Из соединения местных варяжских княжеств и сохранивших самостоятельность городовых областей образовалось великое княжество Киевское. Образование этого княжества было подготовлено указанными выше экономическими и политическими фактами. На каких бы пунктах русского промышленного мира ни появлялись варяжские князья, их постоянно тянуло к городу на южной окраине этого мира, замыкавшему цепь русских городов по речной линии Днепра-Волхова, – к Киеву. Здесь заморские искатели выгодного найма и торгового барыша могли поживиться всего более. Киев был сборным пунктом русской торговли; к нему стекались торговые лодки отовсюду, с Волхова, Западной Двины, верхнего Днепра и его притоков. Кто владел Киевом, тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли. Вот почему всех варяжских князей, появлявшихся на севере, тянуло к Киеву. Из-за него они соперничали друг с другом и истребляли один другого. Так, новгородский князь Олег за Киев погубил земляков своих Аскольда и Дира; так и другой новгородский князь Владимир за тот же Киев погубил своего родного брата Ярополка. С другой стороны, все торговые русские города стояли в экономической зависимости от Киева. В Киеве сходились нити их благосостояния: он мог подорвать их торговлю, перерезав главную артерию хозяйственных оборотов страны, не пропуская торговых лодок вниз по Днепру к азовским и черноморским рынкам. Поэтому, общим интересом этих городов было иметь друзей в Киеве, чтобы из Киева иметь свободный выход на степные торговые дороги. Этот общий интерес явственно сказывается в разсказе нашей древней Повести о первых князьях, утверждавшихся в Киеве. Аскольд с Диром, отделившись от дружины Рюрика, безпрепятственно спустились Днепром до Киева и без заметной борьбы овладели им вместе со всею землею Полян. Дальнейшая деятельность этих варяжских князей в Киеве объясняет причины их успеха. Повест замечает, что после Кия, основателя Киева, Полян обижали Древляне и другия окольные племена. Поэтому, Аскольд и Дир, как только утвердились в Киеве, вступили в борьбу с этими племенами, а потом, собрав Варягов, предприняли поход на Царьград.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Игорь Машков – Святая равноапостольная княгиня Ольга вступает в храм Святой Софии (Константинополь). Можно по-разному усваивать историю. Запоминать даты, имена, продвигаясь от события к событию, от века к веку, терпеливо, с муравьиным упорством. Но если нет желания хотя бы иногда приподняться, оглянуться назад, сравнить то, что было или бывало, с тем, что теперь, то в фактографическом мельтешении распылится смысл всего занятия… Нет же, история ждёт в свои пространства тех, кто любит сравнивать, смекать. Не страшится смелых аналогий. Дерзает строить обобщения. Вот лишь один пример. Общеизвестный. Его вам приведёт любой старшеклассник, если он не полный балбес. Возьмёт и скажет, что Россия пережила за свою историю несколько иноземных нашествий… В XIII веке Батый привёл на русские княжества свои орды. В начале XVII опять вломились незваные люди – теперь уже с Запада, наступила Смута. А два века спустя ещё гость пожаловал – и тоже с Запада, со своими двунадесятью язык. И разве будет забыто последнее страшное нашествие – гитлеровское. Это само по себе уже обобщение, не так ли? Но что за ним? Если с муравьиной точки зрения, то ничего особенного – цепочка последовательных происшествий, фактики, даты, имена… Но если голову поднять, да оглядеться? А почему всё же такая судьба выдалась России? Почему в течение тысячи лет так она лакома оказывалась для непрошеных гостей? То есть, чувствуете: мы уже осмысляем! Мы отваживаемся на более ёмкое обобщение. Справедливое оно или нет? Тот же старшеклассник скажет: да, вполне справедливое!.. А там кто-то ещё тянет руку: Крымскую войну почему забыли? Разве не нашествие? И не на один Севастополь, даже на Петропавловск-Камчатский напали... И ещё голос: а хазарское нашествие, когда хазары брали дань по белке – с каждого русского двора? И только князь Святослав с этим покончил… Вот какие ребята пошли пытливые! А один совсем удивил: было-де до хазар и аварское нашествие на славян, но и те авары-обры исчезоша… Отвагой смекалистых жива историческая наука, они не дают знаниям залёживаться. Только вроде бы выстроили стройное обобщение, а уже кто-то заметил в нём изъян. Погодите, говорит с ухмылкой, но ведь не только на нас нападали. А покорение Сибири?.. А социалистический лагерь?.. А «Константинополь будет наш»?.. Разве не ходили язычники-славяне пограбливать Византию? И князь Олег ходил, а до него Аскольд и Дир. Конфуза, впрочем, не получится. Да, бывало и такое. Но перекрывают ли дополнения общую панораму, меняют ли они преобладающий вектор?

