Не для себя только жила однако же бл. Домнина, не о себе только пеклась в своем уединении: мыслью и сердцем она переносилась к рабам Божиим отшельникам, кои, отрешившись от всего земного, часто не имели самого необходимого – пищи, одежды и проч. Имущество матери и братьев открыто было Домнине для расходов; и вот она печется о тружениках Христовых, доставляет им хлеб, одежду и все необходимое для удовлетворения их ограниченных телесных потребностей. Домнина заботится и о своих посетителях; по её распоряжению, временный приют они находили у сельского священника, содержание же получали от сердобольной подвижницы. Она и мне, говорит бл. Феодорит, 64 когда я прихожу в ту страну, находящуюся на север от нашей, присылает и хлеб, и овощи, и намоченную чечевицу. Скончалась преп. Домнина около 445 года. Преподобный Иаков Кирский Преподобный Иаков Кирский (память 26 ноября). Начну повесть о современных подвижниках, говорит бл. Феодорит, приступая к описанию жития и подвигов Иакова Кирского, 65 с великого Иакова, который первенствует между другими и по времени, и по подвигам; прочие же, подражая ему, совершают дивные и изумительные дела. И действительно, преп. Иаков, по месту подвижничество Кирский, принадлежит к числу славных Сирийских подвижников 5 в., на которых в свое время обращены были взоры христианскою мира, как на столпы истины и чистоты Христовой веры, и к голосу коих обращались в важнейших церковных делах; имя его стояло но ряду с именами Симеона, первого столпника, и Варадата. Возлюбив Бога паче всего на свете и положив себе всю свою жизнь посвятит на благоугождение Ему единому, Иаков еще в молодых годах поступил к преп. Зевину, под руководством коего и положил первые начала подвижничества. Уразумев духом, что в молодом подвижнике имеет явиться великий сосуд благодати, Зевин возложил на него власяницу. Изучив образ жизни и нравственные качества Зевина, Иаков перешел в общество славившегося тогда между Кирскими подвижниками отшельника Марона, у которого пробыл несколько лет, усвояя и его образ подвижничества и аскетические правила. Теперь Иаков решился подвизаться один в совершенном отшельничестве. Оставив общество Марона, он поселился в маленьком домике, в котором подвизался несколько лет в полном уединении, приучая свою душу к самоуглублению и богомыслию. Чувствуя себя уже довольно созревшим в подвижничестве, Иаков простерся на высшие подвиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В своем выступлении Иаков прежде всего ссылается на авторитет Петра, не упоминая при этом ни Павла, ни Варнаву, ни других выступавших. Главным ветхозаветным текстом, который Иаков избирает для подтверждения своей позиции, являются слова из Книги пророка Амоса ( Ам. 9:11–12 ), истолкованные в смысле указания на обращение в веру язычников . . 162 Подразумевается, что это пророчество исполнилось благодаря Христу и Его общине (хотя прямо Иаков об этом не говорит). Иаков затем переходит к конкретным рекомендациям, присоединяясь к позиции Петра и предлагая не затруднять (μ παοενοχλεν) язычников предписаниями закона Моисеева, ограничив требования к ним лишь пятью пунктами. Идет ли речь о решении дисциплинарного или мировоззренческого характера? Иными словами, в своем предложении Иаков исходит лишь из соображений удобства (не следует затруднять язычникам вход в Церковь ) или из понимания того, что закон Моисеев с пришествием Христа утратил силу? Похоже, для Иакова предлагаемое решение – лишь дисциплинарная мера. Он не готов полностью списать со счетов закон Моисеев, но считает, что для язычников достаточно лишь сделать выжимку из него в виде пяти озвученных пунктов. О значимости закона Моисеева для Иакова свидетельствует и тот факт, что он завершает свою речь упоминанием о чтении закона в синагогах по субботам. Это говорит о том, что христиане продолжают участвовать в синагогальных собраниях наряду с иудеями и, несмотря на испытываемые христианами гонения от иудеев, разрыв с синагогой на повестке дня пока не стоит. Интересной параллелью к рассматриваемой речи может служить Послание Иакова, входящее в корпус Нового Завета. Относительно его авторства высказывались самые разные мнения, однако в последнее время традиционная атрибуция послания Иакову, брату Господню, находит все больше сторонников. 