю и стала брать дань с северных славянских и финских племён.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед нами сцена крещения Руси. Как известно, еще задолго до княжения Владимира христианство начало проникать в пределы Древней Руси. Известно, что во время похода на Константинополь в 866 году приняли святую веру  Аскольд и Дир.  В 955 году во время своей поездки в Константинополь ко двору византийских императоров крещение приняла княгиня Ольга.Примерно в 987 году древнерусский князь Владимир решил избрать религию для своего народа и, остановив свой выбор на христианстве, крестился в 988 году и в то же время вступил в брак с греческою царевною Анной, сестрою византийских императоров Василия и Константина. Где же произошло крещение самого князя, неизвестно: историки предлагают несколько версий. По официальной версии крещение Владимира произошло в Херсонесе, по другой  — в Киеве, на Днепре. Там же свершилось и крещение киевлян. По свидетельству немецкого историка Дитмара, современника князя Владимира, уже к этому времени в Киеве существовали христианские церкви. Описание Перед зрителем предстает сцена крещения Киевлян. Художник следует цитате из Повести временных лет: «Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придёт кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб — будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На картине изображен берег Днепра, окруженный достаточно крутым косогором. Вдалеке видна небольшая гавань, к которой прибываю корабли. Сам князь стоит на берегу, возле него в реке принявшие веру христианскую киевляне. Они внимательно слушают речь великого князя, за спиной которого его супруга и свита вместе с дружиной. По правую руку от Владимира находится духовенство с иконами и хоругвями. Облаченный в белую ризу священник, только что совершивший крещение русского народа, благословляет новообращенных, с надеждой обращая к ним свой взор, ведь в будущем за этим народом будет великая сила и Божие благословение. Принявшая христианство Русь станет одной из величайших держав, а впоследствии, после падения византийской империи, единственным оплотом Православия. История Картина написана в 1880 году , в период, когда художник отправился за границу, проведя четыре года в Дюссельдорфе, Мюнхене и Париже. Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 50  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/kreshhenie-rusi/

Но у самого Чхартишвили всё получается гладко. В 856 году Рюрик приезжает на Русь и вокняживается где-то около еще не существующего Новгорода, дружинники Рюрика Аскольд и Дир успевают отколоться, прибыть в Киев, создать собственное княжество и напасть на Константинополь. После чего, по смерти Рюрика, Олег успевает собрать большой поход и в 880 году убить Аскольда и Дира и захватить Киев, создав единую державу. Почему в 880-м, если в летописи указан 882-й, а Чхартишвили предлагает сдвиг на 6 лет, то есть должен получиться 776-й? Не спрашивайте, я же сказал, что я не волшебник. Скорее всего, автор, получив нужный результат с Рюриком и Аскольдом, просто забыл про эти «шесть лет» – они выполнили своё дело «мавра» – создали у читателя иллюзию, что на Константинополь напала отколовшаяся часть дружины Рюрика, и могут почить в мире. 5 Однако разоблачением этого сеанса магии оказывается один факт – то, что Чхартишвили разделяет отождествление нашего Рюрика и Рёрика Ютландского из западных хроник. Это отождествление сейчас принимается большинством исследователей и вполне разумно. Рёрик Ютландский – замечательный персонаж: выходец из датского царствующего рода Скьёлдунгов, который то нападает на владения восточнофранкских императоров, то получает от них на правах вассала богатейший Дорестад во Фрисландии, крестится, но чисто формально, получая от епископов прозвание «язва христианства». При этом его имя Рёрик вполне может обозначать происхождение из славянского племени ободритов, живших южнее датчан (у них и столица звалась Рерик). В общем, наш герой прекрасно годится для компромисса между «норманистами», связывающими Рюрика со скандинавами, и «антинорманистами», привязывающими его к западным славянам. Вполне возможно, он был датчанином по отцу и ободритом по матери. Именно это его происхождение могло найти отражение в сохранившейся у Татищева странной «Иоакимовской летописи», где рассказывается о происхождении Рюрика от дочери Гостомысла – Гостомыслом звали князя ободритов, неудачно воевавшего с франками в 844 году (но это только если Татищев не выдумал Иоакимовскую летопись).