http://pravoslavie.ru/36393.html

Прошли столетия. Иноверцы взяли Царьград, и Москва сделалась столицей Православия. Как бы в ознаменование сего, по Божию благоволению, в Москву при царе Михаиле Феодоровиче, который родился, кстати сказать, как раз в сегодняшний день, перенесен был нешвенный хитон Христов. Некогда Второй Рим — Царьград — имел, как защиту, драгоценнейшие святыни — ризу и пояс Богоматери. Известно, что и первые русские князья-христиане Аскольд и Дир крестились после того, как испытали на себе чудо при походе на Царьград: когда в море патриархом была опущена риза Богоматери, то поднялась страшная буря, которая разметала русские корабли, и выброшенные на берег русские воеводы и воины крестились, пораженные этим чудом. А вот в Москву перенесена не риза Богоматери, а Самого Господа Иисуса Христа нешвенный хитон. Третий Рим возглавил все православные народы, начал освобождать православный Восток от иноверцев, и казалось, близок был совершенный конец их власти. Но в решительный момент сама Россия подпала под еще страшнейшее рабство коммунизма. В порабощенном Втором Риме (Константинополе) если и не смеют устраивать крестных ходов и вообще выражать открыто знаки почитания православной веры, могут хотя в храмах своих беспрепятственно возносить славословия и моления Богу, даже молитвы о благоверных царях, так как греки не меняли текста молитв, содержащих таковые прошения. Святая Евфимия Всехвальная В сегодняшний день поставлена на середину храма Царьградской Патриархии рака с мощами св. Евфимии со славянской надписью, что рака эта — дар митрополита Петербургского Антония. Этой надписью как бы свидетельствуется, что и русский народ своими молитвами невидимо предстоит мощам св. Евфимии. А там, где находятся мощи св. Ольги, отбираются храмы и превращаются в кинематографы, музеи и театры; в оставшиеся же храмы, при поддержке власти, вторгаются живоцерковники и самосвяты. И душу и тело хочет поработить безбожная власть, контролирующая даже то, что делается в церквах. Но чудеса, совершенные по смерти святыми Евфимией и Ольгой, дают нам надежду, что и ныне они предстательствуют за православных.

http://pravoslavie.ru/47718.html

262 И сде старший в Ладоз Рюрикъ ...въ Изборьсц. – В Л город, в котором обосновался Рюрик, не назван, в М – «седе Новегород». В И и в Р местом княжения Рюрика названа Ладога. Исследования последних лет позволяют допустить такую последовательность событий: в IX в. варяги (Рюрик) были приглашены в Ладогу (или захватили ее); затем Рюрик перенес свою резиденцию в Городище (так называемое Рюриково городище) – укрепленное славянское поселение на правом берегу Волхова, выше Новгорода по течению. Сам Новгород возник позднее: новгородская крепость («детинец») построена около 1044 г. Княжеская же резиденция была перенесена в начале XI в. на противоположный, правый берег Волхова, на Торговую сторону («Ярославово дворище»), но в XII в. князь вновь перебрался в Городище. Таким образом Новгород как укрепленный городской центр возникает лишь в середине XI в., хотя славянские поселения (особенно на северо-западном берегу озера Ильмень и в междуречьи Волхова и Веряжи) существовали здесь ранее, по крайней мере с середины IX в. (См.: Носов Е. Н. Новгородское (Рюриково) городище. Л., 1990. С. 170–205). 263 ...мы сдимъ род ихъ... – Исправлено по Л, в И ошибочно «въ город ихъ». «Род» – «родичи, потомки». То, что легенда подчеркивает непосредственную связь между Кием и его братьями и киевлянами IX в., как кажется, свидетельствует о том, что в представлении летописца время основания города не отстояло далеко от описываемых событий. 