Аскольд и Дир. Варяги Подводя краткий итог, суммируем все сказанное. В «Повести временных лет» мы встречаем три разные характеристики варягов. Первая: варяги — это правители государственно-территориального образования, возникшего на Волго-Балтийском пути от Ютландии вплоть до Волжской Булгарии. Вторая: варяги — это какой-то отдельный этнос, но не германцы. Третья, самая поздняя: варяги — это разноэтничное определение «западных» народов Прибалтийского региона, в том числе и скандинавов. Иначе говоря, «Повесть временных лет» последовательно показывает нам, как на протяжении VIII—XI веков значение определения «варяги» менялось в представлении древнерусских летописцев, постоянно наполняясь новым содержанием. Вот какую сложную загадку загадали нам древнерусские книжники! И более или менее окончательно разгадать эту загадку можно с использованием не только летописного, но и другого — археологического, топонимического, антропологического и этнографического материала. И когда этот материал осмысливается в совокупности, тогда и возникает сложная, но логичная и обоснованная картина этнических процессов в Южно-Балтийском регионе. Где жили варяги? «Повесть временных лет» дает прямое указание на то, где жили варяги, — по Южному берегу Балтийского моря, которое в летописи называется Варяжским морем. Четко обозначены западные пределы расселения варягов: «до земли Агнянской и Волошской». Англами в то время называли датчан, а волохами западные славяне именовали итальянцев. На востоке варяги контролировали северо-западную часть Волго-Балтийского пути вплоть до Волжской Булгарии. Но кем были «варяги» в этническом отношении? Сопоставление летописных сообщений с другими источниками позволили А.Г. Кузьмину показать, что изначально «варяги» русской летописи — это известные еще римским авторам «варины» («вэрины», «вагры», «вары»). «Варины», или «вэринги», еще в IV в. в числе других племен участвовали во вторжении в Британию. Они входили в группу «ингевонов», племен, которые германцами не были, но зато в этой группе была сильная примесь уральских элементов. Германские средневековые авторы называли варинов «вэрингами» и считали их одним из славянских племен. Франкские авторы — «вэринами», балтийские славяне — «варангами», «ваграми».