http://pravoslavie.ru/66108.html

Перечисление элементов историко-культурной и этнической общности древнерусских людей можно продолжить, но и приведённых достаточно, чтобы убедиться в некорректности безапелляционных утверждений авторов книги. В среде украинских националистов сей труд вызвал восторг. Не обошли авторы своим вниманием и теорию норманизма. Разумеется, пожурили советских историков, возражавших против «важной роли варягов в создании и ранней истории древнерусского государства». Сами они полагают, что до тех пор, пока у восточных славян не было единого государства, норманнские искатели славы и наживы оставались силой, способной навязать древнерусскому обществу свою власть. Похвалили петербургского исследователя А.Хлевова, который пришёл к выводу, что «сегодня истина заключается в признании факта, что Скандинавия и Русь представляли исторически удачный и чрезвычайно жизнеспособный симбиоз» в пределах балтийской цивилизации. Из летописи подобная истина вовсе не следует. Рюрик и его братья, пришедшие на Русь, не строили города, но утвердились в уже существующих. Аскольд и Дир не основали Киев, а воспользовались наследием славянского князя Кия. Олег по пути из Новгорода в Киев не учреждал в русских городах политическую власть, но лишь менял старую администрацию на новую, свою. Разумеется, никакого симбиоза Скандинавии и Руси не было. Тем более в пределах балтийской цивилизации. Конечно, варяги были участниками процессов государственного строительства, но отнюдь не главными, а тем более не единственными. Княжеская династия Руси, северная по своему происхождению, очень быстро ославянилась и, по существу, не мыслила себя вне интересов того государственного образования, во главе которого стояла. Письменные источники свидетельствуют, что процесс привлечения варяжских дружин на Русь строго контролировался, их проживание в среде восточных славян имело свою регламентацию. Всякий раз, как только задачи, в решении которых нужна была их помощь, оказывались выполненными, киевские князья пытались избавиться от наёмников-варягов. При этом не только не одаривали их за службу со щедростью родственников, но нередко не платили даже оговорённые денежные суммы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/a...

Учив религии Христовой В стране Болгарии суровой, Андрей, Апостол, брат Петра, Местами вольными Днепра, Его широкими водами, Шел в Рим, – и на пути святом, Святый, он там с учениками Остановился под горами На берегу Днепра крутом. И там, восстав зарею ранней, Простер свои он к небу длани, И к ним подняв свой думный взор, Вещал: «На выси этих гор И загремит, и воссияет Святая Божья благодать: Здесь поселится Божья рать, Здесь солнце радостно взыграет, И здесь на диво возгорят Кресты церквей огнем обильным, Творцом воздвигнуты Всесильным!» Вещал – и высь благословил, И крест на ней он водрузил. 11. Аскольд и Дир Двое из дружины Рюрика, Аскольд и Дир, пришедшие в славянскую землю из-за моря вместе с ним, почему-то не получили от Рюрика в удел себе никакой области или города. Они выпросили у Рюрика позволение ехать в греческую землю искать счастья. На дороге в Грецию, на среднем течении Днепра, Аскольд и Дир встретили небольшой городок, Киев, называвшийся по имени Кия, некогда основавшего здесь первые поселки с братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью. Полюбилось местоположение Киева Аскольду и Диру. Порешили они овладеть этим городом. Узнав, что Киевляне платят дань Хазарам, Аскольд и Дир освободили их от Хазар, и сами стали властвовать здесь. Набрали они себе сильную дружину из своих земляков и утвердились в стране Полян. Так явилось новое русское государство на юге, на среднем течении Днепра. 12. Вещий Олег Рюрик, сперва поселившийся в Ладоге, перешел потом в Новгород. Прокняжив 17 лет, он умер, оставив малолетнего сына, Игоря. За малолетством Игоря, стал княжить родич Рюрика – Олег, человек воинственный и предприимчивый. Первым его делом было – подчинить своей власти всех славян, живших вниз по течению Днепра. С этой целью Олег набрал огромное войско из славян, финнов и варягов – и спустился с ним по Днепру. Прежде всего он захватил Смоленск, город Кривичей, затем отнял у Северян их город Любеч и заставил их платить себе дань. Потом Олег пошел к Киеву, где в это время, как сказано выше, княжили Аскольд и Дир.