264 Иде Асколдъ и Диръ ...Михаила цесаря. – Поход на Византию имел место в 860, а не в 866 г. Кто был его предводителем, не ясно: в Начальном своде в сообщении о походе русичей Аскольд и Дир не упоминаются (Новг. перв. лет. С. 105), впервые они называются воеводами в ПВЛ. Не знали имен русских военачальников и византийские историки, хотя само событие упоминается в ряде источников. Русских преданий о походе, видимо, не сохранилось: летописи воспроизводят сообщение Хроники Амартола (см. с. 511), Начальный свод – через посредство «Хронографа по великому изложению», составленному на основе Хроники Амартола (См.: Творогов О. В. Повесть временных лет и Начальный свод (Текстологический комментарий)//ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 30. С. 11–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В рассматриваемой теме немаловажную роль играет вопрос о месте локализации Руси, совершившей поход 860 года. Традиционно большинство ученых, ссылаясь на летописные источники, относит его к Киеву и Среднему Поднепровью . Однако имеются и иные мнения. Так, в конце XIX века некоторыми историками высказывалось предположение, что поход осуществила некая «Тмутараканская», или Азовско-Черноморская, Русь . В начале XXI века из-под пера ряда российских исследователей появилась новая гипотеза о том, что первой столицей Руси была Ладога, и, соответственно, поход на Константинополь мог быть осуществлен с севера . Имеются также предположения о том, что поход этот был совершен неким «Русским каганатом», располагавшимся где-то в междуречье Волги, Трубежа и Которосли, а то и вовсе Хазарией, которая будто бы основала даже Киев . Несмотря на появление в последнее время различных гипотез по данному вопросу, все же приходится признать, что имеющиеся отечественные летописные свидетельства однозначно поход русов на Царьград в IX веке относят к Киеву и его князю Аскольду. Как бы мы ни пытались объяснить наличие этих свидетельств в древнерусских летописях, факт остается фактом: никаких иных документов, подтверждающих причастность к походу 860 года каких-либо иных центров Руси, кроме Киева, мы не имеем. Поэтому приходится исходить из того, что нам сообщает древнерусская летопись. С другой стороны, необходимо признать справедливым мнение, что Киев вряд ли мог самостоятельно организовать в 860 году поход на Царьград. Скорее всего, в подобном походе принимали участие разные племена Древней Руси, объединенные, согласно арабским источникам, вокруг трех равноправных центров: Куявии, Славии и Артании . Наиболее правдоподобной представляется реконструкция похода, предложенная проф. Г.В. Вернадским, который, отдавая предпочтение так называемой «тмутараканской теории», все же считал, что походы Азовско-Черноморской Руси на Константинополь осуществлялись при непосредственном участии, а то и верховенстве Руси Киевской. Он писал: «В 860 году Аскольд и Дир объединили силы с приазовскими русскими для нападения на Константинополь» . «Вполне возможно, что в районе лагуны, образованной при впадении Конской в Днепр, ниже современного города Запорожье, экспедиционные войска Русского каганата воссоединились с отрядом Аскольда и Дира, идущим из Киева. Объединенная флотилия русских кораблей, должно быть, затем пошла вниз по Конской и нижнему Днепру в Черное море, а по нему направилась прямо на юг к Босфору» .