http://pravmir.ru/kto-takie-varyagi/

После смерти Рюрика, случившейся, согласно летописи, в 879 году, реальная власть в Новгородской Руси перешла к его родственнику – Олегу, который правил от имени малолетнего сына Рюрика – Игоря. В 882 году Олег, присоединив к дружине русов ополчение Новгородских словен, кривичей, чуди, мери, веси двинулся в поход против Руси Киевской. Олег взял Смоленск и Любич и подступил к Киеву. Олег не решился вступить в открытый бой с дружиной Аскольда и Дира, но пошел на хитрость. Оставив главные силы своего войска позади он с малолетним Игорем и небольшим отрядом отборных воинов подплыл на нескольких ладьях к Киеву. Скрыв вооруженных людей в ладьях, Олег послал известить Аскольда и Дира, что с севера прибыл купеческий караван. Аскольд и Дир, не подозревая обмана, вышли к пристани, где немедленно были окружены воинами Олега и убиты. Лишившись своих князей, киевская дружина русов не оказала сопротивления и подчинилась Олегу. Таким образом два славяно-русских государства были объединены, столицей стал Киев. Олегу летописец приписывает слова: «Да будет Киев матерью городов русских.» После овладения Киевом, князь Олег совершил много успешных боевых походов. Он покорил славянские племена родимичей (на северо-западе) и северян (на юго-востоке), воевал с хазарами и славянскими племенами уличей и тиверцев, живущими на берегах Южного Буга и Днестра. О христианстве среди русов и славян во время правления Олега не дошло никаких определенных известий. Сам князь был язычником. В народе его называли «Вещим Олегом», это прозвище возможно, говорит о том, что Олег был одновременно военным вождем и языческим жрецом – волхвом и его считали наделенным сверхъестественными способностями. Естественно предположить, что его отношение к христианам было враждебным. Это, во всяком случае, в области внешней политики обнаруживается довольно определенно. Если русы, принявшие крещение после неудачного набега на Константинополь в 860 г., по утверждению св. патриарха Фотия, стали «друзьями и союзниками» христианской империи, но русы, возглавляемые Олегом, были ее врагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда стало колебаться хозарское иго, эти города у племён, плативших дань хозарам, сделались независимыми. Повесть временных лет не помнит, как поляне освободились от хозарского ига. Она рассказывает, что Аскольд и Дир, подошедши Днепром к Киеву и узнав, что городок этот платит дань хозарам, остались в нём и, набрав много варягов, начали владеть землёю полян. По-видимому, этим и обозначился конец хозарского владычества в Киеве. Мы не знаем, как Киев и другие города управлялись при хозарах; но можно заметить, что, взявши в свои руки защиту торгового движения, они скоро подчинили себе свои торговые округа. Это политическое подчинение торговых районов промышленным центрам, теперь вооружённым, по-видимому, началось ещё до призыва князей, т. е. раньше половины IX в. Повесть о начале Русской земли, рассказывая о первых князьях, вскрывает любопытный факт: за большим городом идёт его округ, целое племя или часть его. Олег, отправившись по смерти Рюрика из Новгорода на юг, взял Смоленск и посадил в нём своего наместника: в силу этого без дальнейшей борьбы смоленские кривичи стали признавать власть Олега. Олег занял Киев, и киевские поляне вследствие этого также признавали его власть. Так целые округа являются в зависимости от своих главных городов, и эта зависимость, по-видимому, установилась. помимо и раньше князей. Трудно сказать, как она устанавливалась. Может быть, торговые округа добровольной подчинялись городам, как укрепленным убежищам, под давлением внешней опасности; ещё вероятнее, что при помощи вооружённого класса, скопившегося в торговых городах, последние силой завладевали своими торговыми округами; могло быть в разных местах и то и другое. ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДОВЫХ ОБЛАСТЕЙ. Как бы то ни было, в неясных известиях нашей Повести обозначается первая местная политическая форма, образовавшаяся на Руси около половины IX в. это - городовая область, т. е. торговый округ, управляемый укрепленным городом, который вместе с тем служил и промышленным средоточием для этого округа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Смоленск Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 54.782635; 32.045287 Россия, Смоленск Смоленск, Смоленская область Россия Общее описание [ править править код ] Объективно Центр области, граничащей с Беларусью. Расстояние от Москвы до Смоленска примерно 400 км к западу от Столицы. На р. Днепр. Население Смоленска – 356 тыс. Старый Смоленск расположен на пяти высоких холмах. Субъективно Ощущение большого, интеллигентного города. В белорусском акценте жителей и количестве белорусских товаров чувствуется его пограничность. Чувствуется она и в западной архитектуре старых зданий. Жителям присущи белорусские терпимость и гостеприимство. Патриархальность проявляется в котах на заборах, лае «злых» собак и снегирях на ветках (зимой). Необходимое и достаточное время знакомства со Смоленском – один день. История города [ править править код ] На перекрёстке трёх рек [ править править код ] Смоленск находится одновременно в верховьях Волги, Западной Двины и Днепра. Славянское племя смолян, поселившееся здесь, оказалось на перекрестье важнейших торговых артерий. Из одной водной системы в другую суда перетаскивали по суше. Говорят, что само название «смоляне» произошло от смоления многих судов. Так или иначе, благодаря торговле Смоленск уже в IX в. был известен в Византии как большой и многолюдный город. Варяги Аскольд и Дир, идя в 865 г. по Днепру, не отважились напасть на Смоленск и взяли более слабый город – Киев. Когда «могучий и вещий» Олег с войском плыл из Новгорода в Киев в 882 г., он без боя подчинил Смоленск власти князя Игоря. В 990 г. киевский князь Владимир Святой крестил смолян. В отличие от жителей Новгорода и многих других городов, смоляне приняли новую веру безропотно. В XII-XIII вв. это по-прежнему был богатый и сильный город. Договор с Ганзой смоленский князь Мстислав подписал от имени также Полоцка и Витебска, которые, очевидно, зависели от Смоленска. Под властью Литвы [ править править код ] До XIV в. русские часто грабили Литву и взимали с неё дань. (Тогдашняя Литва географически близка к сегодняшней Беларуси.) Однако, приняв православие и подчинившись единоначалию, она стала грозной силой. В 1404 г. литовский князь Витовт осадил Смоленск. Три месяца он обстреливал и штурмовал город без успеха. Но когда князь Юрий покинул Смоленск, отправившись в Москву за помощью, предатели сдали город.