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Здесь, среди славянского племени полян, плативших дань козарам, в городке Киеве, Аскольд и Дир остановились. Как видно, Киев в то время был притоном варягов, всякого рода искателей приключений, чем впоследствии были Тмутаракань и Берлад; видно, и тогда, как после, во времена Константина Багрянородного, Киев был сборным местом для варягов, собиравшихся в Черное море. Аскольд и Дир здесь остановились, около них собралось много варягов; сюда же, по некоторым известиям, перебежало из Новгорода много людей, недовольных Рюриком; Аскольд и Дир стали вождями довольно многочисленной шайки, окрестные поляне должны были подчиниться им; есть известия, что они дрались с степными варварами, с соседними славянскими племенами - древлянами и угличами, с дунайскими болгарами. Если примем известие, что варяги Аскольд и Дир засели в полянском городке Киеве, то не имеем права отвергать приведенные известия: владелец украинского городка необходимо должен был вести войны с степными варварами и с окольными славянскими племенами - и прежде более воинственные древляне и УГЛИЧИ ОБижали более покойных полян; наконец, столкновения с дунайскими болгарами были естественны по самому пути, которым обыкновенно русь ходила в Грецию. Ставши вождями довольно многочисленной дружины, Аскольд и Дир вздумали сделать набег на Византию, исполнить заветную мысль варяга, с какою они отправились из Новгорода; на 200 ладьях приплыла русь к Царю-граду, но попытка не удалась: буря, вставшая, по греческим свидетельствам, вследствие чудесного заступления богородицы, разбила русские лодки, и немногие из дружины Аскольдовой возвратились с своими князьями назад в Киев. Вслед за этим известием византийцы сообщают другое - о принятии христианства русскими, о посылке к ним епископа из Царя-града; так уже рано обнаружилось значение Киева в нашей истории - следствие столкновений Киевской Руси с Византиею. Даже прежде еще Аскольдова похода, обыкновенно относимого к 866 году, мы встречаем известия о нападениях руси на греческие области и о принятии христианства некоторыми из русских вождей: таково известие, находящееся в житии святого Стефана Сурожского, о нападении на Сурож русского князя Бравалина и о крещении его там; известие это относится к началу IX века, подобное же известие находим в жизнеописании святого Георгия, епископа Амастрийского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Глава Приморской митрополии встретился с участниками молодежного исследовательского лагеря «Аскольд и Дир» 11 августа 2023 г. 14:17 10 августа 2023 года митрополит Владивостокский и Приморский Владимир встретился с детьми — участниками молодежного исследовательского лагеря «Аскольд и Дир». На встрече присутствовали около 50 подростков, приехавших в Приморье из Луганска и Алчевска (ЛНР), Москвы, Биробиджана, Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. В беседе также принимали участие настоятель храма-часовни апостола Андрея Первозванного г. Владивостока игумен Антоний (Каменчук), организаторы и кураторы проекта «Аскольд и Дир». Дети посетили Покровский кафедральный собор, где молились за Божественной литургией. По окончании богослужения состоялось чаепитие в трапезной собора. Юные исследователи рассказали о своих впечатлениях от посещения Владивостока и его достопримечательностей. Митрополит Владимир вручил каждому гостю книгу митрополита Вениамина (Пушкаря) «Священная Библейская история». Затем глава Приморской митрополии провел для ребят небольшую экскурсию по территории храма и Покровскому парку. Владыка ознакомил детей с непростой историей собора от его разрушения до восстановления, а также историей прилегающего к храму парка. У памятника благоверным Петру и Февронии Муромским митрополит Владимир рассказал о житии святых покровителей семьи и христианском прочтении традиционных нравственных