http://pravoslavie.ru/93569.html

Свет благодати коснулся их сердца, они полюбили веру греческую, восхваляя чудное ее богослужение. Восемь дней пробыли послы русские в Царьграде и со многими дарами отпустили их императоры на родину, внушая им возвестить то, что видели и слышали. Когда возвратились в землю свою, созвал опять Владимир бояр своих и старейшин и приказал послам возвестить дружине все, что испытали о вере в чуждых странах. Со всей искренностью отвечали послы: «Ходили мы к болгарам, и странным показалось нам служение их; встают они, садятся как бы неистовые, в распущенных одеждах, и дико смотрят по сторонам, все у них мрачно и смрадно и нет ничего доброго в законе их. Были мы у немцев и видели различные богослужения в церквах их, но без всякого благолепия и не обрели себе никакой пользы душевной. Но, когда мы пришли к грекам и они ввели нас в тот храм, где служат Богу своему, поистине не знали мы, где обретаемся на небе или на земле, ибо нет на земле ничего подобного, ни такой красоты; одно лишь можно сказать: что если где–либо, то у них пребывает с человеками Бог , и служение Ему у греков свыше, нежели у всех народов. Не можем забыть виденной нами красоты; всякий человек, вкусив однажды сладкого, уже не захочет после вкусить горечи; так и мы не можем более здесь оставаться чуждыми сей вере». Глубокое впечатление произвело искреннее слово сие на дружину Владимирову; многолетние старцы из числа бояр его, в памяти коих свежими еще были минувшие времена блаженной Ольги, сказали князю: «Если бы не хорош был закон греческий, то не прияла бы его и бабка твоя Ольга, которая была мудрейшей из всех человеков». Заветное имя Ольги решило любимого ее внука, о котором столько она молилась; уже он не хотел более испытывать о вере и только спросил бояр своих: «Где креститься?» Старцы кратко отвечали: «Там, где тебе любо». Здесь опять представляется чудное зрелище, которое не повторилось ни в каком народе, ибо в князе русском вполне отразился воинственный дух варяжского его племени: он ищет христианства, но не хочет смиренно молить о нем превозносившихся греков, памятуя уничижение, какому подвергалась мудрая Ольга от надменных кесарей, с которыми бились и отец его Святослав, и дед Игорь. Князья русские Аскольд и Дир ходили некогда с оружием на Царьград и там приобрели веру; пойдет и он, по примеру их, ратью на греков, но не в дальний Царьград, а в ближайшую Корсунь, и там завоюет веру! Нельзя было требовать смирения от язычника и воинственной его дружины; но искренно было его усердие, хотя и с младенческим мудрованием варяжских своих обычаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Закрыть Мы многократно побеждены. Мы непобедимы Надеюсь, что в очередной раз на русский бунт, бессмысленный и беспощадный, нас не поднять 24.12.2020 919 Время на чтение 7 минут У нас, у русских, богатейшая история. Хотя и назвали нас «молодой цивилизацией», дескать, в хвосте истории плетёмся, догнать никак не можем «цивилизованные страны». Каким фактом датировать начало русской цивилизации? Первым упоминанием древнегреческого историка Геродота, о скифах (при этом согласившись с А.А. Блоком, «Да, азиаты мы, да скифы мы с раскосыми глазами»)? Или будем ссылаться на предания старины глубокой из более ранних времён? Если укры вырыли Чёрное море, так, может быть, и русы в Индийском океане сапоги мочили? Ни к чему нам заниматься мифотворчеством. Нам дух наш познать надо, сердца очистить от скверны, тогда и история прояснится. Посему не будем гадать, какой национальности был Адам, или «какая нация от какой обезьяны произошла». Конечно, не следует оспаривать и отклонять те теории, согласно которым славяне относятся к числу индоевропейских народов, что санскрит и русский язык родственны. Можно говорить, что история Руси началась с призвания Рюрика, однако и до него жили славяне в наших землях. И имя Гостомысла как князя (или старейшины) ильменских словен известно в истории. Именно он дал напутствие своим подданным призвать на княжение Рюрика, который приходился ему внуком (сыном его дочери, выданной замуж за прусского князя). Но не о Рюрике и Гостомысле должна идти речь, когда говорим мы о создании государственности восточных славян. Государственность восточных славян не на силе личности какого-либо князя основывалась. Государство восточных славян могло объединить только одно: единое мировоззрение, единая религия. И пока распри между язычниками мешали объединению в единое государство, государства такого не было. И не в миг по мановению волшебной палочки было принято Православие и образовалось оно, государство это. Хотя и без чудес Божьих не обходилось. В 861 году Дир и Аскольд в результате своего похода на Византию были ошеломлены Божьей помощью византийцам по их молитвам и приняли Православие. Была учреждена митрополия в Киеве. До официального принятия Православия было ещё более века. Души славян впитывали Православие достаточно долго. (Это длилось намного дольше, со времени прихода Андрея Первозванного, есть и о нём упоминание в русской летописи). Для нас же история Руси началась именно с принятия Православия князем Владимиром, с Крещения Руси в 988 году. Всё, что было до этого, не перечёркнуто в нашей истории, но явилось предысторией Руси. Души русских людей растворились в океане Православия, как всё подобное растворяется в подобном согласно Законам мироздания. Наша цивилизация от рождения своего Православная цивилизация.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/24/my...