http://azbyka.ru/palomnik/Смоленск

Поскольку для археологов и лингвистов уже несомненен тот факт, что новгородское племя словен – это выходцы из юго-западной Балтики, то есть как раз ободриты, разумно предположить, что они после изгнания варягов, зафиксированного в нашей летописи и в археологических раскопках Ладоги, где отмечены крупные пожары, пригласили знакомого и родственного князя, весьма влиятельного на всей Балтике (подробней о Рюрике см. обстоятельную работу Евгения Пчелова «Рюрик» в серии ЖЗЛ – М., Молодая гвардия, 2010). Но это только гипотезы. Нас же интересует то, что Рюрик Ютландский уничтожает хронологическое факирство Чхартишвили. В 857 году, когда он у нашего нового хронолога уже прибыл в Новгород, он, на самом деле, согласно «Фульдским анналам» из своего лена в Дорестаде, возглавляет экспедицию по захвату у датского конунга Хорика II части Ютландии. Этот поход был одобрен сувереном Рюрика – императором Лотарем – и оказался на время успешен. Пришествие Рюрика на Русь придется сдвинуть как минимум на 858-й, когда в его западной биографии и впрямь начинается лакуна. Но тогда «дружинники Рюрика Аскольд и Дир» не успевают доплыть до Киева и создать там достаточно сильный режим, чтобы уже в 860-м «толпой» (вспомним еще раз слова патриарха Фотия – толпой) обрушиться на Царьград. Так что «новая хронология» Чхартишвили, нужная, повторюсь, только для того, чтобы скрыть от недостаточно осведомленного читателя факт существования значительной и агрессивной державы – русского «каганата» в Киеве, проверки фактами не выдерживает. Факты же довольно просты: Первое. Уже в начале IX века в Среднем Поднепровье образовалось сильное государство, проводившее агрессивную внешнюю политику. Второе. Народ, который создал это государство, называл сам себя «Рос». Об этом мы знаем из «Бертинских анналов». Третье. Народ Рос подчинил себе окрестные племена. Об этом мы знаем от Фотия же – из его окружного послания, посвященного предполагаемому крещению росов: «так называемый Рос – те самые, те самые, кто, поработив [живущих] окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу» (Кузенков... с.75).