ценностей — любви и верности. В завершение встречи архипастырь благословил детей, пожелал им хорошего отдыха и успехов в исследовательской деятельности. «Аскольд и Дир» — это молодежный исторический, краеведческий лагерь, в программе которого просветительская, научная, экспедиционная деятельность и исследовательская работа. Цель проекта — создать просветительскую площадку для дополнительного образования, направленную на повышение мотивации изучения истории у школьников и молодежи Дальнего Востока. Задача проекта — объединить широкие слои молодежи с представителями профессиональных сообществ ученых, историков, географов, геологов, исследователей, краеведов для популяризации исторической науки, повышения исследовательских навыков и уровня знаний, среди целевой аудитории проекта в возрасте 14-28 лет. Проект стал победителем первого конкурса Президентских грантов в 2021 году по направлению «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения». Организаторы проекта: отдел по работе с молодежью Владивостокский епархии ; Межрегиональный фонд поддержки молодежных инициатив «Татьянин день — Приморье»; Дальневосточное отделение Российской академии наук . Пресс-служба Владивостокской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Еще в I веке апостол Андрей Первозванный прошёл с проповедью Евангелия будущую землю Руси от юга до севера. На Киевских горах он установил крест и предсказал: – На сих горах воссияет благодать Божия, и город великий будет создан здесь, и церкви многие воздвигнет в нём Господь. По древней рукописи «Оповедь», апостол Андрей, пройдя будущие Смоленские земли, дошёл до Ладоги, где на ладье доплыл до Валаама. И по всему пути воздвигал он в суровых землях кресты каменные, крестя народ и свергая идолов. Самыми первыми из князей-русичей приняли Святое Крещение Аскольд и Дир. А было это так… В 866 году князья возглавили поход с хазарами на Византию. Тогда основные силы греков были заняты войной с сарацинами и защищать столичный Царьград было некому. Всю ночь греки молились в храмах, а утром, обойдя Крестным ходом город, вышли к морю и опустили в воду ризу Пресвятой Богородицы. Внезапно налетевшая буря разметала флот осаждавших, это и спасло греков. Вернувшись в Киев, Аскольд и Дир позвали к себе греческого епископа, духовно окормлявшего христианские общины города, и попросили его рассказать о «своём Боге». Епископ так вдохновенно благовествовал им о едином Боге, творящем чудеса ( Пс. 71:18 ), что князья тут же потребовали чудесного знамения, обещая креститься. Владыка смирено помолился «своему Господу», а затем взял самое дорогое, что у него было – Евангелие – и бросил в огонь…Однако бушевавшее пламя не смогло даже опалить «Слово Божие». Аскольд и Дир, будучи не только храбрыми воинами, но и людьми разумными, уверовали во Христа и крестились. Для совершения богослужений князья построили в Киеве Соборную церковь Илии Пророка. В 882 году Аскольд и Дир были злодейски убиты язычником Вещим Олегом. Захватив Киев, Олег стал единовластным правителем как северной, так и южной части Киевской Руси, сохраняя княжение для племянника своего – малолетнего Игоря, сына Рюрика. Достигнув юношеского возраста, наследник увлекся охотой. По делам управления страной он вместе с Олегом бывал то в Киеве, то в Новгороде. Однажды во время охоты молодой Игорь оказался в пределах веси Выбуцкой (в тех местах, где ныне находится Псков). Чтобы переправиться через реку, он подозвал кого-то, плывущего на лодке. Это казалась удивительной красоты девушка по имени Ольга. Любуясь ею, княжич разгорелся похотью. На середине реки он стал прельщать девицу блудными словами. Она же решительно пресекла Игоря, схватившись за весло. – Неисполнимое дело замышляешь, князь! – воскликнула Ольга. – Подави в себе эти нелепые позорные помышления, которых нужно стыдиться. Если ты сам, побеждённый низменной страстью, будешь совершать злодеяния, то как же удержишь от них других? А как станешь ты суд праведный чинить над своими подданными, когда сам так близок к беззаконию? Игорь опешил. Девушка продолжала:

http://azbyka.ru/deti/zhitiya-svyatyh-v-...