Подвиг святой Ольги и судьба России Святая Ольга – равноапостольная благоверная княгиня. В чем же ее подвиг? 24 июля, 2014 Святая Ольга – равноапостольная благоверная княгиня. В чем же ее подвиг? А ее жестокость? Какова страшная месть овдовевшей княгини древлянам за убийство мужа! Казалось бы, репутация Ольги, будущей христианки, скомпрометирована этой известной историей. Могут быть различные мнения относительно роли святой равноапостольной Ольги в судьбах нашего Отечества, но для всех бесспорен тот образ, который запечатлен навсегда в нашей национальной памяти. Это величественный образ женщины с несокрушимой волей и высоким достоинством, несокрушимым мужеством и с подлинно государственным умом. Святая Ольга — необычайно цельная личность, подлинно великая женщина, силою обстоятельств вставшая во главе огромного, еще формирующегося государства. Святая Ольга оказалась достойной того исторического жребия, который ей выпал. Более того, Промыслом Божиим именно ей выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, а самой княгине определил церковное почитание как равноапостольной. Нет смысла впадать в сложные, не бесспорные и, по сути, бессмысленные изыскания о «национальном» — славянском или варяжском происхождении равноапостольной княгини. Ее имя — Ольга – скандинавское, оно существует по сей день в Дании и в Швеции в форме «Хельга». И до св. Ольги в главе начинающейся Руси мы видим одни скандинавские, «варяжские» («ославяненные» или искаженные) имена викингов шведского, норвежского или датского происхождения — Рюрик, Трувор (шведское — Тревор), Синеус (шведское — Сениус), Аскольд, Дир (оригиналы этих имен трудно установимы), Олег (датское — Хельге), Игорь (шведское Ингвар), Свенельд. На княгине Ольге варяжский ряд имен Рюриковичей прерывается. Далее идут имена славянские. Сын Ольги — Святослав, ее внук – Владимир. Это неслучайно. Норманны, варяги быстро усваивали язык того этнического большинства, с которым они связали свою судьбу. И в этом нет ущерба тем народам, что испытали норманнское воздействие. Воздействие это было чувствительным по всей Европе, на заре формирования ее наций и государств.

http://pravmir.ru/podvig-svyatoj-blagove...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БАВАРСКИЙ ГЕОГРАФ» [Лат. Geographus Bavarus], закрепившееся в науке условное название памятника, в рукописи имеющего заглавие «Описание городов и областей к северу от Дуная» (Descriptio civitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubii). Текст сохранился в единственном списке в составе сборника IX в., ныне хранящегося в Баварской государственной библиотеке в Мюнхене под шифром Clm 560, и является припиской на 2 страницах к трактату Боэция о геометрии (fol. 149v - 150r). Памятник представляет собой отчасти компилятивный перечень племенных названий, преимущественно слав., не всегда поддающихся идентификации и снабженных в большинстве случаев указаниями на количество «городов» у соответствующего племени, часто явно фантастическими. В перечне представлены и восточноевроп. этнонимы, в частности лендзяне (Lendizi), бужане (Busani), уличи (?) (Unlizi) и др., а также названные рядом хазары (Caziri) и русь (Ruzzi). По палеографическим и кодикологическим данным, рукопись «Б. г.», к-рая, возможно, является оригиналом, создана, как и сборник в целом, в скриптории южнонем. мон-ря Райхенау (в верховьях Рейна) во 2-й пол. IX в. Есть основания предполагать, что информацию о слав. племенах, входивших в сферу интересов Великоморавского гос-ва, а также о народах Вост. Европы местный составитель получил от одного из слав. первоучителей, свт. Мефодия , или от лиц из его окружения во время пребывания Мефодия и ряда его учеников в ссылке в Райхенау в нач. 70-х гг. IX в., о