http://pravoslavie.ru/66108.html

Еще рассказ – и опять совершенно вероятный во всех своих подробностях! Приступая к такому великому делу, каково перемена религии в целом государстве, Владимир собирает бояр и старцев, или народное вече, и требует их совета – так поступали всегда князья древней Руси в особенно важных случаях; так поступили совершенно в подобном же случае еще Аскольд и Дир, когда прибыл к ним из Греции первый епископ с евангельскою проповедию. Недаром и в саге Олава, короля норвежского, воспитанного при дворе Владимира Великого, сохранилась память о совещаниях нашего князя с боярами и народом касательно принятия христианства, хотя многое другое, относящееся к этому событию, искажено в ней почти совершенно. Бояре и старцы присоветовали князю послать десять разумнейших мужей для испытания предложенных ему вер на месте – совет самый благоразумный и необходимый! Предки наши в то время еще не в состоянии были судить о достоинстве разных вер по их учению и отвлеченным догматам, а приходившие к нам послы более этого и не могли сообщить им каждый о своем законе. Что же оставалось делать? Одно – пойти и посмотреть собственными очами все эти религии в их внешнем проявлении и одежде, в их святилищах, празднествах и богослужении, расспросить о знаменовании их священных обрядов и таким образом хотя сколько-нибудь понять внутреннее достоинство самых вероисповеданий, так и сделано. Достойно замечания, что когда бояре и старцы созваны были для рассуждения о вере, то ни один из них не стал восхвалять или защищать пред Владимиром древнюю веру отцов, ни один не выразил даже намека, что нет нужды искать веры какой-либо иной, лучшей. Не свидетельствует ли это, что предки наши язычники начинали уже в то время довольно ясно видеть недостатки своей отеческой религии и потому мало были к ней привержены? Избранные послы для испытания вер на месте ходили к болгарам, потом к немцам, наконец к грекам и, возвратившись, отдали полное предпочтение вере греческой. Предание об этом путешествии послов русских для испытания вер, кроме наших отечественных летописей, сохранилось еще в одной древней греческой рукописи с такими же точно подробностями, хотя несколько искаженными и преувеличенными.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

46) У русского летописца до, того хронология перепутана, что трудно определить какой у него год: мартовский или сентябрьский? Есть в Лаврентьевском списке места, дающие основание к предположению об употреблении мартовского счета. Под 6479 годом читаем, что Святослав зимовал в Белобережье «весне же приспевши», в 6480 году, пошел «в пороги». Следовательно с весны наступил следующий год. Такое же указание есть под 6604 годом. 47) 6370. Под 862 годом летописец поместил длинный ряд последовательных событий: отправку послов за море, призвание варяжских князей, их прибытие «с роды своими», расселение, смерть Синеуса «по двою лету», раздачу городов; занятие Киева Аскольдом и Диром. Эти события, помимо внутреннего хронологического противоречия, не могли совершиться в один год, 48) Летописец не знал, говорит Е. Е. Голубинский , что прежде все Норманы назывались у нас Русью, потому и заключил, что Русь, поселившиеся у нас были особое племя Норманов. Заключив ошибочным образом это, он уже необходимо должен был приводит с Рюриком в Новгород всю Русь: между современными себе Варягами он не находил племени Руси, а отсюда и заключил, что оно все выведено Рюриком в Новгород. ( Е. Е. Голубинский . Ист. Рус. Цер. т пол., стр. 62). 49) Нападение Россов на Константинополь было, по словам летописи, в то время, когда царствовал Михаил с своею матерью Феодорою. Но нападение Россов, по мнению Шлецера, случилось в 866 году, a Михаил царствовал с своею матерью только до 856 года. 50) 6374. В настоящее время уже точно определено, что нападение Руси на Царьград произошло в 860 году. Аскольд и Дир не могли напасть на Константинополь в 860 году, так как самое их прибытие на Русь случилось, по словам летописца; в 862 году. 51) 6375–6386. С 867 по 878 год. т. е. в 12 лет, не произошло на Руси ничего достопамятного, для писца, хотя цифры написаны аккуратно для заполнения пустого места. Где тут «мучительное рождение государства, бурное его детство», о которых так красноречиво повествует, для назидания потомства, М. П. Погодин?!(см. выше, стр. 152).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тайное прибытие военной дружины Олега в Угорское под Киевом; провозглашение малолетнего Игоря наследником киевскою престола; убийство Аскольда и Дира по приказу Олега. Миниатюра Радзивилловской летописи Овладев Киевом, Олег соединил в единое военно-политическое образование расположенную на севере пути из варяг в греки землю словен с землею полян, которой до него правили убитые им Аскольд и Дир, попутно овладев расположенными между ними Смоленском и Любечем. Свою столицу он перевел в Киев, согласно Летописи, сказав: «Се буди мати градом русьским» ; «мать городов», или город-мать (митерполис) – греческое наименование провинциальной и государственной столицы. Завоевание Киева Олегом положило начало употреблению слова «русь» уже не только как этнонима, но и как топонима, как названия страны – Русь. Завоевание Киева Олегом положило начало употреблению слова «русь» уже не только как этнонима, но и как топонима, как названия страны – Русь Но еще в течение столетий в просторечии Русью называли не всю нашу страну, а по-старому – землю полян с Киевом. В Империи ромеев по аналогии употреблялись выражения «Микра Россиа» (Малая Россия) по отношению к Киевскому ядру государства и «Мега Россиа» (Великая Россия) – для обозначения ее обширной периферии, за пределами земли полян, а позже так стали по преимуществу называть северную и северо-восточную часть Русской земли – Великороссию. До XIII столетия для новгородцев Русью оставалась Киевщина, а свои земли они продолжали называть словеньскими, тем более самих себя они обозначали, как и прежде, словенами, в противоположность русинам или русичам – жителям Киевщины. По словам медиевиста В. А. Кучкина, на языке летописей ‎«в‏ ‎состав‏ ‎Русской‏ ‎земли ‎не‏ ‎входили ‎Новгород‏ ‎Великий ‎с‏ ‎относящимися‏ ‎к ‎нему‏ ‎городами, ‎княжества ‎Полоцкое, ‎Смоленское, ‎Суздальское‏ ‎(Владимирское), ‎Рязанское,‏ ‎Муромское,‏ ‎Галицкое, ‎Владимиро-Волынское, ‎Овруч, ‎Неринск, ‎Берладь» . Причина этого топонимического и этнонимического феномена, вероятно, заключается в том, что восточнославянские племена, обитавшие к западу, северу и востоку от земли полян, переварили в своей среде выходцев из-за моря без остатка, так что для них не нужен был больше особый этноним, а для новых находников нашелся новый уже не этноним, а соционим «варяги», но в земле полян, а возможно, так же их соседей северян, уличей и тиверцев русь, или, по-гречески, россы присутствовали задолго до призвания Рюрика, составляли там элемент, значительный числом, хотя, конечно, и уступающий в несколько раз славянскому большинству, и, главное, преобладающий политически.