Вот тут-то и понимаешь истинную суть летописных сведений о крещении Аскольда, о крещении Ольги , о том, что ростки христианства пробивались на Руси задолго до официального Крещения, в котором ключевую роль сыграла политическая воля и мудрость князя Владимира Святославовича . Не столь важна историческая достоверность сюжета о крещении князя Аскольда – обстоятельства, трактовки, всяческие противоречия… Важна истинность информации, что Русь принимала христианство на протяжении, самое малое, полутора столетий, вникала в него. Притчевый смысл важнее гипотез… Не случайно так много внимания уделял этой истории митрополит Макарий (Булгаков), выдающийся историк церкви: «Аскольд и Дир после принятия ими святой веры жили еще и управляли Киевом около пятнадцати лет. В такой период под их покровительством она могла довольно утвердиться и распространиться не только в Киеве, но и в окрестностях Киева трудами епископа и пастыря, которых приняли киевские руссы от патриарха, и при содействии, может быть, других проповедников, приходивших из Греции или Болгарии. Но по смерти Аскольда и Дира, которые скончались (в 882 г.), может быть, как мученики за святую веру, в Киеве воцарился язычник Олег». Логика владыки Макария ясна. Примем на веру, что Аскольд и Дир погибли не без участия князя Олега. Об этом читаем и в несторовой летописи… Из позднейших сюжетов о Святославе, о князе Владимире мы знаем, что вопрос сосуществования язычества и христианства в древнем Киеве порождал вспышки насилия. И предположение, что Аскольд и Дир (очень возможно, что Дир является вымышленной фигурой, но это другой разговор) стали жертвами языческой агрессии не выглядит натяжкой. У нас немного сведений о них, о духовных предтечах Бориса и Глеба. Но, хотя история убиения Аскольда и Дира дошла до нас в смутном изложении, не будем её забывать. Почему именно Борис и Глеб стали, говоря современным языком, национальными героями принявшей христианство Руси? Государственная деятельность неотделима от насилия, хотим мы этого или не хотим. В прославлении Бориса и Глеба можно разглядеть  покаяние Ярослава и Ярославичей.

http://pravmir.ru/boris-i-gleb-legli-i-z...

Весть о счастливом успехе Рюрика и братьев его, желание участвовать в их завоеваниях и надежда обогатиться, без сомнения, привлекли многих Варягов в Россию. Князья рады были соотечественникам, которые усиливали их верную, смелую дружину. Олег, пылая славолюбием Героев, не удовольствовался сим войском, но присоединил к нему великое число Новогородцев, Кривичей, Веси, Чуди, Мери и в 882 году пошел к странам Днепровским. Смоленск, город вольных Кривичей, сдался ему, кажется, без сопротивления, чему могли способствовать единоплеменники их, служившие Олегу. Первая удача была залогом новых: храбрый Князь, поручив Смоленск своему Боярину, вступил в область Северян и взял Любеч, древний город на Днепре. Но желания завоевателя стремились далее: слух о независимой Державе, основанной Аскольдом и Диром, благословенный климат и другие естественные выгоды Малороссии, еще украшенные, может быть, рассказами, влекли Олега к Киеву. Вероятность, что Аскольд и Дир, имея сильную дружину, не захотят ему добровольно поддаться, и неприятная мысль сражаться с единоземцами, равно искусными в деле воинском, принудили его употребить хитрость. Оставив назади войско, он с юным Игорем и с немногими людьми приплыл к высоким берегам Днепра, где стоял древний Киев; скрыл вооруженных ратников в ладиях и велел объявить Государям Киевским, что Варяжские купцы, отправленные Князем Новогородским в Грецию, хотят видеть их как друзей и соотечественников. Аскольд и Дир, не подозревая обмана, спешили на берег: воины Олеговы в одно мгновение окружили их. Правитель сказал: Вы не Князья и не знаменитого роду, но я Князь, – и показав Игоря, примолвил: – Вот сын Рюриков! Сим словом осужденные на казнь Аскольд и Дир под мечами убийц пали мертвые к ногам Олеговым... Простота, свойственная нравам IX века, дозволяет верить, что мнимые купцы могли призвать к себе таким образом Владетелей Киевских; но самое общее варварство сих времен не извиняет убийства жестокого и коварного. – Тела несчастных Князей были погребены на горе, где в Несторово время находился Ольмин двор; кости Дировы покоились за храмом Св. Ирины; над могилою Аскольда стояла церковь Св. Николая, и жители Киевские доныне указывают сие место на крутом берегу Днепра, ниже монастыря Николаевского, где врастает в землю малая, ветхая церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010