163 Мы придерживаемся этой же точки зрения, в том числе no причине тематического сходства между этим посланием и речью Иакова, как она приведена в Деяниях. В послании, в частности, доказывается, что «вера без дел мертва». Эту истину Иаков иллюстрирует примерами Авраама, Исаака и Раав-блудницы – ветхозаветных героев, прославившихся своими делами. Иаков приходит к следующему заключению: «Видите ли, что человек оправдывается делами, a не верою только?.. Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак. 2:2426 ), Послание Иакова резко контрастирует с посланиями Павла, в которых, как мы помним, последовательно доказывалось противоположное: что человек «оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа.., ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал, 2:15–16). И если для Иакова Авраам, приносящий в жертву Исаака, является примером оправдания делами ( Иак. 2:21 : «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?»), то для Павла тот же самый образ является примером веры ( Евр. 11:17 : «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака...»),

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В то время, как они ели их, старец сказал Иакову: «извини меня, брат, что я не умел хорошо приправить сей пищи, и что, может быть, не довольно угощения». Когда же Иаков сказал, что он очень доволен угощением, и что давно уже не ел столь приятной пищи, то старец отвечал ему: «поверь мне, сын мой, что эти бобы – те самые, которые ты выбросил из гостинницы в поток. Теперь уверься, что кто не может хорошо располагать медным горшком при варении растений, так чтобы приготовляемой пищи довольно было для известного числа монахов и чтобы никогда ничего не пропадало, тот не может управлять обществом монахов; ибо апостол говорит: аще кто своего дому не умеет привиты, како о церкви Божией прилежати возможет ( 1Тим.3:5 )?» Услышав эти слова, Иаков получил от них великую пользу и возвратился в свою келлию. Этот же Иаков, живя уединенно в своей келлии, сильно искушаем был бесом блуда. Борясь с ним довольно долгое время, он ослабел в этой борьбе; ибо бес долгое время не переставал воспламенять его. Посему, по неведению ли, или по забвению постановлений, заключающихся в божественных и церковных правилах, Иаков взял нож и исказил себя. Когда освященный Савва узнал об этом поступке Иакова, то, по выздоровлении его, выгнал его из лавры, как самоубийцу. Его принял в свою обитель великий Феодосий. Он, узнавши и рассмотревши, что с ним случилось, привел его в лавру и убедил старца принять его с надлежащею епитимиею. Освященный Савва дал ему заповедь, чтобы он уединенно жил в своей келлии, чтобы из нее никуда не выходил, никого к себе не принимал и ни с кем не имел общения, кроме одного своего служителя. Иаков, принявши от старца заповедь, долгое время молился Богу со слезами. Наконец, старцу открыто было, что Бог принял покаяние Иакова. Старцу было следующее видение. Один светоносный муж указывал ему на одного мертвеца, который лежал пред Иаковом, стоящим на молитве. Иаков, услышавши слова – «Иаков, теперь протяни руку свою и подними лежащего», – воскресил мертвеца. После этого светоносный муж сказал старцу: «вот мертвец воскрес, и ты разреши узы, возложенные на воскресившего».