http://pravoslavie.ru/155852.html

Причем в состав сословия правящей руси вошел и славянский по своему происхождению элемент, влившийся в княжескую дружину. В Летописи об этом сказано недвусмысленно, хотя в соответствующей записи присутствует анахронизм – упоминание не существовавших тогда еще, в IX веке, варягов: «И беша у него варязи, и словене и прочи, прозвашася русью» . Иными словами, русь, не составляя в ту пору особого этноса, потому что она усвоила язык местного народа, образовала своего рода привилегированное сословие, чему, со всеми неизбежными отличиями, аналогом может служить статус романизованных в своем большинстве франков в стране, названной Францией, или протоболгар, то есть собственно болгар, в Болгарии. Обосновавшись в Киеве, упрочив свою власть над этим самым крупным городом в земле восточных славян, игравшим ключевую стратегическую роль в Восточной Европе, Олег освободил полян от уплаты дани Хазарскому каганату, чего не смогли или не захотели добиться свергнутые им прежние правители этой земли Аскольд и Дир. Взамен он обложил данью подчиненные ему племена: «Сей же Олег нача городы ставити ( подразумеваются крепости, вероятно, по южным окраинам государства, на границе с кочевьями степняков – В. Ц .) и устави дани словеном, кривичем и мери, и устави варягам дань даяти от Новагорода гривен 300 на лето» . Размер дани в этой записи указан лишь применительно к Новгороду, вероятно, не к горожанам только, но ко всем словенам. В таком случае эта дань не была обременительной, составляя около 60 килограммов серебра в год. Владея после захвата Киева землями, расположенными по пути из варяг в греки, Олег занялся расширением пределов своих владений в восточном и западном направлении, облагая данью покоренные племена. Под 639–6393 гг (883–885 от Р. Х.) в «Повести временных лет» помещены краткие записи: «Поча Олег воевати на древляны, и примучив я, поча на них дань имать по черьне куне… Иде Олег на севяры, и победи северы, и възложи на нихъ дань легъку, и не дасть им козаром дани даяти, рек: Азъ имъ противен, а вамъ не чему…Посла Олег к радимичем, ркя: Кому дань даете? Они же реша: Козаром. И рече имъ Олег: Не давайте козаром, но мне давайте. И вдаша Олгови по щелягу ( шеляг от шиллинга, серебряной монеты, которая чеканилась в Англии, но подразумеваются тут, вероятно, арабские дирхемы, потому что шиллинги на Руси не имели хождения, хотя, наверно, случались – В. Ц .), якоже и козаром даяху. И бе обладая Олег деревляны, полями, радимичи» . Попытка покорить тиверцев и уличей, вероятно, не увенчалась успехом: «а со уличи и тиверьци имеяше рать» . Вне границ Олеговой Руси остались также вятичи к востоку от Днепра и волыняне, или бужане, и белые хорваты на западном рубеже ареала восточных славян.