чем говорит внесение их имен в «книгу побратимства» (liber confraternitatum; род поминальника) мон-ря. В таком случае данные «Б. г.» можно рассматривать как свидетельство того, что Русь и восточноевроп. славяне входили в кругозор кирилло-мефодиевской миссии в 60-80-х гг. IX в., в пору существования на Руси (архи)епископии, созданной ок. 866 г. при Патриархе К-польском Фотии и уничтоженной после захвата Киева кн. Олегом (см. также Аскольд и Дир ). Ист.: Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв.: Тексты, пер., коммент. М., 1993. С. 7-51 [Библиогр.]. Лит.: Nov ý R. Die Anfänge des böhmischen Staates. Praha, 1969. Bd. 1: Mitteleuropa im 9. Jh. S. 131-149; Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII вв. М., 2001. С. 51-70. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77306.html

85 Отрасль еретиков, разделявших заблуждение Евтихия, которые под предводительством Абдесу или Абдиския перешли из области Сасавы в Армению. 86 См. оба эти Фотиева письма в Латинском переводе Mai Spicilegium Bomanum, X, И, 449 – 469, и у Migne patres Greci Constantinopolitani p. 703 – 718. Если Армяне не имеют этих писем на своем языке, то пускай бы читали их в указанной нами переводе: может быть, и вразумились бы, и познали бы свое заблуждение, и чрез то освободились бы от лежащей на них анафемы от православного мира. 87 Hie annus exhibet Concilium Schirachavense in urbe ejusdem nominis majoris Armenite celebratum proe – sente Asciut Pacratide, Armenorum principe; id antem coegit Zacharias Cathol Arm., qui literis a Photio Cpli – tano acceptis pro Concilio Chalced. episcopos ditionis sum colligens synodum celebravit, in qua canones 15 – editi contra errores Nestorii, Eutychetis, Dioscori, Theo – paschitarum et Manichaeorum confirmata, etiam veb – ris subobscuris (ob populi metum) synodo Chalcedonensi. Mausi not. ad. Pag. crit. an. 862 n. 1; См. таке же t. 19. Coll. Concil. et. vet. col. 213. 88 См. краткое изъявление о перстосложении молитвенном, печатаемое в начале Часословов и Следованных (с восследованием) псалтырей. 89 Князь Д. Э. в «энциклопедическом словаре» изд. Плюшара в своей статье, под именем «Аскольд и Дир» т. III, стр. 309, в угождение духу времени, не стеснился чудо внезапно поднявшейся бури приписать естественному порядку, и говорить, что «наставшая совершенно тишина (сама по себе) предвещала бурю и действительно поднялся сильный ветер и потопил ладьи руссов». Как будто бы Норманы, коих вся деятельность вращалась на море и состояла в переездах из одного прибрежного пункта в другой, не могли различить необыкновенной бури от обыкновенной, явления естественного от сверхъестественного, чтобы не признать в нем гнев Божий и могущество христианского Бога; как будто бы Руссы, долженствовавшие, в предведении Божественном ( Дeяh. XVII, 26 ), развиться в такое великое и могущественное государство, не заслуживали той благопопечительности вседействующего промысла, что бы для обращения их на путь света и истины про изведено было некоторое вразумительное уклонение от порядка природы; как будто бы между молившимися во множестве не было верующих, от всего сердца вопиявших ко Господу о спасении, которым обещана Спасителем власть творить такие же чудеса, какие творил и Он на земле, да и еще большие (Иоанн.. XIV, 12). Но, и не зависимо от этих соображений, достаточно для убеждения в действительности чудесного характера бури, согласного свидетельства, от части, современных греческих писателей, каковы патриарх Фотий в Окружном посланы § 35, продолжатель Константина Багрянородного, сам Багрянородный в Basilius Macedo, n. XCVII, ed Paris p. 211, Кедрин, Зонара ibide p. 173 и Михаил Глика, ed. ibide, p. 298.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010