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Лайтфут отзывается о ней так: «Блум лучше всех излагает мнение отцов церкви, а Шафф тщательнее всех рассматривает библейские аргументы».) Schaff: Jakobus Alphäi, und Jakobus der Bruder des Herrn. Berlin, 1842 (101 p.). Mill: The Accounts of our Lord " s Brethren in the New Test, vindicated. Cambridge, 1843. (Отстаивает теорию Латинской церкви, что Иаков был двоюродным братом Господа.) Lightfoot: The Brethren of the Lord. Приложение к его Com. on Galatians. Lond. 2 d ed. 1866, pp. 247–282. (Талантливейшая работа, в которой автор доказывает мнение Греческой церкви, что Иаков был сводным братом Господа.) H. Holtzmann: Jakobus der Gerechte und seine Namensbruder, в альманахе Гильгенфельда «Zeitschrift fur wissenschaftl. Theol.» Leipz. 1880, No. 2. На втором месте после Петра, вселенского вождя еврейского христианства, по своему достоинству стоит Иаков, брат Господень (которого писатели послеапостольского периода также именуют «Иаковом Праведным» и «Епископом Иерусалимским»), глава древнейшей поместной церкви и вождь самой консервативной части еврейского христианства. Вероятно, он занял место другого Иакова, сына Зеведеева, который был убит в 44 г. по Р.Х., и, наряду с Петром и Иоанном, стал одним из трех «столпов» церкви обрезанных. После того как Петр ушел из Иерусалима, Иаков до самой смерти руководил церковью, с которой начался весь христианский мир. Он не принадлежал к числу Двенадцати, но благодаря своему родству с Господом и поразительному благочестию пользовался таким же большим авторитетом – особенно в Иудее и среди обращенных евреев. 320 Однажды влиянию Иакова или его посланцев поддался даже Петр – он отступил от истины и проявил несправедливость по отношению к братьям–язычникам. 321 Иаков не верил в Господа, пока Он не воскрес. Иаков был старшим из четырех «братьев» (Иаков, Иосия, Иуда, Симон), о которых Иоанн с трогательной печалью пишет: «И братья Его не веровали в Него». 322 Одним из первых и непрестанных испытаний для Господа во дни Его уничижения стало то, что Он не имел чести в Своем отечестве, даже «у сродников и в доме Своем».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Однажды ночью, когда он молился, пещера внезапно наполнилась скорпионами. Они покрыли пол, потолок и стены. Отец Иаков был объят страхом, но быстро совладал с собой и понял, что это было всего лишь искушение от дьявола. Исполнившись дерзновения, с верой во Христа, он приказал им замереть и не приближаться ближе. Маленьким камнем он нарисовал вокруг себя круг и повелел им не пересекать черту. Он продолжал свою молитву до рассвета, но ни один скорпион не ослушался человека Божия. В другую ночь отец Иаков, побежденный усталостью, заснул. Преподобный Давид явился ему и, утешив, велел ему отдохнуть. Проснувшись, старец исполнился любви к Богу и святым Его, дивясь их любви и заботе. Иногда отец Иаков возвращался в монастырь к утренней службе. Он омывал лицо водой и ударял в церковный колокол. Всю свою жизнь отец Иаков оставался верным своему аскетическому уставу, усиливая свое подвижничество когда усиливались искушения. Кроме воздержания в пище и еде, он делал тысячи земных поклонов каждый день. Дьявол, видя бессилие помешать духовному возрастанию Иакова, прибег к крайним мерам. В октябре 1952 года, когда отец Иаков убирал деспотикон, полчище ужасающих демонов, имевших звериный облик, набросилось на него. Он пытался сотворить крестное знамение и возопить к Божией Матери, но каждый раз бес мешал ему. Его нещадно избивали. В конце концов ему удалось освободить одну руку для крестного знамения, и бесы тут же скрылись за окном. Прошло некоторое время, прежде чем Иаков смог встать и заковылять в свою келию. Такое случалось еще несколько раз, и это все больше подрывало здоровье монаха. Похороны блаженного старца Иакова (Тсаликиса) Он много физически страдал. С юного возраста у него была не в порядке спина, болели миндалины, почки, простата. Крайнее подвижничество и нападения бесов обострили все эти болезни. Но долгое время старец не обращался за помощью к врачам. В конце концов в 1967 году (ему было 47 лет) однажды от приступа боли он потерял сознание. Его отвезли в больницу, где доктора и священники попытались убедить его согласиться на операцию, как они думали, аппендицита, но все оказалось гораздо сложнее и хуже.