http://pravoslavie.ru/155852.html

Удача на войне – дело переменчивое. Восточные славяне, грабившие другие племена и народы, бравшие с них контрибуции и дани, сами порою оказывались в положении побежденных и данников. В недатированной части Повести временных лет читаем о хазарах, которые «наидоша» полян, живших на днепровских кручах «в лесех». Хазары сказали полянам: «Платите нам дань». Поляне «вдаша от дыма мечь, и несоша козари ко князю своему и к старейшином своим, и реша им: «Се, налезохом дань нову». Они же реша им: «Откуду?». Они же реша: «Въ лесе на горах над рекою Днепрьскою». Они же реша: «Что суть въдали?». Они же показаша мечь. И реша старци козарьстии: «Не добра дань, княже! Мы ся доискахом оружьемь одиною стороною, рекше саблями, а сих оружье обоюду остро, рекше мечь. Си имуть имати дань на нас и на инех странах» Се же сбысться все: не от своея воля рекоша, но от божья повеленья». 906 Ученые по-разному определяют время установления власти хазар над полянами. М. С. Грушевский называл вторую половину VII-nepbyю половину VIII в. 907 Согласно В. В. Мавродину, то был, по всей вероятности, VIII в. 908 Освобождение полян от «хазарского ига» М. И. Артамонов датирует концом VIII-haчaлoм IX в. 909 Значит, под игом хазар они оказались раньше. С. А. Плетнева связывает наложение дани хазарами на полян с периодом после арабо-хазарских войн, т. е. с серединой VIII в. 910 «Можно допустить, что поляне дважды подчинялись хазарам, но оба раза ненадолго»,– замечает А. П. Новосельцев. Последний раз от хазарского владычества их «освободили в 862 г. варяги Аскольд и Дир». 911 Наконец, Л. Н. Гумилев перенес описываемые Повестью временных лет поляно-хазарские отношения в X век. В 939 году «русский вождь» Хельги-Игорь взял и разгромил принадлежавший Хазарии город Самкерц. «Хазарский царь ответил ударом на удар. На русов двинулась мусульманская гвардия под командованием еврея, «достопочтенного Песаха». Песах освободил Самкерц, переправился через Керченский пролив и прошел маршем по южному берегу Крыма (940), истребляя христианское население. (Спаслись лишь укрывшиеся в неприступном Херсонесе.) Перейдя Перекоп, Песах дошел до Киева и обложил русское княжество данью. Тогда же русы выдали хазарам мечи, о чем рассказывается в «Повести временных лет " ». 912 Смысл дани мечами Л. Н. Гумилев видит в том, что «у полян был0 изъято оружие». 913

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010