http://pravoslavie.ru/41353.html

Имя может быть не только отражением сущности человека, но и пророчеством о его будущем. Вот как, например, получил свое имя один из патриархов, Иаков. Будучи одним из двух близнецов, из чрева матери он вышел, держась за пятку своего брата. Имя Иаков (Йааков) созвучно слову «упяточил» (йеаков). Казалось бы, это совершенно внешняя, не имеющая значения деталь… Но дальше в Библии описывается, как Иаков занял место первенца вместо своего брата, Исава. И тогда «… сказал Исав: Не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня [дословно: «упяточил»] уже два раза?» В дальнейшем Иаков получил новое имя, Израиль, и это имя стало названием происшедшего от него народа. Его лингвистическая этимология до сих пор неясна, однако в библейском тексте мы находим то, что современный ученый назовет наивной «народной этимологией». В Книге Бытие рассказывается о борьбе Иакова с таинственным незнакомцем, который под конец поединка дает Иакову новое имя: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом и людьми и превозмог». Автор недвусмысленно связывает здесь имя «Израиль» (Йисраэль) с глаголом «сара», «бороться» (для чего современные лингвисты не усматривают надежных оснований), и с существительным «эль», «Бог» (а вот эта связь как раз совершенно бесспорна). Если первое имя описывает историю отношений Иакова с братом, то во втором в каком–то смысле сокрыта история его отношений с Богом, замысел Которого Иаков постоянно стремится «подправить», присвоив себе первородство и отцовское благословение. Позднее пророк Осия скажет об Иакове–Израиле, имея в виду оба его имени: «Еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав боролся с Богом» (Ос. 12:3). Как пророчества звучат имена Еммануил и Иисус. В Ветхом Завете Исаия предсказывает грядущее рождение чудесного младенца: «Дева… родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). В Новом Завете евангелист Матфей так передает весть, которую ангел возвестил Иосифу: «…родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус: ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

1. Кто был боровшийся с Иковым? – Иные иолагают, что это был или злой дух в образе Исава, или " ангел?, хранитель Исава, или просто ангел; но св. толковники: Иустин, Златоуст, Феодорит и др. видят здесь Сына Божия, что и сообразно с наименованиями, какие даются борцу и Свящ. Писании (см. Быт.32:24, 28, 30 и Ос.12:3, 4 ). 2. Что означало борение Иакова с Богом? – Оно знаменовало и вместе содержало под внешним борением внутрений молитвенный подвиг к Богу. Иаков «плакал и умолить» Бога о милости, и сила его покаяния и молитвы склонила гнев Божия правосудия (за прежние дурные действия Иакова против своего брата Исава) на милостивое прощние те и Божие покровительство ему. Чувствониым борением с Иаковом Бог благоволил указать всем верующим на то, что Он входит в такой суд с согрешающими, при котором они могут склонить (побороть) гнев Божий на милость: потому что любовь к кающимся грешникам побеждает в Боге карающее правосудие (см. Ос.12:2–6 ). в) Гл. XXXV, 1–15: явление, Бога Иакову в Вефиль и повторение прежде данных обетований. Изложение содержаний. – После несчастного произшествия в Сихеме (см. В. XXXIV). Бог вызывает Иакова в Вефиль для исполнения обета, данного Иаковом еще после видения лестницы (XXXV:1). Готовясь к особенному торжественному богослужению, Иаков повелевает всем домочадцам очиститься чрез омовение и выбросить идольские изображения (ст.2–4 ch.XXXI:19). После этого Иаков со всем имением и домочадцами двинулся вл. Вефилю, и никто из окрестных жителей не посмел потревожить его; потому что «страх Божий» на пал на всех. По прибытии на место первого богоявления Иаков создал жертвенник и принес обещанные жертвы (ст. 5–7). Здесь же Иаков похоронил Девору, кормилицу Ревекки (ст. 8). «Здесь же еще раз является Бог Иакову и дает ему обетования о происхождении от него многих народов и царей и о наследии земли Ханаанской (ст. 9–12). Бог восходить от Иакова, а Иаков в память этого богоявления поставляет каменный столп и возливает на него вино и елей, как жертву веселия и благодарения за благодатную милость Бога (ст. 13 и 14). После этого Иаков вторично нарекает это место Вефилем (ст. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Известно, что одного из них — святого Григория Паламу — царь Стефан дважды приглашал перейти в Сербскую Церковь. Другой последователь преподобного Григория Синаита — митрополит Иаков Серский был ближайшим его советником. Постоянное общение с монахами-исихастами, в основе которого лежали глубокое благочестие и крепкая православная вера царя Стефана Душана, способствовало распространению исихазма в стране. После смерти Стефана Душана 1355) исихасты находили поддержку в лице его вдовы Елены (впоследствии монахиня Елисавета), которая была сестрой болгарского царя Иоанна Александра.В силу этих благоприятных обстоятельств в Сербии в XIV веке интенсивно распространялось исихастское движение.   Митрополит Иаков Серский   В Сербии учение преподобного Григория Синаита распространилось еще при его жизни. Одним из первых и ближайших учеников преподобного был Иаков, впоследствии митрополит города Сер в Македонии с. 19]. В житии Григория Синаита говорится, что под руководством преподобного Иаков достиг такой высоты добродетелей, что был удостоен архиерейского сана и поставлен во епископы епархии Сервион 7-е изд., ч. 1, с. 332; 23, с. 47].Во время архиерейского служения митрополит Иаков поддерживал духовную связь с Синайским монастырем, куда посылал для сербской монашеской общины богослужебные книги. Исходя из этого, исследователи предполагают, что он некоторое время провел в монастыре Пресвятой Богородицы на Синае, где и познакомился с преподобным Григорием Синаитом с. 105; 99, с. 35]. На Афонской Горе, судя по житию святого Григория Синаита, Иаков пришел к нему, когда он уже был известным учителем внутреннего делания и трезвения с. 47].Митрополит Иаков Серский был славянского происхождения. До своего епископского служения, вероятно после приезда со Святой Горы Афон, он подвизался в скиту преподобного Петра Коришского. Этот скит, бывший в то время подворьем афонского Хиландарского монастыря с. 105], находился в окрестностях Призрена. Здесь, по всей видимости, и произошла его встреча с сербским царем Стефаном Душаном (Сильным), который любил это место и часто посещал его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

Святитель Амвросий Медиоланский , так аллегорически истолковал призыв к Иакову, – переселиться в Египет: « Каким образом они не понимают того, что сами читают, и отрицают Моисея, которого почитают, ибо не хотят верить его писаниям? Что же более очевидно, нежели то, что в этом месте они призываются перейти в Церковь Божию, чтобы сжатые прежде в узких границах Иудеи они перешли к народу Божию, который собрался со всего мира, из всех племен и народов, и сделался великим народом. Действительно, «по всей земле прошло вещание их» ( Пс.18:5 ). Итак, зовется Иаков сыновьями своими, то есть народ иудейский призывается к благодати 72 . « Иаков отправился из Вирсавии; и повезли сыны Израилевы Иакова отца своего, и детей своих, и жен своих на колесницах, которые послал фараон, чтобы привезти его » ( Быт.46:5 ). Конструкция этого текста очень сложная: говорится о многих, и в то же время говорится « привезти его ». Это связано с тем, что праведник своего поколения, любой праведный в своем поколении, является наиболее ясным выразителем целого поколения в самых лучших каких-то его достижениях. Поэтому, хотя говорится о многих, но говорится и об одном. Известный текст «…Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» ( Ос.11:1 ) в одинаковой степени относится и к святому семейству, когда с Богомладенцем Иисусом они возвращались в Землю обетованную после бегства в Египет и к исходу еврейского народа из египетского плена также. Чередование имен Иаков-Израиль – Израиль-Иаков, мы с вами уже об этом говорили, используется здесь не просто так: имя «Израиль» – это имя духовное, которое означает «воин Божий», а имя «Иаков» – означает обманщика. И то, что Иаков получает новое имя, свидетельствует о том, что он смог возвыситься над своим, скажем так, набором ген, над своим происхождением, потому что сначала было определено, что он – обманщик. Имена давались в пророческом озарении, и в имени обозначалась как бы вся судьба человека. Но Иаков сумел преодолеть рок и возвыситься над своим происхождением, даже над теми пророческими предсказаниями о нем, что он будет обманщиком. Но уход, спуск в Египет может означать риск духовной деградации, если не для самого Израиля (Иакова), то для его потомков.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Следовательно, человек оправдывается делами, а не верою только. У Павла термин «оправдаться» означает получить Божье подтверждение об освобождении грешника от всяких обязательств, то есть слово это получило у него новое значение. Иаков же использует это слово в его первоначальном значении (том, которое мы находим в греческом варианте Ветхого Завета), предусматривающем, что человек объявляется оправданным или праведным. Это утверждение, доказывает Иаков, определяется не содержанием человеческого сердца, которое невидимо, но содержанием дел, которые видимы. Далее Иаков обращается ко второму библейскому сюжету – истории Раав, описанной в Нав. 2 . Эта блудница услышала о делах Божьих и поверила им в своем сердце, но этого было недостаточно для ее спасения, так как в Иерихоне могло быть множество людей, имеющих такую же веру. Раав же доказала свою веру делами, когда помогла иудейским разведчикам. Она была спасена только потому, что ее вера воплотилась в реальноое дело. С тех пор иудейская религия относится к ней как к матери всех язычников, обратившихся в иудаизм, а история с Раав стала первым примером такого обращения. 2:26 Заключительное обращение. Последняя фраза данного отрывка кратка по форме и ясна по содержанию. Вера без дел подобна трупу, то есть телу, лишенному духа, или дыхания. Она мертва, бесполезна и не достойна жизни, и она не спасает. Но есть настоящая, спасающая вера, которая всегда производит дела, совершаемые в послушании Богу. 3:1 – 4:12 Испытание на чистоту языка Одним из показателей преданности человека Христу является «хранение уст». В гонимой церкви всегда есть опасность такого весьма распространенного явления, как распри и споры между верующими. 3:1–12 Злоязычие Иаков начинает с того, что называет язык мощным оружием зла, и затем погружается в долгий и кропотливый анализ этого явления. Прежде всего, говорит Иаков, язык есть основное орудие учителя, и рекомендует не многим делаться учителями, ибо очень многие стремятся учительствовать и лидерствовать в христианских общинах. Иаков указывает на опасную природу таких амбиций, поскольку они могут стать причиной конфликтов внутри церкви. Во–первых, потому что, какими бы добрыми ни были намерения учителя, он непременно подвергнется большему осуждению. Иаков включает и себя в число таких учителей и напоминает о том, как строго Иисус судил учителей–иудеев ( Мф. 23:1 – 33 ; Мк. 12:40 ; Лк. 20:47 ), а также о том, что за каждое безответственно сказанное слово нам придется отвечать ( Мф. 12:36 ). Кроме того, Иисус учил, что люди ответственны за свое знание ( Лк. 12:47,48 ). Учитель должен обладать знанием и являться примером для церкви, и новозаветные учителя были призваны назидать церковь не столько словом, сколько своей жизнью и личным примером. Какую огромную ответственность несут на себе эти люди и сколь трудным будет для них день Суда!

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010